Законы вступившие в силу с 1 января 2014 россия

Законы, вступающие в силу 1 января 2015 года

Деофшоризация, налоговые каникулы для предпринимателей, новые формы налоговых деклараций, окончание переходного периода и свободная экономическая зона в Крыму, патентная система трудоустройства для иностранных работников и введение торгового сбора в регионах — это далеко не весь перечень основных изменений в российском законодательстве, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

Заплати налоги по-новому

Наверное, больше всего изменений в 2014 году претерпел Налоговый кодекс РФ. Многие из принятых в него поправок должны вступить в силу 1 января 2015 года. Они касаются как изменений в формах и сроках налоговой отчетности, так и ответственности налогоплательщиков за своевременное и полное предоставление сведений налоговым органам и уплату налогов вовремя. Итак, в Налоговом кодексе РФ с 1 января меняется:

НДС

Декларацию по НДС можно будет сдавать позже. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ сдвигает сроки сдачи налоговой декларации и уплаты налога на пять дней — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Однако сдавать декларацию по НДС с 1 января 2015 года необходимо в электронной форме даже предприятиям-посредникам и налоговым агентам. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ изменил пункт 5 статьи 174 НК РФ. Усилена и ответственность налогоплательщиков за предоставление налоговой декларации по НДС в ненадлежащей форме — согласно Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ будет считаться не сданной совсем и за это придется заплатить штраф в размере 5 процентов от всей суммы налога по декларации.

Форма декларации по НДС тоже изменилась. Согласно Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ в электронную декларацию необходимо включать сведения обо всех выданных и полученных предприятием счетах-фактурах, по которым начислен НДС и заявлены вычеты, в том числе организациям, использующим УСН и ЕНВД. Такие изменения внесены в пункт 5.1 статьи 174 НК РФ. Кроме того, уточняются правила определения места осуществления деятельности, облагаемой НДС. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» закрепляет, что кроме адреса государственной регистрации налогоплательщика, местом осуществления деятельности может считаться место управления компанией, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, постоянного представительства, если услуги оказаны через него, место жительства физлица или место, указанное в учредительных документах. Такой порядок с 1 января закрепляется и для постоянно действующих филиалов и представительств. Согласно нормам этого же ФЗ, обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части посреднической деятельности, возложена на всех налоговых агентов, даже если они не являются налогоплательщиками, в том числе на экспедиторов и застройщиков. Остальные налогоплательщики могут больше не вести журнал учета счетов-фактур совсем, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ.

См. подробную справку: НДС-2015

Налог на прибыль

В пункте 2 статьи 254 НК РФ вступают в силу изменения, позволяющие списывать материально-производственные запасы компании, полученные ей безвозмездно. Теперь списать такие МПЗ в расходы можно по учетной стоимости, определенной при постановке их на бухгалтерский учет. Этот же Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ внес изменения в пункт 1 статьи 254 НК РФ, определяющие возможность постепенного списания на расходы имущества стоимостью менее 40 тысяч рублей, даже если срок его службы более одного года. Изменяется и порядок списания сырья, материалов и товаров. С 1 января, в соответствии с новой редакцией пункта 8 статьи 254 НК РФ и пункта 1 статьи 268 НК РФ, их можно будет списывать только методом ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы. Метод ЛИФО отменен из-за того, что он уже фактически не применяется в бухучете.

Кроме того, Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточняются правила обложения налогом на прибыль доходов в виде дивидендов по акциям российских эмитентов. С 1 января 2015 года они становятся едиными для выплат в адрес как российских, так иностранных организаций.

НДФЛ

С 9 до 13 процентов вырастет налог с дивидендов, согласно нормам Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ, а НДФЛ с благотворительной помощи, получаемой от всех организаций (а не только от некоммерческих, как было раньше) детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на 1 члена не превышают прожиточного минимума, отменят полностью, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот же закон изменяет порядок обложения НДФЛ доходов от продажи недвижимости, находящейся в собственности более трех лет. Этот льготный срок остается только для некоторых категорий недвижимости и граждан — в случаях, когда недвижимость получена в порядке наследования, по договору дарения от члена семьи или близкого родственника, а также для приватизированной недвижимости, или полученной по договору ренты. Для всей остальной недвижимости срок владения для освобождения от НДФЛ увеличен до пяти лет.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внес обязанность для иностранных работников, трудоустроенных на основании патентов по найму у ИП и юридических лиц оплачивать авансовый платеж по НДФЛ. Размер такого платежа установлен в 1200 рублей для всех российских регионов, но он подлежит индексации на специальный коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Такие регионы РФ как Москва и Санкт-Петербург уже определили районный коэффициент для индексации авансового платежа НДФЛ иностранных работников.

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в свою очередь изменил размер НДФЛ для нерезидентов РФ, признанных беженцами или получившими временное убежище в России с 30 процентов общей ставки НДФЛ для иностранцев до 13 процентов, как для граждан России.

См. подробную справку: НДФЛ-2015

Налог на имущество

Изменения в Налоговом кодексе РФ по налогообложению имущества коснулись как физических лиц, так и организаций. С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», определяющий, что исчисление имущественного налога на недвижимость происходит, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Введение новой ставки налога будет происходить в регионах РФ поэтапно, однако до 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти на взимание налога из расчета кадастровой стоимости. Ставка налога для жилых помещений установлена в размере 0,1%, но региональные власти получили право ее уменьшения до нуля или увеличения, но не более чем в три раза. В отношении жилых объектов недвижимости стоимостью более 300 млн рублей и вс ех нежилых объектов установлена ставка имущественного налога в размере 2%.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ внесет изменения в порядок расчетов по налогу на имущество организаций. Теперь движимое имущество будет облагаться налогом, если оно принято на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, передачи активов или ликвидации взаимозависимого лица. Кроме того, в пункт 4 статьи 374 НК РФ, внесены изменения, согласно которых не облагаются имущественным налогом основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств. Для компаний, использующих УСН с 2015 года отменена льгота, позволяющая не платить имущественный налог. В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ это коснется только той недвижимости, которая оценивается по кадастровой стоимости, чаще всего это офисные помещения и торговая недвижимость.

Торговый сбор

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ добавил в Налоговый кодекс РФ новую главу 33 «Торговый сбор». Новый налог будут должны уплачивать юридические лица и ИП, занимающиеся торговой деятельностью и оказанием услуг населению, в местный бюджет. Порядок введения торгового сбора определяют сами субъекты РФ. Законодательно он установлен только для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Остальным субъектам РФ торговый сбор можно будет установить только после подачи заявки и принятия соответствующего Федерального закона. На сумму уплаченного сбора можно уменьшать налог УСН и региональный налог на прибыль.

См. подробную справку: Торговый сбор

Контроль ФНС и ответственность плательщиков

Значительные изменения произошли в порядке налогового контроля и ответственности за несоблюдение законодательства налогоплательщиками. В некоторых моментах контроль и ответственность усилились, а в некоторых они стали более лояльными и удобными, как для плательщиков налогов, так и для самих инспекторов ФНС. В частности, с 1 января 2015 года заработает налоговый мониторинг. Он введен Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ, и представляет собой принципиально новую форму взаимодействия органов ФНС и налогоплательщиков. Теперь, компании, чей совокупный доход за предыдущий год составили минимум 3 млрд. рублей, а сумма уплаченных федеральных налогов — не менее 300 млн. рублей, могут подать заявление и добровольно открыть для ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени. При переходе на налоговый мониторинг организация страхует себя от проведения налоговых проверок на весь период его действия.

Для остальных налогоплательщиков станет актуальным Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ, в соответствии с которым инспектора ФНС смогут провести осмотр помещений компании, если во время проведения камеральной проверки выявили несоответствия в отчетности или налогоплательщиком в налоговой декларации была заявлена сумма налога к возмещению. Такое право закрепляется новой редакцией пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса РФ. Кроме того, при выявлении противоречий в налоговой отчетности, инспекторы ФНС получают право требовать предъявления счетов-фактур, договоров и других первичных документов для проверки.

Всем компаниям, которые отчитываются перед ФНС в электронном виде, важно знать, что в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2013 № 134-ФЗ, им вменяется обязанность обеспечить прием электронных документов от ИФНС и подтвердить факт их получения. Для этого, компания в течение шести рабочих дней должна направить квитанцию о приеме документов по ТКС. Если организация этого не сделает, то, в соответствии новыми правилами, налоговики могут заблокировать ее расчетный счет. Операции по счету приостановят и в случае, если организация опоздает со сдачей налоговой декларации более чем на 10 дней.

Все акционерные общества с 2015 года обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ внес такую норму в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Кроме того, закон разделил их на публичные и непубличные.

Новое в трудовом законодательстве

За нарушение трудового законодательства, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ, вырастут штрафные санкции. Согласно новой редакции части 3 статьи 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления трудового или гражданско-правового договора должностные лица заплатят штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, предприниматели — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а предприятия — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Выходные пособия в размере трехкратного среднего заработка освободили от взносов в обязательные фонды, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ. Для Крайнего севера это размер составляет шесть средних заработных плат. При этом не имеет значения, является выходное пособие «отступными» по трудовому договору или компенсацией.

Кроме того, в новой редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вводится новая пенсионная формула. Главная цель нововведения — обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы. Для этого минимальный страховой стаж повышается с 5 лет до 15 лет, и будет увеличиваться на 1 год, каждый год.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменяет существующий механизм привлечения иностранцев, прибывших в Россию в безвизовом порядке, к трудовой деятельности. Механизм квотирования заменяется патентной системой, вводится обязательная медицинская страховка для иностранных работников и обязанность сдачи экзаменов на знание русского языка.

m.ppt.ru

Наиболее значимые законы 2013 года по версии «Право.Ru»

Редакция «Право.Ru» обозревает некоторые законы, принятые или вступившие в силу в 2013 году. Уходящий год запомнится тем, что за преступления и правонарушения ужесточилась ответственность, были введены новые ограничения и запреты, а поверх всего этого случилось две амнистии.

Упразднение ВАС и урезание полномочий Генпрокурора

По инициативе Владимира Путина под конец года была изменена Конституция. Для единообразия судебной практики в стране создается «единый» Верховный суд и ликвидируется Высший арбитражный. ВС станет «высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом». Его первоначальный состав сформируют специальные квалификационная коллегия и экзаменационная комиссия. При этом через сито отбора придется пройти и действующим судьям ВС и ВАС, судей освобождают лишь от экзаменов.

Заодно серьезно урезаются полномочия Генпрокурора. Глава государства собирается сам выбирать ему заместителей и утверждать их через Совет Федерации. До этого кандидатов определял генпрокурор и обращался за их утверждением в верхнюю палату парламента. Кроме того, президент вместо генпрокурора, но по его представлению и согласованию «с субъектами» (не уточняется, о какой ветви власти идет речь), будет назначать «прокуроров субъектов РФ». Освобождать их от должности тоже будет глава государства.

Две амнистии

В июле по инициативе Путина Госдума объявила «экономическую» амнистию, по которой от наказания должны были освободиться бизнесмены, осужденные по 27 статьям УК. При этом необходимым условием для освобождения стало возмещение убытков потерпевшим и отсутствие в обвинении статей, не перечисленных в постановлении об амнистии. Во время обсуждения документа в парламенте предполагалось, что по линии МВД будет прекращено 1299 уголовных дел и освобождено от уголовной ответственности 1280 подозреваемых. ФСИН планировало освободить 340 человек: 180 человек из колоний и 160 из СИЗО. Еще 1350 человек, по данным тюремного ведомства, отбывали наказание, не связанное с лишением свободы. В начале ноября уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что под экономическую амнистию попали 1284 человека. По его словам, эта «цифра не окончательная, у нас есть люди, которые могут по-прежнему попасть под амнистию, потому что идет процесс переквалификации».

Вторую амнистию — к 20-летию Конституции Госдума объявила в декабре также с подачи Владимира Путина. По его словам, он предлагал депутатам сделать это самостоятельно, но те отказались, потому что «так легче проводить дискуссию в рамках самого парламента». Эта амнистия получилась масштабней первой — по оценке Госдумы, под амнистию попадет около 25 000 человек. От наказания освобождены: осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет; осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавшие наказание в воспитательных колониях; осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывшие не менее половины назначенного срока наказания. На свободу благодаря амнистии отпущены участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, фигуранты «болотного дела» Мария Баронова, Николай Кавказский, Владимир Акименков и Леонид Ковязин отпущены на свободу, а также экологи-«пираты» с судна Arctic Sunrise.

Регулирование интернета

Под конец года парламент защитил страну от противоправной информации в интернете, а именно: от призывов к массовым беспорядкам, терроризму, от разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, а также от призывов к участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Такая информация будет удаляться, а сам ресурс или его часть блокироваться во внесудебном порядке. Изменения стали возможны благодаря закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

С 1 августа 2013 года вступил в силу «антипиратский закон», по которому споры о защите исключительных прав на кино- и телефильмы в интернете в первой инстанции теперь рассматриваетМосгорсуд. При этом суд может оперативно накладывать обеспечительные меры (блокировать доступ к спорному контенту) по заявлению правообладателя и уже начал это делать. По закону 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» предварительные обеспечительные меры могут устанавливаться еще до подачи иска, соответствующее заявление в Мосгорсуд можно передать через канцелярию или посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда. Заявитель при подаче заявления должен представить в суд документы, подтверждающие факт использования в интернете объектов исключительных прав и свои права на данные объекты; документы также могут быть представлены в электронном виде.

УДО стало платным под лозунги о защите прав потерпевших

Тема защиты прав потерпевших стала модной в 2012-2013 годах — было принято сразу два закона, расширяющие их права. В июле был принят закон 221-ФЗ «О внесении изменений в статью 83 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», по которому жертвы преступлений смогут теперь участвовать в судебных заседаниях при решении вопросов об УДО или смягчении наказания для своих обидчиков. Известить их обязаны, как минимум, за 14 дней до заседания. Ехать в суд или нет (вопрос рассматривает суд рядом с колонией) — решать потерпевшему, в качестве альтернативы предлагается использовать видео-конференц-связь.

В декабре права потерпевших были расширены вновь — им разрешено влиять на меру пресечения, которую суд избирает для обвиняемого или подозреваемого. При желании потерпевшие смогут узнавать о прибытии или освобождении своего обидчика, а также маршрут его следования. Это будет возможным, если суд во время разбирательства удовлетворит соответствующее ходатайство жертв. Одновременно закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» ввел новое условие для условно-досрочного освобождения или смягчения наказания: им стало «полное или частичное» возмещение осужденным вреда потерпевшему.

Уголовная составляющая

Из-за недостатка финансирования во второй раз отложено введение в действие нового вида уголовного наказания — принудительных работ, которые по задумке экс-президента Дмитрия Медведева должны были с 1 января 2013 года стать альтернативой лишению свободы. На этот раз парламентарии дали ФСИН отсрочку до 1 января 2017 года: по инициативе Минюста был принят закон «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Продолжительность домашнего ареста ограничена 18 месяцами. Закон 7-ФЗ «О внесении изменения в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разработан после постановления Конституционного суда, в котором тот признал не соответствующими Конституции положения статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ, поскольку они не ограничивали предельный срок домашнего ареста.

Принятый по инициативе Владимира Путина закон 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что компенсировать пострадавшим в теракте вред, в том числе и моральный, должны не только террористы, но и их родственники и близкие лица. Ст.5 УПК к последним относит тех, кто состоит с террористом в родстве (свойстве), и те, «чья жизнь, здоровье и благополучие дороги ему [террористу] в силу сложившихся личных отношений». Одновременно государство получило право изымать у них имущество, если они не смогут доказать законность его происхождения. Им придется доказывать законность не всего имущества, а лишь того, которое куплено после «начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности».

Ужесточение наказаний за нарушение Правил дорожного движения

Летом после согласия премьера Дмитрия Медведева было отменено «нулевое промилле», на введении которого в августе 2010 года он настоял. Теперь трезвым считается водитель, у которого не более 0,16 мг спирта на один литр выдыхаемого воздуха (приблизительно равно действовавшей ранее норме в 0,3 промилле). Но эту мягкость «сбалансировали» ужесточением санкций за нарушение ПДД по большинству статей 12-й главы «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса об административных правонарушениях. Закон 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» увеличил со ста до 500 руб. минимально возможный штраф. К наказанию «лишение прав на 1,5-2 года» за управление транспортным средством в нетрезвом виде добавился штраф в 30 000 руб. 50 000 руб. придется заплатить в казну тем, кто нарушит правило трезвости во второй раз, а права в этом случае отберут уже на три года. Труднее стало получить права обратно после истечения срока наказания — для этого водителям заново придется сдать теорию на знание Правил дорожного движения. Тем же, кого наказали по «пьяным» статьям, предстоит еще и медосвидетельствование.

В ноябре изменились правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения: их теперь можно проходить на транспортных средствах, как с механической, так и с автоматической трансмиссией, но сдавшие экзамены на «механике» смогут ездить на автомобилях с любыми коробками передач, а сдавшие на «автомате» — только с аналогичными. Кроме того, закон 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» запретил сдавать экзамены после самостоятельной подготовки, это можно будет сделать только после обучения в автошколе. В рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE») закон ввел подкатегории: «А1», «С1», «D1», «С1Е» и «D1E».

Московские и петербургские чиновники получили право выписывать штрафы за неправильную парковку, а деньги направлять в городской бюджет. Сенсационные поправки оказались в законе 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к городу Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий изъятие земли в «новой Москве» для государственных нужд у нынешних собственников.

Ужесточение контроля за перемещением россиян и иностранцев

Под конец года парламент с подачи Владимира Путина ввел уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства или пребывания. За эти нарушения полагается штраф 100 000-500 000 руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет. Фиктивной считается регистрация, сделанная на основе заведомо ложных сведений. А для иностранцев — временная регистрация по адресу, где они не намеревались проживать.

Отсутствие регистрации по месту пребывания проживающему будет стоить в 2000-3000 руб. штрафа, а собственникам или нанимателям этого помещения — физлицам — 2000-5000 руб., юрлицам — 250 000-700 000 руб. Дороже «будут стоить» нарушения в Москве и Санкт-Петербурге: для «съемщиков» жилья — 3000-5000 руб., собственников — 5000-7000 руб., а для юрлиц — 300 000-800 000 руб. Новшества закреплены в законе 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Иностранцам, приезжающим в Россию без визы и прожившим здесь 90 дней, запретили возвращаться обратно ранее, чем через три месяца. Срок временного пребывания в России не может суммарно превышать 90 суток в течение каждого периода в 180 дней, гласит закон «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С 2015 года для получения загранпаспорта россиянам придется сдавать отпечатки указательных пальцев. По закону 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» новшества затронут всех, кто достиг 12 лет. Храниться информация будет в «электронном носителе паспорта», а чиновники будут обязаны удалить эти сведения из своих баз после того, как гражданин получит свой документ. Также документ предусматривает создание Единого федерального реестра выданных паспортов, который будет вести ФМС.

Забота о государстве и…

Закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» ввел уголовную ответственность за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России. Такие действия будут караться штрафом до 300 000 руб., либо обязательными работами до 300 часов, или лишением свободы до трех лет.

Регионам разрешили отказываться от прямых выборов губернаторов и выбирать своего главу силами депутатов парламента. В этом случае партии, прошедшие в местные заксобрания или Госдуму будут предлагать по три кандидатуры президенту. Тот будет утверждать «финалистов», а окончательного победителя определят депутаты местных парламентов. Такие новшества закреплены в законе 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон «пяти шестерок» — 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» обязал банки сообщать в налоговые органы информацию об открытии/закрытии, изменении реквизитов счетов не только юрлиц, но и физлиц. Ужесточена ст. 193 УК — о невозвращении из-за границы иностранной валюты, подлежащей по закону обязательному зачислению на счет в уполномоченном российском банке. С 30 млн руб. до 6 млн руб. снижается размер спорной суммы, «утаивание» которой грозит уголовной ответственностью, а 30 млн руб. — становится особо крупным размером. Разбить один большой перевод на несколько мелких не удастся, размеры платежей по операциям, совершенным в течение года, будут суммироваться.

… населении: закон против курения

«Антитабачный» закон запретил торговлю табаком в киосках. Это право осталось только у магазинов и павильонов, где есть торговый зал. Введен полный запрет на рекламу сигарет, а также спонсорство и любое продвижение табака. Демонстрация табачных изделий запрещена во всех новых аудиовизуальных произведениях (теле- и- видеофильмах) для детей. Кроме того, по закону 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается курение на рабочих местах, в помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов, ресторанах, кафе, близ вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и на пассажирских платформах для электричек.

С 1 сентября 2013 года за курение на территориях и объектах, где это запрещено, начали штрафовать на 500-1500 руб., за курение на детских площадках — на 2000-3000 руб. Кроме того, по закону 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» приобщение ребенка к курению будет «стоить» 1000-2000 руб. административного штрафа. Если курить ребенка научат родители, то им придется отдать в казну государства 2000-3000 руб.

Против пропаганды гомосексуализма

Вне закона оказалась пропаганда среди детей и подростков «нетрадиционных сексуальных отношений». За распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, введен штраф в 4000-5000 руб. для граждан, 40 000-50 000 руб. для должностных лиц, 800 000 — 1 млн руб. для юрлиц. Строже в несколько раз санкции за такие же деяния, но совершенные в СМИ или в интернете,—для физлиц 50 000-100 000 руб., для должностных лиц 100 000-200 000 руб., 1 млн руб. для юрлиц, либо административное приостановление их деятельности до 90 суток. Новеллы закреплены законом 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей».

Заодно парламент запретил усыновлять детей из России однополым супружеским парам, а также одиноким гражданам тех стран, в которых однополые браки разрешены. Запрет установлен в законе 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Защита чувств верующих

Летом парламент ужесточил наказания за оскорбление чувств верующих. За «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» теперь полагается штраф до 300 000 руб. или лишение свободы до одного года. Строже наказание (штраф до 500 000 руб. или заключение до трех лет) предусмотрено за эти же действия, но совершенные в местах для религиозных церемоний. Административная ответственность (штраф от 30 000 до 50 000 руб. или обязательные работы до 120 часов) предусматриваются для тех, кто умышленно осквернит или испортит религиозную или богослужебную литературу, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики. Такие новшества закреплены законом 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».

Отмена «мобильного рабства»

С 1 декабря вступил в силу закон об отмене «мобильного рабства». По нему стало возможно сменить оператора сотовой связи и при этом сохранить прежний телефонный номер. В ноябре парламент принял закон 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи»», который должен стимулировать операторов не затягивать с выполнением просьбы клиента о переводе. С марта 2014 года, если оператор не отдает клиента конкуренту, ему придется оказывать ему услуги сотовой связи бесплатно. Кроме того, закон 304-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» запретил продажу сим-карт в нестационарных точках и обязал продавцов обязательно указывать паспортные данные абонента в заключаемый договор.

Защита частной жизни

Закон 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ввел запрет на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина. В частности, сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. В то же время не будет являться нарушением этих правил сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если она ранее стала общедоступной, либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Забота о кошельке: самозанятых.

С 1 января 2014 года с 35 665 руб. до 19 425 руб. в год снизятся отчисления в социальные фонды для части самозанятого населения — индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов. Новая формула расчета взносов выглядит так: при годовом доходе до 300 000 руб. отчисления в ПРФ будут исчисляться из одного, а не двух, как сейчас, МРОТ (минимальный размер оплаты труда), а с суммы сверх 300 000 руб. дополнительно возьмут один процент, но не более 26% от восьми МРОТ. Поводом для принятия закона 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» стало резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей после увеличения с января 2013 года размера взноса в ПФР и внебюджетные фонды для самозанятых лиц. Их обязали платить в казну 35 665 руб. вместо 14 386 руб. в год.

Закон 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» призван отрегулировать отношения кредитора и заемщика, а заодно и работу коллекторов. Последним запрщается «непосредственное взаимодействие» с должником и отправка ему SMS по рабочим дням в период с 22 до 8 часов и по выходным и нерабочим праздничным дням с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика. Одновременно устанавливается, что банки обязаны публиковать всю стоимость кредита в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора. Это должно быть сделано «прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального из используемых на этой странице размера».

… покупателей недвижимости.

Изменились правила предоставления налогового вычета при покупке недвижимости: его можно будет получать с покупок нескольких объектов до тех пор, пока максимально возможный предел не исчерпается. Сегодня его размер составляет 13% (260 000 руб.) от 2 млн руб. Закон 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» ограничивает максимально возможный возврат уплаченных процентов по ипотеке 390 000 руб., то есть 13% от 3 млн руб.

… государственном бюджете

Повышенный транспортный налог вводится с 2014 года на автомобили дороже 3 млн руб. с января 2014 года. Чем дороже машина, тем выше фискальная нагрузка. Повышающий коэффициент на машины стоимостью 3-5 млн руб. будет действовать три года: в первый год выпуска владельцу придется заплатить в 1,5 раза больше, чем обладателям менее дорогих авто, на второй — уже в 1,3 раза, а на третий год коэффициент снизится до 1,1. Закон 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на протяжении пяти лет с момента схода автомобиля с конвейера в два раза больше по сравнению с обычными тарифами придется отчислять в налоговую обладателям машин стоимостью 5-10 млн руб. Если машина стоит 10-15 млн руб. и не старше 10 лет, либо дороже 15 млн руб. и ей до 20 лет, то ежегодно в казну его владелец будет отчислять налог в троекратном размере.

Воспитание спортивных фанатов

Нарушение правил поведения на стадионе во время соревнований теперь для болельщиков может обернуться запретом на посещение таких мероприятий, гласит закон 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Кроме того, само нарушение запрета на посещение соревнований может повлечь штраф в размере 20 000-25 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток. При этом болельщики, которым запрещено посещать стадионы, в дни проведения спортивных мероприятий не только не смогут пройти на стадион, но и вернуть деньги за билет.

Борьба с коррупцией

По инициативе Путина чиновникам запретили иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России, а также иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов. Помимо этого, им запрещено доверительное управление их имуществом, если оно предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты. Информация о нарушении чиновниками запретов может быть вскрыта в ходе проверки, инициировать которую смогут правоохранительные и другие госорганы, Центробанк, органы госвласти субъектов, руководящие органы политических партий и общественных объединений, Общественная палата, общероссийские СМИ. Новые правила закреплены законами 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Госзакупки

Весной парламент принял 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который в 2014 году придет на смену закону о госзакупках. Он расширил способы определения поставщиков товаров или исполнителей госконтрактов. Помимо существующих на сегодняшний день трех способов — аукциона, конкурса и запроса котировок, — должны появиться и другие формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, а также возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Есть в нем и «страховка» от демпинга недобросовестных поставщиков: при понижении цены на 25 и более процентов компания будет обязана предоставить заказчику финансовое обеспечение в 1,5 раза больше указанного в конкурсной документации, но не менее, чем в размере аванса, если он предусмотрен. Такие правила будут распространяться на заказы стоимостью свыше 15 млн руб. Для более мелких заказов предусмотрены щадящие условия: вместо фингарантий участник конкурса сможет сослаться на исполненные без нарушений в течение последнего года три контракта.

Однако в декабре депутаты скорректировали этот закон, указав, что он не применяется при назначении «бесплатного» адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве и в качестве представителя в гражданском судопроизводстве. Кроме того, новые правила не будут распространяться и на выбор адвоката для оказания гражданам юрпомощи бесплатно в соответствии с Ф3 «О бесплатной юридической помощи». Корректировки внесены законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Реформа Российской академии наук

Закон 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лишил Российскую академию наук контроля над своим имуществом — оно передается в управление специально созданному агентству. После протестов ученых депутаты отказались от идеи ликвидации РАН, Академии медицинских наук (РАМН) и Академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) — решено присвоить академии статус федерального государственного бюджетного учреждения и сохранить за ней функции, связанные с проведением фундаментальных и поисковых исследований.

Завуалированное увеличение возраста выхода на пенсию

Под конец года парламент принял законы о пенсионной реформе. На размер пенсии будет влиять размер зарплаты и длительность страхового стажа. Кроме того, будет учитываться и возраст обращения за назначением трудовой пенсии. Так, пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией. В частности, если будущий пенсионер обратится за назначением пенсии через пять лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если — через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть — в 2,32 раза. Новшества закреплены в законах «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».

Российский налогоплательщик получил займы от иностранных взаимозависимых компаний из Австрии и Кипра и уплачивал по ним проценты. ФНС частично приравняла указанные проценты к дивидендам на основании правил тонкой капитализации и начислила на них налог по ставке 15% с учетом положений международного договора. Налогоплательщик указывал на необходимость применения ставки 5%. Налоговые органы и суды трех инстанций ему отказали, сославшись на то, что иностранные займодавцы не имели прямых инвестиций в капитал российских заемщиков. Когда дело дошло до Верховного суда, тот установил: сумма займа, проценты по которому приравнены к дивидендам, фактически является инвестициями в капитал российского заемщика. По мнению ВС, отсутствие между заемщиком и займодавцем оформленных акционерных отношений не может являться основанием для лишения иностранного лица, фактически осуществившего инвестицию в капитал российского заемщика, права на применение пониженной ставки налога (№ А40-176513/2016).

«Это дело показывает готовность ВС учитывать экономическую сущность сложившихся отношений, несмотря на правовые пробелы в некоторых вопросах применения правил недостаточной капитализации. Будем надеяться, что аналогичным образом ВС будет рассматривать споры, касающиеся контролируемых иностранных компаний и положений о лицах, имеющих фактическое право на доходы», – заявил юрист Налоговой практики VEGAS LEX Денис Кожевников. «Еще один положительный момент этого спора: ВС сослался на комментарии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в части возможности отнесения займов, проценты по которым переквалифицированы в дивиденды, к вложениям в капитал российской компании. Это еще раз подтверждает возможность ссылок налогоплательщиков на комментарии к Модельной конвенции ОЭСР», – считает руководитель Налоговой практики Noerr Максим Владимиров.

«Нельзя не упомянуть: отправляя это дело на новое рассмотрение, коллегия призвала нижестоящие суды протестировать доходы в виде процентов по займам иностранных компаний по правилам, направленным на борьбу с уклонением от налогообложения с использованием бенефициарного собственника. Таким образом, ВС потребовал от нижестоящих судов исследовать дополнительный довод в пользу ФНС, который сам налоговый орган, судя по всему, не заявлял. Не приняла ли на себя коллегия чрезмерно активную роль и не нарушила ли она принцип состязательности сторон?» – задается вопросом старший юрист Налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Кирилл Рубальский.

Как и предыдущее дело, спор налоговой с «СУЭК-Кузбасс» разгорелся из-за вопроса: имеет ли право российская организация-налогоплательщик применять минимальную ставку налога на дивиденды к процентам, переквалифицированным в дивиденды по правилам «тонкой капитализации»? ВС указал на недопустимость частичной переквалификации, когда проценты приравниваются к дивидендам, а тело займа, соответствующее этим процентам, не переквалифицируется (№ А27-25564/2015).

«Это знаковое дело о комплексной переквалификации контролируемой задолженности в капитал для применения льготных налоговых ставок к сверхнормативным процентам, переквалифицированным в дивиденды. Именно комплексная, а не фрагментарная переквалификация представляет собой наибольшую ценность. Позиция ВС с успехом может применяться и в других делах, где всплывает тема налоговой реконструкции», – уверен партнер Taxology Алексей Артюх.

В результате признания договора купли-продажи недействительным организация-налогоплательщик, ранее продавшая движимое имущество, получила его обратно и вернула покупателю деньги. После этого организация подала уточненную налоговую декларацию, исключив стоимость ранее реализованных объектов из своей налоговой базы по НДС за налоговый период, в котором было продано имущество. ФНС с этим не согласилась, посчитав, что возврат имущества являлся новой хозяйственной операцией, налоговые последствия которой должны быть отражены в периоде ее совершения. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Он указал: поскольку законодательство в случае признания сделки недействительной не устанавливает порядок корректировки у налогоплательщика-продавца ранее исчисленной с реализации товара суммы НДС, переход права собственности на товар не считается состоявшимся, а действия налогоплательщика должны признаваться правомерными (№ А33-17038/2015).

«Впервые ВС провозгласил, что налоговые органы не должны злоупотреблять своими правами в фискальных и личных интересах. Тем самым признано, что не только налогоплательщики, но и налоговые органы могут создавать налоговые схемы, и это недопустимо ни для одной из сторон. Принцип добросовестности действует зеркально – он не только для налогоплательщиков, но и для налоговых инспекций», – считает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы ЮК «Пепеляев Групп», которая вела это дело. «Как указал ВС, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности. Он предполагает учет законных интересов налогоплательщиков и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. На моей памяти это одно из первых дел, в котором ВС говорит о добросовестности и налогового органа, и налогоплательщика», – сообщил управляющий партнер ЮК «Архитектура Права» Андрей Зуйков. «В деле поднят вопрос о последовательности позиции налогового органа, своего рода процедурно-процессуальном эстоппеле. Когда инспекция заняла позицию об определенной квалификации операции, впоследствии она не вправе менять ее, если в результате налогоплательщик потеряет право на обоснованную налоговую выгоду из-за пропуска срока возмещения налога», – отметил Артюх. «Кроме того, коллегия указала: возникший спор был обусловлен как пробелом в правовом регулировании, так и действиями налоговой, отказавшейся в нарушение закона предоставить налогоплательщику информацию о порядке исчисления налога. Это указание коллегии говорит: способом снижения налоговых рисков в спорных ситуациях может служить прямое официальное обращение к ФНС за разъяснениями», – сообщил Рубальский.

Налогоплательщик представил уточненную декларацию, и спустя 22 месяца ФНС назначила повторную выездную налоговую проверку. Ее обжалование и стало предметом спора. ВС признал: формально ограничительных сроков в законе нет, однако это не означает невозможность применения общих принципов разумности и недопустимости избыточного налогового контроля. По мнению ВС, назначение повторной проверки через 22 месяца – это значительно, а потому налоговая обязана доказать наличие непреодолимых препятствий к организации проверки в более разумные сроки (№ А40-230080/2016).

«После этого спора для налогоплательщиков несколько повысилась определенность и возникли гарантии неизменности налоговых обязательств в отношении давно завершенных периодов», – считает Артюх, который вел этот спор. «Теперь налогоплательщики, подав уточненную декларацию за уже закрытый выездной проверкой налоговый период, вновь открывают его для повторной проверки. При этом из определения прямо не следует, что проверка может касаться только тех показателей уточненной декларации, по которым было произведено уточнение», – заметил Рубальский. «Хочется надеяться, что срок проведения повторной выездной проверки будет объективным и разумным как по отношению к фискальным органам, так и к самим налогоплательщикам», – заявил Зуйков.

Налогоплательщик учел срок исковой давности, который истек в одном из предыдущих налоговых периодов, в составе расходов текущего периода. В связи с истечением срока исковой давности он списал дебиторскую задолженность. Налоговый орган с таким подходом не согласился: по его мнению, налогоплательщик не вправе исправлять ошибки в исчислении налоговой базы, которые привели к переплате налога в следующем налоговом периоде. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Суд со ссылкой на п. 1 ст. 54 НК отметил: налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым налоговым периодам, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (№ А41-17865/2016).

«Этим делом фактически окончены споры вокруг применения ст. 54 НК в части возможности корректировать ошибки в следующих периодах или в периоде совершения такой ошибки. Порядок исправления ошибки остается на усмотрение налогоплательщика. Но при этом глубина исправления ошибок ограничена общим трехлетним сроком на возврат и зачет налоговых переплат. Такая гибкость важна для налогоплательщиков при эффективном налоговом планировании», – считает Артюх. «Раньше налоговые органы нередко предъявляли налогоплательщикам претензии по поводу отражения расходов прошлых периодов в текущем периоде. Хочется верить, что после принятия рассматриваемого определения число таких претензий существенно снизится», – заявил Рубальский.

Налогоплательщик 8 лет платил НДФЛ и подавал декларацию о сдаче недвижимости в аренду. Затем он зарегистрировался в качестве ИП и продал свое имущество. Фискальный орган начислил недоимку, посчитав, что сдача в аренду имущества задолго до получения статуса ИП может быть расценена как предпринимательская деятельность. Суд счёл требования налоговой незаконными. Он указал: если ФНС не обращается к налогоплательщику за объяснениями или документами, подтверждающими НДФЛ, то у нее нет сомнений в правильности уплаты этих налогов. В противном случае можно говорить о произволе налоговых органов. Еще один спорный вопрос заключался в режиме налогообложения дохода ИП от продажи принадлежавшего ему нежилого помещения. ВС решил: вопрос законности доначисления налога по УСН с продажи доли в праве собственности напрямую зависит от того, была ли у налоговой ранее информация, позволяющая квалифицировать эту деятельность, как предпринимательскую (№ А53-18839/2016).

«Я очень позитивно оцениваю это дело. Однако стоит отметить, что оно идет вразрез с многочисленной практикой, когда по результатам выездной налоговой проверки ФНС переоценивает выводы, сделанные в ходе камеральной проверки. В результате этого налогоплательщики получают неожиданные налоговые претензии по казалось уже подтвержденным расходам и вычетам», – сообщил Зуйков. «Коллегия начала делать акцент на наличие у ФНС ряда обязанностей по отношению к налогоплательщикам в области информационного взаимодействия. Этот факт, безусловно, следует оценивать положительно. На практике налоговые имеют свойство забывать о таких обязанностях, и зачастую это не оборачивается для них какими-либо негативными последствиями в суде», – отметил Рубальский.

Между правопредшественником налогоплательщика и взаимозависимыми лицами были заключены договоры займа, по которым начислялись проценты. В связи с этим налогоплательщик уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков. ФНС это не устроило: по ее мнению, имело место не предоставление займов, а инвестирование денег в целях приобретения контроля над производителем сырья. В обоснование своей позиции налоговая указала: договоры займа не исполнялись сторонами сделки, срок погашения займов неоднократно переносился, заемщик не имел источник дохода для возврата займов, а заимодавцы полностью разделяли риски заемщика. Поэтому налоговая отказала в учете суммы процентов в составе расходов. Но суды встали на сторону налогоплательщика. Они отметили: вся сумма по договорам займа была предоставлена в пользу заемщиков, деньги использовались в соответствии с указанной в договорах целью, налогоплательщик стал собственником акций компаний, в настоящий момент договоры займа погашены (№ А66-7018/2016).

«Продолжает сохраняться критический подход к оценке структур, связанных с привлечением заемных средств от аффилированных компаний. Вместе с тем мы видим новый тренд в оценке налоговыми хозяйственных операций в отношении предоставления заемного финансирования, а именно осуществление переквалификации заемных отношений в инвестиционные. Налогоплательщикам стоит критически подойти к оценке отношений, связанных с договорами займов, особенно внутри группы, – это поможет снизить риск осуществления переквалификации», – считает партнер EY, руководитель Практики разрешения налоговых споров в России Алексей Нестеренко. «Примечательно, что в этом деле налогоплательщик использовал в том числе правовое заключение о природе займа и инвестиций, полученное в Исследовательском центре частного права имени С. С. Алексеева при Президенте», – отметил Артюх.

ПАО «Уралкалий» оспаривал применение цен в контролируемой сделке по поставке удобрений в адрес взаимозависимого трейдера в Швейцарии. Налоговая сочла, что налогоплательщик применил неправильный метод определения рыночной цены. Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика, апелляция отменила это решение и поддержала налоговую. Окружной суд, направляя дело на новое рассмотрение, сформулировал ряд выводов. Во-первых, правильное применение различных методов определения рыночной цены не должно давать слишком больших отклонений, что может говорить о методологических ошибках в позициях сторон. Во-вторых, даже при проверках контролируемых сделок ФНС должна убедиться в наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика признаков получения необоснованной налоговой выгоды. В-третьих, кассационный суд прямо допустил и даже настойчиво рекомендовал привлекать экспертов к рассмотрению дел подобной категории (№ А40-29025/2017).

«Кроме того, неожиданным и достаточно опасным явился довод суда о необходимости исследовать вопрос деловой цели и выявить, что действия налогоплательщика были направлены исключительно на получение налоговой экономии. Такой подход приводит к смешению совершенно различных категорий дел: по контролю трансфертных цен и по обвинению в получении необоснованной налоговой выгоды. Эти правонарушения должны проверяться разными налоговыми органами, по различным правилам и с различными правовыми последствиями. Смешение этих категорий дел может привести к тому, что территориальные налоговые органы еще больше будут вторгаться в контроль цен для целей налогообложения, а ФНС – заниматься проверкой наличия различных злоупотреблений в налоговой сфере», – считает партнер, директор Департамента налоговых споров ФБК Грант Торнтон Галина Акчурина.

В 2011 году ООО «Крафт Фудс Рус» (сейчас «Мон’дэлис Русь») купило у Cadbury Russia Two Limited (СRT) 100%-ную долю в ООО «Дирол Кэдбери» за 12,9 млрд руб. Структурирована эта сделка была с применением новации – обычную оплату заменили обязательством по кредитным нотам с процентами по ставке. В итоге компании «Мон’дэлис Русь» доначислили налоги, пени и штрафы на общую сумму около 740 млн руб., причем большая часть претензий была связана с конфигурацией той самой сделки. Налоговики, а вслед за ними и суд сделали заключение, что сделка по покупке «Дирол Кэдбери» являлась нереальной. Целью совершенных операций, по их мнению, было скрытое распределение прибыли «Крафт Фудс Рус» в адрес холдинга (№ А11-6203/2016).

«В этом деле имело место стандартное корпоративное структурирование сделки по приобретению актива. Причина интереса к сделке со стороны налогового органа – в процентах по займу, которым стороны заменили обычное денежное исполнение. Хотя решать, у кого и на каких условиях приобретать актив, может только налогоплательщик. На мой взгляд, в этом деле нет признаков уклонения от налогообложения, хотя акценты, которые сделала ФНС при обосновании своих претензий, на первый взгляд могут говорить об обратном. Я считаю, произошло вмешательство в предпринимательское усмотрение и переоценка целесообразности бизнес-решений налогоплательщика, что недопустимо с позиций, сформулированных в постановлении Пленума ВАС № 53 и актах Конституционного суда», – отметил Зуйков.

Ранее действовавший закон о страховых взносах запрещал возврат соответствующей переплаты, если пенсионные взносы уже были разнесены по счетам индивидуального учета застрахованных работников, но позволял зачесть такую переплату в счет будущих платежей. Однако после 1 января 2017 года документ утратил силу, при этом администрирование взносов было передано в налоговые органы, а регулирование самих взносов вновь оказалось в НК. Компания «Газпромнефть-Развитие» попыталась вернуть переплату по страховым взносам, образовавшуюся до 2017 года, но и внебюджетные фонды, и суды ей отказали (№ А56-67008/17).

«Суды лишили плательщиков совершенно обоснованного права на корректировку обязательств и нарушили неприкосновенность их права собственности на переплаченные суммы. Причины этого понятны – изменение регулирования, порядка исчисления и отражения взносов, а также смена администратора, который не может технически осуществить зачет. Тем не менее такое обессмысливание правовых норм судебной практикой заслуживает самого пристального внимания со стороны вышестоящих судов прежде всего ВС», – считает Артюх.

pravo.ru