Законы рф сироты по жилью

Жилье детям-сиротам: изменения в законодательстве и условия предоставления

Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.

Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.

Категории сирот, которые имеют право на жилье

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:

  • сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.
  • Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.
  • Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).

    Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:

  • владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
  • имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).
  • Случаи, когда поселение считается невозможным

    Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.
  • В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.

    Изменения в законодательстве

    Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

    В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

    Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

    Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.

    Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

    Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

    Банковская ячейка при расчетах с недвижимостью является одним из лучших вариантов наряду со счетами эскроу.

    Хотите снять квартиру через агентство, но не знаете, стоит ли? Может быть, лучше поискать варианты самостоятельно? Принять правильное решение вам поможет наша статья.

    Пошаговая инструкция съема помещения в общежитии на правах социального найма представлена здесь.

    Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст

    Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.

    Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.

    В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:

  • вступление в официальный брак;
  • трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).
  • При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:

    • свидетельство о браке;
    • трудовую книжку;
    • свидетельство о госрегистрации ИП.
    • Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности. Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список. Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:

    • свидетельства о рождении;
    • паспорта гражданина РФ (копия);
    • документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.
    • К последним документам могут относиться:

    • свидетельства о смерти родителей;
    • принятое судом решение о лишении родительских прав;
    • постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.
    • Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.

      Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:

    • отсутствие жилплощади;
    • окончание учебного заведения;
    • завершение профобучения;
    • наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.
    • Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:

    • 10 дней — в общих случаях;
    • 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.
    • Описание жилого помещения

      В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:

    • Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
    • Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
    • Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
    • Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.
    • Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.

      Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.

      zakonguru.com

      Действуют на всей территории Российской Федерации

      Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Скачать

      Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Скачать

      Действуют на территории отдельного региона (Рязанская область)

      Закон Рязанской области от 28.12.2012 №108 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Скачать

      Закон Рязанской области от 03.04.2006 N 47-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Скачать

      Закон Рязанской области от 28.12.2012 N 109-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» Скачать

      Постановление Правительства Рязанской области от 29.12.2012 г. N 417 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Скачать

      Постановление Правительства Рязанской области от 19.04.2012 N 99 «Об утверждении размера и Порядка предоставления средств из областного бюджета на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
      Скачать

    • Консультация юриста
    • Суды, прокуратуры и администрации Рязани и Рязанской области
    • Ответы на вопросы
    • Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

      Рязанское общество «Мемориал», которое поддерживает этот сайт, внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.

      pravasirot.ru

      Предоставление жилья детям-сиротам в 2018 году

      Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

      Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2018 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

      Определение сироты

      Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

    • ушли из жизни;
    • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
    • утратили дееспособность;
    • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
    • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
    • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

      Ребенку присваивается официальный статус:

    • сироты;
    • дитя, лишенного родительского попечения.

      Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

      Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

    • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим — решается в индивидуальном порядке);
    • недостижение предельного возраста (18 лет).

      Основные законы и необходимость изменения в них

      Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

      Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

    • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
    • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
    • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
    • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

      В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

    • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
    • передавали мошенникам под влиянием их давления.

      Скачать для просмотра и печати:

      Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей — сирот.

      Кому положено жилье от государства

      По действующим в 2018 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

      Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

      Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного — получателя госпомощи.

      Ограничения по возрасту

      В 2018 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

    • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
    • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
    • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

      Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

      Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

    • квартиры;
    • дома;
    • сертификата на их покупку.

      Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

      Имущественные критерии

      Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

      Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

    • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
    • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
    • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
    • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

      Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

    • нормативам площади, установленным в регионе;
    • санитарным условиям, указанным в ЖК .

      Ограничения, связанные с имеющимся жильем

      В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

      К таковым обстоятельствам относятся следующие:

    • Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
    • Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
    • Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
    • Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
    • Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.

      Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

      Как реализуется предоставление жилья на практике

      Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

    • достижения ими 18-летия;
    • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
    • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

    Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

    Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  • Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  • Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  • По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

    Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

    Заявление и документы

    В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

    В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
    • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

    Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

    Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

    Дополнительные документы

    В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  • Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  • Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  • О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  • То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

    Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

    Об очереди для сирот

    Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

    Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

    Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

    Совет юриста сироте

    Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант — не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

    Алгоритм действий прост.

  • После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  • Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.

    Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.

    1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
      • где писать заявление;
      • как его составить;
      • какие бумаги собрать;
      • иное, по ситуации.
      • Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.

        В случае отказа в помощи (продолжение рекомендаций юриста)

        Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

      • руководству (это в местной администрации);
      • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
      • в прокуратуру.

        Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

        Подведем итоги

      • Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
        • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
        • защитить молодых людей — сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
        • Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
        • Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
        • В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
        • Механизм выдачи квартир таков, что владелец — сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

        Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

        Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

        Изменения в 2018 году

        Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

        Подписывайтесь на наши обновления!


        lgoty-vsem.ru

        Федеральные законы

        Региональные законы

        Постановление Правительства Рязанской области от 8.06.2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» Скачать

        Постановление Правительства Рязанской области от 19.04.2012 N 99 «Об утверждении размера и Порядка предоставления средств из областного бюджета на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
        Скачать

      • Общая информация
      • Органы опеки и попечительства Рязанской области
      • Полезные адреса и телефоны
      • Учетные нормы в районах Рязанской области
      • Законы
      • Образцы документов
      • Ответы на вопросы

      © Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», 2017

      При использовании материалов сайта просим ставить указывать в качестве источника pravasirot.ru. При копировании и воспроизведении в Интернете обязательна активная гиперссылка.

      Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

      Рязанское общество «Мемориал», которое поддерживает этот сайт, внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.

      Что нужно знать о получении жилья сироте

      Где и какое жилье предоставляется сиротам

      Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру или дом, проверьте, соблюдаются ли следующие требования:

      Благоустроенность. Согласно законодательству (п. 1.ст.8 ФЗ-159) предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Квартира/дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. Всё перечисленное должно находиться в рабочем состоянии.

      Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления/канализации/водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами (газовой колонкой, уличным туалетом и т.п). В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться.

      Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, установленной Правительством региона. В Рязанской области и в большинстве регионов она составляет 33 кв.м.Таким образом предоставляемое жилье не должно быть меньше этой площади.

      Расположение Жилье должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию (прописка). То есть если вы прописаны в городе, то предоставить квартиру в районе вам не имеют право.

      Если эти требования не соблюдены, то вы имеете право отказаться от такого жилья и требовать предоставления другого, которое будет отвечать вышеперечисленным требованиям. Отказ лучшее оформить в виде письменного заявления, указав, какие именно нарушения закона были допущены.

      Если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а постоянно живете (учитесь, работаете, снимаете жилье и т.п.) в другом в пределах субъекта РФ, то можно добиться предоставления жилья именно в месте постоянного проживания. В таком случае заранее проконсультируйтесь с юристом, так как органы власти из-за незнания законодательства часто оказывают в обеспечении жильем в подобных ситуациях.

      Считается ли предоставленное государством жилье собственностью сироты?

      Согласно федеральному закону жилье сиротам предоставляется по договорам специализированного найма. Это значит, что в течение 5 лет такое жилое помещение нельзя продать, но вы уже можете в нем жить и несете за него ответственность, то есть обязаны платить за коммунальные услуги.

      По истечении этого срока с вами будет заключен договор социального найма. После этого жилье можно приватизировать и тогда оно станет вашей собственностью.

      Учитываются ли члены семьи при предоставлении жилья?

      К сожалению, ни дети, ни супруги не учитываются при расчете площади предоставляемого жилья.

      Можно ли просить предоставить жилье в другом населенном пункте?

      По закону квартира или дом будут предоставлять в пределах того муниципального образования (города или района), где вы стоите на учете.

      Таким образом вы можете отказаться от предоставления жилья в одном регионе, но тогда вам нужно будет заново встать на учет в другом регионе и уже там обращаться за жильем. Мы не рекомендуем этого делать, потому что с постановкой на учет могут возникнуть проблемы и тогда вы лишитесь возможности получить квартиру.

      Имейте ввиду, что если вам уже исполнилось 23 года, то встать на учет в другом регионе вы не сможете.

      Если у вас нет регистрации, жилье может быть предоставлено по месту постоянного жительства, первичного выявления и устройства под опеку (населенный пункт, где было вынесено постановление об установлении опеки, либо о направлении в детский дом).

      Закон не связывает место предоставления жилья с местом постоянной регистрации. В законе четко сказано “по месту жительства”, а под этим “местом жительства” можно понимать место где человек постоянно находится — работает учится, растит детей и т.п. Таким образом не имея регистрации вообще или имея регистрацию в населенном пункте, в котором вы не живете, можно претендовать на приобретение жилья там,где вы постоянно находитесь. К сожалению, на практике органы власти часто отказывают сиротам в таких ситуациях, поэтому необходимо проконсультироваться с юристом.

      Закон правах по жилье сиротам

      Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства.

      Положения ст. 8 Закона № 159-ФЗ применяются в настоящее время в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, положения которого вступили в законную силу с 01 января 2013 года.

      Общий порядок предоставления определен положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, согласно которому «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

      Таким образом, действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения в список на получение жилого помещения:

    2. Наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент достижения лицом совершеннолетия.
    3. Отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. Необходимо отметить что если сирота осуществляет коммерческий найм жилого помещения (арендует его у частного лица на коммерческих условиях), то подобный найм не ограничивает его права на включение в список на получение жилого помещения.
    4. Отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма. Согласно ст. 2 Семейного Кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети. Иные родственники в соответствии с семейным законодательством не могут быть отнесены к категории «члены семьи». То есть если квартира на праве собственности имеется у опекуна или брата сироты, то сирота не рассматривается в качестве члена их семьи и имеет полное право претендовать на включение в список на получение жилого помещения. При этом важным является также вопрос включения сироты в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, так как на практике такое включение возможно даже в отношении помещений, нанимателем которого выступает, например, бабушка сироты. Если сирота включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, то подобное включение является основанием для отказа во включении сироты в список на получение жилого помещения в случае если в судебном порядке не будет доказано отсутствие семейных отношений с нанимателем и не будет принято решение о внесении исправления в текст договора социального найма, в результате которого сирота будет исключен из него в качестве члена семьи нанимателя.
    5. Отсутствие возможности проживания в жилом помещении, находящемся на праве собственности или социального найма у сироты или членов его семьи, по основаниям, установленным ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
    6. Подача заявления в районный орган опеки и попечительства о включении в список в возрасте от 14 до 23 лет. Заявление подается либо лично, либо представителем сироты. В отношении сирот в возрасте до 18 лет представителем может выступать опекун (попечитель), приемный родитель или представитель детской сиротской организации, в которой постоянно пребывает сирота. Для представления интересов при подаче заявления представитель должен предъявить документы, подтверждающие право действовать от имени сироты, а также документы, удостоверяющие его личность. В отношении сирот в возрасте от 18 до 23 лет представителем может выступать любое лицо на основании нотариальной доверенности. Подача документов осуществляется с предоставлением полного комплекта документов, обосновывающих право на получение жилого помещения, установленных региональным законодательством. Документы предоставляются либо в нотариально заверенных копиях, либо в копиях с одновременным предоставлением оригиналов на обозрение. Документы подаются в орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка в качестве сироты, либо по месту его постоянного проживания, либо по месту его проживания в связи с обучением. Если сирота включена в список на получение жилого помещения, но достигло возраста 23 лет, из списка такое лицо не исключается и ожидает получения квартиры как и раньше.

      К сожалению, ни действующее законодательство, ни положения об органах опеки и попечительства на местах не определяют обязанность органа опеки и попечительства или какого-либо иного органа осуществлять информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Эта проблема имеет существенное негативное значение на практике. Большое количество сирот узнает о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Многие продолжают надеяться, подают соответствующие заявления и обжалуют отказы во включении, но добиваются включения в итоге единицы. Нельзя сказать, что органы опеки и попечительства мотивированы на непредоставление квартир сиротам и поэтому сознательно замалчивают наличие соответствующих прав. Скорее речь следует вести именно об отсутствии закрепленной обязанности информирования, что порождает субъективное желание минимизировать собственные трудовые затраты. В итоге действует схема: я не обязан этого делать, так зачем я буду усложнять себе жизнь. Без пересмотра соответствующего положения на уровне законодательного обязывания осуществлять информирование о наличии соответствующего права проблема не может быть решена, но для этого требуется воля законодателя.

      Законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по достижении сиротой 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак в возрасте до 18 лет или при начале официальной трудовой деятельности до 18 лет). На практике органы опеки и попечительства, а также органы образования указывают сиротам на тот факт, что если они осуществляют обучение, квартира будет им предоставлена исключительно по окончании обучения. На самом деле законодательно данное положение не закреплено и наличие у сироты места в общежитии не предполагает необходимости ожидать окончания обучения для получения жилого помещения. Это подтверждается положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, так как место в общежитии предоставляется не на праве собственности или социального найма, а предоставление жилого помещения временно на другом основании (комнаты в общежитии предоставляются на основании договора найма специализированных жилых помещений) не является основанием, препятствующим как включению в список на получение жилых помещений, так и получению жилого помещения лицу, ранее включенному в список.

      Предоставление жилого помещения сиротам в возрасте после 18 лет возможно по их личному письменному заявлению по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. То есть если отказ в предоставлении жилого помещения орган государственной власти мотивирует, например, обучением сироты в колледже, такой отказ не может быть признан обоснованным, если он не сопровождается одновременным письменным заявлением сироты о предоставлении жилого помещения только по окончании обучения.

      По сути, Закон № 159-ФЗ, не устанавливая иных условий для получения жилого помещения сиротой, делает список на получение жилого помещения не очередью, а именно списком, в котором сироты распологаются по дате обращения за получением жилого помещения или по датам рождения. Эту позицию поддерживает и Министерство образования и науки РФ, федеральный орган государственной власти, осуществляющий общее управление по вопросам реализации прав и законных интересов детей сирот. Соответствующая позиция отражена, например, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Учитывая отмеченное выше, можно говорить о том, что закрепление жилого помещения за сиротой, осуществляемое органом опеки и попечительства при помещении сироты на воспитание в семью или в детскую сиротскую организацию, не гарантирует возникновение права на соответствующее жилое помещение. То есть закрепление следует рассматривать как гарантию права сироты на проживание в соответствующем жилом помещении до 18-летнего возраста, при этом закрепление не дает ни права собственности, ни права социального найма, которые являются обязательными условиями для отказа во включении в список на получение жилого помещения. То есть не требуется снимать закрепление или признавать его незаконным для осуществления включения в список. Ранее, до 01 января 2013 года действовало иное правило, согласно которому именно закрепление жилого помещения имело существенное значение при решении вопроса о включении в список на получение жилья.

      Наконец, необходимо перечислить основания, которые позволяют включить сироту в список на получение жилого помещения даже при наличии у него самого или членов его семьи жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. На федеральном уровне перечень оснований утвержден ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и включает в себя:

      1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот. Для включения в список необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ. То есть родителю, лишенному родительских прав, должно быть предложено в письменной форме как минимум два варианта размена жилого помещения, на что должен быть получен письменный отказ (в виде отдельного документа или в виде соответствующей отметки на самом предложении). Этот отказ следует обжаловать в районном суде и после отказа суда в удовлетворении искового заявления на основании решения суда сирота должен быть включен в список на получение жилого помещения. При этом отмеченное правило может быть реализовано только в случае наличия у сироты или члена семьи сироты жилого помещения на праве социального найма и не применимо к праву собственности. Однако и при наличии права собственности можно пробовать применять соответствующее положение на практике, требуя расселения с родителем, лишенным родительских прав;

      2) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно. Наибольшую сложность в данном случае представляет получение документа, подтверждающего медицинский статус совместно проживающего лица, так как диагнозы заболеваний относятся к категории врачебной тайны и могут быть предоставлены либо самому больному, либо по решению суда. В случае, если через лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, невозможно получение документа, подтверждающего соответствующий диагноз, но диагноз доподлинно известен и включен в перечень противопоказанных к совместному проживанию, можно обратиться в суд, чтобы он подал судебный запрос о предоставлении подтверждающей диагноз документации. Целесообразным является подавать сразу заявление о признании невозможным совместного проживания и в рамках соответствующего судопроизводства истребовать медицинскую документацию. Если же тяжелой формой хронического заболевания страдает сам сирота, на этом основании он не имеет права требовать признания невозможности совместного проживания;

      3) характер жилого помещения непригоден для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Непригодность для проживания должна быть подтверждена решением межведомственной комиссии муниципалитета. Для созыва комиссии собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма должен подать соответствующее заявление в муниципалитет. В случае, если межведомственная комиссия признала жилое помещение пригодным для проживания, но сирота считает его непригодным, есть возможность обратиться за проведением независимой экспертизы в специализированную организацию, а после получения заключения экспертизы в судебном порядке требовать признания жилого помещения аварийным или непригодным для проживания. Экспертное заключение можно получить только на договорной основе, никаких льгот у сирот при его оплате не имеется;

      4) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае важно подтвержденное количество проживающих лиц, подтвержденное выпиской из домовой книги. В отдельных случаях количество фактически проживающих может подтверждаться иным образом, например, показаниями свидетелей, но эта форма доказательства применима скорее в судебном процессе. Учетная норма площади жилого помещения (не путать с нормой предоставления) – это минимальный размер площади, который должен быть на одного проживающего. Данная норма утверждается муниципалитетами (городами или районами).

      Отдельные регионы также могут устанавливать дополнительные основания для включения в список сирот, обладающих жилыми помещениями.

      Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ «по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Таким образом, предоставление части квартиры, отдельной комнаты или предоставление квартиры на несколько сирот законодательством с 01 января 2013 года не предусматривается и является незаконным. Также не предусматривается возможность выдачи жилищных сертификатов, денежных средств на приобретение жилого помещения и т.д. При этом незаконным является требование с сироты осуществить доплату на приобретение жилого помещения. Допускается предоставление жилых помещений как первичного жилищного фонда, так и вторичного жилья. Также допускается ситуация, при которой сирота самостоятельно находит жилое помещение для приобретения в рамках выделенной денежной суммы и предоставляет информацию региональным органам власти, которые осуществляют выкуп соответствующего жилого помещения в целях последующей передачи сироте. Под благоустроенностью жилого помещения подразумевается такое его состояние, которое является пригодным для постоянного проживания лица, в том числе по техническим и санитарным характеристикам. Вопрос предоставления жилого помещения с меблировкой или домашней техникой не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством. Однако в отдельных регионах существует положение законодательства о выдаче сиротам денежных средств на приобретение мебели при получении жилого помещения. В любом случае для получения соответствующих денежных средств необходимо обратиться с заявлением в орган государственной власти, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, или в орган социальной защиты населения.

      Руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» Денисов П. Л.

      mcuns.ru