Законы как источник права Виды законов

ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ СЕМЬЕ.

В романо_-германской правовой семье различным источникам права придается одинаковое значение. Тем не менее, в единой иерархически построенной системе источников писаного права ведущее место снимает именно закон.

— конституционные. Писаные конституции обладают высшей юридической сипой и составляют основу правовой системы — Конституция ФРГ 1949 г., Конституция Италии 1947 г , Конституция Франции 1958 г и др.;

— обычные (текущие) — кодексы, специальные законы, сводные тексты норм

Не каждое государство стран континентальной Европы располагает специальными правовыми актами о юридических источниках (формах) права (т. н. законами о законах). Например, государство Италии руководствуется «Общими положениями о Законе» 1942 г., в которых даны перечень и характеристика источников права и процедур применения законов. В общем виде указания о нормативно-правовых актах, действующих в стране, содержатся в конституциях. Согласно Конституции Франции, законы подразделяются на органические, финансовые, программные.

Органические законы определяют порядок деятельности парламента, число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания.

Программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства. Следует отметить, что основная (законодательная) функция парламента Франции ограничена: значительная часть вопросов в области законодательства отнесена к ведению правительства В Испании, в соответствии с её Конституцией, законы разделены на органические и обычные. Органические законы имеют большую юридическую силу Они определяют развитие основных прав и свобод, закрепляют статуты автономных сообществ, относящиеся ко всеобщему избирательному праву, и др.

Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Установлен судебный контроль за конституционностью текущих законов.

Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебными органами. В ФРГ — это Федеральный конституционный суд, в Италии и Испании — Конституционный, во Франции установлено распределение обязанностей между двумя органами — Конституционным советом, а обязанность которого входит следить за конституционностью актов, создаваемых парламентом, и Государственным советом, который осуществляет контроль над конституционностью актов исполнительной власти (рассмотрение дел по жалобам о превышении власти).

scicenter.online

Закон как источник права: понятие, признаки, виды.Подзаконные нормативные акты.

Закон — принятый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти (законодательными) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высший юр.силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. Закон, обладающий высшей юр.силой, и регулирующий наиболее важные общественные отношения НПА высшего представительного органа или референдума.

Признаки:

  • Обладает высшей юр.силой (правовые и подзаконные акты).
  • Регулирует наиболее важные общественные отношения (приватизация).
  • Может быть принят либо парламентом, либо референдумом.
  • Особая процедура принятия.
    1. конституция.
    2. Федеральные конституционные законы (или органически законы (герб, гимн, флаг))
    3. Федеральные законы (Закон о милиции).
    4. Законы субъектов федерации.
    5. Виды:

      • Конституционные (закрепляют основы общественного и гос-ого строя и являются юр.базой для обыкновенных законов).
      • Обыкновенные (издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить) (для принятия или отмены этих законов достаточно большинства голосов (50%+1)): кодификационные (кодексы) и текущие.

      Подзаконные нормативные акты: понятия и виды.

      Подзаконные нормативные акты — основанные на законе акты правотворческой деятельности гос-ых и негос-ых органов и организаций, а так же народа, которые направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

      Виды:

    6. Общие — НПА, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны (нормативные указы президента РФ).
    7. Местные — НПА, которые принимаются местными органами гос.власти, а так же органами местного самоуправления и населением на местах, эти акты действуют на административно-территориальных единицах и распространяется на всех лиц, находящихся на этой территории.
    8. Ведомственные — НПА, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства (нормативные постановления).
    9. Локальные — НПА, которые принимаются различными гос-ыми и негосударственными организациями для регулирования своих внутренних вопросов (правила трудового распорядка).
    10. jurisprudence-konspect.org

      14.3 Законы как источник права. Виды законов

      Законы как источник права. Виды законов

      Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

      Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера — о — введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

      Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.

      Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

      1. Возглавляет всю систему Конституция Российской Федерации. Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации — республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

      а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

      б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

      в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

      г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

      д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т. е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

      е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 — в Совете Федерации).

      3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т. е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 — от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

      Таким образом, Президент РФ подписывает закон, уже вступивший в действие. Хотя это и несколько противоречивое положение, однако оно объясняется тем, что данный закон не только создает новую редакцию Конституции РФ, но и становится неотъемлемой частью Конституции и даже может изменить существо некоторых вопросов. Например, принятые в 2008 г. законы о поправках в ст. 81 и ст. 96 Конституции РФ увеличили сроки полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной Думы — до пяти лет.

      4. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов.

      Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы, вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

      Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

      5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы — форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

      6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…». По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона — «утвердить» есть и в других законах об утверждении положения или регламента.

      7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов — обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств — членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

      8. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование полномочий возможно не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами.

      В принципе делегированных законов нет в нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

      Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на полгода или год); в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями.

      9. В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

      law.wikireading.ru

      3. Законы как источник права. Виды законов

      Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера — о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

      Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

      1. Основной закон страны — Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации — республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

      2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

      а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

      г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

      д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

      е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).

      3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами.

      4. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов.

      Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера.

      5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы — форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

      6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор. подписанный. «. По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона — «утвердить» есть и в других законах об утверждении положения или регламента.

      7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов — обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств — членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

      8. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами.

      В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

      В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

      udik.com.ua

      Закон как источник права. Виды законов;

      Нормативный правовой акт как основной источник российского права.

      Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

      а) издается компетентными органами государства или в соответствии с Конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

      б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

      в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

      г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

      д) носит легитимный характер.

      Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

      а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

      б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

      в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

      Указ президента о присвоении заслуженного юриста не будет явл НПА. Так как он не нормативный, а правоприменительный акт.

      Указ о введении чрезвычайного положения будет НПА.

      Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права;

      2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти

      (парламента, монарха и др.) или всего народа;

      3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;

      4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

      5. Закон является фундаментальным юридическим документом.

      По юридической силе (в РФ):

      1. Конституция — основной закон государства, является основой всего законодательства России.

      2. Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

      3. Федеральный закон (ФЗ).

      4. Законодательство субъектов РФ.

      По субъектам правотворчества:

      1. Принятый законодательным органом.

      2. Принятый в результате референдума.

      По предмету правового регулирования:

      4. Уголовный и т.д.

      По сроку действия:

      1) постоянные – действуют до отмены.

      2) временные – принятые на определенный срок.

      3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

      Референдум – это институт непосредственной демократии, представляющий всенародные голосования с целью выявления общего мнения.

      Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

      studopedia.su