Законодательные аспекты налогов

«Налоговые» аспекты трудового законодательства

В начале пособия его автор справедливо напоминает о неразрывности налогового и трудового права. Выплаты сотрудникам облагаются НДФЛ и страховыми взносами. Кроме того, они могут быть учтены работодателем при формировании базы по налогу на прибыль.

Книга затронет наиболее болезненные для работодателей налоговые аспекты трудового законодательства — последствия применения «серых» зарплат, возмещение расходов при использовании личного имущества работника, налогообложение компенсаций за несвоевременную выплату заработной платы, и многие другие. Автором проанализированы позиции контролирующих органов, рассмотрена арбитражная практика по наиболее интересным вопросам.

  • Издательство: Библиотечка «Российской Газеты», 2012 г.
  • Мягкая обложка, 176 стр.
  • Тираж: 5400 экз.
  • Формат: 60×88/16

На кого рассчитана

  • Бухгалтеры
  • Юристы
  • Работники и руководители кадровых служб
  • Индивидуальные предприниматели
  • Задача любого специалиста — представлять сферу своей деятельности комплексно, объемно, учитывать различные ее аспекты и последствия принимаемых решений.

    В контексте трудового и налогового права каждое решение в области трудовых отношений, каждый вид выплат, принятый в организации, приобретает характер многофакторной модели.

    Владея только частью информации, специалисты часто допускают ошибки, чреватые штрафными санкциями со стороны налоговых органов, внебюджетных социальных фондов и органов надзора за соблюдением трудового законодательства.

    Издание призвано помочь практикующим бухгалтерам, юристам, работникам кадровых служб организаций сбалансировать применение трудового и налогового законодательства, законодательства о социальном страховании, учитывая интересы работников и работодателя и не выходя за пределы правового поля.

  • Предисловие
  • 1. «Серые» схемы выплаты заработной платы и последствия их применения
  • 2. Выплата заработной платы в натуральной форме
  • 3. Задержка заработной платы: санкции и налогообложение компенсаций
  • 4. Премиальные выплаты
  • 5. Расходы на отпуска работников
  • 6. Материальная помощь сотрудникам
  • 7. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами
  • 8. Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей
  • 9. Компенсация за использование работником личного имущества в служебных целях
  • 10. Выходное пособие
  • 11. Расходы на повышение квалификации работников
  • 12. Затраты на обеспечение работникам нормальных условий труда
  • 13. Тип договорных отношений и налоговые платежи
  • Приложение. Сопоставление льгот по НДФЛ и социальным страховым взносам с выплат в пользу работников в 2012 г.
  • Указатель сокращений
    • Нормативные правовые акты
    • Органы и организации
    • Прочие сокращения
    • m.ppt.ru

      Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

      СТ 1 НК РФ.

      1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

      2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

      1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

      2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

      3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

      4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

      5) формы и методы налогового контроля;

      3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

      4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

      5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

      6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

      7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

      Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса

      Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

      Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

      Федеральный уровень — законодательство Российской Федерации о налогах и сборах — представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

      Региональный уровень — это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

      Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования — местный — образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

      Все три уровня в совокупности составляют понятие «законодательство о налогах и сборах».

      Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

      В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для «запуска» (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ — Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. — не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

      Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор — очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

      Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

      Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

      Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны. Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами — федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами — законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

      Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

      Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:

      6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

      7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

      В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.

      Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ. Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»; Закон г. Москвы «О патентной системе налогообложения»; Закон Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите»; Закон Калининградской области «О налоге на имущество организаций»; Закон Республики Татарстан «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»; Закон Карачаево-Черкесской Республики «О предоставлении налоговых льгот» и т.д.

      Муниципальные нормативные правовые акты о налогах. Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области «О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога», Постановление Совета депутатов ЗАТО «Сибирский» (Алтайский край) «О ставках налога на имущество физических лиц», решение Совета народных депутатов города Владимира «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам», решение Вологодской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования «Город Вологда» и т.д.

      www.nalkod.ru

      Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

      Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

      Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

    • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
    • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
    • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
    • Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

      Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти , а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

      Правило о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, знают все. Информационно-правовые системы для бухгалтеров: «Помощник Бухгалтера», «Помощник Бухгалтера бюджетной организации», «Помощник Бухгалтера по бюджетному учету», «Помощник Финансового директора», разработанные консорциумом «Кодекс», позволят вам не только хорошо знать законодательство о налогах и сборах, но и воспользоваться консультациями «Линии профессиональной поддержки». С этими услугами вы всегда будете держать руку на пульсе постоянно меняющегося законодательства. Мы обеспечим вас грамотной, своевременной, достоверной и актуальной профессиональной информационно-правовой поддержкой.

      Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
      И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

      Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

      (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года
      Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, —
      см. предыдущую редакцию)

      1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

      2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см.предыдущую редакцию):

      1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      5) формы и методы налогового контроля (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

      7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

      3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

      4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

      5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

      www.kodeks.ru

      Правовые аспекты налогового аудита

      Уплата налогов является обязанностью добросовестных налогоплательщиков, в связи с чем у организаций возникает потребность и необходимость проверить, правильно ли ими исчисляются и уплачиваются налоги, какие будут налоговые последствия их деятельности, и насколько это будет влиять на рентабельность деятельности самой организации.

      В этом случае организации прибегают к налоговому аудиту, который основан на проверке и проведении анализа налоговой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица на предмет выявления ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджеты различных уровней бюджетной системы. В связи с этим особую роль приобретает качественное правовое регулирование этой сферы.

      Анализ литературы о налоговом аудите позволяет выявить использование в ней нескольких терминов, имеющих схожее звучание и родственное содержание, в литературе используются следующие понятия: «налоговый аудит», «аудит налоговых обязанностей», «аудит в сфере налогообложения». Такая терминологическая неоднозначность в данной сфере объясняется в первую очередь недавним появлением новой и еще недостаточно теоретически осмысленной услуги и, во-вторых, весьма консервативным законодательством, не отражающим должным образом понятийный аппарат, и своеобразием механизма правового регулирования сферы налогового аудита.

      Рассмотрим понятие налогового аудита в том виде, как оно формулируется в законодательстве и в научной литературе.

      Существующие акты, регулирующие проведение налогового аудита, например, Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная 11.07.2000 протоколом № 1 Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ во исполнение уже утратившего силу Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263, и иные нормативные правовые акты устарели и противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», современным тенденциям и требованиям предпринимательства.

      Согласно Методике аудиторской деятельности, налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядку формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

      Данное определение уже не отвечает современному состоянию и пониманию налогового аудита по следующим признакам.

      1. Методика аудиторской деятельности по своей форме не является нормативным правовым актом, а носит скорее рекомендательный характер, в связи с чем на нее достаточно сложно опираться в правоприменительной практике.

      2. В Методике аудиторской деятельности предусматривается, что целью проводимой процедуры является выражение мнения относительно соответствия порядка формирования, отражения в учете и уплаты организацией- клиентом налогов нормам, установленным законодательством. В то время как цели налогового аудита, несмотря на кратковременность его существования, намного разнообразнее.

      3. В Методике аудиторской деятельности четко не закреплено положение и место налогового аудита среди услуг, предоставляемых аудиторской организацией.

      В связи с отсутствием законодательного определения налогового аудита, обратимся к определениям понятия «налоговый аудит», упоминаемым в научной и учебной литературе, где наблюдается многообразие подходов.

      Так, А. А. Савин и А. А. Савина под налоговым аудитом понимают сложный трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений [1] .

      Согласно определению Т. А. Терентьевой, аудит налогообложения является специальным аудиторским направлением в аудиторской деятельности, поскольку занимается отдельной областью аудита – налогообложением и обязательствами перед бюджетом по налогам и обязательным платежам [2] .

      Т. И. Кришталева также используя понятия «аудит налогообложения» и «налоговый аудит» как равноправные, определяет налоговый аудит как деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов и представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков, способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала [3] .

      По мнению Л. В. Поповой и Л. Н. Никулиной, налоговый аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также расчетов организации по налогам и сборам, это экспертиза налоговых платежей клиента в целях выявления налоговых рисков и резервов снижения налоговой нагрузки на бизнес [4] . А. А. Караков определяет налоговый аудит как комплексную проверку всех сторон деятельности клиента, обеспечивающую правильность учета, отражения в отчетности показателей для уплаты налогов [5] . Данное определение, на наш взгляд, не вполне корректно, так как налоговый аудит не требует рассмотрения именно всей деятельности хозяйствующего субъекта – объектом его исследования выступают только налоговые последствия финансово-хозяйственной деятельности организации.

      Как следует из вышеперечисленных определений, отсутствует единый подход к пониманию содержания понятия «налоговый аудит». В большинстве определений налоговый аудит рассматривается как фактическая документальная проверка налоговых обязательств, что не отражает основного предназначения налогового аудита – выработку рекомендаций по оптимизации налоговой политики организации. Возвращаясь к определению, данному А. А. Савиным и А. А. Савиной, следует обратить внимание, насколько оправданно включение в понимание налогового аудита и последующего контроля устранение выявленных нарушений [6] . Думаем, функцию налогового аудита но контролю устранения выявленных нарушений можно поставить под сомнение, так как это выходит за его рамки. По итогам налогового аудита вырабатываются рекомендации по эффективному устранению выявленных налоговых нарушений, а их выполнение или невыполнение, равно как и контроль над устранением нарушений, лежат на проверяемом лице.

      Таким образом, ввиду полного отсутствия регламентации налогового аудита на законодательном уровне, а также отсутствия единого подхода к пониманию данного явления в научной литературе, представляется прав ильным следующее определение понятия «налоговый аудит»: это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также всех расчетов организации по налогам и сборам, уплачиваемых в бюджеты различных уровней в целях выявления налоговых рисков и выработку рекомендаций по их устранению.

      Из приведенного определения понятия «налоговый аудит» вытекает, что процесс налогового аудита – это последовательная серия действий и мероприятий (пошаговых мер), направленных на разрешение проблем организации, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

      Следуя приведенному определению налогового аудита, можно установить его предмет. Это правильность формирования налоговой базы по каждому виду налогов и сборов и ее соответствие требованиям действующего законодательства.

      Под объектом налогового аудита можно понимать всю систему финансового, бухгалтерского и налогового учета организации, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

      Развитие налогового аудита (в связи с часто меняющимся налоговым законодательством, сложностью его понимания, не всегда правомерными действиями налоговых органов, усложнением взаимоотношений между субъектами налоговых правоотношений) обусловило формирование следующих основных целей налогового аудита:

      1) предотвращение возможных штрафных санкций со стороны налоговых органов путем проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов;

      2) помощь организации-клиенту в разработке новых форм оптимизации учетной политики для целей налогообложения.

      При этом ряд авторов (Л. В. Попова, Т. А. Головина, Л. Н. Никулина, И. А. Бажин) определяют, что для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

      1. Проведение аудита налоговых обязанностей на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства.

      2. Оптимизация и планирование налогообложения.

      3. Диагностика проблем налогообложения при осуществлении экономической деятельности.

      4. Анализ применяющейся в организации методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами.

      5. Проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых налогов.

      Анализ научной литературы показывает единый подход к классификации налогового аудита на комплексный и тематический.

      Комплексный налоговый аудит – это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

      Тематический налоговый аудит – проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

      Попробуем определить существенные признаки налогового аудита, отличающие его от классического аудита.

      Сплошной характер проверки. Для того чтобы глубоко изучить и впоследствии максимально снизить налоговые риски, выявить все ошибки аудируемого лица требуется проведение полноценной проверки. Сплошной порядок проверки позволяет выявить все существенные отклонения от бухгалтерского и налогового законодательства.

      Субъектный состав аудируемых лиц. Налоговый аудит актуален в первую очередь для крупных и средних организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. Не менее важным налоговый аудит является для организаций с организационно-правовым статусом в форме ООО. В этих организациях особо сложным является вопрос порядка исчисления НДС и НПО. Актуален для них налоговый аудит, потому что они, например, могут не подпадать под обязательный аудит, где в процессе проверки расчетов организации с бюджетными и внебюджетными фондами проводятся соответствующие процедуры.

      Таким образом, сущностные признаки, отличающие налоговый аудит, заключаются в комплексном подходе к проведению проверки налоговых обязанностей организаций, сплошном характере проверки и субъектном составе проверяемых лиц.

      По результатам анализа содержания и сущности понятия «налоговый аудит» обратим внимание на следующее.

      1. Налоговый аудит – самостоятельное направление аудита, поскольку для него характерны специфические признаки. Несмотря на все больший спрос на данный вид аудита, в настоящее время отсутствует правовая регламентация его проведения, а также легальные методология и принципы функционирования.

      2. Налоговый аудит как сфера деятельности представляет собой оценку налоговых показателей организации, а также выработку практических предложений по улучшению ее функционирования. Налоговый аудит как контрольное действие представляет собой непосредственное проведение налогового аудита в определенной организации.

      3. Исходя из содержания действующего экономического законодательства, делаем выводы, что довольно сложно определенно (по признакам, целям, задачам, функциям) отграничить друг от друга вполне самостоятельные виды деятельности в сфере налогообложения – «налоговый аудит» и «налоговый консалтинг».

    • [1] См.: Савич А. А., Савина А. А. Аудит налогообложения: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2010.
    • [2] См.: Терентьева Т. А. Аудит налогообложения: учеб, пособие. М.: Экономистъ, 2008.
    • [3] См.: Кришталева Т. И. Аудит налогообложения: учеб, пособие. М.: Дашков и К°, 2009.
    • [4] См.: Попова Л. В., Никулина Л. Н. Аудит налогообложения: учеб, пособие. М.: Дело и сервис, 2009.
    • [5] См.: Черноморда II. В. Аудит: учебник дня вузов / под ред. 11. В. Черноморда, А. А. Каракова. М., 2003.
    • [6] См.: Савин А. А., Савина А. А. Аудит налогообложения.
    • studme.org