Закон оукена регулирование уровня безработицы

  • Предмет макроэкономики
  • Макроэкономический анализ
  • Деньги — сущность, функции и виды
  • Денежно-кредитная политика ЦБ
  • Денежный рынок
  • Кредитно-банковская система
  • Сущность, функции и виды налогов
  • Кривая Лаффера

Закон Оукена

Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке 6.2.

Рис. 6.2. Закон Оукена

В условиях полной занятости объем производства равен , а норма безработицы . Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

www.grandars.ru

6.4 Закон Оукена и государственное регулирование уровня безработицы

y – фактический объем производства;

y’ – потенциальный объем ВНП;

u’ – естественный уровень безработицы;

  • для безработных старше 30 и старше 45 лет;
  • Кроме того, работают специальные клубы для безра­ботных, где дают советы, рекомендации по прохождению собеседования, тесты при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, представляют бесплатные канце­лярские принадлежности и телефоны для поиска работы.
    В развитых странах широко практикуется представле­ния социальной помощи безработным в виде материаль­ного пособия. Для его получения необходим стаж по ос­новной работе или общественная работа (уход за боль­ными, престарелыми, инвалидами, благоустройство города и т.д.). Для получения пособия необходимо внесение стра­хового взноса в зависимости от заработка. Сроки выплаты пособия строго ограничены. Так, максимальный срок по­лучения пособия в США – 26?30 недель, в Японии – 40 не­дель, в Германии – 104 недель.
    В некоторых развитых странах наряду с пособием по безработице выплачиваются еще и дополнительные посо­бия, которые предоставляются только после проверки «на нуждаемость», т.е. изучение состава семьи, наличия ижди­венцев, стажа и сферы трудовой деятельности, наличие го­сударственных наград и т.д.
    Итак, существование безработицы выдвигает про­блему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй поло­вины XX века. Дело в том, что рыночная система совер­шенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты, обеспечивающую уровень доходов населения, превышаю­щий 50 % их общего объема.
    Социальная защита впервые возникла в 1883 г. в Гер­мании, в 1911 г. в Англии, в 1935 г. в США. Особого ус­пеха она достигла в скандинавских странах. В Финляндии, например, пожилые люди одновременно могут получать 3 вида пенсии: по старости – от государства, пенсию по месту работы – от фирм, и из пенсионного фонда, выде­ляемого государством, в формировании которого прини­мал участие сам пенсионер.
    Еще более уникальна структура социального страхо­вания в Швеции. На долю взносов лиц, получающих пен­сию, приходится всего 1 % активов пенсионного фонда, а остальные 99 % исходят: от государства – 27 %, местных органов власти – 31 %, предпринимательских фирм – 41 %.

    В данной теме рассмотрены проблемы рабочей силы и дана ее социально-экономическая характеристика. Важной проблемой является степень занятости трудовых ресурсов особенно на современном этапе, действие механизма пере­распределения рабочей силы по структурам и отраслям экономики.
    Определенный интерес представляет теория рынка труда и концептуальные подходы к анализу механизма функционирования рынка труда (классическая модель рынка труда, неоклассическая модель, кейнсианская модель, монетаристская модель).
    Подробно показаны формы безработицы, ее виды, за­кон Оукена и проблемы регулирования безработицы.

    Трудовые ресурсы
    Рабочая сила
    Занятость
    Безработица
    Фрикционная безработица
    Структурная безработица
    Циклическая безработица
    Уровень безработицы
    Естественный уровень безработицы
    Инфляционный уровень безработицы
    Страхование по безработице
    Безработица ожидания
    Закон Оукена

    knigi-uchebniki.ru

    Различие между реальным и естественным уровнем безработицы создает конъюнктурную безработицу, которая свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны, т.е. происходит разрыв между реально произведенным и потенциально возможным ВНП. Чем выше конъюнктурная безработица, тем больше этот разрыв
    Зависимость между уровнем конъюнктурной безработицы и потерей части ВНП сформулировал американский экономист Артур Оукен.
    Закон Оукена связывает колебания уровня безра­ботицы с колебанием выпуска валового национального продукта (ВНП) по формуле:

    u – фактический уровень безработицы;

    – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.

    Если фактический уровень безработицы выше естест­венного на 1 %, то фактический объем производства будет ниже потенциального на величину -2,5 % (эта величина в работах различных экономистов колеблется от 2,5% до 3%).
    Отношение 1:2,5 есть отношение уровня безработицы к основанию объема ВНП. Оно позволяет вычесть абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы.
    Например, в 1983 г. в США уровень безработицы составлял 9,5%, что на 3,5% выше естественного уровня. Умножив эти 3,5% на коэффициент Оукена, получим, что отставание реального объема ВНП от потенциального составит 8,75%. Если номинальный объем ВНП в 1983 г. составил 3300 млрд. дол., то в результате несложных арифметических действий (3300 х 8,75) выясним, что общество недополучило продукции почти на 290 млрд. дол.
    В действии закона Оукена есть и вторая сторона: ежегодный прирост реального ВНП на уровне приблизительно 2,7% удерживает безработицу на постоянном уровне. Каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1%.
    Безработица, таким образом, пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реаль­ного, фактического выпуска национального продукта.
    Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертно­сти, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой социальной проблемы государство субсидирует сред­ства на поощрение частичной занятости или работы непол­ную рабочую неделю. В качестве средства для сокращения «избыточного» населения обычно используется метод «разделения рабочих мест», когда одно и то же рабочее ме­сто представляется двум рабочим с понижением заработ­ной платы. За это компании пользуются налоговыми льго­тами.
    Для уменьшения безработицы практикуются и «дос­рочный» выход на пенсию в период реконструкции функ­ционирующих рабочих мест и расширение занятости за счет универсализации представляемых потребителям ус­луг. Безусловно, такой метод ведет к росту показателей ча­совой производительности труда, что означает более высо­кие темпы прироста добавленной стоимости в сравнении с доходом рабочих.
    Важным способом преодоления относительного пере­населения является создание и расширение профессио­нальной подготовки и трудоустройства безработных. Так, в Англии функционируют программы:

    1. для длительно-безработных;
    2. для безработной молодежи;
    3. подготовки специалистов для наукоемких отрас­лей промышленности и т.д.

    Кроме того, работают специальные клубы для безра­ботных, где дают советы, рекомендации по прохождению собеседования, тесты при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, представляют бесплатные канце­лярские принадлежности и телефоны для поиска работы.
    В развитых странах широко практикуется представле­ния социальной помощи безработным в виде материаль­ного пособия. Для его получения необходим стаж по ос­новной работе или общественная работа (уход за боль­ными, престарелыми, инвалидами, благоустройство города и т.д.). Для получения пособия необходимо внесение стра­хового взноса в зависимости от заработка. Сроки выплаты пособия строго ограничены. Так, максимальный срок по­лучения пособия в США – 26‑30 недель, в Японии – 40 не­дель, в Германии – 104 недель.
    В некоторых развитых странах наряду с пособием по безработице выплачиваются еще и дополнительные посо­бия, которые предоставляются только после проверки «на нуждаемость», т.е. изучение состава семьи, наличия ижди­венцев, стажа и сферы трудовой деятельности, наличие го­сударственных наград и т.д.
    Итак, существование безработицы выдвигает про­блему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй поло­вины XX века. Дело в том, что рыночная система совер­шенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты, обеспечивающую уровень доходов населения, превышаю­щий 50 % их общего объема.
    Социальная защита впервые возникла в 1883 г. в Гер­мании, в 1911 г. в Англии, в 1935 г. в США. Особого ус­пеха она достигла в скандинавских странах. В Финляндии, например, пожилые люди одновременно могут получать 3 вида пенсии: по старости – от государства, пенсию по месту работы – от фирм, и из пенсионного фонда, выде­ляемого государством, в формировании которого прини­мал участие сам пенсионер.
    Еще более уникальна структура социального страхо­вания в Швеции. На долю взносов лиц, получающих пен­сию, приходится всего 1 % активов пенсионного фонда, а остальные 99 % исходят: от государства – 27 %, местных органов власти – 31 %, предпринимательских фирм – 41 %.

    Основные понятия

    uchebnik.kz

    Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

    5. Последствия безработицы и регулирование уровня безработицы

    Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

    Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

    На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

    На уровне общества они выступают в форме:

    а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

    б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

    в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;

    г) распад нравственных устоев и морали.

    Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.

    На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

    На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

    Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП, выраженное в процентах:

    Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:

    где u – фактический уровень безработицы;

    u*- естественный уровень безработицы;

    (u – u*) – уровень циклической безработицы;

    b — коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

    Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень циклической безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

    Отклонение фактического ВВП (Yt) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yt-1). Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

    где ut – фактический уровень безработицы данного года;

    ut-1 – фактический уровень безработицы предыдущего года;

    3% — среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;

    2,5 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению ежегодного фактического уровня безработицы.

    Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между
    уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.

    Также можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

    Рассмотрим понятие «естественный уровень безработицы». Пусть L означает рабочую силу, E – число работающих, U – число безработных. Тогда:

    Для концентрации внимания на факторах, определяющих уровень безработицы, предположим, что размер совокупной рабочей силы неизменен. Пусть s – показатель увольнения рабочих, т.е. доля занятых, которая ежемесячно теряет работу; f — показатель трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что оба показателя постоянны, и убедимся, что они определяют уровень безработицы.

    Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно равняться числу уволенных с работы:

    Заменим E на (L – U):

    Разделим обе части уравнения на L:

    f * U/ L = s * (1 – U/L).

    Выделим U/L и получим:

    Это уравнение показывает, что уровень безработицы (U/L) зависит от показателей уровней трудоустройства и увольнения. Любая экономическая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

    Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

    Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

    Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

    — усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);

    — создание специальных служб для этих целей.

    Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

    — создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

    — помощь частным службам такого типа.

    Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

    — проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

    — создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

    Система страхования по безработице представляет собой государственную программу, которая увеличивает число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного времени после потери работы.

    Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д.

    Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения.

    Тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Более того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика, вероятно, способствует установлению более точно соответствия между характеристиками рабочей силы и структуры рабочих мест.

    Экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предлагают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Такая система называется системой стопроцентной компенсации, поскольку взнос каждой фирмой на страхование по безработице точно отражает масштабы безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Увеличение размера компенсации может ограничить широко распространяемые временные увольнения.

    Устойчивым уровень безработицы становится по двум причинам:

    1) в случае страхования по безработице (т.е. выплаты пособий по безработице) увеличивается время поиска работы. Снижается стимул для поиска работы. Хотя выплата пособий может способствовать поиску именно такой работы, которая бы исключительно удовлетворяла интересы и запросы желающего устроиться на работу, или получению дополнительного образования. А это в долгосрочной перспективе будет влиять на большую стабильность общества. Здесь важна роль государства. Для того, чтобы снизить уровень безработицы, необходимо выделять средства для финансирования системы переподготовки кадров и другие меры.

    2) так называемая «безработица ожидания», которая возникает в условиях устойчивой («жесткой») заработной платы.

    Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.

    Безработица как результат жесткости зарплаты и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест называется безработицей ожидания (вынужденной безработицей).

    Источником вынужденной безработицы являются липкая или жесткая заработные платы, нарушающие механизм движения спроса и предложения на рабочую силу. Разновидностями вынужденной безработицы являются: технологическая, структурная и циклическая безработицы.

    Рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне зарплаты предложение труда превышает спрос на труд.

    Люди не желают получать за свой труд более низкую плату, чем уровень устойчивой заработной платы, и предпочитают ожидание, чем работу за плату, неадекватную, по их мнению, труду, или плату ниже прожиточного уровня (нередко люди считают слишком низкую заработную плату унижающей их профессиональное и человеческое достоинство).

    В этих условиях происходит «застывание» рынка труда. «Застывание» рынка труда может быть вызвано:

    1. Установлением минимума заработной платы в законодательном порядке. Необходимо оговориться, что речь идет о таком минимуме заработной платы, который бы превышал прожиточный минимум.

    2. Фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых договорах.

    3. В ряде случаев предприятия опасаются снижать уровень заработной платы, т.к. стремятся сохранить квалифицированных рабочих, опасаются снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли. Также предприятия устанавливают стимулирующую зарплату.

    www.aup.ru

    31. Безработица, ее типы и последствия. Закон Оукена.

    Одной из главных целей национальной экономики является обеспечение наиболее полной занятости. Однако полная занятость, с одной стороны, практически невозможна, а с другой – нецелесообразна и неэффективна для экономики.

    Все население страны подразделяется на две части:

    1) экономически неактивное население — жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать;

    2) экономически активное население (или совокупная рабочая сила) — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

    В свою очередь экономически активное население делится на две группы: занятые и безработные.

    Безработный — это человек трудоспособного возраста, не имеющий работы, не являющийся пенсионером, студентом или учащимся дневного отделения, военнослужащим, частным предпринимателем, зарегистрированный в бюро по трудоустройству. Таково официальное определение трудового законодательства Республики Беларусь. В других странах — другие определения, но все они опираются на идею о том, что это трудоспособный человек, активно занятый поиском работы.

    В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют безработицу трех разных типов — фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтением, требует определенного времени.

    Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Эта безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие НТП.

    Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВНП.

    Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

    Кроме того, выделяют добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую заработную плату; скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

    Два вида безработицы – фрикционная и структурная – имеют место всегда. Поэтому занятость считается полной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы.

    Так как численность рабочей силы со временем меняется, то безработица измеряется в виде отношения. Норма безработицы (уровень безработицы) — это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.

    Безработица ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах, не создаваемых из-за простоя оборудования. В результате не производится определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом Оукена: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объма ВВП на 2,5%(l — эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы, коэффициент Оукена).

    У – фактический ВВП, У* — потенциальный ВВП, U- фактический уровень безработицы, Un – естественный уровень безработицы, l — коэффициент Оукена.

    Переход к рыночной экономике сопровождается ростом безработицы. Проблемами трудоустройства населения, его профориентацией и переподготовкой, выдачей пособий по безработице занимаются специальные службы занятости населения.

    economics.studio