Закон оплата за проезд по федеральным дорогам

Стоимость проезда большегрузов по федеральным трассам «заморожена» на бессрочный период

Соответствующее постановление издало Правительство РФ (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. № 139 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191»). Ранее Заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович пообещал, что размер платы не изменится до октября текущего года.

С сегодняшнего дня тарифы платы за проезд по федеральным дорогам, взимаемые с помощью системы «Платон», должны были увеличиться с 1,53 руб./км до 3,06 руб./км. Однако в результате принятия нового постановления этого не произойдет, и размер указанной платы останется неизменным (1,53 руб./км) до специального решения властей.

Кроме того, приостановлено действие нормы об обязательной ежегодной индексации этой платы в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. До 30 июня 2017 года такая индексация проводиться не будет. А с 1 июля 2017 года к тарифам на проезд по федеральным трассам ежегодная индексация будет применяться исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года.

Документ вступил в силу сегодня, 1 марта 2016 года.

Напомним, обязанность внесения платы за проезд по федеральным автотрассам для большегрузов введена с 15 ноября прошлого года (ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Это вызвало резкое недовольство перевозчиков, что привело к некоторым уступкам со стороны законодателя. В частности, в середине декабря были существенно снижены штрафы за проезд без внесения платы: для ИП в восемь раз, а для юридических лиц – в 90 раз (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Документы по теме:

Читайте также:

Транспортный налог для большегрузов могут отменить
Об этом в ходе пресс-конференции сообщил Президент РФ Владимир Путин, затронув также вопросы индексации пенсий, повышения пенсионного возраста и преодоления кризиса.

В Госдуму внесен законопроект об отмене транспортного налога для большегрузов
Необходимость его отмены авторы инициативы связывают с введением платы за проезд большегрузов по федеральным автотрассам.

Установлен единый размер штрафа для водителей транспортных средств иностранных перевозчиков и владельцев других транспортных средств – 5 тыс. руб.

Большегрузы могут более чем на год освободить от платы за проезд по федеральным автотрассам
Действие соответствующих законодательных норм планируется приостановить до 1 января 2017 года.

Система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Досье

С 15 апреля 2017 года тариф повышается с 1,53 руб. за 1 км до 1,91 руб.

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 марта 2017 г. пресс-служба правительства РФ сообщила об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

«Платон» (от «плата» и «тонна») — российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. — Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация «Ростех», 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему «Платон» в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы «Платон» взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

— На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

— Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение «Платона» так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

— С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством «Платона» и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Тарифы, штрафы

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем — 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. — для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников — юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против «Платона». В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон»: для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным «РТ-Инвест транспортные системы» на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью «Платона» средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

tass.ru

Правомерность взимания платы за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам: позиция КС РФ

Конституционность законодательных норм о необходимости внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее – плата за проезд большегрузных ТС), была проверена КС РФ по запросу группы из 92 депутатов Госдумы. Выводы, к которым пришел Суд по результатам рассмотрения этого обращения, закреплены в Постановлении КС РФ от 31 мая 2016 г. № 14-П (далее – Постановление). Рассмотрим наиболее важные из них.

Фабула дела

С 15 ноября 2015 года плата за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам взимается с их собственников (владельцев) либо с водителей таких автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам, если последние сами не внесли ее, и зачисляется в федеральный бюджет (ч. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) через специально созданную систему «Платон».

Требования заявителей: Признать неконституционными нормы, вводящие плату за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам и устанавливающие ответственность за ее невнесение, на основании того, что их применение влечет излишнюю фискальную нагрузку предпринимателей, осуществляющих грузоперевозки, и препятствует свободному перемещению товаров по территории страны.

Суд решил: Указанные нормы соответствуют Конституции РФ, за исключением положения, позволяющего оператору системы взимания платы принимать акты нормотворческого характера. Оно должно быть скорректировано к 15 ноября текущего года.

По мнению обратившихся в КС РФ депутатов Госдумы, плата за проезд большегрузных ТС, обязательность внесения которой закреплена в ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об автомобильных дорогах), представляет собой не что иное, как налоговый платеж. Однако размер и порядок ее уплаты установлены не законом, как полагается для налогов (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а подзаконным нормативным актом (постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504; далее – Постановление № 504).

Заявители уверены, что данная плата не имеет экономического обоснования, дублирует другие фискальные платежи того же назначения, в том числе транспортный налог, а при ее начислении не учитывается фактическая способность собственников ТС уплатить соответствующую сумму, что препятствует реализации ими права на занятие не запрещенной законом экономической деятельностью. Также они отметили, что введение данной платы и установление административной ответственности за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам без ее внесения (ст. 12.21.3 КоАП РФ) создало административные препятствия для свободного перемещения товаров на территории России, что недопустимо (п. 4 ст. 3 НК РФ). Неправомерной считают депутаты и передачу полномочий по взиманию платы оператору – коммерческой организации. Они подчеркнули, что в законе о такой возможности ничего не сказано, соответственно законодательно не урегулированы ни полномочия, ни ответственность оператора.

На основании указанных доводов депутаты оспаривали конституционность ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах, ст. 12.21.3 КоАП РФ и Постановление № 504.

Суд дал последовательные разъяснения по каждому из обозначенных заявителями спорных моментов.

В первую очередь КС РФ отметил, что налогом обязательная плата за проезд большегрузных автомобилей не является, поскольку не обладает таким обязательным для налогового платежа признаком, как индивидуальная безвозмездность. Нельзя считать ее и сбором в определениях НК РФ, поскольку вносится она не с целью совершения уполномоченными органами или должностными лицами каких-либо юридически значимых действий в отношении плательщиков, например предоставления определенных прав или выдачи разрешений. Поэтому указанная плата представляет собой обязательный публичный индивидуально-возмездный платеж компенсационного фискального характера, заключил Суд (абз. 3 п. 3.1 Постановления).

В то же время соответствующие платежи включаются в объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, средства которого используются для финансового обеспечения дорожной деятельности, и в законодательстве прямо указано, что обязательная плата за проезд большегрузных ТС относится к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 41 и ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, соблюдено требование о законодательном закреплении видов дохода бюджета, подчеркнул Суд. Размер же вносимого каждым собственником платежа зависит от того, какое расстояние проехал принадлежащий ему грузовик по конкретной трассе, поскольку соответствующие средства призваны компенсировать расходы на восстановление надлежащего состояния дорог. Соответственно, обязательная плата за проезд большегрузных ТС имеет и целевую направленность и экономическое обоснование (п. 3 Постановления).

Как уже неоднократно отмечал КС РФ, регионы не могут самостоятельно вводить какие-либо публичные платежи, связанные с движением ТС по автомобильным дорогам, которые не санкционированы государством (Постановление КС РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П, Определение КС РФ от 19 января 2005 г. № 40-О). Плата же за проезд большегрузных ТС введена федеральным законом и взимается не в отдельных регионах страны, а на всей ее территории, поэтому нельзя говорить о том, что необходимость ее внесения создает препятствия для свободного перемещения товаров (абз. 1 п. 3.2 Постановления).

В то же время введение такой платы невозможно без установления критериев, определяющих, обязан ли владелец ТС вносить ее или нет, отметил КС РФ. Одним из таких критериев является разрешенная максимальная масса автомобиля. Выбор именно такой массы – свыше 12 тонн – был сделан по аналогии с требованиями, закрепленными в законодательстве ЕС (Директива 1999/62/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 17 июня 1999 г. «О взимании сборов с грузового транспорта за использование некоторых инфраструктур»). При этом законодатель, учитывая различия в степени вреда, причиняемого автодорогам большегрузными ТС в зависимости от их разрешенной максимальной массы (например, 12 тонн и 40 тонн) при прохождении одинакового расстояния, вправе дифференцировать для них размер платежей, заключил Суд (абз. 5 п. 3.1 Постановления).

В настоящее время размер платы за проезд большегрузных ТС не только существенно снижен по сравнению с тем, который изначально был установлен Постановлением № 504 – до 1,53 руб./км вместо 3,73 руб./км, но и «заморожен» (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191). До 30 июня 2017 года к нему не применяется ежегодная индексация по фактическому изменению индекса потребительских цен. Кроме того, с 15 апреля текущего года вступили в силу положения о возможности отсрочки внесения платы (ч. 8 ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах в новой редакции, постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. № 310).

Поскольку дата вступления в силу ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах, предусматривающей взимание платы, дважды переносилась и норма начала действовать не с 1 января 2013 года, как изначально предполагалось, а с 15 ноября 2015 года, у владельцев большегрузных ТС было достаточно времени на подготовку к новым требованиям и выбор приемлемой для них формы предпринимательской деятельности в сфере грузовых перевозок, подчеркнул КС РФ (абз. 3 п. 3.2 Постановления).

В то же время Суд пояснил, что при принятии решения об отмене или увеличении понижающего коэффициента к размеру платы за проезд большегрузных ТС необходимо устанавливать периоды адаптации плательщиков к такому повышению (абз. 5 п. 3.2 Постановления). Кроме того, особым образом он отметил, что принимаемые законодателем меры по недопущению избыточного финансового обременения собственников грузовиков не могут быть автоматически прекращены, даже если изначально был установлен конкретный период их действия.

Рассматривая претензию заявителей об избыточности фискальной нагрузки, лежащей на владельцах большегрузных ТС, КС РФ напомнил о том, что уже неоднократно указывал на недопустимость двойного налогообложения одного экономического объекта и что данная правовая позиция распространяется также на обязательные публичные платежи неналогового характера (Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П, Постановление КС РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П, Определение КС РФ от 10 июля 2003 г. № 342-О и др.). Суд согласился с тем, что указанная нагрузка формируется из нескольких платежей, в там числе транспортного налога и акциза на бензин и дизельное топливо. Однако, поскольку объектом платы в счет возмещения причиняемого дорогам вреда является, по сути, движение большегрузных ТС по этим трассам, в то время как объектом обложения транспортным налогом выступает транспортное средство вне зависимости от пройденного за налоговый период расстояния, а объектом обложения акцизом на бензин и дизельное топливо – реализация подакцизных товаров, то есть объекты не совпадают, нет оснований полагать, что в отношении владельцев таких ТС имеет место двойное обложение, указал КС РФ (абз. 3 п. 3.3. Постановления).

При этом Суд подчеркнул, что при введении новых обязательных платежей или повышении ставок уже существующих обязательно должны учитываться имущественные возможности плательщиков по их внесению. Поэтому совокупный размер таких платежей, возложенных на владельцев большегрузных ТС, хоть и разных по природе, но связанных с обеспечением дорожной деятельности, не должен быть чрезмерно обременительным для них (абз. 2 п. 3.4 Постановления). О необходимости оптимизации системы этих платежей и снижения финансового бремени на указанных субъектов свидетельствует факт внесения Правительством РФ в Госдуму законопроекта 1 , предусматривающего возможность зачета размера платы за проезд большегрузных ТС при исчислении транспортного налога. Предлагаемые законопроектом изменения, по мнению КС РФ, отвечают принципам соразмерности и справедливости и являются конституционно оправданными.

Рассматривая вопрос о правомерности передачи полномочий по взиманию платы оператору – коммерческой организации на основе концессионного соглашения (распоряжение Правительства РФ от 29 августа 2014 г. № 1662-р), КС РФ указал, что само по себе привлечение юридического лица, в том числе с целью получения частных инвестиций, для решения определенных публичных задач, например создания транспортной инфраструктуры общего пользования, допустимо. При этом выбор определенной организации в качестве оператора системы взимания платы, порядок заключения соответствующего концессионного соглашения и его содержание, в том числе размер вознаграждения оператора, должны соответствовать нормам Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Кроме того, согласно действующим правилам взимания платы за проезд большегрузных ТС, утвержденных Постановлением № 504 (далее – Правила), оператор может только получать платежи, перечислять их в полном объеме в федеральный бюджет и в определенных случаях возвращать плательщику. Ни на какие другие цели использовать указанные средства он не вправе, напомнил Суд (абз. 4 п. 4.2 Постановления). Тем не менее необходимо надлежащим образом урегулировать статус оператора системы взимания платы, в том числе установить порядок его выбора, критерии, которым он должен соответствовать, и предусмотреть гарантии интересов РФ и плательщиков во взаимоотношениях с ним, указал КС РФ. Например, если предполагается, что оператор вправе ограничить доступ плательщику или потенциальному плательщику к использованию системы, соответствующее право должно быть закреплено в нормативном акте (абз. 4 п. 4.3 Постановления).

Согласно п. 4 Правил оператор должен публиковать в СМИ как акты, регулирующие вопросы, связанные с эксплуатацией внедряемого в рамках системы взимания платы оборудования (например, порядок использования бортовых устройств) и информированием о ее работе, так и акты, закрепляющие порядок внесения платы за проезд владельцами большегрузных ТС, перечисления соответствующих средств в федеральный бюджет, а также возврата излишне перечисленных денег плательщику. Данное положение не исключает возможности принятия на практике всех видов указанных актов самим оператором, что недопустимо, поскольку правовое регулирование отношений, связанных с исполнением плательщиками публичной финансовой обязанности по внесению данной платы и предоставлением им гарантий в этих отношениях может быть установлено только федеральным законодателем, отметил Суд (абз. 2 п. 4.4 Постановления). Нарушает конституционно установленный принцип осуществления публичной власти и предоставление оператору системы взимания платы права самостоятельно утверждать правила взаимодействия с бюджетной системой РФ и правил взаимодействия владельцев большегрузных ТС и оператора, касающихся расчета и взимания платы, несоблюдение которых фактически может стать основанием для привлечения к административной ответственности (абз. 3 п. 4.4 Постановления).

Таким образом, п. 4 Правил не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой допускает возможность принятия оператором системы взимания платы актов нормотворческого характера, заключил Суд.

Стоит отметить, что с 15 ноября текущего года вступает в силу ч. 9 ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах, закрепляющая, что порядок перечисления платы в доход бюджета, порядок возврата владельцу ТС денежных средств, не перечисленных в бюджет или излишне перечисленных плательщиком, порядок информационного взаимодействия оператора системы взимания платы и владельцев ТС, а также правила пользования объектами, обеспечивающими взимание платы, устанавливает Правительство РФ. Однако эта норма тоже не гарантирует того, что оператор на практике не будет принимать обязательные для плательщиков акты, регулирующие указанные отношения, считает КС РФ. В то же время неприменение п. 4 Правил, утрачивающего силу в связи с признанием его неконституционным, может привести к невозможности функционирования системы взимания платы и впоследствии – к необходимости восполнения неполученных из-за этого средств и, соответственно, увеличению размера платы. Поэтому Суд постановил, что до 15 ноября действует существующий порядок, в том числе все уже принятые оператором акты, однако за этот период нормативное регулирование соответствующих отношений должно быть приведено в соответствие с Конституцией РФ и положениями Постановления.

Что касается административной ответственности за невнесение платы, то она, по мнению КС РФ, соответствует характеру правонарушения, поэтому устанавливающая ее ст. 12.21.3 КоАП РФ не вызывает сомнений с точки зрения конституционности. При этом Суд особым образом отметил, что владелец ТС не может быть привлечен к ответственности, если докажет, что нарушение произошло по не зависящим от него обстоятельствам, обусловленным сложившейся дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами.

www.garant.ru

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 15 ноября 2015 года начинают действовать новые правила для владельцев тяжелых грузовиков (с разрешенной максимальной массой более 12 тонн). Владельцы таких автомобилей должны будут осуществлять платежи в счет возмещения вреда, который тяжелые грузовики наносят дорогам федерального значения.

Сегодня Вы узнаете:

  • Сколько стоит проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам?
  • Каким образом осуществляется контроль передвижения грузовиков?
  • Как оплатить взнос в счет возмещения вреда?
  • В каких случаях может быть наложен штраф за неоплаченный проезд?
  • Можно ли избежать оплаты при управлении грузовиком?
  • Сколько стоит проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам?

    Первый важный вопрос — стоимость проезда грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам. Она регламентируется пунктом 1 постановления:

    1. Установить размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, равным 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

    Стоимость проезда за 1 километр пути — 3,73 рубля.

    Например, стоимость проезда тяжелого грузовика от Москвы до Санкт-Петербурга составит:

    713 * 3,73 = 2659,49 рублей.

    Внимание! С 15 апреля 2017 года при оплате проезда применяется понижающий коэффициент. Стоимость проезда составляет 1,91 рубля за км. Срок действия данного коэффициента нормативными документами не ограничен. Подробнее о данном изменении Вы можете узнать в статье «Новые тарифы системы Платон с 15 апреля 2017 года».

    Каким образом осуществляется контроль передвижения грузовиков?

    Существуют 3 возможных варианта:

  • Бортовое устройство (многоразовое).
  • Стороннее бортовое устройство (многоразовое).
  • Маршрутная карта (одноразовый).
  • Бортовое устройство. Для контроля передвижения грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн используется специальное «бортовое устройство», установленное в автомобиле:

    «бортовое устройство» — объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

    Бортовое устройство, в отличие от тахографа, водитель может получить в свое пользование бесплатно:

    6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

    б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у владельца транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты;

    Таким образом, если Вы планируете постоянно использовать грузовик на федеральных автодорогах, то бортовое устройство будет оптимальным вариантом. Вам нужно 1 раз обратиться к оператору с заявлением, после чего Вы просто будете зачислять на счет деньги, соответствующие стоимости планируемого маршрута движения.

    Стороннее бортовое устройство является аналогом обычного бортового устройства с той лишь разницей, что оно не предоставляется оператором, а покупается водителем самостоятельно.

    «стороннее бортовое устройство» — техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, требования к которому устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

    Маршрутная карта. Если водитель не хочет использовать бортовое устройства, то он может воспользоваться одноразовой маршрутной картой.

    10. В целях получения владельцем транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной владельцем транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации, доводит до сведения владельца транспортного средства расчет размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы.

    Маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения владельцем транспортного средства платы оператору.

    Движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, осуществляется по маршруту, в дату и время, указанные в этой маршрутной карте.

    В данном случае водителю придется заранее сообщить оператору о планируемом маршруте движения, времени и дате, а также оплатить его стоимость. После этого автомобиль не сможет отклоняться от указанного маршрута.

    В общем, это хороший одноразовый вариант. Однако если грузовик будет ездить по федеральным трассам многократно, постоянное составление маршрутных карт может отнимать слишком много времени.

    Как оплатить взнос в счет возмещения вреда?

    Взнос в счет возмещения вреда оплачивается до начала движения транспортного средства.

    Если водитель использует маршрутную карту, то оператор сообщает ему стоимость указанного маршрута движения. Именно ее и нужно оплачивать.

    Если же используется бортовое устройство, то водитель должен самостоятельно пополнить счет на сумму, соответствующую запланированному маршруту:

    7. До начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения владелец такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

    На практике я рекомендую зачислять на счет чуть большую сумму. Согласитесь, будет неприятно, если Вам не хватит 10-20 рублей на последние несколько километров маршрута и за это будет наложен штраф (до 10 000 рублей на собственника автомобиля).

    Так что лучше положить на счет на 100-200 рублей больше. Тем более их можно использовать при последующих поездках или вернуть в случае необходимости.

    При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

    При использовании бортового устройства стоимость маршрута рассчитывается автоматически и по мере движения списывается со счета владельца автомобиля.

    г) информирует владельца транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, о том, что у оператора остатка денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы, достаточно менее чем на 100 км движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

    Отмечу, что Правила предусматривают информирование владельца автомобиля о том, что денег на счету осталось менее чем на 100 км. Этот пункт на практике позволит избежать неожиданного обнуления счета.

    В каких случаях может быть наложен штраф за неоплаченный проезд?

    Правила предусматривают несколько ситуаций, в которых может быть наложен штраф за неоплаченный проезд грузового транспорта по федеральным дорогам:

    12. Движением без внесения платы считается:

    а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

    б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

    в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;

    г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

    Обратите внимание, что кроме самого очевидного варианта получения штрафа, когда водитель пытается проехать по федеральной трассе изначально ничего не оплатив, есть и более сложные:

    • Движение с неисправным бортовым устройством.
    • Движение с выключенным бортовым устройством.
    • Отсутствие бортового устройства и маршрутной карты.
    • Отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте.
    • Движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован.
    • Штрафы за данное нарушение варьируются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей. Подробнее о них Вы можете узнать в статье «Уменьшение штрафов для водителей тяжелых грузовиков с 15 декабря 2015 года».

      Контролировать движение автомобилей будут в том числе и камеры, работающие в автоматическом режиме. Так что избежать наказания водителю при движении по федеральным трассам вряд ли удастся.

      Можно ли избежать оплаты при управлении грузовиком?

      Существуют несколько причин, по которым водитель грузовика может избежать уплаты взноса в счет возмещения вреда дорогам:

      1. Движение вне федеральных трасс. Федеральными трассами в России являются лишь некоторые дороги. В основном они соединяют между собой областные центры. Вы можете уточнить список федеральных трасс Вашего региона самостоятельно.

      При желании водитель тяжелого грузовика может выбрать маршрут, который будет проходить вне федеральных трасс. Это достаточно легко сделать, если грузовик едет на небольшое расстояние. Если расстояние большое, то избежать федеральных дорог вряд ли удастся.

      2. Использование грузовиков с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн. В некоторых случаях может быть целесообразно заменить грузовики с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн на несколько автомобилей меньшей грузоподъемности.

      Например, замена автомобиля с разрешенной максимальной массой 12,1 тонн, на автомобиль 11,9 тонн не вызовет больших потерь грузоподъемности.

      С другой стороны замена 40-тонного автомобиля на несколько легких скорее всего финансовой выгоды не принесет.

      3. Движение по платным участкам дорог. При движении по платным участкам автомобильных дорог плата в счет возмещения вреда не взимается. Т.е. 2 раза платить за движение по одной и той же дороге не придется.

      4. Существует перечень автомобилей-исключений:

      1) транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

      2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

      3) самоходные транспортные средства с вооружением, военная техника, транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации и иные специальные транспортные средства, осуществляющие перевозки вооружения, военной техники и военного имущества.

      В завершение хочу отметить, что система, которая будет контролировать движение тяжелых грузовиков по федеральным трассам, уже разработана. Подробнее о ней Вы можете узнать в статье «Система взимания платы для большегрузов Платон».

      m.pddmaster.ru