Закон обособленное подразделение

Закон обособленное подразделение

Дата публикации 22.12.2015

Создание обособленного подразделения ООО

Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение ООО, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные более чем на месяц. При этом не важно, указано ли такое подразделение в Уставе ООО и какие у него полномочия (абз. 18 п. 2 ст. 11 НК РФ).

К обособленным подразделениям относятся (п. 1, п. 2 ст. 55 ГК РФ):

  • представительство – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиал – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (в том числе функции представительства);
  • иное подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством.
  • Подробнее о том, нужно ли создавать обособленное подразделение, если ООО принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности, см. Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?

    Законом урегулирован порядок создания обособленных подразделений – филиала и представительства. Порядок создания иных обособленных подразделений в законе не определен. На практике для создания такого структурного подразделения часто используется порядок, аналогичный тому, который установлен для создания филиала или представительства. Рассмотрим процедуру создания филиала или представительства более подробно.

    1. Принять решение о создании филиала или представительства

    Решение о создании филиала или представительства ООО может быть принято:

  • на общем собрании участников общества (п. 1 ст. 5, пп. 13 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ),
  • на заседании совета директоров (наблюдательного совета), если это предусмотрено уставом ООО (пп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).
  • В случае проведения общего собрания для принятия решения о создании филиала или представительства необходимо получить согласие не менее двух третей всех участников. Указанное минимальное количество голосов может быть увеличено уставом общества.

    Для случаев, когда решение принимается советом директоров, минимальное количество голосов законом не установлено и должно быть определено в уставе ООО.

    Если в ООО только один участник, решение о создании филиала или представительства он принимает единолично.

    Подробнее о том, как провести общее собрание участников см. Общее собрание участников ООО.

    Поскольку филиал и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных обществом положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Поэтому после принятия решения об их создании следует также утвердить положение о филиале (представительстве), в котором должно быть указано:

  • место нахождения филиала (представительства);
  • функции филиала (представительства);
  • права филиала (представительства);
  • права и обязанности ООО перед филиалом (представительством);
  • порядок управления имуществом филиала (представительства).
  • 2. Зарегистрировать изменения

    С 01.09.2014 вносить какие-либо изменения в устав ООО в связи с созданием филиала или представительства не требуется. Необходимо лишь зафиксировать информацию о новом структурном подразделении в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

    Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о создании филиала (представительства) (пп. «н» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

    Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством, этот этап можно пропустить и перейти к Шагу 3.

    Для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи созданием филиала или представительства необходимо выполнить следующие действия.

    Подать документы в регистрирующий орган

    Ранее сведения о филиалах и представительствах ООО необходимо было фиксировать в учредительных документах. Следовательно, при создании или ликвидации такого подразделения изменения в учредительных документах необходимо было регистрировать путем подачи в налоговые органы заявления по форме Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]

    С 01.09.2014 указывать сведения о филиалах и представительствах ООО в его учредительных документах не нужно (соответствующие изменения были внесены в п. 3 ст. 55 ГК РФ). Необходимо лишь внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

    Однако при этом остается нерешенным вопрос, какое заявление следует использовать, поскольку формы заявлений пока не приведены в соответствие с законом. Форма Р13001 позволяет прямо указать на создание филиала или представительства, но предназначена для регистрации изменений уставных документов. Форма Р14001 позволяет внести в реестр изменения, не связанные с исправлениями учредительных документов, но и не содержит пунктов о создании обособленных подразделений.

    Рекомендуем в данном случае использовать форму Р13001. Косвенно это подтверждается разъяснениями ФНС России в письме от 06.03.2015 № СА-4-14/[email protected] о том, что до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законом при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала (представительства) можно использовать форму Р13001. Однако не исключено, что на практике налоговые органы будут принимать также и форму Р14001. О том, какую именно форму следует заполнять, рекомендуется уточнить в налоговом органе, в который она будет подаваться.

    Это заявление можно (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 18 Закона № 129-ФЗ, п. 37 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее – Административный регламент):

  • направить по почте;
  • передать лично или через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности;
  • направить по информационно-телекоммуникационным сетям;
  • представить через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • За исключением некоторых случаев подлинность проставленной на заявлении подписи нужно заверить в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

    Если документы подаются заявителем лично непосредственно в регистрирующий орган, то заверять в нотариальном порядке его подпись на заявлении о государственной регистрации не требуется (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). В этом случае заявитель должен в присутствии представителя регистрирующего органа заполнить раздел последнего листа заявления и поставить подпись (письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238).

    Отметим, что инспекция не может отказать в приеме заявления (п. 4 9 Административного регламента).

    Получить расписку о приеме документов

    При подаче заявления выдается расписка в их получении.

    Если заявление подается лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

    Если заявление подано через представителя, то расписка направляется на почтовый адрес заявителя.

    В случае направления заявления по почте инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления.

    Если заявление подано в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

    При подаче документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в их получении выдается многофункциональным центром (если иной способ получения расписки не указан заявителем). Такой порядок установлен в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

    Получить документы, подтверждающие изменения в ЕГРЮЛ

    Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). После этого в инспекции можно получить документ, подтверждающий факт внесения записи изменений в ЕГРЮЛ (п. 15 Административного регламента), а именно лист записи ЕГРЮЛ (форма № Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481 @ ) .

    Указанный документ в электронной форме (подписанный УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении на регистрацию, и тот, который указан в ЕГРЮЛ. Причем не важно каким именно способом документы поступили на регистрацию. Срок направления документов — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

    3. Поставить обособленное подразделение на учет в инспекции

    При создании филиала или представительства вставать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно исходя из данных о создании обособленного подразделения, внесенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

    Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

    Для этого в течение месяца со дня создания обособленного подразделения нужно направить в налоговый орган по месту его нахождения сообщение по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected] (п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).

    Такое сообщение может быть подано (п. 7 ст. 23 НК РФ):

    • лично заявителем или через представителя, действующего на основании доверенности. Заверять ее у нотариуса не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
    • по почте заказным письмом;
    • в электронной форме (приложение № 8 к приказу ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]) по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или представителя.
    • Если ООО представляет сообщение в электронной форме, то необходимо руководствоваться Порядком их заполнения и направления, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected] (абз 3, 4 п. 7 ст. 23 НК РФ).

      Инспекция поставит созданное обособленное подразделение на учет в течение 5 дней со дня получения сообщения (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).

      Следует иметь в виду, что если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, городе федерального значения, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ставить обособленное подразделение на учет можно только в одном из них на усмотрение организации (п. 4 ст. 83 НК РФ).

      Обратите внимание: По мнению Минфина России, форма организации, а также срок нахождения работников на стационарных рабочих местах никак не влияют на обязанность организации в стать на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Отсутствие в таком подразделении работников при наличии оборудованных стационарных рабочих мест влечет обязанность постановки на учет (см. письмо Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/30877).

      4. Назначить руководителя подразделения

      Руководителем подразделения можно назначить кого-то из уже имеющихся сотрудников либо это может быть вновь принятое на работу лицо. Во втором случае необходимо заключить трудовой договор с вновь принятым на эту должность лицом или осуществить перевод.

      Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

      Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

      5. Наделить руководителя полномочиями

      Руководителю филиала (представительства) необходимо выдать доверенность от имени ООО на совершение действий в интересах последнего (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Сделать это может руководитель общества. Заверять печатью организации такую доверенность не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

      Отметим, что подобная доверенность может быть выдана не только руководителю филиала или представительства, но и руководителю обособленного подразделения, которое филиалом или представительством не является.

      В этой доверенности следует указать, имеет ли руководитель филиала (представительства) право:

    • формировать штат работников филиала (представительства);
    • выдавать доверенности работникам филиала (представительства);
    • распоряжаться средствами филиала (представительства);
    • выступать от имени филиала и в интересах филиала (представительства);
    • совершать сделки от имени ООО в процессе обычной хозяйственной деятельности;
    • открывать счет в банке и санкционировать проведение операций по счету.
    • 6. Принять сотрудников на работу

      После того как филиал (представительство) создан и назначен руководитель, необходимо укомплектовать его штат.

      Сделать это можно двумя способами:

    • принять на работу новых сотрудников;
    • перевести в филиал сотрудников, работающих в головной организации.
    • Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

      Следует иметь в виду, что в трудовом договоре с сотрудником, принимаемым в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, в качестве места работы указывается обособленное подразделение и его местонахождение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

    • руководителем ООО, если директор филиала не имеет права формировать его штат;
    • руководителем филиала (представительства), если он на это уполномочен доверенностью.
    • Налоговые последствия

      При открытии филиала ООО теряет право на применение УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если созданное обособленное подразделение к филиалам не относится, то право на «упрощенку» сохраняется (письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305). Кроме того до 01.01.2016 не могли применять УСН также организации, у которых были представительства. Однако Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ устранил это ограничение (см. комментарий).

      Подробнее о налогообложении при утрате права на применение УСН см. Справочник «Упрощенная система налогообложения».

      Кроме того, организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль с определенными особенностями в соответствии со ст. 288 НК РФ.

      Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?

      its.1c.ru

      Порядок создания обособленного подразделения ООО в 2018 году

      План развития предприятия почти всегда подразумевает создание обособленных подразделений. Таким правом наделены все российские субъекты хозяйственной деятельности. Как открыть обособленное подразделение ООО в 2018 году и что грозит предприятиям за уклонение от постановки на учет, — об этом в материале PPT.ru

      Существующее законодательство дает определение и основные признаки обособленного подразделения. Однако в правовых нормах отсутствует алгоритм создания новых структурных единиц. Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие их деятельность.

      Обособленное подразделение в законодательстве

      Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, обособленным подразделением (далее ОП) организации может считаться любая территориально обособленная от нее структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места. Такими рабочими местами могут считаться лишь те, которые созданы на срок не менее, чем один месяц. Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, а также полномочий, которыми оно наделено.

      Статья 55 Гражданского кодекса дает определение понятиям представительство и филиал. Представительство обладает всеми признаками ОП, указанными в статье 11 НК РФ , но кроме этого, оно представляет и защищает интересы юридического лица. Филиал, согласно ГК РФ, осуществляет функции юридического лица и осуществляет функции представительства. Но основное отличие филиала и представительства от ОП заключается в том, что сведения о них должны быть внесены в учредительные документы.

      ОП, вне зависимости от типа, действуют на основании положений утвержденных юридическим лицом. Руководители осуществляют деятельность на основании доверенности и назначаются юридическим лицом.

      Порядок открытия ОП можно разделить на два крупных этапа – регистрация и организация. Рассмотрим их более подробно.

      Регистрация обособленного подразделения в 2018 году: пошаговая инструкция

      Существующее законодательство регламентирует лишь порядок организации филиалов и представительств. Процесс создания других ОП практически не отличается от предписанного в законе.

      Рассмотрим пошагово, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2018 году:

      Шаг 1. Принять решение о создании ОП.

      Согласно статье 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ , общество может создавать ОП, на основании решения участников общества. Решение принимается путем голосования. Для этого «за» должны проголосовать не менее чем две трети участников, если иное не предусмотрено уставом организации. Принятое решение оформляется соответствующим протоколом и приказом.

      Шаг 2. Подготовить приказ о создании обособленного подразделения (образец 2018).

      Шаг 3. Внести изменения в учредительные документы.

      При организации филиала или представительства вносятся изменения в устав и другие учредительные документы организации. Если планируется открытие ОП, то изменения в эти документы вносить не нужно.

      Шаг 4. Зарегистрировать принятые изменения. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об открытии филиала или представительства, необходимо подать в Налоговую службу заявление по форме Р13001. Если сведения о структурной единице не вносились в устав, подается заявление по форме Р14001.

      Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2018 по форме №С-09-3-1 в случае создания не филиала или представительства. Этот документ необходимо представить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней будет осуществлена постановка на учет, а предприятие получит соответствующее уведомление.

      Датой создания ОП считается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считается день принятия решения об их создании.

      Стоит помнить, что помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

      Организация обособленного подразделения

      Поскольку Налоговый и Гражданский кодексы предъявляют определенные требования к ОП, руководителю предприятия необходимо помимо регистрации провести некоторые организационные мероприятия:

    • организация стационарных рабочих мест, в том числе аренда или покупка помещения, а также транспортных средств;
    • наделение структурной единицы имуществом основной организации;
    • назначение руководителя ОП, выдача ему доверенности;
    • открытие при необходимости расчетных счетов;
    • подбор и прием на работу сотрудников.
    • Представленный перечень может быть расширен в зависимости от потребностей предприятия и других факторов, связанных с организацией его нормальной деятельности.

      Ответственность за уклонение от постановки на учет

      Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ , предусмотрена ответственность за нарушение сроков отправки сообщения об открытии ОП. За такое нарушение полагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ. На должностных лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей. В случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет, организация обязана будет выплатить штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

      m.ppt.ru

      Организация деятельности обособленного подразделения

      Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение. Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество. В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

      В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

      Правовой статус обособленного подразделения

      В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

      В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

      Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

      Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

      Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

      Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

      Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений. Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

      При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

      Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства.

      Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

      Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

      Документы, необходимые для создания филиала

      1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
      2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
      3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
        Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
      4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
      5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
        Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
      6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением.
        Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].
        Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.
      7. Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

      8. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
        По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
      9. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
      10. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
      11. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] (Приложение 3).
        При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

      Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения. Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя). Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества). Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

      В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

      Счет обособленного подразделения

      Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

      Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты. Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке. В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

      Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом. Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения. По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

      Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

      В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

      Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

    • территориальная обособленность от головной организации;
    • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.
    • Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

      Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

      При этом НК РФ не ставит признание того или иного подразделения организации обособленным в зависимость от наличия у последнего отдельного баланса и расчетного счета (см. письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/513 и от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149).

      В соответствии с п. 33 ПВБУ[12] и п. 8 ПБУ 4/99[13] бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

      Как указал Минфин России в письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

      Таким образом, решение о необходимости выделения обособленного подразделения на отдельный баланс, а также определение показателей, которые будут установлены для него, должно быть принято самим обществом, законодательство не содержит требования об обязательном выделении обособленных подразделений на отдельный баланс.

      Отметим, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по местонахождению такого обособленного подразделения. Вместе с тем, наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по местонахождению обособленного подразделения.

      Порядок налогообложения обособленного подразделения

      Постановка на учет обособленного подразделения в налоговых органах. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

      Таким образом, общество будет поставлено на налоговый учет в Москве в том налоговом органе, который отвечает за территорию, где будут организованы рабочие места для сотрудников общества.

      Налог на добавленную стоимость (НДС). Действующими правилами главы 21 НК РФ уплата НДС и представление деклараций по НДС по местонахождению обособленных подразделений не предусмотрены.

      Как указано в письме МНС России от 4 ноября 2002 г. № ВГ-6-03/[email protected], вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно по месту постановки на учет головной организации без распределения налога по обособленным подразделениям.

      Следовательно, независимо от того, есть ли у общества обособленные подразделения, выделены они на отдельный баланс или нет, представление деклараций по НДС и уплата налога производятся обществом по своему местонахождению без распределения по обособленным подразделениям.

      Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, организации выступают в качестве налоговых агентов в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов работников (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, в отношении работников этих подразделений имеет ряд особенностей.

      В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российская организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

      Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.

      Из приведенных норм законодательства следует, что при открытии офиса в Москве, являющегося обособленным подразделением, общество обязано будет производить уплату НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения в Москве в отношении доходов, полученных сотрудниками этого подразделения.

      Отметим, что данную обязанность общество должно будет исполнять вне зависимости от наличия либо отсутствия у обособленного подразделения расчетного счета и отдельного баланса, поскольку никаких изъятий п. 7 ст. 226 НК РФ в данном отношении не содержит.

      Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

      Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

      В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в законодательно установленном порядке.

      Следовательно, поскольку в состав общества будет входить обособленное подразделение, по истечении каждого отчетного и налогового периода общество должно представлять декларации в налоговые органы, как по своему местонахождению, так и по местонахождению подразделения в Москве. При этом декларации представляются обществом самостоятельно (если только обществом не выдана доверенность руководителю (сотруднику) обособленного подразделения на его представление в налоговых органах).

      Указанный порядок представления налоговых деклараций начинает действовать с того отчетного периода, к которому относится дата постановки организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43).

      Пунктом 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

      Если доля прибыли по обособленному подразделению не определяется в связи с тем, что значение показателей для ее исчисления равно нулю, то налоговая база и налог на прибыль, а также авансовые платежи на такое подразделение не распределяются (письмо УФНС России по г. Москве от 6 мая 2008 г. № 14-14/043984).

      Транспортный налог. Если общество планирует приобрести автомобили (или иные транспортные средства), которые будут эксплуатироваться сотрудниками подразделения в Москве при выполнении ими своих трудовых обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее.

      Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

      В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в законодательно установленном порядке.

      Пунктом 1 ст. 3631 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по истечении налогового периода представить в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — местонахождение собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ).

      В соответствии с п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[14] регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений.

      Следовательно, общество вправе выбрать, где поставить на учет автомобили и (или) иные транспортные средства — по местонахождению общества или обособленного подразделения.

      Таким образом, если общество приобретет и зарегистрирует в Москве автомобили (или иные транспортные средства), то оно должно будет представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Москве. Налог подлежит уплате по такому же принципу самим обществом.

      Налог на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

      В свою очередь, п. 1 и 4 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.

      Следовательно, с 1 января 2013 г. объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств.

      При этом НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на имущество и его декларирования для организаций, имеющих обособленные подразделения.

      В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

      В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

      Следовательно, если обособленное подразделение общества в Москве на отдельный баланс выделяться не будет, то приобретенное для этого обособленного подразделения недвижимое имущество (основные средства) будут стоять на балансе самого общества.

      В то же время согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

      Значит, у общества возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, т.е. в Москве, вне зависимости от того, будет ли обособленное подразделение иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться основные средства в виде недвижимого имущества, используемые таким обособленным подразделением.

      В то же время у общества не возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении основных средств в виде движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться обществом в Москве.

      Взносы в государственные внебюджетные фонды. В силу п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

      Таким образом, если обособленное подразделение общества в Москве не будет отвечать установленным в приведенной норме требованиям (оно не будет выделено на отдельный баланс и (или) у него не будет расчетного счета), на него не будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

      Если же обособленное подразделение общества в Москве будет отвечать установленным приведенной нормой требованиям (оно будет выделено на отдельный баланс и у него будет расчетный счет), на него будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

      Рассмотрение споров с участием общества

      В отношении обособленных подразделений, имеющих статус филиала, предусмотрены специальные правила подсудности. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

      Иски, вытекающие из деятельности иного обособленного подразделения юридического лица, предъявляются по местонахождению общества (ст. 35 АПК РФ). Рассмотрение споров по местонахождению филиала позволяет наиболее оперативным образом обеспечивать предоставление доказательств со стороны общества.

      Литература

      [1] См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 г. по делу № А42-1739/2008, от 28.11.2005 № А56-45775/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 по делу № А53-22572/2008, ФАС Московского округа от 30.04.2009 № КА-А40/3057-09, ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.

      [2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

      [3] См. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу № А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством акционерного общества, однако данная практика применима и к филиалу общества с ограниченной ответственностью).

      [4] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      [5] Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российской организации по местонахождению их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утвержден письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» (далее — Порядок постановки на учет)). С вступлением в силу Закона № 229-ФЗ была изменена процедура постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Между тем, до настоящего времени не утвержден новый порядок постановки на учет. До утверждения соответствующего порядка налоговым органом рекомендован к применению Порядок постановки на учет, утвержденный письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623.

      [6] Обратите внимание, что постановка на учет в фондах требуется только при наличии всех трех перечисленных условий: наличии отдельного счета, баланса, начисления филиалом заработной платы (письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п).

      [7] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      [8] Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

      [9] Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1052н).

      [10] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

      [11] Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — Инструкция об открытии банковских счетов).

      [12] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

      [13] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

      [14] Утверждены приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

      www.cfin.ru