Закон об страховании ответственности перевозчика

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями и дополнениями)

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 2 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая, 23 июня 2016 г., 29 июля, 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

14 июня 2012 года

С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.

Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.

Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.

Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).

Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.

Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Статьи 20 и 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования

Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Статья 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 июня 2012 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 25 ст. 3257, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2012 г., в «Парламентской газете» от 22 июня 2012 г. N 23

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) перевозка — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;

2) пассажир — лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона;

3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок);

4) имущество пассажира — багаж и перевозимая пассажиром с собой (в том числе ребенком или детьми, которые следуют вместе с пассажиром) ручная кладь, за причинение вреда которым при перевозке отвечает перевозчик;

5) потерпевший — пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред. Дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами;

6) договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее — договор обязательного страхования) — заключенный между страховщиком и страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом договор обязательного страхования;

7) страховой случай — возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям;

8) страховщик — страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков для осуществления обязательного страхования;

9) страхователь — перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования;

10) выгодоприобретатель — потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения — граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода;

11) внеуличный транспорт — пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам;

12) метрополитен — вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог, линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на подземных участках и электропитание подвижных составов которого осуществляется через контактные рельсы;

13) легкое метро — вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог и линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на наземных участках;

14) внеуличный трамвай — вид внеуличного транспорта, пути которого на регулируемых перекрестках могут иметь пересечения с автомобильными дорогами и линии которого оборудованы остановочными пунктами;

15) монорельсовый транспорт — вид внеуличного транспорта, технологическая конструкция путей которого позволяет осуществлять движение подвижного состава по одному рельсу, пути которого не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами и линии которого должны быть оборудованы станциями.

Статья 4. Цели и принципы обязательного страхования

1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также установления процедуры получения потерпевшими возмещения вреда.

2. Основными принципами обязательного страхования являются:

1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

2) защита за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок.

Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности

1. Независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и международных перевозок застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (далее — орган страхового надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в случае неисполнения перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения обязан уведомить об этом орган страхового надзора для взыскания сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком.

6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:

1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;

2) страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы);

3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

8. Информацию, предусмотренную частью 6 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая.

9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего или иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике.

Статья 6. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора.

2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.

www.eg-online.ru

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

Внутренний водный транспорт;

Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  • Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

    Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
  • Единая стоимость. Разная надежность

    Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

    Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

    Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

    www.rgs.ru

    Внесены изменения в закон об обязательном страховании гражданской ответственности при перевозке пассажиров метрополитеном

    Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном».

    Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года.

    Справка Государственно-правового управления

    В Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном» с учётом проведённого анализа правоприменительной практики, а также международных договоров Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие:

    уточнение понятий «пассажир» (в частности, к числу пассажиров отнесён ребёнок), «перевозка пассажира», «перевозчик», «имущество пассажира», «выгодоприобретатель», «договор обязательного страхования» и ряда других;

    уточнение круга лиц, несущих ответственность за неисполнение обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющих перевозки при отсутствии договора обязательного страхования (это предприниматели или юридические лица, фактически осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическими лицами для личных, семейных, домашних нужд);

    изменение порядка предоставления перевозчиком пассажиру информации о страховой организации, а также порядка информирования юридическим лицом, осуществляющим перевозки метрополитеном, потерпевших и иных выгодоприобретателей об их правах и порядке действий для получения компенсации при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

    уточнение порядка и условий расторжения договора обязательного страхования, порядка и условий прекращения договора обязательного страхования и последствий его прекращения (возврат уплаченной страховщику страховой премии);

    конкретизацию процедуры проводимого Банком России ежегодного мониторинга значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании, и их обоснованности (разрабатываемые Банком России методические рекомендации должны согласовываться с соответствующими федеральными органами исполнительной власти);

    детализацию перечня документов, необходимых для предъявления выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения или компенсации (в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу при перевозках метрополитеном), а также уточнение порядка выплаты страхового возмещения;

    уточнение порядка осуществления выгодоприобретателю предварительной выплаты (это часть страхового возмещения в размере ста тысяч рублей), в том числе в случаях, если такие выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, а также порядка осуществления компенсационных выплат;

    уточнение оснований предъявления регрессных требований к страховщику или перевозчику;

    корректировку устанавливаемых профессиональным объединением страховщиков правил профессиональной деятельности в части, касающейся условий передачи страхового портфеля.

    Федеральным законом также устанавливается обязанность страховщика или юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, при несоблюдении срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в страховом возмещении или компенсации уплатить ему на основании письменного заявления денежные средства в виде финансовой санкции, размер которой зависит от вида причинённого вреда.

    Федеральный закон применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключённым после дня его вступления в силу.

    kremlin.ru

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»»

    Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

    Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

    Внести в Федеральный закон от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3257; 2013, N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6333; 2014, N 45, ст. 6154; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3891) следующие изменения:

    1) статью 1 изложить в следующей редакции:

    «Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также -обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы, а также при перевозках пассажиров монорельсовым транспортом.

    3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

    4. В отношении перевозок пассажиров монорельсовым транспортом настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.»;

    2) статью 3 изложить в следующей редакции:

    «Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а в отношении монорельсового транспорта — статьей 31 настоящего Федерального закона (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а в отношении монорельсового транспорта — статьей 31 настоящего Федерального закона;

    2) пассажир — лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а в отношении монорельсового транспорта — статьей 31 настоящего Федерального закона, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве;

    3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

    4) имущество пассажира — багаж, а также ручная кладь и (или) иное имущество пассажира, находящиеся при нем во время перевозки;

    5) потерпевший — пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред;

    6) страховщик — страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков (далее — профессиональное объединение страховщиков) для осуществления обязательного страхования;

    7) страхователь — перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования;

    8) выгодоприобретатель — потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц — супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего — лица, фактически понесшие такие расходы;

    9) договор обязательного страхования — договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный между страховщиком и страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    10) страховой случай — возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям;

    11) внеуличный транспорт — технологический комплекс, включающий подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, обеспечивающий перевозки пассажиров и провоз ручной клади по договору перевозки пассажира;

    12) метрополитен — вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам;

    13) монорельсовый транспорт — вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде.»;

    а) в части 1 слова «за счет обязательного страхования» исключить, слово «потерпевшими» заменить словом «выгодоприобретателями»;

    б) в пункте 2 части 2 слова «за счет» заменить словом «посредством»;

    а) часть 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.»;

    б) в части 2 слова «и международных перевозок застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации» заменить словами «и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров,»;

    в) в части 3 слово «несет» заменить словами «физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут»;

    «6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.»;

    д) в пункте 2 части 7 слова «всех его филиалах и представителях» заменить словами «с которым перевозчиком заключен договор обязательного страхования, наличии его филиалов и представительств», дополнить словами «, в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда»;

    е) в части 8 цифру «6» заменить цифрой «7»;

    ж) в части 9 слова «или иным лицам» заменить словами «, иным выгодоприобретателям»;

    5) часть 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:

    «1. Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в письменной форме на основании письменного или устного заявления страхователя в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) страховщиком страхователю.»;

    6) в части 2 статьи 8:

    а) в пункте 1 слово «потерпевшего» заменить словом «пассажира»;

    б) в пункте 2 слово «потерпевшего» заменить словом «пассажира»;

    в) в пункте 3 слово «потерпевшего» заменить словом «пассажира»;

    а) часть 1 дополнить предложениями следующего содержания: «Обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения о расторжении договора обязательного страхования, если иное не вытекает из соглашения. При расторжении договора обязательного страхования уплаченная страховщику страховая премия (страховой взнос) не подлежит возврату, за исключением случая, если это предусмотрено соглашением.»;

    б) дополнить частями 1 1 и 1 2 следующего содержания:

    «1 1 . По требованию страхователя и при отсутствии страхового случая часть уплаченной страховщику страховой премии подлежит возврату пропорционально неистекшему периоду действия договора обязательного страхования при его досрочном прекращении в случае:

    1) прекращения страхователем в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, отзыв или прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, принятие решения о ликвидации перевозчика);

    2) принятия решения о ликвидации или реорганизации страховщика, отзыва у него лицензии на осуществление обязательного страхования. Страховщик обязан незамедлительно проинформировать страхователя о наступлении указанных событий.

    1 2 . При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случае наступления события, указанного в части 1 1 настоящей статьи, днем досрочного прекращения такого договора считается день, следующий за днем наступления события, подтвержденного соответствующими документами.»;

    в) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

    «3 1 . Страховщик вправе отказаться от договора обязательного страхования в одностороннем порядке при неуплате страхователем очередного страхового взноса по истечении тридцати календарных дней со дня, установленного договором обязательного страхования для уплаты очередного страхового взноса, письменно уведомив страхователя о расторжении такого договора. Договор обязательного страхования считается прекращенным со дня, следующего за днем получения страхователем уведомления страховщика об отказе от договора обязательного страхования.»;

    г) часть 4 изложить в следующей редакции:

    «4. В случае расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования страховщик обязан представить соответствующую информацию в профессиональное объединение страховщиков в порядке, установленном правилами профессиональной деятельности. Профессиональное объединение страховщиков уведомляет о факте расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования, а также о наступлении событий, указанных в пункте 2 части 1 1 настоящей статьи, орган транспортного контроля и надзора в порядке и сроки, которые установлены соглашением об информационном взаимодействии, заключенным между профессиональным объединением страховщиков и органом транспортного контроля и надзора.»;

    а) часть 8 после слова «риска,» дополнить словами «в том числе являющиеся основанием для определения количества пассажиров в целях расчета страховой премии по договору обязательного страхования,»;

    б) в части 12 первое предложение после слов «Банк России» дополнить словами «на основании методических рекомендаций, разрабатываемых им по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта,»;

    9) статью 12 изложить в следующей редакции:

    «Статья 12. Последствия просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов)

    1. Последствия просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов) в установленные сроки определяются в договоре обязательного страхования с учетом положений настоящей статьи, а также положений статьи 9 настоящего Федерального закона.

    2. Если страховой случай наступил в период, когда уплата очередного страхового взноса просрочена, страховщик помимо требования о его уплате вправе предъявить к страхователю требование об уплате процентов, определяемых в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    3. Неуплаченная страховая премия (страховые взносы) не может быть зачтена страховщиком в счет выплаты выгодоприобретателю страхового возмещения.»;

    а) наименование после слова «страховщиком» дополнить словами «и выгодоприобретателем»;

    б) в пункте 1 части 4 слова «Данное основание освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения может быть исключено из договора обязательного страхования соглашением сторон» заменить словами «Указанные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения могут быть полностью или частично исключены из договора обязательного страхования по соглашению сторон»;

    «1. При наступлении страхового случая выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых определяется Банком России и которые должны содержать, в частности, сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, а если заявление подает выгодоприобретатель, не являющийся потерпевшим, сведения о таком выгодоприобретателе, а также документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (дата, место наступления, вид транспорта, наименование перевозчика, иная информация о событии), оформленный в порядке и с учетом требований, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.»;

    б) дополнить частью 5 1 следующего содержания:

    «5 1 . В случае, если в связи с произошедшим событием на транспорте в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации созданы специальные комиссии, проводятся следственные, судебно-медицинские, иные исследования и экспертизы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, проводившие соответствующие исследования и экспертизы, предоставляют, если иное не предусмотрено федеральными законами, страховщикам по их запросам документы, содержащие выводы указанных комиссий или экспертиз, которые могут быть использованы страховщиком в том числе для предъявления регрессного требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к перевозчику или иному лицу, ответственному за возмещенный страховщиком вред.»;

    в) часть 6 изложить в следующей редакции:

    «6. При несоблюдении срока осуществления выплаты страхового возмещения, установленного частью 5 настоящей статьи или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, страховщик за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы страхового возмещения.»;

    г) дополнить частями 6 1 — 6 3 следующего содержания:

    «6 1 . При несоблюдении срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда.

    6 2 . Неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, предусмотренные частями 6 и 6 1 настоящей статьи, уплачиваются выгодоприобретателю на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени), суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня), сумма такой финансовой санкции должны быть уплачены в случае выбора выгодоприобретателем безналичной формы расчета. При этом страховщик не вправе требовать дополнительные документы для их уплаты.

    6 3 . Общий размер неустойки (пени), общий размер финансовой санкции, которые подлежат выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;

    д) в части 8 цифры «10» заменить цифрой «8»;

    е) часть 9 дополнить предложением следующего содержания: «К страховщику, выплатившему страховое возмещение, или перевозчику, ответственность которого застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть предъявлены регрессные требования в части выплат по обязательному социальному страхованию, стоимости медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями.»;

    ж) в части 10 цифру «8» заменить цифрой «6»;

    а) часть 2 изложить в следующей редакции:

    «2. Страховщик обязан выплатить в счет выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю часть страхового возмещения в размере ста тысяч рублей (предварительная выплата) в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения по форме, установленной Банком России, и документов, указанных в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и позволяющих отнести причиненные повреждения к тяжкому вреду здоровью потерпевшего.»;

    б) дополнить частью 4 следующего содержания:

    «4. Положения частей 1 — 3 настоящей статьи применяются к отношениям по осуществлению профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона в случае обращения выгодоприобретателя за компенсационной выплатой в профессиональное объединение страховщиков.»;

    13) часть 2 статьи 16 дополнить словами «по виду причиненного вреда»;

    а) в части 2 во втором предложении слова «в течение» заменить словами «не позднее»;

    в абзаце первом слово «лицам» заменить словом «выгодоприобретателям»;

    в пункте 1 слово «лиц» заменить словом «выгодоприобретателей»;

    в пункте 2 слово «лицам» заменить словом «выгодоприобретателям»;

    дополнить пунктом 3 следующего содержания:

    «3) не вправе обращать свое требование к страховщику, заключившему договор обязательного страхования с перевозчиком, ответственным за причиненный вред, в отношении причитающейся ему, но выплаченной другим выгодоприобретателям части страхового возмещения.»;

    в пункте 2 слова «а равно и» заменить словами «лицом, допустившим нарушение требований о прохождении обязательного медицинского осмотра, обязательного медицинского освидетельствования, а также»;

    пункт 5 изложить в следующей редакции:

    «5) при наступлении страхового случая вследствие того, что транспортное средство было допущено к перевозке (выпущено в рейс) при наличии неисправностей или в непригодном для эксплуатации состоянии, при котором в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;»;

    б) часть 2 после слова «требование» дополнить словом «страховщика», после слова «выплаченного» дополнить словом «им»;

    16) в части 9 статьи 20:

    а) пункт 1 после слов «обязательного страхования» дополнить словами «и перестрахования рисков по обязательному страхованию»;

    б) в пункте 4 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

    в) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

    «4 1 ) компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов страховщику, которому с условием компенсации недостающей части активов был передан страховой портфель;»;

    г) в пункте 7 слова «страховых выплат потерпевшим» заменить словами «выплаты страхового возмещения выгодоприобретателям, а также своевременность и обоснованность направления им мотивированных отказов в выплате страхового возмещения»;

    в пункте 10 слова «а также» исключить, дополнить словами «, а также порядок предоставления профессиональному объединению страховщиков его членами информации, необходимой в целях реализации положений статьи 23 1 настоящего Федерального закона»;

    дополнить пунктом 10 1 следующего содержания:

    «10 1 ) особенности условий передачи страхового портфеля членами профессионального объединения страховщиков, порядок взаимодействия профессионального объединения страховщиков с указанными членами при передаче страхового портфеля, в том числе при выборе страховщика, которому передается страховой портфель при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядок и условия компенсации недостающей части активов;»;

    в пункте 11 слово «определенными» исключить, слово «целями» заменить словами «и отвечающие целям»;

    б) в части 2 слова «в пунктах 1 и 2» заменить словами «в пунктах 1, 2 и 10 1 «;

    18) в части 3 статьи 22 слова «установленным требованиям» заменить словами «требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи»;

    а) в абзаце первом части 1 слова «возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве страховщика» заменить словами «принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)», слова «потерпевшим причиненного им» заменить словами «выгодоприобретателям причиненного»;

    б) часть 2 после слов «компенсационной выплате» дополнить словами «, в том числе требование о предварительной выплате,»;

    20) дополнить статьей 23 1 следующего содержания:

    «Статья 23 1 . Информационное взаимодействие

    раховщиков, орган транспортного контроля и надзора, иные организации вправе осуществлять информационное взаимодействие в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенными между ними соглашениями об информационном взаимодействии, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.»;

    а) в части 3 слова «страховым выплатам» заменить словами «выплате страхового возмещения»;

    б) в части 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

    в) в части 6 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

    Профессиональное объединение ст22) в статье 25:

    а) наименование дополнить словами «, и порядок информирования выгодоприобретателей об их правах на получение такой компенсации»;

    б) дополнить частью 5 следующего содержания:

    «5. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров обязано незамедлительно проинформировать обратившихся к нему потерпевших и иных выгодоприобретателей об их правах, вытекающих из настоящего Федерального закона, а также о порядке действий потерпевших и иных выгодоприобретателей для получения компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу, перечне необходимых документов, об адресах и о времени предоставления указанных документов. Указанная информация также может быть размещена на официальном сайте юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на информационных стендах, а также путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем и иными подобными способами.»;

    «1. Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение компенсации, должен направить юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, письменное заявление о выплате компенсации и документы, необходимые для получения компенсации, в том числе документ о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах. Форма, порядок заполнения письменного заявления выгодоприобретателя о выплате компенсации и документа о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах, предоставляемого юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, перечень документов, необходимых для получения компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также порядок выплаты такой компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.»;

    б) часть 5 после слов «в соответствии с» дополнить словами «частью 2 статьи 8 и»;

    в) часть 7 изложить в следующей редакции:

    «7. При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока осуществления выплаты компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, такое юридическое лицо за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы компенсации.»;

    г) дополнить частями 7 1 — 7 4 следующего содержания:

    «7 1 . При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в выплате компенсации юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда.

    7 2 . Неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, предусмотренные частями 7 и 7 1 настоящей статьи, уплачиваются выгодоприобретателю на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени), суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня), сумма такой финансовой санкции должны быть уплачены в случае выбора выгодоприобретателем безналичной формы расчета. При этом юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, не вправе требовать дополнительные документы для их уплаты.

    7 3 . Общий размер неустойки (пени), который в соответствии с частью 7 настоящей статьи подлежит выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер компенсации, определенный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

    7 4 . Общий размер финансовой санкции, который в соответствии с частью 7 1 настоящей статьи подлежит выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;

    д) в части 9 цифры «10» заменить цифрой «8»;

    а) в наименовании слова «внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном)» заменить словами «монорельсовым транспортом»;

    б) в абзаце первом слова «внеуличным транспортом (за исключением метрополитена)» заменить словами «монорельсовым транспортом».

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

    2. Положения Федерального закона от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    rg.ru