Закон об охоте 209 фз

Закон об охоте Российской Федерации с поправками за 2011 — 2016 год

10 января , 2016

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с поправками. Информация актуальна на первый квартал 2016 года (обновляется).

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Федеральный закон об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года.

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года.

В ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 31.05.2010 N 111-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 14.06.2011 N 137-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;

2) охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;

3) сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;

4) добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов;

5) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

6) орудия охоты — огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии»), а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты;

7) способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;

8) сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов;

9) продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;

10) промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты;

11) любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;

12) услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг;

13) лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов;

14) квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья;

15) охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

16) разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах:

1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

2) установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;

3) участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

4) учет интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

5) использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;

6) гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;

7) определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов;

8) платность пользования охотничьими ресурсами.

Статья 3. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее — отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

Статья 5. Участники отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Статья 6. Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры

Проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 — 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Статья 7. Охотничьи угодья

1. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

2. Охотничьи угодья подразделяются на:

1. охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — закрепленные охотничьи угодья);

2. охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее — общедоступные охотничьи угодья).

3. Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

4. Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.

Статья 8. Право на добычу охотничьих ресурсов

1. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

4. Прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Федеральный закон «О животном мире») и настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Право собственности на продукцию охоты

Физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 10. Защита конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

1. Не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

3. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.

4. Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»).

5. Понятия «группа лиц», «соглашение», «согласованные действия» используются в настоящей статье соответственно в значениях, в которых они определены в Федеральном законе «О защите конкуренции».

naoxote.com

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2009 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 7 мая, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 14 октября 2014 г., 23 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 309-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон направлен на урегулирование отношений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Закреплены такие виды охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Любой из перечисленных видов охоты может осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных случаев).

Определен правовой статус охотника. Ему выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах заносятся в охотхозяйственный реестр.

Для получения билета необходимо сдать охотничий минимум.

Для каждого региона установлен лимит на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов).

Земельные, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно арендовать на основании охотхозяйственных соглашений. Они заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукционов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением части 4 статьи 20, частей 2-13 статьи 21, пунктов 2, 3 и 5 статьи 62, пунктов 4 и 5 статьи 65 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2009 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3735

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 марта 2018 г. N 14-П часть 3 статьи 43 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает возможность неоднозначного решения вопроса о субъекте, обязанном приобретать лекарственные средства ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, и тем самым допускает произвольное возложение данной обязанности на различных участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 17-П часть 3 статьи 71 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Закон об охоте в РФ

Охота является одним из любимых способов времяпровождения миллионов мужчин по всей территории Российской Федерации. Чтобы использование ресурсов животного мира не доходило до критической отметки, был создан закон об охоте. Рассмотрим подробнее, что гласит законодательство и какие изменения были внесены.

Охотничьи законы РФ

Помимо ФЗ-209 об охоте, принятого в 2009 году, существуют и другие Федеральные законы, регулирующие правила звериного промысла. Основы охотничьего права регулируют следующие действующие акты:

  • ФЗ «О животном мире», принятый 24 апреля 1995;
  • ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996;
  • ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от марта 1995;
  • Лесной кодекс РФ, вступивший в силу в начале декабря 2006;
  • Правила охоты с середины июня 2012.
  • Вышеприведенные законы регулируют использование животного ресурса и определяют права, круг обязанностей и ответственность охотника за нарушение существующих положений.

    Описание закона об охоте 209

    209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» вступил в силу 24-го июля 2009 года и был подписан Президентом РФ Медведевым. Закон регламентирует принципы расходования ресурсов животного мира, экономические отношения в области охотхозяйства, определяет животных, чье выслеживание разрешено. Также происходит осуществление надзора за выполнением вышеуказанного ФЗ.

    Закон об охоте состоит из 13 глав и 72 статей:

    • общие положения, дающие понятие о терминологии, используемой в ФЗ, об участниках, охотничьих угодьях и т. д. (ст. 1-10);
    • охота. Глава описывает правила, ограничения, виды звериного промысла и т. д. (ст. 11-24);
    • обеспечение охотников земельными участками для осуществления промысловой или любительской деятельности (ст. 25-26);
    • охотхозяйственные договора (ст. 27-28);
    • получение разрешения на добычу животных ресурсов (ст. 29-31);
    • обязанности государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления по поддержанию закона и сохранности представителей животного мира (ст. 32-35);
    • управление в сфере охоты и защита охотничьих ресурсов (ст. 36-39);
    • охотничий госконтроль (ст. 40-41);
    • взимание платы за использование животных ресурсов (ст. 42);
    • охрана животных и среды их обитания (ст. 43-52);
    • формирование охотничьей инфраструктуры и оказываемые услуги в области охотхозяйства (ст. 53-55);
    • наказание, предполагаемое за нарушение действующего ФЗ, разрешение споров (ст. 56-59);
    • заключительные положения о внесенных изменениях в различные ФЗ (ст. 60-72).
    • Последняя редакция закона об охоте и рыболовстве действует от 23 июня 2016 г.

      Раньше охота была способом добычи пропитания, теперь же в современном мире она утратила такое предназначение. В связи с этим был разработан закон об охоте, об охотничьих угодьях, регулирующий правила грамотного пользования животными ресурсами.

      Скачать закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в последней действующей редакции можно по ссылке.

      Изменения в законе об охоте

      Последняя редакция датируется 23 июнем 2016 года. Рассмотрим некоторые статьи действующего закона об охоте:

      Статья 21

      В эту статью изменения не вносились еще с самого появления закона об охоте в 2009 году. Статья рассказывает о понятии «охотничий билет» и процедуре его получения. Он выдается службой исполнительной власти субъекта РФ физлицам, которые дееспособны, не имеют судимости (непогашенной/неснятой) и которые изучили условия охотминимума. Охотничий билет — это документ единого федерального образца и не имеет ограничений по времени и территории его использования. У данного документа есть серия и номер.

      С момента занесения соответствующей записи в государственный охотхозяйственный реестр, охотничий билет вступает в силу. Регистрация в реестре происходит в течение месяца. Документ содержит информацию об органе, который его выдал и об охотнике, который его получил.

      Лицо, получившее вышеуказанный документ, расписывается в ознакомлении с требованиями охотминимума — правила звериного промысла, меры предосторожности при осуществлении охотничьей деятельности и при обращении с оружием.

      Ст. 21 закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» ФЗ-209 теряет свою силу по следующим причинам:

    • физлицо — недееспособно или имеет судимость;
    • не ознакомление с требованиями охотминимума;
    • желание самого охотника прекратить действие своего охотничьего билета;
    • в результате судебного постановления.
    • Орган, который занимался выдачей документа, занимается и его аннулированием. Также указывается основание для признания его недействительным. Уведомление об этом отправляется по двум направлениям — физлицу и в службу исполнительной власти. В реестр вносятся сведения об упразднении действия билета в течение месяца.

      По закону, если по каким-то причинам были допущены неправомерные нарушения при аннулировании документа, то владелец билета может обжаловать его в суде.

      Статья 57

      Поправки в эту статью также не вносились с момента написания действующего закона об охоте с 2009 г. Ст. 57 действующего закона рассказывает об ответственности, которую несут лица, нарушившие его положения, и об охране охотничьих ресурсов. По ст. 8.37 КоАП наказание за нарушения ФЗ может быть следующим:

    • административный штраф;
    • конфискация оружия;
    • или лишение права заниматься отловом зверей.
    • В Уголовном Кодексе также есть статья, регулирующая ответственность за незаконную охоту по статье 258. Наказание предполагает следующие последствия:

    • наложение штрафа;
    • или обязательные работы;
    • или исправительные работы;
    • или арест;
    • а для должностных лиц — запрет на занимание определенных должностей или заниматься определенной деятельностью.
    • По статье в законе под охотой понимается пребывание в охотничьих угодьях с оружием/добычей, с охотничьими собаками или с ловчими птицами.

      210fz.ru

      Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) (М. В. Пономарев, 2011)

      Настоящая работа представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в актуальной редакции, подготовленный коллективом авторов – специалистов в области природоресурсного и экологического права. В нем всесторонне рассматриваются новейшие положения законодательства об охоте, проводится анализ порядка, условий и проблем применения норм комментируемого Федерального закона. Комментарий может быть интересен и полезен государственным служащим, различного рода специалистам в области охоты и охотничьего хозяйства, предпринимателям и представителям организаций, ведущим деятельность в указанной сфере, преподавателям учебных заведений, научным сотрудникам, аспирантам и студентам, а также всем, кто интересуется правовыми проблемами охоты, сохранения охотничьих ресурсов и ведения охотничьего хозяйства.

      • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 2. ОХОТА
      • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) (М. В. Пономарев, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

        Статья 11. Охотничьи ресурсы

        1. К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся:

        а) копытные животные – кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;

        в) пушные животные – волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;

        2) птицы – гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

        2. В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

        3. Законами субъектов Российской Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.

        4. Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, за исключением отлова млекопитающих и птиц в целях, предусмотренных статьями 15 и 17 настоящего Федерального закона.

        1. В комментируемой статье перечисляются виды животных, относящихся к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации.

        Ранее перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1289 «О Перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» [28] . Перечень охотничьих ресурсов, закрепленный в ч. 1 комментируемой статьи полностью совпадает с ранее установленным перечнем. Весь перечень охотничьих ресурсов состоит из двух классов животных: млекопитающих и птиц. Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком [29] . Птица – животное из класса позвоночных, с телом, покрытым пухом и перьями, обладающее клювом, двумя конечностями и крыльями [30] .

        Однако перечень охотничьих ресурсов, установленный в данной части, не является исчерпывающим, поскольку субъектами Российской Федерации могут устанавливаться и иные виды охотничьих ресурсов.

        2. В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Расширение перечня охотничьих ресурсов направлено на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов.

        В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Под традиционным образом жизни малочисленных народов согласно той же статье понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.

        Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» [31] утвержден перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации:

        животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

        переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

        собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

        разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

        рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

        промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

        земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

        заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

        собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

        добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;

        художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

        строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

        Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации закреплен Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [32] .

        3. Пунктом «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации [33] вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        В развитие указанного положения Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи вправе относить к охотничьим ресурсам и иные объекты животного мира помимо перечисленных в ч. 1 и 2.

        Чьей компетенцией являются полномочия по отнесению иных диких животных к охотничьим ресурсам, в статье не определено, поэтому каждый субъект Российской Федерации решает этот вопрос по своему усмотрению. Субъекты Российской Федерации активно используют данное полномочие. Например, сегодня такие виды охотничьих ресурсов установлены в Республике Алтай [34] : млекопитающие: марал, водяная крыса, птицы: кулики; в Хабаровском крае [35] : грач, крохаль (большой, средний, луток), баклан большой, кайра (толстоклювая, тонкоклювая), тупик, топорок, ипатка, поганка (малая), ржанка бурокрылая, черныш, фифи, щеголь, поручейник, улит сибирский пепельный, улит большой, перевозчик, песочник (исландский, морской, большой, песчанка, чернозобик, краснозобик), дрозд.

        4. Частью 4 комментируемой статьи установлен запрет на добычу (отлов или отстрел охотничьих ресурсов) млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 комментируемого Закона понятие «охота» является более широким по содержанию понятием: охота – это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Возникает логичный вопрос: допускаются ли иные элементы охоты (поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов) в отношении указанных объектов животного мира? Ответа на данный вопрос комментируемый Закон не содержит.

        Красная книга Российской Федерации ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению [36] .

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 [37] функции по ведению Красной книги Российской Федерации возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

        В субъектах Российской Федерации ведутся свои красные книги.

        Следует отметить, что отлов млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, допускается в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 15 комментируемого Закона), а также в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (ст. 17 комментируемого Закона).

        Статья 12. Виды охоты

        1. В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:

        1) промысловая охота;

        2) любительская и спортивная охота;

        3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

        4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

        5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

        6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

        7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее – охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

        2. Виды охоты, указанные в пунктах 1 – 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова или отстрела охотничьих ресурсов.

        3. Виды охоты, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова охотничьих ресурсов.

        1. Устанавливаемое комментируемой статьей подразделение видов охоты по целевому назначению соответствует общему принципу о целевом использовании природных ресурсов, применяемому в природоресурсном законодательстве.

        Целевой подход позволяет определить правовой режим отдельных видов охоты и более детально урегулировать тот или иной вид использования охотничьих ресурсов.

        Впервые подразделение видов охоты на промысловую (заготовка пушнины и мяса для нужд государства), спортивную и любительскую было осуществлено 24 августа 1921 г. Президиумом ВЦИК РСФСР, утвердившим Правила производства охоты, ее сроки и способы.

        Ранее виды охоты в едином акте не были перечислены, и только некоторые подзаконные акты регулировали отдельные виды использования охотничьих ресурсов.

        Так, в пункте 5 Типовых правилах охоты в РСФСР, утв. приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 [38] , под промысловой охотой понималась добыча диких зверей и птиц для сдачи продукции государственным или кооперативным организациям, в то время как под любительской и спортивной охотой понималось использование добытой продукции для личного потребления охотником.

        Считается, что ученые, начиная с основоположников охотоведения, за столетие не смогли различить, разграничить спортивную, любительскую и промысловую охоты. Понятия спортивно-промыслового ряда нагружены размытыми смыслами и не поддаются определению с точностью, необходимой для нормативно-правового регулирования, поэтому представляется целесообразным отказаться от их использования в Законе [39] .

        Несмотря на это, комментируемый Закон закрепляет понятия «промысловая охота», «любительская и спортивная охота» в ст. 1.

        Комментируемый Закон внес новеллы, установив такие виды охоты, как охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Правовые основы указанных мероприятий и мер закреплены в Федеральном законе о животном мире (ст. 27, 25, 26 соответственно). Однако в указанном выше Законе данные меры не рассматриваются как виды пользования животным миром. В связи с этим, на наш взгляд, имеется несоответствие между комментируемым законом и Федеральным законом о животном мире.

        Перечень видов охоты закрытый. Более подробно осуществление каждого вида охоты урегулировано в ст. 13 – 19 комментируемого Закона.

        2. Согласно ст. 1 комментируемого Закона добыча охотничьих ресурсов, являющаяся одним из элементов понятия «охота» осуществляется в виде отстрела и отлова охотничьих ресурсов.

        Что понимается под отстрелом, а что под отловом, в Законе не раскрываются, хотя в ч. 2 и 3 комментируемой статьи Закон однозначно определяет, какой вид добычи следует использовать применительно к тому или иному виду охоты. Вероятно, законодатель имел в виду, что отстрел связан с применением огнестрельного оружия и умерщвлением животного, а отлов не связан с таковым. Однако отлов с помощью капканов, холодного оружия, собак охотничьих пород, ловчих птиц также может приводить к гибели дикого животного, поэтому законодателю, на наш взгляд, необходимо было более точно определить, для чего используется тот или иной вид добычи и каковы его последствия для жизнедеятельности животного.

        Статья 13. Промысловая охота

        1. Промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

        2. Охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

        3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 1 настоящей статьи, наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства.

        4. Наименования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, должны содержать указание на характер их деятельности.

        5. Промысловая охота осуществляется в:

        1) закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;

        2) общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

        1. Промысловая охота осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Непосредственно в статье не упоминается, что промысловая охота является предпринимательской деятельностью. Однако систематическое толкование правовых норм, регулирующих данный вид охоты (цель данной деятельности; круг субъектов, осуществляющих данный вид деятельности), позволяет сделать вывод о том, что промысловая охота направлена на систематическое получение прибыли и является предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации [40] ).

        Промысловой охотой могут заниматься юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Территориальный признак государственной регистрации субъектов, занимающихся промысловой охотой, в данном случае имеет принципиальное значение. Таким образом, юридические лица, зарегистрированные на территории других государств, не могут быть субъектами промысловой охоты.

        Однако это положение не исключает участия иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в осуществлении промысловой охоты опосредованно: в качестве участников (учредителей) российских юридических лиц.

        Комментируемая статья допускает к осуществлению промысловой охоты как коммерческие организации, так и некоммерческие организации. Согласно п. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

        Правовой статус коммерческих организаций, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [41] , от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [42] , от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [43] , от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [44] .

        В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

        Следует отметить, что, поскольку промысловая охота является предпринимательской деятельностью, некоммерческие организации могут осуществлять указанную деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

        Правовой статус некоммерческих организаций наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации регулируется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [45] , Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [46] , Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [47] и др.

        Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [48] регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 1).

        2. Пунктом «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации [49] вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализацией данного положения Конституции РФ является отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации определение охотничьих ресурсов, в отношении которых осуществляется промысловая охота. Определен и уровень правовой регламентации данного перечня – законы субъектов Российской Федерации. Таким образом, ч. 2 комментируемой статьи дифференцирует охотничьи ресурсы по видам охоты.

        3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства.

        Предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере охотничьего хозяйства включает не только поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добычу, первичную переработку и транспортировку в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты (промысловая охота), но также деятельность, связанную с сохранением и использованием охотничьих ресурсов и среды их обитания, с созданием охотничьей инфраструктуры, с оказанием услуг в данной сфере, с закупкой, производством и продажей продукции охоты [50] .

        Согласно п. 3 ст. 1 комментируемого Закона под сохранением охотничьих ресурсов понимается деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.

        Указанное направление деятельности – это функция публичных органов власти. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают сохранение охотничьих ресурсов, как правило, путем исполнения требований, установленных публичными органами власти. Например, в ст. 48 комментируемого Закона закреплено, что регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 32 – 34 настоящего Федерального закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов. Проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, в том числе исполнение вышеуказанных решений, обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

        Согласно ст. 6 комментируемого Закона проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечивается органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных ст. 32 – 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [51] и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

        Создание охотничьей инфраструктуры также относится к сфере деятельности в области охотничьего хозяйства. Охотничья инфраструктура включает охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч. 1 ст. 53 комментируемого Закона).

        К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч. 2 ст. 53 комментируемого Закона).

        В соответствии со ст. 54 комментируемого Закона содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

        Помимо указанных видов деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели оказывают услуги в сфере охотничьего хозяйства: услуги, оказываемые охотникам (например, предоставление шалаша и подсадной утки при охоте на селезня; предоставление егерского обслуживания), услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.

        Указанные услуги осуществляются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством, туристская деятельность, связанная с охотничьим хозяйством, осуществляется в том числе в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [52] .

        Правовые основы использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства установлены в ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ [53] .

        Часть 4 комментируемой статьи предписывает обязательность указания характера деятельности в наименовании лиц, занимающихся промысловой охотой.

        Указанное требование применимо к юридическим лицам. Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму; наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

        Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных коммерческих организаций содержатся в соответствующих нормах Гражданского кодекса Российской Федерации и специальных законах о таких коммерческих организациях (например, федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [54] (ст. 4), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [55] (ст. 4), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [56] (ст. 4)).

        Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности. Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только ему принадлежит право использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях различными способами, в том числе в рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право пользования другим коммерческим организациям на основе договора коммерческой концессии (франчайзинг) и т.д. (ст. 1474 ГК РФ). Однако не совсем понятно, как реализовывать данное требование законодателя применительно к индивидуальным предпринимателям, так как индивидуализирующими в части наименования признаками последних являются только фамилия, имя, отчество (при наличии). В заявлении, подаваемом на регистрацию индивидуального предпринимателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» [57] , не содержится иных требований к данным индивидуального предпринимателя в части наименования субъекта предпринимательской деятельности. 4. В части 5 комментируемой статьи установлены виды охотничьих угодий, в которых осуществляется промысловая охота, а также указаны основания, на которых возникает право на осуществление промысловой охоты.

        Промысловая охота может осуществляться в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях. Подразделение охотничьих угодий на указанные виды осуществляется по целевому признаку: предоставляемых для предпринимательской деятельности и предоставляемых для свободного пребывания физических лиц в целях охоты (ст. 7 комментируемого Закона).

        Промысловая охота может осуществляться на основе охотхозяйственного соглашения, в соответствии с которым юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства). Каким органом выдается путевка, в комментируемом Законе не устанавливается.

        Помимо охотхозяйственного соглашения или путевки – документов, выдаваемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления промысловой охоты, работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющему обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, или лицу, заключившему с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем гражданско-правовой договор на осуществление охоты и сохранение охотничьих ресурсов, требуется разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Под разрешением на добычу охотничьих ресурсов понимается документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов (п. 16 ст. 1 комментируемого Закона). В комментируемой статье не конкретизируется, нужно ли работнику или лицу, осуществляющему деятельность по гражданско-правовому договору, подтверждать наличие соответствующих трудовых или гражданско-правовых отношений с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для охоты в общедоступных охотничьих угодьях работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющему обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, или лицу, заключившему с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем гражданско-правовой договор на осуществление охоты и сохранение охотничьих ресурсов, также требуется разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов урегулирован в гл. 5 комментируемого Закона.

        Статья 14. Любительская и спортивная охота

        1. Любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

        2. Любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

        3. Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

        4. Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

        5. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений.

        6. Продукция охоты в случае, если она не используется для личного потребления физическими лицами, осуществляющими любительскую и спортивную охоту, реализуется указанными лицами организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

        1. Согласно п. 11 ст. 1 комментируемого Закона любительская и спортивная охота – это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.

        В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона субъектами любительской и спортивной охоты могут являться следующие лица:

        физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре;

        иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

        Указанные лица могут осуществлять любительскую и спортивную охоту в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях. Деление охотничьих угодий на указанные виды осуществляется по целевому признаку: предоставляемых для предпринимательской деятельности и предоставляемых для свободного пребывания физических лиц в целях охоты (ст. 7 комментируемого Закона).

        2. Любительская и спортивная охота может осуществляться на особо охраняемых природных территориях. Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [58] (далее – Федеральный закон об ООПТ)).

        Федеральным законом об ООПТ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

        а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

        б) национальные парки;

        в) природные парки;

        г) государственные природные заказники;

        д) памятники природы;

        е) дендрологические парки и ботанические сады;

        ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

        Правительством Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

        Охота на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с комментируемым законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

        На некоторых особо охраняемых природных территориях охота запрещена: заповедники, заказники и прочие территории.

        Правовой режим конкретных особо охраняемых природных территорий, в том числе запрет на осуществление любительской и спортивной охоты, определяется также положениями об особо охраняемых природных территориях.

        Следует отметить, что ранее, до принятия комментируемого Закона, организация выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения в целях любительской и спортивной охоты без лицензии запрещено, было урегулировано приказом Минприроды России от 27 ноября 2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на особо охраняемых природных территориях федерального значения» [59] (зарег. в Минюсте России 26 декабря 2008 г. № 13025).

        3. В частях 3 и 4 комментируемой статьи определены условия осуществления любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях и в общедоступных охотничьих угодьях соответственно. Для осуществления указанного вида охоты необходимо наличие путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона.

        В комментируемом Законе не конкретизируется, кем выдается путевка, не установлены требования к содержанию данного документа. Путевка является правоподтверждающим документом, в то время как договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства – правоустанавливающим документом. Исходя из того что охотничьи угодья предоставляются на основании соответствующего договора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями со специальной правосубъектностью, представляется логичным, что путевка также должна выдаваться указанными лицами.

        Конец ознакомительного фрагмента.

        Оглавление

      kartaslov.ru