Закон об образовании рф 2008

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утратил силу)

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ
«О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Президент Российской Федерации

25 декабря 2008 года

Изменения касаются предоставления имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, медицинским учреждениям в пользование.

Так, образовательным учреждениям разрешено предоставлять имущество для медицинского обслуживания, обследования своих воспитанников, обучающихся и работников. Для этого необходимо заключить договор с медицинским учреждением.

Если образовательное учреждение не вправе распоряжаться соответствующим имуществом, то договор заключается с согласия учредителя.

Предусмотрена возможность безвозмездного предоставления имущества по договору между государственными и (или) муниципальными учреждениями.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6241, в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. N 266

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

Закон «Об образовании»

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля, 10 июля, 12 ноября 2012 г.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

См. Сравнительный анализ настоящего Закона и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Москва, Дом Советов России

10 июля 1992 года

Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»

Вы можете принять участие в обсуждении настоящего Закона на www.garant.ru (совместный проект с Минюстом РФ)

Настоящий Закон введен в действие с момента его опубликования

Пункт 5 статьи 15, статья 38 и статья 49 вступают в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 111-ФЗ

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 310-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ

Федеральный закон от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 337-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт 14 статьи 28, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 321-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 3 статьи 52 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 148-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ изменения исключены со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 180-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 313-Ф3

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ

Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ и от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ)

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2006 г. N 242-ФЗ

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 92-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 68-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 61-ФЗ

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 102-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

base.garant.ru

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 9 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года

Статью 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 7, ст. 631; N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 29, ст. 3122; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932; N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616) дополнить пунктом 14 1 следующего содержания:

«14 1 . Обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.».

Пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 28, ст. 2888; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1481; 2006, N 1, ст. 10; N 29, ст. 3122; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N29, ст. 3484; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2008, N 29, ст. 3419; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3621) дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности.».

rg.ru

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Статья 1

Статью 53 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517) изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Занятие педагогической деятельностью

Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в статью 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 30, ст. 3289; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6070) следующие изменения:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.»;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях особенности замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей их филиалов и институтов устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.».

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

zakonobobrazovanii.ru