Закон об авторском праве германии

Закон Об авторском праве Германии установил новые правила для исключительных лицензий

Немецкий парламент принял ряд поправок к закону «Об авторском праве» с целью усиления защиты авторов произведений, охраняемых авторским правом.

Новые правила введены в немецкий закон «Об авторском праве» (UrhG )в конце прошлого года и в основном касаются “полного выкупа” (исключительной лицензии) договоров, где права предоставляются издателям исключительно с учетом единовременной выплаты. Поправки затрагивают ситуации, когда авторы получают всю стоимость своей работы до того как ее истинный коммерческий потенциал подтвержден на рынке, они должны помочь авторам в случае недостаточного инвестирования издателем (если стоимость объекта авторского права будет значительно выше чем оплата автору).

Новые правила будут применяться к лицензионным договорам, заключенным с 1 марта 2017 года:

  • «Эксклюзивность» по исключительной лицензии сокращена до 10 лет (§ 40А UrhG – закона Об авторском праве): после первоначального 10-летнего срока лицензии, считаются неисключительными, и автор может свободно и бесплатно эксплуатировать лицензионную работу и предоставлять лицензии другим лицам. После первых 5-ти лет периода исключительной лицензии стороны могут договориться о контракте и согласии продлить эксклюзивность за пределы 10-летней давности. Это позволит авторам возможность требовать дополнительную компенсацию в цене за расширенную эксклюзивность, особенно там, где практика показала, что существует реальный коммерческий успех к концу первых 5 лет лицензии.
  • Обязательства по представлению отчетности (§§ 32 д, 32e UrhG закона Об авторском праве): новые правила предоставления авторами законом право требовать от лицензиатов направления ежегодных отчетов с подробным описанием того, каким образом лицензированные произведения используются и каков размер доходов, полученных от такой эксплуатации. Кроме того, авторы смогут требовать такие отчеты и от сублицензиатов. Предполагается, что авторы будут использовать такую информацию в контексте переговоров о продлении эксклюзивностью после первых 5 лет и оценивать, насколько они могут по закону претендовать на дополнительные компенсации. (по нормам действующим в Германии с 2002 года автор имеет возможность увеличить размер единоразового платежа за исключительную лицензию если лицензиату получил за фактическое использование лицензионной работы такой уровень доходов который несоразмерен первоначально согласованной в лицензионном соглашении сумме).
  • Исключение для коллективных мероприятий: немецкий законодатель поощряет и укрепляет использование коллективного пользования, то есть соглашений, заключенных между ассоциациями авторов и лицензиатов, пользователей и использование профсоюзных соглашений. Лицензионный договор может отступить от новых ограничений на срок эксклюзивности (10 лет) и вновь принятых обязательств по представлению отчетности, если он заключен в коллективной форме. Закон также предусматривает для организаций авторов прямое право пресекать невыполнение коллективных договоренностей путем обращений в суд для принятия незамедлительных обеспечительных мер.
  • Исключения: для индустрии программного обеспечения сделана оговорка — программное обеспечение освобождено от новых правил. Исключения также применяются к правам на фильмы. Кроме того, 10-летний срок исключительного договора эксклюзивность срок может быть умалено в контракты в отношении произведений архитектуры, произведений, используемых как товарные знаки и работ, не предназначенных для публикации (инженерные или научные труды, а также работы, относящиеся к коммерческой или производственной тайне).
  • Предстоит понять, будут ли новые положения закона достигать своей декларируемой цели — обеспечения большей справедливости в индустрии авторского права, особенно в СМИ и сфере искусства. Индустрия, где используется авторское право может отреагировать на новые правила пересмотром компенсационной политики и рыночных цен. Можно сделать вывод о том, что законодатель рассчитывает усилить систему саморегулирования для достижения справедливого и гибкого баланса через улучшение основы для коллективных образований, которые могут отступать от новых правил.

    Как всегда, при принятии нового закона в Германии ряд деталей должен быть разрешен в судебном порядке — системой прецедентов, например, неясно, каким образом правила введения сокращенного срока эксклюзивности повлияют на механизмы сублицензирования. Как это часто бывает, многое будет зависеть от обстоятельств каждого отдельного дела и правильности оформления договора.

    Международные контракты: хотя ясно, что обязательным как для немецких правовым договорам, в новом законе не уточнить, четко ли и в какой мере новые правила относятся как императивных коллизионных положений лицензионных договоров регулируется иностранного (не немецкого) права. Там, где существует подлинная иностранным элементом, этот вопрос остается нерешенным, и существуют веские аргументы в обе стороны.

    Итак: отметим, что существующие контракты авторов и лицензиатов не затронуты, но новые контракты (и, возможно, поправки к действующим договорам), которые будет заключены с 1 марта 2017 года подпадут под новый закон. При условии применения немецкого права, экономические аспекты авторского права важно рассчитывать с учетом 10-летнего периода эксклюзивности. Тексты договоров с сублицензиатами должны отражать сокращение периода эксклюзивности и должен включать соответствующие обязательства по представлению отчетности о сублицензиатами (подкрепленные соответствующей оговоркой о компенсации).

    www.ippro.ru

    02.09.2001 Об авторских правах в Германии

    Настало время для ваших писем, ответов на ваши вопросы. Любителей дальнего радиоприема мы порадуем новой информацией.

    „Писать о том, что передачи „Немецкой волны„ информативны, актуальны и так далее я не буду – зачем повторяться? Откликов на ваши передачи много, я и сам с удовольствием слушаю вашу программу. Но вот новые предложения для будущих передач, по-моему, будут кстати. В передаче „Человек и природа„ было бы интересно услышать об утилизации токсичных отходов, о вреде, наносимом искусственным орошением, о проблеме очистки сточных вод и инвестициях в новых федеральных землях Германии. В рамках передачи „Германия из первых рук„ можно было бы рассказать о музеях „Порше„, „Мерседес„. Передача „Германия в цифрах„ была бы тоже весьма интересной. В ней можно было бы рассказать, сколько марок немцы тратят на отпуск, кино, занятия спортом, собственный автомобиль – покупка и содержание. И – снабдить цифры интересными фактами, комментариями. В передаче „Мосты„ было бы интересно услышать о том, какие русские газеты, журналы выходят сейчас в Германии? Интервью с их редакторами.

    Дорогой Вадим, бесплатно в Германии никого не расселяют. Немцы-репатрианты оплачивают своё временное жилье в общежитиях из средств, которые они получают в виде подъемных денег. Конечно, условия проживания в общежитиях для переселенцев далеки от идеальных, зато и платить за этот скромный комфорт много не приходится. Неудивительно поэтому, что многие не спешат покидать общежития, „оседая„ в них порой на несколько лет — дабы скопить денег на обстановку будущей отдельной комфортабельной квартиры.

    Ну, а теперь о том, что касается приема этнических немцев и еврейских эмигрантов. Этнических немцев Германия принимает согласно закону „О ликвидации последствий второй мировой войны„. Так как этническим немцам, проживавшим в СССР, пришлось перенести немало страданий (я имею в виду их депортацию в отдаленные районы страны, работу в трудармиях и жизнь в условиях сурового холода и голода, а затем — долгие десятилетия постоянной дискриминации), и все это — не в последнюю очередь и по вине гитлеровской Германии, напавшей на Советский Союз, правительство Германии приняло закон, согласно которому немцев-репатриантов принимают на постоянное жительство на их исторической родине. Для облегчения интеграции переселенцев в этой стране оговорены условия их приема. Другими словами, им вменяется в обязанность владение немецким языком как родным, соблюдение национальных обычаев и традиций.

    В соответствии с законом „О контингентных беженцах„ в Германию стали принимать евреев из стран Восточной Европы. В то же время статус „контингентного„ беженца не могут, например, получить граждане Израиля или Америки. Германия принимает и политических беженцев, независимо от их национального происхождения. Так что, Вадим, Вы зря горячитесь. Никаких привилегий у евреев или немцев перед представителями других национальностей в Германии нет. Речь идет только об исторической ответственности, которую Германия, как правовая цивилизованная страна, несет в полной мере.

    В то, что причина событий на НТВ – долги, может поверить только наивный человек. Были бы только долги — бодались бы себе тихонько ГАЗПРОМ и НТВ, как все нормальные компании. Вырабатывали бы планы реструктуризации. Впереди у нас еще операции и операции.

    10 заповедей и «Моральный кодекс строителя коммунизма» весьма схожи по содержанию. А президент, читающий его и поглядывающий искоса, как милая в известной песне, вывел нас на новую дорогу. Поведет нас дальше он, либо его заменят иным, значения не имеет, ибо этим путем нам еще шагать и шагать. Экономически нам, может быть, и станет лучше (почему бы и нет — и при диктатурах бывали экономические улучшения). Но демократия, не успев начаться, кончилась».

    Об авторских правах в ГерманииВ соответствии с законом об авторском праве охране подлежат литературные произведения, как в письменной, так и в устной форме, музыкальные произведения, произведения пантомимы и танцевального искусства, фотографии, произведения и проекты произведений архитектурного и прикладного искусства, кинематографические произведения, изображения научного и технического характера, а также другие продукты личного интеллектуального труда. В 1985 году в этот список были добавлены компьютерные программы.

    Скандалы вокруг использования авторских прав возникают в мире постоянно. Наибольшую известность за последнее время получил процесс по делу интернетовской музыкальной биржи Napster. Долгое время сайт Napster пользовался огромной популярностью, поскольку оттуда можно было бесплатно «скачать» практически все мировые хиты. Это продолжалось до тех пор, пока фирмы звукозаписи не обратились в суд на том основании, что Napster не имеет права бесконтрольно тиражировать их продукцию. В результате музыкальная биржа была запрещена.

      Германия ужесточает закон о защите авторских прав

      Новая редакция закона о защите авторских прав накладывает ограничения на копирование и скачивание данных для некоммерческих целей и увеличивает финансовую нагрузку на производителей компьютеров и принтеров.

      Надпись на диске: »Пиратская копия»

      1 января 2008 года в Германии вступит в силу новая редакция закона об авторских правах. Поправки в первую очередь касаются права на создание электронных и бумажных копий в частной сфере.

      Копии разрешены, взлом защиты — нет

      Под понятие «использование в частной сфере» попадает создание копий для передачи членам семьи и узкому кругу друзей, конвертирование в другие форматы, а также изготовление резервных копий дисков с программным обеспечением. Все эти виды копирования по-прежнему разрешены, однако — с новыми ограничениями.

      Закон запрещает копирование CD-дисков и DVD, если на них установлена специальная программа защиты. Кроме того, незаконным становится копирование данных, которые были добыты их распространителем «очевидно нелегальным путем». Этот запрет, в первую очередь, коснется пользователей пиринговых файлообменных систем.

      К примеру, если видеофайл, который заинтересовал пользователя, был загружен на сайт другим частным пользователем, то очевидно, что последний не мог располагать правом на распространения фильма. В этом случае скачивание файла незаконно.

      Оплата взимается косвенно

      За сохранение права на частное копирование законодатель назначил цену. Отныне общества по реализации авторских прав — например, общество VG Wort, которое собирает гонорары за писателей и журналистов — могут требовать от производителей компьютеров и принтеров выплаты компенсаций. Ведь эта аппаратура может использоваться для создания копий, а за них надо платить, объясняют в министерстве юстиции.

      Такое положение существовало и раньше, однако — только для приборов, предназначенных непосредственно для копирования, например, для CD- и DVD-рекордеров и копиров. О размере компенсации за единицу оборудования производителям предстоит договариваться с обществами по реализации авторских прав напрямую.

      www.dw.com

      «Представители интеллигенции» писали письма в поддержку. Все это крутили по ТВ. Простите, но это надо уметь организовать. И не прав Киселев, сравнивающий нынешние события с ГКЧП. Тогда это были «комсомольцы», не способные даже к организации заговора. Сегодня это жесткие профессионалы, имеющие структуры во всех уголках нашей страны. Следующая операция была «Выборы думы». Видна та же самая рука. Идеолог операции может быть другой, но исполнители те же самые. Представьте себе, чтобы страна сама по себе выбрала в думу огромное количество людей, представляющих несуществующую партию! Общим у этих всех людей было только то, что их объединяла некая причастность к лозунгам президента.

      Такова точка зрения Михаила Турбовича.

      Базовые положения Закона заключаются в следующем. Автор имеет право решать, будет ли и каким образом будет опубликовано его произведение. Он имеет право на воспроизведение, распространение или экспонирование результатов своего труда. Автор вправе запретить искажение созданного им произведения. При определённых условиях право использования произведения может перейти к другому лицу. Авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора.

      В Германии существуют несколько организаций по защите авторских прав. Самая крупная из них – «Общество по вопросам исполнения и копирования музыкальных произведений», которое было основано ещё в 1904 году. Деятельность подобных организаций контролируется государством. Все они подчиняются Германскому бюро по выдаче авторских патентов. Спорные вопросы, которые не удаётся уладить путём компромисса, решаются в судебном порядке.

      Ещё одна любопытная история, связанная с защитой авторских прав, произошла в немецком городе Минден. В 1987 году скульптор Вильфрид Хагебёллиг получил от муниципальных властей заказ на изготовление художественной композиции, которая должна была украсить одну из городских площадей. Результатом труда ваятеля стала двадцатитонная железная конструкция, по форме напоминающая перекошенную трапецию. В конце девяностых годов на выборах в Миндене победили христианские демократы.

      Новые хозяева города посчитали, что сооружение уродует облик площади, и потребовали, чтобы автор перенёс своё творение куда-нибудь в другое место. Скульптор отказался, заявив, что объект художественно привязан к окружающему ландшафту, а потому не может существовать автономно. Дело дошло до суда. Судьи постановили, что «авторское право скульптора не имеет приоритета перед правами города, которому принадлежит композиция» и распорядились убрать скульптуру. Автор назвал это решение «плевком в душу любого художника» и подал апелляцию. В конце концов, более высокая судебная инстанция отменила предыдущий вердикт и признала за скульптором право решать, где должно находиться его произведение. В результате, железная громадина до сих пор благополучно ржавеет на центральной площади в Миндене. Этот пример наглядно доказывает тот факт, что авторские права в Германии защищены законом. И дело это весьма серьезное».

      Аркадий Берестов из Санкт-Петербурга предлагает темы для наших будущих передач:

      Правда ли, что в одном из берлинских ресторанов едят в темноте? А в Кельне существует ресторан для слепых. „Столичная студия„ и Уик-энд„ стали бы еще интереснее от этих тем. Вам не хватает передачи о профессиях. В ней можно было бы рассказывать о водителях трамваев, сварщиках. В каких условиях он работает. Об авиадиспетчерах, о ремесленниках и так далее. Уместной была и передача „Катастрофы недели„. В ней можно было бы рассказывать о случившихся авариях, несчастных случаях. Не дай Бог попасть в аварию. Но передача эта нужна в первую очередь для того, чтобы научиться предупреждать то или иное происшествие, аварию. Вы мало рассказываете о транспорте в Германии – железнодорожном, автомобильном – междугороднем и городском. В „Автосалоне„ речь идет о моделях автомобилей. Этого не достаточно. В Германии столько современных вокзалов, аэропортов! Все это могло бы стать темами ваших будущих передач„.

      Благодарю Вас, уважаемый Аркадий, за предложения и замечания. Я передал ваши пожелания редакторам упомянутых ваши журналов и надеюсь, что они учтут их в подготовке будущих передач.

      Это письмо пришло по электронной почте. Его автор Вадим.

      «В передаче «Германия из первых рук» вы рассказывали о сносе домов в Германии. Меня удивило не то, что новые дома сносятся — о таком мы слышали еще в советское время в рубрике «Их нравы», а фраза, что Германия бесплатно расселяет на время до нахождения работы эмигрантов-репатриантов. Удивил именно национальный состав этих эмигрантов — немцы и евреи. То, что немцы возвращаются на этническую родину, это не удивительно, а вот почему наравне с ними иммигрируют евреи — непонятно. Ведь у них есть этническая родина — Израиль. Почему же в ущерб немцам, которые годами ждут своей очереди эмигрировать в Германию, Германское правительство принимает евреев? Никаких возражений против эмиграции евреев в Германию не было бы, если бы в Германию принимали все национальности, существующие на земном шаре, но известно, что лицам других национальностей, — русским, узбекам, сирийцам и так далее — эмигрировать в Германию практически не возможно. Почему такое предпочтение отдается евреям, и нет ли здесь дискриминации разных людей по национальному признаку?

    Хотелось бы, чтобы вы, радиостанция «Немецкая волна», в своих передачах на русском языке ответили на эти 2 вопроса. С уважением, Вадим».

    Что касается еврейских эмигрантов, то их принимают согласно закону „О контингентных беженцах„. Из истории Вам, наверно, известно, что до войны в Германии существовала большая еврейская община. Приход к власти национал-социалистов ознаменовался организацией еврейских погромов, что перешло затем в поголовное варварское уничтожение евреев. Спустя несколько десятилетий после окончания войны, германское правительство, учитывая историческую ответственность и вину перед еврейским народом, приняло решение возродить еврейские общины в Германии.

    А вот письмо в рубрику «Политическая трибуна» Михаил Турбович размышляет:

    «Я осмелюсь утверждать, что политику президента России вряд ли можно называть политикой в обычном смысле этого слова. При внешней схожести с политикой по уровню влияния на внутреннюю и внешнюю жизнь государства, это просто проводимая операция, а не политика. Ведь и война, вещь, безусловно, затрагивающая жизни государств, все-таки есть лишь продолжение политики, а не сама политика. Для того чтобы то, что делает президент (условно пока будем считать, что это делает президент), можно было именовать политикой, этой деятельности не хватает элементарной широты. При Андропове на улицах хватали людей, заводили их в милицию и выясняли, почему они не на работе. Это разве можно было называть политикой, направленной на увеличение интенсивности труда — это была полицейская операция. Вчера и сегодня все, что делается в стране, представляет из себя последовательность неких операций. И другого ждать не приходится!

    Морально или аморально читать чужие письмо, выслеживать людей и тому подобные вещи? Аморально, но в обычной жизни. В любом обществе есть полиция, спецслужбы, для которых подобная деятельность — нормальная, обыденная вещь. Ведь все такие действия, даже одобренные законом и государством, у обычного человека вызывают неприятие. Мало приятного в проведении обыска даже у закоренелого преступника. А легко ли быть палачом? Так вот есть всегда в любой стране люди, которые должны проводить эту работу. Ведь и работа золотаря нужна. Однако надо четко понимать, что после такой работы люди эти не пригодны для управления обществом, ибо мозг их, совесть и мораль, внутреннее устройство, что ли, отличаются от того типа, который должен быть у человека, который может стать лидером народа и государства.

    Давно известно, что даже министром обороны должен быть штатский человек. Тем более не годится для управления страной человек из спецслужб! Я не оцениваю личность такого человека. Мне не важно «хороший» он или «плохой» — он в любом случае не пригоден. Кроме того, он всегда, до самой смерти, человек «конторы». И влияние «конторы» на него остается на всю жизнь. Что мы уже видели в стране. Первой была операция «выборы президента». Очевидно, что при ее проведении были задействованы структуры «конторы», ведущей к победе своего фигуранта. Одновременно по всей стране раздавался визг истеричек: «Какой мужчина, этот кандидат!».

    Следующая операция «Укрепление вертикали власти». Эта операция создала нам новые структуры власти, намека на которые нет в Конституции. Это даже не обкомы КПСС — это институт личных надсмотрщиков за регионами с не понятно чем ограниченной властью. В настоящее время, вроде бы ограниченной, а будет нужно — мгновенно станет безграничной. Теперь «большевики» берут «почту и телеграф». Кстати, именно большевики. Ведь, хотя президент и дистанцировался от коммунистов (кто же признается в близости к тем бессмысленным одиозным мастодонтам, которые нацепили на себя этот лозунг в нынешней России), но на самом деле методы тех, кого он представляет, именно большевистские. Вспомните — «морально все то, что ведет к достижению цели». Я не хочу обсуждать побуждения президента — пусть даже они и самые лучшие, но методы большевистские, гебешные.

    А теперь ответ на вопрос нашего слушателя Владимира Оболенского из Львова. Вот что Владимир пишет:

    «Меня интересует вопрос защиты авторских прав в Германии. Каков конкретный механизм защиты таких продуктов интеллектуальной собственности, как идея в чистом виде, научные теории, математические методы, правила и способы защиты умственной деятельности. Короче говоря, меня интересует, как защищается все, что подлежит защите авторских прав в Германии».

    Уважаемый Владимир в Германии существует закон об авторском праве и смежных правах. Авторско-правовой закон, принятый Бундестагом, 9 сентября 1965 года. С содержанием этого закона я попросил познакомить наших слушателей моего коллегу Владимира Иванова.

    Друзей по переписке ищет наш слушатель из Казахстана Александр Геворкян.

    «Мне 27 лет, я учитель математики и основ экономики, получаю втрое высшее экономическое образование, не женат. Люблю слушать классическую музыку, участвовать в различных конкурсах. Мой адрес: 459310 Казахстан, Костанайская область, Тарановский район, г. Тобол, ул. Элеваторная д. 14- 1. Геворкяну Александру Робертовичу.»

    Друзей по переписке ищет и Наталья Петрук из Житомирской области. Наташа закончила девятый класс, увлекается музыкой, книгами. Её адрес Украина, 11700, г. Новоград-Волынский Житомирской области, ул. Карла Маркса д. 7, кв. 27. Наталье Петрук

    m.dw.com