Закон о внутреннем контроле

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.
  • Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
    Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

    Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

    Организация службы внутреннего контроля в компании
    На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

    Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

    Основные функции службы внутреннего контроля
    Функции службы внутреннего контроля:
    1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
    2. Исследование финансовой и управленческой информации. Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур.
    3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
    4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.
    Цели службы внутреннего контроля
    Главной целью службы внутреннего контроля в отношении работы бухгалтерского подразделения является координация по вопросам постановки бухгалтерского учета, налогового учета и, в отдельных случаях, управленческого учета, обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета хозяйственных операций. Проведение внутрисистемного аудита по вопросам соблюдения положений по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, исполнения норм законодательства Российской Федерации и внутренних локально-нормативных актов. Осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учета. Именно внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности организации в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование.
    Объем и задачи внутреннего контроля могут различаться в зависимости от структуры проверяемого лица и требований его руководства, а также особенностей деятельности организации.

    Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

    Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
    Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

    При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

    Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

    Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.
  • По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

    Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

    А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

    Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

    Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

    Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
    Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

    Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

    К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

    Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

    Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

    www.garant.ru

    Внутренний контроль: инструмент и функция управления

    Внутренний контроль является важным элементом управления хозяйственной деятельностью предприятия. Именно контроль помогает своевременно выявить слабые места и неэффективные решения, исправить ошибки в управлении и не допустить их повторения в будущем. Оценивая успехи и неудачи хозяйственной деятельности, а также их причины, руководство получает возможность контролировать бизнес-процессы и тем самым достаточно быстро адаптироваться к динамичным требованиям внешней среды. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся контроля хозяйственной деятельности предприятия, показаны особенности построения системы внутреннего контроля и способы ее мониторинга.

    Вопросы контроля хозяйственной деятельности стали активно обсуждаться с момента вступления в силу положений ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). В указанном законе выделены два контролируемых процесса:

  • внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни;
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета.
  • В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ систему внутреннего контроля обязаны организовать предприятия всех форм собственности.

    О внутреннем контроле ведения бухгалтерского учета в п. 2 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ сказано, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Соответственно, предприятия, не попадающие под обязательный аудит, имеют право не осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета.

    Контроль начинается с момента, когда определены цели, поставлены задачи и созданы условия для их решения. Выполнение планов, эффективность хозяйственных процессов, функционирование системы управления и качества нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Система внутреннего контроля предполагает сравнение плановых и фактических показателей эффективности хозяйственной деятельности организации, оценку наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур и корректирующих действий, направленных на исправление ошибок, неточностей, которые могут улучшить ситуацию.

    Организация внутреннего контроля должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, размеры предприятия и масштабы его деятельности. Чем сложнее структура предприятия, тем больше информации надо для принятия эффективных управленческих и экономических решений.

    Построение в организации системы контроля начинается с выделения объектов контроля. Объектами контроля могут быть следующие факты хозяйственной жизни:

  • объем продаж;
  • выпуск готовой продукции;
  • система мотивации;
  • отношения с клиентами и сотрудниками;
  • соответствие запланированных и реальных результатов производственно-коммерческой деятельности.
  • Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления предприятием. На производственных предприятиях контроль целесообразно организовывать по центрам затрат. Система внутреннего контроля эффективнее в том случае, если все сотрудники организации выполняют контрольные процедуры.

    Контроль представляет собой непрерывный процесс, который можно разделить на четыре стадии:

    1. Установление плановых величин и стандартов. Принятые стандарты и нормативы должны объективно отражать реальность, основные стороны работы предприятия. Кроме того, они должны быть гибкими, то есть нужно регулярно их пересматривать при изменении внутренних и внешних условий.

    2. Выбор показателей для измерения плановых величин и стандартов. Выбранные показатели должны соответствовать виду контролируемой деятельности, для их измерения необходимо выбрать единицу, которую можно преобразовать в единицы стандарта.

    3. Сравнение. Фактические показатели сравниваются с плановыми. Это дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону. Во внимание принимаются существенные отклонения от стандартов. Величины допустимых отклонений, в пределах которых отклонения результатов от намеченных целей считаются несущественными, организация устанавливает самостоятельно и отражает во внутренних локальных актах.

    4. Принятие необходимых корректирующих действий. Такие действия принимаются на основании оценки полученных результатов. В процессе контроля могут быть получены три вида результатов:

    • положительные — фактические параметры лучше запланированных. Корректировочные действия в этом случае будут направлены на закрепление мер, давших такие результаты (например, мотивация труда, увеличение производственных мощностей);
    • отрицательные — фактические данные оказались хуже запланированных. В данном случае применяются меры для выяснения причин и исправления ситуации. Например, рост процента брака может быть следствием недостаточной квалификации сотрудников. Значит, нужно повысить уровень образования работников, автоматизировать производственные процессы. Иногда могут пересматриваться плановые показатели;
    • нейтральные — организация работает в соответствии с планом, корректировочные действия не требуются.
    • Е. В. Акимова, аудитор

      Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2015.

      www.profiz.ru

      Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные положения

      Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

      Дата публикации: 06.02.2014

      Статья просмотрена: 6133 раза

      Библиографическое описание:

      Петров А. А. Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные положения [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 93-101. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5020/ (дата обращения: 05.07.2018).

      Как известно, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011г. (далее — Закон 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

      Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

      Данная норма вступила в силу с 1 января 2013 года и касается всех без исключения экономических субъектов, на которых распространяется действие Закона 402-ФЗ. Таким образом, российские компании почти уже год должны разработать, имея систему внутреннего контроля.

      Само понятие и сущность внутреннего контроля Законом 402-ФЗ не раскрыта — предполагается, что это входит в сферу ответственности самого экономического субъекта.

      Однако полагая, что для множества российских компаний вопрос формирования системы внутреннего контроля может стать серьезной проблемой, Минфин России в «Плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012–2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности» (утв. Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440) предусмотрел к 2014 году разработку Информации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Письмом Минфина России от 25.12.2013 N 07–04–15/57289 государство направило всем заинтересованным лицам документ ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Информация).

      Как указано в данном Письме, Информация направляется для применения при организации и осуществлении экономическими субъектами (за исключением организаций сектора государственного управления) внутреннего контроля, предусмотренного статьей 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также аудиторскими организациями.

      Информация посвящена внутреннему контролю совершаемых экономическим субъектом фактов хозяйственной жизни, но, по нашему мнению, вполне применим и к иным видам внутреннего контроля.

      Рассмотрим основные положения данного документа. Что же такое внутренний контроль?

      Рис. 1. Определение внутреннего контроля

      Внутренний контроль сам по себе не является панацеей от неэффективного хозяйствования, «плохой» отчетности и ошибок в правоприменении бухгалтерского и налогового законодательств. Он лишь способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности, но не гарантирует их достижение.

      Дело в том, что на практике эффективность внутреннего контроля может быть вполне себе успешно ограничена:

      Рис. 2. Ограничения внутреннего контроля

      Разумный и действенный внутренний контроль компании основывается на следующих базовых блоках:

      Рис. 3. Базовые блоки внутреннего контроля

      Элементы внутреннего контроля

      Рассмотрим, какие существуют элементы внутреннего контроля:

      Рис. 4. Элементы внутреннего контроля

      Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

      Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков, то есть сочетания вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект должен принять соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем:

      — создания необходимой контрольной среды,

      — организации процедур внутреннего контроля,

      — информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

      Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки экономический субъект рассматривает вероятность искажения отчетных данных исходя из следующих допущений:

      Рис. 5 Допущения при оценке рисков

      Одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений и мошенничества.

      Злоупотребления и мошенничество могут быть связаны с следующими действиями:

      — приобретением и использованием активов,

      — ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности,

      — совершением действий, являющихся коррупциогенными.

      Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления и мошенничество, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

      Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

      Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

      Рис. 6. Процедуры внутреннего контроля

      Процедуры внутреннего контроля можно классифицировать следующим образом:

      Рис. 7. Классификация процедур внутреннего контроля

      Для целей противодействия злоупотреблениям и мошенничеству наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль.

      Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей.

      При этом основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта.

      Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля

      Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

      Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства о различных фактах.

      Оценка внутреннего контроля

      Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их.

      Оценка внутреннего контроля экономического субъекта должна осуществляться не реже одного раза в год.

      Оценка внутреннего контроля включает в себя:

      Рис. 8. Составляющие оценки внутреннего контроля

      Эффективный дизайн внутреннего контроля представляет собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели, то есть — обеспечивает выявление или предотвращение существенных искажений данных или отклонений от предписанных процедур.

      Оценка эффективности дизайна внутреннего контроля позволяет выявить неэффективные, отсутствующие и дублирующие процедуры внутреннего контроля и включает в себя:

      — проверку описания дизайна внутреннего контроля

      — подтверждение дизайна внутреннего контроля.

      Операционная эффективность внутреннего контроля означает, что внутренний контроль осуществляется в течение всего отчетного периода постоянно (без пропусков) в полном соответствии с утвержденным дизайном.

      Подтверждение операционной эффективности означает, что необходимо провести тестирование определенного объема доказательств осуществления внутреннего контроля в течение периода или выполнение определенного количества повторений процедур внутреннего контроля.

      При выполнении оценки, как эффективности дизайна внутреннего контроля, так и операционной эффективности можно применять следующие способы:

      Рис. 9. Способы оценки внутреннего контроля

      Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля:

      Рис. 10. Мониторинг

      Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством экономического субъекта:

      — в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта,

      — поверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций,

      — регулярной оценки и уточнения применимой организационно-распорядительной документации и т. д.

      Порядок организации и осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению.

      Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, подлежит регулярному обновлению.

      Экономический субъект должен не реже одного раза в год проводить оценку необходимости обновления документации.

      moluch.ru