Закон о полиции постатейный

Закон о полиции постатейный

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЗ «О полиции»

ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 3-ФЗ
А.П. РЫЖАКОВ

Название документа
«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции»
(Рыжаков А.П.)
(«Московская финансово-промышленная академия», 2011)
Примечание к документу

Дата
25.02.2011
Информация о публикации
Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384 с.

Рыжаков Александр Петрович, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор, ветеран труда, подполковник милиции в отставке. Более 20 лет служил в органах внутренних дел (был сотрудником милиции), а сейчас трудится в сфере высшего юридического образования — профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала Международного юридического института и по совместительству профессором кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Автор комментария к Закону РФ «О милиции» (2004, 2005, 2008 гг.), выдержавшего три издания, не считая опубликования в правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант-Сервис». Активно участвовал в обсуждении проекта Федерального закона «О полиции», а также выступал по этому поводу на радио и по телевидению, публиковал статьи в газетах и журналах.
Является членом Международной ассоциации содействия правосудию и входит в состав редакционной коллегии научно-практического журнала «Правовой аспект». Автору принадлежат более 900 публикаций (в том числе 152 монографии, учебника и иных книг, выполненных на бумажном носителе, 15 CD-ROM) по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам, учебники по дисциплинам «Правоохранительные органы» (для высших юридических учебных заведений) и «Уголовный процесс» (для высших и средних юридических учебных заведений), постатейные комментарии к старым и новым редакциям УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 6730 авторских листов.
Особенностью работ А.П. Рыжакова является их комплексность, использование автором знаний в различных отраслях права, результатов анализа не только законодательства и научной литературы, но и передового опыта деятельности правоохранительных органов, а равно судебной практики.

БНА ФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
Ведомости СНД и ВС РФ — Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации
НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации
РГ — Российская газета
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации
УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
7 февраля 2011 года N 3-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ

referatwork.ru

Постатейный комментарий к федеральному закону &quot о полиции&quot от 7 февраля 2011 г n 3-фз

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции»

(«Московская финансово-промышленная академия», 2011)

Примечание к документу

Информация о публикации

Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384 с.

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ПОЛИЦИИ»

ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 3-ФЗ

Рыжаков Александр Петрович, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор, ветеран труда, подполковник милиции в отставке. Более 20 лет служил в органах внутренних дел (был сотрудником милиции), а сейчас трудится в сфере высшего юридического образования — профессором кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала Международного юридического института и по совместительству профессором кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Автор комментария к Закону РФ «О милиции» (2004, 2005, 2008 гг.), выдержавшего три издания, не считая опубликования в правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант-Сервис». Активно участвовал в обсуждении проекта Федерального закона «О полиции», а также выступал по этому поводу на радио и по телевидению, публиковал статьи в газетах и журналах.

Является членом Международной ассоциации содействия правосудию и входит в состав редакционной коллегии научно-практического журнала «Правовой аспект». Автору принадлежат более 900 публикаций (в том числе 152 монографии, учебника и иных книг, выполненных на бумажном носителе, 15 CD-ROM) по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам, учебники по дисциплинам «Правоохранительные органы» (для высших юридических учебных заведений) и «Уголовный процесс» (для высших и средних юридических учебных заведений), постатейные комментарии к старым и новым редакциям УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 6730 авторских листов.

Особенностью работ А.П. Рыжакова является их комплексность, использование автором знаний в различных отраслях права, результатов анализа не только законодательства и научной литературы, но и передового опыта деятельности правоохранительных органов, а равно судебной практики.

БНА ФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС РФ — Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

РГ — Российская газета

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

7 февраля 2011 года N 3-ФЗ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение полиции

Комментарий к статье 1

1. Термин «полиция» в комментируемом Законе употребляется в нескольких значениях. В данной статье под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. В других же статьях Закона (ст. ст. 12, 13 и др.) под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел (не РОВД, УВД и т.д.), а соответствующее подразделение (служба) органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О полиции» состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

2. Подразделения (службы) полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

3. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции. Обычно они же — заместители начальника органа внутренних дел.

4. Закрепленные в комментируемом Федеральном законе назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации.

5. Полиция имеется не только в нашей стране. Настоящий же нормативный правовой акт касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

6. Исходя из наименования комментируемой статьи, в ней сформулированы разновидности назначения полиции:

— защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— защита каждого от преступных и иных противоправных посягательств;

— охрана общественного порядка, собственности;

— обеспечение общественной безопасности;

— оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

7. На органы внутренних дел субъекта Российской Федерации и полицию, в частности, правовым актом исполнительного органа этого субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в комментируемой статье (а равно в ст. 12 настоящего Федерального закона), к примеру, государственного контроля за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. В отношении милиции подобного рода незаконные попытки ранее имели место .

См.: Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. N 75-Г01-8 // Справочная система «КонсультантПлюс».

8. В связи с этим следует отметить, что, с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой — вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные комментируемым Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия.

9. Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

10. Второе назначение — противодействие преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:

а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.

11. Отдельными назначением полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции. Для того чтобы правоприменитель мог правильно уяснить содержание таковых, следует определиться с понятием «общественный порядок». Данная дефиниция в большей степени административно-правовая. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.

12. Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смыслах слова. В широком смысле слова — это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно, общественный порядок как более широкая категория включает в себя и правопорядок. Примерно так же, но несколько иными словами понятие «общественный порядок» интерпретируется в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Авторы данного определения обращают внимание на то, что в понятие общественного порядка входят лишь социально значимые общественные отношения .

См.: Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986. С. 12.

13. Еще одно определение общественного порядка было изложено в работе И.Н. Даньшина. По его мнению, общественный порядок — «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества» .

См.: Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Харьков, 1971. С. 68.

14. В узком смысле слова общественный порядок понимался ранее как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций . А.В. Серегин характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» .

См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1951. С. 7.

См.: Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.

15. Данные ученые по-разному расставляют акценты, определяя термин «общественный порядок». М.И. Еропкин считал порядок общественным в связи с тем местом, где возникли и развивались (общественные места) охраняемые общественные отношения. А.В. Серегин полагал, что общественный характер общественного порядка предопределен содержанием общественных отношений, а не местом их реализации.

16. Отличия в суждениях ученых по поводу понятия «общественный порядок» и его содержания на этом не завершаются.

17. Некоторые правоведы в содержание понятия «общественный порядок» включают и общественную безопасность. Так, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова» . Аналогичной позиции придерживалась И.И. Веремеенко. По ее мнению, общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни» .

См.: Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. Иркутск, 1967. С. 118.

См.: Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 27.

18. Специалисты в области уголовного права также пытались дать определение общественному порядку. К примеру, П.Ф. Гришаев пишет, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, закрепленные как в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества .

См.: Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. М., 1959. С. 4.

19. Ими провозглашены точки зрения, прямо противоположные тем, которые были высказаны О.Н. Горбуновой и И.И. Веремеенко. Например, А.В. Готовцев утверждает, что коль «общественный порядок — это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность — это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка» .

См.: Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. С. 13.

20. В литературе можно встретить и такие суждения, согласно которым между общественным порядком и общественной безопасностью фактически нет различий .

См.: Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

21. Данные утверждения нельзя признать безупречными. Против них прямо высказались некоторые ученые . Содержание комментируемой статьи, то, что Федеральный закон возложил на полицию, с одной стороны, охрану общественного порядка, а с другой — обеспечение общественной безопасности, также может быть одним из доказательств того, что с позиций законодателя общественный порядок и общественная безопасность — это разные, не включаемые в содержание друг друга, категории.

22. С нашей точки зрения, наиболее точным является сформулированное В.И. Зарубиным определение общественного порядка. Под общественным порядком он понимает урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан .

См.: Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. N 8.

23. Как правильно отмечает С.С. Яценко, если общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности . Существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм .

См.: Яценко С.С. Ответственность за преступления против общественного порядка. Киев, 1976. С. 19.

См.: Гранин А.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Киев, 1975. С. 15.

24. Общественный порядок полиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.

25. Юридический энциклопедический словарь понятие «общественная безопасность» трактует как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий .

См.: Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 204.

26. Исходя из наименования данной разновидности назначения полиции и из содержания приведенного определения, функцией полиции является разработка и осуществление предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами мер, направленных на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние.

27. С учетом содержания определения общественной безопасности буквальное толкование последнего из предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона назначения полиции нацеливает последнюю на обеспечение всех форм и проявлений общественной безопасности. Значит ли это, что на полицию возложено обеспечение, к примеру, и пожарной безопасности? Или же обеспечением пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, безопасности проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, промышленной безопасности опасных производственных объектов, и др. занимаются подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) ?

Такой же вопрос напрашивается и в отношении государственной, таможенной и многих других составляющих общественной безопасности, задачи обеспечения которых возложены на другие правоохранительные органы (ФСБ, таможенные органы и т.п.).

28. Разрешить данный вопрос необходимо уже в связи с тем, что в некоторых источниках общественные отношения, связанные с осуществлением пожарной безопасности, прямо указываются как составная часть общественной безопасности, даже когда последняя рассматривается в узком смысле слова . Да и действительно, общество нельзя считать безопасным в тех случаях, когда ему грозит причинение вреда от пожара. Поэтому понятие «общественная безопасность», вернее, весь комплекс общественных отношений, составляющих его содержание, невозможно отделить от общественных отношений, характеризующих пожарную безопасность. Общественной безопасности без пожарной безопасности, как, впрочем, и без государственной, таможенной и других видов безопасности, быть не может.

См.: Тихий В.П. Проблемы уголовно-правовой безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства): Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Харьков, 1987. С. 68.

29. Данное несовершенство формулировки ч. 1 комментируемой статьи приводит к неоправданному расширению назначения полиции. Подобной ситуации могло бы не возникнуть, когда бы в Федеральном законе «О полиции» был указан круг противоправных деяний, от совершения которых «защищает» полиция. Но этого законодателем не сделано. Среди основных направлений деятельности полиции указано такое, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции»). Каких правонарушений — не сказано, что дает возможность правоприменителю расширительно толковать комментируемую часть ст. 1 Федерального закона «О полиции» и считать назначением полиции предупреждение нарушений правил пожарной (государственной, таможенной и т.п.) безопасности.

30. Никто не спорит с тем, что к профилактике пожаров (правонарушений, подведомственных ФСБ России, таможенным органам и т.п.) и обеспечению пожарной безопасности целесообразно привлекать не только подразделения МЧС России, ФСБ России, таможенные органы и т.п., но и полицию. В ряде случаев, лишь обеспечив четкое взаимодействие между названными ведомствами, можно добиться эффективности пожарной охраны (государственной, таможенной и т.п. безопасности) как одного из элементов общественной безопасности. Между тем взаимодействие указанных учреждений (министерств и ведомств) невозможно осуществить, пока не будут разделены функции между субъектами взаимодействия .

См.: Белозеров Ю.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А., Чугунов В.Е. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. М., 1973. С. 70.

31. Если назначение полиции — обеспечение пожарной, государственной, таможенной и т.п. безопасности, значит, ее сотрудников можно привлечь к ответственности за необеспечение таковой, за неосуществление своего назначения. А это несколько не согласуется с тем комплексом полномочий, который им предоставлен.

32. Соответственно, напрашивается вывод: назначение полиции — обеспечение общественной безопасности — должно реализовываться сотрудниками полиции с учетом компетенции (подведомственности правонарушений) полиции и с учетом наличия других правоохранительных органов, перед которыми законодателем также поставлена задача обеспечения определенного рода общественной безопасности. Взаимодействие между полицией и другими ведомствами в рамках охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности возможно. А вот дублирование ранее уже осуществленной деятельности представляется нецелесообразным.

33. Одна из приоритетных разновидностей назначения полиции — охрана собственности. Исходя из содержания ч. 1 ст. 209 ГК РФ, право собственности складывается из права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 212 ГК РФ). Назначение полиции — в пределах ее компетенции принимать меры к защите всех существующих в Российской Федерации форм собственности, законно приобретенных прав и законных интересов всех возможных субъектов права собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ч. 4 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и охраняются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (права всех собственников).

textarchive.ru

Комментарий к федеральному закону «о полиции»

Ю.Е. Аврутин, с.П. Булавин, ю.П. Соловей, в.В. Черников

Аврутин Ю.Е. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации;

Булавин С.П. — кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации;

Соловей Ю.П. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Черников В.В. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости СНД РФ и ВС РФ — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

ВК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

СААП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее — Закон о полиции или Закон). Этим актом возрожден правоохранительный институт, просуществовавший в России почти два века — с 1718 г., когда Указом Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицеймейстера , и до весны 1917 г.

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; N 27. Ст. 3880, 3881; N 30 (ч. I). Ст. 4595.

См.: Законодательство Петра I. М., 1997. С. 630 — 633.

Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопрос, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. С принятием Закона о полиции завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период.

Закон о полиции создает предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка.

В Законе о полиции воплощены последние достижения теории права, и в первую очередь административно-правовой науки. В то же время он, несомненно, послужит источником и катализатором дальнейшего развития российского законодательства, пересмотра сложившихся воззрений на социальную роль и содержание не только полицейской деятельности, но и правоохраны в целом, на ее цели, принципы и организацию.

Закон о полиции принят в рамках реформы МВД России, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 839; 2011. N 10. Ст. 1340.

Основная задача реформы — вывести систему МВД России на новый качественный рубеж развития. Функционально и организационно она должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать порядок на улицах и в других общественных местах.

В этих целях реализуется комплекс мер по оптимизации структуры управления, реорганизации системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения.

Особое внимание уделяется повышению научно-технической вооруженности органов внутренних дел, внедрению новейших достижений науки и техники, в том числе электронных систем и технологий.

Реформа призвана также решить наиболее острые социальные проблемы органов внутренних дел, в том числе существенно увеличить уровень заработной платы и пенсий сотрудников. Тем самым будет заложена необходимая основа для формирования стабильных, психологически и нравственно устойчивых, высокопрофессиональных полицейских коллективов.

Одним из ключевых звеньев в системе мер по реформированию органов внутренних дел является преобразование милиции в полицию. Создается новый правоохранительный институт, основным предназначением которого будут защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Созданная в начале XX в. рабоче-крестьянская милиция прошла большой исторический путь. С ее деятельностью связана целая эпоха в жизни нашей страны. Сотни тысяч судеб героев и рядовых сотрудников вместили несколько десятилетий работы советской, а затем российской милиции по защите граждан, охране правопорядка.

Но времена изменились. Милиция, создававшаяся изначально из числа народных ополченцев, все эти десятилетия выполняла в обществе традиционные полицейские функции специализированного профессионального органа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Сегодня настало время возврата к традиционному для этого ключевого органа правоохранительной системы названию.

Переименование милиции в полицию — это не просто смена вывески, ребрендинг. Этот шаг предполагает глубокие преобразования, касающиеся сущности и содержания деятельности основного органа охраны правопорядка в государстве. Задача полиции — дать адекватный отпор криминальному миру, а также выстроить эффективную систему взаимодействия с населением на принципах открытости, взаимного уважения и социального партнерства.

Каковы причины принятия Закона о полиции?

Главенствующую роль здесь играют политические факторы. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (далее — Закон о милиции), на смену которому пришел Закон о полиции, хотя и является продуктом российской эпохи, но лишь самого первоначального ее этапа. В нем были заложены многие принципы и нормы, обслуживавшие еще советскую модель государственно-правовой охраны правопорядка.

Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 560; N 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (ч. II). Ст. 15; N 31. Ст. 3172; N 32. Ст. 3316; 2002. N 18. Ст. 1721; N 27. Ст. 2620; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 28. Ст. 2880; N 50. Ст. 4847; 2004. N 30. Ст. 3087; N 35. Ст. 3607; 2005. N 13. Ст. 1078; N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; 2006. N 24. Ст. 2555; N 31 (ч. I). Ст. 3420, 3425, 3452; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 10. Ст. 1151; N 41. Ст. 4845; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6227, 6235, 6248; 2009. N 48. Ст. 5715, 5717; 2010. N 1. Ст. 4; N 19. Ст. 2291; N 30. Ст. 3987, 3988; N 31. Ст. 4196.

Через два с половиной года после издания Закона о милиции была принята Конституция Российской Федерации, которая установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации), приоритетным направлением деятельности всех государственных органов.

И хотя в последующем в Закон о милиции вносились соответствующие изменения, многие его положения перестали отвечать современным представлениям о стандартах правового демократического государства. Встал вопрос о замене милиции, во многом скомпрометировавшей себя в глазах общества, новым правоохранительным институтом — полицией.

Важнейшей причиной разработки Закона о полиции, безусловно, явились изменения в правовой жизни общества. На базе новой Конституции Российской Федерации осуществляется активный процесс обновления различных отраслей законодательства. Некоторые статусные законы уже переизданы, причем не по одному разу.

Закон о милиции был «старожилом» российской правовой системы. И хотя за свою бытность фактически все его статьи претерпели те или иные изменения, юридические недостатки закона, даже с учетом новых редакций ряда его норм, оставались достаточно очевидными.

Следует также отметить, что в последние годы правовое регулирование деятельности милиции все чаще осуществлялось помимо базового закона. В результате полномочия милиции и особенно ее обязанности оказались рассредоточенными по значительному количеству нередко конкурировавших между собой нормативных правовых актов. В итоге это, с одной стороны, стало затруднять правоприменение, а с другой — породило неоправданное расширение «милицейского присутствия» в жизнедеятельности общества и, как следствие, обременение милиции несвойственными и избыточными функциями.

В данной связи предпочтительной формой решения создавшихся проблем было признано не внесение очередных поправок в Закон о милиции, не изложение его в новой редакции, а разработка и принятие нового федерального закона.

Актуальность издания Закона о полиции обусловлена также потребностью в повышении уровня правового регулирования деятельности милиции. К сожалению, подзаконный материал все еще занимает доминирующее место в правовой основе ее работы. Закон о полиции в известной мере решил названную задачу: во-первых, за счет придания законодательного характера целому ряду подзаконных норм; во-вторых, за счет увеличения числа предписаний, в которых отсылка делается на действующий закон, а не на законодательство Российской Федерации в целом, что было присуще Закону о милиции.

Наконец, нельзя не учитывать и то, что часть юридических аспектов взаимоотношений по линии «милиция — граждане» требовала, с одной стороны, дополнения действовавших правовых гарантий соблюдения прав человека и гражданина, с другой — конструирования новых законных механизмов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность органов охраны правопорядка.

В Законе о полиции использован в адаптированном виде положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов. Сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. Учтены нормы и рекомендации, содержащиеся во многих международных документах, в числе которых Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.

Важно также отметить, что Закон о полиции сохраняет положения Закона о милиции, которые прошли проверку временем и подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека. Это касается, например, норм о применении полицией силы, об отдельных ее обязанностях и правомочиях.

Новый Закон по сравнению с Законом о милиции отличают более совершенная юридическая техника, строгий понятийный аппарат и определенность юридических формулировок. Закон является удобным в пользовании за счет его комплексности и более совершенной юридической техники. В нем содержатся исчерпывающий перечень обязанностей и развернутый набор прав полиции, «извлеченных» в том числе из подзаконного материала. Заметно уменьшилось число отсылок к подзаконным актам. Формулировки норм стали более внятными и определенными. Все это имеет позитивное значение не только для личного состава полиции, но и для граждан, в отношении которых будут, как хочется надеяться, исключены возможные злоупотребления, допускаемые из-за нечеткости нормативного правового материала и сложности пользования им.

Федеральный закон «О полиции» — это самый «полновесный» юридический документ среди статусных законов. Он содержит 56 статей, объединенных в 11 глав. Новым в архитектонике Закона является выделение трех глав — главы 2 «Принципы деятельности полиции», главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» и главы 6 «Правовое положение сотрудника полиции».

Предлагаемый читателю комментарий выполнен в виде постатейных истолкований к Федеральному закону «О полиции». Основной упор при этом сделан на разъяснении узловых положений Закона относительно полномочий полиции, применения ею мер государственного принуждения и тех его норм, которые ранее отсутствовали в Законе о милиции.

В работе широко использованы акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, а также решения Европейского суда по правам человека.

Авторы комментария — ученые, непосредственно участвовавшие в разработке Закона о полиции. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 715-рп статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Булавин был назначен официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении проекта Федерального закона «О полиции» палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Ю.Е. Аврутин, Ю.П. Соловей и В.В. Черников входили в состав Организационного комитета по подготовке указанного проекта. Их суждения, как представляется, лишены абстрактности, носят конкретный характер и основаны на аналитических оценках реальной практики «рождения» Закона. Авторы пытались избежать навязывания собственных воззрений, которые противоречат концепции Закона.

Оценки, рожденные собственным опытом нормотворческой работы и специальными знаниями, адресованы в первую очередь сотрудникам полиции. Но, думается, они будут полезны юристам-профессионалам других правоохранительных органов, преподавателям юридических вузов, научным сотрудникам и самому широкому кругу читателей, поскольку с деятельностью полиции ежедневно сталкивается каждый из нас.

Любой закон устаревает в момент его подписания полномочным должностным лицом. Это аксиома законотворчества. Динамизм социальной, политической, экономической, правовой жизни общества, постоянно происходящие в ней изменения требуют соответственно и корректировки законодательства.

Не является исключением и Федеральный закон «О полиции». Как изначально реформаторский закон он предопределил разработку и принятие других законов. Данное обстоятельство потребовало согласования положений законодательных актов. В течение 2011 г. в Закон о полиции уже внесено 8 изменений.

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано предоставление необходимых сведений и документов по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги.

СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил более позднюю дату передачи возложенной на полицию обязанности по проведению технического осмотра транспортных средств.

СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3881.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о социальных гарантиях) уточнил вопросы, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением иных социальных гарантий.

СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4595.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — Закон о службе в органах внутренних дел) внес изменения в главу 7. В целях устранения дублирования и противоречий признаны утратившими силу отдельные статьи и нормы данной главы.

СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7020.

Очевидно, процесс корректировки Федерального закона «О полиции» будет продолжаться и в дальнейшем.

В комментарии имеются ссылки на нормативные правовые акты, регламентирующие еще деятельность милиции. В данном случае нужно иметь в виду, что эти акты могут применяться и ими можно руководствоваться лишь в части, не противоречащей Закону о полиции.

studfiles.net