Закон 89 об отходах с изменениями

Закон 89 об отходах с изменениями

Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Дата опубликования: 31.12.2017 —
Номер опубликования: 0001201712310021

В приложенном файле обзор в формате было-стало, а ниже кратко.

-. Упрощены понятия сбор и накопление для расширения возможности приема отходов от физ лиц.
— убрано излишнее требование о утвреждении перечня организаций, являющихся поставщиками работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации
— утверждены правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
— добавлен вид деятельности раздельное накопление
— новый порядок утвреждения тер схем, в том числе общественные слушания
— изменение правил обеспечения утилизации отходов от использования товаров
— Изменения в порядке рег. оператовов (из может быть несколько, срок не более 10 лет)
— в лицензии могут включаться группы и подгруппы
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается..

Вступление в силу. Основная масса положений с момента принятия.
Исключения:
— Требования к органам местного самоуправления в части обращения с отходами — с 01.01.2019
— Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 1 января 2020 года.
— Положения пункта 10 статьи 24-6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
-Положения пункта 10 статьи 24-6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части соглашения между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 1 января 2021 года. В случае отсутствия 1 июля 2020 года соглашения, указанного в настоящей части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации.

clevereco.ru

Закон 89 «Об отходах производства и потребления»

И человеческая жизнедеятельность, и промышленное производство неизбежно приводят к появлению отходов. Без переработки, эти тонны мусора быстро займут полезную площадь и станут источниками многочисленных и разнообразных болезней. Поэтому процессы утилизации и переработки мусора регулируются на государственном уровне. На территории Российской Федерации законодательную основу этого составляет федеральный закон 89 — «об отходах производства и потребления».

Описание закона

Принятый в 1998 году, ФЗ 89 регламентирует все вопросы, связанные с отходами, и отражает политику государства в этой сфере. Закон касается обращения с мусором, его вовлечения в оборот в виде дополнительного источника сырья, утилизации или сокращения образования отходом с производства или потребления в целом. Цель — предотвращение или снижение уровня вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан.

ФЗ 89 дает определение ряду понятий, связанных с отходами: «захоронение», «обезвреживание», «объекты размещения», «трансграничное перемещение» и т. д.

Последняя редакция ФЗ 89 была рассмотрена Государственной Думой и вступила в силу 28 декабря 2016 года. Она коснулась обращения с твердыми отходами и особенностей подачи предложений об установлении единого тарифа на услуги региональных операторов.

Текст ФЗ 89

С момента вступления настоящего федерального закона в силу, прошло почти два десятка лет. За это время ФЗ 89 претерпел множество изменений и редакций. Лицам, заинтересованным в изучении данного вопроса, или чья деятельность относится к переработке мусора, рекомендуется скачать по ссылке последнюю редакцию ФЗ 89 — «об отходах производства и потребления».

Последние изменения ФЗ «Об отходах»

Как уже говорилось выше, последняя редакция ФЗ 89, утвержденная 28 декабря 2016 года, затронула вопрос твердых отходов и единого тарифа для региональных операторов. Это описывается в 3 и 4 дополнениях к пункту закона 29.1.

Дополнение №3 — региональные операторы, которые занимаются обезвреживанием, захоронением, утилизацией или обработкой отходов производства и потребления, теперь заключают соответствующее соглашение с органами исполнительной власти РФ до 1 мая 2018 года.

Дополнение №4 — предложения установить единый тариф на услуги региональных операторов, в соответствии с последней редакцией ФЗ 89, должны подаваться в органы исполнительной власти РФ, или в органы местного самоуправления, не позже 1 июля 2018 года.

Рассмотрим ключевые статьи ФЗ 89:

Ст. 4

Одна из ранних редакций ФЗ 89 (от 29 декабря 2014 года) за счет статьи №4 дала пояснение по вопросу права собственности на отходы производства и потребления. Оно определяется по ст. 226 ГК РФ, где указано, какие объемы мусора, лома или сливов могут по праву обращаться владельцами земельных участков в свою собственность и переработаны или утилизированы. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 11

Данная статья ФЗ 89 предоставляет список требований к мусороперерабатывающим объектам, включая нормативы обращения с однородными отходами, правила разработки проектов и внедрение лучших доступных технологий. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 12

Не все отходы производства и потребления немедленно перерабатываются. Для этого применяются объекты их размещения (мусорные баки в жилых районах), или захоронения (заброшенные шахты за чертой города). Требования к этим территориям регламентируются статьей 12 ФЗ 89. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 14

В законе существует классификация отходов по степени опасности. От 1-ого класса — токсичные, радиоактивные, взрывоопасные и т. д., и до 5-ого — безвредные. Этот пункт ФЗ 89 указывает на требования к обращению с каждым классом. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 15

Законодательных документов для решения вопроса с отходами мало. Нужны физические лица, граждане, которые будут заниматься непосредственно сбором, транспортировкой, обработкой и т. д. Статья 15 Федерального Закона 89 описывает требования к служащим сферы обработки мусора. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 18

Данный пункт закона об отходах производства и потребления рассматривает вопрос нормирования, ссылаясь на ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». В нем приводится порядок утверждения нормативных актов образования мусора, лимиты на его размещение, требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и последствия нарушений — штрафы и наказания. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 24

Обработка или утилизация отходов — не самое приятное занятие. Поэтому в данный закон была включена статья 24. Она описывает меры по экономическому стимулированию сферы, включая налоговые льготы или снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате внедрения экологически чистых технологий в производство. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 26

Эта статья ФЗ 89 касается производственного контроля в сфере обращения с отходами и обязанности юридических лиц, осуществляющих его. По сути, это составная часть экологического контроля (пункт 2, ФЗ 219). Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

210fz.ru

Что гласит 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

ФЗ об обращении с отходами (89-ФЗ) освещает правовые стороны вопроса, касающегося манипуляций, производимых с отходами от процессов производства и потребления. Соблюдение положений закона позволяет уменьшать отрицательное влияние на природную среду. Следование закону способствует использованию отходов как сырьевых ресурсов.

ВАЖНО. Опытный электрик слил в сеть секрет, как платить за электроэнергию вдвое меньше, легальный способ. Читать далее

Кратко о самом законе

89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приняла Государственная Дума еще 22 мая 1998 года. С этой даты в закон вносились некоторые поправки и изменения.

Рассматриваемый ФЗ – это главный документ, в котором описаны основные принципы деятельности, заключающейся в проводимых манипуляциях с разными видами отходов, относящихся к разным классам по степени опасности.

Также закон говорит о ведении политики государства в этой области, о нормировании и регулировании процессов образования, хранения, захоронения, утилизации и обезвреживания отходов.

Закон состоит из 8 глав, 31 статьи. Некоторые статьи на сегодняшний день утратили свою силу, что также отражено в законе.

Более подробно рассмотрим данный закон с последними изменениями далее.

О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?

Глава I ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит об основных положениях. В ней даются основные определения, объясняется значение главных терминов. Так, например, разъясняется, что нужно понимать под «отходами производства и потребления». Такие отходы являются веществами, предметами, материалами, полученными в ходе производственного процесса, процесса потребления или оказания услуг, и подлежащие удалению.

В первой статье определяют также такие понятия, как хранение и накопление отходов. Изучив данные значения этих терминов, становится понятна разница между данными двумя понятиями. Хранение отходов подразумевает их перемещение для дальнейших утилизационных, обезвреживающих действий, а также для их захоронения на специально отведенные места на время, большее 11 месяцев, а накопление отходов – до 11 месяцев – т.е. это их временное помещение на специализированные площадки с такой же целью.

Первая статья формулирует определения и других терминов, связанных с процессами при манипуляциях с отходами. Статья определяет такое понятие, как сбор отходов – это (из ФЗ-89) их принятие от физических и/или юридических лиц для осуществления с ними дальнейших действий (переработки, перемещения, хранения и захоронения – совокупность последних двух действий составляет еще одно понятие – размещение отходов, и т.д.).

Первая статья говорит и об утилизации отходов. Под этим термином подразумевается возможность использовать разного рода отходы в изготовлении других товаров, материалов, в рециклинге, в получении из них каких-либо составляющих частей для их очередного применения.

Ст. 2 ФЗ говорит о положениях государственного регулирования в области, касающейся разных осуществляемых действий с образующимися отходами. Регулирование при этом происходит согласно принципам рассматриваемого ФЗ, а также в соответствии с положениями других законов и правовых актов на уровне РФ, субъектов РФ и на муниципальном уровне.

Последний пункт первой главы включает в себя классификацию отходов, основанную на степенях их опасности для живых организмов и природной среды. Эта классификация состоит из:

  • I класса – крайне опасных;
  • II класса – высокоопасных;
  • III класса – умеренно опасных;
  • IV класса – малоопасных;
  • V класса – почти не опасных отходов.
  • Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

    Приоритетным сторонам политики нашей страны при совершении определенных действий с отходами посвящена Статья 3 ФЗ об отходах. Основополагающие принципы деятельности нашего государства в этой области содержат в себе следующие положения:

    1. Все действия, производимые с разного рода отходами, должны быть направлены на защиту человеческой жизни и здоровья, на сохранение биоразнообразия и нормального состояния экологической обстановки.
    2. Общественные интересы в области экологии и экономики должны быть строго взаимосвязаны для более стабильного развития общества.
    3. Внедрение и применение современных хороших, но недорогих технологических решений в деятельности, связанной с манипуляциями с отходами.
    4. Для сокращения массы отходов обязательной является максимально возможная переработка сырьевых запасов.
    5. Экономическое регулирование совершаемых действий и осуществляемых процессов в данной сфере так же с целью сокращения числа образующихся отходов и включение их в хозяйственную деятельность.
    6. Обеспечение доступа к информации в соответствии с законами РФ.
    7. Международное сотрудничество РФ, касающееся вопросов в данной области.

    При определении приоритетных направлений страны в этой сфере была выделена такая последовательность:

    • максимально полное использование изначальных сырьевых ресурсов и материалов;
    • осуществление предотвращающих образование разнообразных видов отходов действий;
    • снижение общей массы всех отходов и совершение действий, способствующих понижению их классов опасности в местах их формирования;
    • манипуляции по обработке, обезвреживанию отходов, проведение утилизационных мероприятий.
    • Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

      Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

      Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

      Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

    • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
    • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
    • проведение утилизационных мероприятий;
    • определение несанкционированных свалок;
    • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
    • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.
    • Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

      Разработанные региональные программы должны опубликовываться на Интернет-сайтах регионов РФ для обеспечения свободного доступа любому желающему.

      Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от Правительства РФ.

      Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

      В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

      О нормировании в действиях с отходами из закона

      Нормированию посвящена Ст. 18 ФЗ-89. При работе организаций ИП и юрлиц, в ходе которой происходит образование веществ, их смеси и материалов, не пригодных для применения и подлежащих удалению, для упомянутых лиц устанавливаются определенные нормативные показатели образования отходов и лимиты по их возможному размещению, которые определяются согласно предельно допустимым концентрациям пагубных для среды компонентов. По методическим рекомендациям ИП и юрлицами (кроме представителей малого и среднего бизнеса) самостоятельно разрабатываются проекты нормативных показателей образования остатков производственной и другой деятельности и проекты лимитов на размещаемые отходы. Эти методические рекомендации утверждаются органом исполнительной власти (федеральным или субъекта РФ), получившим на то должные полномочия.

      Представители малого и среднего бизнеса, в ходе ведения которого происходит образование промышленного, бытового мусора, должны давать отчетную информацию с данными, связанными с образованием, утилизацией, обезвреживанием, размещением такого мусора, в уполномоченный орган исполнительной власти.

      При несоблюдении нормативных показателей и при превышении лимитов деятельность предприятий ИП и юрлиц может быть подвергнута ограничению, приостановке или может быть даже вообще запрещена.

      Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

      Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

      Вторым принципиальным положением, указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

      Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

      Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны. Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах. Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

      Ответственность за неисполнение закона

      Невыполнение требований данного ФЗ РФ ответственными лицами организаций и гражданами может привести к разным видам ответственности, вплоть до уголовной согласно положениям законодательства РФ.

      Данный Федеральный закон посвящен манипуляциям, осуществляемым с отходами, полученными в ходе деятельности организаций и подверженных удалению, и требованиям, предъявляемым к этим действиям. Положения закона особенно необходимо знать ряду предпринимателей во избежание нежелательных проблем.

      Как в действительности осуществляется реализация Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и какие изменения в нем могут быть произведены, рассказывают в следующем видео.


      vtorothody.ru

      Федеральный закон 89-ФЗ
      Об отходах производства и потребления

      Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

      Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

      Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

      Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

      Способы доставки

    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ
    • Оглавление:

      Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья

      Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года. Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года.

      Положение абзаца пятого статьи 5 (в редакции 93-ФЗ от 25.06.2012 г.) применяется по истечении 90 со дня вступления в силу Федерального закона от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ.

      Действие положений статьи 24.1 (в редакции 128-ФЗ от 28 июля 2012 г.) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ

      Положения статей 24.2 — 24.4 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ) не распространяются на колесные транспортные средства, в отношении которых установлены иные требования согласно статье 24.1

      Оглавление

      Глава I. Общие положения

      Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами

      Глава III. Общие требования к обращению с отходами

      Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами

      Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

      Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами

      Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами

      Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

      Глава VIII. Заключительные и переходные положения

      Production and Consumption Wastes

      Этот документ находится в:

    • Раздел: Строительство
      • Подраздел: Нормативно-правовые документы
        • Подраздел: Экспертиза, госнадзор
        • Раздел: Ценообразование
          • Подраздел: Раздел I. Технологический, строительный, энергетический надзор и охрана окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия
            • Подраздел: I. Федеральные законы
          • Раздел: Автомобильные дороги
            • Подраздел: 1 Правовое регулирование вопросов по охране окружающей среды
              • Подраздел: I Федеральные законы и указы Президента Российской Федерации
              • Подраздел: 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
                • Подраздел: 03.160 Законодательство. Администрация
                  • Раздел: Экология
                    • Подраздел: 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
                      • Подраздел: 13.030 Отходы
                        • Подраздел: 13.030.01 Отходы в целом
                        • С Федеральный закон 89-ФЗ покупают: ОНД 86, СП 11-102-97

                          Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ

                          «Об отходах производства и потребления»

                          (в редакции, актуальной с 1 января 2014 г.,

                          с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:

                          от 29.12.2000 г. № 169-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,

                          от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ,

                          от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, от 08.11.2008 г. № 196-ФЗ,

                          от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, от 19.07.2011 г. № 248-ФЗ,

                          от 07.11.2011 г. № 303-ФЗ, от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ, от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ,

                          от 29.06.2012 г. № 96-ФЗ, от 28.07.2012 г. № 128-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 226-ФЗ,

                          от 21.10.2013 г. № 278-ФЗ, от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ)

                          Изменения и дополнения, принятые, но не вступившие в силу, (в текст не внесены)

                          согласно Федеральным законам:

                          от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, от 21.07.2014 г. № 261-ФЗ

                          Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года

                          Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

                          Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

                          Глава I. Общие положения

                          Статья 1. Основные понятия

                          В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

                          отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

                          Абзац 3 статьи 1 утратил силу с 29 июня 2009 г. согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ;

                          обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

                          размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

                          хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

                          захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

                          использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

                          обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

                          объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

                          трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

                          лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

                          норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

                          паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

                          вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

                          лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

                          сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

                          транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

                          накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

                          Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами

                          1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

                          2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

                          Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами

                          Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

                          охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

                          научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

                          использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

                          комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

                          использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

                          доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

                          участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

                          Статья 4. Отходы как объект права собственности

                          1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

                          2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

                          3. Собственник отходов I — IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

                          4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

                          Статья 4.1. Классы опасности отходов

                          Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

                          I класс — чрезвычайно опасные отходы;

                          II класс — высокоопасные отходы;

                          III класс — умеренно опасные отходы;

                          IV класс — малоопасные отходы;

                          V класс — практически неопасные отходы.

                          Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
                          и органов местного самоуправления в области обращения с отходами

                          Положение абзаца 5 статьи 5 (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ) применяется по истечении девяноста дней со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

                          Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами

                          К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

                          разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

                          проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

                          абзац 4 статьи 5 утратил силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ;

                          осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

                          определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

                          абзац 7 статьи 5 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

                          лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I — IV класса опасности;

                          установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

                          осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

                          организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

                          обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

                          определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;

                          обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

                          осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

                          осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;

                          определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий.

                          Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

                          К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

                          абзацы 2 — 6 статьи 6 утратили силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

                          проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

                          разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

                          абзацы 9 — 13 статьи 6 утратили силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

                          участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

                          принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;

                          осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

                          участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

                          Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами

                          Статья 7 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

                          Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

                          1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

                          2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

                          3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

                          Глава III. Общие требования к обращению с отходами

                          Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

                          Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

                          Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

                          1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

                          соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

                          иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

                          2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

                          3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

                          Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

                          Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

                          разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

                          внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

                          проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

                          проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

                          предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

                          соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

                          в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

                          Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

                          1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                          3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                          5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

                          6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                          7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

                          Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

                          1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

                          2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

                          Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

                          1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

                          2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

                          3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                          4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                          Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

                          1. Пункт 1 статьи 14 утратил силу с 29 июня 2009 г. согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ.

                          2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

                          3. На отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

                          4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I — IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I — IV класса опасности.

                          Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходы I — IV класса опасности

                          1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

                          2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

                          Статья 16. Требования к транспортированию отходов I — IV класса опасности

                          1. Транспортирование отходов I — IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

                          наличие паспорта отходов I — IV класса опасности;

                          наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

                          соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I — IV класса опасности на транспортных средствах;

                          наличие документации для транспортирования и передачи отходов I — IV класса опасности с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

                          2. Порядок транспортирования отходов I — IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I — IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

                          1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

                          2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

                          3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

                          Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами

                          Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

                          1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

                          2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

                          4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

                          5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

                          Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами

                          1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

                          2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

                          Статья 20. Государственный кадастр отходов

                          1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

                          2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                          3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

                          Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

                          Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами

                          Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

                          уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

                          платность размещения отходов;

                          экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

                          Статья 22. Программы в области обращения с отходами

                          Статья 22 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

                          Статья 23. Плата за размещение отходов

                          1. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          2. Пункт 2 статьи 23 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

                          3. Пункт 3 статьи 23 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

                          Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами

                          1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

                          понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

                          применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

                          2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          Статья 24.1. Утилизационный сбор

                          1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее в настоящей статье — транспортные средства (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

                          2. Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

                          3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

                          осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию;

                          осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;

                          приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

                          4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

                          5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

                          6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси):

                          ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

                          которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

                          с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

                          7. Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

                          8. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами (шасси), в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.

                          9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств (шасси), в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами (шасси) своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.

                          Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами

                          Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами

                          1. Под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

                          2. Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

                          3. Федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при обращении с отходами осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами

                          1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

                          2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

                          Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами

                          Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

                          Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

                          Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

                          Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

                          1. Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          2. Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.

                          Глава VIII. Заключительные и переходные положения

                          Статья 29.1. Переходные положения

                          До 1 января 2025 года в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, допускаются нахождение и эксплуатация ранее созданных объектов размещения отходов.

                          Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

                          Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                          Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

                          Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

                          standartgost.ru