Закон 33 статья 44 фз

Скорректирована норма об описании объекта госзакупки

В этой норме изменено следующее:

  • больше не указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • теперь предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Т.е. из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ исключены положения о наименовании места происхождения товара и наименовании производителя, а также о том, что те требования и указания, которые по общему правилу в описание объекта закупки включаться не должны, могут быть указаны в случаях, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • теперь указано, что допускается использование указания на товарный знак при описании объекта закупки, а не в случае, когда при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта, как это было ранее. При этом ограничения при указании товарных знаков остались прежними. Так, использование указания на товарный знак допускается при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
  • Документы по теме:

    Читайте также:

    С 11 января в новой редакции начала действовать ч. 11 ст. 31 закона о контрактной системе.

    А также о его местонахождении.

    Минфин России подтвердил возможность поставки товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте.

    Чаще всего заказчики устанавливают произвольный закрытый перечень банков, в которых исполнитель может получить банковскую гарантию.

    Пример описания объекта закупки по 44-ФЗ

    В данной статье мы рассмотрим практический пример и дадим рекомендации описания объектов закупки на основе арбитражной практики и практических вопросов слушателей наших курсов.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Требования:

  • объективный характер;
  • функциональные, технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные свойства;
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;
  • при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
  • Исключения:

    1. не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
    2. при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта
    3. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

    4. случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
    5. случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
    6. Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

      Пример 1

      Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015

      Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.

      Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

      Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

      Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

      Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.

      Пример 2

      Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015

      Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара. Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

      Читайте также: « Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» — м ожно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.

      В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

      Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

      Заказчик вправе установить дополнительные требования:

    7. Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
    8. Объем предоставления гарантий
    9. Осуществление монтажа и наладки товара
    10. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
    11. Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар
    12. Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.

      « Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ» — в статье р ассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

      «Анализ заказчика по техническому заданию» — к ак через техническое задание определить, что заказчик хочет ограничить количество участников закупки?

      ТЗ может использоваться на следующих этапах:

    13. планирование;
    14. составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
    15. исполнение контракта
    16. отчетность и контроль.

    Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  • представить результат закупки
  • поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
  • проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  • спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  • осуществить проверку закупки.
  • При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:

    1. Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.

    2. Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании

    3. Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям

    4. Эксплуатационные характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

    Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  • документы стандартизации и технического регулирования
  • исполненные контракты
  • реклама, каталоги
  • официальные источники информации, статистические данные
  • результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  • форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  • нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия
  • Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.

    Пример описания: стол в кабинет руководителя

    Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

    Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый

    Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  • максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.
  • При этом высота не подлежит изменению.

    Требования к столешнице:

    Материал — высококачественная МДФ.

    Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.

    Столешница должна иметь плавные края.

    В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».

    Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  • его действия обоснованы,
  • соответствуют целям закупки,
  • соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.
  • Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.

    Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?

    Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.

    Правильная позиция

    Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

    Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».

    В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.

    Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?

    Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.

    Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.

    Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

    school.kontur.ru

    Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3

    Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

    Мы продолжаем отвечать на вопросы наших пользователей, связанные с применением Федерального Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

    Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

    Договоры с единственным поставщиком (коммунальные услуги) на 2014 год заключаем в конце декабря 2013 года, в план-график за какой год включаем эти договоры?

    Максим Фирсов

    Особенности размещения планов-графиков устанавливается приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (далее – Приказ).

    Планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете (п. 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

    Размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется с учетом установленных требований, среди них:

  • в наименовании плана-графика указывается: «План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ____ год» с отражением года, на который формируется план-график;
  • в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются, необходимая информация. Так, в частности, в столбце 4 – порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года, присваиваемый заказчиком последовательно с начала года, вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы (п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).
  • Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, договоры, заключенные в 2013 году, подлежат отражению в плане-графике 2013 года.

    Если запрос котировок размещен в 2013 году, а прием заявок начнется с 9 января 2014 года, то каким законом будет регулироваться заседание котировочной комиссии?

    Станислав Дакинов

    В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил свое действие.

    Однако по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением Законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

    Бланк приказа о создании комиссии по осуществлению закупок

    (Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. №№ 29401-ЕЕ/Д28и, АД/53811/13 ).

    Таким образом, при выборе нормативного акта, регулирующего порядок определения поставщика, в случае размещения заказа способом запроса котировок до 1 января 2014 года, следует принимать во внимание данное разъяснение.

    Прокомментируйте, пожалуйста, последние изменения в Законе № 44-ФЗ. В частности, п. 33 ч. 1 ст. 93 – заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

    Закупка преподавательских услуг может осуществляться только у физических лиц или нет?

    Елена Кутина

    По нашему мнению, п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует толковать так: заключение контракта с единственным поставщиком возможно в случае, если преподавательские услуги, а также услуги экскурсовода (гида) оказываются именно физическими лицами. Соответственно закупка преподавательских услуг может осуществляться только у физических лиц.

    Так, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность может осуществляться образовательными организациями; организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

    Требования к услугам экскурсовода (гида) прямо не урегулированы законодательством, но обязательное условие регистрации в качестве ИП вытекает из общих норм гражданского права, а именно из ч. 1 ст. 23 ГК РФ – гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    При установлении в извещении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, начальная максимальная цена контракта имеет значение?

    Владимир Гусев

    Заказчики, за исключением определенных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

    БЛАНК

    Бланк извещения об осуществлении закупки

    В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок и включаются в отчет.

    По нашему мнению, учитывая, что ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ вменяет заказчику обязанность осуществления закупок у определенных участников и обязательные условия, при которых должны быть совершены такие закупки, и по сути является общей нормой права, а ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ предусматривает только право заказчика установить требование к поставщику, являясь специальной нормой, ограничение начальной (максимальной) цене контракта будет распространяться и на положения ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

    Наша организация обслуживает инженерные сети детских садов и школ города. Понятно, что на оперативное обслуживание мы будем заключать контракты (договоры) через котировки.

    Поясните, пожалуйста, а как устранять аварийные случаи на трубопроводах? Неужели школа будет без водоснабжения несколько недель, пока заявка на ремонт не пройдет все стадии электронного аукциона?

    Вектор

    Законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

    Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Отметим, что при осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанных случаях заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, либо данные полномочия необходимо возложить на существующее структурное подразделение?

    Виктория Масленникова

    С целью централизации закупок, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков для заказчиков. Либо полномочия на определение поставщиков для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

    Такие уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

    Не допускается возлагать на такие органы, учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

    Местной администрацией могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько органов, учреждений полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение и приемку.

    Таким образом, создание комиссии будет являться неправомерным, и для передачи полномочий по определению поставщиков для нескольких заказчиков необходимо создать отдельный орган или учреждение, либо передать такие полномочия уже существующему.

    В плане ФХД у бюджетного образовательного учреждения на 2014 год запланировано приобретение бумаги на сумму 12 тыс. руб. Согласно коду ОКПД данный предмет закупки находится в перечне товаров, работ и услуг, которые заказчик обязан закупать на аукционе в электронной форме. Правильно ли мы понимаем, что указанную нами закупку нельзя осуществить согласно ст. 93 (п. 4 либо п. 5), а только объявить электронный аукцион?

    Ирина Полякова

    Согласно ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена в случае, если сумма закупки товара, работы или услуги, не превышает 100 тыс. рублей. При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 50 млн рублей в год (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Также, на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные образовательные организации имеют право осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год.

    Таким образом, по нашему мнению, Вы вправе осуществить закупку у единственного поставщика, не прибегая к процедуре объявления электронного аукциона.

    Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ?

    Елена Овчинникова

    Бланк приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

    Да может. Для этого необходимо возложить на него обязанности контрактного управляющего.

    ОБРАЗЕЦ

    Образец должностной инструкции контрактного управляющего

    Обращаем ваше внимание на то, что контрактный управляющий может быть назначен, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

    Прошу Вас разъяснить применение п. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ: надо ли применять Закон иному юридическому лицу, которое в целях исполнения своих обязательств закупает оборудование на денежные средства, поступившие от юридического лица, не являющегося государственным, но которое является генеральным подрядчиком по государственному контракту по капитальному строительству в рамках реализации Федеральной целевой программы по техническому перевооружению?

    Светлана Дмитриевна Тимофеева

    По нашему мнению, действие положений Закона № 44-ФЗ на такое юридическое лицо распространяться не будет, поскольку согласно п. 5 ст. 15 Закона речь идет о юридическом лице, которое непосредственно финансируется за счет бюджетных средств и напрямую осуществляет закупки за счет таких средств.

    Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении?

    Наталья Галстян

    В Законе № 44-ФЗ содержатся требования к контрактному управляющему только в части его образования. В соответствии с ч. 6 ст. 38 закона контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Запрета на совмещение функций конкурсного управляющего в разных организациях Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Но при этом следует учитывать, что контрактным управляющим назначается должностное лицо заказчика, которое в свою очередь должно состоять в штате работников заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

    В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ не могут быть членами закупочной комиссии физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.

    По смыслу закона участники закупки – это лица, имеющие цель стать поставщиками (но не заказчик). Правильно ли мы понимаем, что положения закона не будут нарушены, если членами комиссии по осуществлению закупок будут выступать родственники руководителя организации заказчика?

    В.И. Гаврилова

    Давайте сначала разберемся с понятиями.

    В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

    Заказчик – это государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки, муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

    Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

    Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, привлеченные в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
  • участники закупки, способные оказать влияние, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
  • физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители, усыновленные );
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок (ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
  • Как мы видим, законодатель ограничивает возможность влияния заинтересованных лиц, каким-либо образом связанных с участником закупки на принятие решения заказчиком о выборе поставщика.

    Из этого следует, что не будут нарушены положения ст. 39 Закона № 44-ФЗ, если в комиссии по осуществлению закупок будет родственник руководителя заказчика.

    Как понимать ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о том, что «в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта»?

    Правильно ли мы понимаем, что образовательное учреждение не сможет просто так (как это происходило по Закону № 94-ФЗ с договорами на сумму до 100 тыс. руб.) заключить договор до 400 тыс. руб. (ну и до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и ему необходимо будет дать обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика?

    Андрей Юрьевич Ходырев

    Положения ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, при заключении образовательным учреждением контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснования закупки не потребуется.

    Мы являемся общеобразовательной школой. Можем ли мы, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. рублей, если в нашем уставе среди целей не указано «сохранение, использование и популяризация объектов культурных наследий»?

    Владимир

    Да можете. В редакции Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу 1 января 2014 года, законодателем уточнено содержание п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением , государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей.

    Напомним, что в первоначальной редакции, исходя из смысла текста п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, возможность государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществлять закупки у единственного поставщика была ограничена.

    Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ (п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

    В тоже время, заказчику предоставлена возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в следующих случаях:

    • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
    • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.
    • В связи с этим вопрос, может ли наше учреждение культуры осуществить закупку у единственного поставщика согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 на сумму до 400 тыс. руб. (и не более 50% от всех закупок по плану-графику) товара который содержится в перечне предусмотренном п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, например, бумагу?

      Пользователь под ником kulturazxz

      Да, может. Согласно, ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, в редакции, вступившей в силу 1 января 2014 года, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

      Сейчас несколько компаний предлагают изготовить усиленную электронную подпись, цены варьируются от шести тыс. до 10 тыс. руб. Обязательна ли такая подпись в рамках действия Закона № 44-ФЗ, или можно оставить прежнюю?

      Мы предполагаем, что под прежней имеется в виду электронная цифровая подпись, выданная в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который утратил свою силу с 1 июля 2013 года. Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» «старая» электронная цифровая подпись приравнена к усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 1 ст. 19).
      В контрактной системе закупок предусмотрена возможность электронного документооборота. А именно, обмен участниками электронными документами, подача заявок и окончательных предложений. При этом все они должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).
      Видами электронных подписей, согласно ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Последняя, в свою очередь, делится на квалифицированную и неквалифицированную.

      Вместе с тем, для подписания электронных документов в рамках взаимодействия с единой информационной системой госзакупок необходимо использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

      Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими соответствующую аккредитацию (ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

      Следует заметить, что следуя нормам Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», можно сделать вывод, что аккредитованными удостоверяющими центрами выдаются только квалифицированные электронные подписи.

      Учитывая вышеизложенное, пока отсутствуют разъяснения официальных органов, по нашему мнению, Вы можете продолжить использование прежней электронной подписи до истечения срока действия сертификата ключа подписи. А в случае окончания срока действия сертификата, руководствуясь ст. 4 Закона № 44-ФЗ, получить усиленную неквалифицированную подпись.

      Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае?

      Наталья Бадоева

      Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

      В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим ч. 23 ст. 112 закона предусматривает, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

      В вашем случае на момент возложения обязанностей контрактного управляющего на руководителей, им необходимо будет пройти обучающие курсы по теме государственных закупок.

      Имеет ли право заказчик при составлении котировочной заявки по Закону № 44-ФЗ требовать от исполнителя ИНН, лицензию на осуществление определенного вида деятельности, банковские реквизиты, сведения о месте нахождения и о наименовании?

      Николай Никольский

      В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

    • согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
    • предложение о цене контракта;
    • документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ, или копии таких документов;
    • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
    • декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
    • Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации не допускается.

      Как мы видим, законом предусмотрен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должен предоставить участник в заявке на участие в запросе котировок. Учитывая это, можно утверждать, что требования заказчика о предоставлении лицензии незаконны.

      Однако, следует учесть, что формулировка «информация, необходимая заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок» может быть истолкована достаточно широко.

      Окончательный ответ по этому вопросу могут дать только разъяснения официальных органов.

      Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

      Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

      Документы по теме:

      Новости по теме:

      Материалы по теме:

      Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
      В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

      Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
      С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

      Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
      На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

      Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
      На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое.

      Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
      Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

      Мнения:

      Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
      Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

      Пауков Алексей,
      Генеральный директор «ГАРАНТ Электронный Экспресс»

      Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
      В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

      Ветров Виталий,
      Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» (г. Новосибирск)

      www.garant.ru