Виды налогов и их основные элементы

Виды налогов, основные элементы налогов. Понятие элементов налога

Налог — это безвозмездный индивидуальный обязательный платеж, который взимается принудительно уполномоченными госорганами разного уровня. Удержание производится с граждан и юрлиц для финансирования деятельности государственных либо муниципальных образований. Взимание отчислений в бюджет регулируется в НК. Комплекс установленных налогов и сборов, принципов, методов и форм их определения, изменения, отмены, выплаты, контроля поступлений формируют налоговую систему страны.

Влияние на экономику

На макроэкономическом уровне снижение налогового бремени стимулирует повышение совокупного спроса и предложения. Чем меньше субъектам приходится выплачивать в бюджет, тем доход, которым располагают хозяйства, выше. Благодаря этому увеличивается совокупное потребление, что, в свою очередь, влечет повышение спроса. В этой связи государство, при необходимости, может проводить стимулирующую политику. В ее рамках снижаются налоги с целью выведения страны из дна цикла. Сдерживающая политика, соответственно, предполагает повышение налогов. Это необходимо для предотвращения » перегрева» экономики. Предприятия воспринимают такую политику как дополнительные издержки. Поэтому они начинают сокращать предложение своей продукции.

Компоненты

Понятие элементов налога регламентируется законодательством. В качестве них выступают составные части бюджетных отчислений, посредством которых определяются условия их применения. Некоторые из них имеют сущностное значение, некоторые выполняют факультативные функции. Рассмотрим далее некоторые виды налогов, элементы налогов.

Общие сведения

Каждый налог состоит из определенных элементов. Они объединяются в три основные группы. Основные элементы налога представляют собой такие компоненты, при отсутствии либо неопределенности которых отчисления в бюджет считаются неприменимыми. В соответствии с этими сущностными частями у плательщика возникает необходимость осуществлять платежи. Второй категорией считаются факультативные (дополнительные) элементы налога. РФ в своем законодательстве допускает ряд условий, которые могут предусматриваться конкретно для какого-то отчисления или отсутствовать. Третья категория — специфические компоненты. Они могут относиться к конкретным бюджетным платежам. К примеру, взимание подоходного налога может осуществляться путем удержания у источника дохода. Этим предопределяется специфика правил применения такого платежа.

Плательщик, предмет и объект — это обязательные элементы налога. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. Без существования какого-либо из компонентов обложение отсутствует. Рассматривая элементы налогов и сборов, в первую очередь необходимо исследовать лиц, которые осуществляют платежи. Юридический статус субъекта, как правило, зависит от того, является ли он физлицом либо организацией, нерезидентом или резидентом.

В широком смысле им называют то, в связи с чем, собственно, взимается налог. Не может осуществляться удержание средств просто так. Любое отчисление в бюджет осуществляется в связи с чем-то, по какому-то поводу, то есть при наличии объекта обложения. В целом, разумеется, установить налог можно по любым основаниям. История знает немало таких случаев. Так, к примеру, Петр 1 ввел налог на бороду. Он составлял существенную в то время сумму — 50 р. В Англии был введен налог на покойников, использование своих гербов в обиходе.

Император Древнего Рима Веспасиан взимал платеж с посещения общественных туалетов. Его сын возражал против этого. Тогда император протянул деньги к его носу и спросил, чувствует ли он запах. С того времени пошло крылатое выражение: «Деньги не пахнут». Объекты представляют собой юридические факты, с которыми законодательство связывает возникновение необходимости осуществлять платежи. К примеру, существуют элементы налога на имущество. В качестве одного из них выступает право, в силу которого субъект обладает материальными ценностями. Это может быть владение, собственность, пользование, оперативное управление и так далее.

Он представляет собой материальное выражение обязательного платежа. В некоторых случаях определить основные элементы налога достаточно просто. В частности, в приведенном выше примере, субъектом является собственник, объектом — право, предметом — материальные ценности. Сложнее выделить элементы налогов личного и косвенного характера. Особенно проблематично бывает определить их предмет. К примеру, рассмотрим элементы налога на прибыль. Субъектом здесь является лицо, получающее доход, предметом — сами поступления, объектом — право лица на эти средства. Такую же схему можно составить и относительно НДС. В этом случае предмет — непосредственно добавленная стоимость, объект — факт реализации работ, продукции или услуг.

Законодатель определяет показатели измерения предмета отчисления. Масштаб формируется через физические либо стоимостные параметры. К примеру, налоговое измерение такого предмета обложения, как жилой дом, производится через его объем, площадь (нежилую и жилую), число окон, входных дверей и печей (или труб на крыше), стоимость и прочие показатели. Масштабная доля выражается в единицах обложения. Так, в примере выше будет иметь место «объемный масштаб», в котором параметром выступает 1 м 3 , «оконное измерение», в нем, соответственно, показатель — окно и так далее.

Этот показатель выражается количеством единиц обложения. Налоговая база является количественной характеристикой предмета. Она выражается в единицах, определенных для конкретного типа отчислений. Налоговая база называется также основой платежа. Это объясняется тем, что сумма отчисления рассчитывается посредством применения к ней ставки. В рамках теории элементы налога установлены в определенной последовательности. Что касается базы, то она относится, в первую очередь, к предмету обложения. Эти элементы налогов могут совпадать. Такое явление имеет место при расчетах отчислений с дохода. При выплате налога прибыль одновременно будет выступать И как предмет, и как база.

Методы расчета

Величина базы может исчисляться различными способами:

  • Прямым.
  • Косвенным.
  • Условным (презумптивным).
  • Способом «по аналогии».
  • Паушальным.
  • Прямой способ представляет собой расчет в соответствии с фактически существующими и документально подтвержденными параметрами. Метод «по аналогии» состоит в измерении базы путем сопоставления предмета налога с подобным. К примеру, если не представляется возможным определить качество участка, который занимает плательщик, оно определяется в соответствии с баллом бонитета расположенных смежно земель. Косвенный метод состоит в использовании непрямых признаков. К примеру, при расчете подоходного налога имеет значение прибыль субъекта. Она может определяться в соответствии с его расходами.

    Условный метод предусматривает использование в расчете предполагаемой величины. Например, размер дохода может устанавливаться не по стоимости фактической реализации, а по среднерыночной цене. Паушальный метод состоит в определении базы вне зависимости от ее реальной величины. К примеру, отчисление подоходного налога может осуществляться индивидуальными предпринимателями через приобретение патента. В этом случае фактический доход от деятельности во внимание не принимается. Налог выплачивается до формирования его базы, то есть до момента получения прибыли.

    Установление элементов налога имеет практическое значение и строго регламентируется законодательством. В особенности это касается ставки отчислений в бюджет. Она представляет собой размер начислений на единицу базы. В результате такого расчета формируется собственно сумма платежа. Налоговые ставки различаются по способу определения величины отчисления:

  • Равные. В этом случае ставки для всех плательщиков одинаковы. При равных ставках не учитывается имущественное состояние субъектов.
  • Твердые (тождественные, абсолютные). В таком случае для каждой единицы обложения устанавливается фиксированная величина налога.
  • Процентные (долевые, адвалорные). В этом случае величина налога выражается в % от стоимостного размера базы.
  • В зависимости от характера применения существуют:

    1. Общие ставки. Они используются при ОСНО.
    2. Пониженные либо повышенные ставки. Они выражают регулирующее влияние государства на конкретную производственную сферу или применяются в соответствии с существующими у правительства представлениями о социальной справедливости. Повышенные ставки могут вводиться для получения большего дохода в бюджет.
    3. По содержанию различают тарифы:

    4. Маргинальные — устанавливаются в законодательстве.
    5. Экономические — определяются как соотношение отчисления к полученному доходу.
    6. Фактические — отношение выплаченного налога к базе.

    Данная классификация применяется, преимущественно, при экономическом анализе состояния налогообложения в государстве и формирования уровня бремени для плательщиков.

    Под ним следует понимать временной отрезок, по окончании которого определяются база и сумма обязательного платежа. Для большей части существующих налогов таким периодом является календарный год. По отдельным типам отчислений могут предусматриваться сокращенные сроки. Например, налоговым периодом по НДС считается 1 мес. Существует еще одна временная категория. Она именуется отчетным периодом. По его завершении отчисляются авансовые платежи. К примеру, выплата подоходного корпоративного налога осуществляется ежемесячными суммами. Отчетным периодом является в данном случае месяц. Налоговым периодом будет выступать год.

    Порядок исчисления и уплаты

    Эти элементы налогов регламентируются законодательством. Порядок исчисления — это комплекс определенных действий лица по расчету суммы, подлежащей отчислению в бюджет. На практике существуют следующие стадии:

    1. Ведение учета по объекту обложения.
    2. Расчет базы.
    3. Определение ставки, подлежащей использованию при вычислениях.
    4. Применение льгот.
    5. Окончательный расчет налога.
    6. Порядок уплаты — это правила, установленные в НК. В соответствии с ними осуществляется переход предмета платежа от субъекта к государству. Если налог денежный, то выплата осуществляется соответствующей суммой. Если отчисление должно производиться в натуральной форме, то субъект передает в пользу государства соответствующие материальные ценности (продукцию). Порядок уплаты включает в себя способы, формы и сроки перехода предмета.

      Методы отчисления

      К ним, в зависимости от субъекта, ответственного за выполнение возложенного на него законом обязательства, относят:

    7. Самостоятельную передачу предмета налога плательщиком государству.
    8. Принудительное изъятие. Предмет платежа изымается государством через его уполномоченные органы или налоговых агентов.
    9. Самостоятельная выплата может, в свою очередь, производиться:

    10. Подачей декларации. В этом документе указываются имеющиеся у субъекта элементы налогов. Декларация выступает в качестве официального заявления плательщика о наличии у него объекта обложения, размере базы, величине платежа, определенного по соответствующим расчетам за конкретный период.
    11. На основании уведомления.
    12. Самостоятельным расчетом и внесением обязательного платежа.
    13. Приобретением патента.
    14. В качестве основных принудительных методов выплаты налогов выступают:

    15. Удержание суммы отчисления у источника дохода. В этом случае расчет величины налога осуществляет субъект, выплачивающий прибыль плательщику, взимая из нее отчисление в бюджет. Таким лицом, например, может быть предприятие, на котором работает гражданин и получает зарплату.
    16. Принудительно взимание сумм с субъектов, уклоняющихся от погашения обязательства перед бюджетом. Выплата производится наличными деньгами или безналичным расчетом.
    17. Сроки, в которые плательщики должны осуществить отчисления в бюджет, определяются законодательством. Они могут устанавливаться в зависимости от конкретного типа налога и способа его уплаты.

      Прочие категории

      В качестве дополнительных элементов налогов устанавливаются так называемые льготы. Они представляют собой освобождение хозяйствующего субъекта от бремени обложения либо снижение нагрузки в сравнении с обычным режимом. Налоговые льготы предоставляются в качестве одного из методов экономического регулирования или в социальных целях. Средства, которые используются для выплаты обязательных отчислений в бюджет называются источником. Последний достаточно редко выделяется законодательством как самостоятельный элемент налога.

      businessman.ru

      Элементы налога

      Едиными и обязательными для всех налогов являются элементы налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретное налоговое обязательство, а их совокупность определяет логику построения того или иного налога. Обязательные и необязательные элементы налога представлены в таблице.

      Функциями налога являются:

      фискальная – налогообложение носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и все юридические лица, которые согласно законодательству обязаны уплатить налоги. Это связно с тем, что главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны, защиты правопорядка, решения социальных и иных задач.

      распределительная – с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финн ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

      стимулирующая – государство может стимулировать определенные виды налогоплательщиков и отраслей с помощью налоговых ставок, льгот, вычетов. Отменяя, вводя, повышая или снижая одни налоги государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей и одновременно сдерживает развитие других.

      контрольная – с одной стороны – проверка эффективности хозяйствования, а с другой – контроль за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую систему.

      Наряду с налогами в налоговую систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги распространяется установленный НК порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговая ответственность за налоговые правонарушения и практически все другие условия.

      Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

      В отличие от налога сбор не имеет безвозмездного характера, не является регулярным платежом. Не предусмотрено, что он устанавливается исключительно законом и направляется в бюджетную систему или во внебюджетные государственные фонды.

      Классификация налогов – это их группировка по определенным критериям и признакам. Имеется большое число классификаций налогов в зависимости от основания. Рассмотрим основные из них.

      1. По принадлежности к уровню власти:

      федеральные – устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

      региональные – устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие региональными законами и обязательны к уплате на соответствующей территории.

      местные – вводятся в действие законодательными органами власти регионов. Эти органы определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (в пределах, установленных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты.

      2. По методу взимания:

      — прямые – те, бремя которых должен нести непосредственно налогоплательщик. Непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (НДФЛ, на прибыль, на имущество физических и юридических лиц и др.). Основанием для обложения служат владение и пользование доходом и имуществом.

      — косвенные — взимаются в процессе движения доходов, или оборота товаров, работ, услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара (в тариф на работы, услуги) и оплачиваются потребителем. Владелец товара при его реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Таким образом продавец товара (субъект налогообложения) выступает в качестве посредника меду государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара. (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

      3. По субъекту уплаты:

      с юридических лиц;

      — с физических лиц;

      — общие (например, налог на землю).

      4. По объекту обложения:

      — реальные (имущественные) – облагается продажа, покупка или владение имуществом и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (например, земельный, налог на имущество).

      — личные – учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц (например налог на прибыль корпораций, НДФЛ).

      — ресурсные (рентные) – взимание определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов (например НДПИ, земельный).

      — вмененные – объектом обложения выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества (напр. единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, объектом которого является не фактический, а условно рассчитанный доход с каждого игрового поля).

      — взимаемые с фонда оплаты труда – объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам.

      5. По способу обложения:

      — «у источника» — налог изымается налоговым агентом до получения дохода (НДФЛ).

      — «по декларации» — после получения дохода налогоплательщик в установленный срок подает в налоговый орган декларацию – официальное заявление налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени. Налоговый орган проверяет декларацию и самостоятельно исчисленную налогоплательщиком сумму налога (например у физических лиц — НДФЛ от предпринимательской деятельности, у юридических лиц – НДС, налог на прибыль и др.).

      — «по кадастру» — применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения – неменяющуюся налоговую базу (напр. земельный налог (размер участка), транспортный налог (объем двигателя), налог на имущество физических лиц). Налоговым органом на основе кадастра (реестра) в установленный срок исчисляется сумма налога и вписывается в уведомление налогоплательщику.

      6. По применяемым ставкам:

      прогрессивные – с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер (транспортный налог, налог на имущество физических лиц).

      регрессивные – уменьшаются с увеличением дохода.

      пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

      studopedia.ru

      Моделирование налоговой политики / Налоги, их виды и функции

      Налоги, их виды и функции

      Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

      Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

      Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

      Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

      Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

      Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

      Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

      Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

      Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

      Существуют три основных формы налогообложения:

      Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

      Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

      В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

      Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

      Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

      Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

      Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

      В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

      Фискальная функция налогообложения.

      Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

      Стимулирующая функция налогообложения.

      С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

      Перераспределительная функция налогообложения.

      Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

      Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

      Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

      Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика — дома, земли, транспортные средства и т. п.

      Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

      В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

      Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

      исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

      исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

      исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

      у источника — при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

      в момент расходования дохода — при покупке товаров и услуг;

      в процессе потребления — налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

      — кадастровый — при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

      административный — налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

      декларационный — предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

      Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики — сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

      Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

      Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога — это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

      Американский экономист Артур Лаффер — сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное — влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие — меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход — налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

      Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

      Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени — как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами — силами спроса и пред­ложения.

      Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

      Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

      Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

      Таким образом, «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

      Налоговая система РФ

      Налоговая система — это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

      Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

      Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

      Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

      — принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

      определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

      правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

      пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

      экономичность и эффективность системы налогообложения — издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

      неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;

      удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

      единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

      Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

      Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

      К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

      Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

      Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

      studfiles.net