В чем смысл спора базарова с одинцовой

Объяснение Базарова с Одинцовой

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», увидевший свет в 1862 году, вызвал вокруг себя небывалую полемику. Это неудивительно: писатель показал в романе перелом общественного сознания России, появление в ней новых сил.

Особенно сильные споры велись вокруг центральной фигуры романа – нигилиста Евгения Базарова. Этот герой выступает в романе как противник всего, созданного и накопленного русским дворянством и человечеством вообще: морально-нравственных ценностей, культуры, простых человеческих чувств. Чтобы показать неправильность взглядов Базарова, автор проводит его через жизненные испытания. Герой испытывает тоску одиночества и неразделенную любовь. В итоге он понимает, что нельзя отрицать естественные законы человеческой жизни, на которых строится существование любого человека.

Понять это Базарову помогает страстная влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову, умную и красивую женщину. Будучи у нее в гостях, Базаров признается ей в своих чувствах. Это происходит в 18-ой главе романа. Под незначительным предлогом Одинцова пригласила Базарова в свою комнату, где захотела продолжить вчерашний разговор. Базаров сделал вид, что не помнит предмета их беседы. Но Одинцова напомнила герою: «о счастии». Она, например, никогда не чувствовала себя счастливой. Даже в чудесные мгновения общения с музыкой, приятными людьми у героини возникало ощущение мимолетности, лишь подобия настоящего счастья. Базаров напоминает Анне Сергеевне, что она не удовлетворена своей теперешней жизнью, поэтому и не может почувствовать себя счастливой.

Одинцова переводит разговор на самого Базарова. Она хочет проникнуть к нему в душу, узнать сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Базаров очень замкнут, он не привык изливать свою душу – еще одно подтверждение большого одиночества героя. Евгений пытается уйти от разговора, но Одинцова настаивает. Она хочет знать, что происходит в душе Базарова сейчас, в настоящее время. Анна Сергеевна уверяет, что герой может открыться ей: «Как хотите,…а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?»

Этот вопрос стал решающим. Базаров признается Анне Сергеевне, что причина его напряженности – любовь к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились». Эти слова героя – не только признание в любви, но и признание своего поражения. Все нигилистические теории героя разбились о его страстное чувство к Одинцовой. Именно поэтому автор замечает: «…страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Глядя на мучения Базарова, Анна Сергеевна жалеет его и одновременно пугается: так сильны чувства героя. А что же сама Одинцова? Каково ее отношение к Евгению Базарову? После сцены объяснения, когда Базаров страстно обнимает ее, героиня говорит: «Вы меня не поняли». Оставшись одна, Одинцова убеждает себя, что она относится к Базарову как к другу, что она не подозревала о его чувстве: «Я виновата, — промолвила она вслух,- но я это не могла предвидеть».

Одинцова боится признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Весь ее облик говорит об этом: «Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Да и автор намеками дает понять нам, что Одинцова испытывает зарождение чувства к Базарову: «Одинцова протянула вперед обе руки», «невольная нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось горячее пятно», наконец, мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».

Но после тягостных раздумий Одинцова все же решает: «Нет,…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В героине боролись разные чувства, но победил сознательный выбор спокойной жизни без всплесков и сильных эмоций: «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется, что Одинцова увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души, просто неспособной на чувства и переживания. Поэтому-то, на мой взгляд, героиня и чувствует себя несчастной. Ее холодность и каменное спокойствие делает жизнь Одинцовой серой, однообразной, лишенной смысла. Сам автор иронизирует над своей героиней, осуждая ее выбор: «Ее спокойствие не было потрясено; но она опечалилась и даже всплакнула раз…»

Таким образом, данный эпизод можно считать важным для раскрытия характеров обоих героев. Он является переломным в судьбе Базарова: герой терпит поражение от самого себя, своей природы: с любовью к Одинцовой рушатся все его теории, его представления о себе. Базаров понимает, что он самый обычный человек и что его жизнь определяют законы природы и человеческой натуры.

Но главной героиней этого эпизода является, по-моему, Анна Сергеевна Одинцова. Именно в сцене объяснения раскрывается ее характер, мы понимаем ее жизненную философию. Читатель понимает, что отношения между Базаровым и Одинцовой невозможны. Но именно такая героиня и была нужна Тургеневу: Базарову нужно было лишь понять, что и он способен на чувство. Тем самым автор заставляет героя осмыслить и почувствовать крушение всех своих взглядов, мироощущения, представлений о себе.

77829 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

www.litra.ru

«Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева «Отцы и дети»)»

На протяжении всего романа «Отцы и дети» И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя — Евгения Базарова — через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало «испытание любовью», которое перевернуло всю его жизнь, заставило разочароваться в своих убеждениях и в самом себе.

В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, в своих силах, в своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. В результате общения с ней, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он… влюбился! Сцена его признания Одинцовой (18 глава романа) — один из кульминационных моментов произведения.

Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича.

Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше — она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология.

А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой — настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства.

Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» — произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой

на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств.

Таким образом, 18 глава романа «Отцы и дети» является одним из важнейших эпизодов всего произведения. Она представляет собой сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа.

Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком -здесь раскрывается весь драматизм его положения, четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя.

www.allsoch.ru

Конспект урока по литературе «Базаров и Одинцова»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема: «Базаров и Одинцова. Любовь в жизни Базарова».

Цели: продолжить анализ образа Базарова, помочь уч-ся увидеть перемены в Базарове под влиянием чувства любви;

раскрыть глубину содержания произведения русской классики как неисчерпаемого источника жизненного опыта;

проверить детальное знание литературного текста, умение приводить развёрнутые цитаты и делать литературоведческие и идейные обобщения;

Задача: развивать способности суждения и высказывания на основе конкретного и близкого для восприятия материала.

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь!

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Любовь в жизни Базарова. Испытание любовью.

1). Вступительное слово учителя.

Известно, что русские демократы проявляли по отношению к интимной сфере человеческих чувств довольно характерную противоречивость. С одной стороны, культивировалось сознательное рационалистическое ограничение чувственного начала, своеобразный аскетизм; на первом месте наука, служение обществу, на втором – любовь. « Бог с ними, с эротическими вопросами, — писал Чернышевский в статье «Русский человек на rendez – vous», — до них ли читателю нашего времени, занятому вопросами об административных и судебных улучшениях, о финансовых преобразованиях, об освобождении крестьян». Этот аскетизм, это самоограничение не могли не иметь определённых драматических последствий, не могли не повлечь за собою некоторых утрат человечности. В письмах Добролюбова, например, эти противоречия приобретают почти базаровский размах: «И чёрт меня знает, зачем я начал шевелить в себе эту потребность женской ласки, это чувство нежности и любви. Ведь шевелилось же оно у меня и пять — шесть лет тому назад, да я умел заглушить его; отчего бы не заглушить и теперь? А то — понапрасну только мучу самого себя…Постараюсь всё скомкать, всё порвать в себе…Чёрт их побери, все эти тонкие чувства, о которых так любят распространяться поэты. »

Современный исследователь Н. Н. Скатов утверждал, что «для новых людей любовь оказалась в известной мере камнем преткновения, моральной и эстетической проблемой, вставшей совершенно по-иному. Тургенев указал на реально уязвимую сторону своего героя в романе «Отцы и дети». Но проблема вместе с тем каждый раз вставала и шире, чем только отношения мужчины и женщины, оказывалась вопросом о всём богатстве чувств, о всей полноте жизни в её непосредственности.

Базаровым любовь отвергалась как предрассудок, как романтическая чепуха, но, мстя за себя, она ставила человека в драматическое положение, доказывая ему реальность своего и его, Базарова, существования».

Тургенев не рисует в деталях и подробностях историю любви Базарова к Одинцовой. Писателю важно показать перемены в Базарове под влиянием чувства любви. Автор проверяет, испытывает своих героев любовью.

После словесных поединков с Павлом Петровичем Базарову ничего не остаётся, как уехать из Марьина, и поэтому он сам предлагает Аркадию отправиться в город по приглашению знатного родственника Кирсановых.

2). Беседа по вопросам .

На бале у губернатора Базаров знакомится с Одинцовой.

? — Какое впечатление производит на Базарова Анна Сергеевна Одинцова? (Чтение текста: портрет героини, с появления которой начинаются настоящие жизненные испытания Евгения Базарова, — гл. 14 (со слов: «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста…»). Расскажите о ней. (14-15 главы).

? — Какое впечатление производит на Одинцову Базаров?

? – С какой целью в начале 16 главы даётся описание усадьбы и уклада жизни в Никольском?

? – Какими деталями отмечает Тургенев перемены в Базарове после знакомства с Одинцовой?

С приездом в имение Одинцовой открывается новый круг споров с аристократией. Одинцова не просто аристократка, она женщина с большим жизненным опытом. «В переделе была…нашего хлеба покушала», — говорит о ней Базаров.

Героиня олицетворяет новое поколение аристократов, поколение «детей», в нём мало сословной спеси и присутствует своего рода «демократизм». В ней много русского, национального: Величавость, сдержанная красота в проявлении чувств. (Всп. Некрасова).

«Получилось, что в лице Одинцовой Базаров столкнулся с жизнью в очень широких её проявлениях: за «герцогиней и владетельной особой» вставали национальные стихии жизни, с которыми попытается сладить герой. Поединок с Одинцовой примет формы более сложные, чем в случае с П.П., и захватит глубинную основу базаровских воззрений на жизнь. Эти споры имеют гораздо больший интерес, чем столкновения в первой части романа».(Ю.Лебедев)

? – Понимает ли Базаров Одинцову?

? – В чём смысл спора Базарова с Одинцовой о сущности человека и человеческих отношений? (Прочитать фрагмент со слов: «Как же вы без него (художественного вкуса) обходитесь. » до слов: «Именно так – с, сударыня»).

? – Если в спорах с П. П. Базаров победил (к победе ближе), то кто, по-вашему, побеждает в спорах теперь – Базаров или Одинцова? Докажите своё мнение.

? – Какова роль художественных деталей в психологическом анализе образа героя (17 гл.) ? Каковы причины неудачи Базарова в любви?

? — Прочитать со слов: «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому…» до слов: «Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком».

3). Промежуточный вывод.

? – В чём смысл испытания героя любовью?

! – С 15 главы романа конкретно – историческая коллизия «Отцов и детей» сменяется вечной.

Базаров ощутил таинственно – стихийную, то есть метафизическую , природу любви; он, гонитель «романтизма», «с негодованием сознавал романтика в самом себе».

«Расклеилась машина», — произносит Базаров о себе, покидая имение Одинцовой.

И это говорит о том, что прежнего Базарова, убеждённого отрицателя тайн бытия, уже нет. Давайте убедимся, что так.

4). Продолжение беседы о любви в жизни Базарова.

? – С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз? (25 гл.). Проанализируйте сцену свидания с Анной Сергеевной.

? – Обратимся с вами к последним минутам жизни героя. (Анализ эпизода последней встречи Базарова и Одинцовой).

В романах Тургенева любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, поэтому в любом тургеневском романе главный герой проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств.

Как вы понимаете эпиграф к уроку?

5. Домашнее задание: дочитать роман до конца.

infourok.ru

Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев блестяще сумел раскрыть одну из сторон русской действительности своего времени. Важнейшим историческим явлением этой поры была борьба двух направлений, стремящихся улучшить общество – либералов и демократов. Таким образом, писатель рассказывает о конфликте общественном, мировоззренческом, а не только о столкновении молодых людей и их отцов. Эти противоречия и послужили исторической основой романа.

В тот период в России наметились два возможных пути общественного развития. И Тургенев точно воспроизводит и ярко передает споры «отцов» и «детей» как представителей двух культур – старой, уходящей дворянской и новой, демократической.

Показательно, что действие романа ведет Базаров. Это отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов, где центральной фигурой становится разночинец-демократ.

В конфликте и сюжетных ситуациях «Отцов и детей» отразилась и другая особенность времени – обострение классовой борьбы в стране, отмеченное решительным размежеванием либерализма и демократизма в русском общественном движении.

Основной причиной столкновений либералов и демократов в романе в лице Павла Петровича и Базарова была их противоположность во всем: в политических взглядах, жизненных представлениях, духовных идеалах. Внешне это подчеркивается даже в описании внешнего облика персонажей – одежде, прическе, манере поведения. Так, Базаров представляется читателю как «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» с «обнаженными красными руками». В противоположность ему Павел Петрович описывается как «изящный и породистый» барин, который «сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». У него «красивые руки с длинными розовыми ногтями».

Однако за холеным внешним обликом Павла Петровича Кирсанова скрываются духовная пустота и эгоистическое равнодушие. У Базарова же в глазах светились ум и воля, что гораздо более привлекательная черта даже и во внешнем облике человека, чем простая красивость.

«Английский стиль» Павла Петровича несовместим с демократизмом обращения, грубоватой откровенностью Евгения Базарова. У них совершенно разные мировоззрение и подход к жизни. Это проявляется даже в речи персонажей.

Так, манера речи Базарова лишена каких-либо условностей. Поражает своей простотой, резкостью суждений, прямотой выражения. В ней нет никаких украшательств, подчеркнуто вежливых оборотов. Язык Павла Петровича, напротив, отражает стиль поведения аристократа, великолепно владеющего французским, любящего изысканные, нередко переходящие в манерность выражения и обороты. На фоне базаровского языка речь Павла Петровича кажется старомодной, архаичной. Все это порождало разногласия между героями.

Споры велись вокруг самых разных вопросов, волновавших мыслящих людей 60-х годов: об отношении к аристократии, к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о нравственных принципах и авторитетах, о воспитании, общественном долге… Они касались даже религии и Бога.

Базаров выступает против отживших авторитетов, против эгоистической «барской» культуры. Он – за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы, за активное вмешательство в несовершенную жизнь. Кирсанов же отстраняется от действенной жизни и живет в мире своих «принсипов» и надуманных переживаний.

Таким образом, смысл жизни Павла Петровича и Базарова резко противоположны. Однако истина ускользает от обеих спорящих сторон – и тот, и другой герой впадают в крайности.

Павел Петрович – убежденный противник материализма, который, по его мнению, «всегда оказывался несостоятельным». Базаров же не признает ничего, не имеющего практического применения, называя это «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Павел Петрович преклоняется перед принципами, принимая их на веру безо всяких сомнений; они для него – непреложная истина. Нигилист Базаров разрушает все принципы без исключения. В первом мы замечаем закоснелость и эгоизм, во втором – нетерпимость и заносчивость.

Таким образом, герои не находят истину, потому что не стремятся к ней, испытывая неприязнь друг к другу. Поэтому оба они не вполне справедливы в своих оценках. В их репликах чувствуется какая-то неискренность, фальшь.

В душе Базарова есть чувства, которые он скрывает от окружающих. Например, когда речь заходит об искусстве, герою изменяет хваленая уравновешенность, он прибегает к откровенной грубости: «Искусство наживать деньги или нет более геморроя». Начинает казаться, что искусство все же имеет власть над душой нигилиста, «Базаров завирается в своем отрицании» (Д.И. Писарев).

Смерть играет огромную роль в понимании его образа. С приближением конца герою уже незачем скрывать свои истинные чувства, однако главному Базаров не изменяет, «нигилист остается верен себе до последней капли» (Д.И. Писарев).

Неискренен с самим собой и противник Базарова, Павел Петрович. Разыгрывая перед всеми самоуверенного аристократа, внутри он остается слабым, одиноким и несчастным человеком, в чем боится признаться даже самому себе.

Однако, доказав, что и Базаров, и Кирсанов не правы, мы испытываем симпатию к нигилисту. Нам импонируют его критическая настроенность к дворянской интеллигенции, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость. Сама идея переделать мир, душу человека. вдохнуть в нее живую энергию дерзаний не может не волновать современного читателя.

Павел Петрович – человек прошлого, его образ раскрывает обреченность дворянской интеллигенции, воспитывавшейся в обстановке барской усадьбы и аристократических салонов 30–40-х годов. В неизменных идейных победах Базарова над Павлом Петровичем сам Тургенев видел, как он писал Герцену, «торжество демократизма над аристократизмом».

school-essay.ru

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Урок за уроком. И.С. Тургенев
  • Урок за уроком. И.С. Тургенев

    Урок за уроком

    И.С. Тургенев

    Тема №1 Иван Сергеевич Тургенев. Личность и судьба писателя.

    Цель : дать обзор жизненного и творческого пути писателя, Раскрыть причины его ненависти к крепостному праву, рассказать о подготовке Тургенева к написанию романа «Отцы и дети». Оборудование урока: портрет писателя, раздаточный материал. Методические приемы: микросеминар, лекция с элементами беседы.

    ХОД УРОКА. 1. Слово учителя. К числу немногих творцов, кому жизнь «далась, открыла свои родники» принадлежал И.С.Тургенев, о котором не6изменно и справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе Х!Х века. За долгие годы о Тургеневе сложилось представление как о писателе «светлом, без излома». Однако он был человеком с глубоко драматическим мироощущением. В воспоминаниях друзей и современников Тургенев предстает довольно противоречивой личностью-грустным, потому что боялся быть счастливым, общительным и в то же время замкнутым; у него зачастую слово расходилось с делом, он имел некоторую долю тщеславия. И он же поражал своим сочувствием к людским бедам, неотталкиванием. «Пошли мне сад\На старость лет» (М. Цветаева). Самым дорогим детским воспоминанием писателя был спасский сад, уже тогда старый и великий. Этот сад уже тогда много значил для Тургенева. ОН укрывал его от жестоких домашних порядков, дарил покой и тепло, недостающие в родном доме, в одиночестве становился добрым другом. С садом в родовом имении Спасском-Лутовинове в сознание будущего писателя вошло глубокое чувство природы и больше-чувство Родины. Даже приближаясь к конечной черте, Тургенев вспомнит о нем и попросит в письме к другу Я.Полонскому поклониться саду, а с ним и Родине… Микросеминар. Выступления учащихся. Темы выступлений: 1.Детство. 2 Годы учебы. 3. Начало литературной деятельности. 4. Расцвет творчества. 2. Учитель. Тургенев и Белинский. 1842-1852. Тургенев познакомился с Белинским в конце 1842 года в С.-Петербурге. Около пяти лет длилась их дружба, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Великий критик поддержал литературные начинания молодого писателя. Тургенев вспоминал: «Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я чувствовал больше смущения,чем радости». С тех пор Тургенев стал частым гостем в небольшой петербургской квартире критика, где встречались единомышленники . Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и другими писателями. В 1847 году Тургенев уехал за границу. Готовился к поездке на воды и больной Белинский. Он отправлялся за границу в первы и последния раз в жизни. Они не только встретились, но Тургенев для Белинского стал нянькой (слово Белинского). Вспоминая потом о своих встречах с Белинским Тургенев отмечал, что его друг очень скучал за границей и его очень тянуло в Россию. В конце сентября Белинский выехал на родину, не оставив надежды на выздоровление: у него была злейшая чахотка. Тургенев не забывал о Белинском. Когда в 1861 году был закрыт «Современник», он писал: «Мое старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочел о запрещении «Современника. Вспомнилось его основание, Белинский и многое…» ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО. 1843 год остался навсегда памятным Тургеневу. Осенью в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание святил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал спектаклей. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо, затем он познакомился с певицей. На всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. 3. Работа по составлению синквейна. Рекомендация-памятка. Синквейн-это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме6, что позволяет описывать суть понятия. Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке-синоним, обоющающий или расширяющий смысл темы (одно слово). Создание синквейна: Тургенев Возвышенный, гармоничный Думает, создает, сочиняет «Все волновало нежный ум» Классик. 4. Закрепление. Учащиеся в парах пишут синквейн. Работа с таблицей. Обратить особое внимание на отношение Тургенева к крепостному праву; созданию романа «Отцы и дети». 5. Домашнее задание. Читать статью учебника по теме создания романа «Отцы и дети».

    Урок № Тема урока Роман «Отцы и дети»-главная книга И.С.Тургенева.

    Цель урока показать роль романа в 1860-е годы, рассказать о значении романа; осмыслить особенность названия произведения, композицию. Методические приемы: отработка умения выделять главное в тексте, определять позицию автора.

    ХОД УРОКА. 1.Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам : А) Рассказать о детских и юношеских впечатлениях Тургенева и о том, как они отразились в его творчестве. (Ребенком Тургенев так и не смог в полной мере ощутить, что значит жить в семье, в родительском доме. Ему не пришлось испытать материнской любви. Он очень любил отца, но тайно: отец был довольно равнодушен к сыну. Но зато в своем сиротливом детстве Тургенев сполна испил горькую чашу унижений и страха. В доме царила атмосфера всевластной матери. Жизнь дворового для нее не стоила и гроша: лютому наказанию подвергались все садовники за сорванный кем-то тюльпан. А в это время в доме рос мальчик, который с детских лет всей душой я воспротивился «барству дикому» и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений). Б) Что стало причиной ареста Тургенева в 1852 году? (В 1852 году в Москве умер Гоголь, о котором Тургенев напишет посмертную статью. В столице ее не напечатают из-за запрета цензуры. И тогда она появится в московской газете, в результате чего Тургенева арестуют. Однако истинные причины ареста были иные, среди них дружба с Бакуниным, Герценом, антикрепостнические «Записки охотника».) В) Назовите романы Тургенева, написанные в 50-е годы. Какой главный вопрос решает в этих произведениях Тургенев? Г) Что стало причиной разрыва Тургенева с редакцией «Современника»? (Несогласие писателя со статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» по поводу романа «Накануне». Добролюбов пишет, что у России тоже есть свои Инсаровы для борьбы. Тургенев не согласился с подобным толкованием, потому что не был сторонником революции и не разделял радикальных настроений молодого критика. В связи с этим Тургенев просит Некрасова не печатать этой статьи. Тот колеблется. Видя это, Тургенев заявляет: «Выбирай: я или Добролюбов». Некрасов выбирает сторону идейно близкого себе человека и тем самым предопределяет уход Тургенева из журнала.) Г)Рассказать о подготовке Тургенева к4 написанию нового романа «Отцы и дети». 2.Рекомендация-памятка Как читать роман? Роман-большое многоплановое художественное произведение, в котором ставятся острые идейно-нравственные проблемы; их решение требует изображения широкой картины жизни и ее движения. Читать роман надо обычным путем-сознательным и вдумчивым чтением, которое должно приносить эстетическое наслаждение. Такое чтение требует знаний-об авторе и его творчестве, о времени, в котором рождалось произведение. Романы Тургенева, Гончарова, Достоевского Л.Толстого, созданные в переломные для России годы, конечно, не похожи друг на друга. И в то же время в них можно увидеть общие черты: действие сжато во времени, которое является кульминационным для главных героев-натур глубоких и интересных- и требует от них напряжения всех сил. Само же действие развивается просто, естественно, но, как правило, кончается для героя катастрофой. 3.Смысл названия романа. (В «Отцах и детях» речь идет не только о семейных взаимоотношениях; у Базарова нет никакой вражды с отцом, а Аркадий Кирсанов, как будет показано потом, недалеко ушел от Николая Петровича. Дело было совсем в другом. В то время понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» (отцы и дети) имели определенный политический смысл. Молодое поколение-демократы-сторонники новых передовых идей-, а под старшим поколением-тех людей, которые утратили понимание современных общественных задач. Так5им образом, заглавие указывало, что в этом произведении речь пойдет о борьбе идейных направлений и социально-политических групп. 4. Работа с раздаточным материалом. Карточка «СОЗДАНИЕ. НАЗВАНИЕ. СЮЖЕТ». Карточка «ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ» 5. Информация. Известно, что первые слухи об освобождении крестьян распространились в 1857 году. Прошло всего два года. А крестьяне уже осознали свое человеческое достоинство, поэтому толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ». Эта деталь очень важна : вы начинаете читать роман-и сразу же: «-Что, Петр? Не видать еще?-спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на шоссе, барин лет сорока с небольшим…». Остановимся и подумаем: а зачем автору нужно было указать так точно дату начала действия в романе? Эта деталь позволяет Тургеневу сразу сказать о кризисном времени. Тургенев с первых страниц романа стремится показать взаимное неприятие старого и нового поколения. Так, Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия: не сразу подал ему руку. Павел Петрович при всрече с гостем вообще руки не подал и даже положил ее обратно в карман. И кстати сказать Базаров это заметил. Обе стороны подчеркнуто невежливы в оценках друг друга. «Этот волосатый?»-таков первый отзыв Павла Кирсанова о Базарове. Не скупится на характеристики Базаров, называя «архаическим явлением» Павла Петровича, а Николая Петровича «отставным человеком». Домашнее задание. Работа с текстом: инд. задания.

    Урок № Тема урока Демократ Евгений Базаров.

    Цель урока раскрыть образ главного героя романа , постараться понять «нового человека» того времени, разобраться в его характере, слабых и сильных сторонах его характера. Методические приемы : работа с текстом, обсуждение прочитанного, лекция с элементами беседы.

    ХОД УРОКА. 1.РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАРТОЧКИ «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» Класс делится на группы, каждая из которых получает отдельное задание по работе с текстом. Задания соответствуют карточке «Евгений Базаров». Основу работы составляет чтение и анализ текста романа, а также выступления учащихся. Используются элементы анализа текста, анализа художественной детали, использованной автором, весь опыт прочтения романа учащимися. В нашем примере используются цитатные выписки из романа, но можно предложить и свободно излагать свои мысли, высказывать краткие комментарии, ссылаясь на сцену, эпизод, главу или даже на критическую литературу. Затем кратко и емко записывать этот материал в карточку. 2. ИНФОРМАЦИЯ. Герои романа «Отцы и дети» по-разному понимают, что такое нигилизм: Николай Петрович считает, что «нигилист»-это человек, «который ничего не признает». Павел Петрович-что это человек, «который ничего не уважает». Аркадий-что это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения». Для самого писателя наибольший интерес в споре двух поколений представлял «новый человек» 1860-х годов-человек нигилистического сознания. Подобно Рудину, Базаров-бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров не любящий внешне романтизма по своей духовной сути несомненно романтическая личность. Путь Базарова к цели – «горькая, терпкая, бобыльная жизнь». Это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. И, действительно, так признать конец своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует свободный дух. 3.КАРТОЧКА «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» Последовательность материала Рабочий материал 1.Внешность Базарова Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Николай Иванович «крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» . гл.2 2.Происхождение У отца «небольшое именьице. Он прежде полковым доктором» гл.5 3.Воспитание «Всякий человек сам себя воспитать должен-ну хоть как я, например. «-Скажи, … тебя в детстве не притесняли? – Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. –Ты их любишь, Евгений? -Люблю, Аркадий. –Они тебя так любят! 4.Черты характера, ум, любовь, привычка к труду, сила воли «Главный предмет его-естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. Он скучает без работы. ..Базаров умен и знающ» 5.Общественно-политические взгляды «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» гл.10 4. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Учащиеся в парах составляют синквейны. Базаров Умный, сильный. Трудится, любит, отрицает. Без него не хватает чего-то. Демократ. Базаров Незаурядный, титанический. Критикует, конфликтует, просвещает. «Природа не храм, а мастерская». Нигилист. 6.Домашнее задание. Разработать таблицу: «Сильные и слабые стороны Базарова» Подготовить выразительное чтение главы Х. Обратить внимание на 4 основных направления в споре. См. раздаточный материал карточка «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» (надо заполнить учащимся в процессе работы на уроке)

    Урок № Тема урока : Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

    Цель урока: Раскрыть основное содержание спора. Методические приемы: умение анализировать художественную деталь.

    ХОД УРОКА БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. Первое направление в споре – о роли дворянства. — Как возник сам спор? Прав ли Базаров, утверждая, что аристократия – «бесполезный принцип»? — Какова позиция Павла Петровича? Почему он переводит спор в другое русло? Второе направление в споре — нигилизм — Как понимает нигилизм Павел Петрович? А Базаров? — Против чего выступает Базаров? — Действительно ли отрицание является для Базарова главной целью в жизни? Почему в романе нет положительной программы Базарова? Третье направление в споре – русский народ. — Каким считает русский народ Павел Петрович? Какими чертами его восторгается? В чем обвиняет Базарова? — Почему Базаров соглашается с этим обвинением? Четвертое направление спора – отношение к искусству и природе. — Почему спор переходит в эту область? Что вам уже известно об отношении Базарова к искусству, природе? Чем аргументирует он эти убеждения? ИТОГИ СПОРА. ЗАДАНИЕ. В форме плана или тезиса дать сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича Кирсанова. См. Таблицу «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» 3.Домашнее задание. Написать синквейн на Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович Породистый, изящный. Бездельничает, бездействует, спорит. Суть его-форма без содержания. Дворянин. Павел Петрович. Изнеженный, самолюбивый. Сибаритствует, придирается, разглагольствует. Романтическая любовь-его поражение. Бездельник. Индивидуальное задание: сообщение на тему: «Любовь в жизни П.П.Кирсанова». Можно сделать задание на карточке – письменно. Урок № Тема урока: Любовь в жизни Базарова. Цели урока: показать изменение внутреннего состояния главного героя после его встречи с Одинцовой; раскрыть богатство внутреннего мира Евгения Базарова. Методические приемы: анализ эпизода, лекция с элементами беседы, работа с текстом. ХОД УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тургенев не рисует в деталях и подробностях историю любви Базарова к Одинцовой. Писателю важно показать перемены в Базарове под влиянием чувства любви. Причем в поместье Одинцовой Базаров, казалось бы, тоже находится во враждебном ему аристократическом мире, но у него нет уже той боевой готовности, какая была в Марьине. В нем проявляется глухое внутреннее беспокойство, тревожность, раздражительность, но они не выходят вовне. Напротив, конфликт романа из внешнего постепенно переводится во внутренний план, в душу героя. Проверка индивидуального задания – сообщение на тему «Любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова». Слово учителя После словесных поединков С Павлом Петровичем Базарову ничего не остается, как уехать из Марьина, и поэтому он сам предлагает Аркадию отправиться в город по приглашению знатного родственника Кирсановых. Беседа по вопросам. -Какое впечатление производит на Базарова Анна Сергеевна Одинцова? Чтение портрета ее. 14 гл. со слов: «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста…» Базаров встречает ее появление возгласом: «Что за фигура? На остальных баб не похожа». И хотя это возглас одобрения, в нем чувствуется искусственность, а не подлинное выражение чувств. Возможно, это попытка скрыть истинное впечатление, произведенное Одинцовой. Действительно героиня сразу производит впечатление достоинства и незаурядности. Робость при общении с ней испытывает не только Аркадий, но Базаров во время визита к ней. -Какое впечатление производит на Одинцову Базаров? (Она умна и понимает, что его «ломанье» не от пошлости: «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова»,- говорит автор как бы от себя, защищая при этом Базарова. Слово учителя. По пути Аркадия и Базарова в Никольское обращает на себя внимание одна СИВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ. Друзья едут молча, каждый погружен в свои думы. «Поздравь меня,-воскликнул Базаров,- сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется». В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, НО ОНА ПРИОБРЕТАЕТ РОКОВОЙ СМЫСЛ, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя. Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу, но для Тургенева было еще нечто важное – сходство и различие судеб. Праведнику Евсевию пришлось бороться с царями и проявить заветное мужество в этой борьбе. Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: «Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его была повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий со своим учеником Марином Богоугодным посещали «злонравия исполненный город Долихины». Враждебно настроенная женщина бросила в Евсевия черепицу с крыши и от этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем , никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах. Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что с ним ничего подобного не произойдет. Но жизнь дает ему злой урок. Как и праведник Евсевий, Базаров умирает от случайного пореза пальца со словами любви к Одинцовой. Причем, как мы увидим далее, этот случайный порез будет глубоко мотивирован душевным состоянием героя, уязвленного безответной любовью. Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных, народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием . Рассчитывая быть единоличным и полновластным творцом своей судьбы, Базаров столкнется с такими пучинами жизни, которые окажутся неподвластными его самоуверенным расчетам. 4.-С какой целью в начале 16 главы дается описание усадьбы и уклада жизни в Никольском? (велика сила векового уклада, культурных традиций. Это реальная сила, с которой нельзя не считаться. -Какими деталями отмечает Тургенев перемены в Базарове после знакомства с Одинцовой? (Человек-хозяин своей судьбы, но он еще и наследник отцов, предков с их привычками, культурой, достоинствами и недостатками.) СЛОВО УЧИТЕЛЯ. С приездом в имение Одинцовой открывается новый круг споров с аристократией. Одинцова не просто аристократка, она женщина с большим жизненным опытом. «В переделе была… нашего хлеба покушала»,- говорит о ней Базаров. Героиня олицетворяет новое поколение аристократов, поколение «детей» — в нем мало сословной спеси и присутствует своего рода демократизм. В ней много русского, национального: величавость, сдержанная красота в проявлении чувств. -Понимает ли Базаров Одинцову? (Базаров судит о ней односторонне, он не видит в ней живого и сложного человека) -Если в спорах с Павлом Петровичем Базаров победил, то кто побеждает с в споре сейчас?-Базаров или Одинцова? (Дальнейшее развитие событий в романе разрушит односторонний взгляд Базарова на людей. Первый удар Одинцова наносит Базарову словом. «И вы полагаете,-иронически замечает она,- что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?». Будут ли глупые или злые люди при нормальном устройстве общества? Это очень сложный вопрос, он был камнем преткновения многих учений. Базарову кажется, что в новых условиях этот вопрос потеряет всякий смысл. Одинцова же, сомневаясь, иронически заявляет: «Да, понимаю, У всех будет одна и та же селезенка». Базарову остается лишь огрызнуться: «Именно так-с, сударыня». Спор зашел в тупик. В сущности , тема его исчерпана, и Базаров не может не чувствовать себя уязвленным. Напряжение спадает. А потом приходит вечер, закончившийся проигрышем Базарова в карты. И не надо по этому поводу острить. Потому что проигрыш Базарова глубоко мотивирован психологически. Герой внутренне подавлен и смущен, хотя и не подает виду; весь день, проведенный в имении Одинцовой, превратился для него в нелегкое испытание. Поражение в споре, проигрыш в карты, музыка презираемого Моцарта – все в этом эпизоде является предвестником трагических опасностей, которые подстерегают нигилиста. — Какова роль художественных деталей в психологическом анализе героя? (Все, что происходит с ним теперь, раньше презрительно отвергалось, считалось «романтизмом», «белибердой», «непростительной дурью». Нравится тебе женщина,-говорил он,- старайся добиться толку; а нельзя… _ отвернись, земля не клином сошлась. «Добиться толку» с Одинцовой не удалось, а отвернуться от нее он не смог, не имел сил, к своему изумлению. 5.Работа со статьей «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ» глава 14-19. 6.Домашнее задание. Перечитать главы 4-7 и 10. Написать синквейн об Одинцовой. Одинцова. Странная, красивая. Читает, думает, заинтересовывает. Производит впечатление достоинства, незаурядности. Личность Одинцова. Таинственная , гордая. Размышляет, кокетничает, управляет. «Что это за фигура?» Хозяйка. Николай Петрович. Седой, сильный. Хозяйствует, воспитывает, любит. Внутренняя сила его-гармоничность. Интеллигент. Аркадий. Аккуратный, опрятный. Сибаритствует, подражает, спорит. Это «нежная душа, ранимая» Барин. Аркадий. Слабый, добрый. Отдыхает, одевается, учится. Для крестьян остается барином. Помещик. Урок № Тема урока: Образы дворян Кирсановых. Цель урока: Раскрыть образы братьев Кирсановых, показать значение этих героев в раскрытии образа Базарова. ХОД УРОКА. 1. История жизни Павла Петровича Кирсанова. 2.Любовь в жизни Павла Петровича. 3. Линия жизни Николая Петровича Кирсанова. 4. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых Слово учителя. Жизнь у него поначалу складывалась очень удачно. Учился он в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном, в будущем его ждала блестящая карьера. Его жизнь сломила неразделенная любовь к княгине Р. А) Выступление учащегося. Учитель. В 7 главе романа Тургенев рассказывает историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова. Причем, чтобы это сделать , писатель прерывает ход повествования. Это у Тургенева знак особого отличия, которого удостаиваются далеко не все герои. Интересно, что историю Базарова мы так и не узнаем. Мы знаем его родителей, но как он воспитывался, как жил в Петербурге, нам неизвестно. И, конечно, это не случайно. Базаров – человек «новый», рассказывая о нем, автор сам как бы присматривался к нему, изучает его. Зато о Павле Петровиче автор знает все. По логике повествования рассказ должен вести Аркадий, который хочет познакомить Базарова с жизнью дяди, но автор берет себе слово сам. В жизни, во внутреннем мире старшего Кирсанова много таких тонких и сложных оттенков, рассказ о которых был бы не под силу Аркадию. Прежде всего это относится к истории любви к княгине Р. Повествование о ней состоит из психологических антитез: шутила, танцевала до упаду, а по ночам молилась и плакала. Словом, это тайна и волнующая загадка, грозящая бедой всякому, кто решится ее разгадать. В состоянии П.П. в период его увлечения княгиней Р. Подчеркиваются черты чрезмерности6 «терзался, ревновал, чуть с ума не сошел». Задолго до начала событий в романе душа П.П. была мертва: после смерти княгини «потеряв свое прошедшее, он все потерял». Ясно, что княгиня Р. Светская львица. И цена разгадки ее тайны – жизнь. Недаром после романа с княгиней П.П. утратил желание жить, превратился в живого мертвеца И уже не мог попасть в прежнюю колею. Так что изысканный костюм героя свидетельствует не о поверхностном следовании моде, а о том, что он из самоуверенного светского льва превратился в человека, у которого все в прошлом. 2. В главе 1 автор подробно рассказывает биографию Николая Петровича Кирсанова. К чему такая анкетная точность? Все дело в том, что биография этого персонажа и есть ОБЩЕСТВЕННАЯ БИОГРАФИЯ «ОТЦОВ». Он дитя своего времени. Не случайно Тургенев пишет: «Это я, Огарев и тысячи других». Чем же любопытна эта биография? А в ней нет самостоятельных поступков. (кроме женитьбы героя на дочери хозяина квартиры). Жизнь героя менялась лишь от внешних причин (перелом ноги, смерть жены) – он не способен ни на какие решительные действия. Несколькими штрихами Тургенев подчеркивает слабость и вялость Н.П., «седого, пухленького и немного сгорбленного» помещика лет сорока с небольшим. -Задание. Составить словарь языка и стиля речи Павла Петровича Кирсанова по следующему плану: — употребление вычурных слов и выражений; — Обилие иностранных слов, терминов; — приемы речевой иронии. -Задание. Составить сравнительную характеристику братьев Кирсановых. 5. Домашнее задание. Составить схему опорных положений по теме. Графическое решение схемы должно быть нестандартным, легким, запоминающимся. Николай Петрович. Тихий, кроткий. Не спорит, не озлобился, не унывает. Он настоящий противник нигилизма.

    Урок № Тема урока: Анализ эпизода «Смерть Базарова». Анализ 27 главы. Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Д. Писарев

    Ход урока. 1.Работа с текстом. Анализ 27 главы романа. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. — С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз? 25 глава. Анализ сцены свидания с Анной Сергеевной. Последнее свидание Базарова с Одинцовой оставляет сложное впечатление. Видно, что Базаров по-прежнему глубоко любит Одинцову, и ясно, что он по-прежнему презирает себя за эту любовь. Он и сейчас делает все, чтобы убить окончательно возможность ответных чувств. Он слишком торопится успокоить Одинцову в том, что давно опомнился, что любовь-это чувство напускное. Но в этом допускаются явно фальшивые ноты. ««… Сначала мы заинтересовали друг друга, любопытство было возбуждено,-говорит Одинцова,- а потом…» — «А потом я выдохся,-подхватил Базаров. Вы знаете, что не это было причиной нашей размолвки»,- резонно поправляет его Одинцова. Нет, не выдохся, конечно, Базаров, его гордые попытки уверить в этом Одинцову самой настойчивостью своей выдают нечто прямо противоположное. Он любит Анну Сергеевну, ревнует, замечая в ней чувство сердечной симпатии к Аркадию. Ему приходилось делать над собой усилие, чтобы не позлорадствовать в тот момент, когда Одинцова сообщила ему о любви Аркадия к Кате. 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние решительные разрывы. Навек порваны связи с семейством Кирсановых, с Фенечкой, увлечение которой не помогло Базарову заглушить романтическое чувство любви. Навсегда прощается Базаров с уходящим от него Аркадием , не приносит ему никакого облегчения очередное свидание с Одинцовой. Вся жизнь Базарова – вызов основам дворянского, самодержавно-крепостнического строя. В его отрицаниях пробивают себе дорогу новые, растущие, социально-прогрессивные силы. Но эти силы еще не могут изменить существующий порядок. Возникает трагическая коллизия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. Однако в гибели Базарова находит непосредственное выражение известная со времен античной трагедии категория «ТРАГИЧЕСКОЙ ВИНЫ». Бросая вызов отживающему строю жизни, герой в порыве сословной ненависти заходит слишком далеко. Отрицание «вашего искусства» перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание вашей любви в утверждение, что любовь — чувство напускное. Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры и истории. И в этом заключается источник его трагических ошибок, усиливающих его же страдания и ускоряющих его преждевременную гибель. 3. Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям? — Как ведут себя с ним родители? ИНФОРМАЦИЯ. Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца. Тогда и приходят на помощь герою силы, им когда-то отрицаемые, хранимые на дне его души. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река. Базаров умирает удивительно, как истинно национальный герой, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках охотника». Он много думает теперь не о себе, а о своих родителях, готовя их к своей смерти. Он объявляет о случившимся не сразу, пытается смягчить удар, ссылаясь на причины незначительные. И лишь, когда хитрить уже бессмысленно, Базаров с суровой нежностью, срывающимся голосом говорит любимому отцу: «Старина… дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». АНАЛИЗ ТЕКСТА. Чтение отдельных эпизодов Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственности России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова. ПИСАРЕВ О СМЕРТИ БАЗАРОВА. Изучив характер Базарова, автор видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. ОН живет бобылем и умрет бобылем. Но умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Если бы он струсил, если бы он изменил себе,-весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун и тогда бы роман оказался клеветою на молодое поколение. Но И. С. Тургенев честный человек. Искренний художник, он не мог солгать. Базаров не оплошал и смысл романа таков: теперь молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум. Базаров умирает от заражения, анатомируя труп больного тифом. Обрезав себе палец, он не смог тотчас прижечь ранку ляписом или железом. И только через 4 часа он обработал рану у отца, не скрывая ни от себя, ни от отца о бесполезности этой меры. Проходит два дня. Базаров крепится, не ложится в постель, но жар и озноб все сильнее, он теряет аппетит, испытывает сильную головную боль. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

    Список литературы: 1. Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы / Л. Айзерман // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 25–32. (Судьба романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в современной школе)

    2. Влащенко В. И. Образ Базарова и позиция автора в романе «Отцы и дети» / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2012. – N 7. – С. 7–13. (Последовательный анализ романа от первых глав к эпилогу: как меняется главный герой и отношение к нему автора. основные причины трагедии Базарова)

    3. Кленицкая И. Я. Читая роман «Отцы и дети»: X класс / И. Я. Кленицкая // Литература в школе. — 2009. – N 11. – С. 28–30. (Анализ некоторых эпизодов романа: образ главного героя, смысл финальной сцены)

    4. Трунцева Т. Н. Финал романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: X класс / Т. Н. Трунцева // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 31–34. (Развитие навыков анализа текста)

    ext.spb.ru