Упражнения для несовершеннолетних

Упражнения для подростков

Стремление хорошо выглядеть заслуживает уважения, в том числе, если дело касается подростков. В этом возрасте формируется характер человека, его самооценка и отношение к жизни. Когда ребенок не удовлетворен своим внешним видом, тем более, когда он сталкивается с насмешками сверстников, нужно обязательно помочь ему справиться с неуверенностью в себе. Если этого не сделать вовремя, у подростка могут возникнуть устойчивые комплексы, которые будут отравлять ему жизнь, когда он повзрослеет.

Наш сегодняшний разговор будет интересен как самим молодым ребятам, желающим улучшить свою физическую форму, так и их родителям, не знающим, как приохотить чадо к спорту, чтобы помочь ему обрести уверенность. Мы рассмотрим самые эффективные и простые упражнения для подростков, а также дадим подробные рекомендации по выбору типа физических нагрузок и организации правильного режима тренировок.

Упражнения для похудения для подростков

Существует две наиболее распространенные причины, по которым подростки начинают интересоваться спортом:

  • Желание набрать мышечную массу, чтобы выглядеть старше и «круче». В первую очередь, речь идет об упражнениях для подростков — юношей;
  • Желание сбросить лишний вес. Такими спортивными нагрузками интересуются в большей степени девушки, но многим юношам тоже хотелось бы согнать жир в тренажерном зале.
  • В этой главе мы рассмотрим упражнения для похудения для подростков обоего пола, поскольку и юношам, и девушкам проще и быстрее всего похудеть, прибегнув к аэробным нагрузкам. Что это такое? Под аэробными нагрузками подразумеваются монотонные, энергичные движения, выполняемые в одном и том же, не слишком быстром, ритме на протяжении длительного времени (от 40 минут), при условии доступа чистого кислорода. В таких обстоятельствах запускается механизм сгорания жировых отложений в мышцах. Давайте рассмотрим, какие аэробные нагрузки можно предложить своему сыну или дочери. Вот несколько примеров аэробных упражнений для подростков:

  • Катание на велосипеде;
  • Прыжки через скакалку;
  • Подвижные игры на свежем воздухе;
  • Футбол, волейбол, бадминтон и прочие активные командные виды спорта;
  • Спортивные бальные танцы, аэробика, фитнес, пилатес;
  • Вращение хула-хупа.
  • В сети можно найти массу комплексов упражнений для подростков, но, как правило, затея на этом и заканчивается. Очень трудно пробудить у сына или дочери желание выполнять все эти сложные телодвижения, вчитываться в инструкцию или пытаться повторить упражнения за тренером в видеоролике. А заставлять все это делать ни в коем случае нельзя. Упражнения для подростков должны приносить удовольствие, поэтому наилучший вариант – найти подвижный вид спорта, которым ваш ребенок искренне интересуется, и записать его в соответствующую спортивную секцию.

    Трудно найти юношу, который не хотел бы стать похожим на звезду футбола или хоккея. Практически любая девушка видит себя в мечтах на сияющем паркете танцевального зала в невероятном бальном платье или на теннисном корте под восхищенными взглядами болельщиков. Используйте это стремление в благих целях. Помогите своему ребенку решить проблемы избыточного веса и неуверенности в себе «одним выстрелом». Обсудите вместе, какие именно виды спорта и физические упражнения для подростков кажутся вашему ребенку наиболее привлекательными. Мощная мотивация – это залог успешного похудения.

    Упражнения для подростков – юношей

    Причиной неуверенности в себе может стать не только избыточный вес, но и его недостаток. Особенно остро этот вопрос стоит для мальчиков 13-16 лет, которые уже перешли порог полового созревания и начали беспокоиться о том, как их внешность оценивается противоположным полом. Когда у подростка субтильное телосложение с невыразительными мышцами, он чувствует себя маленьким и жалким. Более сильные и крупные парни могут подтрунивать над слабыми сверстниками. И даже если с вашим сыном такого не происходит, ему все равно неприятно смотреть, как более успешные одноклассники флиртуют с девушками, в то время как на него никто не обращает внимания. Как же ему помочь?

    Во-первых, не стоит загонять сына в секцию тяжелой атлетики или брать с собой в тренажерный зал, предлагая ему таскать гантели и штанги. Такой подход к силовым тренировкам исключен, поскольку скелет подростка еще полностью не сформировался, а мышцы слишком эластичны для того, чтобы на них опираться. Во-вторых, нужно правильно подобрать не только силовые упражнения для подростка – юноши, но и правильную частоту тренировок. Заниматься следует по 1-1,5 часа три раза в неделю. Вот несколько примеров силовых упражнений для подростка:

    • Широкое силовое отжимание. Примите позу для отжимания от пола, руки расставьте на 15-20 см шире плеч. На выдохе медленно опуститесь вниз до касания грудью пола, а на выдохе медленно вернитесь в исходное положение. Все туловище должно представлять собой прямую линию, мышцы пресса и ног напряжены;
    • Подъемы рук с гантелями. Возьмите самые легкие гантели, встаньте прямо, руки по швам ладонями к бедрам. На вдохе поднимите руки вверх до касания плечами ушей, а на выдохе опустите вниз. Это упражнение для подростков помогает сформировать трапецию;
    • Широкие подтягивания. Повисните на турнике, расставив руки на 15-20 см шире плеч. На вдохе медленно подтянитесь к перекладине до касания подбородком, а на выдохе опуститесь вниз. Нельзя делать подбрасывающих движений тазом и резко падать вниз;
    • Отжимание на трицепс. Примите упор для отжимания, но руки поставьте на ширине плеч пальцами вперед. На выдохе опуститесь вниз так, чтобы локти двигались строго вниз параллельно корпусу, а не в стороны. На выдохе снова поднимитесь. Это упражнение для подростков формирует красивую линию трицепса;
    • Упражнение на пресс. Повисните на перекладине вниз головой, обхватив ее ногами. Руки за головой. На выдохе медленно поднимите корпус до касания головой бедер, а на вдохе так же медленно вернитесь в исходное положение.
    • Упражнения для подростков на фитболе

      Огромный надувной каучуковый мяч, ныне широко известный под названием «фитбол», был изобретен в 1963 году итальянским производителем игрушек Аквилино Козани. Однако этот веселый игровой предмет быстро перекочевал с детских площадок в тренажерные залы. Фитболы различаются по диаметру:

      Было бы неправильно полагать, что упражнения для подростков должны выполняться на самом маленьком снаряде. Напротив, на большом фитболе проще сохранять равновесие. Для тренировок вам понадобится не только сам спортивный снаряд, но также противоскользящий резиновый коврик. В противном случае можно поскользнуться и получить травму.

      Упражнения для подростков на фитболе очень популярны и вот почему:

    • Тренировки с огромным забавным мячом приносят много позитивных эмоций. Подростки охотно занимаются с ним просто потому, что это интересно и необычно;
    • Фитбол тренирует работу вестибулярного аппарата, улучшает осанку и координацию движений;
    • Заниматься с этим спортивным снарядом могут как юноши, так и девушки, причем, не имеет значения, какой у них изначальный вес и уровень физической подготовки.
    • vesvnorme.net

      Упражнения для несовершеннолетних

      Психологические игры и упражнения для подростков

      Игры на сплочение команды

      Циферблат

      Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

      Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

      Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

      Хлопок по коленям

      Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

      Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

      Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

      Скалолаз

      Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

      Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по­

      мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

      Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

      Живое зеркало

      Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

      Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

      Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

      Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

      Волшебный ключ

      Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

      Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

      Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

      Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.

      Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

      Упражнения на эффективную коммуникацию

      Эстафета с шариками

      Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

      Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

      Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

      Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

      Чепуха

      Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник

      разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

      Примерный перечень вопросов:

      • Как это происходило?

      • И что в итоге получилось?

      Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

      Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

      Спмпатия группы

      Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

      Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

      Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

      Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

      Угадай рифму

      Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.

      Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

      Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).

      Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?

      Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

      mirrosta.ru

      Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

      На пороге взрослой жизни: упражнения для подростков

      Юность как переходный период

      Наиболее простая и понятная схема развития человека такова: его жизненный цикл включает в себя три переходных периода. В первый раз мы изменяем биологический и социальный статус, когда переходим из грудного возраста в детский, затем — когда превращаемся из детей во взрослых, и наконец, когда из взрослого возраста переходим в старческий.

      Каждый переходный период несет в себе свои сложности. Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений предыдущего периода, и при этом не уверены, что в полной мере доросли до требований новой фазы жизненного цикла и сможем научиться всему необходимому для того, чтобы справиться с новой реальностью. В каждый переходный период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью развиваться и желанием оставить все, как было раньше, в старые добрые времена. И поскольку наше реальное положение не соответствует статусу, к которому мы стремимся, то наше самоуважение находится под угрозой.

      Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые.

      В частности, для чувства собственного достоинства подростков весьма болезненным является осознание факта, что по сравнению с ними родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни, и осознают, что нет никаких гарантий того, что когда-либо они смогут насладиться плодами взрослой жизни. Довольно часто они испытывают досаду по поводу возникающего в этой связи чувства страха; с другой стороны, именно это чувство является той «занозой», которая заставляет их продвигаться дальше по сложному пути психологического развития.

      Дилемму переходного состояния подростка можно сформулировать следующим образом: в первую очередь он стремится стать взрослым и лишь во вторую — остаться подростком.

      Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать следующие задачи:

      1. Он должен развить бóльшую независимость. Это значит, что необходимо научиться самостоятельно принимать решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учебе и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого по отношению к детям.
      2. Он должен развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться все более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
      3. Он должен поставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твердо идти к ним.
      4. В своих действиях он должен научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

      С необходимостью решать эти задачи в большей или меньшей степени придется столкнуться всем подросткам, и хорошо, если мы, взрослые, можем помочь им в этом. Точкой соприкосновения может служить пробуждающийся у подростков интерес к собственной личности и к своим чувствам.

      Таким образом, подростковый возраст — это не только время переживания кризиса, но и время повышения собственной самооценки. Вновь, как в кризисе раннего детства, актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности.

      Все взрослые, работающие с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких людей и референтной среды. Общий знаменатель всех этих требований выглядит примерно следующим образом: «Привыкай к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен суметь на определенном этапе сам себя прокормить. Развивай с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить этим требованиям, подросток должен снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников и учителей, среди сверстников, с которыми он общается в свободное время. При этом происходит примерка перенятых у родителей жизненных норм и проверка их применимости. В дальнейшем подросток либо отказывается от них, либо видоизменяет или расширяет их.

      В связи с этим психологические интерактивные упражнения чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря тому, что важные жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи, мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается с привычными и понятными ему взглядами, но и получает возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации, что применимо в жизни, что я хочу и что я могу?

      Основные разделы этой книги содержат описание психологических процедур, направленных на решение некоторых жизненно важных проблем подросткового и юношеского возраста.

      Ценности, цели и интересы

      Ребенок обычно разделяет ценности и жизненные установки родителей из чувства преданности, так как именно в семье он чувствует себя защищенным и любимым. Принятие родительских ценностей является своеобразным актом благодарности, скрепляющим связь между «всемогущими» родителями и «несовершенным» ребенком.

      В подростковом возрасте ребенок начинает пересматривать свои взгляды на родителей. Они теряют в его глазах свой ореол, подросток начинает видеть их и слабые, и сильные стороны. Критике подвергаются и семейные ценности: подросток должен найти свои собственные обоснования для их сохранения. На смену моральному абсолютизму ребенка постепенно приходит более гибкое сознание подростка, воспринимающего собственные интересы так же серьезно, как и требования других. Чем человек становится старше, тем больше он стремится к равному партнерству в межличностных отношениях. Поэтому подростки отказываются от свойственного детям эгоизма и ожидания, что мгновенно и в одностороннем порядке будут удовлетворяться только их желания. Подростки становятся чрезвычайно чувствительны к неискренности и нечестности, они постоянно перепроверяют, насколько люди соответствуют тому, что они говорят, насколько реальные поступки следуют провозглашаемым ценностям.

      Содержащиеся в данной главе упражнения частично основаны на анализе системы ценностей — методике групповой работы, разработанной в США сторонниками гуманистически ориентированной педагогики. Описываемые процедуры поочередно выдвигают на передний план один из трех важнейших аспектов процесса ценностного анализа. В большинстве упражнений речь идет о проверке и выборе ценностей, то есть о выработке у подростков умения видеть различные ценностные альтернативы, тщательно анализировать их и выбирать некоторые из них. В других упражнениях во главу угла ставится тренировка умения отстаивать перед другими определенную ценность и обосновывать ее значимость. И во всех упражнениях ставится вопрос о том, насколько подростки уже действуют или готовы действовать в соответствии с определенными ценностями и к каким последствиям это может привести. Так как выработка системы ценностей является одной из важнейших задач подросткового возраста, тут есть специально подобранные упражнения по этой теме.

      Упражнение: Чай вдвоем

      Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим.
      Возраст участников: с 14 лет.
      Продолжительность: примерно 45 минут.
      Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем».
      Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

      Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

      Подведение итогов:

      • Легко ли мне было выбрать семерых человек?
      • Кто мне пришел на ум первым, а кто последним?
      • Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей?
      • Чем я руководствовался при составлении меню?
      • Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство?
      • Кто в моей семье самый любознательный?
      • Чему меня научили мои родители в этом плане?
      • Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области?
      • Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым?
      • Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения?
      • Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

        Рабочий листок
        Чай вдвоем

        Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.
        Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

          Воскресенье .
          Понедельник .
          Вторник .
          Среда .
          Четверг .
          Пятница .
          Суббота .

          Упражнение: Нужные мне люди

          Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине.
          Возраст участников: начиная с 14 лет.
          Продолжительность: примерно 35 минут.
          Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди».
          Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам.
          Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут.
          Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

        • Легко ли мне было выделить шесть основных групп?
        • Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?
        • Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?
        • Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?
        • Могу ли я иногда быть один?
        • Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?
        • Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.

          Рабочий листок:
          Нужные мне люди

          Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.

          Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.

            1. .
            2. .
            3. .
            4. .
            5. .
            6. .

            Упражнение:Нужные мне вещи

            Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь.
            Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно.
            Возраст участников: начиная с 14 лет.
            Продолжительность: примерно 35 минут.
            Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи».
            Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут.
            Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

          • Насколько мне понравилось это упражнение?
          • С кем я разговариваю на тему имущества?
          • Какое имущество является самым важным для моего отца?
          • Какое — для моей матери?
          • Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало?
          • Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами?
          • У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу?
          • Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими?
          • Что бы я еще хотел сказать?
          • Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».

            Рабочий листок:
            Нужные мне вещи

            Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:

            Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:

            • Какую потребность удовлетворяет эта вещь?
            • Какие чувства она в тебе вызывает?
            • Откуда эта вещь взялась?
            • Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить?
            • Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование?
            • Как бы ты отреагировал на ее потерю?
            • Что бы смогло ее заменить?
            • Запиши сюда названия трех самых важных вещей:
              1. .
              2. .
              3. .

              Школа является прежде всего учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения с целью сохранения культурной преемственности. Кроме того, она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков. При этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и умений, новых способов решения проблем, школа подрывает монополию родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый — учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания, или наоборот, отвержения.

              Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания и умения — в том числе в областях, к которым у них нет естественного интереса. Они вынуждены общаться с разными людьми — в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен.

              Наконец, перед школой стоит задача передать подростку достаточно специальных знаний, которые позволили бы ему подготовиться к профессиональной деятельности. Школа — это своеобразный трамплин от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической самостоятельностью.

              Для подростков учитель и одноклассники являются важнейшими партнерами в учебном процессе. Учителя они воспринимают в трех ролях: как помощника в освоении нового психологического статуса, как друга и как противника. Обычно учитель занимает значимое место в жизни подростка и существенно влияет на нее. Его авторитет возникает позже авторитета матери и отца, и взаимоотношения с ним даются подросткам легче, если учителю удается не занимать родительскую позицию в общении с ними; если он уважает достоинство и чувства подростков; если он не использует свои более обширные и глубокие знания и более высокое социальное положение для дисциплинарного воздействия на подростков.

              Учителя могут добиться лучших результатов в своей работе, когда им удается выработать совместно с учениками рациональные и функциональные правила игры на основе взаимных обязательств и когда они сами являют собой достойный пример. Подростки оценивают взрослых по их делам не менее, чем по их словам.

              Чтобы воздать должное той важной роли, которую играют учителя в жизни подростков, в этой главе мы привели ряд упражнений, в которых речь идет о взаимоотношениях между учителями и учениками, о взаимных ожиданиях и об обратной связи.

              Помимо взаимодействия с учителями, для каждого подростка очень важной является и сфера взаимодействия с одноклассниками. К сожалению, атмосфера в школе, особенно в старших классах, пропитана соперничеством и неприязнью в не меньшей степени, чем пониманием и поддержкой. Так как признание и принятие сверстниками очень важны для развития самооценки подростка, мы приводим здесь ряд упражнений, направленных на поддержку отдельных участников группы.

              И наконец, целый ряд упражнений посвящен самой учебе. По сравнению с детьми подростки мотивированы в учебе не столько стремлением кому-то понравиться, сколько желанием развивать свои способности, самостоятельно определять цели и качество обучения и решать интересующие их задачи. Предлагаемые упражнения помогают подросткам лучше осознать свое внутреннее отношение к учебе, понять, что для них наиболее важно в учебном процессе, и выработать стремление докапываться до истины.

              Как и учеба в школе, работа большинства подростков имеет все еще некоторый переходный характер. Часто подростки работают не в той области и не на том уровне профессиональной компетенции, к которой они стремятся. Конечно, в глазах подростка работа по сравнению с учебой обладает рядом преимуществ. Например, за работу подросток получает деньги, и таким образом в собственном сознании является более самостоятельным, нежели его сверстники, занятые только учебой. Кроме того, трудовая деятельность часто дает подростку больше, чем это могла сделать школа, достоверной информации о его профессиональных возможностях, на работе он получает трезвую оценку своих деловых качеств, сильных и слабых сторон своей личности. Первый трудовой опыт позволяет ему внести коррективы в свои дальнейшие профессиональные планы, понять свои требования к коллегам и руководителям. Разочарования и успехи, большие затраты времени на работу заставляют подростка более тщательно, нежели это было в школе, определить собственное отношение к труду, профессиональные надежды и ожидания.

              Подобранные в данной главе упражнения предназначены в первую очередь для тех подростков, которые сразу после школы приступили к трудовой деятельности в качестве практикантов или учеников. Они дают им возможность прояснить свое отношение к работе, рассмотреть типичные проблемы, возникающие в ходе трудовой деятельности.

              Небольшое количество упражнений затрагивает вопросы распределения времени и организации досуга.

              Упражнение: Успех и провал

              Цели: Упражнение дает участникам возможность рассмотреть четко ограниченную по времени часть своей трудовой жизни и осознать свои успехи и неудачи. Это упражнение является прекрасной разминкой для любого семинара, посвященного проблемам трудовой сферы. Оно дает участникам группы возможность познакомиться друг с другом и установить контакт.
              Возраст участников: с 18 лет.
              Продолжительность: примерно 40 минут.
              Инструкция: В начале нашей работы я хочу предоставить вам возможность познакомиться друг с другом и одновременно подумать о теме, которая касается трудовой деятельности и затрагивает всех нас. В первой части упражнения каждому из вас предстоит обменяться мнениями с другим членом группы. Осмотритесь, определите, кто вызывает ваше любопытство, и спросите этого человека, готов ли он поговорить с вами.
              Я прошу пары разойтись по комнате и расположиться так, чтобы вы друг другу не мешали. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Какого наибольшего профессионального успеха я достиг за последний год и какова моя самая серьезная профессиональная неудача?» Каждый из вас должен говорить примерно десять минут, рассказывая при этом о непосредственных обстоятельствах и причинах своего успеха и неудачи: что произошло, что он сделал, что он при этом чувствовал, какие последствия для него это имело и т.д. Партнер должен слушать и спрашивать, если чего-то не понял. Одновременно он может делать для себя пометки. Впоследствии часть полученной информации надо будет сообщить другим членам группы — но только ту часть, которую вы сочтете возможным огласить. Через десять минут поменяйтесь ролями, чтобы второй из вас мог рассказать о себе. Понятно? Тогда начинайте. (20 минут )
              Теперь вернитесь в общий круг. Начинаем вторую часть упражнения. По очереди каждый должен представить своего партнера группе и в течение двух-трех минут рассказать, что он о нем узнал. Постройте свое выступление так, чтобы не представить своего партнера в невыгодном свете. В заключение тот участник, о котором шла речь, может что-нибудь добавить к сказанному или исправить неточности. Затем другой участник представит своего партнера и так далее.
              А теперь, когда мы кое-что узнали о каждом, можно вкратце обменяться мнениями.

              • На что вы обратили внимание прежде всего?
              • Есть ли что-то общее в том, что мы услышали?
              • Есть ли у вас вопросы?
              • Как вы теперь себя чувствуете?
              • Упражнение: Желание перемен

                Цели: В ходе этого упражнения подростки смогут выяснить, что им в профессиональной жизни мешает и чего им недостает с точки зрения их интересов. В итоге они смогут преобразовать свои жалобы в пожелания и требования и впоследствии подумать о том, каким образом они могут достичь желаемого. При этом необходимо, чтобы подростки научились применять широкий спектр критериев, постоянно задавая себе вопрос: «Получаю я на своей работе то, чего хочу? Все ли у меня в порядке?»
                Кроме того, они должны своевременно научиться извлекать из негативного опыта положительные выводы и разрабатывать конкретные шаги по формулированию своих требований и по мере возможности — по их реализации.
                Возраст участников: с 16 лет.
                Продолжительность: примерно 90 минут.
                Материалы: Рабочий листок «Желание перемен».
                Инструкция: Сегодня я хочу попросить вас еще раз поразмышлять о тех проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в ходе повседневной трудовой жизни. Когда люди работают вместе, постоянное возникновение трений и конфликтов неизбежно: мы получаем не то, чего ожидали, с нами обращаются не так, как нам хотелось бы, работа не доставляет нам удовольствия и т.д.
                Решающим является то, как мы с этими проблемами обходимся. Мы можем их вытеснить и сделать вид, что их не существует. Мы можем поговорить о них с посторонними и пожаловаться. Однако эти классические маневры не помогают нам в решении самих проблем. Из нашего возмущения и разочарования полезно сформулировать свои запросы и требования, предъявлять их и отстаивать.
                Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы сейчас должны заполнить. У вас на это есть 30 минут.
                Теперь разделитесь на группы из четырех человек. Проинформируйте друг друга о ваших записях. Сосредоточьтесь преимущественно на последнем этапе задания, а именно на том, как вы будете представлять свои требования и отстаивать их. Обсудите преимущества и недостатки различных способов ведения переговоров, принимая во внимание позицию противоположной стороны в переговорах. Каковы интересы этой стороны? В чем заключается ее уязвимость? Какое у нее есть поле для маневра в ходе переговоров? Подумайте также о том, что вы можете ей предложить взамен, если она пойдет навстречу вашим требованиям. На обсуждение вам отводится один час.
                Запишите на видном месте вопросы. Перед тем как приступить к подведению итогов, сделайте перерыв.
                Подведение итогов:

                • Понравилось ли мне это упражнение?
                • Как часто я заявляю о своих пожеланиях и требованиях на работе?
                • С чем мне пришлось столкнуться в результате этого?
                • Как я выдвигаю свои требования?
                • Насколько я учитываю интересы других в ходе переговоров?
                • Есть ли в моем окружении человек, с которого я хотел бы брать пример и у которого я мог бы научиться искусству ведения переговоров?
                • Что еще я хотел бы сказать?

                Комментарий: На стадии подведения итогов можно провести короткую ролевую игру, предоставив участникам возможность потренироваться в искусстве ведения переговоров.

                Рабочий листок:
                Желание перемен

                Выполнение этого задания поможет тебе подумать о том, что тебя не устраивает на работе, и выработать свою позицию по отношению к этому. За разочарованием и раздражением обычно стоят какие-то требования. Очень важно понять и сформулировать их для себя.
                Подумай о том, что тебя не устраивает в твоей нынешней работе и напиши, чем ты недоволен, чего тебе не хватает.

                1. Отношения с начальством
                а)
                б)
                в)

                2. Отношения с коллегами
                а)
                б)
                в)

                3. Условия труда
                а)
                б)
                в)

                4. Организация рабочего времени
                а)
                б)
                в)

                5. Организация работы в целом
                а)
                б)
                в)

                7. Стиль общения, в том числе и со мной
                а)
                б)
                в)

                8. Система поощрения:
                а)
                б)
                в)

                9. Сфера моих обязанностей:
                а)
                б)
                в)

                10. Если вы считаете, что у вас есть проблемы еще в какой-то сфере, заполните следующий пункт:
                а)

                www.eti-deti.ru