Учителя не имеют права заставлять дежурить

Дежурство в школе: за и против

Прокуратурой Верх-Исетского района Екатеринбурга был создан прецедент, сославшись на который родители могут освободить своих детей от дежурства в школе.

В шести школах этого района во время проверок, которые традиционно проводятся перед первым сентября, были выявлены серьезные нарушения п. 14 ст. 50 ФЗ «Об образовании». В частности, закон запрещает принудительное привлечение школьников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Однако во внутренних документах школ говорилось, что дежурный помогает педагогу подготовить класс к следующему уроку, следит за санитарным состоянием классов, проводит уборку помещений.

«В этих внутренних документах были прописаны обязанности дежурного по классу: ученик должен готовить доску к уроку, протирать парты от пыли, поливать цветы, следить за тем, чтобы в коридорах не был разбросан мусор», — рассказали в районной прокуратуре.

Как заявил «Коммерсанту» начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Юрий Гисматуллин: «Принуждение к труду — это серьезное нарушение».

Там же были прописаны санкции, применяемые к «ослушникам»: условное исключение из школы, отстранение от занятий сроком до одной недели и выполнение трудовых заданий. Однако в законодательстве сказано, что школьники обучаются в соответствии «с федеральными государственными образовательными стандартами», которые исключают удаление учащихся с уроков.

«Пункт 14 статьи 50 закона «Об образовании» запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. А применять какие-то наказания запрещено тем более. Противоречащие федеральному законодательству пункты из школьных документов были убраны, так что школьник может заступать на дежурство добровольно», — рассказала «Новым Известиям» старший помощник прокурора Верх-Исетского района Екатеринбурга Светлана Ермилова.

Незадолго до этого решения сотрудники прокуратуры города Новодвинска Архангельской области также пришли к заключению, что местная школа и ее директор, который вынес несколько актов о дежурствах, нарушают закон «Об образовании». Причиной прокурорской проверки послужило заявление от родителей одного из учеников, которые возмутились обычаю руководства школы ежедневно выделять по два старшеклассника для дежурства на входе в здание во время уроков.

«В соответствии с законом, каждый имеет право на образование. Для реализации права на образование необходимо предоставить учащемуся возможность обучаться в соответствии с расписаниями занятий, определенными на основании законов и локальных актов образовательного учреждения. Привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит», — рассказал «Газете» прокурор Новодвинска Сергей Селезнев.

Мнение директоров

Директора школ считают данные решения непедагогичными. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.

«Протереть классную доску перед уроком — это не труд, а человеческая помощь учителю. Перемена длится 10-15 минут, а учитель очень часто задерживается после урока, чтобы решить какие-то вопросы с учеником в индивидуальном порядке. Уборщица тоже не сможет за это время пробежать по всем кабинетам и вытереть доску», — считает директор школы №141 Екатеринбурга Ирина Соколовская.

Ее поддерживает и директор школы №41 Екатеринбурга Ольга Гагулина: «Ученики мусорят в коридорах, потому что знают, что за ними кто-нибудь уберет. А вот пособираешь фантики и бумажки сам, больше разбрасывать мусор не захочется».

Также директора сошлись во мнении и насчет удаления учеников с уроков. «Мы стараемся не прибегать к этому методу, но иногда по-другому восстановить спокойствие в классе не получается», — считает Гагулина.

В неофициальных беседах представители администраций школ Свердловской области говорят, что регулярные дежурства учеников, несмотря на отсутствие пункта об этом в уставе, все равно продолжатся. Директор гимназии №13 Екатеринбурга Тамара Арефьева рассказала, что подобные коррективы в устав пришлось внести еще в 2006 году. «Но иногда школьники считают нужным помогать своим учителям на добровольной основе», — уточнила она.

Мнение экспертов

Несмотря на решение прокуратуры, в большинстве школ сегодня обязательства школьника дежурить, определение работ, какие он может выполнять и какое наказание ему грозит в случае отказа, регламентируется внутренними документами учебного заведения. Там может быть сказано, что ученик должен следить за дисциплиной во время уроков, мыть полы, стирать с доски мел и оттирать прилипшую к полу жвачку.

«Пока родители с этим согласны, а у директора есть их письменное разрешение на привлечение ребенка к труду, проблем нет. Но если мама или папа протестуют, то они могут написать отказ. Вероятнее всего, руководство школы пойдет им навстречу. Но я думаю, что большинство родителей будут рады, если их ребенок немного потрудится на благо школы. Главное — нельзя перекладывать на учеников обязанности технического персонала или охранников полностью. Труд сделал из обезьяны человека, но он не должен превратить его в лошадь», — пояснила юрист комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Ирина Лазарева.

Выявленные в Екатеринбурге нарушения в Москве невозможны, заявил «МК» главный специалист Департамента образования Надежда Круглякова. Устав школы утверждается родительским комитетом — а это и есть согласие мам и пап на трудотерапию для их чад. Правда, даже если «школьная конституция» предусматривает ежедневную трудовую повинность, любой ученик может отказаться от дежурств в индивидуальном порядке.

«Для этого родителям достаточно написать заявление на имя директора школы с просьбой не привлекать ребенка к данной работе», — поясняют в департаменте.

В некоторых учебных заведениях дополнительно к федеральному закону написали еще свои локальные акты — согласно некоторым из них, ученик должен нести материальную ответственность за порчу школьного имущества: если во время его дежурства кто­-то сломал стул или разбил окно.

«Все это незаконно, потому что школьник не является материально ответственным лицом ни по возрасту, ни по социальному статусу, ни по закону. А для того чтобы мыть пол, в школах есть специальный технический персонал. Ребенку не следует иметь дело с грязной водой — даже просто из гигиенических соображений. Кроме того, вес ведра с водой зачастую превышает установленные нормы», — цитирует «Российская газета» помощника прокурора Курганской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Ирину Колотенко.

Российский налогоплательщик получил займы от иностранных взаимозависимых компаний из Австрии и Кипра и уплачивал по ним проценты. ФНС частично приравняла указанные проценты к дивидендам на основании правил тонкой капитализации и начислила на них налог по ставке 15% с учетом положений международного договора. Налогоплательщик указывал на необходимость применения ставки 5%. Налоговые органы и суды трех инстанций ему отказали, сославшись на то, что иностранные займодавцы не имели прямых инвестиций в капитал российских заемщиков. Когда дело дошло до Верховного суда, тот установил: сумма займа, проценты по которому приравнены к дивидендам, фактически является инвестициями в капитал российского заемщика. По мнению ВС, отсутствие между заемщиком и займодавцем оформленных акционерных отношений не может являться основанием для лишения иностранного лица, фактически осуществившего инвестицию в капитал российского заемщика, права на применение пониженной ставки налога (№ А40-176513/2016).

«Это дело показывает готовность ВС учитывать экономическую сущность сложившихся отношений, несмотря на правовые пробелы в некоторых вопросах применения правил недостаточной капитализации. Будем надеяться, что аналогичным образом ВС будет рассматривать споры, касающиеся контролируемых иностранных компаний и положений о лицах, имеющих фактическое право на доходы», – заявил юрист Налоговой практики VEGAS LEX Денис Кожевников. «Еще один положительный момент этого спора: ВС сослался на комментарии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в части возможности отнесения займов, проценты по которым переквалифицированы в дивиденды, к вложениям в капитал российской компании. Это еще раз подтверждает возможность ссылок налогоплательщиков на комментарии к Модельной конвенции ОЭСР», – считает руководитель Налоговой практики Noerr Максим Владимиров.

«Нельзя не упомянуть: отправляя это дело на новое рассмотрение, коллегия призвала нижестоящие суды протестировать доходы в виде процентов по займам иностранных компаний по правилам, направленным на борьбу с уклонением от налогообложения с использованием бенефициарного собственника. Таким образом, ВС потребовал от нижестоящих судов исследовать дополнительный довод в пользу ФНС, который сам налоговый орган, судя по всему, не заявлял. Не приняла ли на себя коллегия чрезмерно активную роль и не нарушила ли она принцип состязательности сторон?» – задается вопросом старший юрист Налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Кирилл Рубальский.

Как и предыдущее дело, спор налоговой с «СУЭК-Кузбасс» разгорелся из-за вопроса: имеет ли право российская организация-налогоплательщик применять минимальную ставку налога на дивиденды к процентам, переквалифицированным в дивиденды по правилам «тонкой капитализации»? ВС указал на недопустимость частичной переквалификации, когда проценты приравниваются к дивидендам, а тело займа, соответствующее этим процентам, не переквалифицируется (№ А27-25564/2015).

«Это знаковое дело о комплексной переквалификации контролируемой задолженности в капитал для применения льготных налоговых ставок к сверхнормативным процентам, переквалифицированным в дивиденды. Именно комплексная, а не фрагментарная переквалификация представляет собой наибольшую ценность. Позиция ВС с успехом может применяться и в других делах, где всплывает тема налоговой реконструкции», – уверен партнер Taxology Алексей Артюх.

В результате признания договора купли-продажи недействительным организация-налогоплательщик, ранее продавшая движимое имущество, получила его обратно и вернула покупателю деньги. После этого организация подала уточненную налоговую декларацию, исключив стоимость ранее реализованных объектов из своей налоговой базы по НДС за налоговый период, в котором было продано имущество. ФНС с этим не согласилась, посчитав, что возврат имущества являлся новой хозяйственной операцией, налоговые последствия которой должны быть отражены в периоде ее совершения. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Он указал: поскольку законодательство в случае признания сделки недействительной не устанавливает порядок корректировки у налогоплательщика-продавца ранее исчисленной с реализации товара суммы НДС, переход права собственности на товар не считается состоявшимся, а действия налогоплательщика должны признаваться правомерными (№ А33-17038/2015).

«Впервые ВС провозгласил, что налоговые органы не должны злоупотреблять своими правами в фискальных и личных интересах. Тем самым признано, что не только налогоплательщики, но и налоговые органы могут создавать налоговые схемы, и это недопустимо ни для одной из сторон. Принцип добросовестности действует зеркально – он не только для налогоплательщиков, но и для налоговых инспекций», – считает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы ЮК «Пепеляев Групп», которая вела это дело. «Как указал ВС, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности. Он предполагает учет законных интересов налогоплательщиков и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. На моей памяти это одно из первых дел, в котором ВС говорит о добросовестности и налогового органа, и налогоплательщика», – сообщил партнер ЮФ «КИАП» Андрей Зуйков. «В деле поднят вопрос о последовательности позиции налогового органа, своего рода процедурно-процессуальном эстоппеле. Когда инспекция заняла позицию об определенной квалификации операции, впоследствии она не вправе менять ее, если в результате налогоплательщик потеряет право на обоснованную налоговую выгоду из-за пропуска срока возмещения налога», – отметил Артюх. «Кроме того, коллегия указала: возникший спор был обусловлен как пробелом в правовом регулировании, так и действиями налоговой, отказавшейся в нарушение закона предоставить налогоплательщику информацию о порядке исчисления налога. Это указание коллегии говорит: способом снижения налоговых рисков в спорных ситуациях может служить прямое официальное обращение к ФНС за разъяснениями», – сообщил Рубальский.

Налогоплательщик представил уточненную декларацию, и спустя 22 месяца ФНС назначила повторную выездную налоговую проверку. Ее обжалование и стало предметом спора. ВС признал: формально ограничительных сроков в законе нет, однако это не означает невозможность применения общих принципов разумности и недопустимости избыточного налогового контроля. По мнению ВС, назначение повторной проверки через 22 месяца – это значительно, а потому налоговая обязана доказать наличие непреодолимых препятствий к организации проверки в более разумные сроки (№ А40-230080/2016).

«После этого спора для налогоплательщиков несколько повысилась определенность и возникли гарантии неизменности налоговых обязательств в отношении давно завершенных периодов», – считает Артюх, который вел этот спор. «Теперь налогоплательщики, подав уточненную декларацию за уже закрытый выездной проверкой налоговый период, вновь открывают его для повторной проверки. При этом из определения прямо не следует, что проверка может касаться только тех показателей уточненной декларации, по которым было произведено уточнение», – заметил Рубальский. «Хочется надеяться, что срок проведения повторной выездной проверки будет объективным и разумным как по отношению к фискальным органам, так и к самим налогоплательщикам», – заявил Зуйков.

Налогоплательщик учел срок исковой давности, который истек в одном из предыдущих налоговых периодов, в составе расходов текущего периода. В связи с истечением срока исковой давности он списал дебиторскую задолженность. Налоговый орган с таким подходом не согласился: по его мнению, налогоплательщик не вправе исправлять ошибки в исчислении налоговой базы, которые привели к переплате налога в следующем налоговом периоде. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Суд со ссылкой на п. 1 ст. 54 НК отметил: налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым налоговым периодам, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (№ А41-17865/2016).

«Этим делом фактически окончены споры вокруг применения ст. 54 НК в части возможности корректировать ошибки в следующих периодах или в периоде совершения такой ошибки. Порядок исправления ошибки остается на усмотрение налогоплательщика. Но при этом глубина исправления ошибок ограничена общим трехлетним сроком на возврат и зачет налоговых переплат. Такая гибкость важна для налогоплательщиков при эффективном налоговом планировании», – считает Артюх. «Раньше налоговые органы нередко предъявляли налогоплательщикам претензии по поводу отражения расходов прошлых периодов в текущем периоде. Хочется верить, что после принятия рассматриваемого определения число таких претензий существенно снизится», – заявил Рубальский.

Налогоплательщик 8 лет платил НДФЛ и подавал декларацию о сдаче недвижимости в аренду. Затем он зарегистрировался в качестве ИП и продал свое имущество. Фискальный орган начислил недоимку, посчитав, что сдача в аренду имущества задолго до получения статуса ИП может быть расценена как предпринимательская деятельность. Суд счёл требования налоговой незаконными. Он указал: если ФНС не обращается к налогоплательщику за объяснениями или документами, подтверждающими НДФЛ, то у нее нет сомнений в правильности уплаты этих налогов. В противном случае можно говорить о произволе налоговых органов. Еще один спорный вопрос заключался в режиме налогообложения дохода ИП от продажи принадлежавшего ему нежилого помещения. ВС решил: вопрос законности доначисления налога по УСН с продажи доли в праве собственности напрямую зависит от того, была ли у налоговой ранее информация, позволяющая квалифицировать эту деятельность, как предпринимательскую (№ А53-18839/2016).

«Я очень позитивно оцениваю это дело. Однако стоит отметить, что оно идет вразрез с многочисленной практикой, когда по результатам выездной налоговой проверки ФНС переоценивает выводы, сделанные в ходе камеральной проверки. В результате этого налогоплательщики получают неожиданные налоговые претензии по казалось уже подтвержденным расходам и вычетам», – сообщил Зуйков. «Коллегия начала делать акцент на наличие у ФНС ряда обязанностей по отношению к налогоплательщикам в области информационного взаимодействия. Этот факт, безусловно, следует оценивать положительно. На практике налоговые имеют свойство забывать о таких обязанностях, и зачастую это не оборачивается для них какими-либо негативными последствиями в суде», – отметил Рубальский.

Между правопредшественником налогоплательщика и взаимозависимыми лицами были заключены договоры займа, по которым начислялись проценты. В связи с этим налогоплательщик уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков. ФНС это не устроило: по ее мнению, имело место не предоставление займов, а инвестирование денег в целях приобретения контроля над производителем сырья. В обоснование своей позиции налоговая указала: договоры займа не исполнялись сторонами сделки, срок погашения займов неоднократно переносился, заемщик не имел источник дохода для возврата займов, а заимодавцы полностью разделяли риски заемщика. Поэтому налоговая отказала в учете суммы процентов в составе расходов. Но суды встали на сторону налогоплательщика. Они отметили: вся сумма по договорам займа была предоставлена в пользу заемщиков, деньги использовались в соответствии с указанной в договорах целью, налогоплательщик стал собственником акций компаний, в настоящий момент договоры займа погашены (№ А66-7018/2016).

«Продолжает сохраняться критический подход к оценке структур, связанных с привлечением заемных средств от аффилированных компаний. Вместе с тем мы видим новый тренд в оценке налоговыми хозяйственных операций в отношении предоставления заемного финансирования, а именно осуществление переквалификации заемных отношений в инвестиционные. Налогоплательщикам стоит критически подойти к оценке отношений, связанных с договорами займов, особенно внутри группы, – это поможет снизить риск осуществления переквалификации», – считает партнер EY, руководитель Практики разрешения налоговых споров в России Алексей Нестеренко. «Примечательно, что в этом деле налогоплательщик использовал в том числе правовое заключение о природе займа и инвестиций, полученное в Исследовательском центре частного права имени С. С. Алексеева при Президенте», – отметил Артюх.

ПАО «Уралкалий» оспаривал применение цен в контролируемой сделке по поставке удобрений в адрес взаимозависимого трейдера в Швейцарии. Налоговая сочла, что налогоплательщик применил неправильный метод определения рыночной цены. Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика, апелляция отменила это решение и поддержала налоговую. Окружной суд, направляя дело на новое рассмотрение, сформулировал ряд выводов. Во-первых, правильное применение различных методов определения рыночной цены не должно давать слишком больших отклонений, что может говорить о методологических ошибках в позициях сторон. Во-вторых, даже при проверках контролируемых сделок ФНС должна убедиться в наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика признаков получения необоснованной налоговой выгоды. В-третьих, кассационный суд прямо допустил и даже настойчиво рекомендовал привлекать экспертов к рассмотрению дел подобной категории (№ А40-29025/2017).

«Кроме того, неожиданным и достаточно опасным явился довод суда о необходимости исследовать вопрос деловой цели и выявить, что действия налогоплательщика были направлены исключительно на получение налоговой экономии. Такой подход приводит к смешению совершенно различных категорий дел: по контролю трансфертных цен и по обвинению в получении необоснованной налоговой выгоды. Эти правонарушения должны проверяться разными налоговыми органами, по различным правилам и с различными правовыми последствиями. Смешение этих категорий дел может привести к тому, что территориальные налоговые органы еще больше будут вторгаться в контроль цен для целей налогообложения, а ФНС – заниматься проверкой наличия различных злоупотреблений в налоговой сфере», – считает партнер, директор Департамента налоговых споров ФБК Грант Торнтон Галина Акчурина.

В 2011 году ООО «Крафт Фудс Рус» (сейчас «Мон’дэлис Русь») купило у Cadbury Russia Two Limited (СRT) 100%-ную долю в ООО «Дирол Кэдбери» за 12,9 млрд руб. Структурирована эта сделка была с применением новации – обычную оплату заменили обязательством по кредитным нотам с процентами по ставке. В итоге компании «Мон’дэлис Русь» доначислили налоги, пени и штрафы на общую сумму около 740 млн руб., причем большая часть претензий была связана с конфигурацией той самой сделки. Налоговики, а вслед за ними и суд сделали заключение, что сделка по покупке «Дирол Кэдбери» являлась нереальной. Целью совершенных операций, по их мнению, было скрытое распределение прибыли «Крафт Фудс Рус» в адрес холдинга (№ А11-6203/2016).

«В этом деле имело место стандартное корпоративное структурирование сделки по приобретению актива. Причина интереса к сделке со стороны налогового органа – в процентах по займу, которым стороны заменили обычное денежное исполнение. Хотя решать, у кого и на каких условиях приобретать актив, может только налогоплательщик. На мой взгляд, в этом деле нет признаков уклонения от налогообложения, хотя акценты, которые сделала ФНС при обосновании своих претензий, на первый взгляд могут говорить об обратном. Я считаю, произошло вмешательство в предпринимательское усмотрение и переоценка целесообразности бизнес-решений налогоплательщика, что недопустимо с позиций, сформулированных в постановлении Пленума ВАС № 53 и актах Конституционного суда», – отметил Зуйков.

Ранее действовавший закон о страховых взносах запрещал возврат соответствующей переплаты, если пенсионные взносы уже были разнесены по счетам индивидуального учета застрахованных работников, но позволял зачесть такую переплату в счет будущих платежей. Однако после 1 января 2017 года документ утратил силу, при этом администрирование взносов было передано в налоговые органы, а регулирование самих взносов вновь оказалось в НК. Компания «Газпромнефть-Развитие» попыталась вернуть переплату по страховым взносам, образовавшуюся до 2017 года, но и внебюджетные фонды, и суды ей отказали (№ А56-67008/17).

«Суды лишили плательщиков совершенно обоснованного права на корректировку обязательств и нарушили неприкосновенность их права собственности на переплаченные суммы. Причины этого понятны – изменение регулирования, порядка исчисления и отражения взносов, а также смена администратора, который не может технически осуществить зачет. Тем не менее такое обессмысливание правовых норм судебной практикой заслуживает самого пристального внимания со стороны вышестоящих судов прежде всего ВС», – считает Артюх.

pravo.ru

Если тебя заставляют убирать, дежурить, ходить на субботники или делать что угодно другое (просто принуждают или угрожают занижением оценки, вызовом родителей и пр.) — учителя нарушают закон. Так что можешь смело отказываться, а если хочешь — постараться привлечь их к ответственности — пойти в полицию.

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php#stat50

Статья 37. Конституции.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен. (Они не имеют права заставлять тебя делать что-угодно. Ты НИЧЕГО не обязана делать).

Трудовой кодекс (мало относится к детям, на всякий случай выложу)

Статья 4. Трудового кодекса. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд запрещен. .
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания
http://trudorg.ru/page/prinuditelnyj-trud

«Для исключения ученика необходимо, чтобы обязательность дежурства была указана в уставе школы, также отказ от дежурства должен быть грубым нарушением устава (что должна будет доказать администрация школы), кроме того, должна быть соблюдена достаточно сложная процедура исключения из школы (уведомление органов местного самоуправления). Все это делает исключение обучающегося из школы по указанному основанию практически невозможным.

Кроме того, необходимо указать, что в соответствии с положениями закона «Об образовании», (п. 14 ст. 50), привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности, и, разумеется, дежурство по школе не может быть включено в образовательную программу образовательного учреждения.
С уважением, юридический отдел компании «Гарант».»

m.vk.com

Бесплатный школьный труд: имеют ли право заставлять ученика убирать в классе, в столовой и во дворе?

У нашей школы много проблем. Поэтому и утверждена реформа, которая стартует с учебного года 2018\2019. Решения многих задач сейчас на стадии разработки. Какие-то из вопросов только всплывают. Вот например, бесплатный детский труд

Нужно ли (можно ли) заставлять учеников убирать в школе, дежурить в столовой, вскапывать грядки и очищать захламленные кабинеты? Не вырастут ли лентяями ребята, которые не будут этого делать?

О том, нужна ли современным детям такая трудовая повинность, законно ли использование детского труда и как реагировать, если школьники делают в школе то, что не входит в учебную программу, — размышляет Наталия Габрильчук.

Наталия Габрильчук — мама девочки Дианы, автор статей, специалист по пиару

Доказано также, что «лень – двигатель прогресса», ведь именно в эти периоды бездействия и рождаются гениальные идеи:

Праздные посиделки Исаака Ньютона в саду дали нам закон всемирного тяготения,

Прославив ученого на весь мир, наблюдения Рене Декарта за мухой на потолке, дали нам оси «X» и «Y», составляющие систему координат, что уж говорить о лентяе Дмитрии Менделееве, который любил поспать и во сне придумал свою знаменитую таблицу? Вот интересно, что бы имело человечество на тот период, если бы у этих людей не имелось свободного времени на такое, как выяснилось, продуктивное безделье.

Так может ничегонеделание школьника – не просто трата времени и признак неэффективности, как считается в современном тайм-менеджменте?

Так может не стоит заставлять ребенка что-либо делать насильно в тот момент, когда он к этому не готов. Подумайте над этим, пожалуйста. А также – о принудительном труде.

Принудительный труд запрещен

А уж детский — тем более! Это предполагает и Конституция Украины, и Всеобщая декларация прав человека. Законодательно права ребенка охраняются и Законом Украины «Об образовании», и Конвенцией о правах ребенка. В этих нормативных актах перечисляются основные права детей, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях.

Но в Украине, к сожалению, не всегда следуют букве закона, суть которого такова, что никто из учеников не может быть принужден к работе в школе. В теории – да. А на практике.

Порой, во благо, дабы «научить нерадивое чадо хоть веник в руках держать», учителя заставляют ребенка делать уборку в классе. Что это: пережитки советского прошлого? Наказание за плохое поведение? Желание слишком активно поучаствовать в воспитательном процессе? А может, возможность сэкономить деньги на уборщицу, как нередко объясняют родителям подобные инциденты.

Оправданий может быть масса, но в любом случае, если инициатива исходит не от самого ученика и не согласована с его родителями, как минимум, о подобных инцидентах «трудотерапии» стоит говорить на родительском собрании. Максимум – вы имеете право пожаловаться руководству школы, запросить служебное расследование, вплоть до увольнения педагога.

Прошло время, а администрация школы никак не отреагировала на тревожный звоночек родителей и подобные случаи повторяются? Если решение волнующего вопроса силами школы отсутствует — не бойтесь обращаться в уполномоченные органы, одним из которых является управления образования и… надеяться на то, что реформа – запуск Новой украинской школы, старт которой предусмотрен на учебный год 2018-2019, станет работать во благо школьников, а выделенная образовательная субвенция, которая возрастет с 52 до 61 млрд, то есть на 16%, все-таки будет предусматривать и расходы на оплату труда уборщицы.

4mama.ua

Школьные дежурства теперь вне закона

Заставлять учеников мыть полы в классах, стирать с доски после уроков и накрывать обед в столовой . незаконно.

Теперь, чтобы привлечь ученика к дежурству необходимо его согласие. Об этом сообщает «Утро России»

Комментарии

И так школота ничерта не делает и не умеет. В школе хоть тряпку научат в руках держать.

аха, ржака! им ещё и двойки ставить нельзя поди ради сохранения душевного равновесия))))

Ты себе уже поставил двойку.

РазDvaТри Шизоид КПД 107
зарегистрированный
24 февраля 2014 г.
12:16
Аха, ващпе запретить все оценки окромя Отлично.

Маразм крепчал! Теперь с родителей будем деньги собирать, чтоб нанять человека, который будет мыть доску после урока и подбирать бумажки с пола? Пол дети, кстати, давно уже не моют — так что опоздали запрещать.

назови яйца хоть шоколадом, но в них один хрен-сперма.

РазDvaТри Шизоид КПД 107

Разве нормальный человек может себе такой ник придумать?

про доски: в большинстве школ они или интерактивные или маркерные, мыть их не надо
про накрывание столов: организованно только началка ходит, им работники столовой накрывают, остальные сами себе спокойно на подносике дотаскивают еду до стола

Может скоро и в школу ходить не надо будет? а зачем?

ну дежурства ладно, а вот мыть полы по моему давно пора было запретить, почему ребенок без спецодежды и без резиновых перчаток должен это делать, нам еще помню воду в туалет запрещали выливать на улицу заставляли бегать, еще забовляла всегда летняя практика, типа к труду детей приучали и доводы типа что я в часном секторе живу и к труду еще как приучин не принимались, снег еще помню заставляли чистить зимой, куда уходили деньги выделенные на эти мероприятия никто не знал.

Разве нормальный человек может себе такой ник придумать?
встречный вопрос: разве нормального человека будет волновать кто как себя называет в интернете?

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:20 Им главврач придумывет,а что удобно, сразу видно на форуме кто есть кто, главрачу респект!

На Америку смотрим? Так у них негры и рабовладельческий строй был. А у нас дежурства по классу, поездки в колхоз на картошку, трудовые лагеря и стройотряды, правда в прошлом.

Нддаааа Никак не забуду мою классную, для которой особый кайф было стоять у меня над душой когда я мою полы в классе, заставляла триста раз выжимать тряпку(а все это делается в белой рубашке..так.как форма) И промывать сначала мокрой, а потом вытирать сухой и чтоб ни единого белого пятнышка на доске!
Ее особая «любовь» ко мне объяснялась просто — мой батя тоже был учителем в моей школе. Но лично я категотегорически против делать дежурства добровольными. Может тогда вообще приносить оболтуса в школу на диване? К тому же дежурства это самое прикольное. Мы с соседом по парте обожали дежурить. Много ржали находя записки и рисунки других школяров, узнавали девчачьи секреты.

Прогрессивные родители ,»любящие » своих дитяток рады :- наконец- то ничего не помешает растить ТРУТНЕЙ.

Да никогда в школьных столовых ученики никакие столы не накрывали. Мы туда вообще не ходили: приторно сладкий чай, булочки, воняющие дрожжами, чуть теплый комок непонятного вещества, именуемый кашей. Да уж лучше до дома дотерпеть, чем есть эту гадость.
А полы мыли, и перчатки у нас были, правда, ведра не таскали, девочкам запрещали. А еще в гардеробе дежурили — вот где счастье, на уроки не ходить.

Это настоящий бред. Таким образом городские школьники вырастут хлюпиками, неумехами делать, что — либо самостоятельно, для себя, для своей будущей семьи. Будут надеяться на прислугу. Только труд делает человека самостоятельным. Как же в самой «демократической» стране США — школьники с 12 лет, в каникулы работают на посильных работах. Зарабатывая деньги на личные расходы. Это очередное вредительство в воспитательном процессе детей, насаждают нам западные демократы.

Да сколько себя помню, никто никогда не тяготился этими дежурствами. Все делали одинаково, грязь размели под парты, мокрой тряпкой немного повозили по полу, поржали и все, конец дежурства. Насчет того, что испачкать одежду можно, то как отец двоих детей школьников, скажу, испачкать форму можно легкую и без дежурств.

интересно ,как теперь в школах где до сих пор моют полы дети будут обходиться, ведь не все родители дадут разрешение на привлечение ребенка труду, вывод кто-то будет мыть , а кто-то будит свинячить

Разве нормальный человек может себе такой ник придумать?
штобы сразу было видно, где ярмарка.

Трехдюймовочка
24 февраля 2014 г.
12:26
мы накрывали. на всю смену.

доски не мыл, полы не мыл, парты не мыл. летом на практику не ходил. с какого я должен это всё делать?

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:24
___________
у Прогрессивных родителей нет детей — они геи!

с какого я должен это всё делать?
ну вот например, кто в столовой дежурил — на два урока снимались на законных основаниях. у меня, помню, это практически всегда получалась или физика или история.

скуч
24 февраля 2014 г.
12:30

не делай ничего и скучай дальше. Не базар

Панни
зарегистрированный
24 февраля 2014 г.
12:21
про доски: в большинстве школ они или интерактивные или маркерные, мыть их не
надо
.
В связи с семейными обстоятельствами (переездами) ребенок учится уже в третьей школе. Все — крутые гимназии Барнаула. Ни в одной не видели ни интерактивных, ни маркерных досок. Самые обычные, по которым еще и мел не пишет — только царапает.

гость
24 февраля 2014 г.
12:34
у панночки по документам доски интерактивные, не портите человеку жизнь %)

не делай ничего и скучай дальше.
==================
паааасиб мил человек, что разрешил

Теперь, чтобы привлечь ученика к дежурству необходимо его согласие.

Чо распищались то, это метода такая старая. у нас жэ все по добровольному согласию, да еще и в школе, я представляю как училка будет коршуном над учеником виться, если он будет типо не согласен. у нас все всегда согласны

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:35 согласие родителя, а вот тут как раз родители и не дают,у нас в классе не дали согласие одни, теперь их ребенок стоит в сторонке, а наши пашут, в следующем году напишу отказ я, не хочу отвечать на вопрос почему я должен, а он нет, и еще и его парту по очереди мыть приходиться

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:15
а что ж вы не научите ребенка дома тряпку в руках держать? все на школу валите? может в школе и попу вытирать должны учить?

Правильно, ящетаю. Другой вопрос, что на местах на это постановление как всегда будут ложить большой и толстый, продолжая действовать в соответствии с какой-то непонятно кем молчаливо принятой «традицией» холуйства. Помню, нас в школе, когда мы учились в 5-м классе, директриса заставила расчищать завалы на заднем дворе школы, за то, что мы не пошли в театр.

В наше время прав у нас не было, драили полы, парты, проверяли учебники, галстук не проглажен — домой, как ты посмел с мятым галстуком придти.
Расскажи сейчас детям — воспримут как концлагерь, а мы ничё, выросли.

у панночки по документам доски интерактивные, не портите человеку жизнь %)

где я сказала, что все?

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:26 Это настоящий бред. Таким образом городские школьники вырастут хлюпиками,неумехами делать, что — либо самостоятельно, для себя, для своей будущей семьи.Будут надеяться на прислугу.

Сами пишете бред. По вашему помывка полов, уборка снега без спецодежды сделает ребенка умехами и нехлюпиками? А вы не пробовали детей привлекать к труду дома. или занятием спортом. Это все лучше размазывания грязи по школьному полу.

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:44
Мои-то все умеют, но большинство из их однокашников понятия не имеют, что делать, мамашки избаловали так, что 16-летние девицы свои трусы, пардон, постирать не могут, со стола крошки вытереть для них вселенская проблема.

Кисонька
24 февраля 2014 г.
12:45

>> а мы ничё, выросли

Забыла добавить: рабами и холопами.

а мы в школе еще и ремонт делали. и ничего )))

где я сказала, что все?
упс, пардоньте.

Сейчас обучение сводится к тотальной проверке учителей..Проверяют все:программы,различные согласия родителей,планы,отчеты,каждый пропуск в журнале,соответствие записей в тетради программе и т. д.
В школах скоро некому будет работать.Молодежь не спешит туда.Посмотрите возрастной состав в школах.

Все должны делать учителя: мыть доску,убираться в классе,следить за школьным участком?

ВОт это и называется убийство народа! через такие шаги , убивающие здравый смысл и образование!

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:50

Учителя или не учителя, а заниматься этим должен персонал школы, а никак не ученики. Первым за это платят деньги. Мало платят? Пусть меняют работу.

Панни
зарегистрированный
24 февраля 2014 г.
12:47

И красили и обои клеили в кабинетах и цветы сажали и землю копали и ничего руки не отсохли. А сейчас превращают школьников в трутней и увольней которые в не скором будущем и в туалет сами не смогут ходить.

Панни
зарегистрированный
24 февраля 2014 г.
12:47
Точно! Вот где веселуха была. Помню, клеили обои в кабинете трудов, пока одну стенку оклеили, ухохотались до слез, те еще с нас поклейщики были. Ничего, второй кабинет мы лихо прошли.

Ну да я помню как нас снег заставляли кидать а у меня соревнования, причем за школу выступал, говорю мол не буду полтора часа тут горбатиться, чего я только о себе потом не услышал и к деректору водили и выгнать грозились. В одно лето увезли меня к бабушке в деревню в самом конце мая и назад я вернулся 29 августа, так что вы думаете, 31 августа пришла классная и начала родителям втерать мол практику летнюю не прошел, чего ребенка к труду не приучаете, снег этот опять же припомнила, у меня отец сказал ну надо пройти пройдет, а к труду и так приучен, летом в деревне и так каждый день по хозяйству помогал.

Образование должно быть разделено на две части: частное, для избранных, с серьезной программой обучения, высокими требованиями, наказаниями. И общее — без оценок, без ответственности, с ознакомлением с предметами, без наказаний, с посещение занятий по желанию ученика. Из первых потом вырастут хозяева мира. Из вторых — их рабы и послушные потребители.

Точно! Вот где веселуха была.

ага) особенно когда оббили стены модной тогда «лапшой» и мы лаком покрывали. оборржаться было
или кода мальчики потолок белил и чуть не упал, схватитлся за люстру и оборвал ее нафиг

Лозунг «Школа наш дом и мы хозяева в нем» помните? Очень правильный лозунг. И каждый ученик имел к этому отношение. Это плохо, что ты отвечаешь за свой дом? В какой-то мере это вырабатывало чувство ответственности и за страну, в которой живешь. Казалось бы мелочи, но подобные мелочи разрушают институт семьи в первую очередь. Ребенок в школе ни за что не отвечает. Дома он тоже никому ничего не должен. Ни родители, ни учителя не имеют права ничего требовать. В итоге имеем поколение моральных уродов, которые никому ничего не должны, ни за что не отвечают, но при этом им все обязаны.

Шильд Рот
24 февраля 2014 г.
12:56

Очередной поциент, страдающий ЗОГ головного мозга? Да будет тебе известно, что в Японии уже давно такая система образования, при которой учащиеся в рамках той или иной учебной программы сами выбирают те предметы, которые они хотят изучать. А что такое Япония сейчас? Думаю, ты и сам прекрасно знаешь. Тут в чем-то другом дело.

Главное в школе -проверить и наказать учителя!
За то,что ребенок вытер доску,протер пол в классе,вытер пыль,за то,что учитель вовремя не подал отчет,не так написал программу,прикрикнул на ученика,не собрал вовремя подписи,много домашнего задания задал,не так посмотрел на родителей.
Модернизация образования!

Помню, как зачет по ненавистному баскетболу с девочками из класса сдавали. Ну не баскетболистки мы ни разу, так нам альтернативу предложили: очистить от снега хоккейную коробку. Две лопаты, садовая тачка на нас четверых. За 20 минут управились, и потом до конца урока в раздевалке анекдоты рассказывали. Всем пятерки за зачет поставили.

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:58

>> «Школа наш дом и мы хозяева в нем»

Да-да. «Народ — хозяин страны» Чем закончилась эта всеобщая «ответственность» за имущество «дома», помните?

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:50
Учителя или не учителя, а заниматься этим должен персонал школы, а никак не
ученики. Первым за это платят деньги. Мало платят? Пусть меняют работу.

А работать-то кто будет?Проанализируйте ситуацию в щколах,особенно на селе.Кто в школу рвется?Вы о чем?

а что ж вы не научите ребенка дома тряпку в руках держать? все на школу валите?
может в школе и попу вытирать должны учить?

Вы много то на себя не берите. сейчас ребенка в школу ведешь, он должэн писать, читать, считить, а раньше нас этому в школе учили, еще чота вякайте, вы хоть учить то можэте или долько дамашками грузить умеете. нелюбил школу, а теперь.

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:02

Кто будет работать, пусть этот вопрос беспокоит государство. Может, начнут задумываться те, кто принимает подобные законы, когда учителя из школ начнут в массовом порядке увольняться, как врачи из той больницы, о которой недавно тут новость была.

Я не слышала,чтобы мытье доски ,уборка класса входили в должностные обязанности учителя.

Коль это все вне закона,пишите,куда жаловаться на нарушения.

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:24 ничего не помешает растить ТРУТНЕЙ.

можете из своих детей продолжать растить рабов, чтобы с детства привыкали пахать забесплатно, причем выполняя ещё при этом чужую работу. За которую, возможно, деньги себе в карман будет забирать чужой дядя. Поздравляю.

Я не слышала,чтобы мытье доски ,уборка класса входили в должностные обязанности
учителя.

В их обязанности только раздача домашки и впаривание платных олимпиад и еще всякой фигни платной, начиная от охраны( воопще афигели дирики школ) и заканчивая учебниками.

и правильно. с чего это мой ребенок должен подтирать срач за всеми посетителями школы. полы я его и дома мыть научу

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:10
А за собой срач подтирать не должен?

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:11
— гость —
24 февраля 2014 г.
13:10
А за собой срач подтирать не должен?____он в школу ходит учиться, а не полы мыть. для этого есть специальный персонал, который получает за свою работу, а именно мойку пола и т.п. заработную плату

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:05

Я тоже не слышал, чтобы это всё входило в обязанности учеников.

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:08
А вы дома своему чаду за уборку в комнате платите? Не боитесь, что когда станете старым, то вас дом пристарелых будет ждать, т.к. ваше дитятко за бесплатно не прывыкло горшки выносить?

можете из своих детей продолжать растить рабов, чтобы с детства привыкали пахать
забесплатно, причем выполняя ещё при этом чужую работу. За которую, возможно,
деньги себе в карман будет забирать чужой дядя. Поздравляю.
—————————————————
а потом такие дети проходят мимо девушек которых грабят, пенсионеров которые упали и не могут подняться. зачем им помогать ведь за это не платят?! и в гости его в старости часто не ждите, ведь за посещение стариков родителей ему не платят!

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:16
Чо ты разводишь то как оленей людей, тебе совсем про другое говорят, а то что ты ерзаешь тут на опе это ни как к теме не относится

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:16

«В огороде бузина. »
Как это взаимосвязано, можете объяснить? Какая связь между тем, что ребенок не должен в школе выполнять работу, которую за него должна там делать уборщица, и тем, что в результате этого он может вырасти таким, как вы тут живописали? Потрудитесь логически обосновать ваш ход мысли, чтобы он не походил на обычный словесный понос.

Пардон, господа! Детки не надсадятся, убрав за собой. А вот если, в силу младого возраста, усвоят ваши выкладки про права и т.д., то в дальнейшем они вообще ни к чему не прикоснутся. И вам в том числе стакана воды не подадут!

Смешно,проверять учителей!Раньше это были ученики!Зачем это делают?Много замечательных учителей,которые любят работать с детьми,а не с бумагами!Они всех себя посвящают детям,работают творчески,сутками!Для детей!

гость
24 февраля 2014 г.
13:22

Да-а. Лично проверял? Опыт соответствующий есть? Или очередной всего боящийся теоретик по жизни, которому бы только покричать про развал «традиционной системы ценностей»?

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:05
Я тоже не слышал, чтобы это всё входило в обязанности учеников.

бред полный. если ребенок дома убирает за собой, то почему он в школе должен . я согласна, вытереть доску, промыть тряпку от мела. а все остальное.

ооооо столько комментов, какая популярная тема. самый раз в России это по обсуждать..

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:16ведь за посещение стариков родителей ему не платят!

уважаемый, Вы не путайте внутрисемейные отношения родных людей, и бесплатную работу в ущерб своим интересам,времени, возможно, и здоровью.

Просто будут дополнительные поборы на уборщиц по вытиранию доски, ну или будут сидеть и ничего не делать на уроке, потому что учитель не обязан вытирать доску когда 30 дебилов сидят и пальцы гнут перед ним. Пол уже никто не моет лет 20 как, во всяком случае в городе.

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:27
А тут прямая связь. Жаль, что вы не можете этого понять. Учитель не имеет права заставить учеников убирать за собой в классе. Ключевое слово «за собой». Вы дома тоже не имеете права ничего требовать от своего ребенка. Некоторые дети уже прямо родителям заявляют, что пойдут жаловаться в случае чего. Нет обязанностей. Есть только права. В итоге, обязанность заботиться о пожилых родителях отпадает автоматически.

— гость —
24 февраля 2014 г.
12:59
Мы с вами в соседних палатах. Где вы в России, батенька, увидели японскую национальную идею работать не покладая рук и учиться как проклятый? Вы спутали менталитеты. У нас, если сделать посещение школы и занятий факультативным — многие вообще ходить перестанут. Останутся лишь одинокие ботаники и те, кого заставляют учиться родители. Вы давно в школе преподавали? Видимо, давно. Сейчас в каждом классе внимательно слушают учителя и включаются в процесс обучения максимум 10-15% учеников. Остальные просто отсиживают. Сходите как-нибудь, поглядите.

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:28 Просто будут дополнительные поборы

а поборы-то запрещены. ))

Больше всего летняя практика напрягала)) еще и в каникулы в школу ходить, да нафиг надо.

Сейчас хожу через двор своей школы и такая грусть охватывает.Раньше весь школьный двор был очищен от снега,какие то фигурки лепили во дворе,горку строили.Было приятно и красиво.Да,для этого привлекали школьников начиная с 7го класса и что?Это было дружно и весело.Почему сейчас все нельзя,все в полузаброшенном состоянии.У школьников нет ни опт,ни желания помогать школе.Денег не выделяют,старшеклассников привлекать нельзя.И что дальше?

Угу, еще у нас образование бесплатное)))

ви
24 февраля 2014 г.
13:53
Больше всего летняя практика напрягала)) еще и в каникулы в школу ходить, да
нафиг надо.
.
Она и сейчас никуда не делась. 5-й класс — детям уже объявили, что две недели в июне обязаны отполоть на пришкольном участке.

— гость —
24 февраля 2014 г.
13:38

Да не за собой, а обычно за всеми. Что, на доске писал, в классе топтал полы грязной обувью только он один? Там все ходят. И еще раз, не надо путать взаимоотношения внутри семьи с тем, что происходит в школе.

гость
24 февраля 2014 г.
13:56

Гы. а кто не придет, с теми что будет? Из школы выгонят?

Шильд Рот
24 февраля 2014 г.
13:50

Так о том и речь! Хоть какая система образования будь, не выпустит она достойных граждан, если у этих самых граждан основополагающая идея не труд во благо общества, а как бы работать поменьше.

Гы. а кто не придет, с теми что будет? Из школы выгонят?
===================
ничо не будет. никада не ходил.

Так о том и речь! Хоть какая система образования будь, не выпустит она достойных
граждан, если у этих самых граждан основополагающая идея не труд во благо
общества, а как бы работать поменьше.

Любимая поговорка у меня — работать надо не ради денег, а что бы наработаться)))

Гы. а кто не придет, с теми что будет? Из школы выгонят?
.
Если практика входит в учебный план, то ее непрохождение должно рассматриваться как невыполнение учебного плана. Тогда в следующий класс нельзя перевести.
По крайней мере, у студентов так. Не прошедшие практику не переводятся на следующий курс и отчисляются.
Вопрос, входит ли практика в учебный план школьников, или это местное изобретение администраций школ? Учителя есть, кто знает?

В нашей гимназии за уборку классов платят родители. Так решили, чтобы дети не задерживались после уроков и не пачкались.
Ничего плохого в мытье класса школьниками не вижу, вспоминаются грязные манжеты у формы после неловкого обращения с грязной тряпкой.
Понимаю, сегодняшнюю молодежь заставить ЭТИМ заниматься не получится. Современные дети хорошо объединяются только для тусовок.

гость
24 февраля 2014 г.
14:06

У студентов УЧЕБНАЯ практика. А в школах какая? Хотя. у нас, помнится, в дневниках был такой типа предмет «Общественно полезный, производительный труд» (снизу под расписанием графа стояла). Сейчас есть или нет, ХЗ.

У студентов УЧЕБНАЯ практика. А в школах какая?
.
Так она и в школах, может, по документам такая. И должна заключаться отнюдь не в прополке под палящим солнцем. Это так же, как и у студентов. Они вроде бы должны обучаться азам профессии, а на самом деле часто используются как мальчики и девочки на побегушках. Так и в школах, может, в отчетности-то все красиво расписано — чему там дети во время практики обучились. А на деле тупо траву рвали.

Неужели так трудно понять что дети должны начать ПОНИМАТЬ!! что нужно уважать чужой труд. а как начать уважать чужой если САМ нифига не делаешь?? если дома за тебя мама все помыла, в школе уборщица, учитель, на придворной территории биолог или дворник, как она поймут. я считаю что ТОЛЬКО объемным физ трудом, по другому просто никак.
Вот я лично поняла что НАДО дома убирать за собой ТОЛЬКО тогда, когда мама меня ОБЯЗАЛА убирать ВЕСЬ дом раз в неделю. Тогда уже я стала ВСЕХ гонять чтобы убирали за собой стаканы, бумажки от конфет из кресла и прочее такое, потомучто убирать МНЕ! Летом вышла, быстренько грядку прополола и на улицу, нет-дома сидишь, вышла без спроса и вместо 1ой будет 2 грядки, БЕЗ улицы вечером еще и денди отберут.
Так же и со школой! может хоть чуть чуть будут уважительнее относиться к СВОЕМУ же труду! и к цветочкам перед школой которые ты в том году зернышком посадил, а сейчас это прекрасная клумба! И к классу своему в котором чистенько и красиво, в котором приятно находиться.

m.amic.ru