Учебно-методическое пособие по огневой подготовке

Сайт о выживании

Особенности выживания и автономного существования в дикой природе

Главное меню

Навигация по записям

О книге : Учебное пособие. Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях. Издание 2017 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 156
Язык : Русский
Размер : 9,4 мб
Скачать книгу : бесплатно, без ограничений, на нормальной скорости, без логинов и паролей

Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях.

Учебное пособие «Огневая подготовка» предназначено для курсантов и студентов военных факультетов, обучающихся по программам подготовки младших командиров, техников и офицеров запаса с целью получения ими знаний по огневой подготовке. Также может быть использовано непосредственно в войсках с целью совершенствования солдатами и сержантами знаний, навыков и умений по общевоенным дисциплинам и оказания им помощи в обучении и воспитании подчиненных и подготовке личного состава к выполнению боевых задач как в мирное, так и в военное время.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями руководств и наставлений в объеме учебных программ дисциплины «Огневая подготовка». Может быть использовано руководителями занятий по огневой подготовке со всеми категориями военнослужащих.

Огневая подготовка является составной частью полевой выучки войск. Высокий уровень огневой подготовки личного состава обеспечивается строгой методической последовательностью в обучении, четкой организацией занятий, проведением огневых тренировок и стрельб. Огневая подготовка проводится на плановых занятиях в классах, тире и на войсковом стрельбище при выполнении упражнений учебных стрельб.

Дисциплина имеет целью подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего знаниями фундаментальных основ огневой подготовки, профессионально важными качествами личности и навыками, необходимыми для успешного исполнения функциональных обязанностей по предназначению.

В связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки военных специалистов существует необходимость в периодической переработке учебников и учебных пособий, используемых в процессе обучения по всем военным специальностям, и издания новых пособий. В данном пособии по огневой подготовке объединены основные положения по материальной части стрелкового оружия и ручных осколочных гранат, теории стрельбы и методике обучения огневой подготовке, а также основные положения Курса стрельб.

Пособие предназначено для проведения занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Огневая подготовка» и может быть использовано как обучаемыми, так и руководителями занятий по огневой подготовке со всеми категориями военнослужащих и студентов.

Оглавление учебного пособия «Огневая подготовка».

ВВЕДЕНИЕ.

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И РУЧНЫХ ГРАНАТ.
1.1. Общее устройство автомата АК-74, пулемета РПК-74. Требования безопасности при обращении с оружием.
1.2. Подготовка к стрельбе автомата АК-74 и пулемета РПК-74. Порядок их осмотра, хранения и сбережения.
1.3. Общее устройство пистолета Макарова. Порядок его осмотра, хранения и сбережения.
1.4. Общее устройство ручного противотанкового гранатомета РПГ-7В. Требования безопасности при стрельбе из РПГ-7В.
1.5. Общее устройство ручных осколочных гранат и запалов к ним. Требования безопасности при обращении с гранатами.

2. ОСНОВЫ И ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ.
2.1. Основы стрельбы из стрелкового оружия.
2.2. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

3. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ.
3.1. Приемы и способы ведения огня из АК-74 и ПМ.
3.2. Учебные стрелковые приборы. Приведение оружия к нормальному бою.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
4.1. Содержание Курса стрельб.
4.2. Методика проведения огневых тренировок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях — СКАЧАТЬ книгу >>>

survival.com.ua

Методическая разработка по ОБЖ на тему:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ Г РОССОШЬ

ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Методика проведения занятий по огневой подготовке

В рамках подготовки граждан к военной службе предусматривается:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования;

— занятия военно-прикладными видами спорта;

— обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Огневая подготовка является важным компонентом при рассмотрении раздела «Основы военной службы» дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах.

II. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке:

Занятия по огневой подготовке могут проводиться в классах, в тире или учебно-тренировочном городке, а также в кабинете, на специальных учебных местах для практического обучения.

В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.
Практические занятия организуются для изучения материальной части автомата, ручных гранат и другого оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка.

Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.

Показ образцовых действий должен проводиться, как правило, руководителем занятия или хорошо подготовленными обучаемыми. Прием (действие) вначале показывается в целом, в необходимом темпе, затем в замедленном, по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема.
Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых приемов у обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием. Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения.

Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям :

— новый материал должен увязываться с ранее изученным;

— на занятиях руководитель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах, показывать приемы, направленные на полное и эффективное использование огневых возможностей оружия в бою, на тесную связь огневой подготовки с тактикой, расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков. Кроме этого, обращается внимание на необходимость бережного отношения к оружию, на выполнение требований по его хранению и сбережению;

— на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;

— наличие и подготовка кабинета (класса), учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий (урока) должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых (интенсивных) методов обучения;

— в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса; каждый навык учащихся, каждое их действие должны быть оценены руководителем;

— занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по сохранности оружия.

Во вводной части классного занятия проверяются наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку и установление связей между пройденным материалом данного занятия. Установление таких связей обеспечивает систематичность и последовательность обучения. Контрольный опрос может проводится методом беседы, упражнения, письменно или комбинированно. Вопросы должны вынуждать обучаемого думать в условиях ограниченного времени. Затем производится разбор и объявляется оценка. Продолжительность опроса не должна превышать 10-12 минут. После опроса руководитель объявляет тему занятия, возможно кратко напоминает содержание прошлого занятия для установления причинно-следственной связи между темами, ее необходимость, конкретные учебные цели и порядок проведения занятия.
Во вводной части занятия по выполнению упражнений стрельб , руководитель сообщает тему, цели и порядок проведения занятия; указывает на местности исходное положение, рубежи открытия огня, основные и опасные направления стрельбы, проверяет знание обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности при стрельбе.

Огневая тренировка — форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки и умения. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых военнослужащему. Обучаемые под руководством преподавателя или самостоятельно по его заданию выполняют действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производства выстрела, выполняют нормативы по разборке, сборке стрелкового оружия).

Групповые тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях, слаживания расчета и подразделения.
Тренировки по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.
Выполнение упражнений стрельб

— это форма практического занятия, при которой обучаемые используют полученные знания, умения и навыки в боевом применении штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, навыки и умения, но и выявить недостатки в обучении огневой подготовке. Поэтому результаты стрельб должны анализироваться и на основании этого приниматься меры по повышению огневой выучки.

В конце основной части занятия руководителю целесообразно провести анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, установить типичные ошибки в стрельбе и в выполнении нормативов, в действиях при вооружении и других действий каждого обучаемого. Это позволяет определить задачи руководителям для индивидуального обучения и показать конкретные недостатки обучаемым для самостоятельной тренировки и задание на очередное занятие.
Занятие заканчивается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, учебного оборудования. Однако руководителю целесообразно провести еще методический самоанализ прошедшего занятия с точки зрения его организации, методики проведения, достигнутых результатов, возникновения новых методических и воспитательных приемов и т.д. Тщательный методический самоанализ поможет руководителю занятия найти способы интенсификации обучения огневой подготовке.

В заключительной части проведения занятия руководитель указывает, как выполнены учебные цели занятий; индивидуальные результаты стрельбы, кто из обучаемых добился лучших результатов, и кто недостаточно овладел учебным материалом; что необходимо сделать для устранения отмеченных недостатков.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА № 96/134

Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах

Ст.46 Обучение граждан стрельбе из стрелкового оружия организуется командирами соединений (воинских частей) и проводится в установленном порядке на стрельбищах или в тирах военнослужащими, при участии педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподавателей учебных пунктов). Для проведения стрельб командиры соединений (воинских частей) назначают ответственных должностных лиц, а также предоставляют оружие и боеприпасы.

Ст.50 В муниципальных образованиях, где нет соединений и воинских частей, проведение стрельб организуется военным комиссаром на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).

Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в установленном ими порядке.

При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.

До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми:

— устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия;

— меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

— порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучаемого к стрельбе проверяется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с оружием, твердо усвоили меры безопасности при проведении стрельб.

Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества.
1. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы. Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за оповещение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, оборудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руководителя, проводящего стрельбу.
2. В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления. В каждом тире (стрельбище, стрелковом стенде) с учетом особенностей и местных условий разрабатывается и вывешивается на видном месте инструкция по правилам и мерам безопасности, которую должны твердо знать и выполнять все участники стрельб. Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление. В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегающие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передоверять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.
4. При проведении стрельб в тире, на стрельбище, стрелковых стендах в помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из числа штатных работников (инструкторов) или наиболее подготовленных стрелков команды, проводящей стрельбу, подчиняется руководителю стрельбы, отвечает за сохранность оружия и боеприпасов на огневом рубеже и своими действиями помогает руководителю стрельбы.

5. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:

— производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;

— брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;

— заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;

— прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;

— прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;

— выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

— находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

— оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;

— производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);

— допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы на исходном рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одной пульке.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «На огневой рубеж, К БОЮ.»

8.Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

9.Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

11. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:
— дату, место, наименование класса и количество привлекаемых обучаемых;

— вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек;

— фамилию преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы;

— необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

Для учета израсходованных пулек преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек.

Акт подписывается преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, классным руководителем и утверждается руководителем образовательного учреждения.

12. Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном помещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исключающих возможность проникновения и выноса названного имущества. Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.

Примерная организация проведения стрельб из пневматической винтовки.

Перед стрельбой обучающихся делят на смены с учетом наличия оружия и количества мишеней.

Обязательное разбитие места для проведения стрельбы на рубежи:

— пункт боепитания (выдача боеприпасов);

— огневой рубеж (рубеж открытия огня).

Очередная смена стреляющих по команде строится в исходном положении.
Проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе.
Руководитель стрельбы на пункте боепитания выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».

Каждому стреляющему на исходном рубеже руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое».

После команды руководителя стрельбы «Смена на огневой рубеж – К БОЮ», стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.

Обучаемые занимают место на огневом рубеже, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов».

Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня «ОГОНЬ».

Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду «Прекратить стрельбу», указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду «ОГОНЬ».
В случае, когда стрельба прерывается (по техническим и другим причинам), у всех стрелков ружья должны быть открыты.

Закрывать ружье можно только после разрешения руководителя стрельбы.
Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу закончил».

После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».
Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено» (пружина не должна взводиться).

Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, изложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.

Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.

После этого смена по команде возвращается на исходное положение.

Предлагаемый в данной работе обобщенный и систематизированный материал позволит качественнее и полнее рассматривать в рамках раздела «Основы военной службы», проведения военно-спортивных мероприятий, вопросы, связанные с подготовкой молодежи к защите Отечества. Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки юношей, другие руководители, полностью могут использовать в работе данное учебно-методическое пособие. Вышеизложенный материал может быть использован при предпрофильном обучении, когда решается вопрос о профессиональной ориентации учащихся, а также при решении важнейшей государственной задачи военно-патриотического воспитания молодежи.

nsportal.ru

Методическое пособие по огневой подготовке для руководителей военно-патриотических клубов и объединений Часть 1

Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области

«Волгоградский областной цент по патриотической и поисковой работе»

Методическое пособие по огневой подготовке для руководителей военно-патриотических клубов и объединений

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке………..…4

II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества……………………………………………………. 8

III. Методика проведения стрельб из пневматической винтовки……. …….11

Приложение 1. Обязанности руководителей организаций по обеспечению правил и мер безопасности при проведении соревнований и учебно-тренировочных стрельб…………………………. 13

Приложение 2. Обязанности лиц, руководящих стрельбой и обслуживающих стрельбу………………..…………………..14

Приложение 3. Место проведения стрельб…………………………. ……..17

Приложение 4. Инструкция о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе из пневматического оружия. Инструкция по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся…………………………….……. … 19

Приложение 5. Позиции при стрельбе из пневматического оружия (винтовки)……..……………………………………. 22

Приложение 6. Оценки показателей по огневой подготовке…………. ……24

Огневая подготовка является неотъемлемой частью подготовки, как военнослужащих, так и курсантов военно-патриотических клубов. Данная дисциплина стоит в одном ряду с такими предметами как тактическая, строевая, медицинская и физическая подготовка. Одним из показателей значимости данной дисциплины является то, что каждый солдат (матрос) или курсант обязан принять участие в стрельбах до принятия присяги. Но наряду с важностью и значимостью, огневая подготовка требует как от руководителя, так и от курсантов военно-патриотических клубов (далее юнармейцев) дисциплины, внимательности и порядка. На огневой, как и на минно-подрывной и парашютно-десантной подготовке, ошибиться достаточно один раз…

В основу данного методического пособия легла разработка Бабенко Игоря Николаевича, учителя ОБЖ из г. Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа. Его работа будет полезна учителям ОБЖ, руководителям военно-патриотических клубов, инструкторам по огневой подготовке при проведении как занятий по огневой подготовке, так и при организации стрельб.

Руководителям клубов и инструкторам по огневой подготовке необходимо уделить особое внимание на технику безопасности при обращении юнармейцев с оружием и боеприпасами.

Руководитель ОБЯЗАН привить правильные навыки обращения с оружием каждому юнармейцу, независимо учебное оно или нет, заряжено или боеприпасы отсутствуют. Объяснить, что, взяв в руки оружие, первым делом, следует проверить положение предохранителя и доложить о снятии с него оружия.

Наводить оружие на людей и животных;

Производить манипуляции с оружием и боеприпасами без команды старшего на учебном занятии;

Оставлять оружие и боеприпасы без присмотра.

Переучить — сложнее, чем научить…

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке

Методические занятия по огневой подготовке могут проводиться в классах, в тире или учебно-тренировочном городке, а также на военном кабинете и специальных учебных местах для практического обучения.

Примечание: Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах. Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд военнослужащих.

До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми следующее:

устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия;

меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

порядок выполнения упражнений стрельб.

Программой по основам подготовки к военной службе молодежи предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.

Практические занятия организуются для изучения материальной части автомата, ручных гранат и другого оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнения) и стрельбы. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.

Показ образцовых действий должен проводиться, как правило, руководителем занятия или хорошо подготовленными обучаемыми. Прием (действие) вначале показывается в целом, в необходимом темпе, затем в замедленном, по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема.

Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых приемов у обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием.

Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения. Они проводятся, как правило, по нормативам, которые по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться. Например, уменьшается время на выполнение норматива, вводятся элементы состязательности «Кто быстрее и лучше» и т. п.

Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям:

• новый материал должен увязываться с ранее изученным;

• на занятиях руководитель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах, показывать приемы, направленные на полное и эффективное использование огневых возможностей оружия в бою, на тесную связь огневой подготовки с тактикой, расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков. Кроме этого, стоит обратить внимание на необходимость бережного отношения к оружию, на выполнение требований по его хранению и сбережению;

• на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;

• наличие и подготовка кабинета (класса), учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий (урока) должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых (интенсивных) методов обучения;

• в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса; каждый навык учащихся, каждое их действие должны быть оценены руководителем;

• занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по сохранности оружия.

Во вводной части классного занятия проверяются наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку и установление связей между пройденным материалом данного занятия. Установление таких связей обеспечивает систематичность и последовательность обучения. Контрольный опрос может проводиться методом беседы, выполнением упражнений, письменно или комбинированно. Вопросы должны вынуждать обучаемого думать в условиях ограниченного времени. Затем производится разбор и объявляется оценка. Продолжительность опроса не должна превышать 10-12 минут. Использование класса программированного обучения позволяет вести опрос за 3-5 минут, что значительно сокращает вводную часть занятия.

После опроса руководитель объявляет тему занятия, при необходимости кратко напоминает содержание прошлого занятия для установления причинно-следственной связи между темами, их значимость, конкретные учебные цели и порядок проведения занятия.

Во вводной части занятия по выполнению упражнений стрельб, руководитель сообщает тему, цели и порядок проведения занятия, указывает на местности исходное положение, рубежи открытия огня, основные и опасные направления стрельбы, проверяет знание обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности при стрельбе.

Огневая тренировка – форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки и умения. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальными и групповыми (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых военнослужащему. Обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производства выстрела). Групповые тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях, слаживании расчета и подразделения.

Тренировки по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. Условия выполнения нормативов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться.

Выполнение упражнений стрельб – это форма практического занятия, при которой обучаемые используют полученные знания, умения и навыки в боевом применении штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, навыки и умения, но и выявить недостатки в обучении огневой подготовке. Поэтому результаты стрельб должны анализироваться и на основании этого приниматься меры по повышению огневой выучки.

В ходе тренировок (стрельб) руководителю занятия целесообразно периодически контролировать работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которыми они пользуются; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организацию замены учебными местами и другие вопросы обучения. Руководитель занятия также определяет характерные недостатки у более отстающих обучаемых и применяет индивидуальный способ обучения для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В конце основной части занятия руководителю целесообразно провести анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, установить типичные ошибки в стрельбе и в выполнении нормативов, в действиях при вооружении и других действиях каждого обучаемого. Это позволяет поставить задачи руководителям для индивидуального обучения, указать на конкретные недостатки обучаемым для самостоятельной тренировки и определить содержание задания на очередное занятие.

Занятие заканчивается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, учебного оборудования. Однако руководителю целесообразно еще провести и анализ прошедшего занятия с точки зрения его организации, методики проведения, достигнутых результатов, возникновения новых методических и воспитательных приемов и т.д. Тщательный методический самоанализ поможет руководителю занятия найти способы интенсификации обучения огневой подготовке.

В заключительной части проведения учебно-полевых сборов руководитель указывает, как выполнены учебные цели занятий; индивидуальные результаты стрельбы, кто из обучаемых добился лучших результатов, и кто недостаточно овладел учебным материалом; что необходимо сделать для устранения отмеченных недостатков; результаты стрельбы отделений, взводов и роты в целом за все время проведения учебно-полевых сборов.

II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества

1. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.

Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за оповещение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, оборудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руководителя, проводящего стрельбу.

2. В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления.

В каждом тире (стрельбище, стрелковом стенде) с учетом особенностей и местных условий разрабатывается и вывешивается на видном месте инструкция по правилам и мерам безопасности, которую должны твердо знать и выполнять все участники стрельб.

Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление.

В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегающие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передоверять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.

4. При проведении стрельб в тире, на стрельбище, стрелковых стендах в помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из числа штатных работников (инструкторов) или наиболее подготовленных стрелков команды, проводящей стрельбу, подчиняется руководителю стрельбы, отвечает за сохранность оружия и боеприпасов на огневом рубеже и своими действиями помогает руководителю стрельбы.

производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;

брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;

заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;

прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;

прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;

выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;

производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);

допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы исключительно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одной пульке.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!» и после сигнала «Огонь!».

Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

10. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы милиции, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.

11. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:

дату, место, наименование класса и количество привлекаемых обучаемых;

вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек;

фамилию преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы;

необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

Для учета израсходованных пулек преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек.

12. Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном помещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исключающих возможность проникновения и выноса названного имущества.

Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.

В образовательных учреждениях запрещается:

хранить боевое и учебное оружие, боеприпасы к нему, гранаты, взрыватели, взрывчатые вещества, мины и т. п.;

хранить малокалиберные винтовки и патроны;

хранить пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество на частных квартирах, в учительских, в кабинетах и прочих не предусмотренных разрешением помещениях;

выдавать пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество отдельным лицам для личного пользования.

Осмотр пневматического оружия, ММГ АК, инженерного, химического, медицинского и другого учебного имущества с целью проверки наличия, состояния, условий хранения и сбережения, а также правильности учета организуется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, один раз в месяц, руководителем образовательного учреждения – один раз в шесть месяцев.

При обнаружении халатного отношения к учету, хранению и сбережению пневматического оружия, ММГ АК и другого учебного имущества или незаконного его использования руководитель образовательного учреждения обязан принять меры по устранению недочетов и привлечь виновных к ответственности.

13. При проведении тренировочных сборов с участием учащихся и команд из других населенных пунктов в местах их проведения руководителями мероприятий организуется временное хранение оружия и боеприпасов. Для этой цели используются стационарные помещения, отвечающие требованиям, установленным для хранения оружия и боеприпасов.

Организация, проводящая сборы или соревнования, своим приказом назначает лицо, персонально ответственное за сохранность оружия и боеприпасов.

refdb.ru