Своды законов жеты жаргы

История Казахстана

Семь фактов о «Жеті жарғы»


ХанТауке, усовершенствовав «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), создал свой свод законов «Жеті жарғы».

1. Свод законов был порожден требованиями того времени

В ХҮІІ веке угроза для Казахского ханства исходила с разных сторон, да и единство внутри государства стало ослабевать. Тауке хан направил все свои усилия, чтобы укрепить ханство. Для этого была нужна система новых законов, которая бы укрепила власть и обеспечила единство.

Тауке хан, опираясь на «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятые при прежних ханах, и руководствуясь древними обычаями и традициями Казахского ханства, создал систему новых законов.

Хан, собрав на вершине Культобе Толе бия, Казыбек бия, Айтеке бия, утвердил свод законов «Тәуке ханның Жеті жарғысы» («Семь уставов Тауке хана»).

2. От прежних степных законов «Жеті жарғы» отличался семью новыми пунктами

Полный вариант «Жеті жарғы» не сохранился, но его отрывки можно прочесть в записях К.Шукиралиева (1804), Я. Гавердовского (1806), А.Левшина (1832). Из этих отрывков видно, что Тауке хан дополнил прежние степные законы семью новыми пунктами и назвал свод законов «Жеті жарғы». Явно прослеживалось, что принятые изменения преследовали цель – укрепление власти посредством предоставления особых прав для торе и ходжи.

3. Обязанность приходить на выборы с оружием

Согласно своду законов «Жеті жарғы» главы казахских племен и родов собирались один раз в год. На таких собраниях методом голосования решались проблемы, связанные с внутренним и внешним положением государства. Только граждане, явившиеся на выборы с оружием, имели право голоса. Вместе с тем, те, кто носил оружие, в год платили одну двадцатую часть своего имущества в виде налога государству. Каждый род, участвовавший в собрании, имел свою тамгу (родовой знак).

4. Кун выплачивался четырьмя видами домашнего скота

Самый распространенный вид наказания – это выплата куна. В зависимости от социального положения преступника и погибшего человека размер выплачиваемого куна мог меняться. Например, за каждого убитого мужчину выплачивалось 1000 баранов, а за каждую женщину – 500 баранов. Также во внимание принимался и социальный статус погибшего человека, если он был аристократом, то сумма выплачиваемого куна возрастала в семь раз, т.е. если кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Если кто оскорбит султана или ходжу, то за это должен выплатить 9 голов скота, а за побои – 27. Цена куна, выплачиваемого за раба, приравнивалась к беркуту или гончей. Преступник, нанесший телесные повреждения, также выплачивал кун. Большой палец стоил 100 баранов, а мизинец – 20. Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное. Например, 100 верблюдов приравнивались к 300 лошадям или 1000 овцам. Из этих пунктов «Жеті жарғы» мы видим, что права каждого социального слоя были узаконены.

5. Человек, совершивший тяжкое преступление, приговаривался к смерти

В «Жеті жарғы» большое место отводилось уголовно-правовым нормам. В качестве преступлений рассматривались: убийство, причинение увечий, изнасилование женщины, нанесение побоев, оскорбление, воровство и др.. Виновные подвергались наказанию соответственно степени тяжести преступления. В этом своде законов сохранился принцип «кровью за кровь». Было два смертной казни: смерть через повешание и забивание камнями насмерть. Мятежники и предатели внутри страны также подлежали смертной казни.

6. Уголовные преступления рассматривал суд биев

Суд биев по соглашению двух сторон мог заменить смертную казнь на выплату куна. Выплата куна рассматривалась в четырех случаях:

1. если женщина убила своего мужа и родственники мужа ее не простили;

2. если женщина убила своего младенца, рожденного вне брака;

3. если факт супружеской измены был доказан;

4. если имел место факт богохульства.

А того, кто осмелился поднять руку на своего отца, позорили: сажали на черную корову, лицом к хвосту. Наказание дочери, осмелившейся повысить голос на родителей, определяла мать.

Суд биев Казахского ханства

7. «Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века

«Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века. А некоторые из его законов применялись вплоть до Октябрьской революции. Как мы и говорили выше, оригинал «Жеті жарғы» не сохранился до наших дней.

Одиннадцать фрагментов «Жеті жарғы», записанные на основе сведений «старшины яппасского рода» Кубека Шукиралиева, были опубликованы в 1820 году на страницах «Сибирского вестника».

Текст второй редакции «Жеті жарғы» приводится в исследованиях А.Левшина. Спустя более 100 лет после составления «Жеті жарғы» эти варианты были опубликованы в жанре народного устного творчества.

ehistory.kazakh.ru

История борьбы казахского народа за создание своей государственности – процесс многовековой и сложный. В 30-50 годы XVII века определенную роль в развитии государственности у казахов сыграли ряд факторов. Это взаимосвязь различных регионов, развитие городов, изменение характера некоторых сословий, возвышение ханской власти, организация отпора посягательствам на казахскую государственность.

Социальная структура казахского общества

В социальной структуре казахского общества происходили изменения. Наряду с султанами активизируются бии, поднимается социальное сословие батыров. Бии выдвинулись из коренных казахских родов в качестве старейшин и духовных наставников. С XVII века все большую роль у биев играют знания, жизненный опыт. Они распоряжались родовыми кочевьями, проявляя свои деловые качества. Батыром мог стать аристократ султан или бий, кто-либо из приближенных хана. Благодаря своим личным качествам в число батыров начали выдвигаться и рядовые общинники, потомки «черной кости». Между биями и султанами шла борьба за политическое влияние в казахских общинах. Власть отдельных биев была значительной, и они не считались с султанами. Некоторые казах­ские султаны стремились обособиться от ханской власти и пра­вить своими владениями единолично. В государстве не утихали рас­при и соперничество между знатью, феодалами. В это время стали преры­ваться тесные связи и между жузами. Каждый из них пытался стать независимым друг от друга. Такая обстановка вела к образованию в каждом из трех жузов своего ханства. Создав­шаяся ситуация препятствовала объединению казахского народа. Эти факторы заметно ослабили Казахское ханство.

Причины ослабления Казахского ханства

Протестуя против произвола хана и феодалов, казахские общины перекочевывали в другие места. Население Казахского ханства намного умень­шилось. Вследствие побед и поражений казахских ханов в беспрерыв­ных войнах границы Казахского ханства часто менялись. В поли­тическом отношении Казахское ханство не было единым. Отдель­ные части территории Казахстана оставались в составе Узбекско­го ханства, Могулистана, Ногайской Орды и Сибирского ханства. К этому времени ослабли политические и экономи­ческие связи между тремя жузами. Казахское ханство было практически раздроблено на отдельные владения. Феодальные междоусобицы и рас­при усугубляли разобщенность казахов. Различные феодальные группы, соперничая между собой, стремились к захвату богатых пастбищ. Старались подчинить себе соседние роды и племена. Ханы Средней Азии и джунгарские феодалы натравливали каза­хов друг на друга, преследуя свои корыстные цели. Воспользовавшись тяжелейшим внутренним и внешним положением Казахского ханства, ойратские племена вторглись на территорию Казахстана. Они захватили плодородные земли и лугопастбищные угодья, изгнав с них мест­ное население. Таким образом, во второй половине XVII века для Казахского ханства характерно ослабление ханской власти и ухудшение внутрен­него положения. Экономическая отсталость, пре­обладание замкнутого натурального хозяйства, отсутствие посто­янных торговых центров и упадок южных городов в XVII веке не давали возможности для создания единого централизованного го­сударства, преодоления раздробленности.

Хан Жангир

В этот период ханский титул принял сын хана Есима — Жангир (1629-1652 гг.) Ко времени занятия Жангиром ханского трона Джунгарское ханство усилилось как в экономическом, так и военном отношени­ях. В 1635 году оформляется Джунгарское ханство. Во главе ханства стал Батур, принявший титул хунтайши. В целях отпора завоевателям хан Жангир стремился установить союзнические отношения с Бухарским, Жаркентским ханствами и соседними кыргызами, Основными причинами нашествия джунгарских феодалов на Казахское ханство были:, захват кочевых мест и паст­бищ, а также подчинение себе торговых центров в Присырдарьинском регионе. С целью осуществления этих замыслов мно­гочисленные войска джунгар вторглись в казахские степи.

В 1643 году в Орбулакском сражении хан Жангир с 600 вои­нами противостоял 50-тысячному войску джунгар. Умело используя мест­ные условия, малое количество воинов хана Жангира расположи­лось в местности Орбулак в Джунгарском Алатау. Получив известие о предстоящем вооруженном столкновении хана Жангира с джунгарскими войсками, батыр Жалантос из рода алшын откликнулся на просьбу о помощи Жанги­ра и с 20-тысячным войском внезапно ударил в тыл противника. Мужество, находчивость и дальновидность Жангира в Орбулакском сражении прославили его имя на весь казахский народ. Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный»). После победы казахов джунгарские войска были вынуждены отступить, но окончательно они не признали своего поражения. Они продолжали совершать набеги в Чуйскую долину и к озеру Бал­хаш и пытались отторгнуть их от Казахского ханства. Значитель­ную часть своей жизни хан Жангир посвятил отпору джунгарским нашествиям. Настоящий патриот родной земли, хан Жангир по­гиб в поединке в одном из боев с врагом.

После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке , правившем в 1680-1715 годах. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодаль­ными распрями и раздробленностью внутри страны, создать силь­ное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепле­ния своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии — биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал осо­бое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос при­надлежал биям, которые решали все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства. Все крупные спорные вопросы меж­ду феодалами решались с их участием. Бии постепенно повсемест­но превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению госу­дарства, не желая признавать ханскую власть. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев, который проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.

Свод законов «Жеты-Жаргы»

Заняв ханский трон, Тауке осо­бое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономи­ческому и политическому укреплению государства. Для этого был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что бук­вально означает «Семь установлений». В его основу были положе­ны сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом — «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ест жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов — Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Млад­ший жуз) — заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже при­менительно к жизни и быту, общественно-социальной среде каза­хов в новых условиях. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жаргы». Хан Тауке неодно­кратно собирал совет биев в местности Культобе для его обсужде­ния, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отве­чали понятиям социальной и правовой справедливости казахско­го общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объеди­нению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногла­сия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законода­тельной основе привело к сохранению единства народа.

По положениям «Жеты-Жаргы» хан — единственный властитель всех родовых объединений. Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства. Хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками. Только хану принадлежит право ведения переговоров с дру­гими государствами. В целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры. Хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания.

В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке был наложен запрет на раздоры в стране. Человек, нарушив­ший закон, нес суровое наказание. Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание. При этом все они должны были яв­ляться на народные собрания с оружием. В «Жеты-Жар­гы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мя­теж, причинение телесных повреждений, кража жен­щины, оскорбление Всевышнего. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. Соглас­но законам «Жеты-Жаргы», вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. По «Жеты-Жаргы», в случае смерти жены разрешалось же­ниться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к это­му в порядке компенсации штраф.

Хотя по «Жеты-Жаргы» уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, однако сохранялся и принцип коллективной ответственности родственной группы за своего члена. Если, ответчик к суду не являлся или не мог заплатить положенного куна, то пеня взыскивалась с его родственников или с его «аула». Полноправным юридическим лицом мог быть только взрослый, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи. Права, которыми обладал или которых лишался каждый свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса в обществе.

Относительная стабилизация политического положения при хане Тауке

Хану Тауке удалось относительно стабилизировать по­литическое положение в стране. Он усилил ханскую власть, осу­ществлял меры, направленные на прекращение междоусобиц и распрей между степными аристократами, расправляясь с непокор­ными его власти султанами и предводителями родов и племен. Хан постоянно искал пути установления союзнических и добрососедских отношений с сосед­ними Казахскому ханству государствами.

Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками при хане Тауке на время приостановило вторжения джунгар на казах­ские земли. В 1680 году, когда джунгары напали на Южный Ка­захстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан. Там в то время находился со своими войсками хан Тауке. В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы бес­прерывно совершали набеги на Казахское ханство. Они стремились к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов с богатым рынком, а также тех мест, где пролегали важные кара­ванные пути. В 1681-1685 годах джунгары разрушили город Сайрам, разорили реги­оны поливного земледелия. Одна часть джунгарских войск дошла до реки Сарысу, а другая вторглась в восточные и северные райо­ны Среднего жуза. Казахский хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа и организации отпора врагу. Он моби­лизовал силы всех трех жузов для победы над опасным врагом. В 1710 году близ Каракумов собрались представители всех жузов для решения вопроса об организации отпора джунгарам. После этого были сформированы народные ополчения. Эти ополчения одержали важную победу над завоевателями, вытеснив их на восток. Однако победа была неполной, причиной этому по­служили вновь продолжившиеся междоусобицы и распри между крупными феодалами Казахского ханства. Такое положение не спо­собствовало объединению народа и мобилизации всех сил для от­пора врагу.

Заключение

Таким образом, в период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оста­валось крайне сложным. Между феодалами, правящими родами и племенами Казахского ханства, не утихали междоусобицы и рас­при. Все три хана казахских жузов имели намерения отделиться от Казахского ханства и само­стоятельно, независимо ни от кого, править своей территорией. Подобно малым ханам, и султаны внутри каждого жуза стремились к самостоятельности, не признавая над собой власть малого хана. Это привело Казахское ханство к политической раз­дробленности.

e-history.kz

«Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение

Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Нурлигенова З. Н., Колосова М. Ю. «Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 750-752. — URL https://moluch.ru/archive/59/8481/ (дата обращения: 06.07.2018).

В представленной статье прослежено становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмотрены земельный закон, семейно-брачное законодательство, военное законодательство, процессуальные нормы права, уголовное законодательство, нормы права о куне, закон о вдовах.

Ключевые слова: обычное право, свод законов, Казахское ханство.

Построение современного демократического правового государства немыслимо без создания права. Право является одним из основных регуляторов жизни общества наряду с моралью, традициями и религией. Обретение Казахстаном независимости поставило перед нашим народом задачу создания права отвечающего международным стандартам в области прав человека. Итогом процесса правотворчества стало принятие Конституции Республики Казахстан 1995 г. — Основного Закона нашего государства. При ее написании и принятии новых законов, регулирующих жизнь общества необходимо учитывать уроки истории и опираться на многовековые традиции страны. В связи с этим возрастает важность знания и должной оценки права Казахстана в различные исторические эпохи и применение в современном праве лучшего из исторического наследия Казахстана.

«Жеті Жарғы» представляет собой свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке (который привил в 1680–1715). В научной литературе часто «Жеті Жарғы» именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке». Времена правления Тауке хана остались в истории казахского народа как период благоденствия и расцвета [1, c. 161]. Однако одним из основных его достижений мы считаем создание единого свода законов для всего населения казахского ханства — «Жеті Жарғы». Это, как справедливо, пишет известный российский ученный А. И. Левшин, ставит его в один ряд с такими государственными деятелями античной Европы как Ликург и Драконт.

Потребность в создании единого свода законов для Казахского ханства была тем более велика, что в период правления Тауке хана оно подвергается военной угрозе. На востоке растет сила Джунгарского ханства, с юга проводят агрессивную политику государства Средней Азии, с севера продолжаются набеги башкир. Необходимо было консолидировать население страны, максимально уменьшить родовую рознь, сохранить единство казахского народа. Подобного рода правовые реформы имеют аналоги в мировой истории: «Русская правда» Ярослава Мудрого, Кутюмы Бовезии средневековой Франции.

Изменения структуры Казахского ханства вызвало необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа и была проведена при хане Тауке хане, найдя своё закрепление в своде законов «Жеті Жарғы». Этот свод был разработан при участии известнейших казахских биев — представителей основных регионов Казахстана: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века.

«Жеті Жарғы» включает в себя следующие основные разделы [2, с. 365–374]:

— земельный закон,регламентирующий пользование землями и разрешение споров о пастбищах и водопоях.

— семейно-брачное законодательство, регламентирующее порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

— военное законодательство, регламентирующее военную службу, формирование подразделений.

— процессуальные нормы права, регламентирующее порядок судебного разбирательства.

— уголовное законодательство, регламентирующее наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

— нормы права о куне — выкупе за убийство и тяжкие телесные повреждения, устанавливающий наказания за них.

— закон о вдовах — своего рода право социальной защиты, регламентирующее имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

По данным историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеті Жарғы» на всей территории Казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех трех жузов казахов в ставке Тауке хана [1, c. 162].

Следует отметить, что «Жеті Жарғы», продолжали использоваться в качестве источника права в Казахском ханстве своеобразные дополнения и комментарии — положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебные прецеденты [3].

«Жеті Жарғы» представляет собой памятник обычного права казахов, под последним мы понимаем — совокупность юридических обычаев, санкционированных и гарантированных государственной властью, соблюдающихся в принудительном порядке в целях сохранения существующих общественных отношений. Обычное право казахов обозначалось термином эдет или зан. Нормы «Жеті Жарғы» были тесно связаны с обычаями, традициями и верованиями казахов. Поэтому защита ценностей, закрпеленных в «Жеті Жарғы» в народе обычно связывалась с защитой себя как народности, как этнического целого. Нормы«Жеті Жарғы», пронизывая различные сферы жизнедеятельности и быта, имели большое значение и в духовной жизни.

Мы считаем, что свод законов «Жеті Жарғы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» («Жаса» — «Пять уложений»), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях. В XIII веке «Яса» попала в Дешт-и Кипчак и вошла в правовые традиции тюркских народов. Включение «Яса» в правовую культуру предков современных казахов было вполне естественным по двум причинам:

1. Династическим правопреемством, так как в Казахском ханстве, как и в других постмонгольских государствах Евразии (Сибирское ханство, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство) правили династии Чингизидов — потомков Чингизхана.

2. «Яса», построенная на обычаях, традициях и морали кочевого общества, прекрасно подходила для кочевых государства нашего региона, поскольку материальный базис общества (метод хозяйствования) — кочевое скотоводство оставался неизменным вплоть до начала XX в.

Мы не можем полностью согласиться с мнением о том, что например такой памятник казахского права как «Жеті жарғы» «…следует интерпретировать как мусульманские степные законы, национальную интерпретацию Шариата» [4]. Влияние последнего на него неоспоримо, но наш взгляд все — таки большее влияние на него оказали такие правовые источники как «Яса» Чигисхана и «Касым ханнын каска жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Одна из исторических особенностей ислама в Казахстане состоит в том, как считает академик С. З. Зиманов, что религиозные служители находились в подчинении светской (ханской) власти. Мы поддерживаем вывод академика С. З. Зиманова, о том, что «в северном регионе Центральной Азии — далеком и отдаленном от влияния исламских центров, формировался светский уклад, наложивший свою печать на все стороны организации и жизни общества, в том числе и на правовую культуру» [5, c. 37].

Характерными чертами «Жеті жарғы» была его гуманность. Отсутствовали в нем жестокие мер наказания, принятых в уголовном законодательстве: лишение свободы, с отбыванием срока наказания в тюрьмах, зинданах, восточных погребах заточения, а также членовредительства, сожжения, колесования, закапывания живьем и т. д., распространенные во многих средневековых восточных странах. В связи с этим известный казахский ученый, этнограф Ч. Валиханов писал о казахском обычном праве следующее, что также справедливо и для «Жеті Жарғы»: «…обычное право киргиз (казахов) по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по Русской правде. В киргизских (казахских) законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода отвечают за родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы»[7, с. 94]. В обычном праве казахов было много норм, поощряющих коллективизм, общность прав, сохранились демократические начала, формы и институты, распространявшиеся на широкий круг отношений — хозяйственных, родовых, бытовых, семейных и политических. Например, правовая традиция избирать ханов и удельных правителей («малых ханов») на народном собрании с участием свободных граждан, способных носить оружие, с поднятием избранного представителями родовых объединений на белой кошме, неукоснительно соблюдалась в периоды ханской власти. Гласность, простота и состязательность судебного процесса, участие в нем представителей сторон, использование силы общественного мнения как средства исполнения судебных решений тоже отличительные черты «Жеті Жарғы». Возможность примирения сторон находит прямой аналог в институте медиации, существующем в действующем законодательстве Казахстана. Имеет прямую аналогию и с успехом используется настоящее время суд присяжных во многом совпадающий с судом биев, имеющимся в «Жеті Жарғы». Действующая Конституция Казахстана указывает, в ст. 13, что:

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод [8]. Эти конституционные положения явились результатом долгой эволюции права на территории Казахстана, учета всего правового опыта предшествующих норм права, в том числе и «Жеті Жарғы».

Во всем этом проявляется демократическое своеобразие казахского обычного права — «Жеті Жарғы». Разумеется, в нем есть следы влияния норм соседних государств, с которыми, так или иначе, контактировало казахское общество по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды. Однако местные народные обычаи все же оставались основными источниками обогащения и развития правовой системы Казахстана в том числе и «Жеті Жарғы». Такое положение объясняется — прочными позициями обычаев и обычно-правовых норм во внутренней жизни кочевников — скотоводов, составлявших абсолютное большинство населения страны.

Значение «Жеті Жарғы» выходит на наш взгляд далеко за пределы своей собственной регулятивной нормативной роли в этнокультурных границах Казахстана. «Жеті Жарғы» было в широком смысле законом и властью, источником общественного бытия и нравственности, искусством и духовной ценностью. Справедливо высказывание о том, что: «Рожденное в рамках кочевой цивилизации, оно вобрало в себя многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний и человечности той эпохи» [9, c. 29]. Во многом в последующие века истории Казахстана «Жеті жарғы» стали одним из консолидирующих начал самосознания казахского народа в чем заключается одно из его основных заслуг перед историей. Будучи особым памятником творением кочевой культуры, «Жеті Жарғы» по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем.

1. Тынышпаев М. История казахского народа. Алма-Ата, 1993.

2. Султанов Т. И., Абусеитова М. Х. Общество и культура //История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001.

3. Кляшторный С. Г., Султанова Т. И.. «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий», «Центр Казахстан — Петербург», 1992.

4. Ахметова Н. С., Кожахметов Г. З. Ереже положения биев. (Сб. Правовых памятников и документов по истории обычного права казахов второй половины ХІХ и начала ХХв.). — Караганда: Издательская группа «Болашак — Баспа», 1997г.

5. Назира Нуртазина. Признать кочевника мусульманином. По мотивам популярного фильма. http://www.islam.ru/pressclub/histori/nomad/

6. Зиманов С. 3. Древний мир права казахов и его истоки //Древний мир права казахов /Гл. ред. С. 3. Зиманов. Т. 1. Алматы: Жеті жарғы, 2001.

7. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т. 4. Алма-Ата, 1961.

8. Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Электронный ресурс. Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан. http://constcouncil.kz/rus/norpb/constrk/

9. Древний мир права казахов: Материалы, документы и исследования / Под ред. академика С. З.Зиманова. — Алматы, 2001.

moluch.ru