Субсидии производителям и потребителям

2. Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям

Субсидии со стороны спроса имеют своей целью повышение покупательной способности малообеспеченных групп населения на приобретение конкретных товаров и услуг, которые дают положительные внешние эффекты. Это проявляется в предоставлении правительством бедным семьям соответствующих талонов (карточек) на соответствующие товары и услуги. Потребители могут приобретать их по пониженным ценам или бесплатно, а продавцы и производители, принимая карточки (талоны), получают денежную эквивалентную компенсацию и имеют возможность для всех групп населения поддерживать цены на равновесном уровне. Производители могут продавать товары и услуги, связанные с положительными внешними эффектами по рыночным ценам свободной конкуренции. Но при этих ценах без субсидий в силу низких доходов бедные семьи могут быть полностью лишены возможности приобретать или же могут приобретать в меньшем размере указанные социально значимые блага. На них положительный внешний эффект целиком не распространяется.

Кривая спроса Dt отражает для низкооплачиваемых потребителей положительный внешний эффект товаров и услуг (рис. 6.5).

Предоставление правительством субсидий для указанной группы населения позволяет увеличить потребление благ с Q1 до Q0

Субсидия, отражающая положительный внешний эффект, передвигает кривую спроса D1, учитывающую предельные частные издержки, до кривой спроса D0, которая учитывает предельные общественные выгоды, представляющие собой сумму предельных частных выгод и субсидий. Потребитель благодаря субсидии имеет возможность по равновесной цене Р0 купить большее количество товаров и услуг.

Во-первых, от применения дотационных цен в большей степени выигрывают высоко- и среднеоплачиваемые слои населения, чем малообеспеченные. Выплаты из бюджета при выделении субсидий производству выше, чем при субсидировании потребителей. Последнее носит адресный, целевой характер и охватывает специальные группы потребителей.

Во-вторых, субсидии производителя деформируют структуру цен, подрывают их основную информационную, сигнальную функцию. А это ведет к нарушению ценового равновесия, к нерациональному размещению и использованию ресурсов. Дотационные цены устанавливаются в виде потолка цен, когда он ниже равновесных цен. Без этого теряется смысл введения ценового потолка.

В заключение надо отметить, что субсидии потребителям, функция индивидуальной полезности которых является аддитивной, могут быть представлены в денежной либо в натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность использования субсидий не по назначению и придает процессу потребления принудительный характер. Денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов и с учетом индивидуальных предпочтений потребителей. Поэтому вопрос о соотношении между пособиями в денежной либо натуральной форме должен решаться с учетом конкретной ситуации сведения к минимуму факторов «безбилетника» и оппортунистического поведения получателей данных пособий. Финансирование потребителей через механизмы социальных ваучеров (образовательный, жилищный, талоны на питание и т.д.) предоставляет потребителям общественных благ свободу выбора, с одной стороны, и создает условия для конкуренции в работе организаций и учреждений, представляющих соответствующие услуги, с другой стороны. К сожалению, социальный ваучер не решает проблем морального риска и оппортунистического поведения потребителя либо оппортунистического поведения института, предоставившего социальный ваучер потребителю, например, отсутствие механизмов, гарантирующих надежность индексации стоимости ваучера в случаях инфляции или девальвации национальной валюты, либо отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения стоимости ваучера по причине бюджетного дефицита. Субсидирование потребителей в отличие от субсидирования производителей не предполагает использования регулируемых жестких цен, а следовательно, и не противоречит условиям эффективного рыночного хозяйствования. В то же время существует проблема трансакционных (административных) издержек и есть серьезные основания полагать, как писали Э.Б. Аткинсон и Дж.Э. Стиглиц, что в некоторых областях при государственном обеспечении они окажутся ниже, например, благодаря экономии на масштабах производства или из-за того, что не требуется мониторинг индивидуального использования. Проведенные в последние годы исследования показали, что уровень трансакционных издержек по предоставлению социальных ‘уcлуг в форме субсидий потребителям оказывается в 7—10 раз выше, чем в форме субсидирования производителей.

Несмотря на описанные выше преимущества, субсидии потребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям, функция благосостояния которых утилитарна и, соответственно, их применение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, у которых функция индивидуальной полезности аддитивна, действуют особенно в отношении низкодоходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения которых достаточно велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое подушевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответствии с числом конкретных потребителей.

uchebnik.online

Корректирующая роль субсидий производителям и потребителям

Широкое применение в хозяйственной практике многих стран находит государственное регулирование цен с помощью субсидий. Они призваны интернализовать (трансформировать) положи­тельный внешний эффект в цены. Принято различать субсидии со стороны спроса (потребителям) и со стороны предложения (производителям).

Субсидии со стороны спроса имеют своей целью повышение покупательной способности малообеспеченных групп населения на приобретение конкретных товаров и услуг, которые дают поло­жительные внешние эффекты. Это проявляется в предоставлении правительством бедным семьям соответствующих талонов (кар­точек) на соответствующие товары и услуги. Потребители могут приобретать их по пониженным ценам или бесплатно, а продавцы и производители, принимая карточки (талоны), получают де­нежную эквивалентную компенсацию и имеют возможность для всех групп населения поддерживать цены на равновесном уровне. Производители могут продавать товары и услуги, связанные с по­ложительными внешними эффектами по рыночным ценам свобод­ной конкуренции. Но при этих ценах без субсидий в силу низких доходов бедные семьи могут быть полностью лишены возможности приобретать или же могут приобретать в меньшем размере указан­ные социально значимые блага. На них положительный внешний эффект целиком не распространяется.

Кривая спроса Dt отражает для низкооплачиваемых потреби­телей положительный внешний эффект товаров и услуг (рис. 6.5).

Субсидия, отражающая положительный внешний эффект, пе­редвигает кривую спроса D1, учитывающую предельные частные издержки, до кривой спроса D0, которая учитывает предельные общественные выгоды, представляющие собой сумму предельных частных выгод и субсидий. Потребитель благодаря субсидии имеет возможность по равновесной цене Р0 купить большее количество товаров и услуг.

Вместе с тем существует практика субсидирования (дотация) производителей, выпускающих социально значимую продукцию, имеющую положительный внешний эффект. Субсидии перемещают предложение с S0 до S1 и увеличивают производство благе Q0 до Q 1при снижении цен с Р0 до P1, (рис. 6.6). Благодаря этому расширяется спрос на товары и услуги для всех потребителей. Субсидии производителей означают применение дотационных, социально низких цен. В качестве примера можно привести график субсидий со стороны предложения, учитывающий выгоды производителя и потребителя (см. рис. 6.6).

P1, — цена, которая назначается государством для потребителей. Она ниже рыночной цены Р0 (способствует расширению спроса потребителей товара с (Q1 до Q2). Дотации (Z) передвигают кривую предложения с S0 до S1.

Субсидии производителям и установление социально низких, дотационных цен имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, от применения дотационных цен в большей степени выигрывают высоко- и среднеоплачиваемые слои населения, чем малообеспеченные. Выплаты из бюджета при выделении субсидий производству выше, чем при субсидировании потребителей. Пос­леднее носит адресный, целевой характер и охватывает специальные группы потребителей.

Во-вторых, субсидии производителя деформируют структуру цен, подрывают их основную информационную, сигнальную фун­кцию. А это ведет к нарушению ценового равновесия, к нерацио­нальному размещению и использованию ресурсов. Дотационные цены устанавливаются в виде потолка цен, когда он ниже равно­весных цен. Без этого теряется смысл введения ценового потолка. Установление потолка цен на конкретный товар при солидных правительственных субсидиях производителям этого товара может решить проблему спроса на него. Но это сопряжено с большими излишествами, ибо формирует неэкономический тип мышления, нерациональный, нерачительный подход к дешевому благу.

В заключение надо отметить, что субсидии потребителям, фун­кция индивидуальной полезности которых является аддитивной, могут быть представлены в денежной либо в натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность использова­ния субсидий не по назначению и придает процессу потребления принудительный характер. Денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов и с учетом индивидуальных предпочтений потребителей. Поэтому вопрос о соотношении между пособиями в денежной либо натуральной форме должен решаться с учетом конкретной ситуации сведения к минимуму факторов «безбилетника» и оппортунисти­ческого поведения получателей данных пособий. Финансирование потребителей через механизмы социальных ваучеров (образова­тельный, жилищный, талоны на питание и т.д.) предоставляет потребителям общественных благ свободу выбора, с одной сто­роны, и создает условия для конкуренции в работе организаций и учреждений, представляющих соответствующие услуги, с другой стороны. К сожалению, социальный ваучер не решает проблем морального риска и оппортунистического поведения потребителя либо оппортунистического поведения института, предоставившего социальный ваучер потребителю, например, отсутствие механиз­мов, гарантирующих надежность индексации стоимости ваучера в случаях инфляции или девальвации национальной валюты, либо отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения стоимости вауче­ра по причине бюджетного дефицита. Субсидирование потребите­лей в отличие от субсидирования производителей не предполагает использования регулируемых жестких цен, а следовательно, и не противоречит условиям эффективного рыночного хозяйствования. В то же время существует проблема трансакционных (админис­тративных) издержек и есть серьезные основания полагать, как писали Э.Б. Аткинсон и Дж.Э. Стиглиц, что в некоторых областях при государственном обеспечении они окажутся ниже, например, благодаря экономии на масштабах производства или из-за того, что не требуется мониторинг индивидуального использования. Проведенные в последние годы исследования показали, что уровень трансакционных издержек по предоставлению социальных ‘уcлуг в форме субсидий потребителям оказывается в 7—10 раз выше, чем в форме субсидирования производителей.

Несмотря на описанные выше преимущества, субсидии пот­ребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям, функция благосостояния которых утилитарна и, соответственно, их при­менение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, у которых функция индивидуальной полезности аддитивна, действуют особенно в отношении низкодоходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения кото­рых достаточно велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое подушевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответ­ствии с числом конкретных потребителей.

smetref.ru

9.5 Регулирование рынка с помощью налогов и субсидий

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.

    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:

    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:

    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

    • положе кривая спроса;
    • круче кривая предложения.

    9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    n2tutor.ru

    Субсидии производителям и потребителям

    Влияние дотаций и субсидий на спрос и предложение

    В тех случаях, когда рыночное равновесие не обеспечивает достаточный, с точки зрения правительства, объем предложения какого-либо товара, правительство может стимулировать увеличение его предложения путем денежных дотаций, выплачивается слышатся производителям за изготовленный товар. Один из возможных способов дотации производителя — это возмещение части затрат в виде покрытия части цены производителей правительством. Это сказывается на рынке. Датова ного товара, вызывая изменения в рыночной равновесии. Изобразим эти изменения на моделилях.

    Предположим, что правительство в целях стимулирования потребления какого-либо товара вводит дотацию производителям в виде возмещения части их затрат, т.е. дотация назначается по твердой ставке. Т. На рис 8 показано исходное состояние рынка данного товара определяется кривыми спроса D и предложения S, и равновесными цене. Ро и килькистюQo. В этих условиях цена производителей (цена выручки) и цена потребителей (цен а продажи) одинаковы и равны равновесной цене. Р. Ро.

    Если дотация выплачивается по твердой ставке, то затраты производителей уменьшаются за каждым уровнем цены предложения на величину дотации. Т. Итак, мы имеем случай»противоположного индивидуального акциза»скидок ния издержек производства можно отразить с помощью кривой предложения S ‘(рис 9), которая является параллельной к кривой в и отражает увеличение предложения данного товара. Например для любого объема проп озиции расстояние по вертикали между ними равна величине дотации на единицу товародиницю товару.

    Рис 8. Кривые спроса и предложения до назначения правительством дотации

    Рис 9. Установка новой равновесной цены на рынке дотируемых товара

    Теперь по цене. Р0 которая перестала быть равновесной, производители предлагают объем продукции. Й1, а их цена выручки временно возрастет до уровня. Р1. Поскольку спрос на этот товар не изменился (кривая спроса. В залы ишилася в прежнем положении), то потребители по цене. Р0 стремиться дальше выкупать товар в количестве Qo, которая является мен-

    Напомним, что до назначения дотации цена выручки производителей совпадала с ценой потребителей

    На рис 10 показано, что предоставление правительством дотации стимулировало увеличение объема производства данного товара, и это нашло отражение в росте выручки производителей (общего или валового дохо периода). До предоставления дотации он составлял стоимостную величину. ТRо, которую вычисляют такк:

    Рис 10. Распределение дотации между производителями и потребителями в зависимости от соотношения ценовой эластичности спроса и предложения

    После получения дотации выручка от реализации этого товара составит:

    Как и в случае с налоговым бременем, общий объем дотации распределяется между производителями и потребителями товара, на который устанавливается дотация. На рис 10 часть дотации, принадлежит производителям, опре определяется площадью прямоугольника PoPs oak (плоскость. В), а, принадлежащего потребителям, — площадью прямоугольника. Р оРоkе»(плоскость. СС).

    Распределение дотации между продавцами и покупателями, как и распределение косвенных налогов, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Существует правило, согласно которому большую выгоду от правительственных дотаций этой получает относительно менее эластична сторона рыночных отношений. Если коэффициент ценовой эластичности спроса, рассчитанный для дуги ее», на кривой D является больше, чем коэффициент ценовой эластичности предложению й, вычисленный для дуги еа на кривой S (рис 10), то большую часть дотации получат производители. Если случай противоположный (Ed Es), то большую часть дотации получат потребители этого товара. В случае когда коэффициенты ценовой эластичности спроса и предложения уровне, дотация распределяется поровну между производителями и потребителямживачами.

    Рассмотрены соотношения эластичности спроса и предложения позволяют сформулировать правило: дотации данного товара эффективны, когда спрос на него относительно высоко эластичный (большая часть в отации достается производителям из-за существенного повышения. Рsо), или когда относительно высоко эластичной есть предложение этого товара (большая доля дотации остается потребителям из-за существенного снижения. РD0.

    Наряду с применением дотаций правительство может влиять на рынок какого-то товара или услуги путем выделения целевых субсидий потребителям. Это будет стимулировать увеличение спроса на данный товар, а значит, повлияет за прочих равных условиях на его равновесную цену и равновесное величину.

    сравнению с дотациями механизм применения субсидий имеет некоторые особенности. Стремясь, чтобы субсидии были направлены на расширение спроса лишь на конкретный товар или группу товаров, правительство выделяет их в в виде денежных сумм, а в форме специальных талонов или других разработанных механизмов. Например, в. США используются так называемые продуктовые талоны для малообеспеченных семей. В Украине применялись своеобразные талоны на средства для мытья, масло, спички, водку, сахар. Они давали право купить нормированную количество этих товаров каждому гражданину по цене значительно ниже, чем та, которая состояла в ко мерцийний торговли и на»черном»рынке. Эти талоны, или списки граждан, как это было при нормировании распределения сахара в Украине, имели смысл лишь до тех пор, пока цены на эти товары в государственных магазинах бул и ниже цен на данную группу товаров в коммерческой торговле и на»черном»рынке. Сейчас примером предоставления субсидий потребителям в Украине система жилищных субсидий для семей с низким уровнем совокупного доходким рівнем сукупного доходу.

    В. США на продуктовые талоны можно приобрести глазу, оплатив ими часть ее стоимости. В результате для потребителей цена покупки еды меньше розничной цены товара, т.е. от цены продажи. Это равнозначно т том, что потребительский бюджет владельцев продуктовых талонов возрастает на величину их стоимости. Воспроизведем описаны действия правительства на модели (рис. 11 11).

    На рис 11 точка е характеризует состояние равновесия на рынке определенного товара до введения субсидии. После ее назначения спрос на этот товар вырастет, что скажется на расположении на рис 11 еще одной криво й спроса D ‘, которая является параллельной к исходной кривойї D.

    Такое расположение кривых D и D ‘объясняется тем, что целевая субсидия, так сказать, выплачивается по твердой ставке, т.е. ее абсолютное значение не зависит от уровня цены продажи. Величина субсидии н на единицу товара на рис 11 показана вертикальным отрезком эв. Для любой величины спроса она равна разности между новой и старой ценой покупателя. Например, для Qо такая разница составляет P2 -. Р-. Ро.

    После назначения субсидии цена производителей некоторое время оставаться на уровне начальной равновесной цены. При такой цене (Ро) производители будут продолжать дальше предлагать количество товара Qо, тогда как сп поживачи уже стремиться приобрести Q1 единиц этого товара. Мы наблюдаем возникновение нехватки этого товара, а не его избытка, как это было при назначении дотации. Эта нехватка начнет»давить»снизу дог ори, подталкивая действующую цену до уровня новой равновесной цены. Ро (рис 11и. Ро (рис. 11).

    Новая равновесная цена (розничная цена) соответствует точке е ‘и она равна новой цене выручки продавцов. Розничная цена не совпадает с ценой потребителей (цене покупки). РD0. Произошел разрыв между рознично й ценой и ценой потребителей, то в наших теоретических моделях наблюдается впервые. Разница между розничной ценой и ценой потребителей. Рsо -. РDо для потребителей покрывается при расчетах с продавцами пр одуктовимы талонами, а для производителей — путем оплаты предъявленных талонов из бюджета правительственных заведениидів.

    Рис 11. Временное нарушение рыночного равновесия после назначения субсидии

    Как и в случае с косвенными налогами и дотациями производителям, общий объем субсидии распределяется между двумя сторонами рыночных отношений, что хорошо прослеживается на рис 12. Часть субсидии, которая нале ежить потребителямм,

    бурный оговорки. На графиках это влияние показано в»чистом виде», как если бы все производители и все потребители получали такие формы помощи от правительства. Иногда так и бывает. Например, в Украине упро одовж 90-х годов дотировались производство электроэнергии атомными электростанциями, угледобывающая отрасль. Система предоставления жилищных субсидий, основанная в 1995 г, призвана поддерживать малообеспеченной и семьи время в 1995-2000 гг населения покрывало лишь 40-80 процентов полной стоимости коммунальных услуг, а остальные их стоимости оплачивала за счет бюджета государствк бюджету держава.

    Приведенные примеры характеризуют практику применения дотаций и субсидий в отечественной экономике, которая осуществляет переход к рыночной экономике. В условиях же нормальной рыночной экономики, как правило, дот ции получают лишь убыточные производители какого-то блага, а субсидии — только малообеспеченные потребители. Рыночный спрос и рыночное предложение любого товара в свободном рынке формируются как суммы индивидуального ного спроса и индивидуального предложения всех потребителей и производителей этого товара. Поэтому влияние дотаций и субсидий на рыночное равновесие происходит на фоне достаточно мощной предложения прибыльных водоворот обникив и спроса состоятельных потребителей. Однако, в случае дотаций равновесная цена товара уменьшается, а в случае субсидий она возрастает. В первом случае прибыль рентабельных производителей, которые не получают дотаций, уменьшается, а во втором — цена товара для состоятельных потребителей, которые не получают субсидии на него — растет. Это означает, что и дотации, и субсидии выплачиваются не только за счет правительства, но и за счет рентабельных производителей и высокообеспеченных потребителиивачів.

    Рис 12. Установка новой равновесной цены на субсидированного товара

    . ЛИТЕРАТУРА

    1. Бланкарт. Ш. Государственные финансы в условиях демократии -. Киев:. Лыбидь, 2000 -. С 350-354,358-367

    2. Экономическая теория: макро-и микроэкономика-Львов:. Интереко, 1998-С 521-550

    3. Крупко. М. И,. Островерх. ФИО,. Реверчук. С. К. Основы экономической теории: тесты-Киев:. ИЗМН, 1997 -. С 49-55

    4Львов. Ю. Основы экономики и организации бизнеса -. Санкт-Пет:. Формика, 1992-С 140-148

    5. Макконнелл. К,. Брю. С. Аналитическая экономия: принципы, проблемы и политика. Ч 2. Микроэкономика-Львов:. Просвещение, 1999-С 438-446

    6. Михасюк. И,. Мельник. А,. Крупко. М,. Залога 3. Государственное регулирование экономики. Львов: Украинские технологии,. И999-С 171-179

    7. Финансы капитализма:. Учебник /. Ред. Б. Г. Болдырева-Москва:. Финансы и статистика, 1990 -. С 91-92, 111-115

    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

    uchebnikirus.com