Субъектами права частной собственности

Субъекты права частной собственности на земельные участки

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

  • Объекты права частной собственности на земельные участки
  • Содержание частной собственности на земельные участки
  • be5.biz

    Земельное Право

    Согласно действующему российскому земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.

    Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» и, по сути своей, явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю, физическим и юридическим лицам участки могли быть предоставлены только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.

    Согласно же действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом. Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве «по субъекту», так как основным законом государства определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

    Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерации и ее субъекты; субъектом права муниципальной собственности на землю – муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.

    Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно положений статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Отдельные ограничения – в общей площади земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина, его родственников и созданных с его участием юридических лиц – установлены для земель сельскохозяйственного назначения.

    В частной собственности – собственности физических и юридических лиц – находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

    Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен запрет на приобретение в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами участков из земель сельскохозяйственного назначения.

    Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением унитарных государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды).

    Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения имущества по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

    Гражданин или юридическое лицо – собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.

    Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. При использовании земельного участка он обязан, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, а во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц.

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся, соответственно, в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю». До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Российская Федерации как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в статьях 9-10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков. Причем выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений – физических и юридических лиц, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).

    Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). При этом от имени Российской Федерации и от имени субъектов Российской Федерации права собственника земельных участков осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Министерство имущественных отношений РФ. В отдельных случаях, предусмотренных соответствующими нормативными актами) от имени собственников – государственных образований могут выступать государственные и муниципальные органы, а также граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ).

    Согласно положениям статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;
  • земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным вышеназванным законом.

    В собственности субъектов Российской Федерации находятся:

    • земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ).
    • В собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться:
    • земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
    • земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
    • Российская Федерация и ее субъекты как собственники земельных участков осуществляют управление и распоряжение такими объектами, непосредственное же владение и пользование находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляют физические и юридические лица, которым последние предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду.

      Согласно статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с Федеральным законом РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований) устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. При этом территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целей назначения.

      В муниципальной собственности согласно земельному законодательству (ст. 19 ЗК РФ) находятся:

    • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
    • земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
    • При этом в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не представленные в частную собственность физических и юридических лиц по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

      Закон оговаривает также, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут на безвозмездной основе передаваться земли, находящиеся в государственной собственности (в собственности Российской Федерации и ее субъектов), в том числе и за пределами границ муниципальных образований. Однако, следует заметить, что в таких субъектах Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются, так как право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах возникает при передаче соответствующих земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

      Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные правомочия могут осуществлять иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления.

      Таким образом, ЗК РФ выделяет, главным образом, три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

      1. Специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации – для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно статье 13 Федерального закона РФ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий.

      2. Принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

      Вышеупомянутые перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время – Министерство имущественный отношений РФ). После утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра.

      3. Приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан, и по иным гражданско-правовым основаниям.

      Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных ибо непосредственно в ЗК РФ, либо в Федеральном законе РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

      Коме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

      lands-zakony.ru

      Право собственности юридических лиц

      • Гражданское право
      • Предмет и методы гражданского права
      • Принципы гражданского права

      Субъекты права собственности юридических лиц

      В качестве субъектов права собственности юридических лиц ГК РФ закрепляет коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником (п. 3 ст. 213).

      Классификация юридических лиц может проводиться по различным основаниям. Однако в процессе анализа права собственности юридических лиц следует основываться на их дифференциации в зависимости от прав учредителей на имущество конкретного юридического лица.

      В связи с этим субъекты права собственности юридических лиц подразделяются на:

    • хозяйственные товарищества и общества;
    • производственные и потребительские кооперативы;
    • общественные и религиозные организации;
    • благотворительные и иные фонды;
    • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
    • иные организации, предусмотренные законом.
    • Особенности права собственности юридических лиц

      Праву собственности юридических лиц присущи общие существенные признаки, а именно:

    • юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ему имущества;
    • учредители юридических лиц либо имеют (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы) (п. 2 ст. 48 ГК РФ), либо не имеют (общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы) обязательственные права на имущество (п. 3 ст. 48);
    • в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями, а также приобретенное и произведенное по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ);
    • юридические лица вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
    • Однако последний признак не относится к праву собственности некоммерческих организаций, которые ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поскольку имеют специальную правоспособность.

      Согласно ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах (п. 4 ст. 213).

      Право собственности юридического лица, обладающего как общей, так и специальной правоспособностью, может быть ограничено законом. В частности, п. 3 ст. 212 и ст. 129 ГК РФ предусмотрена возможность ограничения права юридического лица иметь в собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности, каковым является имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте (например, ядерное оружие, заповедники и т. п.).

      Объекты права собственности юридических лиц

      В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме имущества, которое по закону не может находиться в их собственности.

      Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество — как движимое, так и недвижимое: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудование, денежные средства и т. д.

      Количество и стоимость имущества, принадлежащего юридическому лицу, не ограничиваются, кроме случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213).

      www.grandars.ru

      1. Субъекты права частной собственности

      В соответствии с ч.

      Несмотря на то, что юридические лица, в отличие от граждан, могут иметь свою внутреннюю корпоративную структуру и опреде-ленные имущественные отношения со своими участниками, в граж-данском обороте это никак не проявляется: юридические лица и граждане действуют как собственники своего имущества в качестве самостоятельных субъектов гражданского права.

      Учредители (участники) таких юридических лиц либо вообще не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объ-единения юридических лиц (ассоциации и союзы), либо имеют в отношении юридических лиц обязательственные права требования (хозяйственные товарищества и общества, производственные и по-требительские кооперативы) (пп.

      1 См. п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. 20-П // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.

      Исключение — юридические лица, владеющие имуществом на иных ограниченных вещных правах (государственные и муници-пальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собст-венником). Право собственности на имущество таких юридических лиц имеют их учредители, а сами юридические лица не являются собственниками и осуществляют права владения, пользования и рас-поряжения этим имуществом в пределах, установленных соответст-вующим правовым режимом (право хозяйственного ведения или оперативного управления).

      Среди субъектов права частной собственности можно также вы-делить граждан, занимающихся предпринимательской деятельно-стью без образования юридического лица (индивидуальных пред-принимателей). Такие граждане в целях определения налоговых обязательств перед бюджетом должны вести отдельный учет иму-щества, используемого для предпринимательской деятельности1. Несмотря на обособление «предпринимательского» имущества в це-лях налогового учета, в гражданско-правовом смысле имущество индивидуального предпринимателя юридически не разграничено. Он может использовать это имущество как в предпринимательских целях, так и в качестве собственно личного имущества, необходимо-го для осуществления неотчуждаемых прав и свобод2. В случае при-влечения индивидуального предпринимателя к ответственности по его долгам он будет отвечать перед кредиторами всем своим имуще-ством, находящимся в собственности, в том числе и не используе-мым в предпринимательской деятельности.

      lawbooks.news

      4. Субъекты и объекты права частной собственности

      Собственность граждан создастся и приумножается за счет доходов от участия в производстве и иного распоряжения двоими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, от ведения хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции к другие ценные бумаги, а также от приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону.

      ^ Объектами права частной собственности граждан признаются земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, а также предприятия, средства массовой информации и иные имущественные комплексы производственного назначения: здания, сооружения, транспортные средства, оборотные средства и иные средства производства^/ ^Объектом права частной собственности граждан может быть также любое иное имущество, за исключением отдельных, предусмотренных в законодательных актах, видов имущества, которое по соображениям государственной и общественной безопасности (либо в соответствии с международными обязательствами) не может принадлежать гражданину (вещи, изъятые из оборота)^

      ^ Количество и стоимость имущества, если оно получено гражданином в собственность в соответствии с законом или договором, не ограничивается. Среди объектов права частной собственности специально выделяются квартира, жилой дом, иные помещения и строеншь) Член жилищно-строительного кооператива, дачного и гаражного кооператива, садоводческого товарищества или другого

      объединения, внесший свой пай за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение (предоставленное ему в пользование), приобретает право собственности на это имущество.

      Субъектами права частной собственности юридических лиц признаются: хозяйственные общества и товарищества (смешанные товарищества, товарищества с офаниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа), коллективные и арендные предприятия, предпринимательские объединения.

      Объектами их права собственности может быть любое имущество при условии, что оно необходимо для достижения уставных целей соответствующего юридического липа.1 В перечне объектов права собственности кооперативов называют имущество создаваемых ими предприятий и организаций, здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенную продукцию, товары, денежные средства.

      Признавая право собственности общественных организаций, закон относит их к категории некоммерческих юридических лиц. Однако общественные организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью, приобретать и создавать для осуществления этой деятельности предприятия и другое имущество (но только в случае, если это необходимо для выполнения их уставных задач).

      Субъектами права собственности общественных организаций признаются различные общественные организации: профессиональные союзы, политические партии, различные добровольные общества (научные, технические, физкультлрно-спортивные и др.), творческие союзы, благотворительные и иные общественные фонды, религиозные организации. Правда, при условии, что все они являются юридическими лицами.

      При многозвенности общественных организаций каждое из его отделений признается юридическим лицом, а значит, собственником имеющегося у него имущества (в какой бы части РФ звено ни находилось). В виде исключения носителем права собственности может быть многозвенная общественная организация, владеющая как единое целое — всем имуществом, имеющимся у конкретных ее отделений и звеньев. Естественно, это должно быть специально предусмотрено в уставе данной многозвенной общественной организации.

      I Объектами права собственности общественных организаций могут быть здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, а также иное имущество. Среди объектов права собственности религиозных организаций закон специально выделяет предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначени’яу

      lib.sale