Субъект преступления в мусульманском праве

Субъект преступления в мусульманском праве

в 1994 году, устанавливает, что субъектами преступления могут быть как физические, так и юридические лица. В уголовном законодательстве Германии субъектом преступления могут быть только физические лица [62; С. 369, 370].

Физическое лицо, согласно уголовному законодательству Франции, может быть привлечено к уголовной ответственности по достижении на момент совершения преступления 13 лет. В Германии, согласно ее уголовному законодательству, к уголовной ответственности могут привлекаться лица, возрастом от 14 лет. Причем, лица, возрастом от 14 до 18 лет, считаются несовершеннолетними, а от 18 до 21 года — молодежью [30; С. 47, 73].

Уголовная политика во Франции в отношении несовершеннолетних базируется на принципах неприменения уголовных наказаний к лицам, моложе 13 лет, установление менее жесткого режима предварительного заключения, назначение в виде наказания мер воспитательного характера и лишь как исключения репрессивных мер, смягчение уголовного наказания лицам, совершившим преступление в возрасте от 13 до 18 лет [30; С. 73].

Многие статьи УК Франции содержат дополнительные признаки, которые позволяют характеризовать субъекта преступления как специального.

Данные признаки можно условно разбить на три группы:

— признаки, характеризующие правовое положение субъекта (гражданство, служебное или должностное положение, профессия и т. п.) или выполняемые им функции (лицо, исполняющее представительные функции, присяжный заседатель и др.);

— демографические признаки субъекта (пол и возраст);

— признаки, характеризующие субъекта преступления с потерпевшим [30; С. 73].

Во Французском и Германском уголовном праве закреплено понятие невменяемости, которое является позитивно-правовым, то есть, закрепленным в действующем законодательстве. При этом в Германском законодательстве закрепляется так называемая возрастная вменяемость — лицо, не достигшее 14 лет, является, в соответствии с параграфом 19, невменяемым [30; С. 48].

Действующий УК Германии содержит положение о том, что «без вины действует тот, кто при совершении деяния, вследствие болез-

ненного психического расстройства, глубокого расстройства сознания, слабоумия или другого тяжелого психического отклонения, не способен осознавать противоправность деяния или действовать с осознанием его противоправности». Таким образом, уголовный закон этой страны выделяет два критерия невменяемости: а) медицинский — «наличие болезненного психического расстройства, глубокого расстройства сознания, слабоумия или другого тяжелого психического отклонения; б) психологический — «неспособность осознавать противоправность деяния или действовать с осознанием его противоправности. Вместе с этим, в уголовном законе Германии недостаточно четко определяется вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения [24; С. 92].

Во Франции УК указывает два критерия, обуславливающих признание лица невменяемым: медицинский критерий — наличие психического или нервно-психического расстройства; психологический критерий — отсутствие способности осознавать или контролировать свои действия [24; С. 91].

Как уголовному праву Германии, так и уголовному праву Франции известна формула ограниченной вменяемости. Во Франции ограниченная вменяемость отличается от невменяемости по психологическому критерию. В соответствии с УК Франции лицо признается ограниченно вменяемым, «если в момент совершения деяния оно находилось в состоянии психического или нервно-психического расстройства, ухудшившего его способность осознавать или контролировать свои действия». Признание лица ограниченно вменяемым не освобождает его от уголовной ответственности, но является основанием для смягчения наказания или применения мер медицинского характера [30; С. 76]. УК Германии также упоминает об уменьшенной вменяемости. При этом, психологический критерий заключается в «существенном уменьшении способности лица осознавать противоправность деяния или действовать в соответствии с этим». Медицинский критерий по своему содержанию аналогичен медицинскому критерию при полной невменяемости [24; С. 93].

В соответствии с действующим УК Франции, к уголовной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо, за исключением государства. В первую очередь имеются в виду частные юридические лица: коммерческие общества, ассоциации, фонды, иные

подобные гражданско-правовые объединения, частные группы, имеющие законодательное происхождение, и профсоюзы. Уголовную ответственность могут нести также и частные иностранные юридические лица частного права, если юрисдикция французских судов распространяется на совершенные деяния. Вторую группу составляют лица публичного права. При этом юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности как наряду с физическими лицами, так и самостоятельно [11; С. 74, 75]. К юридическим лицам применяются такие виды наказаний, как штраф, ликвидация или временное прекращение их деятельности [62; С. 369].

www.pravo.vuzlib.su

Преступление и его виды в мусульманском праве

Разрабатывая религиозную доктрину преступления, мусульманские юристы исходят из двух основополагающих религиозно-философских начал. Прежде всего они считают, что все поступки и даже мысли людей предопределяются волей Аллаха. По мнению представителей большинства мусульманских правовых школ, установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов.

Другим принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воли Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских ученых-юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение – не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время – религиозный грех, влекущий наказание Аллаха.

В мусульманском уголовном праве преступления делятся на три основных категории – хадд, кисас и тазир.

«Хадд» – обозначение преступлений, наказуемость которых определена в Коране и сунне. К этой категории преступлений относятся, например, прелюбодеяние, обвинение в неверности, клевета на целомудрие, распутство, воровство, пьянство, отступничество от ислама. Однако в доктрине к преступлениям категории «хадд» относятся некоторые преступления против государства. В частности, в Саудовской Аравии – это: посягательство на главу государства, восстание, бунт, неповиновение властям, расцениваемые как подрыв мусульманского строя, за которые Коран и сунна установили единственное наказание в виде смертной казни.

«Кисас» – преступление, за совершение которого положено «воздаяние равным», а также возможна выплата выкупа («дийа»). Примером преступления относимого к этой категории, является причинение ранения или увечья.

«Тазир» – это преступление, наказание за совершение которого точно не установлено Кораном, сунной или единогласным мнением муджахидов (признанных знатоков шариата). К этой группе преступлений могут быть отнесены, например, посягательства на права общины или личные интересы, не подпадающие под категории хадд и кисас. Мусульманские юристы преступления категории «тазир» делят на две группы:
а) против религии, общественного порядка и морали;
б) против интересов личности.

Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередко прямо установлена в уголовном законодательстве государств мусульманского системы. С другой стороны, имеется ситуации, когда уголовный закон содержит только преступления категории «тазир», а ответственность за преступления категории «хадд» и «кисас» возлагается в соответствии с нормами некодифицированного мусульманского права (например, в ст. 1 УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987 г.)

Уголовно-правовой доктрине большинства мусульманских (в первую очередь — арабских) стран неизвестно понятие общего состава преступления. Под влиянием европейского континентального (преимущественно французского) уголовного права, в исламской юридической литературе используются понятия «элементы преступления, составляющие каждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключения преступлениям». Например, общими элементами преступления по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются: легальный, материальный и моральный.

В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Так, ст. 49 УК Судана 1983 г., говоря о минимальном возрасте уголовной ответственности, упоминает о «возрасте половой зрелости». С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении 6-ти лет).

Преступление должно быть совершено по собственной воле. Вынужденный характер деяния исключает виновность лица в его совершении. Например, если будет доказано, что кража еды совершена голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, то вина за преступление ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство.

В исламской доктрине тяжесть совершенного преступления и, соответственно, вид наказания во многом ставится в зависимость от формы вины. Например, согласно саудовской религиозной традиции, в случае умышленного убийства потерпевшей стороне предлагается выбирать одно из трех: «воздаяние равным» (т.е. смертную казнь убийцы), прощение преступника или принятие «выкупа за кровь». Право выбора принадлежит родителям убитого, при отсутствии таковых – ближайшим родственникам. За неосторожное убийство винновый должен уплатить «выкуп за кровь» и нести религиозное покаяние.

Мусульманское уголовное право сохраняет неравный правовой статус мужчины и женщины как субъекта преступления и потерпевшего от преступления. Так, в соответствии со ст. 5 УК Ирана, если мужчина-мусульманин умышленно убил женщину-мусульманку, то его следует приговорить к возмездию (если отсутствует «выкуп за кровь»), но попечитель женщины обязан уплатить убийце половину «цены крови» до того, как казнить его по разрешению мусульманского суда. Если женщина-мусульманка умышленно убила мужчину-мусульманина, она должна быть приговорена к возмездию, а попечитель не должен ничего платить за кровь. Если достигнут договор о «выкупе крови» (100 верблюдов, либо 200 быков, либо 2000 баранов, либо их денежный эквивалент), то, согласно традиции, цена выкупа за жизнь женщины вдвое меньше, чем таковая за жизнь мужчины.

www.labex.ru

Основные черты мусульманского уголовного права тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич

ГЛАВА I. Общая характеристика и источники мусульманского права

1.1. Основные черты мусульманского права.

1.2. Этапы развития мусульманского права .

1.3. Источники мусульманского права.

1.4. Доктринальные школы мусульманского права.

ГЛАВА II. Общая часть.

И. 1. Понятие преступления и классификация преступлений.

11.2. Субъект преступления

11.3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

11.4. Виды наказания .

ГЛАВА III. Особенная часть.

III. 1. Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд). Измена исламу.

111.5. Употребление спиртных напитков.

111.6. Прел юбодеяние.

111.7. Ложное обвинение в прелюбодеянии.

111.8. Преступления, за которые предусмотрено воздаяние равным ( кисас ). Убийство.

111.9. Нанесение ранений.

III. 10. Преступления, за которые предусмотрено назидательное наказание ( тазир ).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Основные черты мусульманского уголовного права»

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению мусульманского уголовного права (укубат) — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права. Мусульманское право для европейского исследователя представляет особый интерес вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами — евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англо-саксонской). Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право заключается в его религиозной природе: мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии исламе. Без понимания этого не будет возможности понять многие правовые феномены и явления мусульманского права.

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п.

Но в XIX — 1 пол. XX в. на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдение рамадана и т.п.)1 . Во второй же половине двадцатого века в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств в некоторых из них наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права. Но мусульманское право в своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение мусульманского права не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.

Это особенно касается «формы» права, то есть, в первую очередь, источников. В классическом мусульманском праве нормативный акт (канун) если и занимает какое-то место в числе источников, то никак не основное. Мусульманское право существовало в виде выводов и традиций различных доктринальных школ и течений. В таком виде, без сомнения, мусульманское право не могло быть возрождено и поэтому основным отличием современного права мусульманских стран и классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов .

Практически единственным государством, в котором мусульманское право сохранило свою классиическую форму, является Саудовская Аравия. В этом государстве нет уголовного кодекса , а правоприменительные органы используют в качестве источников доктринальные выводы классического права и общепризнанные произведения представителей определенной школы. Например, королевские указы 1926-1928 годов обязывают судей следовать в своих решениях выводам ханбалитской школы мусульманского права. В указах перечисляются и соответствующие произведения авторитетных лиц (муджтахидов), в которых эти нормы сформулированы2 .

Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает в связи с таким явлением как исламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение. Исламский фундаментализм именно и ставит своей целью полное возрождение мусульманского права. Это явление не обошло стороной и Россию: свидетельством тому является ситуация в Чеченской республике. Поэтому именно сейчас как никогда важно обратить внимание на мусульманское право и исламский фундаментализм, тем более, что и Россия тоже затронута этим процессом.

На русском языке не имеется ни одной отдельной работы, посвященной мусульманскому уголовному праву (укубату) как отрасли мусульманского права. А ведь именно уголовное право (наряду, пожалуй, с семейным) в шариате представляет наибольший интерес вследствии его чрезвычайной оригинальности и специфики. И именно практическая реализация уголовного права в мусульманских государствах привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и прав человека из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские , криминализации религиозных деликтов и др. В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшим, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли.

Поэтому в первую очередь именно мусульманское уголовное право должно подвергнуться научному рассмотрению, настоящая же диссертация является первой научной работой по мусульманскому уголовному праву на русском языке.

Целью настоящей работы является исследование мусульманского уголовного права. Из заявленной цели вытекают следующие задачи: а) проанализировать и обобщить имеющуюся литературу, посвященную мусульманскому уголовному праву; б) рассмотреть доктринальную теорию и современную практику мусульманского уголовного права в части, касающейся понятия и классификации преступлений , видов наказания, основных групп и отдельных видов преступлений.

Основным положением, выносимым на защиту, является оценка мусульманского уголовного права как архаического правового явления, не соответствующего по своей сущности и принципам современным основам права, и существование которого в настоящее время представляет собой по меньшей мере пережиток средневековья, а попытки его воскрешения — путь не имеющий исторической перспективы.

Методологической и теоретической основой диссертации является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших исследований по мусульманскому уголовному праву. Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических работников, особенно тех, кто, в той или иной мере, касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов.

Результаты диссертационного иисследования были рассмотрены и положительно оценены на заседании кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Московского Государственного Университета. Основные цели и теоретические положения работы нашли отражение в публикациях по теме исследования.

Диссертация состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются вопросы общего характера как для уголовного права, так и для иных отраслей мусульманского права. Во второй главе рассматриваются вопросы Общей части мусульманского уголовного права. В третьей — вопросы Особенной части.

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Артемов, Владислав Юрьевич

Нами закончено рассмотрение мусульманского уголовного права, явления в мировой правовой традиции интересного и необычного. Как можно оценить и его и перспективы его существования и реализации в правовых системах конкретных государств? Выводы закономерно следуют из всего вышеизложенного. Представляется очевидным, что мусульманское уголовное право по всем своим характерным чертам соответствует не современному, а феодальному уровню развития общества и государства.

Мусульманское право — это религиозная правовая система, что не соответствует секулярному состоянию человеческого общества на современном этапе. Религиозная основа права, криминализация религиозных деликтов, слияние государственных и религиозных институтов предполагают состояние религиозной несвободы в государстве, что представляет собой, в лучшем случае, архаический пережиток.

Кроме того, основываясь не просто на религии, а на исламе как определенной религии, такая правовая система изначально обречена на то, чтобы быть ограниченной только сферой распространения ислама, что делает шариат исключительно региональным явлением.

Не соответствует потребностям времени и архаическая форма мусульманского права. Неразвитость юридической абстракции, отсутствие общей части, некодифицированность и т.п. делают реальное воплощение мусульманского уголовного права практического невозможным в современных условиях. Это осознается и исправляется в тех государствах, которые все же стремятся к восстановлению шариата. Прежде всего это выражается в принятии уголовных законов и кодексов . Уголовные законы и кодексы, содержащие шариатские нормы, существуют в ряде исламских государств. Таким образом, вроде бы, найден компромисс, позволяющий, с одной стороны, воплотить мусульманско-правовую теорию в реальности, а, с другой стороны, сделать это на должном уровне, в соответствии с потребностями современности.

Но как оценивать такое мусульманское уголовное право? Приведя форму права, в той или иной степени, в соответствие с господствующей мировой традицией, в таких государствах сохранено, полностью или частично, содержание мусульманского уголовного права (укубата), которое с общемировой традицией и общепризнанными принципами расходится. Сюда надо отнести и криминализацию религиозных деликтов и, самое главное, значительное распространение в мусульманском уголовном праве телесных наказаний , включая членовредительские; широкое использование смертной казни, в том числе и квалифицированных ее видов.

Человеку европейской правовой культуры, избалованному гуманистическими принципами и правами человека, трудно представить, что сегодня, в конце XX века могут существовать старые и приниматься новые акты, предусматривающие в качестве видов наказания : побивание камнями (!), бичевание, отрубание рук и ног, членовредительские наказания по талиону.

Исходя из вышесказанного, представляется возможным сделать следующий вывод: мусульманское право по всем своим характерным особенностям не соответствует общей направленности развития человеческой цивилизации, в том числе уголовного права. Реализация мусульманского права возможна только ценой изоляции государства, предпринявшего такую реализацию, от остального мира. Причем, чем более последовательно шариат воплощается в реальной практике исламского государства, тем значительнее его изоляция. Существование фундаменталистских режимов только подтверждает это.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич, 1998 год

1. Амин Омар. Наказания по уголовному законодательству Судана. Реферат РУДН . 1997.

2. Амин Омар. Преступления категории худуд по УК Республики Судан. Реферат РУДН. 1997.

3. Анвар Гуль Af

4. Арабская хартия прав человека // Вестник МГУ . Право. 1997. №5.

5. Берг Л.В.Х. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии . СПб, 1882.

6. Большой юридический словарь. М., 1997.

7. Воинов А. Комментарий к статьям Уголовного Кодекса Чеченской Республики Ичкерия, касающимся деятельности и ответственности журналистов. Информационная война в Чечне. М., 1997.

8. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

9. Информационная война в Чечне. Факты. Документы. Свидетельства. М., 1997.

10. Ю.Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

11. П.Ифрейх Насер Юсеф. Ответственность за преступления противсобственности по уголовному законодательству арабских стран. Дисс.канд. юр. наук. М., 1989.

12. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

13. Конституция Российской Федерации. М., 1995.14.Коран. М., 1990.

14. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1979.

15. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

16. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

17. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

18. Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

19. Наиль Ахмед Таха. Источники уголовного права, действующего в Палестине. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

20. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. СПб, 1886.

21. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр. наук. М., 1963.

22. Салех Али Сален Аль-Марфадий. Криминологические и социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних в Республике Йемен. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Ташкент, 1997.

23. Самира Салоям Мухаммед Вахаб. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

24. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

25. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 40. Тифлис, 1909.

26. Стрижамент. Лит.-худ. альманах. Ставрополь, 1991.

27. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории ипрактики. М., 1986.

28. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юр. наук. М., 1987.

29. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб, 1866.

30. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.

31. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1855.

32. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

33. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия. Грозный,1996.

34. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия.1997. № 24, 25, 26.

35. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в арабском халифате (VII-X1II вв.). Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 1985.

36. Халдун Фаузи Ибрагим Гандах. Ответственность за преступление против жизни по уголовному праву арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

37. Хидая. Комментарии мусульманского права. Ташкент, 1893. Т. 1-4.

38. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

39. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Право. 1997. № 5.

40. Эль-Зефири Х.М.Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Дисс. канд. юр. наук. М., 1976. 42.Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.

41. Литература на английском языке

42. Anderson J.N.D. Islamic Law in The Modern World. New York, 1959.

43. Islamic Criminal Law and Procedure. New York, 1988.

44. Modern Islamic Law. Berkeley, 1978.

45. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.

www.dissercat.com

Преступление в мусульманском уголовном праве;

Источники мусульманского уголовного права

Основными источниками мусульманского права являются источники ислама как религии — Коран и Сунна, в основе которых лежит, согласно мусульманской вере, божественное откровение, и которые, с одной стороны, закрепляют основы мусульманской веры, культа, этики, но и с другой стороны, определяют и основные принципы мусульманского права. Последнее же по своей сущности и своим задачам направлено на воплощение идеалов религии ислама.

Однако в тех случаях, когда нормы Корана и Сунны были сформулированы в двусмысленной, неопределенной форме, мусульманско-правовая доктрина, путем толкования их, создавала нормы, могущие быть примененными на практике. Такое толкование, детализация, уточнение могли значительно расходиться с буквой Священного писания. Например, за прелюбодеяние в Коране установлена ответственность в виде бичевания. Доктрина же в некоторых случаях требует смертной казни путем побивания камнями, чего нет в Коране.

В общем выделяют следующие семь источников классического мусульманского права: Коран (Священное писание), Сунна (свод преданий о Мухаммеде и его сподвижниках), Тефсир (текстуальное толкование Корана), Иджма (единогласное мнение авторитетнейших богословов), Кийас (аналогия), Фетва (решения или юридические консультации лица, обладающего соответствующей религиозной и юридической властью), Урф (обычай), и Канун (закон, нормативный акт)[3].

В классическом мусульманском уголовном праве отсутствовала Общая часть в нашем понимании. Общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям Особенной части не было выделено: они описывались применительно к тем или иным преступлениям самостоятельно и могли, вследствие этого, различаться. Например, не существовала система наказаний, как исчерпывающий перечень их видов, расположенных в определенном порядке. В классическом мусульманском уголовном праве перечень видов наказания являлся открытым[4].

Ислам – это не только религия, но и целая правовая система, направленная на соблюдение прав и свобод личности, а также предусматривающая его обязанности и ограничения — шариат. Неудивительно, что в рамках этой системы существует и такое понятие, как преступление, и, следовательно, должны быть методы противодействия с этим негативным явлением.

Мусульманское уголовное право рассматривает две формы преступной деятельности: первая состоит в нарушении запрещенного законом, а вторая — в неисполнении предписанного законом или общественною властью. Как и в европейском законодательстве, первая форма в мусульманском законодательстве карается строже второй.

Согласно исламскому праву, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание, преступление должно быть непременно совершено. Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание. Всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и голый умысел на совершение преступления.

Введение в шариат божественного проведения и ре­лигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобра­зии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомер­ного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и мо­рально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозво­ленные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.

Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом в качестве нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах). В Коране по этому поводу сказано, что есть устав божий, который нельзя нарушать, и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально- правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит еще к доисламским нормам и установлениям.

Исламское правосудие защищает пять категорий:

Убийство – это преступление против души;

вероотступничество (ридда) от ислама — подрыв религии;

употребление опьяняющих напитков — разрушение разума;

воровство — покушение на имущество;

прелюбодеяние — покушение на честь.

§3.Субъект преступления

В соответствии с шариатом ответственность за совершенное преступление может наступать только для живого, разумного, то есть, вменяемого, обладающего свободой воли человека. В соответствии с нормами шариата дети не несут ответственности за совершенные поступки в соответствии с хадисом пророка: «Не записываются поступки трех — ребенка пока не достигнет совершеннолетия, спящего пока не проснется, слабоумного, пока не обретет разум»[5].

Интерес представляет собой возраст достижения уголовной ответственности лица, то есть, совершеннолетия. Несовершеннолетний возраст в мусульманско-правовой традиции делится на три периода.

Первый длится с рождения до семи лет. До семи лет не наступает никакой ответственности, за исключением гражданской.

Второй период — с семи до пятнадцати лет. В этом возрасте за совершение несовершеннолетним лицом уголовно-наказуемого деяния может быть наложена ответственность в виде уплаты выкупа на его семью или родовую группу (род, клан, и т. д.). Так же к лицам этого возраста совершившим преступление, могут быть применены меры по надзору и исправлению. Третий период наступает по достижении лицом пятнадцатилетнего возраста. С этого момента лицо считается способным полностью нести уголовную ответственность за совершенные преступления.

При этом, по мнению большинства ученых, а также мусульманских богословов, совершеннолетие определяется половой зрелостью, и если же она не наступила до 15 лет, то с этого возраста человек является совершеннолетним. По мнению Абу Ханифы (основателя Ханафитской школы мусульманского права, общепринято как наиболее демократичной из пяти) , есть вероятность того, что созревание будет и после пятнадцати лет, и по этой причине нельзя выносить решение до тех пор, пока имеется сомнение, по этой причине он определил возраст наступления совершеннолетия без наступления половой зрелости 18 лет[6].

Под невменяемостью в мусульманском уголовном праве понимается психическое состояние, исключающее способность лица различать добро и зло и выбирать между ними, и (или) исключающее способность лица знать, что такой выбор существует[7].

Если хроническое психическое заболевание нарушает способность разума индивида понимать разницу между добром и злом таким образом, как, например, если индивид не понимает того, что является злом — кража или причинение вреда здоровью человека, то лицо, больное данным заболеванием и совершившее в данном состоянии уголовно-наказуемое деяние, признается невменяемым и освобождается от уголовной ответственности. Мусульманское уголовное право также исключает уголовную ответственность по признаку невменяемости и в случаях кратковременных психических расстройств, если они лишают человека способности различать добро и зло. Таким образом, мы видим, что в мусульманском уголовном праве, хотя и не называются прямо и могут показаться на первый взгляд абстрактными, но, тем не менее, как и в российском уголовном законодательстве, на равне с медицинским критерием присутствует и психологический (юридический) критерий невменяемости. В качестве психологического (юридического) рассматривается способность различать добро и зло, а в качестве медицинского — наличие того или иного психического заболевания.

Помимо вышеперечисленных — хронического и кратковременного психических расстройств, мусульманское право не исключает признание невменяемым и лица, страдающего иным психическим заболеванием, которое влияет на способность отличать добро от зла, таким, например, как эпилепсия. Лица, страдающие слабоумием приравниваются в соответствии с их психическим состоянием к какому-либо из трех периодов несовершеннолетнего возраста и, отсюда, могут либо нести, либо не нести уголовную ответственность (смотря к какому возрасту по интеллектуальному развитию на данный период определят лицо).

Лицо, совершившее преступление, будучи вменяемым, а затем заболевшее психическим заболеванием, не освобождается от уголовной ответственности. Правовые толки маликитов и ханифитов, однако, полагают, что привлечение к уголовной ответственности должно быть отложено до выздоровления[8]. Психическое расстройство, возникшее после вынесения приговора не влечет отложения исполнения наказания. Но если осуждение было основано на признании осужденным своей вины, то исполнение наказания откладывается до того момента, когда лицо по своему психическому состоянию будет способно подтвердить признание или отречься от него. Хроническая амнезия может признаваться в некоторых случаях исключающей уголовную ответственность, например в случае похищения чужой собственности лицом, ошибочно полагающим, что это имущество является его собственностью.

studopedia.su