Соединительная и правило

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е .

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней, однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный;
  • власть – власт о любие;
  • честь – чест о любие;
  • шерсть – шерст о ткацкий;
  • плоть – плот о ядный;
  • басня – басн о писец;
  • кровь – кров о подтёк.
  • В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

    Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

    Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е : авто- (авт о база), агро- (агр о химия), био- (би о стимулятор), гео- (ге о политика), гидро- (гидр о узел), зоо- (зо о техник), кино- (кин о альманах), макро- (макр о элемент), метео- (мете о сводка), мото- (мот о спорт), радио- (ради о механика), теле- (тел е очерк), фото- (фот о ателье), электро- (электр о мотор).
    Исключение: кин е скоп;

    а : авиа- (ави а почта, ави а линия);

    и : квази- (кваз и научный), мульти- (мульт и миллионер), поли- (пол и витамины), мини- (мин и -платье).

    В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .

    Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

    Исключения:

    сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .

    Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

    некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;

    Сорок о ножка, сорок о уст.

    некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .

    Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

    Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

    licey.net

    Соединительные гласные о и е

    Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект . Д. Э. Розенталь . 1997 .

    Смотреть что такое «Соединительные гласные о и е» в других словарях:

    соединительные гласные — Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий… … Словарь лингвистических терминов

    Соединительные гласные о и е — 1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I. 2. В некоторых… … Справочник по правописанию и стилистике

    § 037. НЕУДАРЯЕМЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ — § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство,… … Правила русского правописания

    ОРФОГРАФИЯ — @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

    ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

    соедини́тельный — ая, ое. 1. Предназначенный, служащий для соединения или скрепления чего л. Соединительные планки. □ Воздушные магистрали были в плачевном состоянии; изо всех щелей, вентилей и соединительных муфт со свистом зря уходил сжатый воздух. Горбатов,… … Малый академический словарь

    интерфикс в составе слова — (лат. inter – между, fixus – вставленный) 1) Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова соединительную функцию; 2) соединительные согласные о, е в составе сложных слов, выполняющие функции, аналогичные функциям суффиксов и приставок 3)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ — СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. см. соединить. 2. Служащий для соединения, скрепления чего н. Соединительная ткань (ткань животного организма, содержащая большое количество межклеточного вещества). Соединительные гласные (в сложных словах: гласные,… … Толковый словарь Ожегова

    Сослагательное наклонение — (лат. modus conjunctivus иди subjunctivus), встречающееся в разных отдельных индоевропейских языках, восходит к общеиндоевропейской эпохе и было свойственно уже индоевропейскому праязыку. Не все, впрочем, формы, известные под именем С. наклонения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пуськи бятые — «Пуськи бятые» цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской, написанных в разные годы её творчества. Первая из них, с таким же названием, была написана в 1984 году и впервые опубликована тогда же в «Литературной газете». Сказки… … Википедия

    pravopisanie_i_stilistika.academic.ru

    Соединительные гласные

    Безударные беглые и соединительные гласные

    При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

    Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о , а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е, напр.: звукорежиссёр, миро воззрение, сенокос, работодатель, фильмотека, диктофон, москворецкий, агрокомплекс, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, водоотталкивающий, самовоспламеняться; мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чае питие (ср. чай); грязеводолечебница, маслосыроваренный .

    Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о: кровеносный и кровоподтёк, коне водство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение, шерстеобрабатывающий и шерстопрядильный, камне дробилка и камено ломня.

    Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея, напр.: бактерионоситель (ср. бактерия), историография (история), религиоведение (религия), химиотерапия (химия), елеопомазание и елеосвящение (елей), трахео бронхит (трахея), музеология (музей), но: музееведение, музеефикация.

    Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

  • я – в словах с первыми частями себя : себялюбие, себялюбивый (но в себестоимость и себедовлеющий – буква е); время, напр.: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя, напр.: имятворчество, имяславие (общественно философское течение); семя, напр.: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но ср. именослов, семеноводство, семенохранилище , а также – с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
  • а – в словах умалишённый, сумасшедший, в словах с первыми частями сорока , полутора , полутораста , напр.: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст ); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто и сто пишется о, см. § 65);
  • и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать , а также тридцать, пятьдесят и т. п., напр.: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие ; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, напр.: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати поле (перечень таких слов см. § 119, п. 4); в сложных притяжательных прилагательных типа дяди Стёпин, тёти Валин;
  • ы – в таких же прилагательных типа бабы Дусин, Анны Петровнин (см. § 166).

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа (авиабаза, авианосец, авианесущий), аква (акванавт, акватехника), мега (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа (медиакомпания, медиахолдинг), макси (макси юбка), миди (миди платье), милли (миллиметр, миллиграмм), мини (мини турнир), санти (сантиметр), деци (дециметр), поли (поливитамины, политехнический), квази (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но ср. сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но ср. теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).

Примечание 1. Проверкой написания букв на месте соединительных гласных могут служить только сложные существительные с ударными соединительными о, и перед -лог (тексто́лог, вулкано́лог), -граф (лексико́граф, карто́граф, сейсмо́граф), -метр (рентгено́метр, таксо́метр, калори́метр, дози́метр), -лиз (электро́лиз, гидро́лиз).

Примечание 2. В словах минерало́г (из первоначального «минералоло́г ») и минерало́гия перед -лог пишется буква а; то же в словах генеало́г, генеало́гия.

orfogrammka.ru

Урок русского языка по теме: «Соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах»

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала: самостоятельного выведения алгоритма действия;
  • через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные — О- и — Е- в сложных словах, т. е. решать учебную задачу;
  • продолжить развитие и становление интеллектуальных умений: анализировать, обобщать, систематизировать; практических умений: работа с учебником, с алгоритмами, опорами-схемами, с тестами;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  • создать эмоционально – ценностное отношение к предмету; воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
  • Тип урока: изучение нового материала.

    Форма: урок – исследование.

    Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; инструкции, маршрутный лист урока, учебник по русскому языку: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, III класс (1-4).

    (На доске модель урока)

    1.Организационный момент.

    Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная, настроение должно быть хорошее и у вас, и у меня.

    Я предлагаю вам поиграть со словами.

    Задание: по цепочке букв прочитайте, пожалуйста, пословицу.

    (На доске) Не будь тороплив, а будь памятлив.

    — Как вы понимаете?

    — Как вы считаете, зачем человеку нужна память?

    Главное правило хорошего запоминания : думать и запоминать самое главное.

    — Сегодня мы узнаем новые сведения о сложных словах.

    Эти знания помогут нам выполнить письменные работы грамотно.

    Чтобы обобщить и запомнить всю информацию, которую получаем по новой теме, составим в течение урока опорный конспект.

    Сегодня урок – исследование. Вам предстоит сделать открытие. Вы будете учёными, которые исследуют и познают новое.

    Научиться исследовать – значит самостоятельно узнать новое. Я вам буду помогать. В течение урока будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. А у меня лист на доске. Включаемся в исследование. В добрый путь! Успехов вам!

    2. Актуализация знаний.

    — По какому разделу работаем? (“Слово”)

    — С какими словами вчера познакомились?

    — Как вы думаете, ребята, почему слово выделено красным цветом? (Ответы)

    Это слово и будет в центре внимания нашего урока.

    Сложные (многозначность слова).

    Какие задачи решали вчера по этой теме?

    -Почему слова сложные?

    -Почему в слове два корня?

    А какую задачу мы поставим перед собой сегодня?

    -Как соединить два корня?

    Это главный вопрос урока (это задача нашего урока)

    На этот вопрос вы постараетесь ответить сами.

    А как найти сложные слова? (Посмотрим, сможете ли вы сами ответить на этот вопрос).

    (Работа в парах) Работаем дружно, прислушиваемся друг к другу. Придите к единому мнению.

    Задание (на листках) – найдите и обведите кружком номера всех сложных слов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Соединительная и правило

    § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

    Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о , а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j — буквой е , напр.: звук о режиссёр, мир о воззрение, сен о кос, работ о датель, фильм о тека, дикт о фон, москв о рецкий, агр о комплекс, одн о разовый, девяност о летний, ст о рублёвый, вод о отталкивающий, сам о воспламеняться; мор е плаватель, древн е русский, пыл е сос, общ е доступный, тысяч е летний, свеж е окрашенный, мыш е ловка, овц е водство, ча е питие (ср. чай); гряз е вод о лечебница, масл о сыр о варенный.

    Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кров е носный и кров о подтёк, кон е водство и кон о крад, дальн е прицельный и дальн о зоркий, песн е творчество и песн о пение, шерст е обрабатывающий и шерст о прядильный, камн е дробилка и камен о ломня.

    Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью — основой слов на -ия или на -ей, -ея, напр.: бактери о носитель (ср. бактерия), истори о графия (история), религи о ведение (религия), хими о терапия (химия), еле о помазание и еле о священие (елей), трахе о бронхит (трахея), музе о логия (музей), но: музе е ведение, музе е фикация.

    § 66. Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

    я — в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый (но в себестоимость и себедовлеющий — буква е ) ; время-, напр.: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя-, напр.: имятворчество, имяславие (общественно-философское течение); семя-, напр.: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но ср. именослов, семеноводство, семенохранилище, а также — с основами других слов на -мя — знаменосец, пламеобразный, пламегаситель );

    а — в словах умалишённый, сумасшедший, в словах с первыми частями сорока-, полутора-, полутораста-, напр.: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст ) ; полуторатонный, полуторагодовалый, полутораста-летний (но в словах с первыми частями девяносто- и сто- пишется о , см. § 65);

    и — в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать, а также тридцать, пятьдесят и т. п., напр.: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, напр.: сорвиголова, вертихвостка, вырви-глаз, перекати-поле (перечень таких слов см. § 119, п. 4); в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

    ы — в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин (см. § 166).

    В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и — в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- (авиабаза, авианосец, авианесущий), аква- (акванавт, акватехника), мега- (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа- (медиакомпания, медиахолдинг), макси- (макси-юбка), миди- (миди-платье), милли- (миллиметр, миллиграмм), мини- (мини-турнир), санти- (сантиметр), деци- (дециметр), поли- (поливитамины, политехнический), квази- (квазиизлучение, квазинаучный);
    буква и — в части слов со вторыми частями -метрия ( планиметрия, дозиметрия; но ср. сейсмометрия, спектрометрия ), -фикация и -фицировать ( электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но ср. теплофикация, радиофикация ) ; в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан) ; в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).

    Примечание 1. Проверкой написания букв на месте соединительных гласных могут служить только сложные существительные с ударными соединительными о, и перед — лог (тексто́лог, вулкано́лог), -граф (лексико́граф, карто́граф, сейсмо́граф), -метр (рентгено́метр, таксо́метр, калори́метр, дози́метр), -лиз (электро́лиз, гидро́лиз).

    Примечание 2. В словах минерало́г (из первоначального «минералоло́г» ) и минерало́гия перед -лог пишется буква а; то же в словах генеало́г, генеало́гия.

    orthographia.ru