Социально опасное положение федеральный закон

Понятие социально опасной семьи предложили конкретизировать

Совет Федерации намерен разработать законопроект, конкретизирующий понятие семьи, находящейся в социально опасном положении. Также в законопроекте будет подробно регламентироваться порядок изъятия детей из семьи.

Претензии к органам опеки предъявляются в двух случаях – когда детей отнимают у родителей по недостаточно весомым основаниям и когда дети гибнут или получают увечья в семьях, из которых их давно пора было бы изъять. Балансировать между этими двумя полюсами очень сложно. Каждая несчастная семья несчастна по-своему, и на самом деле никто не может точно предсказать, будет ли ребенок через год радостно праздновать день рождения вместе с родителями или его изобьют и изнасилуют.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет семью, находящуюся в социально опасном положении, крайне размыто. Учитываются два критерия – положение детей и положение родителей. Ребенок в социально опасном положении – это ребенок, вследствие безнадзорности или беспризорности:

• Рискующий жизнью или здоровьем;
• Содержащийся в неблагоприятной обстановке;
• Ненадлежащим образом воспитывающийся;
• Совершающий антиобщественные действия и правонарушения.

«Социально опасные» родители (либо иные законные представители) – это люди, которые:

• Не исполняют обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию детей;
• Отрицательно влияют на поведение детей;
• Жестоко обращаются с детьми.

В этом описании содержится слишком много оценочных суждений, и по факту почти каждой семье можно присвоить статус «социально опасной». Если мама и папа имеют привычку в ссоре громко кричать друг на друга – они же отрицательно влияют на поведение детей? А с какого уровня бедности начинается «неисполнение обязанностей по содержанию»? Кто-то считает, что если ребенка кормят хотя бы пустыми макаронами – то он живет благополучно. А для кого-то даже проживание двух однополых детей в одной комнате – недопустимая жестокость и покушение на личное пространство.

Существуют также политические, религиозные, бытовые особенности семей. С чьей-то точки зрения, приучение детей к молитвам и постам – это ужасное сектантство. А кто-то, наоборот, считает, что некрещеный ребенок, которого еще до школы ознакомили с теорией эволюции, – подлежит немедленному изъятию из семьи и помещению в монастырь.

Крайне болезненно воспринимается вопрос сексуального воспитания. Любые намеки на педофилию, естественно, становятся поводом для немедленной реакции органов опеки. Но как быть с противоположным случаем – так называемым «антисексуальным насилием», когда ребенка с младенчества бьют по рукам за прикосновение к половым органам, когда ему с дошкольного возраста внушают отвращение к противоположному полу? В некоторых семьях такого рода насилие доходит до безумия и наносит детям тяжелые психологические травмы. Но если органы опеки попробуют на это повлиять – их самих могут обвинить едва ли не в педофилии.

При этом сотрудники органов опеки – тоже люди со своими взглядами и привычками. Очень многое в определении статуса семьи зависит от их частного мнения.
Крайняя мера воздействия на родителей – лишение родительских прав. Это делается только через суд, и тут у родителей есть шансы доказать, что органы опеки ошиблись или что они готовы исправиться. Однако, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ, изъять ребенка из семьи можно и до лишения родительских прав – в случае, если существует непосредственная опасность для его жизни или здоровья. И в принципе это верно: нельзя ждать окончания судебного разбирательства, когда завтра ребенка уже может не быть в живых.

Однако угроза жизни и здоровью – также довольно субъективное понятие. Тут можно ошибиться и в ту, и в другую сторону. Во-первых, полученная органами опеки информация может быть недостоверной – врать может и сам ребенок, и родители, и соседи, и учителя. Во-вторых, эта информация может оцениваться с разной степенью строгости. То, что одному сотруднику органов опеки может показаться критическим сигналом, другой сочтет рядовой неурядицей.

Некоторые эксперты также обращают внимание на тот факт, что в СК РФ не прописана связь между опасной ситуацией и поведением родителей. Поэтому отнять детей можно даже в том случае, если сами родители не виноваты в сложившихся обстоятельствах. Впрочем, этот довод представляется спорным. Ведь в данном случае речь идет не о том, чтобы наказать родителей, а о том, чтобы обезопасить ребенка. Если в приюте в данный конкретный момент ему действительно будет безопаснее – то лучше забрать его туда, а затем уже разбираться с проблемами, возникшими у него дома по вине или не по вине родителей.

В марте в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные всем перечисленным вопросам. По итогам слушаний верхняя палата парламента собирается подготовить законопроект, который устранит пробелы в законодательстве и урегулирует процесс признания семей социально опасными и изъятия из них детей. Впрочем, эксперты считают, что разработка и принятие документа затянется надолго – слишком сложные вопросы предстоит рассмотреть.

И можно ли вообще решить эту проблему, механически прописав все возможные нюансы в законодательстве? Решающую роль все равно будет играть индивидуальный подход к каждой семье – та работа, которая лежит на плечах рядовых сотрудников органов опеки. Пожалуй, следует в первую очередь сосредоточиться на тщательном отборе таких сотрудников, на их обучении, на привлечении их к различным форумам и семинарам. Именно от их профессионализма зависит – поймут ли они правильно ситуацию в каждой конкретной семье. И именно им в случае чего предстоит отвечать как за неправомерное изъятие детей, так и за детей, пострадавших из-за их невнимания.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 “О направлении методических рекомендаций”

Во исполнение пункта 2 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 31 марта 2015 г. № 7 Минобрнауки России направляет методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы.

Методические рекомендации
о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы

Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 31 марта 2015 г. № 7.

Они адресованы председателям, заместителям председателей, ответственным секретарям, членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия) Российской Федерации, а также специалистам, обеспечивающим их деятельность. Рекомендации направлены на оказание практической помощи комиссиям в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования межведомственных документов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики) по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, принимаемых как на региональном, так и на муниципальном уровнях, а также направлены на обеспечение повышения эффективности работы органов и учреждений системы профилактики при работе с указанными категориями детей и семей.

1. Актуальность выработки единых подходов по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) определена социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Целью создания комиссий является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики в решении следующих вопросов:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

5) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Комиссии должны обеспечивать взаимодействие и согласованную работу всех субъектов системы профилактики в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 (далее — Примерное положение) комиссии координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.

Органы и учреждения, которые входят в систему профилактики, определены в статье 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Кроме того, в указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проведенный в 2015 году Минобрнауки России мониторинг деятельности комиссий в субъектах Российской Федерации по вопросу организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разграничение полномочий органов и учреждений системы профилактики по работе с указанными категориями детей и семей в большинстве регионов определяется межведомственными соглашениями либо порядками межведомственного взаимодействия и иными межведомственными документами, а также разработанными механизмами, определяющими согласованные действия различных ведомств. Поскольку указанные документы не являются нормативными актами, чаще они применяются субъектами системы профилактики по их усмотрению.

В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в отдельных муниципальных образованиях, данные виды документов имеют статус нормативных правовых актов, но в преимущественном количестве регионов они приняты на заседаниях комиссий в форме постановлений.

Во-вторых, на территории Российской Федерации отсутствует единый подход к порядку признания (отнесения) граждан к категории находящихся в социально опасном положении, а также к порядку признания несовершеннолетних и семей утратившими данный статус.

Так, соответствующие решения в регионах принимаются различными органами (структурами): комиссиями в муниципальных образованиях — 70,4%; межведомственными группами, создаваемыми в муниципальных образованиях, — 7,0%; органами социальной защиты населения — 4,2%; иными органами системы профилактики либо межведомственными консилиумами — 11,0%; не определен конкретный орган (учреждение) — 7,4%.

Учитывая тот факт, что в различных регионах решение об отнесении несовершеннолетнего либо семьи к категории находящихся в социально опасном положении принимается различными органами (учреждениями), сложились различные подходы при оформлении указанного решения.

В регионах, где несовершеннолетние и (или) семьи признаются находящимися в социально опасном положении на заседаниях комиссий, соответствующее решение, как Правило, оформляется постановлением комиссии либо протоколом заседания комиссии. Однако такая практика сложилась не во всех субъектах Российской Федерации. Так, в отдельных регионах соответствующее решение, например, оформляется протоколом межведомственной группы (социального консилиума), в иных субъектах Российской Федерации — решением отдельных органов или учреждений системы профилактики.

Вышеназванные обстоятельства могут способствовать возникновению межведомственной разобщенности в процессе сбора, обработки и анализа статистической и иной информации, отсутствию сведений о численности и о состоянии работы с указанными категориями детей и семей, а также ограничений при проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, поскольку профилактическая работа проводится в рамках полномочий отдельного органа либо учреждения системы профилактики.

2. Правовая основа организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Правовой основой организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

— Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

— иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

3. Основания признания несовершеннолетних и (или) семей находящимися в социально опасном положении

Основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении», закрепленных в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

В связи с этим при признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении комиссии могут опираться на следующие основания.

1. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.

2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.

С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию.

3. Совершение несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.

Преступлением в соответствии с частью 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным кодексом под угрозой наказания.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ под антиобщественными действиями признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

При признании семей находящимися в социально опасном положении комиссии могут руководствоваться следующими основаниями.

1. Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.

2. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию.

3. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение.

4. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

В действующих на территориях регионов межведомственных документах указанные основания раскрываются подробно.

Все вышеприведенные основания, как признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и признания семьи находящейся в социально опасном положении, подлежат выяснению и подтверждаться документально.

К документам, подтверждающим указанные основания, можно отнести:

1) обращение несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, иных граждан, органов либо должностных лиц, журналы учета обращений граждан;

2) представление или иные документы органов и учреждений системы профилактики;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

4) постановление органов внутренних дел, следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры, суда в отношении несовершеннолетних;

5) приговор или постановление суда;

6) акт жилищно-бытовых условий семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние;

7) иные документы.

4. Порядок признания несовершеннолетних и (или) семей находящимися в социально опасном положении

В целях обеспечения организации с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях детей и семей, рекомендуется решения о признании (отнесении) их находящимися в социально опасном положении принимать комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

В таком случае указанные решения в соответствии с пунктом 17 Примерного положения должны приниматься большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Основаниями для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении могут служить:

а) поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, подтверждающие основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении;

б) непосредственное установление комиссией обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении.

В соответствии с пунктом 19 Примерного положения решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении принимается комиссией в форме постановления, в котором указываются:

а) наименование комиссии;

в) время и место проведения заседания;

г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;

д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

ж) содержание рассматриваемого вопроса;

з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.

В целях организации индивидуальной профилактической работы с указанными категориями детей и семей постановления комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении должны предусматривать соответствующие поручения в адрес органов и учреждений системы профилактики, возможно рекомендации иным органам и организациям.

Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и в соответствии с пунктами 21 и 22 Примерного положения постановления комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики, которые обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

Также комиссиям необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в орган управления социальной защитой населения незамедлительно должна направляться информация о семьях, находящихся в социально опасном положении.

5. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Индивидуальная профилактическая работа согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ понимается как деятельность, направленная на:

а) своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

б) социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ все органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу.

Индивидуальная профилактическая работа в обязательном порядке проводится со следующими категориями несовершеннолетних:

1) безнадзорные или беспризорные;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Исходя из анализа данного перечня, комиссии должны учитывать, что индивидуальная профилактическая работа осуществляется не только с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, но и с иными категориями несовершеннолетних.

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних проводится в случаях, если они:

а) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

б) отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних;

в) жестоко обращаются с несовершеннолетними.

Индивидуальная профилактическая работа с указанными категориями родителей или иных законных представителей не проводится следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и воспитательными колониями.

Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, перечисленных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, является один из следующих документов:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Перечень документов является исчерпывающим, иные документы основаниями для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями быть не могут.

Вместе с тем комиссии должны учитывать, что индивидуальная профилактическая работа может проводиться не только с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями, но и иными лицами. К данным лицам, например, можно отнести близких родственников детей (родных братьев и сестер, бабушек, дедушек), проживающих совместно с несовершеннолетним, а также лиц, не являющихся близкими родственниками, проживающих совместно с несовершеннолетним.

Индивидуальная профилактическая работа может носить как ведомственный, так и комплексный характер.

Ведомственная индивидуальная профилактическая работа осуществляется с категориями лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, отдельно взятым органом или учреждением системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного органа или учреждения.

Комплексная индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений комиссий либо планов (программ), утверждаемых постановлениями комиссий.

С несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, и (или) родителями или законными представителями из семей, признанных находящимися в социально опасном положении, проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа.

Органы или учреждения системы профилактики, осуществляющие на основании постановления комиссии реализацию индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего и (или) родителей или законных представителей, обязаны в установленные постановлением сроки сообщать о результатах выполнения указанных мероприятий в комиссию.

По вопросу о предоставлении социальных услуг несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении, а также семьям, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлять социальную реабилитацию этих лиц, оказывать им необходимую помощь, по основаниям, указанным в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, если в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено предоставление социального обслуживания на основании договора, необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развитая творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Таким образом, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определены специальные правила предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определяет специальный механизм обращения за получением социальных услуг в отношении конкретных категорий несовершеннолетних детей.

При поступлении таких детей в организации социального обслуживания на них также составляются программа предоставления социальных услуг и договор о предоставлении социальных услуг.

6. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Срок проведения индивидуальной профилактической работы определяется комиссией отдельно в отношении каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) родителей или законных представителей несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, на основании:

а) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания их находящимися в социально опасном положении;

б) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые на правлены на их выведение из социально опасного положения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа должна быть завершена в следующих случаях:

а) если необходимая для устранения обстоятельств, ставших основанием для при знания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, социальная и иная помощь была оказана;

б) если причины и условия, способствовавшие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, были устранены;

в) если несовершеннолетний, признанный находящимся в социально опасном положении, достиг возраста 18 лет.

7. Основания и порядок принятия решения о прекращении нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении

Решение о прекращении нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении может приниматься комиссией на основании:

а) предложений, поступивших от председателя, заместителя председателя или членов комиссии;

б) ходатайств, поступивших от органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей.

Вышеназванное решение комиссией принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Решение комиссии в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ оформляется в форме постановления. После вынесения комиссией постановления, предусматривающего решение о прекращении нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении для органов и учреждений системы профилактики, возникают основания для прекращения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) родителями и иными законными представителями несовершеннолетнего.

Решение о признании несовершеннолетнего утратившим статус находящегося в социально опасном положении может приниматься комиссией в одном из следующих случаев:

а) достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;

б) вынесение судом решения об отмене постановления комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

в) смерть несовершеннолетнего;

г) выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительство за пределы муниципального образования или субъекта Российской Федерации, либо за пределы Российской Федерации;

д) устранение обстоятельств, явившихся основаниями для принятия комиссией решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении и иные.

Комиссия может принять решение о прекращении нахождения семьи в социально опасном положении в одном из следующих случаев:

а) достижение несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, 18-летнего возраста;

б) достижение несовершеннолетними, проживающими в семье, признанной находящейся в социально опасном положении, 18-летнего возраста;

в) вынесение судом решения об отмене постановления комиссии о признании семьи находящейся в социально опасном положении;

г) смерть несовершеннолетнего(них), проживающих в семье, признанной находящейся в социально опасном положении;

д) смерть родителей иных законных представителей несовершеннолетнего(них);

е) улучшение обстановки в семье (родители или иные законные представители устранили недостатки по воспитанию, обучению и [или] содержанию несовершеннолетних детей) и иные.

Обзор документа

Приведены Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы.

Рекомендации адресованы председателям, заместителям председателей, ответственным секретарям, членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также специалистам, обеспечивающим их деятельность.

При признании несовершеннолетних находящимися в опасном положении можно опираться на 4 основания. Это нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для жизни или здоровья, в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершение несовершеннолетним правонарушения, антиобщественного действия. Первые два случая должны быть связаны с отсутствием контроля за поведением несовершеннолетнего вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) пребывания.

При признании семей находящимися в опасном положении можно также руководствоваться 4 основаниями. Это наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в опасном положении, совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение, привлечение такого лица к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию либо к уголовной ответственности за то же деяние, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Решение о прекращении нахождения несовершеннолетних и (или) семей в опасном положении может приниматься комиссией на основании предложений председателя, заместителя председателя или членов комиссии; ходатайств органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей.

www.garant.ru