Словосочетание разбор словосочетания правило

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

По характеру главного слова словосочетания делятся на:

именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),

глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),

наречные и местоименные.

К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным мы с тобой, каждый из нас.

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

Связь слов в словосочетании

Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.


Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
2) существительным: чтение книги;
3) прилагательным: довольный успехом;
4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».

Следует различать словосочетания и сочетания слов:

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

Свободные и несвободные словосочетания

В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

— с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
— с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
— с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
— с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

Синтаксический разбор словосочетания

I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ


Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

Устный разбор

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

videotutor-rusyaz.ru

1. Словосочетание. Правила

Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу
и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога
или только по смыслу:

Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более
точно, конкретно, чем слово.

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

По своему строению и значению словосочетания бывают
разными. Они могут состоять из:

1. имени существительного и имени прилагательного,
двух имён существительных с предлогом и обозначать
предмет и его признак:

большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей;

2. глагола и имени существительного и обозначать действие и
предмет, который с ним связан:

клеить обои, писать письмо, встретить друга;

3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:

петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.

Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.

Задачи на тему «Словосочетание»

Гром и стук, распахнулась дверь, за водой, умные глаза,

не двигаться, мохнатая лапа, громко мяукать, крепко и спокойно.

Ярко гореть, вернуться через полчаса, хрупкие и тонкие, сторож остановился,

картинки из журналов, из лоскутков, мастерить игрушки, кот спал, пролететь незаметно.

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Не кликай на пустое поле. принести письмо:

1) только по смыслу,

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно.

залезть на крышу:

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. строить из кирпича:

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. бумажка от чая:

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. сердитый шёпот:

2) по смыслу и грамматически (с помощью окончания),

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно.

Выделите словосочетания «прилаг. + сущ.».

Одеться легко, гигантская чаша, писать аккуратно, известная песня,

слушать внимательно, строить мост, смолистый запах.

Устно определите значение словосочетаний. Выделите «четвёртое лишнее».

1) дождливая осень;

2) учебник по литературе;

3) спросить с улыбкой;

4) интересный вопрос. Неверно. Неверно. 1) выучить правило;

2) вернуться вечером;

3) побелить стены;

4) нарисовать птицу. Неверно. Неверно. 1) гулять в парке;

2) расположиться на поляне;

3) приехать во вторник;

4) отдыхать в санатории. Неверно. Неверно. Неверно. Неверно. 1) работать с удовольствием;

2) принести к вечеру;

3) съесть без аппетита;

4) повернуться рывком. Неверно. Неверно. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.

Выделите словосочетания «глаг. + нареч.».

Набраться мужества, тихий голос, остановиться ненадолго, радоваться жизни,
знать превосходно, подготовить доклад, сказать вслух.

Выделите словосочетания «глаг. +сущ.».

Жужжание пчелы, посмотреть налево, пахнет сыростью, отливать серебром,
запах сирени, горячий блин, читать книгу.

Укажите, как связаны слова в словосочетании

пойти на станцию:

3) только по смыслу. Неверно. Не кликай на пустое поле. приближаться медленно:

1) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога),

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания). Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. с тревогой переглянуться:

1) по смыслу и грамматически (с помощью окончания),

2) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога),

3) только по смыслу. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. сердито посмотреть:

3) только по смыслу. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. весёлый характер:

2) только по смыслу,

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога). Неверно. Не кликай на пустое поле. билет на поезд:

1) по смыслу и грамматически (с помощью окончания и предлога).

3) по смыслу и грамматически (с помощью окончания), Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.

school-assistant.ru

Словосочетание

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это единица языка, большая, чем одно слово, но меньшая, чем предложение. Мы общаемся целыми предложениями, которые могут содержать несколько словосочетаний. А вот и формальное определение.

Словосочетание — это соединение двух и более слов, связанных подчинительной связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия (предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому).

пушистый кот — словосочетание, обозначающее предмет (или лицо) и его признак

гладить кота — словосочетание, обозначающее действие с объектом

громко мурлыкать — словосочетание, обозначающее действие и образ его совершения

кот спит — это не словосочетание, а предложение: два слова обозначают два разных понятия — предмет и действие, при этом нельзя сказать, что одно из слов главное, а другое зависимое.

Не являются словосочетаниями:

  • пары слов, образующие подлежащее и сказуемое
  • группы однородных членов
  • обособленный оборот (причастный, деепричастный, сравнительный) и слово, к которому он относится
  • Отметьте все соединения слов, которые являются словосочетаниями.

    Я не завалю экзамен.

    Подумаешь, какой-то экзамен!

    студенты и экзаменатор

    Типы связи в словосочетании

    Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание .

    Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. При изменении главного слова меняется и зависимое.

    Главное слово — имя существительное, а зависимое чаще всего является прилагательным, а также может быть причастием, местоимением или числительным.

    Примеры словосочетаний со связью согласование: черная кошка , вкуснейший пирог, самый вкусный пирог, каждый студент, наш кот, первое сентября .

    Управление — подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого существительного или местоимения в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога. При этом при изменении главного слова зависимое не изменяется, но само зависимое слово является изменяемым.

    Примеры словосочетаний со связью управление: кормить кота , дружба с котом , подушка кота, поймать его .

    Примыкание — подчинительная связь, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному только по смыслу.

    Зависимым словом могут быть наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного ( дети постарше ), неизменяемое прилагательное ( цвет электрик ), существительное — несогласованное приложение ( в газете «Коммерсантъ» ), притяжательные местоимения 3 лица его , её , их .

    Примеры словосочетаний со связью примыкание: долго спит , её кот , любит поесть .

    Определите вид подчинительной связи в словосочетании чеширский кот .

    Определите вид подчинительной связи в словосочетании кот Шрёдингера .

    Пройти тест на словосочетания можно здесь .

    lampa.io

    Синтаксический разбор. Образец разбора словосочетания

    Общие правила разбора

    Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

    Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

    Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  • Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  • Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  • Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  • Знать разновидности осложнённых предложений
  • Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  • Распознавать средства связи в сложном предложении.
  • Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  • Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  • Неверная характеристика типа сказуемого.
  • Смешение частей речи и членов предложения.
  • Неправильное определение видов односоставных предложений.
  • Неразличение неполных и односоставных предложений.
  • Смешение понятий простого и сложного предложения.
  • Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  • Неверная характеристика типов сложного предложения.
  • Неразличение союзов и союзных слов.
  • Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

    Синтаксический разбор словосочетания

    Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.

    План разбора

    1. Выписать словосочетание из предложения.
    2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
    3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
    4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
    5. Определить вид подчинительной связи.
    6. Образец разбора

      В избушке (какой?) маленькой.

    7. существительное + прилагательное;
    8. именное;
    9. согласование.
    10. (главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

      • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
      • глагольное;
      • управление.
      • (главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

      • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
      • (зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

        Типы словосочетаний по главному слову

        Имя существительное, которое может распространяться:

      • прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
      • существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
      • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
      • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
      • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
      • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
      • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).
      • Имя прилагательное, способное распространяться:

      • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
      • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
      • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
      • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).
      • Имя числительное с зависимым словом:

      • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
      • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
      • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
      • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
      • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).
      • Местоимение с зависимым словом:

      • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
      • причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
      • существительным (кто-то из учеников);
      • местоимением (каждый из них, всякий из вас).
      • существительное (купить молока, сесть в поезд);
      • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
      • наречие (громко петь, весело смеяться);
      • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
      • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).
      • Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

      • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
      • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
      • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

      Виды подчинительной связи в словосочетании

    11. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
    • грамматическая основа предложения (я возмутился);
    • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
    • однородные члены (лёд и вода);
    • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
    • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).
    • Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.

      Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.

      Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.

    • Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.

      Огромное спасибо за Ваш труд и готовность делиться своими открытиями. Неоценимый материал для себя нашла в разделе «Работа с одаренными детьми»

      Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

      Спасибо большое, Ольга, за ваши материал …

      Огромное спасибо за Ваш труд и готовност …

      Можно узнать, в каком этапе олимпиады он …

      Совершенно случайно зашла на Ваш сайт и …

      В аббревиатуре все буквы заглавные, след …

      Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

      С ув. Ольга Дьяченко.

      Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

      На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

      olgadyachenko.ru