Сельское хозяйство в законах хаммурапи

NationsHistory

История наций и народов

Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи. Сельское хозяйство

Месопотамия (а в переводе на наш язык — Междуречье ), расположена между двумя крупными реками — Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля (а надо сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев ), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад.

Поэтому жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. . Во времена разливов вода по каналам поступала в ареки ( резервуары ) и в летние месяцы подавалась на поля ( правда только на по ля отдельных хозяев ).

Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Угрозы для плодородия месопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение ( дожди, таяние снегов ), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и целинных земель ). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население — от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке ( п.53, 54, 55, 56 ). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:

«Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил «.

В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба ( п.54 )

«Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода «.

www.nationshistory.ru

Хозяйство Древнего Шумера и Вавилона

Месопотамия была одним из первых регионов мира, в котором появилась цивилизация. Наибольшее развитие получает южная часть Месопотамии — Шумер, располагавшийся на территории современного Ирака.

Примерно в середине IV тыс. в Месопотамии возникли первые государственные образования: шумерские государства (ХХVI-ХХIV вв. до н. э.), Аккадское царство (ХХIV-ХХIII вв. до н. а), государство с центром в Уре (конец XXII — начало XX вв. до н. э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н. э.).

До середины 3240 г. до н. э. в этом регионе существовало два крупных государства — Шумер и Аккад. Объединение этих государств в Шумеро-Аккадское царство оказало положительное влияние на экономическое развитие региона.

В начале IV тыс. до н. э. основными занятиями в Древнем Шумере были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, развивались ремесла. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Развитию земледелия способствовали плодородные почвы, а скотоводству и овцеводству — степные просторы. Основными земледельческими культурами были ячмень, просо, горох, фасоль, чечевица, лен, овощи. Важными отраслями сельского хозяйства были также садоводство и виноградарство.

Быстро развивались различные виды ремесел: гончарное, кирпичное, кожевенное, зарождалось текстильное производство. Развитие металлургии привело к производству медных, бронзовых и железных изделий, совершенствовалось ювелирное искусство. В ранний период шумеры умели выковывать изделия из цельного куска меди, открыли способ литья меди, серебра и золота, научились делать бронзу.

Наряду с каменными и костяными использовались металлические орудия труда. В этом периоде активно велось строительство зданий из необожженного кирпича, а также каналов, плотин и водохранилищ.

В регионе появляется и получает большое развитие клинописное письмо, когда на сырой мягкой глине выдавливались клинообразные черточки. Первоначально эти знаки обозначали предметы, понятия, а затем звуковые комбинации и слоговые значения. С III тыс. до н. э. клинописные таблички стали изготавливаться в огромном количестве.

В первой половине III тыс. до н. э. в связи с развитием сельского хозяйства и ремесла начинается разложение первобытной общины, постепенно развивается рабовладение за счет военнопленных, должников, преступников. Рабовладение носило преимущественно государственный характер, но постепенно развивалось и частное рабовладение. В сельском хозяйстве Древнего Шумера труд рабов широко не применялся. Основными производителями были мелкие земледельцы.

В Шумерском царстве собственность на землю существовала в трех формах:

— одна часть земли находилась в собственности территориальных общин и в ее рамках передавалась в индивидуальное пользование и владение большим семьям, могла продаваться и покупаться;

— значительная часть земель находилась в царском владении. Часть царских земель отдавалась государственным чиновникам на «кормление»;

— третья часть земли служила основой храмового хозяйства (рис. 3).

Большую роль в экономике страны играли храмовые хозяйства, в которых переплетались общинные и рабовладельческие отношения. Сложилась устойчивая административная система управления храмовыми хозяйствами. Храмовые земли делились на три части: одна — использовалась непосредственно для нужд храма, вторая — отдавалась на «кормление» храмовому персоналу в наследственное пользование за выполнение определенных обязанностей, третья — делилась на участки и раздавалась общинникам в аренду за определенную долю урожая.

В храмовом хозяйстве присутствовали практически все виды хозяйственной деятельности — земледелие, скотоводство, ремесло. Наряду с активным использованием труда рабов и общинников, которые обрабатывали раздаваемые им участки храмовой земли за определенную долю урожая, появляются

специфические категории работников. К ним можно отнести специальных торговых агентов, которые также получали земельные наделы, и группы людей, «получавших по отдельным табличкам» и выполнявших самую разнообразную работу — слуги, служанки, носильщики, парикмахеры, пастухи и т. д. Обычно в системе храмового хозяйства было занято 30-40% населения города или региона, но и остальное население периодически принудительно привлекалось к общественным работам: строительству храмов, дворцов, городских стен и т. п.

В середине III тыс. до н. э. образовалось Аккадское царство, объединившее города-государства Двуречья. Это дало возможность комплексно регулировать всю ирригационную систему, была введена единая система мер и весов. Происходило расширение царского земельного фонда за счет скупки общинных земель и конфискации различных земель. Храмовые хозяйства также перешли в собственность царей с последующей передачей их в пользование храмам. Царская земля состояла из нескольких частей (рис. 4). Все это заложило основу для развития крупных царских хозяйств. Большие земельные владения имели также богатые государственные чиновники и знать.

Первыми известными нам экономическими реформами были реформы царя Урукагина (вторая половина XXIV в. до н. э.). Они были направлены на увеличение числа полноправных граждан-воинов, снижение налогов, улучшение государственного управления и ограничение злоупотреблений царских чиновников, уменьшение поборов и повинностей с персонала храмов, более справедливое распределение богатства, упразднение остатков матриархата (в частности, права женщины на развод, имущество мужа и двоемужество).

Возвышение Ура (конец III тыс. до н. э.) привело к объединению под его властью всего Двуречья. В дальнейшем экономическая роль государства усиливалась. Была практически упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики вплоть до сбора всего зерна в царские хранилища, с последующим его распределением. Планирование вторгалось даже в сферу семейных отношений — царские чиновники решали, кому можно иметь семью, а кому нет.

Происходит дальнейшее развитие рабовладения. Подавляющая часть населения фактически, а значительная часть и формально была обращена в государственных рабов. Их постоянно перебрасывали из одного района в другой для проведения строительных работ. Государственное рабовладение сохраняется преимущественно в сфере царского хозяйства. Расширение торговли благоприятствовало развитию частного рабовладения.

Во II тыс. до н. э. образовалось Вавилонское царство, которое достигло наибольшего расцвета в период правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Наглядное представление о социально-экономическом устройстве общества и хозяйственной жизни дает кодекс царя Хаммурапи.

Этот свод законов базировался на двух принципах: «вины и злой воли» (в современных условиях такой подход означает умышленное или неумышленное противоправное действие) и «око за око».

Большой интерес с точки зрения зарождения рыночных отношений представляют такие разделы кодекса, как «Правила об операциях с движимым имуществом», «Правило охраны собственности царя, храмов, общин», «Об охране имуществ, полученных от царя за службу», «Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних».

В отличие от более ранних государств хозяйство страны в этот период было в значительной степени децентрализовано, поощрялось развитие общинно-частного сектора. Царская земля, ремесленные мастерские, торговые учреждения раздавались в условные держания чиновникам и воинам в качестве платы за службу. Держатели таких наделов составляли прослойку так называемых мушкенумов, связанных с царским хозяйством и стоящих вне общины. Остальному населению земля сдавалась в аренду. При этом за аренду пашни взималась плата в размере 1 /3 урожая, за садовые земли — 2/3. Для защиты интересов землевладельцев в кодексе Хаммурапи устанавливалось, что при снижении урожайности арендная плата взималась на основе средней урожайности в данной местности, а для стимулирования обработки новых земель арендатор мог платить аренду за них на втором году аренды.

Определенное развитие получил наемный труд. В кодексе Хаммурапи различались батраки и наемные ремесленники, нормировалась оплата их труда. При строительных работах предусматривались подрядные отношения. Специальные статьи регулировали трудовые отношения между купцом и торговым агентом, занимавшимся сбытом его товаров, предусматривались договоры об условиях хранения товаров.

В Вавилоне положение общины было достаточно прочным. Бегство из общины осуждалось, а изгнание из общины практиковалось как наказание за преступления. Участки земли, находившиеся вне непосредственного владения общины, царского хозяйства и служебных наделов, были в частной собственности, могли продаваться и передаваться по наследству. Неплатежи налогов в течение трех лет приводили к потере права собственности.

Кодекс царя Хаммурапи законодательно санкционировал фактически существовавшее в Вавилоне рабовладение. Раб признавался полной собственностью своего господина, а его дети рассматривались как имущество рабовладельца. Для Вавилона было характерно широкое развитие долгового рабства, причем не только самих должников, но и их детей. Вместе с тем этот свод законов защищал не только права рабовладельцев, но ограничивал долговое рабство тремя годами. Существовали и рабы-иноземцы. Рабство носило патриархальный характер, рабы могли иметь имущество и вступать в брак со свободными людьми.

Централизованная царская власть пыталась контролировать и регулировать всю хозяйственную жизнь страны. Устанавливались обязательные тарифы для оплаты труда врачей, строителей, корабельщиков, ремесленников, батраков, регламентировалась процентная ставка и торговые сделки.

Развитие экономики и рост продуктивности производства привели к развитию обмена. Об этом свидетельствуют тексты договоров о продаже продукции сельского хозяйства, ремесла, а также земельных участков и домов. Развитие торговых отношений привело к созданию банков (II тыс. до н. э.), проводивших ссудные операции. Если имущественное положение заемщика было надежным, то ссудный процент колебался от 20 до 30%, если нет — то банк брал под контроль его недвижимость.

Наряду с клинописным письмом в Месопотамии получают развитие математика (десятичная система исчисления, возведение в степень, извлечение корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, дроби, таблица умножения и т. д.) и астрономия. Наблюдения за звездами вели жрецы. Звездное небо было разбито на 15 частей, звезды распределены по созвездиям, были определены 12 зодиаков.

При храмах появились первые школы, а позже — специальные государственные учебные заведения. В Месопотамии была создана и первая библиотека.

studme.org

Сельское хозяйство в законах хаммурапи

Экономика Вавилона по Законам Хаммурапи

В сборнике законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли или сада, игравшую, судя по многочисленным частноправовым документам, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая, что при плодородии долины Двуречья, было не слишком высокой платой. При аренде на условиях отдачи половины урожая, арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к собственнику поля. Аренда была краткосрочной, не более чем на один или два года. На более долгий срок сдавалась в аренду ещё не освоенная земля. В этом случае земля сдавалась на 3 года с условием внесения арендной платы лишь в третий год, а поле, предоставленное для насаждения сада, сдавалось на 5 лет, и лишь на пятый год арендатор отдавал собственнику земли половину урожая.

Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. В каждом крупном городе существовало объединение таких купцов (карум — «пристань»), осуществлявшее административный надзор за тамкарами и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами с государством. Тамкары вели международную торговлю как лично, так и через помощников — щамаллу, т.е. странствующих торговцев, не располагавших собственными средствами. Другим важным видом деятельности торговых агентов было, как уже отмечено, ростовщичество, а также, хотя об этом не упомянуто в законах Хаммурапи, сбор налогов. Займы натурой предоставлялись под условием роста в одну треть, а займы серебром — в одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок — до урожая. Из деловых документов видно, что существовали и другие виды роста, вплоть до сложных процентов. Законы Хаммурапи пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов:

Разрешается, в некоторых случаях, отсрочка уплаты долга (ст. 48).

Допускается замена серебра другими материальными ценностями (ст. 51 и 96).

Запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (ст. 49 и 66).

Устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (ст. 94). Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 196 — 219.

Судя по дошедшим до нас контрактам и другим документам, не все мероприятия Хаммурапи, направленные на облегчение положения экономически слабых свободных, проводились в жизнь. Поэтому даже во время его правления попытка укрепить экономическое положение рядовых свободных не имела большого успеха. Противоречие между бедными и богатыми продолжало существовать и развиваться наряду с противоречием между рабами и рабовладельцами. Царское хозяйство и частное землевладение.

Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена, развивавшихся в пределах обширной территории, объединённой в одно государство завоеваниями Хаммурапи. Денежные отношения продолжали развиваться, а тем самым укреплялись частновладельческие отношения.

Частное владение землёй также продолжало развиваться и по существу уже мало отличалось от частной собственности. Способствовало росту частного землевладения и дальнейшее расширение царём Хаммурапи сети каналов. Его деятельность в этом направлении стала особенно интенсивной после победы над Римсином. Прорывая новые каналы, царь стремился восстановить земледелие на юге, сильно пострадавшее от ожесточённых войн предшествующих лет. Углубление и расширение ирригационной сети создавало условия, в силу которых увеличивалась пригодная для земледелия территория. Хаммурапи стремился к расширению садовых плантаций — очевидно, плантаций финиковых пальм, создававших одну из основ благосостояния страны. Закон допускал расширение садовой земли даже за счёт пахотной. Всемирная история. Энциклопедия в 10-ти т./Ред. И. Лурье, М. Полтавский.- М.:Госдарственное издательство политической литературы, 1956 г. — с.748. том

Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что законыХаммурапи уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая — ст. 46) или за твердую плату вперед (ст. 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (ст. 42 — 44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (ст. 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения, и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (ст 53 — 56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (ст. 57 — 58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (ст. 263 — 267 ). Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик), до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также и неквалифицированных видов труда (ст. 215 — 224, 253 — 274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок — на время сева или особенно жатвы — либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и «уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М. Дьяконова. Ч.2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 1952. № 4,

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить следующее:

Законы Хаммурапи являются важным историческим источником по изучению социально-политической и экономической жизни Вавилона.

Законы Хаммурапи дают нам представление о том, что вавилонское общество по своему составу не было однородным, правовое положение разных слоев населения различалось.

Формой политического правления была деспотичная монархия.

Общество Вавилона было патриархальным.

Важную роль в экономике играло сельское хозяйство.

Ирригационная система имела государственное значение.

В период правления Хаммурапи получили развитие торговля и деятельность ростовщиков.

Особое положение в древневавилонском государстве занимали войны.

studwood.ru

По законам Хамурапи

Политическими правителями нового типа, не скованными жесткими традициями, стали в Месопотамии после прихода амореев такие люди, как вавилонянин Хаммурапи, который решительно изменил социальную структуру страны. Именно Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), царь Вавилона, одного из государств, созданных амореями, вновь объединил в первой половине XVIII века до нашей эры всю страну, которая позже получила у греков название «Вавилонии», а сам город отныне стал политическим центром Нижней Месопотамии. С этого времени начинается Старовавилонский период в истории Месопотамской цивилизации.

Династия, царствовавшая в Вавилонии с 1894 года по 1695 год до нашей эры, называлась аморейской. Ее основателем был Сумуабум, а наиболее известным правителем — царь Хаммурапи, один из величайших правителей в истории Месопотамии.

Как подчеркивают историки, «Вавилон обязан своим стремительным возвышением его ловкой, беззастенчивой политике, проводя которую он заключал выгодные союзы, давал обещания, прибегал то к договорам о взаимной помощи, то к угрозам».

Хаммурапи довольно быстро присоединил к своим владениям многочисленные соперничавшие между собой города. Он последовательно завоевал Урук и Иссин, помог изгнать из Мари правившего там сына ассирийского царя, захватил Ларсу и, наконец, в 1760 году до н. э. занял соперничавший с Вавилоном город Мари. Затем Хаммурапи покорил область вдоль среднего течения Тигра, в том числе Ашшур. Созданное им крупное централизованное государство, простиравшееся от Персидского залива до ассирийских гор, не уступало по занимаемой территории и политическому влиянию Царству Шумера и Аккада — государству III династии Ура.

Лишь жители далекого юга не подчинялись правителям Вавилона. Юг оставался недоступным, несмотря на их попытки распространить туда свою политическую власть. Непроходимые болота и плохие дороги создавали естественные убежища для сепаратистов.

Помимо завоеваний, Хаммурапи уделял главное внимание строительству надежных ирригационных и мелиоративных систем, развитию сельского хозяйства и торговли, а также прокладке дорог. Он заботился о возведении новых строений и поддержании в порядке храмов, о нуждах отдельных граждан.

Хаммурапи полностью подчинил храмы царским чиновникам. Фактически он сам назначал жрецов и администраторов храмов и требовал от них регулярных отчетов о своей деятельности. Теперь должностные лица храмов перестали называть себя «рабами такого-то бога», а именуются «рабами царя».

Царь провел также судебную реформу, которая, с одной стороны, сводилась к введению большего единообразия в судебной системе, а с другой — к усилению роли царя. Прежде всего, он стремился обеспечить своим подданным жизнь в безопасности под защитой законов. Реформы Хаммурапи, писал И. М. Дьяконов, можно «в известной мере поставить в один ряд с реформой Солона в Афинах». Вот только «Солон шел дальше и действовал последовательнее».

Археологи обнаружили немало документов, относящихся к царствованию Хаммурапи. Самый известный среди них — свод законов, высеченный клинописью на черной базальтовой стеле. Этот памятник был найден в Сузах, столице Элама, в январе 1902 года французскими археологами, и в том же году древние законы перевели на французский язык. Как показывают фрагменты, обнаруженные в Сузах, существовало по крайней мере три таких стелы. Их доставили в Сузы в качестве трофеев, добытых во время набега эламитов на Вавилон.

В верхней части лицевой стороны стелы имелось изображение Хаммурапи, склоненного в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть стелы с обеих сторон заполнена клинописным текстом.

Хаммурапи не был первым законодателем. Уже на протяжении столетий люди регулировали свою жизнь определенными нормами. Однако Кодекс Хаммурапи ввиду его обширности стал для нас важнейшим источником сведений о древнем праве. По словам И. М. Дьяконова, «законы Хаммурапи представляют продуманную и своеобразную систему права, исходящую не из механического соединения первоисточников, а из реальных потребностей Вавилонского государства того времени». В основе этой системы законов лежала конкретная правовая практика. Некоторые параграфы законов столь подробно описывают какие-то бытовые случаи, что производят впечатление коротких рассказов.

Эти законы были записаны в 1750-х годах до нашей эры. По тем временам они были справедливы по отношению к большей части свободного населения страны, хотя бы потому, что были логичны, последовательны и значительно менее суровы, чем многие позднейшие законы. При умном и деятельном правителе, каким был Хамму-рапи, народ, огражденный, в частности, от произвола ростовщиков, мог жить относительно благополучно.

Текст законов состоит из трех частей: пространного введения, собственно законов и заключения.

Во введении Хаммурапи торжественно заявляет, что боги призвали «меня, Хаммурапи, славного, богобоязненного государя, для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы я, как Шамаш, восходил над черноголовыми и озарял страну, — призвали Ану и Энлиль для благоденствия людей» (пер. И. М. Дьяконова). Дальше царь перечисляет деяния, совершенные им на благо всему государству и отдельным его городам.

Всего в Кодексе Хаммурапи насчитывалось 282 параграфа, сгруппированных по определенным объектам законодательства, но 35 из них были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя-победителя, который, надо полагать, собирался оставить потомкам рассказ о своем триумфе. Недостающие статьи законов частично восстановлены по другим обнаруженным фрагментам Кодекса.

В этот свод законов включены нормы, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Они, в частности, посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и связанным с ними правонарушениям; торговым и коммерческим операциям; семейному праву; умышленным и неумышленным телесным повреждениям; операциям с движимым имуществом, в частности, с его наймом. Остается, правда, открытым вопрос, действительно ли судьи руководствовались данными законами при вынесении приговоров? Вероятно, строгие наказания за многие, в том числе мелкие, преступления на самом деле не применялись и служили лишь для устрашения.

Доминировал в Кодексе Хаммурапи принцип возмездия («око за око, зуб за зуб»). Телесные повреждения воспринимались как утрата имущества особого рода, а потому обвиняемый тоже должен был лишиться такого же имущества, что, с нашей точки зрения, доходило порой до абсурда («Если он [строитель] убил сына хозяина, [то] должны убить сына этого строителя»). Впрочем, этот принцип применялся все же в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель.

Отличительной особенностью законов Хаммурапи является частое применение смертной казни. Она полагалась почти за четыре десятка различных преступлений, в том числе за кражу имущества, принадлежащего дворцу или храму, и за кражу, совершенную во время пожара, а также за ложное обвинение в тяжком преступлении, нарушение женщиной супружеской верности, преднамеренное убийство, кровосмешение. Совершившего

преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. Часто встречались наказания по следующему принципу: за нечестивые речи отрезали язык, за нечестивые действия — руку и т. д. За многие преступления налагался денежный штраф. В отдельных случаях преступник подвергался изгнанию из общины, а следовательно, из родного дома; он терял при этом свое имущество и лишался защиты богов.

Судебный процесс был устным, протоколы разбирательства не велись, судебные решения и приговоры выносились также устно. Основными доказательствами были свидетельские показания, но иногда прибегали и к «суду богов»: например, человека бросали в реку, и если он тонул, то этим показывал немилость к нему бога реки, а значит, и свою виновность. Обвиняемый, выплывший на берег, считался оправданным.

Особое значение имели законы, ограничивающие произвол кредиторов-ростовщиков. Их деятельность была подлинным бичом для страны. Ростовщиками становились жрецы, крупные царские чиновники и главным образом царские торговые агенты. Законы Хамму-рапи устанавливали предельный процент при даче в заем зерна или серебра. С хлеба закон разрешал брать максимум 33,3%, с серебра — 20%. Заимодавцу запрещалось самовольно превышать процент, установленный законом.

При ростовщических сделках человек, берущий долг, обязан был обеспечить его личным имуществом и дать заложника из членов семьи. Такие заложники берутся под защиту закона, который накладывает на кредитора ответственность за их здоровье и жизнь. Если в доме кредитора от жестокого обращения умирает сын должника, то кредитор отвечает жизнью своего сына, и т. п. Члены семьи — жена, сын, дочь — могут пробыть в долговом рабстве не дольше 3 лет. На четвертый год их следует отпустить на свободу.

Вавилонская семья, по законам Хаммурапи, выступала как патриархальная семья, все члены которой подвластны отцу и в состав которой входила некоторое количество рабов. Заключение брака непременно сопровождалось составлением письменного договора. Без договора нет брака. «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, [то] эта женщина — не жена».

Женщина почти не имела возможности выбрать мужа по собственному желанию. Будущего мужа ей выбирал отец. Обычно брачные договоры заключались родителями жениха и невесты. Отец жениха или он сам вносил отцу невесты брачный дар и выкупную плату.

За женщиной сохранялось право распоряжаться имуществом, лично ей принадлежащим, то есть имуществом, которое она получила из отцовского дома в виде приданого, состоящего из ее личных вещей, домашней утвари, иногда также из рабов. После ее смерти оно переходило к сыновьям.

Жене было исключительно трудно добиться развода. Для этого ей следовало доказать, что муж плохо обращается с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то за ложный навет ее могли бросить в воду или убить как-либо иначе. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин, или даже превратить ее в рабыню. Если для мужа нарушение супружеской верности не влекло за собой никакого наказания, жену за такой же проступок бросали в воду. Мужу разрешалось наряду с главной женой иметь в доме несколько побочных жен — обычно рабынь, которые, правда, в правовом отношении стояли ниже главной жены.

Вторично выйти замуж по законам Хаммурапи также было довольно затруднительно для вавилонской женщины. Если муж умирал или попадал в плен, жене разрешалось выйти замуж только в случае, если семья оставалась без всяких средств к существованию.

Все члены семьи подчинялись главе. Дети находились в неравном положении. Наследниками считались только сыновья. Старший сын получал главную часть наследства, за ним часто оставался и дом его родителей. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Дочери имели право лишь на приданое.

Немалый интерес представляет заключительная часть законов. Здесь Хаммурапи называет себя «совершенным царем», которому великие боги дали могучее оружие, мудрость и мощь, что помогло ему освободить страну от врагов, «искоренить междоусобицы, улучшить положение страны, поселить людей в надежных местах и избавить их от страха».

Поэтому законы эти, говорит он, «на будущие времена, навсегда: царь, который будет в стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил, решения страны, которые я решил; пусть не отвергнет моих указов».

Действительно, законы Хаммурапи в течение многих веков оказывали исключительно большое влияние на правовые воззрения народов Древнего Востока. «Такая значительная и долговечная цивилизация, как месопотамская, должна была распространять свое влияние на окружающие территории; заслоном могли быть только непреодолимые географические препятствия, — подчеркивал Д. Л. Оппенхейм. — Влияние Месопотамии с различной степенью интенсивности распространялось, вероятнее всего, по торговым путям на Иранское плоскогорье и даже за его пределы, в Афганистан и на побережья Каспийского и Эгейского морей, то есть значительно дальше, чем свидетельствуют документы».

Наследники Хаммурапи не были государственными деятелями такого масштаба, как этот великий царь, и во время их правления в различных частях страны возникали опасные беспорядки. Возвышение отдельных князей привело к ослаблению власти Вавилона. Сфера влияния вавилонских царей непрестанно уменьшалась. Беспорядки и войны расшатывали их власть. Наступил застой в области технологий. Историки говорят об окостенении месопотамской цивилизации.

Государство, основанное Хаммурапи, просуществовало более двухсот лет, но в 1594 году до нашей эры Вавилон был захвачен хеттским царем Мурсили I. Великая держава окончательно развалилась. Город был сожжен, его богатства разграблены.

Дальнейшая судьба Вавилонского царства была традиционной для Месопотамии: пастушеские племена касситов, вторгшиеся с Востока, с горных хребтов Загроса, после столетия отчаянного сопротивления захватили в 1518 году до нашей эры царскую власть в Вавилонии и правили там почти 400 лет.

«Обстоятельства их прихода к власти, — писал А. Л. Оппенхейм, — скрыты во мгле «Темного периода». Когда тьма рассеивается, на Ближнем Востоке вновь возникает как политическая сила Вавилония — на этот раз уже под властью касситов. Вклад, внесенный этим чуждым элементом в цивилизацию Месопотамии, предстоит еще изучить».

Теперь в Передней Азии доминировали хетты, ассирийцы и даже египтяне. На фоне этих великих держав Вавилония могла играть лишь весьма скромную роль, хотя официально продолжала считаться равной им.

Период правления касситских царей принято называть Средневавилонским. Постепенно касситы заимствовали язык, религию, обычаи, традиции и культуру вавилонян и полностью ассимилировались с ними. Надписи касситских царей напоминают своей лаконичностью традиционный стиль эпохи, предшествовавшей династии Хаммурапи. Их правление завершилось в середине XII века до нашей эры. Вавилонию подчинил себе Элам, и место касситского царя занял эламский ставленник. Касситы навсегда исчезли из истории Месопотамии. Во время нападений эламитов Вавилон также пострадал, многие ценности были увезены в Элам. В числе их оказалась и стела с законами Хаммурапи.

www.mystic-chel.ru