Рост налогов ставки

Налоговая ставка

Налоговая ставка — это величина налога на единицу обложения. Определяет часть дохода, которая забирается в бюджет. В соответствии с НК РФ Н.с. представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки используются при расчете налогового бремени предприятия в программе ФинЭкАнализ в блоке Расчет налоговой нагрузки.

По методу установления выделяют ставки:

  • твердые – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (применяются обычно при обложении реальными налогами земельных участков, домов и пр.);
  • процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы обложения, характерны для налогообложения прибыли и доходов.
  • По отношению к динамике роста объекта налога различают ставки:

    • пропорциональные – действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета дохода;
    • прогрессивные – возрастают по мере роста облагаемого дохода;
    • регрессивные – уменьшаются по мере роста дохода.

    По содержанию выделяют ставки:

  • маржинальные [непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отд. частям дохода (разрядам или маржам), например, в подоходном налоге с физических лиц РФ в разное время использовались маржинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%];
  • фактические [определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе];
  • экономические [определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу].
  • Налоговые ставки могут быть едиными для всех налогоплательщиков или дифференцированными. Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по разным основаниям:

  • различиям в материально-имущественном или социальном положении плательщиков;
  • собым заслугам перед государством;
  • организационно-правовым формам деятельности и др.
  • Дифференциация налоговых ставок может способствовать поддержке развития отдельных производств, промыслов, регионов, переливу капиталов по сферам деятельности, привлечению иностранного капиталов в экономику, достижению других финансово-экономических и социальных результатов.

    1-fin.ru

    Россиян ждет повышение налогов

    В правительстве РФ придумали, где взять недостающие триллионы рублей на выполнение новых майских указов президента. Источником поступления средств станут кошельки россиян. Достаточно повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20% – и государство за шесть лет дополнительно получит порядка 2 трлн рублей.

    Такой вариант в настоящее время обсуждается в кабинете министров, и он является одним из наиболее вероятных, сообщают «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников. Кроме того, власти могут отменить льготную ставку НДС в 10%, заменив ее пособием.

    Чиновники давно планировали повысить НДС в рамках налогового маневра, который предлагал Минфин: увеличить налог до 22% и до такой же ставки снизить страховой взнос. Это, по замыслу, помогло бы сократить размеры теневой экономики и принести бюджету дополнительно 500 млрд рублей. От идеи отказались, но найти деньги на указы не удавалось. Вот и решили оставить от маневра только первую часть. Правда, повышение сделали более щадящим.

    Эксперты критикуют подобный подход. Ведь повышение НДС в первую очередь ударит по населению: значительную часть издержек бизнес сможет заложить в цены и перенести на потребителей. В ожидании роста налоговой ставки компании уже заранее начали поднимать цены.

    Однако правительственные чиновники утверждают, что возврат НДС к 20% – это менее болезненное решение, чем повышение налога на доходы физических лиц или введение налога с продаж. Может, это и так, но получается, что власти в любом случае рассматривают лишь различные варианты повышения налогов. Непонятно, каким образом это увязывается с недавним обещанием первого вице-премьера РФ, министра финансов Антона Силуанова, заявившего, что в течение шести лет государство не будет менять налоги.

    Пока что решения по источникам финансирования президентских указов окончательно не приняты. Чиновникам и депутатам нужно поторопиться, поскольку все необходимые законы нужно принять в весеннюю сессию Госдумы.

    Всего для выполнения майских указов правительству нужно дополнительно где-то взять 8 трлн рублей. Помимо 2 трлн, полученных от повышения налогов, еще столько же даст повышение пенсионного возраста (в том случае, если возраст будут ежегодно повышать на один год как для женщин, так и для мужчин).

    Остальные 4 трлн руб. принесут объявленные ранее меры: 3 трлн руб. для финансирования инфраструктуры государство возьмет в долг, разместив облигации федерального займа и сформировав временный фонд внутри бюджета. Еще 1 трлн руб. бюджет получит от реформы налогообложения нефтяной отрасли – обнуления экспортной пошлины и компенсирующего повышения налога на добычу полезных ископаемых. Впрочем, часть решений еще могут пересмотреть.

    utro.ru

    «Несущественное повышение»: в России может вырасти подоходный налог‍

    МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Правительство РФ начало обсуждать возможные изменения налоговой системы с самой непопулярной темы – повышения ставки подоходного налога. Этот вопрос уже не первый раз поднимается в публичной плоскости, но консенсуса по нему в кабинете министров нет. Опрошенные РИА Новости эксперты относятся к ней с большой долей скепсиса, полагая, что повышение НДФЛ может и не принести желаемого эффекта для бюджета, но расстроит многих налогоплательщиков.

    «Это число — 13% (ставка НДФЛ – ред.) — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться например на здравоохранение, это точно будет в плюс», — заявил Дворкович.

    Министр финансов Антон Силуанов в четверг на встрече с президентом РФ пообещал, что налоговые новации, которые готовит Минфин, будут направлены, прежде всего, на создание равных условий ведения бизнеса, повышать налоговую нагрузку не планируется.

    Плюс на минус

    «Если будут 2% дополнительно собирать в случае поднятия ставки с 13% до 15%, это около 600 миллиардов рублей. Это большие деньги, это сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование — чуть больше, на здравоохранение — чуть меньше», — сказал Николаев. Но отследить целевое использование средств будет невозможно. «У нас есть принцип, согласно которому налоги не могут быть «окрашены», — напомнил он.

    Примерно такие же оценки дал эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. «Повышение налога на доходы физических лиц до 15% с 13% может дать прирост доходов бюджета в размере 0,3-0,5% ВВП», — полагает он. Однако если власти введут некий необлагаемый минимум доходов, как это обсуждалось, эффект будет меньше.

    «Не скажет ли федеральный бюджет, что вам добавили налогов новых — мы вам меньше передадим трансфертов (из федерального бюджета – ред.)? Если такое случится, то возможно, что фискальный эффект для субъектов в итоге будет нейтральный», — сказал Редькин.

    По его словам, это приведет и к повышению расходов бюджета, поскольку весьма значительная их доля приходится на выплату зарплат. «Работники госучреждений, бюджетники, те же учителя и так далее — они же тоже платят налоги, это тоже идет из бюджета. То есть в расходах бюджета уже будет увеличение расходов, как ни странно. Причем расходы появятся и во всех бюджетах, не только в бюджете субъекта», — сказал он.

    Небольшая разница

    Дворкович считает такое повышение несущественным, поскольку налог все равно останется одним из самых низких в мире. «Я не думаю, что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции. Тем не менее надо, конечно, все просчитать, продумать аккуратно прежде чем принять законодательное решение», — заявил вице-премьер.

    «Существует и опасность перехода зарплат в тень, если бизнес почувствует, что это существенно ударило по его конкурентоспособности. Этот эффект будет менее значим по сравнению, например, с социальными платежами, но тем не менее все равно такой риск есть», — возражает Редькин из Fitch.

    «Когда отбирают, хочется понимать зачем, так как у нас с этим не очень понятно, особенно тем, кто зарабатывает выше среднего. Также надо разделять фискальную меру и социальную. Рост налога на обеспеченных и введение необлагаемого минимума приведет к сокращению неравенства. Насколько существенный будет этот эффект — зависит от уровня необлагаемого минимума зарплат. Но что можно точно ожидать — это сильное негативное восприятие этого решения со стороны высокооплачиваемого населения», — отметил эксперт.

    По его мнению, предлагать повышение НДФЛ надо вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране. Как считает эксперт, следует заранее продумать, как решить проблему «серой зарплаты», которая, по его мнению, после налоговой реформы станет еще актуальнее.

    Мягкий прогресс

    Чтобы смягчить негативные последствия налоговых изменений для малообеспеченных граждан, власти обсуждают также введение необлагаемой минимальной величины дохода. Это является мягким аналогом прогрессивной шкалы НДФЛ и может сделать систему более справедливой, полагает партнер Deloitte Геннадий Камышников.

    По мнению эксперта, введение необлагаемого минимума зарплат гарантировало бы некоторую социальную справедливость. «Это становится математическим аналогом прогрессивного налогообложения», — добавил Камышников.

    Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков напротив, уверен, что прогрессивная шкала НДФЛ, предполагающая повышенное обложение доходов свыше 3 миллионов рублей в месяц, необходима. Однако базовая ставка налога должна остаться на уровне 13%. «Каждый человек должен платить налог. 13% считается самой низкой в мире (ставкой – ред.), и ее надо оставить», — полагает он.

    Последовательным противником повышения подоходного налога и введения его прогрессивной шкалы является министр финансов РФ Антон Силуанов, который называл плоскую шкалу НДФЛ с единой ставкой в 13% столпом российской налоговой системы.

    «Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — говорил Силуанов в феврале.

    Решений нет

    Обсуждения касательно налоговых новаций в РФ, в том числе в отношении налога на доход физических лиц (НДФЛ), еще продолжатся, никаких готовых решений пока нет, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

    В любом случае, если решения появятся, они должны касаться не только НДФЛ, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Надо в целом менять налоговую систему, а не отдельные налоги. Нельзя менять одно и не менять другое», — заявил он в четверг.

    А главная задача всех изменений, как заявил на встрече с президентом Силуанов — это создание равных условий ведения бизнеса, с тем чтобы меньше было случаев уклонения от налогов. «За счет этого — а это большой ресурс — мы также сможем профинансировать те задачи, которые поставлены вами в послании», — сказал Силуанов президенту.

    Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

    © 2018 МИА «Россия сегодня»

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

    Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Рост налогов ставки

    Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

    «Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

    Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

    В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

    В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

    В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

    Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

    Удар по бюджету

    Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

    Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

    «По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

    По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

    После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

    Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

    www.rbc.ru

    Российские власти заговорили о повышении налогов. К чему это приведет?

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    В российском правительстве обсуждают повышение налогов, в том числе рост налога на доходы физических лиц с нынешних 13% до 15%. Пока решение не принято, но экономисты уже бьют тревогу.

    В четверг сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о возможном повышении налогов. Вопрос повышения НДФЛ в России обсуждается, но конкретных решений еще не принято, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

    Вице-премьер Аркадий Дворкович не исключил возможности повышения НДФЛ до 15%. По его словам, дополнительные доходы от этого будут направлены на образование и здравоохранение, сообщил Интерфакс. Кроме того, повышение НДФЛ будет сопровождаться увеличением минимального размера дохода, с которого не будут уплачиваться налоги.

    Министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что минфин готовит предложения по пересмотру и уточнению налоговых льгот. Он заверил, что налоговая нагрузка «в целом» не увеличится.

    Повышение налогов обсуждалось на одном из первых совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева, написала газета «Ведомости». В том числе, помимо повышения НДФЛ, речь шла о введении налога с торгового оборота и отмену льготной ставки НДС, которая сейчас установлена на уровне 10%.

    Повышение налоговой нагрузки — это возможный ответ на вопрос, где взять средства на выполнение задач нового шестилетнего срока для президента Владимира Путина. В послании Федеральному собранию он анонсировал масштабные программы обновления инфраструктуры, поддержки семьи и увеличения расходов на здравоохранение и образование.

    Только на развитие социальной сферы, ремонт и строительство дорог и программу профориентации для школьников он обещал выделить 15,5 трлн рублей (268,5 млрд долларов). Это сопоставимо с доходами федерального бюджета на 2018 год.

    По оценке экономистов «Росбанка», суммарно общие затраты на реализацию обещаний президента составят в 2018-2024 годах 20,5 трлн рублей (355 млрд долларов).

    Русская служба Би-би-си обратилась к экономистам с вопросом: «К чему приведет повышение налогов?» Общий вывод такой: спрос со стороны населения останется главным драйвером экономики. Но именно по нему ударит повышение налогов.

    Александра Суслина, Экономическая экспертная группа:

    «Сейчас потребление — это один из основных драйверов роста, если вообще те невысокие темпы, которые сейчас есть, можно назвать ростом. Наш рост сейчас хрупкий. С долгосрочной экономической точки зрения, увеличение налогов на потребление — это и НДС, и введение налогов с торгового оборота, и снижение или отмена льготной ставки НДС — все эти вещи будут иметь негативный эффект на потребление.

    Естественно, это слагаемое экономического роста станет менее сильным и перестанет двигать наш экономический рост вверх. Учитывая, что остальные драйверы, например, цены на нефть, не собираются расти, то мы рискуем еще больше затормозить.

    То же самое касается и повышения НДФЛ. Это налог, который снижает располагаемые доходы потребителей. Таким образом, мы, получая ту же зарплату, сможем позволить себя меньше.

    А если представить себе ситуацию, что эти меры будут введены одновременно, то есть НДФЛ повысят и какой-нибудь торговый сбор введут, то тогда это получается двойной удар. Конечно, с долгосрочной точки зрения, это может быть существенным тормозом для всей экономики.

    Если у нас условно нет качественной инфраструктуры, механизмов или государственные расходы неэффективны, то мы можем закачивать в экономику какие угодно государственные деньги, но это не даст плоды. Я это всегда представляю так. Есть почва, это рыночные институты, благоприятный инвестиционный климат и так далее, и есть зерна — это государственное участие в экономике, деньги, расходы на институциональную экономику. Если мы будем просто кидать просто зерна на асфальт, то ничего не прорастет, сколько бы зерен мы бы ни кидали».

    Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-банка»:

    «Зарплата за первые два месяца этого года выросла на 13% в номинале. Есть вероятность, что это не разовая выплата, а индексация зарплат.

    Если на это мы накладываем отмену налогообложения для наиболее малоимущих слоев и введение более высокой ставки НДФЛ для всех остальных, то это, по сути, изменение налоговой системы для распределения доходов. Поддержать доходы наименее обеспеченных групп и обложить доходы более обеспеченных.

    С точки зрения потребления, если обложить налогами людей со средними доходами, то в принципе это, скорее, повлияет на их сбережения, чем на потребление. У этих людей уровень доходов не в очень большой степени определяет потребление, большая часть доходов сберегается.

    В оптимальном раскладе картина выглядит так: стимулировать доходы и потребление наиболее малоимущих слоев и обложить большими налогами средний класс».

    Павел Трунин, Центр стратегических разработок, РАНХиГС:

    «Мы в предложениях, которые для правительства и президента разрабатывались, повышение НДФЛ не закладывали. Предлагается бюджетный маневр, который сейчас в правительстве и у президента обсуждается, — повышение расходов на здравоохранение и инфраструктуру, но не за счет повышения НДФЛ.

    Мы считаем, что в ситуации низкого экономического роста, медленного восстановления доходов населения, которые только за последний месяц впервые за несколько лет выросли в реальном выражении, дополнительные налоги на потребление — это, конечно, вызов.

    В феврале российский ВВП вырос, по оценке минэкономразвития, всего на 1,5% после роста на 1,9% в январе. Экономисты ожидают, что рост ВВП ускорится в марте, но это произойдет благодаря увеличению зарплат бюджетников перед выборами.

    Естественно, налог на доходы (НДФЛ — Би-би-си), скорее всего, приведет к некоторому сокращению доходов. Не факт, что это приведет к снижению зарплат на такую же величину, но отрицательное влияние на доходы это, конечно, окажет.

    Рассматривается отказ от различных льгот, в том числе от льготной ставки НДС. Это тоже, скорее всего, окажет сдерживающее влияние на потребление.

    С другой стороны, эти меры нельзя рассматривать изолированно. Эти деньги, скорее всего, пойдут на образование или здравоохранение. Поэтому всегда надо рассматривать совокупный эффект».

    www.bbc.com