Ремонт судов законодательство

Декларирование ремонта судов за пределами ЕАЭС: инструкция по применению

Вопрос декларирования ремонта судов, как оказывается, − дебри для судовладельцев. Статистика актуальных судебных разбирательств это только подтверждает. Между тем судовладельцы по незнанию несут значительные убытки – помимо обязательных таможенных платежей им приходится платить штрафы и пени.

ПРОВЭД рассказывал об ООО «Далькреветка», которое ведет промысел на Сахалине. По утверждению руководства компании, судно «Лавинный» в 2013 году во время промысла в экономических водах России столкнулось с форс-мажором, из-за которого потребовался ремонт. Ремонт был осуществлен в Южной Корее, судно вернулось в Россию с завершением процедуры временного вывоза транспортного средства, а спустя полгода таможня запустила камеральную проверку с начислением платежей на 1,5 млн рублей и назначением штрафа в размере более 764 тыс. рублей за уклонение от уплаты таможенных платежей. ООО «Далькреветка» обратилось в суд с требованием отменить решение таможни об административном наказании, где напирало на следующее:

«Действующим законодательством не предусматривается обязательное помещение обществом временно вывезенного транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Ни в одном нормативно-правовом акте не предусмотрена обязанность общества указывать сведения о произведенном в отношении судна ремонте именно в графе 12 (или иной графе) ИМО генеральная (общая) декларация».

Арбитражный Сахалинский суд продолжает рассматривать иск «Далькреветки» к Сахалинской таможне, предприятию удалось добиться отмены штрафа за недекларирование ремонта в размере более 764 тыс. рублей.

Параллельно в том же суде рассматривается подобное дело с другим судном того же предприятия – СРТМ «Вулканный». Аналогичная проблема случилась и у ООО «Посейдон» с СРТМ «Мыс Курбатова» и у ООО ПФК «Южно-Курильский Рыбокомбинат» с СРТМ «Вардхольм».

Мы попросили руководителя по морскому направлению ООО «Экспертный консалтинг» Галину Галкину рассказать, действительно ли существует правовой вакуум, из-за которого у капитана прибывающего судна физически нет возможности заявить о ремонте судна – нет специальной формы декларирования, таможенники не могут указать графу, в которую нужно вносить сведения, не установлено, в каком объеме и какая информация должна подаваться. В ответ на это мы получили полную инструкцию по декларированию ремонта судов, осуществленного за пределами Евразийского экономического союза.

Таможенным законодательством установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки (ТСМП) и которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами.

Так, в силу пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) с временно ввезенными ТСМП допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.

Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).

В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как в случае помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии со статьей 262 ТК ТС.

По правилам пункта 1 статьи 262 ТК ТС сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров.

Следует заметить, что когда ремонт судна, произведенный в ходе осуществления международной перевозки, был плановым и потребность в его проведении возникла до начала международной перевозки, положения пункта 1 статьи 347 ТК ТС применению не подлежат. В этом случае судно до начала операций по ремонту за пределами таможенной территории Таможенного союза должно быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

Согласно пункту 2 статьи 315 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте указываются в таможенной декларации на это транспортное средство.

В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства−члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС в зависимости от вида транспорта (пункт 2 статьи 350 ТК ТС).

В соответствии с абз. 2 пункта 2 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 511 (далее – Инструкция), в случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве таможенной декларации на транспортное средство (ТДТС) используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 года N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

ТДТС подается в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или месте убытия с этой территории (пункт 3 Инструкции).

При использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика для морского (речного) транспорта за основу ТДТС принимается общая декларация (пункт 5 Инструкции). Форма общей декларации установлена Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, 1965 года.

Указанной Инструкцией установлено, что оформление временного ввоза или временного вывоза ТСМП осуществляется должностным лицом таможенного органа по результатам проверки ТДТС путем проставления в ТДТС:

— при использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика с указанием в любом свободном месте общей декларации регистрационного номера ТДТС;
— при использовании в качестве ТДТС формы таможенной декларации на транспортное средство, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 г. N 422, — путем заполнения графы А. Произведенные записи заверяются соответствующими отметками должностного лица таможенного органа.

Таким образом, при ввозе судна, которое не было помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и в отношении которого был произведен ремонт, перевозчик (судовладелец) обязан сообщить таможенному органу сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте путем внесения записи в общую декларацию или таможенную декларацию на транспортное средство, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 г. N 422, представить имеющиеся документы, подтверждающие ремонт, а в случае если произведенный ремонт не относится к операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, уплатить таможенные пошлины и налоги в соответствии с пунктом 2 статьи 347 и статьей 262 ТК ТС с применением таможенного приходного ордера.

Необходимо отметить, что новым Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза, в котором статей 277 определен порядок таможенного декларирования ремонта судов во время их использования за пределами таможенной территории Союза, предусмотрено, что сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте сообщаются таможенному органу путем подачи заявления. Форма указанного заявления на бумажном носителе, структура и формат такого заявления в виде электронного документа, порядок их заполнения, внесения в такое заявление изменений (дополнений), а также порядок совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отказом в регистрации такого заявления, определяются Комиссией Евразийского экономического союза (ЕЭК), а в части, не определенной Комиссией ЕЭК, – законодательством государств-членов.

m.xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Таможня напомнила о правилах судоремонта за рубежом

Для выполнения планового ремонта за границей судовладельцы должны заявить о своих намерениях и оформить процедуру переработки вне таможенной территории, отмечают во Владивостокской таможне.

Ремонт судов международной перевозки за границей обсудили на заседании Совета Владивостокской таможни и участников ВЭД.

«В соответствии с таможенным законодательством плановый ремонт судов возможен только при условии помещения транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории либо при их ввозе с уплатой таможенных пошлин. Освобождена от налогов лишь процедура временного вывоза транспортных средств при аварийном ремонте или иных форс-мажорных обстоятельствах (ст. 347 Таможенного кодекса Таможенного союза)», – сообщили Fishnews в пресс-службе Владивостокской таможни.

Отмечено, что в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, в том числе Владивостокской таможни, сложилась негативная практика нарушения законодательства организациями-судовладельцами. «А именно при временном вывозе транспортных средств в иностранных портах осуществляется ремонт судов, который не соответствует условиям освобождения от уплаты таможенных платежей. Зачастую это ремонт плановый, который проводится с целью ежегодного освидетельствования судов. Однако судовладельцы трактуют эту ситуацию в свою пользу и экономят на платежах. Для этого при завершении процедуры временного вывоза транспортных средств сведения в таможенный орган о проведенном ремонте не заявляют либо указывают в генеральной декларации сведения о проведенном ремонте судна в иностранном порту, но полагают, что проведенные операции по ремонту соответствуют условиям освобождения от уплаты таможенных платежей. Все эти нарушения неизбежно выявляются в ходе таможенного контроля после выпуска товаров», – комментируют в таможне.

По результатам проведенных в Дальневосточном регионе 38 проверок организаций-судовладельцев за 2012 г. и истекший период 2013 г. доначислено таможенных платежей на сумму свыше 200 млн. рублей. Более половины доначисленных средств уже взыскано, возбуждено 3 уголовных дела и более 20 административных дел. В ведомстве отметили, что в арбитражном суде решения таможни признаются соответствующими законодательству.

Обсуждение вопроса вызвало живой интерес и бурную реакцию у представителей перевозчиков. Однако у таможенников нет сомнений в этом вопросе. Ведомство рекомендует: судовладельцам необходимо при декларировании при отходе транспортных средств не только представить в таможню стандартные документы перевозчика, но и в обязательном порядке заявить о планируемом ремонте судна за пределами таможенной территории Таможенного союза, оформив процедуру переработки вне таможенной территории.

fishnews.ru

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. N Ф03-2593/2009 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворено частично, поскольку оспариваемое решение налогового органа частично не соответствует налоговому законодательству РФ (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июня 2009 г. N Ф03-2593/2009
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края — Чепкасова И.Г., представитель по доверенности от 30.12.2008 N 267, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Д» на решение от 18.12.2008 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А51-6474/2008 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Д» к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края о признании недействительным решения.

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Д» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края (далее — налоговый орган, инспекция) от 23.04.2008 N 17524 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением от 18.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009, заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал недействительным решение инспекции в части пункта 3.1 о предложении уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) в сумме 39587,88 руб., в части пункта 1 о привлечении общества к налоговой ответственности за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в виде штрафа в сумме 98837 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Д» предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить в части, касающейся отказа в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы указывает на то, что ремонт спорных судов производился обществом у причалов ОАО «НСРЗ» на акватории морского торгового порта Находка, что подтверждается справками ФГУ «Администрация морского порта Находка» от 13.03.2008 N 03236, от 11.06.2008 N 1152, N Ц53,N Ц54, N Ц58.

Причалы и пирсы ОАО «НСРЗ» входят в состав портовых сооружений порта Находка. При этом ООО «Д» находится на территории ОАО «НСРЗ» и как субподрядчик оказывал услуги по ремонту судов для ОАО «НСРЗ» и ЗАО «НСРЗ-Консалтинг».

Исходя из толкования норм Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Минтрансом России и Роскомрыболовством 01.12.1992, судно, стоящее у причалов судоремонтного завода в пределах границ морского порта, считается судном, стоящим в порту. Ссылаясь на нормы статьи 3 КТМ РФ, статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», подпункта 1.1.3 статьи 1.1 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, введенных 01.01.1988, заявитель жалобы указывает на то, что док и причалы являются портовыми сооружениями, входят в инфраструктуру порта и, соответственно, являются портом.

По мнению заявителя жалобы, освобождению от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ подлежит реализация оказанных судоремонтным заводом услуг по ремонту судов в период их стоянки в портах, в том числе стоящих у причалов судоремонтного завода в пределах границ порта.

При этом заявитель жалобы указывает на то, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах.

Вывод судов о плановом ремонте с выводом из эксплуатации судов б/к «Руслан», БАТМ «Тумнин», т/к «Ренда», т/к «Прометей», т/к «Парис», з/с «Степан Демешев» заявитель жалобы считает не доказанным и не подтвержденным документально, так как в соответствии с контрактами на ремонт судов обществу как исполнителю работ суда непосредственно не передаются, команда остается на корабле, несет боевую вахту и участвует в проведении ремонтных работ.

Кроме того, в контрактах на ремонт военных кораблей присутствует пункт об обязанности исполнителя обеспечить корабль электроэнергией круглосуточно в определенных объемах водой, что также, по мнению заявителя кассационной жалобы, подтверждает, что суда из эксплуатации не выводились. На военных судах общество выполнило текущий ремонт.

Общество считает, что признак длительности ремонта судов никак не связан с правом на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и не является показателем капитального или докового ремонта, плановости ремонта, а также вывода судов из эксплуатации.

Доковое освидетельствование судов, по мнению заявителя жалобы, не является основанием считать, что ремонт судов производился с использованием специализированных сооружений (доков и судоверфей).

С учетом изложенных обстоятельств заявитель жалобы считает, что налоговым органом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о заходе судов в порт с целью проведения их ремонта, а также о проведении обществом планового ремонта в специализированных доках с выводом судов из эксплуатации.

В заседании суда кассационной инстанции представитель общества не участвовал.

В отзыве на жалобу и в судебном заседании инспекция доводы общества отклонила и просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя инспекции, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 18.03.2008 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2007 года, в соответствии с которой налоговая база указана 2745474 руб., сумма НДС — 0 руб., налоговые вычеты — 0 руб., сумма НДС к уплате — 0 руб. Заявленная налоговая база в полном размере составила отраженную в разделе 9 декларации «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» стоимость реализованных товаров (работ, услуг), без НДС по коду операции 1010268.

В ходе камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации инспекция пришла к выводу о том, что обществом не подтверждена обоснованность применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении отраженной в строке 010 раздела 9 налоговой декларации реализации работ (услуг) по ремонту судов СЛВ «Портовик-3», т/х «Ренда», т/х «Прометей», т/х «Парис», т/х «С.Демешев», т/х «Руслан», БАТМ «Тумнин», ПСКР «Приморье», ПСКР «Чукотка», ПСКР «Сокол», ППС «Палия», ПСКР «Забайкалье», т/х «Дилан», т/х «Ocean Eagl» («Оушн Игл») в сумме 2745474 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 18.03.2008 N 5801, и 23.04.2008 инспекцией вынесено решение N 17524, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 98837 руб., доначислен НДС в сумме 494185 руб. (2745474 руб. х 18%).

Не согласившись с решением налогового органа, ООО «Д» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

В силу указанной нормы права от НДС освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российским налогоплательщикам в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту.

Таким образом, согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС платежи, а также сборы за работы (услуги) по обслуживанию российских и иностранных морских судов, а также российских судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги), в том числе, соответственно, и платежи за ремонт морских судов и судов внутреннего плавания.

Обязательным условием для применения нормы подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ для правомерного освобождения от уплаты НДС является стоянка судна в пределах территории порта.

Однако нахождение предприятия на территории порта само по себе не является безусловным основанием для признания правомерным использования налоговой льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Законодателем в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не уточнены виды ремонтных работ судов, подпадающих под действие льготы.

Из анализа содержания нормы подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует вывод, что не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации.

По смыслу нормы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не может толковаться как ремонт во время стоянки в порту ремонт судна, прибывшего с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях. Ремонт судов, с которым закон связывает предоставление льготы, должен являться текущим ремонтом, проводимым на неприспособленных специально для этого стоянках в порту.

Судом установлено, что ООО «Д» находится на территории морского торгового порта Находка. Согласно пункту 2.4 Устава общества предметом его деятельности является, в частности, ремонт судов и кораблей различного класса и назначения, включая такие виды ремонта как ремонт обшивки и корпусных конструкций, очистка и окраска корпуса и судовых конструкций, ремонт судовых двигателей внутреннего сгорания и механизмов, судовых устройств, ремонт трубопроводов арматуры, котлов и теплообменных аппаратов, ремонт, монтаж и наладка судового электрооборудования, ремонт, монтаж, наладка судового радионавигационного оборудования и средств связи, ремонт и наладка судовых средств автоматики.

Обществом заключены договоры генподряда от 01.01.2007 N 2007/03 и N С-02/2007 с ОАО «Находкинский судоремонтный завод» (генподрядчик) и ЗАО «НСРЗ-Консалтинг» (г. Москва): (генподрядчик) соответственно. По условиям указанных договоров общество как субподрядчик обязано выполнять судоремонтные работы и другие виды работ по заявкам генподрядчиков в количестве и объемах, указанных в заявках генподрядчиков.

Во исполнение договора генподряда от 01.01.2007 N 2007/03 между сторонами по договору подписаны акты от 30.07.2008 N 68, от 26.08.2008 N 74, от 28.06.2007 N 79 приемки-сдачи выполненных работ по ремонту судов: ПСКР «Чукотка», ПСКР «Приморье», СЛВ «Портовик-3» и выставлены счета-фактуры от 30.07.2007 N 0000017, от 28.08.2007 N 0000018, от 28.09.2007 N 0000020.

По договору генподряда от 01.01.2007 N G-02/2007 подписаны акты от 30.07.2007 N 43, от 28.08.2007 N 45, от 28.09.2007 N 50 приемки-сдачи выполненных работ по ремонту БАТМ «Тумнин», т/к «Парис», б/к «Руслан», т/х «С. Демешев», т/к Плометей», т/к «Ренда», выставлены счета-фактуры от 30.07.2007 N 0000016, от 28.08.2007 N WJ0019, от 28.09.2007 N 0000021.

В 3 квартале 2007 года общество отнесло к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, стоимость ремонтных работ на судах СЛВ «Портовик-3», т/х «Ренда», т/х «Прометей», т/х «Парис», т/х»С.Демешев», т/х «Руслан», БАТМ «Тумнин», ПСКР «Приморье», ПСКР «Чукотка», выполненных в рамках исполнения договоров генерального подряда от 01.01.2007 N 2007/03 и от 01.01.2007 N С-02/2007.

В отношении судов СЛВ «Портовик-3», т/х «Ренда», т/х «Прометей», т/х «Парис», т/х «С.Демешев», т/х «Руслан», БАТМ «Тумнин», ПСКР «Приморье», ПСКР «Чукотка» суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1.6 Обязательных постановлений по морскому торговому порту Находка, утвержденных капитаном порта 01.11.2006, причалы ОАО «НСРЗ» расположены на акватории порта. Согласно пункту 4.4.1 (подпункты 28-35 таблицы) указанных Обязательных постановлений по морскому торговому порту Находка причалы N 2 — N 7, пирсы N 1 и N 2 ОАО «НСРЗ» предназначены для отстоя и ремонта судов.

Оценив, в том числе с учетом справок ФГУ «Администрация морского порта Находка» от 07.03.2008 N 434, от 11.06.2008 N 1158, N 1153, N Ц54, N 1152, сведений ФГУП «Росморпорт» от 03.06.2008 N 04/105, Российского морского регистра судоходства от 11.03.2008 N 171-018-4-0752, от 17.03.2008 N 171-018-4-0805, в совокупности вышеизложенные обстоятельства, включая длительность нахождения судов т/к «Ренда», т/к «Прометей», т/х «Парис», т/х «С.Демешев», т/х «Руслан», БАТМ «Тумнин» в порту; характер выполненных работ; прохождение судами в период их ремонта докового освидетельствования, а также то, что суда ПСКР «Приморье» и ПСКР «Чукотка» непосредственно прибыли на завод с целью проведения ремонта, суд обеих инстанций сделал вывод о том, что на вышеназванных морских судах осуществлялся не текущий, а плановый капитальный ремонт, с выводом судов из эксплуатации, что исключают возможность применения льготы по подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НКРФ.

Суд также пришел к выводу, что характер выполненных обществом ремонтных работ свидетельствует о том, что вышеперечисленные суда заходили в порт с целью проведения специализированного ремонта.

Не опровергая довод общества о том, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, суд сделал правильный вывод о том, что в спорном случае имел место капитальный ремонт судов.

При этом такой фактор как длительность ремонта принят во внимание судом не сам по себе, а с учетом установленного характера выполненных в отношении спорных судов ремонтных работ.

Суд правомерно отклонил довод общества о том, что проведение докового освидетельствования судов не является ремонтом судов с использованием специализированных сооружений (доков и судоверфей), так как помимо проведения самого очередного докового освидетельствования спорных судов выполнялись непосредственно работы по капитальному ремонту.

С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

решение от 18.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А51-6474/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

www.garant.ru

§ 60. Ремонт и докование судов

Для поддержания судна в эксплуатационной готовности необходимо в определенные сроки проводить ремонт всех его элементов. Судно в борьбе со стихией в открытом море подвержено действию различных сил, вызывающих ускоренный износ его конструктивных элементов или приводящих к аварии.

Каждый судовладелец (министерства МФ, РП, РФ и т. д.) ведет наблюдение (технические отделы главных управлений) за правильностью эксплуатации судов, оформлением документации и ремонтом судов, имея в подчинении судоремонтные предприятия и располагая необходимыми средствами.

Судовладельцы издают положения о судоремонте, сроках его проведения в соответствии с назначением и типом судна, правила составления и сроки представления ремонтной документации; положения о подготовке судна к судоремонту, об обязанностях предприятия и других вопросов, связанных с судоремонтом. «Положение о ремонте судов» Министерства морского флота предусматривает следующие виды ремонта: планово-предупредительный, восстановительный, аварийный и поддерживающий.

Планово-предупредительный ремонт для отдельных механизмов, комплектов, узлов и элементов судна подразделяется на текущий и капитальный ремонт, а для всего судна — на малый и большой.

Текущий ремонт обеспечивает бесперебойность плавания судна до ближайшего следующего планового ремонта и производится ежегодно. При этом ремонте устраняются в основном мелкие дефекты (например, очищают и окрашивают корпус, устраняют возникшие неплотности, пригоняют отдельные детали и узлы и др.), он может выполняться как с выводом, так и без вывода судна из эксплуатации.

Капитальный ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и элементов судна состоит в восстановлении их технико- эксплуатационных характеристик. Этот ремонт является продолжительным и по объему значительно отличается от текущего. Например, при капитальном ремонте изготовляют и заменяют отдельные секции; устанавливают новые серийные механизмы и устройства с более высокими и совершенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками и т. п.

Малый ремонт судна проводится ежегодно и по своим характеристикам соответствует указанному выше текущему ремонту; производится как в заводских условиях, так и без вывода судна из эксплуатации.

Большой ремонт выполняется в сроки, устанавливаемые «Положением о ремонте судов» в зависимости от типа судна. При этом ремонте обычно выполняются работы по капитальному ремонту судна.

Восстановительный ремонт производят с целью восстановления судов, выбывших из состава действующего флота в результате значительной изношенности или больших повреждений. Этот ремонт производят в исключительных случаях — в основном для восстановления особенно ценных, уникальных судов.

Аварийный ремонт выполняют для устранения повреждений, вызванных аварией или аварийным происшествием (перечисленных в аварийном акте).

Поддерживающий ремонт производят после исключения судна из системы планово-предупредительного ремонта. Этот вид ремонта применяется в тех случаях, когда из-за большого износа судна в целом или его отдельных элементов приведение его в удовлетворительное техническое состояние потребует больших затрат на капитальный ремонт, которые не могут быть возмещены в период дальнейшей эксплуатации судна.

В то же время при соответствующем уходе за этим судном, выполнении небольших ремонтных работ и ограничении условий эксплуатации оно может оставаться в строю до предельного износа.

Выполнение ремонта — сложная техническая задача. Иногда ремонт сложнее постройки нового судна. Большая разнотипность судов также затрудняет их подготовку к ремонту. Например часто оборудование судна, поставленного на ремонт, морально устарело и снято заводом-строителем с производства, а выпускаемые образцы оборудования не соответствуют заданным характеристикам. Для ремонта демонтированного оборудования необходима сложная подготовка — изготовление оснастки, приспособлений и т. п.,— стоимость которых иногда превосходит стоимость самого оборудования и на изготовление ее уходит много времени.

При составлении предварительных ремонтных ведомостей (до планового ремонта судна) трудно по внешнему виду определить состояние деталей. При демонтаже ремонтируемой детали выясняется необходимость в ремонте и связанной с нею детали и т. п. Эти факты приводят к необходимости пересмотра запланированного объема работ, дополнительных затрат и увеличения плановых сроков ремонта, отражающихся на выполнении номенклатурного плана работ всякого судоремонтного предприятия и задержке ремонта очередного судна.

Поэтому все судовладельцы уделяют пристальное внимание организации ремонта судов и тратят много усилий на его совершенствование.

На основании анализа опыта ремонта судов и использования научной организации труда в настоящее время принята следующая организация судоремонта.

Дефектацию судов, нуждающихся в ремонте, составление ремонтных ведомостей, проектных материалов, документов по модернизации, финансово-экономические и плановые расчеты производят конструкторские бюро по судоремонту (КБСР), которые имеют возможность подготовить эту документацию на высоком техническом уровне.

Предприятия, ремонтирующие суда морского флота, делятся на три разряда. Предприятиям первого и второго разряда присваиваются наименования судоремонтных заводов (СРЗ), а предприятиям третьего разряда — судоремонтных мастерских (СРМ).

СРЗ I разряда выполняют восстановительный и большой ремонты судов основного состава флота;

СРЗ II разряда производят большой и малый ремонты как судов основного состава флота, так и все категории ремонта судов вспомогательного флота;

СРМ выполняют текущий и малый ремонт судов всех типов (в том числе технического и вспомогательного флота). Кроме того, на флотах предусматривают

базовые мастерские (при портах, военно-морских базах и отдельных соединениях флота). Эти мастерские производят текущий ремонт с частичным привлечением к судоремонтным работам специалистов из личного состава судов. К таким мастерским часто приписываются плавучие доки;

плавучие мастерские (ПМ), являющиеся оперативными ремонтными предприятиями, которые могут выполнять текущий ремонт судов. Преимущество плавучих мастерских — их мобильность, делающая мастерские незаменимыми в экспедиции. Они могут быть использованы для выполнения аварийного ремонта судна на месте аварии или необходимых оперативных работ на рейде при судоподъеме и т. п.;

автомобильные подвижные мастерские , оборудованные для выполнения ремонта преимущественно мелких судов сезонного, экспедиционного, прибрежного промысла с переменным местом базирования.

Неотъемлемой частью всякого судоремонтного предприятия являются средства судоподъема.

Подъем судна производится для очистки его подводной части от обрастания, для освидетельствования, ремонта и монтажа подводной аппаратуры (гидролокации, эхолотов и т. п.), донной арматуры, ограждения забортных и отливных отверстий.

На морских судоремонтных заводах предусматриваются сухие или плавучие доки, а на речных —в большинстве случаев судоподъемные устройства, такие, как слипы и т. п.

Сухие доки предназначены для осушения подводной части корпуса путем постановки судна на килевую дорожку или на клетки при откачке воды из дока. Сухой док представляет собой котлован, в котором уровень воды ниже уровня воды в гавани. Стенки котлована укреплены гранитом или железобетоном, днище — подошва дока — горизонтальное. По днищу вдоль дока у стенок и посредине проделаны сливные канавки, называемые кюветами. По кюветам сливается в сборный колодец фильтрационная вода, собирающаяся на подошве. Из колодца ее откачивают в гавань насосами. Посредине подошвы выложена килевая дорожка, представляющая собой блоки: снизу—металлические или гранитные, а сверху — деревянные, на которые судно садится при откачке воды из дока. С одной торцовой стороны, называемой порогом, док сообщается с гаванью. Порог дока закрывается воротами или затвором, выдвижным сбоку, или плавучим сооружением, называемым батопортом. Батопорт подводится к порогу и на нем притапливается, а при откачке воды из дока прижимается давлением воды со стороны гавани к привальным брусьям порога дока (рис. 82).

При постройке сухого дока его размеры выбирают исходя из расчета докования в нем самого большого судна на флоте. Время, свободное от докования самых больших судов, используют для докования остальных судов. Чем больше судов ставят в док одновременно, тем выше коэффициент использования дока. Поэтому в сухом доке иногда стоит несколько десятков разнообразных судов одновременно, что превращает докование судов в сложную и чрезвычайно ответственную операцию.

Сухой док — очень дорогое гидротехническое сооружение, требующее больших капитальных затрат. Сухие доки предусматривают только на мощных судоремонтных заводах с большой производственной программой докования судов.

Сначала точно размечаются места докуемых судов на подошве дока. Места фиксируются: по длине на стенке дока и в оконечностях каждого судна, поперек дока натягиваются тросики, называемые стеклинями, положение ДП судна фиксируется отвесами, подвешенными к стеклиням. На подошве дока под судно набирают килевую дорожку и клетки, представляющие собой деревянные постели, выполненные по форме подводной части корпуса. После подготовки дока стеклини снимают и док затапливают через заливные отверстия в затворе или через заливную камеру. Открывают ворота дока, и судно или суда, если их несколько, заводят в док. Ворота или батопорт перекрывают вход в док, суда точно расставляют по стеклиням и вескам, и из дока откачивают воду отливной станцией дока.

По мере убывания воды суда опускаются и садятся на кильблоки килевой дорожки и доковые клетки.

Плавучие доки предназначены для вертикального подъема судна из воды. Эти доки представляют собой плавучие сооружения с прямостенными образованиями в поперечном сечении, имеющие форму перевернутой буквы П (рис. 83).

Плавучие доки с другими сечениями встречаются редко. Вертикальные конструкции дока, называемые башнями, обычно идут по всей длине дока, а горизонтальные конструкции, образующие стапель-палубу дока, по длине составляются из отдельных понтонов, скрепленных с башнями разъемными соединениями — болтами. Длина каждого понтона выбрана исходя из того расчета, чтобы разъединенный с башней и выведенный из-под нее он смог бы, развернутый в горизонтальной плоскости на 90°, войти на оставшиеся понтоны собственного дока и продоковаться на них. На стапель-палубе дока оборудуют килевую дорожку и подвижные (передвигающиеся поперек дока) кильблоки.

Докование в плавучем доке заключается в следующем. В понтоны дока принимается забортная вода, и он погружается в воду до палубы безопасности, расположенной в башнях и предотвращающей самозатопление дока. После притопления дока в него вводят докуемое судно и устанавливают по стеклиням и вескам над приготовленным для него местом. При откачке воды из понтонов доковыми насосами док начинает всплывать, принимая на свою килевую дорожку судно и поднимаясь вместе с ним из воды. В момент соприкасания судна с килевой дорожкой для обеспечения устойчивого положения судна под него подводят подвижные кильблоки или же между бортом судна и стенкой башни дока ставят упоры (последний способ докования носит название докования по-мальтийски, т. е. без клеток).

Плавучие доки представляют собой автономные сооружения с мощными отливными средствами и с энергетическим оборудованием, обеспечивающим работу отливных насосов и удовлетворяющим потребности судоремонта.

Если на одном предприятии предусматривается несколько плавучих доков, то экономически целесообразно иметь док-матку и доковые секции. Док-секция представляет собой отдельный плавучий док, не имеющий ни отливных насосов, ни других энергетических установок. Док-матка —плавучее притапливающее сооружение, оборудованное отливными насосами и необходимыми энергетическими установками, предназначенными для обслуживания док-секций. Док-матка подводится.к док-секции и вместе с нею погружается. После заводки в док-секцию докующегося судна док-матка осушает понтоны док-секции и вместе с нею всплывает, поднимая на стапель-палубу секции судно. После докования док- матка отводится к другой док-секции и т. д.

Для погружения плавучего дока или комплекса док-матки с док-секцией на акватории судоремонтного завода должен быть вырыт соответствующий котлован, что не всегда выполнимо (из-за условий местности и структуры дна гавани).

Слипы применяют на судоремонтных заводах, производящих ремонт малых и средних судов и расположенных на отлогих берегах.

Слип представляет собой наклонную уходящую в воду площадку с рельсовыми путями, расположенными перпендикулярно к береговой черте, по которым движутся оснащенные тросами тележки с кильблоками-постелями, имеющими лекальную форму подводной части судна. На концевых тележках монтируют выходящие верхним концом из воды рейки-вехи, по которым центруется на плаву судно, предназначаемое к подъему. Тележки с посаженным на их кильблоки судном вытаскивают из воды лебедками при помощи .системы тросов. Судно отводится на стапельное место и переводится на клетки. Освободившиеся тележки приготавливают для подъема следующего судна и т. д.

Есть и другие конструкции судоподъемников, находящие лишь индивидуальное применение на судоремонтных предприятиях.

Большое практическое значение имеет частичное осушение подводной части корпуса для ремонта судов без постановки их в судоподъемное сооружение. Такое частичное осушение площади подводной части корпуса осуществляется кессонами.

Кессон представляет собой ящик с открытой боковой стороной, торцовые стенки которого имеют криволинейные кромки по обводам корпуса. Кессон вплотную подводится к борту судна, из кессона выкачивается вода и он ее давлением прижимается к корпусу судна (рис. 84).

В осушенной кессоном части корпуса можно производить любые работы, после выполнения которых кессон заполняется водой и сам отстает от судна.

Полезность применения кессонов очевидна. К их недостаткам следует отнести необходимость изготовления каждый раз специального кессона, что вдали от судоремонтных предприятий не всегда выполнимо.

flot.com