Развитие законодательства о гражданстве в россии

Развитие законодательства о гражданстве в РФ

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона о гражданстве: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан , но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории ,а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.

На различных этапах исторического процесса в России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особую значимость.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства , особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международного права государство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

— исследовать понятие гражданства, рассмотреть пинципы гражданства;

— рассмотреть развитие о гражданстве в РФ;

— исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

2. Развитие законодательства о гражданстве в РФ. Его понятие и принципы.

2.1 Понятие и принципы гражданства

Объем прав и обязанностей, которые человек может реализовывать, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства государства, в котором он проживает. Гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, то есть гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство является одной из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства.

Гражданство – важнейший элемент конституционно-правового института правового положения человека и гражданина в РФ. Как правовой институт гражданство включает нормы, регулирующие общественные отношения между Российским государством и личностью (собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства). С моральной точки зрения гражданство дает человеку чувство сопричастности к стране и ее народу, чувство собственной значимости. Под гражданством в науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство. Среди норм, регулирующих гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации. Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятым Госдумой 19. 04. 2002 г. и вступившим в силу с 01. 07. 02 г. До этого времени в России действовал Закон 1991 г., который не в полной мере соответствовал Конституции РФ. Кроме того, в 1997 г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием к разработке нового закона. Однако некоторые положения Закона о гражданстве 1991 г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а» — «в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41 ФЗ о гражданстве 1991 г). Эти нормы регулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства ФЗ по сравнению с нынешним законом. Закон о гражданстве 2001 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве 1 . Мировой опыт по вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных РФ и обязательных для нее: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. и другие. Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:

на равноправии, означающем, во-первых, что российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства, обладают равными правами и несут равные обязанности; во-вторых, под гражданством понимается, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

на неотъемлемости права на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания. Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ. Институту гражданства посвящены и ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются основные принципы гражданства, получающие дальнейшее развитие в Законе о гражданстве. К таким специфическим принципам относятся следующие.

1. Единство российского гражданства. Анализ конституционных норм показывает, что ни в ст. 6 Конституции РФ, ни в положениях о предметах ведения РФ и субъектов Федерации ничего не говорится о наделении республик правом решать вопросы гражданства. Наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушал бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве.

Первые шаги в приведении своих конституций в соответствие с федеральным законодательством о гражданстве республики стали предпринимать с 2000 г.: указание на то, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с законом республики, исключено из ст. 5 Конституции Республики Северная Осетия, из ст. 10 Конституции Республики Коми, из Конституции Республики Тува, Республики Карелия и некоторых других. Вопросы республиканского гражданства решены в соответствии с Конституцией РФ в Республике Алтай – эта республика не устанавливает своего гражданства, а исходит из положений Конституции РФ о единстве гражданства России и признает, что каждый гражданин РФ на территории Республики Алтай обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, установленные федеральной Конституцией 2 . Закон о гражданстве 2002 г. не предусматривает гражданства республик. Единое и равное гражданство для всех граждан РФ, провозглашенные Конституцией и Законом о гражданстве, не являются препятствием к тому, чтобы в отдельных субъектах РФ устанавливались «дополнительные льготы в осуществлении каких-то прав и свобод местному населению. Это делается сейчас и может иметь место в будущем. Подобные меры не есть ущемление единства и равенства граждан, поскольку речь идет не об уменьшении, а о расширении гарантий прав и свобод, установленных в Конституции РФ» 3 .

2. Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его российского гражданства.

Конституция РФ предоставляет российским гражданам право свободно выезжать за пределы страны. Гражданин, который постоянно или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.

works.doklad.ru

Развитие законодательства о гражданстве в россии

Конспект лекции: Развитие законодательства о российском гражданстве

До 1917г. в Российской империи не существовало даже понятия – гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но ввел общее для всех наименование – гражданин РФ. Декрет ВЦИК от 01.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Но уже Конституции РСФСР 1918г. За местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в СССР, и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.

29.10.1924 было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК союзных республик. Утратившим советское гражданство считались лица: лишенные по законам, до Конституции 1924г.; не возвратившиеся из-за границы; по приговору суда.

Новое положение о гражданстве СССР от 1931г. Установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Принятие иностранных граждан осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР. Выход – тоже ЦИК СССР. Лишение гражданства осуществлялось в аналогичном порядке.

Принятый на основе новой Конституции 1936г. Закон о гражданстве СССР от 19.08.1938г. закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица которые приобрели советское гражданство. Все несоответствующие этим условиям признавались лицами без гражданства.

Принятый на основе Конституции 1977г. Закон о гражданстве СССР 1978г. по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом являлось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи.

Последним законом советских времен был Закон о гражданстве СССР от 23.05.1990г.

Первый закон России был Закон о гражданстве РФ от 28.11.1991г. Он устанавливал следующий порядок приобретения гражданства:

  • 1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.
  • 2. По рождению.
  • 3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.
  • 4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осуществлял Президент по личному ходатайству. Для иностранцев — проживать 5 лет, а для лиц без гражданства — 3 года.
  • 5. В результате восстановления гражданства;
  • 6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;
  • 7. По иным основаниям, предусмотренным законом.
  • В настоящее время действует Закон о гражданстве РФ от 31.05.2002г, который предусматривает принятие в гражданство:

    • — по рождению;
    • — в результате приема в гражданство РФ;
    • — в результате восстановления в гражданстве РФ;
    • — по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.
    • Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

      allsummary.ru

      История развития законодательства о гражданстве в России

      Изучим историю развития законодательства о гражданстве в России, определим этапы развития и их характерные черты.

      Необходимым условием качественного изучения действующего законодательства о гражданстве является анализ истории развития законодательства о гражданстве в России. Важно выявить динамику развития правового регламентирования различных аспектов данной сферы.

      В царской России было подданство, а не гражданство. При этом законодательство о подданстве имело черты средневековых и феодальных начал. Оно не предполагало юридического равенства подданных.

      В Российской империи подданные разделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

      природные подданные, в составе которых выделяются: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

      инородцы (евреи и восточные народы);

      Помимо этого, четыре группы природных подданных подразделялись на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) обладали свободой передвижения и бессрочными паспортами для проживания на всей территории империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали указанными привилегиями. В зависимости от принадлежности подданных к той или иной категории в законодательстве предусматривались существенные различия в их правах и обязанностях.

      В истории советской России первым актом советской власти по рассматриваемым вопросам стал Декрет ВЦИК о ликвидации сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года.

      В нём отмечалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы отменяются. В результате было установлено одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.

      1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское подданство иностранцев, которые проживали в РСФСР, было дано местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам проводил регистрацию принятых в гражданство иностранцев и обеспечивал публикацию их списков для всеобщего сведения.

      Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении либо утрате российского подданства и о правах иностранцев на территории страны. Местным советам Конституцией были даны полномочия по предоставлению статуса гражданина России тем иностранцам, которые проживали и трудились в РСФСР, принадлежали к рабочему классу и трудовому крестьянству.

      После создания Союза ССР было введено гражданство СССР. В статье 7 Конституции СССР 1924 года устанавливалось единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик.

      29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. Согласно данному положению правом предоставления статуса гражданина наделялись ЦИК союзных республик. Трудящиеся иностранцы могли быть приняты в подданство исполкомами губернских и областных съездов Советов или ЦИК АССР.

      13 июня 1930 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве Союза ССР. 23 ноября 1930 года был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него.

      Конституция СССР 1936 года (как и более ранние конституции) утвердила принцип единого союзного гражданства. Согласно данной Конституции 19 августа 1938 года Верховным Советом был принят Закон о гражданстве СССР. В нем были сохранены сформировавшиеся принципы, однако присутствовали и новые положения.

      В последующие годы принимались разнообразные акты, в которых указывались решения отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и его восстановления.

      В Конституции СССР 1977 года получил конституционное отражение один из основных принципов в данной сфере: граждане СССР за границей находятся под защитой и покровительством государства. 1 декабря 1978 года был принят Закон о гражданстве СССР.

      Новый этап развития государства (известный как перестройка) способствовал дальнейшему изменению союзного законодательства. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР, который сделал более открытым и прозрачным процесс правового регулирования отношений гражданства.

      Дальнейшая история развития законодательства о гражданстве в России реализуется в рамках собственного законодательства о гражданстве РФ.

      Декларация о государственном суверенитете России предопределила принятие 28 ноября 1991 года нового Закона «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон впервые подробно регламентировал все отношения, которые связаны с гражданством России.

      31 мая 2002 года был принят новый федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нём отражены новые подходы государства к регулированию общественных отношений, связанных с вопросами рассматриваемой сферы.

      lecu.ru

      Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

      В царской России существовало подданство , подданные подразделялись на разряды с разными правовыми статусами:

      • Природные подданные — дворяне; духовенство; городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); сельские обыватели — все они делились на лиц неподатного (дворяне и почетные граждане — свобода передвижения, бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи) и податного состояния (мещане и крестьяне — не обладали такими правами).
      • Инородцы — евреи и восточные народы;
      • Финляндские обыватели .

      При советской власти — первым актом о гражданстве был Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 11.11.1917 — устанавливается одно общее наименование для всего населения России — граждане Российской республики; ликвидируются сословия и соответствующие привилегии.

      Декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» 01.04.1918 — право принимать в российское гражданство иностранцев было предоставлено местным Советам.

      Конституция РСФСР 1918 — Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК — издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики.

      Конституция СССР 1924 года — закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик.

      29.10.1924 — Положение о союзном гражданстве — право принятия в союзное гражданство — ЦИК союзных республик. Утратившие советское гражданство — на основании декретов до Конституции 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; по приговору суда.

      1931 год — Положение о гражданстве СССР — введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иного государства. Гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он проживает — по желанию он мог избрать гражданство другой республики. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать иностранных граждан, проживающих на территории республики и за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Упрощенный порядок приобретения гражданства и выхода из него (по постановлению краевого исполкома, ЦИК АССР или исполкома автономной области) для иностранцев (рабочих и крестьян, проживающих и работающих в пределах СССР, пользующихся правом полит. убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность); лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

      Конституция СССР 1936 года — принцип единого союзного гражданства. 19.08.1938 — Закон о гражданстве СССР — гражданами являются все лица, состоявшие к 07.11.1917 в подданстве РИ и не утратившие советского гражданства; лица, приобретшие гражданство в установленном порядке. Лицо, не отвечающее данным условия — апатрид ( без гражданства ).

      Конституция СССР 1977 года — все вопросы гражданства — компетенция Президиума Верховного Совета СССР.

      01.12.1978 — Закон о гражданстве СССР — условие принадлежности к гражданству СССР — нулевой вариант — исходным началом признавалось состояние в гражданстве на день вступления в силу настоящего Закона.

      Перестройка, учреждение поста Президента — необходимость изменения союзного законодательства о гражданстве — 23.05.1990 — Закон о гражданстве СССР — появились разделы об органах, принимающих решение по вопросам гражданства; об исполнении и обжаловании решений. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства — Президент СССР.

      1991 год — Закон о гражданстве РФ — обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

      www.shpora.su

      Развитие законодательства о гражданстве РФ

      Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

      В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

      В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

      природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне, б) духовные лица, в) городские обыватели, г) сельские обыватели.

      инородцы (евреи и восточные народы).

      Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917г.

      В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики.

      1 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «О приобретении прав Российского гражданства».

      С образованием СССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924г. Закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

      Новое положение о гражданстве СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июля 1930г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него.

      В соответствии с конституцией СССР 1936г. Верховным Советом 19 августа 1938г. был принят Закон о гражданстве СССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства. Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

      Конституция СССР 1977г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

      Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.

      studopedia.org