Расчет пенсии сотрудников следственного комитета

«Новые» размеры прокурорских пенсий

Прокуроры, как и прочие наемные сотрудники, вправе рассчитывать на пенсию по выслуге лет и на других основаниях. Пенсии прокурорам в 2015 году предоставляются по достижении определенного количества проработанных в органах прокуратуры лет и на основе размера оклада вместе с надбавками.

Законодательная база

Пенсионное обеспечение следователей, прокуроров в РФ регламентируется Законом «О прокуратуре» (44-я статья). Согласно ему:

  • • Порядок начисления прокурорской пенсии идентичен таковому при исчислении размера выплаты гражданам-военнослужащим органов внутренних дел. Выплата полагается как самому прокурору, так и членам его семьи в определенных обстоятельствах.
  • • Если заявителю пенсия уже полагается, он имеет выслугу 20 и более лет, выплачивается каждый месяц надбавка в сумме половины пенсии, положенной по закону.
  • Полагается также выходное пособие. Оно предоставляется при выходе на пенсию, отставку, установлении группы инвалидности, плохого здоровья, при реорганизации учреждения или наступлении максимально допустимого возраста деятельности в органах прокуратуры.
  • Выходное пособие по уходу на заслуженный отдых может быть выплачено при определенных условиях в таком размере:

    • стаж до 10 лет – 5 окладов;
    • 10–15 полных лет работы – 10 окладов;
    • 15–20 лет стажа в должности прокурора – 15 окладов;
    • свыше 20 лет работы в органах прокуратуры – 20 окладов.
    • Право на пенсию

      Постановление Правительства РФ № 942 указывает, что претендовать на назначение пенсии могут:

    • Генеральный прокурор;
    • председатель (его заместители) Следственного комитета;
    • советники, помощники (в том числе старшие) первого заместителя и остальных заместителей;
    • начальник управления, отделения, отдела и его заместители;
    • начальник структурного подразделения и его помощники и заместители;
    • прокурор-криминалист;
    • следователь по особо важным делам;
    • старший следователь;
    • военный прокурор;
    • старший референт и члены его семьи и так далее.
    • Пенсия назначается при соблюдении требований законодательства:

    • • увольнение из прокуратуры;
    • • общий стаж – не меньше 25 лет;
    • • служба – не меньше 12 с половиной лет.
    • Эти условия должны соблюдаться и в том случае, если прокурор увольняется по причине присвоения ему группы инвалидности, состоянию здоровья или достижении максимально возможного возраста для такой службы. На день увольнения из органов прокуратуры, будущий пенсионер должен достичь минимум 45 лет.

      Размер пенсий прокуроров в России составляет 80% от ежемесячной зарплаты, в которую входят все виды поощрений, премии, надбавки. Основное требование – перечисление с суммы зарплаты соответствующего ЕСВ (пенсионного взноса).

      Если необходимая выслуга лет (25) отсутствует, но стаж работы на должности прокурора позволяет претендовать на минимальную пенсию по достижении определенного возраста (35 и 30 лет для мужчины и женщины соответственно), расчет пенсии производится по количеству полных лет, отработанных в должности прокурора. Как и в других случаях, подсчет размера выплаты производится на основании оклада – 80% от его суммы.

      Оклад прокуроров повышается практически ежегодно. В 2014 году такое повышение планировалось на уровне 30% от действующего размера зарплаты. Согласно законопроекту, опубликованному еще в 2014 году, поэтапное повышение планируется в период 2015–2017 года. В 2015 (с 1 октября) году его размер составит 5%. Если бы запланированное произошло, прокурорский оклад бы составил не менее 8090 тысяч рублей.

      Но, в связи с кризисом, повышение было заморожено. Это позволило сохранить в бюджете определенную сумму, но так и не приравняло прокурорские пенсии к действительности. Взамен Правительство предложило «подогнать» размер зарплаты в соответствии с уровнем инфляции за счет разнообразных поощрений: премий, надбавок.

      Следует отметить, что ожидать скорого повышения окладов и соответственно пенсий, не приходится. Уже несколько лет рассматривается возможность сокращения штата прокуроров и следователей. Сегодня федеральный аппарат насчитывает более 40 тысяч сотрудников, а региональные и местные органы прокуратуры – почти миллион человек.

      Пенсия прокурора в 2016 году

      Несмотря на кризис, пониженную индексацию пенсий, последние новости о запрете на индексацию для пенсионеров, продолжающих трудиться и после выхода на заслуженный отдых, Минфином было вынесено предложение провести повышение пенсии прокурорам и следователям уже в 2015 году.

      Согласно проекту, уже с 1 октября 2015 года для отставных прокуроров будет введена доплата к пенсии в сумме 2500 рублей ежемесячно (сейчас такая доплата составляет 1 тысячу рублей). По подсчетам, такая надбавка обойдется бюджету в полмиллиарда рублей каждый год.

      При начислении такой выплаты учитывается размер оклада (с премиями и надбавками) на последнем месте трудоустройства. Прокурорский оклад находится в прямой зависимости от зарплаты судей. В то же время записка к законопроекту содержит данные о том, что судейские оклады индексироваться не будут. Именно с этой целью и предложено сделать ежемесячную доплату отставным работникам прокуратуры.

      Минфин опубликовал расчеты к проекту о затратах бюджетных средств на доплаты к прокурорским пенсиям:

    • 131 миллион рублей понадобится на увеличение выплат работникам Генпрокуратуры;
    • более 23 миллионов – для бывших сотрудников Следственного комитета;
    • в 2016 году для этого планируется выделить 418 и 47 миллионов соответственно.
    • Пенсия сотрудникам прокуратуры предоставляется по расчетам Пенсионного фонда. Для оформления, как и в других случаях, потребуется трудовая книжка, персонифицированный счет, паспорт и справка о размере зарплаты.

      creditnyi.ru

      Расчет пенсии сотрудников следственного комитета

      Депутаты Государственной думы на заседании 13 декабря одобрили в третьем, окончательном чтении правительственные поправки, увеличивающие пенсии бывшим работникам прокуратуры и Следственного комитета, а также членам их семей. За инициативу проголосовало 398 парламентариев, сообщает корреспондент РБК.

      После одобрения нижней палатой закон должен поддержать Совет Федерации и подписать президент. По замыслу авторов он вступит в силу уже в 2018 году.

      В уже принятом федеральном бюджете в 2018 году на увеличение пенсий следователям и прокурорам заложено дополнительно 2,5 млрд руб., в 2019 и 2020 годах затраты превысят запланированные еще на 3,1 млрд руб., указывалось в проекте закона.

      Как отмечал ранее глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («Единая Россия»), после вступления в силу изменений пенсия следователей и прокуроров в среднем вырастет на 30%. Сейчас средняя пенсия у бывшего следователя районного звена составляет 20–22 тыс. руб., такая же примерно пенсия положена и районному прокурору, говорил на заседании нижней палаты Пискарев.

      Надбавку к пенсии получат более 22 тыс. прокуроров, по линии Следственного комитета — более 2,4 тыс. человек, уточнял на заседании Госдумы 16 ноября заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов. Введение ежемесячной надбавки к пенсии за классный чин в среднем увеличит пенсии прокуроров и следователей на 6–7 тыс. руб., добавил чиновник.

      Сейчас пенсии уволенным со службы прокурорским работникам и сотрудникам Следственного комитета выплачиваются за выслугу не менее 20 лет. Они составляют 50% от их денежного содержания, включающего должностной оклад и ежемесячную надбавку за выслугу. Оклады рядовых прокуроров составляют определенную процентную долю от оклада первого заместителя генпрокурора. Оклады следователей таким же образом зависят от оклада первого зампредседателя СКР. В свою очередь оклады руководителей этих ведомств привязаны к окладу председателя Верховного суда.

      Последний раз пенсии отставным следователям и прокурорским работникам увеличивали в 2014 году. Это произошло при повышении денежного содержания соответствующих органов, также говорилось в пояснительной записке к проекту. Бывшие сотрудники СКР и прокуратуры обеспечиваются пенсией по тому же принципу, что и отставные военнослужащие, работники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и Росгвардии. Однако у перечисленных служащих пенсии ежегодно повышаются, а у сотрудников СКР и прокуратуры — нет, говорится в документе.

      Пенсии военнослужащих растут за счет увеличения процентной доли денежного довольствия, к которой приравнивается пенсия: с 2012 года она выросла с 54 до 72,23%. В 2018 году правительство запланировало проиндексировать зарплаты военным и пенсии военным пенсионерам на 4%.

      www.rbc.ru

      О влиянии понижающего коэффициента на пенсию

      О влиянии понижающего коэффициента на Вашу пенсию. Только факты. Без аргументов.

      0,54 с 1 января 2012 года для всех?

      ПРИМЕР 1

      Расчёт пенсии реального сотрудника МВД с 1 января 2012 г.

      Звание — майор : 11500 руб.
      Должность — эксперт в районном отделе: 15000 руб.
      Надбавка за выслугу лет (календарная более 20 лет, до 25 лет – 30% ОДС): 7950 руб.
      Личный коэффициент (льготная выслуга более 32 лет, 3% за каждый год после 20) – 85% (max)
      Понижающий коэффициент к пенсии: 0,54*

      ИТОГО: (15000 руб. + 11500 руб. + 7950 руб.) * 85% * 0,54 = 15812 руб.

      При календарной выслуге у данного сотрудника 25 лет Надбавка за выслугу лет составит 40%, достигнув 10600 руб. и соответственно размер пенсии (при max Личном коэффициенте — 85%) увеличится на 1172 руб.

      Принятыми Государственной думой поправками в пенсионное законодательство, в связи с многократно возросшими окладами, отменяется применение к пенсиям сотрудников действующих районных коэффициентов (общих для непроизводственных секторов экономики). Правительству дано право разработать новые, пониженные коэффициенты, специальные для сотрудников МВД и военнослужащих. При принятии данных коэффициентов пенсии также возрастут.

      Для справки (сравнения):

      Звание — майор (19% от ДО): 7069 руб. 82коп.
      Должность — эксперт в районном отделе СК: 37209руб. 60коп.
      Надбавка за выслугу лет (календарная более 20 лет – 70% ОДС): 30995 руб.60коп.
      Личный коэффициент (льготная выслуга более 32 лет , 3% за каждый год после 20) – 85% (max)
      Понижающий коэффициент к пенсии: 0,54 — не применяется в настоящее время, и применяться не будет *

      * ) Понижающий коэффициент к пенсии сотрудников Следственного комитета применяться не будет — Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года).

      ИТОГО: (37209руб. 60коп. + 7069 руб. 82коп. + 30995 руб.60коп.) * 85% = 63983руб.75коп. + 15% уральский коэффициент = 73581 руб.

      При календарной выслуге у данного сотрудника 25 лет Надбавка за выслугу лет не изменится и составит 70% (max значение – достигнуто при 20 годах выслуги).

      ПРИМЕР 2

      Расчёт пенсии реального сотрудника МВД с 1 января 2012 г.

      Посчитаем, чего ему ждать?

      Звание — подполковник : 12000 руб.
      Должность — ст.следователь в управлении по субъекту РФ (более 2,5 млн.чел): 17500 руб.
      Надбавка за выслугу лет (календарная менее 20 лет – 20% ОДС): 5900 руб.
      Личный коэффициент (льготная выслуга 20 лет, 3% за каждый год после 20) – 50% (min)
      Понижающий коэффициент к пенсии: 0,54*

      * ) Понижающий коэффициент к пенсии сотрудников МВД введён как временная мера Федеральным законом Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года) и постепенно, в течение 23 лет, будет отменён.

      ИТОГО: (17500 руб. + 12000 руб. + 5900 руб.) * 50% * 0,54 = 9558 руб.

      При календарной выслуге у данного сотрудника 20 лет Надбавка за выслугу лет составит 30%, достигнув 8850 руб. и соответственно размер пенсии (при min Личном коэффициенте — 50%) увеличится ещё на 1475 руб.

      Принятыми Государственной думой поправками в пенсионное законодательство, в связи с многократно возросшими окладами, отменяется применение к пенсиям сотрудников действующих районных коэффициентов (общих для непроизводственных секторов экономики). Правительству дано право разработать новые, пониженные коэффициенты, специальные для сотрудников и военнослужащих. При принятии данных коэффициентов пенсии также возрастут.

      Расчёт размера пенсии сотрудника Следственного комитета РФ по состоянию на 01.03.2011 г. при аналогичной должности и звании.

      Звание — подполковник (20% от ДО): 8355 руб. 24коп.
      Должность — ст.следователь в управлении СК по субъекту РФ: 41779 руб. 20коп.
      Надбавка за выслугу лет (календарная менее 20 лет – 55% ОДС): 27574 руб.25коп.
      Личный коэффициент (льготная выслуга 20 лет, 3% за каждый год после 20) – 50% (min)
      Понижающий коэффициент к пенсии: 0,54 — не применяется в настоящее время, и применяться не будет*

      *) Понижающий коэффициент к пенсии сотрудников Следственного комитета применяться не будет — Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года).

      ИТОГО: (41779 руб. 20 коп. + 8355 руб. 24 коп. + 27574 руб. 25 коп.) * 50% = 38854 руб. 63 коп. + 15% уральский коэффициент = 44683 руб.

      При календарной выслуге у данного сотрудника 20 лет Надбавка за выслугу лет составит 70%, достигнув 35094 руб. 50коп. и соответственно размер пенсии (при min Личном коэффициенте — 50%) увеличится ещё на 4324 руб.

      (Добровольное Народное Движение 0,54 «ЗА ОТМЕНУ КОЭФФИЦИЕНТА КАСТРАЦИИ!»)

      P.S. Всех пенсионеров любых силовых структур (Минобороны, СВР, ФСБ, ФСО и др.), которые считают неправомочным введение понижающего коэффициента 0,54, и готовым юридически отстаивать свои права на достойную, честно заработанную пенсию, призываем включиться в эту работу. За Вас никто этого делать не будет!

      /СПСС — Сообщество Пенсионеров Силовых Структур/

      army-news.ru

      В Госдуме разъяснили новый порядок расчета заработков и пенсий военнослужащих и силовиков

      Разъяснения по поводу нового порядка начисления пенсий военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств в связи с недавним принятием соответствующего пакета законов опубликовал сегодня Комитет Госдумы по обороне.

      Пакет законов, в соответствии с которыми оклады военных и силовиков увеличатся более чем в 2,5 раза, а военные пенсии в 2012 году вырастут в среднем на 60%, был принят Госдумой 21 октября, одобрен Советом Федерации 26 октября и подписан Президентом РФ Дмитрий Медведев 7 ноября 2011 года. В него вошли законы «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      Комитет Госдумы среди прочего отвечает на вопрос: «Почему денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2012 года вырастет в 2-2,5 раза, а пенсии только на 60%?». «Увеличение размеров военных пенсий на 60% определено исходя из экономических возможностей государства, такое повышение, а также порядок индексации военных пенсий позволит обеспечить превышение среднего размера военных пенсий по отношению к среднему размеру трудовой пенсии в среднем на 80% и в дальнейшем поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих», — говорится в разъяснении думского комитета.

      Также дается ответ на вопрос: «Почему понижающий коэффициент 54% к размерам пенсий не применяется к размерам пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета РФ?»

      В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 309-ФЗ) должностные оклады военных прокуроров и военнослужащих военных следственных органов устанавливаются с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом № 4468-1, а оклады сотрудников (которые не являются военнослужащими) прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации и судей в рамках реформирования денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел не увеличиваются. Таким образом, в случае применения к размерам их пенсий коэффициента 0,54 размеры уже назначенных пенсий уменьшатся.

      Поэтому в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ положения части второй статьи 43 и пункта «б» части первой статьи 49 Закона № 4468-1 (в редакции Федерального закона № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ, указанным категориям граждан с 1 января 2012 года размеры пенсий не пересматриваются.

      Ниже следует таблица размеров пенсий и порядка расчета пенсий по некоторым типовым воинским должностям с 1 января 2012 года (руб.) на основании данных, поступивших в Комитет ГД по обороне, при рассмотрении во втором чтении законопроектов о реформировании денежного довольствия военнослужащих.

      Например, расчет размера пенсии подполковника, командира батальона, с выслугой 33 года производится следующим образом: оклад по воинской должности 24 000 + оклад по воинскому званию 12 000 = 36 000 + (надбавка за выслугу лет 40 %) 14 400 = база для исчисления пенсии 50 400, далее 50 400 x 54 % (понижающий коэффициент 2012 года) = 27 216, далее 27 216 x 85 % (размер при максимальной выслуге) = 23 134. С 1 января 2013 года: 50 400 x 56 % (понижающий коэффициент с 1 января 2013 года) = 28 224; 28 224 x 85 % (размер при максимальной выслуге) = 23 990; 23 990 — 23 134 = 856 руб. (повышение с 1 января 2013 года) или 3,7 %.

      Российский налогоплательщик получил займы от иностранных взаимозависимых компаний из Австрии и Кипра и уплачивал по ним проценты. ФНС частично приравняла указанные проценты к дивидендам на основании правил тонкой капитализации и начислила на них налог по ставке 15% с учетом положений международного договора. Налогоплательщик указывал на необходимость применения ставки 5%. Налоговые органы и суды трех инстанций ему отказали, сославшись на то, что иностранные займодавцы не имели прямых инвестиций в капитал российских заемщиков. Когда дело дошло до Верховного суда, тот установил: сумма займа, проценты по которому приравнены к дивидендам, фактически является инвестициями в капитал российского заемщика. По мнению ВС, отсутствие между заемщиком и займодавцем оформленных акционерных отношений не может являться основанием для лишения иностранного лица, фактически осуществившего инвестицию в капитал российского заемщика, права на применение пониженной ставки налога (№ А40-176513/2016).

      «Это дело показывает готовность ВС учитывать экономическую сущность сложившихся отношений, несмотря на правовые пробелы в некоторых вопросах применения правил недостаточной капитализации. Будем надеяться, что аналогичным образом ВС будет рассматривать споры, касающиеся контролируемых иностранных компаний и положений о лицах, имеющих фактическое право на доходы», – заявил юрист Налоговой практики VEGAS LEX Денис Кожевников. «Еще один положительный момент этого спора: ВС сослался на комментарии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в части возможности отнесения займов, проценты по которым переквалифицированы в дивиденды, к вложениям в капитал российской компании. Это еще раз подтверждает возможность ссылок налогоплательщиков на комментарии к Модельной конвенции ОЭСР», – считает руководитель Налоговой практики Noerr Максим Владимиров.

      «Нельзя не упомянуть: отправляя это дело на новое рассмотрение, коллегия призвала нижестоящие суды протестировать доходы в виде процентов по займам иностранных компаний по правилам, направленным на борьбу с уклонением от налогообложения с использованием бенефициарного собственника. Таким образом, ВС потребовал от нижестоящих судов исследовать дополнительный довод в пользу ФНС, который сам налоговый орган, судя по всему, не заявлял. Не приняла ли на себя коллегия чрезмерно активную роль и не нарушила ли она принцип состязательности сторон?» – задается вопросом старший юрист Налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Кирилл Рубальский.

      Как и предыдущее дело, спор налоговой с «СУЭК-Кузбасс» разгорелся из-за вопроса: имеет ли право российская организация-налогоплательщик применять минимальную ставку налога на дивиденды к процентам, переквалифицированным в дивиденды по правилам «тонкой капитализации»? ВС указал на недопустимость частичной переквалификации, когда проценты приравниваются к дивидендам, а тело займа, соответствующее этим процентам, не переквалифицируется (№ А27-25564/2015).

      «Это знаковое дело о комплексной переквалификации контролируемой задолженности в капитал для применения льготных налоговых ставок к сверхнормативным процентам, переквалифицированным в дивиденды. Именно комплексная, а не фрагментарная переквалификация представляет собой наибольшую ценность. Позиция ВС с успехом может применяться и в других делах, где всплывает тема налоговой реконструкции», – уверен партнер Taxology Алексей Артюх.

      В результате признания договора купли-продажи недействительным организация-налогоплательщик, ранее продавшая движимое имущество, получила его обратно и вернула покупателю деньги. После этого организация подала уточненную налоговую декларацию, исключив стоимость ранее реализованных объектов из своей налоговой базы по НДС за налоговый период, в котором было продано имущество. ФНС с этим не согласилась, посчитав, что возврат имущества являлся новой хозяйственной операцией, налоговые последствия которой должны быть отражены в периоде ее совершения. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Он указал: поскольку законодательство в случае признания сделки недействительной не устанавливает порядок корректировки у налогоплательщика-продавца ранее исчисленной с реализации товара суммы НДС, переход права собственности на товар не считается состоявшимся, а действия налогоплательщика должны признаваться правомерными (№ А33-17038/2015).

      «Впервые ВС провозгласил, что налоговые органы не должны злоупотреблять своими правами в фискальных и личных интересах. Тем самым признано, что не только налогоплательщики, но и налоговые органы могут создавать налоговые схемы, и это недопустимо ни для одной из сторон. Принцип добросовестности действует зеркально – он не только для налогоплательщиков, но и для налоговых инспекций», – считает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы ЮК «Пепеляев Групп», которая вела это дело. «Как указал ВС, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности. Он предполагает учет законных интересов налогоплательщиков и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. На моей памяти это одно из первых дел, в котором ВС говорит о добросовестности и налогового органа, и налогоплательщика», – сообщил партнер ЮФ «КИАП» Андрей Зуйков. «В деле поднят вопрос о последовательности позиции налогового органа, своего рода процедурно-процессуальном эстоппеле. Когда инспекция заняла позицию об определенной квалификации операции, впоследствии она не вправе менять ее, если в результате налогоплательщик потеряет право на обоснованную налоговую выгоду из-за пропуска срока возмещения налога», – отметил Артюх. «Кроме того, коллегия указала: возникший спор был обусловлен как пробелом в правовом регулировании, так и действиями налоговой, отказавшейся в нарушение закона предоставить налогоплательщику информацию о порядке исчисления налога. Это указание коллегии говорит: способом снижения налоговых рисков в спорных ситуациях может служить прямое официальное обращение к ФНС за разъяснениями», – сообщил Рубальский.

      Налогоплательщик представил уточненную декларацию, и спустя 22 месяца ФНС назначила повторную выездную налоговую проверку. Ее обжалование и стало предметом спора. ВС признал: формально ограничительных сроков в законе нет, однако это не означает невозможность применения общих принципов разумности и недопустимости избыточного налогового контроля. По мнению ВС, назначение повторной проверки через 22 месяца – это значительно, а потому налоговая обязана доказать наличие непреодолимых препятствий к организации проверки в более разумные сроки (№ А40-230080/2016).

      «После этого спора для налогоплательщиков несколько повысилась определенность и возникли гарантии неизменности налоговых обязательств в отношении давно завершенных периодов», – считает Артюх, который вел этот спор. «Теперь налогоплательщики, подав уточненную декларацию за уже закрытый выездной проверкой налоговый период, вновь открывают его для повторной проверки. При этом из определения прямо не следует, что проверка может касаться только тех показателей уточненной декларации, по которым было произведено уточнение», – заметил Рубальский. «Хочется надеяться, что срок проведения повторной выездной проверки будет объективным и разумным как по отношению к фискальным органам, так и к самим налогоплательщикам», – заявил Зуйков.

      Налогоплательщик учел срок исковой давности, который истек в одном из предыдущих налоговых периодов, в составе расходов текущего периода. В связи с истечением срока исковой давности он списал дебиторскую задолженность. Налоговый орган с таким подходом не согласился: по его мнению, налогоплательщик не вправе исправлять ошибки в исчислении налоговой базы, которые привели к переплате налога в следующем налоговом периоде. ВС разрешил спор в пользу налогоплательщика. Суд со ссылкой на п. 1 ст. 54 НК отметил: налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым налоговым периодам, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (№ А41-17865/2016).

      «Этим делом фактически окончены споры вокруг применения ст. 54 НК в части возможности корректировать ошибки в следующих периодах или в периоде совершения такой ошибки. Порядок исправления ошибки остается на усмотрение налогоплательщика. Но при этом глубина исправления ошибок ограничена общим трехлетним сроком на возврат и зачет налоговых переплат. Такая гибкость важна для налогоплательщиков при эффективном налоговом планировании», – считает Артюх. «Раньше налоговые органы нередко предъявляли налогоплательщикам претензии по поводу отражения расходов прошлых периодов в текущем периоде. Хочется верить, что после принятия рассматриваемого определения число таких претензий существенно снизится», – заявил Рубальский.

      Налогоплательщик 8 лет платил НДФЛ и подавал декларацию о сдаче недвижимости в аренду. Затем он зарегистрировался в качестве ИП и продал свое имущество. Фискальный орган начислил недоимку, посчитав, что сдача в аренду имущества задолго до получения статуса ИП может быть расценена как предпринимательская деятельность. Суд счёл требования налоговой незаконными. Он указал: если ФНС не обращается к налогоплательщику за объяснениями или документами, подтверждающими НДФЛ, то у нее нет сомнений в правильности уплаты этих налогов. В противном случае можно говорить о произволе налоговых органов. Еще один спорный вопрос заключался в режиме налогообложения дохода ИП от продажи принадлежавшего ему нежилого помещения. ВС решил: вопрос законности доначисления налога по УСН с продажи доли в праве собственности напрямую зависит от того, была ли у налоговой ранее информация, позволяющая квалифицировать эту деятельность, как предпринимательскую (№ А53-18839/2016).

      «Я очень позитивно оцениваю это дело. Однако стоит отметить, что оно идет вразрез с многочисленной практикой, когда по результатам выездной налоговой проверки ФНС переоценивает выводы, сделанные в ходе камеральной проверки. В результате этого налогоплательщики получают неожиданные налоговые претензии по казалось уже подтвержденным расходам и вычетам», – сообщил Зуйков. «Коллегия начала делать акцент на наличие у ФНС ряда обязанностей по отношению к налогоплательщикам в области информационного взаимодействия. Этот факт, безусловно, следует оценивать положительно. На практике налоговые имеют свойство забывать о таких обязанностях, и зачастую это не оборачивается для них какими-либо негативными последствиями в суде», – отметил Рубальский.

      Между правопредшественником налогоплательщика и взаимозависимыми лицами были заключены договоры займа, по которым начислялись проценты. В связи с этим налогоплательщик уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков. ФНС это не устроило: по ее мнению, имело место не предоставление займов, а инвестирование денег в целях приобретения контроля над производителем сырья. В обоснование своей позиции налоговая указала: договоры займа не исполнялись сторонами сделки, срок погашения займов неоднократно переносился, заемщик не имел источник дохода для возврата займов, а заимодавцы полностью разделяли риски заемщика. Поэтому налоговая отказала в учете суммы процентов в составе расходов. Но суды встали на сторону налогоплательщика. Они отметили: вся сумма по договорам займа была предоставлена в пользу заемщиков, деньги использовались в соответствии с указанной в договорах целью, налогоплательщик стал собственником акций компаний, в настоящий момент договоры займа погашены (№ А66-7018/2016).

      «Продолжает сохраняться критический подход к оценке структур, связанных с привлечением заемных средств от аффилированных компаний. Вместе с тем мы видим новый тренд в оценке налоговыми хозяйственных операций в отношении предоставления заемного финансирования, а именно осуществление переквалификации заемных отношений в инвестиционные. Налогоплательщикам стоит критически подойти к оценке отношений, связанных с договорами займов, особенно внутри группы, – это поможет снизить риск осуществления переквалификации», – считает партнер EY, руководитель Практики разрешения налоговых споров в России Алексей Нестеренко. «Примечательно, что в этом деле налогоплательщик использовал в том числе правовое заключение о природе займа и инвестиций, полученное в Исследовательском центре частного права имени С. С. Алексеева при Президенте», – отметил Артюх.

      ПАО «Уралкалий» оспаривал применение цен в контролируемой сделке по поставке удобрений в адрес взаимозависимого трейдера в Швейцарии. Налоговая сочла, что налогоплательщик применил неправильный метод определения рыночной цены. Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика, апелляция отменила это решение и поддержала налоговую. Окружной суд, направляя дело на новое рассмотрение, сформулировал ряд выводов. Во-первых, правильное применение различных методов определения рыночной цены не должно давать слишком больших отклонений, что может говорить о методологических ошибках в позициях сторон. Во-вторых, даже при проверках контролируемых сделок ФНС должна убедиться в наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика признаков получения необоснованной налоговой выгоды. В-третьих, кассационный суд прямо допустил и даже настойчиво рекомендовал привлекать экспертов к рассмотрению дел подобной категории (№ А40-29025/2017).

      «Кроме того, неожиданным и достаточно опасным явился довод суда о необходимости исследовать вопрос деловой цели и выявить, что действия налогоплательщика были направлены исключительно на получение налоговой экономии. Такой подход приводит к смешению совершенно различных категорий дел: по контролю трансфертных цен и по обвинению в получении необоснованной налоговой выгоды. Эти правонарушения должны проверяться разными налоговыми органами, по различным правилам и с различными правовыми последствиями. Смешение этих категорий дел может привести к тому, что территориальные налоговые органы еще больше будут вторгаться в контроль цен для целей налогообложения, а ФНС – заниматься проверкой наличия различных злоупотреблений в налоговой сфере», – считает партнер, директор Департамента налоговых споров ФБК Грант Торнтон Галина Акчурина.

      В 2011 году ООО «Крафт Фудс Рус» (сейчас «Мон’дэлис Русь») купило у Cadbury Russia Two Limited (СRT) 100%-ную долю в ООО «Дирол Кэдбери» за 12,9 млрд руб. Структурирована эта сделка была с применением новации – обычную оплату заменили обязательством по кредитным нотам с процентами по ставке. В итоге компании «Мон’дэлис Русь» доначислили налоги, пени и штрафы на общую сумму около 740 млн руб., причем большая часть претензий была связана с конфигурацией той самой сделки. Налоговики, а вслед за ними и суд сделали заключение, что сделка по покупке «Дирол Кэдбери» являлась нереальной. Целью совершенных операций, по их мнению, было скрытое распределение прибыли «Крафт Фудс Рус» в адрес холдинга (№ А11-6203/2016).

      «В этом деле имело место стандартное корпоративное структурирование сделки по приобретению актива. Причина интереса к сделке со стороны налогового органа – в процентах по займу, которым стороны заменили обычное денежное исполнение. Хотя решать, у кого и на каких условиях приобретать актив, может только налогоплательщик. На мой взгляд, в этом деле нет признаков уклонения от налогообложения, хотя акценты, которые сделала ФНС при обосновании своих претензий, на первый взгляд могут говорить об обратном. Я считаю, произошло вмешательство в предпринимательское усмотрение и переоценка целесообразности бизнес-решений налогоплательщика, что недопустимо с позиций, сформулированных в постановлении Пленума ВАС № 53 и актах Конституционного суда», – отметил Зуйков.

      Ранее действовавший закон о страховых взносах запрещал возврат соответствующей переплаты, если пенсионные взносы уже были разнесены по счетам индивидуального учета застрахованных работников, но позволял зачесть такую переплату в счет будущих платежей. Однако после 1 января 2017 года документ утратил силу, при этом администрирование взносов было передано в налоговые органы, а регулирование самих взносов вновь оказалось в НК. Компания «Газпромнефть-Развитие» попыталась вернуть переплату по страховым взносам, образовавшуюся до 2017 года, но и внебюджетные фонды, и суды ей отказали (№ А56-67008/17).

      «Суды лишили плательщиков совершенно обоснованного права на корректировку обязательств и нарушили неприкосновенность их права собственности на переплаченные суммы. Причины этого понятны – изменение регулирования, порядка исчисления и отражения взносов, а также смена администратора, который не может технически осуществить зачет. Тем не менее такое обессмысливание правовых норм судебной практикой заслуживает самого пристального внимания со стороны вышестоящих судов прежде всего ВС», – считает Артюх.

      pravo.ru