Проверка по заявлению гражданина

Проверка по заявлению гражданина

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Столяров

Хотя бы один раз в жизни каждый из нас обращался в ведомственные подразделения государственной власти с различными заявлениями (о предоставлении прав и обязанностей, копии документов и др.). Зачастую граждане обращаются за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных в отношении них неправомерных действий, желая привлечь виновных лиц к уголовной либо административной ответственности.

И что делать, когда при подаче заявления сотрудник указанного органа не примет мер к проверке доводов, а напротив отказывает в его приеме, либо заявление принято, однако впоследствии в установленном порядке не зарегистрировано, а необходимая в этих случаях проверка не приведена?

Чем руководствоваться при нарушении прав? Куда и в каком порядке обращаться с жалобами?

Для начала следует знать, что с 12 августа 2012 г. вступил в силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственно услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», который определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В соответствии с данным Регламентом обратиться в территориальный орган имеет право любое лицо независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации либо другого государства, либо вообще не имеет гражданства.

Подать заявление человек может в любом удобном для себя виде: письменно или устно, по телефону, в электронном виде по информационным системам общего пользования, в дежурной части или на приеме у руководства территориального подразделения органа внутренних дел.

Отказаться от продолжения разговора сотрудник полиции имеет право только в случае, если гражданин переходит к оскорблениям. При индивидуальном устном (по телефону или лично) информировании о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии уполномоченный сотрудник органов внутренних дел должен назвать свою фамилию, имя, отчество. В случае отказа или некорректных высказываний – прекратить разговор.

Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут.

Информация о преступлениях, правонарушениях и происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается круглосуточно оперативными дежурными территориальных отделов. При обращении в дежурную часть, приемную отдела, к участковому уполномоченному полиции, дознавателю, следователю и любому другому сотруднику полиции с устным заявлением о преступлении оформляется протокол. При этом, сотрудником полиции в обязательном порядке заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, а заявитель обязан удостоверить личной подписью соответствующую заметку в протоколе.

Вне служебных помещений прием информации о преступлениях и происшествиях обязаны осуществлять все сотрудники полиции, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Сотрудники полиции не вправе отказаться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию, представленные сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления и по другим причинам, а при получении информации обязаны передать ее в дежурную часть по принадлежности.

Важный момент – для подтверждения факта приема заявления, сообщения о преступлении, правонарушении и происшествии в дежурной части заявителю выдается талон-уведомление.

Чтобы исключить случаи укрытия преступления от регистрации, руководством органов внутренних дел осуществляется контроль за данной процедурой, а прокуратурой надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, происшествиях и другой информации.

Отказ в приеме заявления недопустим и является грубейшим нарушением действующего законодательства. В случае отказа в приеме вышеизложенной информации либо ее нерегистрации в установленном порядке сотрудником правоохранительных органов гражданам необходимо сообщить в органы прокуратуры, где в таких случаях организуется тщательная проверка изложенных фактов.

При подаче заявления о преступлении следует также обратить внимание на сообщаемые факты о произошедших событиях. Имеются случаи, когда сотрудники правоохранительных органов просят изложить в заявлении обстоятельства в «размытой» форме (не указывать точную сумму причиненного ущерба, оружие, которое использовалось при совершении преступления, количество лиц либо известные данные о лицах (лице), совершивших правонарушение либо преступление и т.д.). При таких фактах нередки случаи, когда после проведения процессуальной проверки при наличии достаточных данных выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, ввиду необходимости сбора дополнительной информации, которая, в принципе, могла быть установлена при обращении заявителя, либо возбуждено уголовное дело, однако квалификация совершенного преступления значительна занижена.

Так, изучение конкретного уголовного дела показало, что несмотря на наличие в материалах достаточных данных о совершении неизвестным лицом разбойного нападения, принято решение о возбуждении уголовного дела, а впоследствии о приостановлении производства по нему по факту грабежа, т.е. без соответствующей квалификации.

Данное дело возбуждено 31 декабря 2012 г. по факту открытого хищения неустановленным лицом имущества потерпевшей с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья в ночь с 29 на 30 декабря 2012 г. по адресу: г. Москва, ул. Аргуновская, д.12.

В соответствии с диагнозом, справка о котором имелась в материалах дела, потерпевшей причинены телесные повреждения в виде переломов нижней челюсти слева, костей носа. Вместе с тем действия неустановленного лица квалифицированы по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж), тогда как тяжесть причиненного вреда здоровью указывает на ч. 1 ст. 162 УК РФ (разбой).

С учетом изложенного, решение о приостановлении производства по уголовному делу прокуратурой отменено, дело направлено в следственный орган для дополнительного расследования, в том числе, надлежащей квалификации преступных действий.

В качестве другого примера может послужить материал доследственной проверки по заявлению гражданина от 9 февраля 2012 г. о мошеннических действиях неустановленных лиц, которые инсценировали дорожно-транспортное происшествие с его автомобилем с целью получения денежных средств на ремонт поврежденной машины.

По данному факту проведена проверка в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, по результатам которой 20 апреля 2012 г. принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ (мошенничество), на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления).

Изучением материалов проверки установлено, что неизвестные лица совершили мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана группой лиц по предварительному сговору, а именно: 8 февраля 2012 г. неустановленные лица, двигаясь на автомобиле марки «Мерседес» по Ленинградскому шоссе, инсценировали дорожно-транспортное происшествие с автомобилем марки ВАЗ-21113 под управлением потерпевшего, после чего, путем обмана под предлогом возмещения ущерба от ДТП похитил и денежные средства потерпевшего в сумме 10 тыс. рублей, причинив последнему значительный ущерб на вышеуказанную сумму.

Таким образом, в действиях неустановленных лиц усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору).

В связи с этим, прокуратурой города постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал направлен в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании неизвестных лиц по признакам вышеуказанного преступления. Подобные нарушения – основания для обращений граждан в органы прокуратуры города Москвы для восстановления нарушенных прав и принятия мер прокурорского реагирования.

www.mosproc.ru

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые «обидчивые» из них могут и пожаловаться на работодателя «куда следует». И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате «в конверте». Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыл ь Письмо Минфина от 31.10.2011 № 03-03-06/2/164 . Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщико в Постановления ФАС ПО от 30.08.2010 № А55-35672/2009; ФАС МО от 11.03.2009 № КА-А40/1267-09 .

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок сумм ы ст. 236 ТК РФ . Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причин ы п. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» — нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: сайт Генпрокуратуры → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб е п. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 . Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос а п. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ .

Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти я п. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ . Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс я п. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 .

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

Достаточно одного звонка работника — и представители прокуратуры или другого органа будут у вас с проверкой

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организаци и ст. 23 Закона № 2202-1 . Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушени я ст. 24 Закона № 2202-1 . И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орга н ст. 25, п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1 . Дела по вопросам нарушения законодательства о труд е ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами труд а ст. 23.12 КоАП РФ , а также судам и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ .
  • За нарушение трудового законодательства грозит штра ф ст. 5.27 КоАП РФ :

    • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.;
    • для должностных лиц и ИП — от 1000 до 5000 руб.
    • Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановлени я ст. 4.6 КоАП РФ; пп. 16, 17 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 , то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

      Если же это повторное аналогичное нарушени е ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , то по таким делам трудинспекторы составляют протокол ы п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ , а рассматривают эти дела судь и ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ .

      Требования прокурора, вытекающие из его полномочи й ст. 22 Закона № 2202-1 , подлежат безусловному исполнению в установленный срок п. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 . Умышленное их невыполнение грозит штрафо м ст. 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13 :

    • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
    • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.
    • Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

      Трудинспекция

      Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способо м ч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетс я ч. 9 ст. 360 ТК РФ . Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражда н п. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 . Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуро й ч. 8 ст. 360 ТК РФ .

      При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

      Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целево й п. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 .

      “ В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

      Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работнико в ” .

      Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

      А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

      По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

      ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

      Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штра ф ст. 19.5 КоАП РФ :

    • для организаций — от 10 000 до 20 000 руб.;
    • для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
    • С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции состави т п. 5 ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ :

    • для организаций — от 100 000 до 200 000 руб.;
    • для должностных лиц и ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
    • Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ст. 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ .

      Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушени я Постановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД 14-11 . Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

      Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверко й п. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

      Налоговая инспекция

      Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставя т п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] . То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

      Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организаци и Постановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011, от 05.03.2013 № А65-18177/2012 . Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательств а Постановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012 .

      Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

      А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

      Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

      В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

      МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

      “ Бывший сотрудник пожаловался на нас в трудинспекцию. Инспекция вызывает к себе с «зарплатными» документами. Зарплату мы выплачиваем своевременно, но беда в том, что не всегда работники расписываются в ведомостях. То есть при проверке нас заставят выплачивать суммы, которые не подтверждены подписями. Да еще и оштрафуют.
      Мне советуют вот что. Если бывший сотрудник готов отказаться от жалобы за энную сумму, то лучше договориться с таким «шантажистом», чем встречаться с трудинспектором. Ведь проверка отнимает немало времени и нерво в ” .

      Светлана,
      главный бухгалтер, Московская обл.

      Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислени ю ст. 123 НК РФ , а также начислить ей пени ст. 75 НК РФ .

      Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснял а Письмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 , что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить нало г подп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ . Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штра ф ст. 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ .

      А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работник у Письмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/[email protected] . Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

      Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

      “ Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними ” .

      А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР) ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) . При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов — нет ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) .

      ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

      “ ФСС РФ имеет прав о п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

      Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверк а ” .

      Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

      “ При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страховани ю ч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

      Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверо к ст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) ” .

      О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

      В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

      По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

      Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

    • доплатить неправильно выплаченное пособие;
    • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплат а абз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81 . При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

    Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штра ф ст. 47 Закона № 212-ФЗ . При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40% ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пени ч. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ .

    От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

    glavkniga.ru

    Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

    Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации регулируется уголовно-процессуальным законом, а также Инструкцией «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденной приказом от 11.10.2012 № 72 Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

    Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, явка с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, протокол следственного действия и протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, предусмотренные частью 2 ст. 20, пунктом 2 части 2 ст. 37, статьями 140 -143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления.

    Сообщения о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах СК России.

    Должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

    Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление в устном или письменном виде.

    Устное сообщение о преступлении на основании ч. 3 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ . о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

    Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель при этом, предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ . о чем в протоколе производится соответствующая отметка.

    Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

    Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ .

    Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения.

    Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 -145 УПК РФ.

    Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 -145 УПК РФ.

    В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

    Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или ст. 124 УПК РФ . а также соответствующими организационно-распорядительными документами СК России. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования.

    В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток.

    По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:

    1. о возбуждении уголовного дела;

    2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

    3. о передаче сообщения по подследственности;

    4. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ .

    О принятом решении сообщается заявителю, при этом, ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

    Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст. 124 и ст. 125 УПК РФ ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

    Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ

    Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

    1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

    2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

    3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

    4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

    5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

    6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

    Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

    1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

    1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

    2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

    3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

    2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

    3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

    Статья 123. Право обжалования

    1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

    2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

    Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

    1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

    2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

    2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

    3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

    Выписки из Инструкции «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденной Приказом от 11.10.2012 № 72 Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И.

    п.5. Сообщение о преступлении вне зависимости от места, времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах СК России.

    п.7. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные в подпунктах «а» , «б» пункта 2 настоящей Инструкции. Должностные лица, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящей Инструкции, осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа СК России.

    Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

    Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него сообщения о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

    Прием руководителем следственного органа СК России или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о преступлении осуществляется незамедлительно.

    п.9. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

    Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

    п.10. Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

    Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

    п.15. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия ( часть четвертая статьи 144 УПК).

    Таким документом является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке.

    п. 20. Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 -145 УПК РФ.

    В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

    В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

    Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

    Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

    В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

    п. 37. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в соответствии с частью первой статьи 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган Следственного комитета.

    По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с частью третьей статьи 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

    Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

    Председатель Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкин А.И.

    г. Москва, 105005 Технический переулок, д. 2

    Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я.

    г. Москва, 125993 ул. Большая Дмитровка, д. 15а

    Руководитель СУ СК России по Ростовской области Хуаде А.Г..

    г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая. д. 13/2

    Прокурор Ростовской области Баранов Ю.А.

    г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский,101

    Председатель Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Борохова О.Д.

    rostov.sledcom.ru