Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетних

Рабочая программа (6 класс) на тему:
Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего

План работы с несовершеннолетним «Группы риска»

Предварительный просмотр:

Заместитель директора Директор ГБОУ

по воспитательной работе «Чистопольская кадетская

___________В.А. Баранова школа-интернат имени героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»

Индивидуальная программа реабилитации

ГБОУ «Чистопольская кадетская школа – интернат имени героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»

Воспитатель кадетского класса

Дмитрий Александрович Гурьянов

Чистополь 2014 г.

несовершеннолетнего Аглямова Владислава Сергеевича

Аглямов Владислав Сергеевич, 2003 года рождения, проживающего по адресу пгт Аксубаево, улица Пролетарская дом 112, прибыл в 2014 году ГБОУ «Чистопольскую кадетскую школу-интернат» 5а класс, ранее состоящий в подразделении по делам несовершеннолетних (мелкое хищение, март 2014 год).

Цель моей работы: социальная защита несовершеннолетнего, его развитие, воспитание и образование.

Выявление интересов и потребностей несовершеннолетнего, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

Своевременное оказание помощи и поддержки несовершеннолетнему и его родителям (лицам их заменяющим).

Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения и правонарушений, охране жизни и здоровья.

Координация взаимодействия с межведомственными службами.

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и со-

держание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

• трудное материальное положение, бедность;

• потеря членами семьи связи с рынком труда;

• конфликтная ситуация в семье;

• безответственное родительство, жестокое обращение с детьми;

• алкоголизм, наркомания и т.д.

Работа общественного воспитателя многоаспектная. Для того чтобы определить успешность этой сложной и разнообразной работы, необходимо четко и грамотно распределить свое рабочее время в течении дня, недели, месяца и года.

Для успешного результата в процессе реализации программы необходимо более тесное сотрудничество с межведомственными службами.

Взаимодействие.

nsportal.ru

Индивидуальная программа по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО И СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО- ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Сведения о ребенке(ф. и. о. , дата рождения):
Иванов Иван Иванович 22. 12 2003 года рождения

Сведения о родителях (законных представителях) и иных членах его семьи (ф. и. о., родственная связь, род занятий):
мама —
отчим –

Основания для проведения работы с ребёнком и семьей:
совершил общественно-опасное деяние

Организация, ответственная за ведение «случая»:

Описание факта, приведшего к открытию «случая»
Кража

Проблема в семье, из-за которой открыт «случай»:
Жестокое обращение с ребенком: а) в форме физического насилия;
б) в форме сексуального насилия; в) в форме психологического насилия;

г) пренебрежение нуждами ребенка
(нужное подчеркнуть)

Причины, приведшие к возникновению случая:
отсутствие контроля за воспитанием ребенка

Контроль за посещением, успеваемостью, поведением ребенка в школе

Посещение учебных занятий

Беседы с ребенком о профилактике правонарушений

Класс. руководитель, родители

Посещение консультаций для родителей, проводимых социальным педагогом, психологом.

Посещение родителей и детей группы «риска» совета профилактики школы

Подробно изучить личное дело ученика, ознакомиться подробнее с биографией.

Ежедневно интересоваться состоянием здоровья воспитанника, его поведением на уроках, на переменах и в соответствии с этим проводить индивидуальную работу.

Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков.

Активно включать в различные виды практической деятельности: дежурства по школе, в классных комнатах.

Организация досуга и кружковой деятельности

Проводить воспитательную работу через коллектив, выражая доверие воспитаннику.

Контроль за посещаемостью, успеваемостью, занятостью в свободное время.

Познакомить с законом «О профилактике и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних »

Проводить индивидуальные беседы по мере необходимости, при срывах в поведении, прогулы уроков, при замечаниях со стороны педагогов.

В течении учебного года

Вовлечь в участие культурно — массовых и спортивных мероприятий, проводимых в школе

Изучение микроклимата, материально- бытовых условий проживания семьи.

Класс. руководитель, соц. педагог

Информировать родных о состоянии здоровья, поведении, успеваемости, ассоциативных привычек. При необходимости вызывать их.

Поддерживать связь с родителями через

письма, сотовую связь и лично при встречах

Привлекать специалистов: нарколога, инспектора ПДН для проведения профилактических бесед с ребенком

Основная цель работы с ребенком и семьей: включение «трудного» воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирования у них объективной самооценки, снятие ребенка с учета в ПДН.

Промежуточные цели работы с ребенком и семьей (в соответствии с причинами):
1) изучить биографию ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе; проанализировать состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
2) направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
3) объединить работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав; организовать социально — психологическую и правовую консультацию для учащегося, педагогов, родителей.

План совместных действий по достижению целей
№ п/п

Промежуточная цель 1:

Промежуточная цель 2:

Промежуточная цель N :

Работа проводимая классным руководителем с учеником 5 Б класса

Социально- педагогическое и медико- психологическое сопровождение

infourok.ru

Материалы для разработки индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

об организации и порядке ведения внутришкольного

учета обучающихся и семей

1. Общие положения

1.1. Нормативно-правовая база настоящей Инструкции:

Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;

Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;

Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении » ;

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.05.2009 № 2 «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемыми в совершении преступлений»;

Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;

Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.

1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении , – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (на основании постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – « КДНиЗП»);

семья, находящаяся в социально опасном положении , – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (на основании постановления муниципальной КДНиЗП);

несовершеннолетний, нуждающийся в особом внимании общеобразовательной организации , — обучающийся, в отношении которого Советом профилактики общеобразовательной организации принято решение о постановке на внутришкольный учет и проведении индивидуальной профилактической работы в целях предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации;

антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимания общеобразовательной организации, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и (или) нуждающимися в особом внимании общеобразовательной организации;

учетная карта несовершеннолетнего, нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации и (или) находящегося в социально опасном полож ении, его семьи – документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации, его семьи;

межведомственный учет несовершеннолетних и семей единый учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится профилактическая и реабилитационная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии;

внутришкольный учет обучающихся и семей – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательной организацией в отношении:

1) обучающихся, нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации (с отклонениями в поведении либо имеющих проблемы в обучении – нуждающихся в социально-психологической и педагогической помощи);

2) обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении;

Индивидуальные профилактические мероприятия направлены:

на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;

на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации ;

межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – «МИПР») – форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретным несовершеннолетним и конкретной семьей, находящимися в социально опасном положении.

индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, и их семей (далее – «ИПР») – локальный акт, содержащий сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, иных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи согласно основаниям для постановки на внутришкольный учет в части компетенции общеобразовательной организации.

профилактика социально-педагогическая (социально-педагогическая защита детства) система мер, направленная на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей в обучении и социальных отклонений в воспитании.

педагогическая реабилитация – система мер педагогического ха рактера, направленная на восстановление навыков обучения, са мовоспитания, самосовершенствования, т.е. оказание педагогической помощи и поддержки ребенку в реализации его образовательного маршрута, раскрытие личностного потенциала ребенка в его самовоспитании и т.д.

II . Основания постановки и снятия с внутришкольного учета обучающихся и семей

2.1. Постановка обучающихся и семей на внутришкольный учет носит профилактический характер.

2.2. В соответствии со ст. 6 настоящего Федерального Закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей (иных законных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений образования;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (о постановке на межведомственный учет, профилактический учет в ПДН ТОВД);

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

2.3. Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется:

по основаниям, указанным в ст. 5 настоящего Федерального Закона (при наличии постановления муниципальной КДНиЗП о постановке на учет несовершеннолетнего, находящего в социально опасном положении, либо информации, поступившей из ТОВД о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет) и рассмотренным на заседании Совета профилактики общеобразовательной организации без представления должностных лиц общеобразовательной организации. На заседании Совета профилактики принимается решение о постановке несовершеннолетних на внутришкольный учет и проведении с ними индивидуальной профилактической работы, о чем свидетельствует протокол заседания либо выписка из протокола;

по представлению классного руководителя (заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога или иных лиц, ответственных за организацию воспитательной и профилактической работы) решением Совета профилактики общеобразовательной организации (Форма 1).

В представлении должны быть указаны объективные причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, содержание работы, проведенной с несовершеннолетним должностными лицами, ответственными за организацию воспитательной и профилактической работы . Не допускается постановка обучающегося на внутришкольный учет без проведения предварительной профилактической работы.

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, должностными лицами, ответственными за организацию воспитательной и профилактической работы (заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, классным руководителем, иными лицами) ведется документация состоящего на внутришкольном учете:

социально-педагогическая характеристика обучающегося (Форма 2) ;

учетная карта несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете (Форма 3) ;

акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи. В отношении находящихся в социально опасном положении акт первичного обследования составляется (Форма 5) либо может быть направлен органом опеки и попечительства или муниципальной КДНиЗП вместе с постановлением о постановке на учет несовершеннолетнего/семьи как находящихся в социально опасном положении. Далее при контрольных посещениях семьи должностными лицами общеобразовательной организации составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи (Форма 6) . В отношении категорий лиц, предусмотренных п. 2.4.2.2. настоящей инструкции, составляются первичный и контрольные акты (Форма 6) ;

на основании акта обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи, результатов первичной диагностики уровня социального благополучия семьи на основании разработанных критериев (Приложение 2) совместно со специалистами и педагогами общеобразовательной организации составляется индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете, и его семьи, (Форма 7) , которая утверждается директором общеобразовательной организации.

Мероприятия, включенные в ИПР, должны носить адресный характер, т.е. направлены на решение проблем конкретных обучающегося/семьи. При разработке ИПР рекомендуется использовать Примерный перечень мероприятий (услуг) органов и учреждений системы образования, направленных на решение проблем несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении/состоящего на внутришкольном учете, и его семьи (Приложение 3).

В случае если обучающийся/семья, находятся в социально опасном положении (на основании постановления КДНиЗП), мероприятия ИПР используются в качестве предложений для разработки межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

2.4. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа и основания проведения индивидуальной профилактической работы.

2.4.1. В соответствии с п.1. ст. 5 настоящего Федерального Закона, индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении следующих категорий лиц:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

15) иных категорий лиц согласно изменениям, внесенным в п.1. ст. 5 настоящего Федерального Закона.

2.4.2. На внутришкольный учет ставятся обучающиеся:

1) относящиеся к категориям, указанным в ст. 5 настоящего Федерального Закона, п. 2.4.1. настоящей Инструкции, и/или находящиеся в социально опасном положении на основании постановления КДНиЗП – состоящие на межведомственном учете;

2) не относящиеся к категории «находящиеся в социально опасном положении» ( на основании постановления муниципальной КДНиЗП) , при этом нуждающиеся в особом внимании общеобразовательной организации :

не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в общеобразовательных организациях;

совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие устав образовательной организации и Правила поведения обучающегося;

не освоившие образовательной программы и имеющие академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам и условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности в установленные общеобразовательной организацией сроки;

причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

состоящие на профилактическом учете в ПДН ТОВД края.

2.5. Постановка семей на внутришкольный учет носит профилактический характер.

2.5.1. Органы управления образованием и общеобразовательные организации проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (согласно п. 2 ст. 5 настоящего Федерального Закона).

2.5.2. На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в общеобразовательной организации, а также семьи, состоящие на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется:

по решению Совета профилактики общеобразовательной организации (вопрос включается в повестку, решение оформляется протоколом) с учетом информации, поступившей из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (без представления лиц, ответственных за организацию воспитательной и профилактической работы);

по представлению классного руководителя (заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога или иных лиц, ответственных за организацию воспитательной и профилактической работы) (Форма 1).

В представлении должны быть указаны объективные причины постановки семьи на внутришкольный учет.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом и классным руководителем оформляются учетная карта семьи (Форма 4) , акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего и его семьи (Форма 6) .

2.5.3. На внутришкольный учет ставятся семьи, в которых родители или иные законные представители :

не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;

не исполняют прав и обязанностей родителей или иных законных представителей по защите прав и интересов ребенка;

злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;

отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространения и употребления наркотиков, спиртных напитков т.д.);

допускают в отношении своих детей жестокое обращение и различные формы насилия;

создают обстановку, которая негативно влияет на психологическое состояние ребенка и его самочувствие;

ограничены в родительских правах;

осужденные, имеют условную меру наказания.

Иные основания для постановки семей на внутришкольный учет предусмотрены Методическими рекомендациями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении».

2.6. В соответствии со ст. 5 настоящего Федерального Закона, ст.18 Закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете , находящихся в социально опасном положении, их семей.

2.7. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики общеобразовательной организации на основании постановления муниципальной КДНиЗП, информации, поступившей из ТОВД о снятии с учета или совместного представления должностных лиц общеобразовательной организации, ответственных за организацию воспитательной и профилактической работы (заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя, иных лиц), с учетом соответствующей информации из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи, указанных в данном разделе настоящей Инструкции (Форма 1).

Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:

окончившие обучение в общеобразовательной организации;

сменившие место жительство и/или перешедшие в другую общеобразовательную организацию;

направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение, а также по другим объективным причинам.

С внутришкольного учета снимаются семьи:

обучающихся, окончивших обучение в общеобразовательной организации;

обучающихся, сменивших место жительство и/или перешедших в другую общеобразовательную организацию;

обучающихся, направленных в специальное учебно-воспитательное учреждение;

несовершеннолетних, достигших 18-летнего возраста;

восстановленные в родительских правах;

создавшие обстановку, которая позитивно влияет на психологическое состояние ребенка и его самочувствие, а также по другим объективным причинам.

2.8. В соответствии со ст. 17 закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» сведения об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении и состоящих на внутришкольном учете в общеобразовательной организации, администрацией общеобразовательной организации направляются в установленном порядке в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав/орган управления образованием (Форма 8-1, 8-2).

2.9. В соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, утвержденном постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 18.10.2012 г. № 4, администрация общеобразовательной организации в установленном порядке:

в течение 5 дней направляет в орган или учреждение, ответственное за разработку межведомственной ИПР (либо в течение 4 дней – в орган управления образованием) утвержденные директором общеобразовательной организации предложения по работе с семьей и несовершеннолетним, находящимися в социально опасном положении (далее – «СОП»), исходя из причин неблагополучия в соответствии со своей компетенцией;

соблюдает сроки проведения реабилитационных мероприятий и своевременно информирует орган (учреждение), ответственный за работу с несовершеннолетним и семьей в СОП/орган управления образованием о результатах проведенной общеобразовательной организацией работы;

по итогам полугодия до 5 числа последующего месяца (в зависимости от ситуации – 1 раз в квартал) направляют в орган или учреждение, ответственное за работу с несовершеннолетним и семьей в СОП/орган управления образованием, информацию (на бумажном носителе заверенную директором и в электронном виде) о результатах реализации МИПР в соответствии со своей компетенцией, предложения о продолжении работы с несовершеннолетним и его семьей и внесении в МИПР дополнительных реабилитационных мероприятий или о снятии с учета;

обеспечивает участие должностных лиц общеобразовательной организации в реализации ИПР, МИПР в соответствии с их полномочиями, заслушивает их на заседаниях Совета профилактики, периодически отчитывается на заседаниях КДНиЗП о выполнении МИПР;

учитывает результаты проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в ходе анализа работы общеобразовательной организации за четверть, учебный год в целях определения задач деятельности школы данном направлении на последующий период.

III . Ответственность и контроль ведения внутришкольного учета обучающихся и семей

3.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, в т.ч. по межведомственному учету, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на директора общеобразовательной организации; приказом директора общеобразовательной организации – на заместителя директора по воспитательной работе/лицо, ответственное за организацию воспитательной работы, социального педагога (при его наличии) и классного руководителя.

3.2. Функциональные обязанности должностных лиц общеобразовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Заместитель директора по воспитательной работе/лицо, ответственное за организацию воспитательной работы:

оказывает организационно-методическую помощь социальному педагогу (при его наличии) и классным руководителям в ведении документации внутришкольного учета;

анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и определяет меры по их устранению;

консультирует обучающихся и их родителей по актуальным вопросам воспитания, принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций;

готовит соответствующую информацию о деятельности общеобразовательной организации по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;

представляет информацию о состоянии работы в общеобразовательной организации с обучающимися и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, в случае рассмотрения материалов на заседании КДНиЗП (при отсутствии социально педагога в общеобразовательной организации);

отвечает за организацию ведения и оформление документации внутришкольного учета, за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

формирует социально-педагогическую базу данных общеобразовательной организации;

принимает участие в подготовке информации о деятельности общеобразовательной организации по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;

принимает участие в разработке индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и семьи, состоящих на внутришкольном учете;

консультирует классных руководителей по вопросам социально-педагогической помощи и поддержки обучающихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении, состоящих на внутришкольном учете;

консультирует обучающихся и их родителей по вопросам воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки, а также вопросам, входящим в его компетенцию;

информирует об услугах, предоставляемых органами и учреждениями социальной защиты населения, органами и учреждениями здравоохранения;

принимает участие в разрешении ситуаций и споров по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних;

анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

представляет информацию о состоянии работы общеобразовательной организации с обучающимися и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, в случае рассмотрения материалов на заседании КДНиЗП;

обеспечивает связь общеобразовательной организации с семьей;

устанавливает контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов общеобразовательной организации);

организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;

изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельностью классного коллектива, общеобразовательной организации;

контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по педагогической помощи и поддержке детей;

анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и определяет меры по педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и т.д.);

оказывает консультативную помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, в том числе по вопросу безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

составляет психолого-педагогические заключения по итогам психодиагностики с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

участвует в оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимися, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно ­ процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления;

консультирует работников образовательной организации по вопросам развития обучающихся, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей);

принимает участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации обучающегося и семьи, состоящих на внутришкольном учете, находящихся в социально опасном положении.

3.3. Срок хранения форм, указанных в Инструкции, – в течение периода нахождения обучающегося/семьи на учете, но не менее 3 лет.

3.4. Настоящая Инструкция обеспечена достаточным организационно-методическим сопровождением, позволяющим оценить деятельность общеобразовательной организации по данному направлению, может быть изменена и дополнена приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

3.5. Настоящая Инструкция является основанием для разработки нормативных правовых документов муниципального уровня и уровня общеобразовательной организации по организации ведомственного и внутришкольного учета обучающихся и семей.

3.6. Контроль качества и своевременного исполнения проводимой работы в соответствии с настоящей Инструкцией возлагается на директора общеобразовательной организации .

В Совет профилактики ОО _______________

на постановку/снятие (выбрать нужное)

на внутришкольный учет несовершеннолетнего/семьи (выбрать нужное)

Ф.И.О. несовершеннолетнего ____________________________________________________

Дата рождения _________________________ Класс _________________________________

Адрес проживания/регистрации __________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Законный представитель ________________________________________________________

Социальный статус семьи: полная, неполная, многодетная, одинокая мать/отец, вдовец/вдова, обеспеченная, малообеспеченная, приемная, семья опекунов (попечителей), родители в разводе, семья вынужденных переселенцев, семья беженцев, семья с родителем/ребенком-инвалидом (выбрать нужное), иное (указать конкретно) _________________

Сведения о других членах семьи:

Год рождения, родство

По итогам работы с семьей/несовершеннолетним (выбрать нужное), проведенной должностными лицами общеобразовательной организации (указать конкретно):

с учетом мнения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

на основании пункта 2.4.1., 2.4.2., 2.5.2., 2.5.3., 2.7. настоящей Инструкции, (выбрать нужное, указав конкретные основания) _______________________________________________

предлагаю(ем) поставить на внутришкольный учет/снять с внутришкольного учета (выбрать нужное) несовершеннолетнего/семью (выбрать нужное):

Классный руководитель (и/или иные ответственные лица): __________ /_______________/

Решение Совета профилактики __________________________________________________

Председатель: ______________ /________________/

«____» _______________ 20____ г.

Ознакомлен родитель (законный представитель) ___________________________________

обучающегося, представленного на постановку на внутришкольный учет*

адаптация В. В. Зикратова и С. Г. Четвертных)

Ф.И.О обучающегося __________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

Общеобразовательная организация ___________________________________________класс ______

Контактный телефон: д.т._____________________, сотовый _____________________________

Основание постановки на учет __________________________________________________________

С какого времени ребенок учится в данной школе__________________________________________

Группа здоровья, какие имеет хронические заболевания ____________________________________

Положение ребенка в классе (данные социометрии), взаимоотношения с коллективом сверстников _____________________________________________________________________________________

Учебная деятельность (как успевает; если отстает, то по каким предметам; отношение к учебе, оставался ли на второй год) ____________________________________________________________

Отношение к труду, к общественно-полезной работе (как проявляет себя в различных видах труда, трудолюбив или нет, активен или пассивен, проявляет смекалку или является только исполнителем). Уважает или нет труд других людей. Какой вид труда предпочитает: учебный, общественную работу, хозяйственно-бытовой. Как относится к поручениям:____________________________

Взаимоотношения ребенка с учителями __________________________________________________

Взаимоотношения в семье. Имеются ли отклонения в поведении кого-нибудь из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т.д.)__________________________________________________

Особенности характера и поведения. Какие черты преобладают: инициативность, распорядительность, общительность, отзывчивость, правдивость, настойчивость, самокритичность, прямота и принципиальность, скромность, требовательность к себе и другим или исполнительность, лживость, эгоистичность, нетребовательность к себе, нескромность, тщеславие, негативизм, трусость, отсутствие самолюбия, гордости, излишняя застенчивость.

Какова самооценка? Указать типичные случаи нарушения дисциплины. Имеет ли дурные привычки, наклонности (курит, пьет, принимает наркотики, с какого времени)________________________

С кем дружит (фамилия, имя, возраст, чем интересуется): ___________________________________

Входит ли в уличную группу (каков ее характер) или связи ограничиваются классом, улицей, двором_________________________________________________________________________________

Организация внеучебной деятельности (участие в объединениях дополнительного образования, секциях, студиях, занимается музыкой, прочие увлечения) __________________________________

Референтное лицо для ребенка в семье ___________________________________________________

Референтное лицо для ребенка вне семьи _________________________________________________

Тип воспитание в семье: строгое воспитание, авторитарное подчинение ребенка взрослыми членами семьи, попустительское воспитание, мягкое воспитание, потакание желаниям ребенка, другое_

(указать что именно)

Классный руководитель (и иные ответственные лица) _____________ /__________________/

Руководитель ___ ____________ /_________________/

* может быть заполнена форма или составлен текст с учетом предложенных позиций