Профилактика повторных преступлений

Профилактика повторных преступлений должна стать приоритетом

Об этом говорили на встрече в ОП РФ по вопросам взаимодействия ОНК с правоохранительными органами

10 ноября по инициативе Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК был проведен круглый стол с представителями общественных организаций и ОНК Республики Северная Осетия-Алания, г. Москвы, Воронежской и Московской областей по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами при осуществлении общественного контроля, а также содействии в адаптации лицам, освобождающимся из мест лишения свободы.

Председатель Комиссии Мария Каннабих проинформировала участников о результатах работы Общественной палаты с общественными наблюдательными комиссиями во 2-м полугодии 2017 года.

Многие выступающие акцентировали внимание на необходимости объединения усилий органов исполнительной власти и институтов гражданского общества на профилактике повторных преступлений со стороны граждан, отбывших уголовное наказание.

Основатель автономной некоммерческой организации «Назорей» Анатолий Малахов поделился опытом взаимодействия организации с межконфессиональным советом при Воронежской областной думе и членами ОНК региона, а также сообщил, что ежегодно более 700 человек получают адресную юридическую и материальную помощь после освобождения.

Борис Синанов, председатель ОНК Республики Северная Осетия-Алания, рассказал о том, как члены ОНК учитывают в своей повседневной работе многоконфессиональность региона, привел несколько примеров.

Руководитель программы «Возвращение» фонда Олега Дерипаски «Вольное дело» внес предложение проработать вопрос о создании ассоциации реабилитационных центров.

По итогам состоявшегося диалога Мария Каннабих предложила участникам обсудить варианты активизации работы общественных структур со своими коллегами и к концу месяца прислать информацию в Комиссию ОП РФ для анализа и обобщения.

www.oprf.ru

Профилактика повторных преступлений

Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.

Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений. Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Режим, труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных – все это подчинено в конечном итоге задаче возвращения преступника к социально полезной деятельности после отбытия наказания.

Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывших наказание. В процессе этой работы с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняется, где они намерены проживать, работать или учиться после освобождения. Вся подготовительная работа к освобождению проводится на основе глубокого и всестороннего изучения личности осужденного и той микросферы, в которой он будет находиться после освобождения. При этом необходимо дать правильную оценку степени исправления каждого из осужденных, обеспечить строго индивидуальный подход к выбору оптимальных для данного лица путей и средств приобщения к честной трудовой жизни.

Повышенного внимания на подготовительном этапе требуют инвалиды, престарелые, отказывающиеся вернуться к прежнему месту жительства, осужденные, не имевшие до осуждения постоянного места жительства, несовершеннолетние, особо опасные рецидивисты, судимые три и более раза за умышленные преступления, подлежащие к взятию под административный надзор, не встающие на путь исправления либо не отказавшиеся от намерений продолжить преступную деятельность. В отношении перечисленных категорий лиц подготовительная работа по трудовому и бытовому устройству проводится заблаговременно даже в том случае, если они отказываются от помощи в решении этих вопросов.

Для обеспечения успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в территориальные органы из ИУ УИС представляется информация о их личности, индивидуально-психологических особенностях, поведении во время отбывания наказания, степени исправления и другие сведения, необходимые для организации индивидуально-профилактической работы.

По прибытии освобожденных к избранному месту жительства сотрудники полиции проводят с ними беседы, разъясняют порядок прописки, трудоустройства. В случае необходимости им оказывается конкретная помощь в обеспечении работой, жильем, в решении других вопросов жизненного устройства. Организуется целенаправленная воспитательная работа с привлечением представителей общественности трудовых коллективов и по месту жительства. Осуществляя общую профилактику рецидива преступлений, органы внутренних дел проводят комплексные проверки условий жизни, труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявляют и обеспечивают оперативное прикрытие мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений лиц, склонных к повторному совершению преступлений, выявляются также в ходе комплексных операций. При проведении мероприятий по выявлению и устранению причин и условий рецидивной преступности органы внутренних дел должны поддерживать постоянную связь с различными государственными органами и общественными организациями, наблюдательными комиссиями акиматов, советами профилактики правонарушений, администрацией предприятий и т.д.

Есть свои особенности (с учетом задач предупреждения рецидива преступлений) у таких общепрофилактических мероприятий, как выступления сотрудников органов внутренних дел по месту жительства, по радио и телевидению, в печати по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями, в иных формах их участия в правовом воспитании граждан. В частности, определенное сдерживающее значение имеет разъяснение правовых последствий судимости, признания некоторых категорий судимости особо опасным рецидивом, законодательства об административном надзоре за судимыми лицами и других законов, регулирующих правовые вопросы борьбы с рецидивом преступлений.

Одной из важных задач индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел является своевременное и полное выявление ранее судимых, которые в силу сложившихся антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей могут вновь встать на преступный путь.

Выявление таких лиц осуществляется в ходе повседневной деятельности органов и учреждений УКУИС, аппаратов ОКП, участковых инспекторов полиции, а также других служб, между которыми должно обеспечиваться тесное взаимодействие. Необходимым условием осуществления контроля за поведением ранее судимых и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности, прошлого, связей, обстановки в семье, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности, планов на будущее и т.д. Информацию, полученную из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями и труда их жизни, а также сведения о личности осужденного, поступившие в полицию из исправительных учреждений КУИС, работники полиции внимательно анализируют и используют в профилактической работе.

Наряду с профилактическими мероприятиями, проводимыми по месту работы и жительства ранее судимых лиц, большое значение имеет устранение условий, способствующих рецидиву преступлений, возникающих в сфере досуга. Необходимо иметь в виду, что связи ранее судимых лиц на основе общих потребностей, интересов, прошлого опыта и поведения осуществляются преимущественно вне досягаемости таких традиционных форм социального контроля, как производственный коллектив, семья, ближайшее бытовое окружение, а именно в сфере досуга, особенно неорганизованного.

Усилия работников полиции направляются прежде всего на разобщение группировок ранее судимых, общающихся на антиобщественной основе. При воздействии как на сферу семейно-родственных отношений, так и на ближайшие бытовые отношения ранее судимых, очень важно добиваться локализации конфликтов, примирения враждующих сторон, устранения условий, способствующих разного рода конфликтным ситуациям.

Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор полиции за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Являясь мерой принудительно-воспитательного характера, административный надзор подробно регламентируется законом и применяется лишь в отношении тех освобожденных, чье общественное поведение чревато наиболее реальной угрозой рецидива. Основной целью административного надзора является предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых, формирование у них положительных социальных наклонностей. Установление и осуществление административного надзора не должно нарушать другие права и законные интересы поднадзорного, унижать его человеческое достоинство, компрометировать по месту работы, учебы и жительства.

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:

а) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых за два или более раза за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два или более раза за умышленные преступления, если после отбывания наказания они систематически нарушают общественный правопорядок и законные интересы граждан, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

Основанием для установления административного надзора является постановление судьи. Он устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Административный надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который он был установлен, если не имеется оснований для его продления;

б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется на работе, в быту;

в) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

Постановление судьи об установлении административного надзора может быть отменено или изменено по протесту прокурора либо вышестоящим судом в случае признания установления надзора необоснованным. Назначение надзорных правил и ограничений состоит в том, чтобы помешать поднадзорному продолжать преступную деятельность и антиобщественный образ жизни, воспрепятствовать установлению им социально-негативных связей, устранить или нейтрализовать отрицательное влияние на него, не дать ему возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для систематического контроля за поведением лица, находящегося под надзором, и проведение с ним воспитательной работы. Осуществление административного надзора возлагается на участковых инспекторов полиции, которые работают в тесном взаимодействии с сотрудниками ОКП и других служб, а также представителями общественности.

Административный надзор как один из элементов системы профилактических мер предупреждения рецидивной преступности не может исчерпываться установлением определенных правил поведения, ограничений для поднадзорных и контроля за их исполнением. Запреты и предписания, обращенные к поднадзорному, должны сочетаться с воспитательной, разъяснительной работой, а также оказанием ему необходимой помощи.

Предупреждение рецидивной преступности является одним из важнейших направлений сложной, многогранной деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Особенности личности рецидивистов, их объективного положения в системе социальных отношений обусловливают необходимость последовательной интенсификации мер борьбы с данной, наиболее опасной формой преступных проявлений и находятся в прямой зависимости от научной обоснованности соответствующих общих и индивидуальных профилактических мер, их целенаправленности, последовательности и взаимной согласованности. Работа по профилактике рецидива преступлений может быть успешной только в том случае, если она базируется на положениях криминологии, педагогики, психологии, достижений других наук.

www.allpravo.ru

«Профилактика повторных преступлений, правонарушений, антиобщественных деяний несовершеннолетних»

15 Сентября 2017, 16:03

15 сентября 2017 года в администрации Быковского муниципального района для несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета и их законных представителей состоялось собрание-встреча «Профилактика повторных преступлений, правонарушений, антиобщественных деяний несовершеннолетних». Психолог ГКСУ СО «Быковский СРЦ» Шмидт Е.И. приняла участие в собрании, организованном комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Быковского муниципального района.

Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области, 2018

При перепечатке материалов ссылка обязательна

442fz.volganet.ru

научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

И.В. БОРИСЕНКО, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Псковского юридического института ФСИН России;

И.Н. СМИРНОВА, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций Псковского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук

Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы профилактики преступлений осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций. На основе анализа современного состояния профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций предлагаются меры общей и индивидуальной профилактики преступности подучетных лиц.

Ключевые слова и словосочетания: профилактическая деятельность уголовно-исполнительных инспекций, предупреждение повторных преступлений осужденных, общая и индивидуальная профилактика, эффективность организации исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества.

Annotation. The article throws light upon the problems of prophylactic measures against crimes committed by convicts registered in penal inspections. On the basis of analysis of modern state of prophylactic activity of penal inspections there are suggested some measures of common and individual prophylaxis of crimes committed by persons registered in penal inspections.

Key words and word combinations: prophylactic activity of penal inspections, prevention of crimes commitment by the same convicts again, common and individual prophylaxis, the effectiveness of organization of punishment execution without isolation of a convict from society.

Рецензент — Б.Б. Казак, доктор юридических наук, профессор яу///////////////////////////^^^^

В уголовном законодательстве предусмотрено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Уголовно-исполнительное законодательство также имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Безусловно, если цели наказания могут быть достигнуты без изоляции осужденного от общества, применение сравнительно мягкой меры уго-

ловно-правового воздействия предпочтительнее1. Однако этот процесс не может происходить путем огульного смягчения карательной практики2, о чем позволяют утверждать данные о повторной преступности состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) осужденных.

Согласно официальным данным ФСИН России, отмечается рост уровня преступлений осужденных указанной категории до 2,2% (за аналогичный период прошлого года — 1,82)3.

Более того, в ряде регионов произошел значительный темп прироста повторных преступле-

ний в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в частности,

• в Иркутской области — на 271%;

• в Челябинской — на 216%;

• в Кемеровской — на 166%;

• в Республике Татарстан — на 320%.

В числе основных критериев оценки эффективности исполнения уголовных наказаний выступают уровень повторной преступности как в период отбывания наказания, так и после его отбытия, а также количество уклонений от отбывания наказания.

Вместе с тем, как показало наше исследование, в настоящее время уголовно-исполнительные инспекции не способны оказывать серьезное противодействие рецидивной преступности (так считают 69% опрошенных нами представителей Службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества).

В числе факторов, снижающих эффективность предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц, следует прежде всего назвать недостаточное финансирование УИИ (по мнению 69% респондентов).

Так, несмотря на неоднократные указания ФСИН России о выводе УИИ из арендуемых помещений, цифры показывают следующее:

• 305 УИИ размещаются в зданиях, принадлежащих муниципальным органам, на основе платной аренды;

• 161 УИИ — в зданиях коммерческой собственности на условиях аренды;

• 160 УИИ — продолжают располагаться без юридического закрепления в зданиях, принадлежащих органам внутренних дел;

• 56 УИИ — до сих пор находятся в кабинетах совместно с полицией.

Предупредительно-профилактическая деятельность УИИ должна не только устранять причины и условия повторной преступности, но и целенаправленно формировать антикриминогенные факторы внутреннего и внешнего рода. Это связано с тем, что повторное совершение преступления свидетельствует об упорном стремлении человека продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении него уголовно-правовые меры4.

Предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия на все, что порождает, воспроизводит это социально негативное явление, определяет его неблагоприятные тенденции, качественно-количественные характеристики5. Оно достигается, в частности, путем выявления

и устранения объективных (внешних) причин и условий, способствующих совершению преступлений. Первостепенное значение при этом имеет оказание лицам, подвергающимся предупредительному воздействию, реальной социальной помощи в решении вопросов жизненного устройства.

На наш взгляд, совместно с иными субъектами профилактики преступлений необходимо, в частности, сделать следующее:

• разработать комплексные планы мероприятий по предупреждению преступлений среди осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества;

• принять комплекс мер по снижению уровня повторных преступлений, совершенных осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества;

• активизировать мероприятия по профилактике совершения осужденными этой категории повторных преступлений.

В методических рекомендациях по предупреждению повторной преступности среди осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества предусматривается общая профилактика преступности лиц, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, под которой понимается деятельность УИИ во взаимодействии с другими заинтересованными органами по обеспечению право-послушного поведения осужденных во время отбывания такого наказания.

Практика показывает, что непременным условием эффективности общепрофилактической деятельности является комплексное планирование, обеспечивающее организацию и координацию совместных усилий УИИ, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, службы занятости населения, администрации организаций, в которых работают осужденные, общественности и средств массовой информации по выявлению и устранению обстоятельств, порождающих преступность.

Вместе с тем каждый третий респондент (31%) считает, что результативность предупредительно-профилактического воздействия снижается из-за слабого взаимодействия УИИ и органов внутренних дел, 27,6% — из-за отсутствия сотрудничества и взаимопонимания с органами местного самоуправления.

С учетом специфики деятельности УИИ по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, основным видом предупреждения повторной преступности является индивидуаль-

ная профилактика, а именно, работа по выявлению осужденных, которые способны и намерены продолжать вести антиобщественный образ жизни, совершать правонарушения, и воздействию на них в целях предупреждения преступлений. Это обусловлено тем, что осужденный продолжает находиться по месту своего прежнего жительства и имеет возможность общаться с лицами, способными оказывать на него негативное влияние.

При исполнении наказаний требуются меры по закреплению результатов исправительного воздействия, искоренению у осужденных антиобщественных взглядов и убеждений, устранению условий, способствующих их возврату на преступный путь. При этом важно обеспечить рациональное применение к осужденным предусмотренных законом принудительных мер и стимулирования их правопослушного поведения.

В соответствии с методическими рекомендациями основным методом индивидуальной профилактики правонарушений является убеждение, которое носит индивидуальный характер, в сочетании с применением предупредительных мер воздействия.

Вместе с тем в отношении злостных нарушителей порядка и условий отбывания наказания, которые отличаются убежденностью в необходимости антиобщественного поведения, целесообразно шире применять меры предупредительного характера.

С учетом изложенного работа с осужденными должна предусматривать:

• изучение личности правонарушителей;

• выявление осужденных, явно не желающих соблюдать установленный порядок;

• прогнозирование индивидуального преступного поведения осужденных и своевременное принятие мер воздействия в отношении нарушителей порядка отбывания наказания.

В заключение отметим, что определять эффективность организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, можно по следующим критериям:

• у осужденного выработалось стойкое негативное отношение к совершенному им преступлению, он осознал справедливость назначенного ему наказания;

• осужденный в полном объеме исполнял обязанности, возложенные на него по приговору суда;

• был занят трудом и стремился к повышению образовательного и профессионального уровня;

• у осужденного имеются положительные жизненные перспективы, он имеет устойчивую

связь с семьей, стабильные отношения с позитивным окружением;

• осужденный позитивно относится к воспитательно-профилактическому и социально-психологическому воздействию, оно имеет реальные положительные результаты. Занимается самовоспитанием;

• осужденный не совершил повторного преступления или иных правонарушений.

1 Гальперин И. Задачи совершенствования теории и практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Наказания, не связанные с лишением свободы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

АСАДОВ ВАТАН ВАГИФ-ОГЛЫ, СМИРНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА — 2014 г.

СМИРНОВА И.Н., СМИРНОВА Т.Н. — 2011 г.

БЫЧИНСКАЯ ИРИНА СЕРГЕЕВНА, СМИРНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА — 2013 г.

ИВАНЯКОВ РОМАН ИГОРЕВИЧ, СМИРНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, ФЕДОРЕЕВ ЭДУАРД ГЕННАДЬЕВИЧ — 2012 г.

naukarus.com

Современные проблемы профилактики повторной преступности в уголовно-исполнительной системе (Баженов И.С., Лосева С.Н.)

Дата размещения статьи: 18.06.2016

В настоящее время рассматриваемая проблематика профилактики (в данном случае предупреждения) повторной преступности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) является чрезвычайно актуальной.
Следует признать, что организация целенаправленной работы учреждений и органов УИС по предупреждению вновь совершенных преступлений предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с нравственной, психологической и практической подготовкой осужденных.
В советской и современной криминологической литературе нередко указывается, что преступность в России как социальное явление зачастую представляет собой теневую сторону жизни общества, которая связана с рядом противоречивых процессов, существование которых на определенном этапе — исторически обусловленное состояние . Нельзя не согласиться с положением о том, что процесс предупреждения (профилактики) преступности, в том числе носящий многоэпизодический характер, должен осуществляться на нескольких уровнях.
———————————
Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит-М, 2005. С. 342.

Во-первых, это решение всеми субъектами общественных и правовых отношений значимых социальных, экономических и политических проблем жизни общества, чем обеспечивается планомерное опосредованное воздействие на причины возникновения повторной преступности.
Во-вторых, это воздействие правоохранительной системы, в которую также входят учреждения и органы УИС, на конкретные социальные группы людей, в которых прямо или косвенно складываются ситуации, способствующие совершению преступлений, в том числе неоднократно.
В-третьих, это совершенствование учреждениями и органами УИС совместно с органами внутренних дел (далее — ОВД) взаимосвязанного процесса воспитательной и предупредительной работы, направленной на преодоление противоправных и антиобщественных мировоззренческих установок, определение кардинальных мер государственного и общественного принуждения, куда необходимо включать устоявшиеся и новые методы профилактической работы с лицами, совершившими повторные преступления.
В данном случае совершенствование деятельности учреждений и органов УИС по всем направлениям — хозяйственному, режимному, организационному, кадровому и другим — является главной предпосылкой, от которой зависит эффективность процесса перевоспитания осужденных и в конечном итоге их исправление.
Общепризнанным является то, что повторность и «рецидив преступлений свидетельствуют о повышенной общественной опасности личности преступника, о его стремлении продолжать преступную деятельность, расширять круг своих «единомышленников», вовлекая в нее других людей» .
———————————
Ольховик Н.В., Прозументов Л.М. Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. С. 160.

Конечно, было бы неправильным рассматривать каждый случай повторного совершения преступления как результат несовершенства практики исполнения учреждениями и органами УИС уголовных наказаний и осуществления недостаточных предупредительных (профилактических) мер воздействия ОВД.
Однако среди факторов, влияющих на степень распространенности повторной преступности, значительное место занимают недостатки в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных, по непосредственной подготовке к их освобождению, в организации взаимодействия администрации исправительных учреждений и ОВД, других органов государственной власти, а также предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности и общественности.
Как представляется, на ОВД лежит особая ответственность в борьбе с повторной и рецидивной преступностью, в том числе по осуществлению должного административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы .
———————————
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. 11 апр. N 15. Ст. 2037.

Главные задачи борьбы с повторной преступностью применительно к деятельности исправительных учреждений УИС требуют акцентирования особенного внимания на периоде непосредственной подготовки осужденных к их дальнейшему освобождению из мест лишения свободы. Именно в это время с учетом субъективных возможностей освобождаемого администрация исправительного учреждения может увидеть и предложить ему реальный путь (варианты путей) успешной социальной адаптации в новой среде. Здесь целесообразно проводить интенсивную психолого-педагогическую подготовку осужденного к жизни на свободе, предпринимать конкретные меры по созданию условий для внедрения освобождаемого в систему позитивных социальных связей.
Кроме этого очень важными являются вопросы деятельности учреждений и органов УИС, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы , связанные с эффективностью социальной адаптации осужденных. При этом сложилось достаточно парадоксальное соотношение двух рассматриваемых явлений. С одной стороны, для осужденных, вставших на путь исправления, специально создаются переходные условия для адаптации и жизни на свободе, как, например, переход в колонии-поселения, условно-досрочное освобождение (УДО), разрешение передвижения без конвоя и т.п. С другой стороны, для тех, кто наиболее «рецидивоопасен», такие переходные условия исключены. Указанные лица освобождаются непосредственно из следственных изоляторов (СИЗО), помещений камерного типа и одиночных камер особого режима, а также из помещений камерного типа исправительных учреждений других видов, из штрафных изоляторов (ШИЗО) . Именно для данной категории освобожденных наиболее ощутим, так сказать, «шок освобождения», который нередко является причиной совершения повторных преступлений.
———————————
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. 17 июля. N 29. Ст. 2759.

Поэтому пути решения данных вопросов являются достаточно сложными и требуют глубокого научного анализа, а в некоторых случаях и экспериментальной апробации.
Анализ сложившейся практики показывает, что основными недостатками в работе по трудовому и бытовому устройству освобожденных лиц из мест лишения свободы являются:
— слабая информированность многих исправительных учреждений о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, которая зачастую носит условный, неконкретный характер либо вовсе отсутствует;
— необоснованные отказы администрации различных хозяйствующих субъектов в приеме на работу освобожденных по причине недоверия, предвзятого отношения к ним, как к лицам, совершившим преступления, или как следствие, так сказать, «перестраховки»;
— недостаточное внимание к вопросам трудового и бытового устройства освобожденных со стороны специально уполномоченных ОВД (подразделений участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, обеспечения охраны общественного порядка), которые призваны оказывать практическую помощь этим лицам в устройстве на работу.
Вместе с тем еще имеет место множество нерешенных проблем:
1. Представляется, что, организуя воспитательный процесс в колониях, мы не должны ограничиваться предъявлением к осужденным только требований, перечисленных в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, многие работники УИС, опасаясь быть обвиненными в нарушении закона, не предъявляют к осужденным целостной системы соответствующих требований. Этим самым нарушается один из основополагающих принципов, разработанный еще А.С. Макаренко, о том, что воспитание — это прежде всего система возрастающих требований, и чем лучше организован педагогический процесс, тем шире, разностороннее должны быть требования, предъявляемые к личности.
Именно по этой причине при определении уровня «исправленности» представляется не ограничиваться только отношением осужденного к труду и к существующему порядку (режиму) в колонии, а оценивать и его общественную деятельность, стремление к получению образования, рабочей специальности, учитывать его взаимоотношения в коллективе, отношение к воспитателям, родственникам и т.д. Было бы неплохо, если бы этот подход нашел какое-либо законодательное оформление, что, несомненно, явилось бы предпосылкой для наиболее оптимальной подготовки осужденного к жизни на свободе.
2. Увеличение требовательности к осужденным должно сочетаться с необходимой заботой о них и с увеличением доверия, поощрения лучших не по удобному для себя внутреннему убеждению как обладающего властью представителя администрации учреждения, а по реальным деловым и морально-психологическим качествам осужденного. Считается целесообразным предоставление определенных льгот осужденным не связывать строго со сроком отбытого наказания, а поставить в зависимость от уровня исправленности осужденного. Это даст возможность администрации, воспитателям осужденных в полной мере использовать индивидуальный и дифференцированный подход в процессе перевоспитания, создавать более ощутимые, видимые перспективы при движении личности по ступеням исправления.
3. Повышение требовательности к осужденным тесным образом связано с совершенствованием режима в колонии, под которым мы понимаем прежде всего средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения. Нельзя не согласиться с тем, что режим как строго установленный порядок жизнедеятельности осужденных несет значимую воспитательную нагрузку. Естественно, что подход к оценке режимных требований в исправительных колониях различного типа (вида) также должен быть дифференцированным. На сегодняшний день фактическое положение дел является таким, что в колониях трех видов (общего, усиленного, строгого) каких-то видимых, ощутимых различий не наблюдается, что в результате не оказывает воспитывающее влияние на осужденных.
4. При рассмотрении процесса перевоспитания в нем, как известно, первостепенную роль играет принуждение. Организовать же это принуждение в условиях сложившейся практики нелегко. Даже в хорошо организованном воспитательном процессе и, так сказать, «здоровом коллективе» всегда имеются лица, разлагающе действующие своим вызывающим поведением на коллектив, а особенно на «неустойчивую» часть осужденных. Известно, что временная изоляция злостных нарушителей режима (например, в ШИЗО) не всегда решает проблему полностью, потому что они не чувствуют себя оторванными от этого коллектива, а необходимые жесткие условия содержания в ШИЗО зачастую не выдерживаются. Тогда вновь возникает необходимость перевода этих лиц на тюремный режим.
5. Считается, что значительное число лиц, неоднократно судимых, совершили свое первое преступление в несовершеннолетнем возрасте и отбывали наказание в воспитательной колонии для несовершеннолетних (далее — ВК). Если бы нам удалось сократить повторность или «рецидив» из числа лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, то мы бы добились главного в предупреждении повторной преступности в целом. Но, к сожалению, повторность преступлений среди лиц, отбывающих наказание в ВК, из года в год имеет тенденцию возрастания.
6. Также следует отметить, что значительная часть осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, зачастую имеют небольшие сроки наказания (например, по данным статистической отчетности ФСИН России за 2012 г. , в колониях общего режима число мужчин было определено до 25%, женщин — до 30%). Проблема краткосрочного лишения свободы не новая и полностью не разрешена. Дело в том, что краткие сроки наказания не позволяют осуществить в полном объеме карательно-воспитательное воздействие, так как собственно воспитательный процесс требует много времени.
———————————
Характеристика осужденных (по сост. на 1 ноября 2012 года): Аналитический материал / А.Н. Антипов и др.; под общ. ред. нач. ФКУ НИИ ФСИН России А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. С. 47.

Конечно, криминологические исследования, особенно последних лет, выявляют новые тенденции преступности, а также другие негативные процессы в борьбе с ней .
———————————
Исиченко А.П., Егорова Е.В., Фумм А.М. Оперативно-розыскная криминология: пенитенциарный аспект: Монография. М.: НИИ ФСИН России, 2011. С. 122.

Однако в настоящее время государство не смогло выработать какие-то особенные и сравнительно новые пути решения данных проблем.
Поэтому необходимо продолжать формировать в исправительных учреждениях так называемые положительные группы осужденных, совершивших неоднократно преступления, а прежде всего прошедшие институт «ступенистов», которые за время пребывания в колонии стремились получить и получили образование, рабочую специальность, активно участвовали в общественной жизни отряда и т.д., то есть те, которые приобрели определенные положительные жизненные установки. В такие группы следует включать и ту небольшую часть осужденных, которые уже изначально определили для себя твердую установку на исправление, определившие для себя жизненные перспективы, связанные с ведением законопослушного образа жизни на свободе.
Кроме этого в обязательном порядке необходимо продолжать активную психологическую, педагогическую и воспитательную работу с группой «колеблющихся», то есть лиц, характеризующихся отсутствием твердых убеждений, ослабленной волей, поэтому легко поддающихся внешнему воздействию, как отрицательному, так и положительному, а также лиц, не изменивших установки преступного поведения, оказывающих сопротивление воспитательному воздействию со стороны администрации исправительных учреждений и коллективов осужденных.

1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. 17 июля. N 29. Ст. 2759.
3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. 11 апр. N 15. Ст. 2037.
4. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит-М, 2005. С. 342.
5. Баженов И.С., Лосева С.Н. Правовые аспекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 5. С. 8 — 11.
6. Баженов И.С., Лосева С.Н. Особенности нормативного регулирования и организационной деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными наблюдательными комиссиями // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 1. С. 15 — 18.
7. Исиченко А.П., Егорова Е.В., Фумм А.М. Оперативно-розыскная криминология: пенитенциарный аспект: Монография. М.: НИИ ФСИН России, 2011. С. 122.
8. Ольховик Н.В., Прозументов Л.М. Рецидивная преступность осужденных и ее предупреждение. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. С. 160.
9. Характеристика осужденных (по сост. на 1 ноября 2012 года): Аналитический материал / А.Н. Антипов [и др.]; под общ. ред. нач. ФКУ НИИ ФСИН России А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России. 2012. С. 47.
10. Уваров И.А. Предупреждение действий, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений // Проблемы уголовной ответственности и наказания. М.: Юрист, 2010. С. 37 — 39.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai