Продажа земельного участка находящегося в муниципальной собственности

Продажа земельного участка находящегося в муниципальной собственности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 39.4 ЗК РФ. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

    Статья 39.4 ЗК РФ. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

    2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

    3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

    Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

    Комментарии:

    Цена земельного участка без проведения торгов

    Цена земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов согласно п. 2 статьи 39.4 ЗК РФ определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 N 279 , которым утверждены «Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

    Иной порядок определении цены

    Иной порядок определения цены земельного участка может быть определен федеральным законом.

    Например, согласно пункту 5.1 статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» , земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

    logos-pravo.ru

    1. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.

    2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
    1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
    2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
    3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

    3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

    4. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность исключительно за плату, размер которой устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.

    Комментарий к статье 39.4 ЗК РФ

    Комментируемая статья регулирует вопросы определения цены находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, по которой должен заключаться договор купли-продажи такого земельного участка.

    Статьей предусмотрены следующие подходы к решению данного вопроса.

    1. Если договор заключается на аукционе, то цена определяется по результатам такого аукциона, т.е. ценой земельного участка является цена, предложенная победителем аукциона.

    2. В случае признания аукциона несостоявшимся, заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, осуществляется по начальной цене предмета аукциона. Правила определения такой начальной цены установлены п.12 ст. 39.11 ЗК РФ. Законодатель выбрал такой подход, поскольку подача заявления на участие в аукционе свидетельствует о намерении лица заключить договор по установленной начальной цене предмета аукциона. Изменение цены при заключении договора в сторону уменьшения недопустимо, поскольку означает создание неравных условий для участников рынка и ограничение конкуренции, в сторону увеличения — может привести к нарушению прав единственного участника аукциона.

    3. В случаях приобретения земельных участков без проведения торгов цена земельного участка определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок. Иная цена или порядок определения цены могут быть установлены федеральным законом. При этом п.3 комментируемой статьи установлены ограничения максимального размера цены земельного участка.

    ________________
    Следует отметить, что ранее действовавшей ст. 36 ЗК РФ также устанавливалась обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления установить порядок определения цены земельных участков, на которых находились здания, строения, сооружения. Однако на федеральном уровне соответствующий порядок принят не был. Вместе с тем п.1.2 указанной статьи предусматривал, что до установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. В связи с этим отсутствие указанного порядка не вызывало особых проблем на практике, а продажа осуществлялась по кадастровой стоимости земельного участка. Однако отсутствие аналогичной оговорки в комментируемой статье ставит под сомнение возможность заключения договоров купли-продажи земельных участков в отсутствие утвержденных порядков определения цены земельных участков.

    Вопрос с определением цены незастроенных земельных участков, продаваемых без проведения торгов (например, для целей, не связанных со строительством) вообще ЗК РФ не регулировался. В связи с этим договоры купли-продажи рекомендовалось заключать в соответствии с рыночной стоимостью земельного участка, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    В настоящее время на федеральном уровне указанный порядок определения цены не установлен.

    Представляется целесообразным отметить также федеральные законы, устанавливающие иной порядок определения цены земельных участков:
    — приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (п.7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ). Такая же цена установлена для случаев переоформления сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на право собственности на земельные участки, которые расположены в границах населенных пунктов (за исключением территорий субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), предназначены для ведения сельскохозяйственного производства и на которых отсутствуют здания или сооружения (п.3.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ). Аналогичным образом определяется цена указанных земельных участков в случае приобретения их в собственность арендатором, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды (п.3.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);
    — в случае приобретения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости (п.5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);
    — в случае приобретения собственниками зданий, строений, сооружений находящихся у них на праве аренды земельных участков в собственность цена устанавливается по правилам и в порядке, которые предусмотрены п.1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ, если до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а также в случае приобретения в собственность земельных участков, образованных из указанных (п.2.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

    Следует отметить, что законодатель посчитал необходимым определить только порядок установления цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальных участков. Иных особенностей при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков комментируемой главой не предусмотрено. Таким образом, договор купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться в соответствии с гражданским законодательством, а также особенностями, предусмотренными ст. 37 ЗК РФ.

    Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает правило об исключительно возмездном характере приобретения в собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами. Данное правило не является новеллой земельного законодательства и ранее предусматривалось п.5 ст. 28 ЗК РФ.

    Следует отметить, что ряд положений ЗК РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года N 8-П (Бюллетень ВС РФ. 2014. N 6)), который отметил, что согласно ст. 62 (ч.3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

    Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ст. 55 (ч.3) Конституции РФ обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

    Консультации и комментарии юристов по ст 39.4 ЗК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 39.4 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    ozkrf.ru

    Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Земельный кодекс (ЗК РФ)

    • проверено сегодня
    • кодекс от 11.01.2018
    • вступила в силу 01.03.2015
    • Ст. 39.4 ЗК РФ в последней действующей редакции от 1 марта 2015 года.

      Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

      Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

      Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

      2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:

      • 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
      • 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
      • 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
      • dogovor-urist.ru

        Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

        СТ 39.3 ЗК РФ

        1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

        2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

        1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории (за исключением земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду для комплексного освоения территории в целях строительства такого жилья), лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

        1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

        2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

        3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;

        4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

        5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;

        6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

        7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

        8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

        9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

        10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

        11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

        3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

        Комментарий к Статье 39.3 Земельного кодекса РФ

        Комментируемой статьей 39.3 установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

        Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

        Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье 39.3 Земельного кодекса РФ.

        Необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка, правило о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на аукционе распространяется и на земельные участки, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможности строительства (ст. 34 ЗК РФ предусматривала возможность продажи земельных участков для целей, не связанных со строительством без проведения торгов).

        Второй существенный момент — комментируемой статьей установлен четкий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. При этом можно выделить следующие группы таких случаев.

        1. Продажа гражданину или юридическому лицу (его членам) земельных участков, образованных из ранее предоставленного такому гражданину или юридическому лицу земельного участка (подп. 1 — 5 п. 2 комментируемой статьи 39.3 ЗК РФ).

        Наличие указанных случаев обусловлено тем, что уже имеется правообладатель исходного земельного участка, права которого зачастую возникают в результате заключение договора аренды по результатам аукциона.

        Так, прежде всего без торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключен договор о комплексном освоении территории (п. 1).

        Следует отметить, что институт комплексного освоения земельного участка не является совершенно новым для российского законодательства. Так, согласно ст. 30.2 ЗК РФ (действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем данный институт претерпел существенные изменения.

        Во-первых, законодатель разделил ранее существовавший договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства на два взаимосвязанных договора. Это договор аренды земельного участка, порядок заключения которого регулируется ЗК РФ, и договор о комплексном освоении территории. При этом содержание договора о комплексном освоении территории, права и обязанности сторон, порядок расторжения данного договора урегулированы Градостроительным кодексом РФ (ст. 46.4). Такое разделение следует признать обоснованным, поскольку включение всех условий, связанных непосредственно с комплексным освоением территории (разработка документации по планировке территории, строительство, благоустройство), с одной стороны, не соответствует предмету договора аренды земельного участка, с другой — непонятны последствия образования из исходного земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды для комплексного освоения, иных земельных участков, поскольку, по сути, меняется предмет договора аренды и требуется заключение нового договора.

        Во-вторых, учитывая, что в целом идея комплексного освоения территории показала свою эффективность, поскольку позволяет осваивать значительные по площади земельные участки, Законом N 171-ФЗ предусмотрено распространение института комплексного освоения территории на случаи любого строительства, а не только жилищного.

        В-третьих, исключена возможность расторжения договора комплексного освоения территории по соглашению сторон — только по решению суда, а также уточнены условия такого договора, введена необходимость разработки графиков освоения территории с детальной регламентацией каждого мероприятия, что направлено на более эффективное освоение земельных участков.

        Необходимо отметить, что не все земельные участки, образованные из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, подлежат продаже лицу, с которым заключен соответствующий договор. Так, если договором о комплексном освоении территории обязанность по созданию объектов инфраструктуры возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, то предназначенные для размещения таких объектов земельные участки, а также земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования, не могут быть предметом купли-продажи (подробнее см. комментарий к ст. 39.16 ЗК РФ).

        Из общего предусмотренного подп. 1 п. 2 комментируемой статьи правила о предоставлении образованных земельных участков в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, есть ряд исключений. Первое относится к земельным участкам, образованным из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для индивидуального жилищного строительства, предоставляются гражданам — членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой же некоммерческой организации, а участки, относящиеся к имуществу общего пользования, — некоммерческой организации как юридическому лицу (подп. 2, 4).

        Второе исключение касается земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Такие земельные участки вообще не подлежат продаже, а могут быть только предметом договора аренды. Это связано со спецификой договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). В дальнейшем такие земельные участки могут быть реализованы собственникам построенных на них объектов недвижимости по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 2 комментируемой статьи.

        Кроме того, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в целях комплексного освоения территории может заключаться не только договор аренды, но и договор безвозмездного пользования земельным участком, указанная особенность была учтена в подп. 1.1 п. 2 комментируемой статьи .
        ———————————
        Указанный пункт введен Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3890.

        Подпунктами 3 и 5 урегулированы вопросы предоставления земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставляются гражданам — членам некоммерческой организации. Это связано с тем, что в данном случае исходный земельный участок предоставляется некоммерческой организации для удовлетворения потребностей конкретных граждан, более того, для ведения садоводства и огородничества площадь земельного участка рассчитывается исходя из численности объединения (ст. 39.10 ЗК РФ). Земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения дачного хозяйства, и относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется некоммерческой организации как юридическому лицу. Важно обратить внимание, что земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства или огородничества, и относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются некоммерческой организации бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ) .
        ———————————
        Подробнее о дифференцированном подходе к регулированию отношений, связанных с предоставлением созданным гражданами некоммерческим организациям и их членам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, см. комментарий к ст. ст. 39.10, 39.11 ЗК РФ.

        2. Следующий случай продажи земельного участка без торгов вытекает из предусмотренного подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов и предусматривает продажу земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подп. 6 п. 2 комментируемой статьи). Следует отметить, что продажа земельных участков по данному основанию возможна только в случае, если все здания, сооружения или помещения в них находятся в частной собственности, и все собственники (участники долевой собственности) таких зданий, сооружений, помещений в них обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 39.20 ЗК РФ).

        В данную группу оснований можно также включить случай, предусмотренный п. 20 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

        3. Третья группа оснований для предоставления земельных участков по договорам купли-продажи без проведения торгов — это продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 настоящего Кодекса (подп. 7 п. 2 комментируемой статьи). Фактически речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обязанность которого вытекает из п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В комментируемом подпункте речь идет только об юридических лицах, поскольку в отношении граждан предусмотрена процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

        Анализируя данную группу оснований, необходимо отметить, что п. 3.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрена возможность приобретения арендатором в собственность земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, также в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

        К числу случаев переоформления прав на земельные участки можно отнести и подп. 11 п. 2 комментируемой статьи 39.3 ЗК России, которым предусматривается заключение гражданином договора купли-продажи земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Указанным Федеральным законом предусматривается заключение договора купли-продажи земельного участка, ранее предоставленного гражданину Российской Федерации в безвозмездное пользование, в случае если площадь такого земельного участка превышает площадь, рассчитанную исходя из одного гектара на каждого гражданина, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком и право безвозмездного пользования которым не прекращено. При отсутствии такого превышения земельный участок предоставляется гражданину в собственность бесплатно (ст. 10 Закона N 119-ФЗ).
        ———————————
        СЗ РФ. 2016. N 18. Ст. 2495.

        4. Следующая группа случаев продажи земельных участков без проведения торгов вытекает из Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Сюда относятся случаи предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подп. 8 п. 2). Так, согласно п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
        ———————————
        СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882; 2004. N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 30. Ст. 3098; 2008. N 20. Ст. 2251; N 49. Ст. 5748; 2009. N 19. Ст. 2283; 2011. N 1. Ст. 32, 47; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; 2013. N 23. Ст. 2866; N 49. Ст. 6328; N 52. Ст. 7011.

        Подпункт 9 п. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение целого ряда условий. Так, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает только по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу. Участок должен использоваться надлежащим образом.

        Второе условие — у уполномоченного органа должна отсутствовать информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Указанное условие было введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . До этого предусматривалась обязанность арендатора использовать земельный участок надлежащим образом. При этом в целях приобретения прав на земельный участок заявитель должен был представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка. Перечень таких документов должен был установить Минсельхоз России (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 336-ФЗ).
        ———————————
        СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4269.

        Однако такой перечень утвержден не был, что существенно затрудняло применение данной нормы ЗК РФ и ставило возможность приобретения прав на земельный участок в зависимость от усмотрения уполномоченного органа. На практике отсутствие указанного перечня зачастую приводило к отказу уполномоченных органов в предоставлении земельного участка, поскольку представляемые заявителями документы, подтверждающие факт надлежащего использования земельного участка, не учитывались. В таком случае арендатор мог реализовать свое право на приобретение прав на земельный участок только в судебном порядке .
        ———————————
        См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2016 г. N Ф08-2075/2016 по делу N А32-44660/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2016 г. N Ф08-2772/2016 по делу N А32-10599/2015.

        Кроме того, обязанность доказывать факт надлежащего использования земельного участка арендатором противоречила нормам гражданского законодательства, согласно которым добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

        В части наличия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка необходимо отметить, что в случае неустранения в установленный в предписании срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в таком предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 9 ст. 71 ЗК РФ).

        Кроме того, с 1 января 2017 г. сведения о результатах проведения государственного земельного надзора подлежат включению в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (п. 15 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

        Третье условие предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному подп. 9 п. 2 комментируемой статьи — заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов — должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Последнее условие обусловлено тем, что иной подход приводит к неопределенности вопроса о внесении платы за использование земельного участка в период с даты прекращения договора аренды и до возникновения права частной собственности на земельный участок.

        Следует отметить, что данное основание приобретения в собственность земельного участка было перенесено из п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ. При этом данное основание претерпело изменения. Так, помимо вышеуказанных условий было установлено, что возможность приобретения в собственность распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (независимо от категории земель) . Данный подход представляется верным, поскольку само по себе отнесение земельного участка к той или иной категории не гарантирует его использование в соответствии с определенным разрешенным использованием. С другой стороны, различное правовое регулирование в отношении земельных участков одного вида разрешенного использования только на основании отнесения их к разным категориям представляется недостаточно обоснованным, тем более учитывая, что законодатель предусмотрел возможность установления разных видов разрешенного использования в рамках одной категории земель и возможность уполномоченных органов изменить категорию земель без согласования с правообладателем земельного участка (например, путем изменения границы населенного пункта).
        ———————————
        При этом в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27) под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

        Комментируя данный подпункт, следует обратить внимание, что на практике зачастую возникает вопрос о возможности выкупа по данному основанию земельного участка, ранее предоставленного в аренду для огородничества. В связи с этим обращаем внимание, что рассматриваемым подпунктом возможность приобретения в собственность без проведения торгов предусмотрена только в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

        Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, отдельно предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, как «сельскохозяйственное использование (код 1.0)» и «ведение огородничества (код 13.1)».

        С учетом вышеизложенного представляется, что подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК не применяется в отношении земельных участков, ранее предоставленных в аренду для ведения огородничества.

        5. Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает возможность продажи без проведения торгов земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом такая продажа возможна только в случае, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ, — при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.

        Таким образом, в отличие от ранее действовавших норм ЗК РФ комментируемой статьей установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов .
        ———————————
        Наличие ряда дополнительных случаев в Законе N 137-ФЗ не противоречит данному выводу, поскольку предусмотренные им случаи носят временный характер и в силу юридико-кодификационных требований не могут быть включены в основной текст ЗК РФ.

        Следует также отметить, что во всех случаях, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, предусмотрена также возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). В связи с этим важно отметить, что, в случае если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ).

        Пункт 3 также устанавливает новое для ЗК РФ правило, согласно которому в случае признания торгов не состоявшимися и наличия лиц, соответствующих условиям аукциона, договор купли-продажи земельного участка заключается с данными лицами (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

        zemkod.ru