Присмотр и уход за детьми налог на прибыль

Освобождение образовательных учреждений от налога на прибыль

Некоторые из вышеуказанных организации наряду с проведением образовательных программ также осуществляют присмотр и уход за детьми. Однако в настоящее время с доходов, полученных от оказания подобных услуг, уплачивается налог. И для того, чтобы привести к единообразию обложение данным налогом образовательной деятельности, принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Условия для получения льготы

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, занятые в сфере образования, могут применять ставку по налогу на прибыль ноль процентов. Перечень видов образовательной деятельности, в отношении которой действует льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом организация должна соответствовать следующим условиям:

  • иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии законодательством РФ;
  • доходы от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90 процентов за налоговый период, либо вообще отсутствовать;
  • в течение налогового периода в штате непрерывно должны числиться не менее 15 работников;
  • не совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
  • Для получения льготы, образовательное учреждение за месяц до начала налогового периода должно предоставить в ИФНС по месту своего учета заявление и копию лицензии. Также следует иметь ввиду, что вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль, необходимо подать сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности и о численности работников в штате.

    Присмотр и уход за детьми

    С 1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовательной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), в котором прописано такое понятие как «присмотр и уход за детьми». Согласно документу, это комплекс мер, позволяющих организовать питание и хозяйственно-бытовое обслуживания детей, а также обеспечить соблюдение ими личной гигиены и режима дня. И, например, для учреждений дошкольного образования, такие услуги являются неотъемлемой частью их деятельности, поскольку речь идет о маленьких детях. Для такой организации, наряду с проведением занятий в рамках дошкольного образования, присмотр и уход за детьми выступает в качестве основной цели (подп. 1 п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ). Кроме того, подобные услуги могут также осуществлять и учреждения общего образования в группах продленного дня. Следует отметить, что за присмотр и уход за детьми, в соответствии со статьей 65 Закона № 273-ФЗ, с родителей может взиматься отдельная плата.

    Налогообложение услуг по присмотру и уходу за детьми

    В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми не освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку к образовательной деятельности они не относятся и в соответствующий перечень не включены. Однако, в соответствии с принятым Федеральный законом от 02.05.2015 № 110, к доходам от оказания подобных услуг также будет применяться льготная ставка. Это позволит дошкольным образовательным учреждениям прежде всего снизить налоговую нагрузку, а также уйти от ведения раздельного учета доходов при определении базы по налогу на прибыль.

    Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2016 года.

    О.А. Федун, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

    Нормативные акты с комментариями

    Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>

    www.buhgalteria.ru

    Услуги по присмотру за детьми в группе продленного дня облагаются НДС по ставке 18%

    Минфин России разъяснил, что при реализации образовательной организацией услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня освобождение от НДС не предусмотрено (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 июля 2017 г. № 03-07-14/42787).

    Напомним, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

    В то же время освобождение от НДС услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня, оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования, данной нормой НК РФ не предусмотрено. В связи с этим такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке налога в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

    Узнать, какие дополнительные образовательные услуги освобождаются от обложения НДС, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Добавим, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории РФ услуг в сфере образования, оказываемых НКО по реализации общеобразовательных или профессиональных образовательных программ (основных или дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

    www.garant.ru

    27 Апреля 2016 Родительская плата за присмотр и уход за детьми

    О. Марова
    эксперт журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

    В соответствии с п. 2 ст. 65 Закона об образовании [1] за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей, и ее размер. Что понимается под присмотром и уходом за детьми? Как рассчитывается взимаемая плата? Для всех ли она одинакова? Как правильно вести ее учет? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

    Что подразумевается под присмотром и уходом за детьми?

    Законом об образовании разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.

    В соответствии с пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

    Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона об образовании).

    Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своей сути являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Иными словами, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.

    Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми

    При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в нее не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (п. 4 ст. 65 Закона об образовании).

    Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, отнесено к полномочиям этих субъектов (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона об образовании).

    Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

    Такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

    – установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);

    – при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать данную плату с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65);

    – установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65);

    – в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы – на второго ребенка, не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (п. 5 ст. 65).

    Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184‑ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ).

    Кроме этого, образовательные организации обязаны обеспечить открытость документа об установлении размера платы за услуги по присмотру и уходу за детьми. Такой документ должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (ст. 29 и 65 Закона об образовании).

    Начисление и учет родительской платы

    Положения о размере родительской платы, а также периодичности и способе ее внесения должны быть прописаны в договоре об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми. Она начисляется за фактически оказанные услуги. Их учет ведется в табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), форма которого утверждена Приказом № 52н [2] . Данный документ заполняется на каждую группу воспитанников. Дни посещения ребенком учреждения в нем не отмечаются, а дни пропусков обозначаются в соответствующей графе буквой «Н». Выходные дни следует пометить буквой «В». По каждому ребенку дни посещений и непосещений подсчитываются и проставляются в соответствующих графах табеля. Табель должен быть подписан ответственным за его ведение лицом (воспитателем) и руководителем учреждения. На основании заполненного табеля производится расчет размера родительской платы.

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к собственным доходом учреждения. В силу п. 21 Инструкции № 157н [3] такие доходы учитываются по КВФО 2. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, их следует относить на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

    В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по начислению и поступлению родительской платы отражаются в соответствии с Инструкцией № 183н [4] . Начисление родительской платы отражается так:

    Дебет счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

    Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Отражение в учете поступления родительской платы на счета учреждения будет зависеть от способов ее внесения.

    Обычное поступление наличных денежных средств в кассу автономного учреждения отражается по дебету счета 2 201 34 000 «Касса» и кредиту счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

    Другой способ оплаты, в настоящее время приобретающий все большую популярность, – это внесение платежа с помощью банковской карты через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.

    Для установки терминала и приема платежей по картам учреждение заключает договор эквайринга с определенной кредитной организацией (банком). Порядок проведения таких расчетов регламентирован Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 № 266‑П.

    Напомним, что, помимо чека платежного терминала, выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности – квитанция (ф. 0504510). На них должна присутствовать запись о том, что произведен безналичный расчет.

    В бухгалтерском учете проведение операций по приему платежей с использованием расчетной банковской карты получателя услуг, через платежный терминал, установленный в кассе образовательного учреждения, отражается следующим образом:

    pravcons.ru

    О нулевой ставке налога на прибыль для детских садов и школ

    В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность [1] . Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

    В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании [2] .

    Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

    Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

    Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

    Общие требования к использованию льготы

    Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

    • п. 1.6 – по прибыли контролируемых иностранных организаций;
    • п. 3 – по доходам в виде дивидендов;
    • п. 4 – по доходам по операциям с ценными бумагами.

    Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

    1. организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) по законодательству РФ;
    2. доходы организации за налоговый период от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми[3] и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% ее налогооблагаемых доходов либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по правилам указанной главы;
    3. в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;
    4. в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
    5. организация не совершала в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

    Время действия льготы

    Кто имеет право воспользоваться льготой?

    Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

    В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

    При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

    Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

    Совмещение льготируемых видов деятельности

    На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

    Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности, невозможно.

    Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала [5] , причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

    Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

    Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

    Расчет доходов и доли льготируемых доходов

    Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее – Перечень).

    Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/[email protected], УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/[email protected]).

    Порог в 90% – жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.
  • По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

    При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

    В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

    По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период.

    Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 [6] (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

    Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

    Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

    Численность персонала

    Предварительный порядок заявления льготы

    Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное – успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).
  • Последующий порядок подтверждения льготы

  • о доле доходов от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР [8] , учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, в общей сумме налогооблагаемых доходов;
  • о штатной численности работников.
  • Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/[email protected] утверждена форма представления названных сведений, а формат их подачи в электронном виде – Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

    Об учете убытков

    Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы по соответствующим видам доходов, в отношении которой применялась ставка налога 0% (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03‑03‑06/1/320).

    Последствия утраты льготы

    Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

    Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 [9] описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

    Заключение

    [1] См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

    [2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    [3] В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

    [4] См., например, постановления АС ПО от 03.10.2014 № Ф06-15177/2013 по делу № А55-26419/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 № 13АП-8021/2015 по делу № А42-8595/2014.

    [5] Более подробную информацию об этом см. в письмах Минфина России от 23.05.2012 № 03‑03‑06/4/45, от 06.02.2012 № 03‑03‑10/9 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 21.02.2012 № ЕД-4-3/[email protected]) и УФНС по г. Москве от 05.03.2012 № 16-15/[email protected]

    [6] Хотя выводы, сделанные в данном письме, адресованы налогоплательщикам, осуществляющим медицинскую деятельность, их с полной уверенностью можно распространить и на образовательные организации.

    [7] Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

    [8] В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

    [9] Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

    www.klerk.ru