Применение конституции по трудовым спорам

Нормы Конституции РФ, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров

Конституция РФ содержит основные начала рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, которые конкретизируются в ТК РФ и иных законах:

– согласно ее ч. 2 ст. 6 каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности;

– ст. 7 закрепляет, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей;

– ч. 4 ст. 15 устанавливает приоритет норм международного права над национальным законодательством в случае возникновения соответствующей коллизии, в том числе в сфере труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанная норма права имеет принципиально важное значение для института рассмотрения и разрешения трудовых споров. Фактически речь идет о запрете злоупотребления предоставленным правом. Этот принцип предполагает, что при реализации стороной трудового спора принадлежащего ему права на защиту трудовых прав, свобод и законных интересов не должны нарушаться трудовые права, свободы и законные интересы другой стороны трудового спора, а также иных лиц, имеющих отношение к рассматриваемому трудовому спору.

Статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19 Конституции РФ исходит из того, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различных оснований, которые принято считать дискриминационными. В силу этого конституционного положения утверждается принцип равенства сторон любого трудового спора. Стороны трудового спора наделяются равными процессуальными правами и не имеют никаких особых преимуществ на любой стадии спора.

Как следует из ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства и равный доступ к государственной службе, в том числе гражданской.

Важнейшее значение имеет ст. 37 Конституции РФ, признающая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Это право закрепляется также в ст. 21 ТК РФ, посвященной основным правам работника.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры – это одно из субъективных прав работника, имеющее определенную структуру. Право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры состоит из четырех юридических возможностей:

1) возможность обращения в соответствующие юрисдикционные органы с заявлением о рассмотрении трудового спора, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать рассмотрения того или иного трудового спора от юрисдикционного органа, на рассмотрение которого поступил данный трудовой спор, т.е. право на чужие действия;

3) возможность пользоваться предоставленными законодательством процессуальными правами и гарантиями в процессе рассмотрения трудового спора;

4) возможность обжалования незаконных и необоснованных действий (бездействия) юрисдикционного органа, уполномоченного рассматривать и разрешать трудовой спор.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования.

Эта конституционная норма находит свое отражение и развитие в разд. XIII ТК РФ о защите трудовых прав работников. Особенно это касается такого нового способа защиты трудовых прав и законных интересов работников, как самозащита.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На сегодняшний день именно суд, будучи независимым органом государственной власти, является основным органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры. Конституция устанавливает дальнейшее расширение сферы судебной защиты.

Статья 48 Конституции РФ обеспечивает каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждое заинтересованное лицо, чьи трудовые права, свободы и законные интересы были нарушены, вправе воспользоваться профессиональной юридической помощью.

Наконец, ст. 126 Конституции РФ определяет, что Верховный Суд РФ представляет собой высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает соответствующие разъяснения по вопросам судебной практики.

К примеру, Пленум Верховного Суда РФ принимает важнейшие руководящие постановления по вопросам рассмотрения и разрешения трудовых дел, которые необходимо учитывать нижестоящим судам общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении конкретных трудовых споров.

studme.org

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

СТ 383 ТК РФ.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом
и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах
определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий
работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 383 Трудового кодекса РФ

1. Основными нормативными актами, регулирующими порядок рассмотрения трудовых споров, являются федеральные законы.

2. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда и среди них право граждан на защиту своих прав (в том числе право на судебную защиту).

В Постановлении Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было отмечено следующее. Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает: все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ, применяя ее во всех необходимых случаях в качестве акта прямого действия.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится ТК РФ, в который включен специальный раздел, посвященный защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

4. Для отдельных категорий работников федеральными законами устанавливаются особенности рассмотрения их индивидуальных трудовых споров. Например, споры государственных служащих, судей, работников прокуратуры рассматриваются соответствующими органами государственной власти и управления. Однако статус этих работников не является препятствием для судебного разрешения любого спора, связанного с применением труда.

5. Особый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ).

6. Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют постановления Пленума ВС РФ. В первую очередь это Постановление от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а также соответствующие постановления, касающиеся вопросов применения законодательства о материальной ответственности, о компенсации морального вреда и др.

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума ВС РФ, содержащиеся в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

www.trudkod.ru

55. Прямое применение Конституции РФ при рассмотрении трудовых споров.

Применение норм Конституции РФ и ГК РФ к трудовым отношениям

В соответствии с п.2 раздела второго Конституции РФ «Заключительные и переходные положения», законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., применяются в части, ей не противоречащей. Следовательно, в том числе и трудовое законодательство, принятое до вступления в силу Конституции РФ, подлежит применению лишь в части, не противоречащей Конституции РФ.

трудовое законодательство, принятое после 25 декабря 1993 г. (т.е. после вступления Конституции в силу), может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует Конституции РФ. Это также отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.)

Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

Исследуя проблему прямого применения Конституции РФ к трудовым отношениям, прежде всего хотелось бы остановиться на вопросах подведомственности трудовых споров. ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод, в том числе и трудовых прав, следовательно, при нарушении права на труд, права на вознаграждение на труд, работник вправе обратиться в суд за разрешением спора.

Статья 37 КРФ

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом (ТК РФ) способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом (ТК РФ) продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Сумма (рублей в месяц)

Нормативный акт, устанавливающий минимальный размер оплаты труда

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)

Пример: установление работникам заработной платы в размере ниже прожиточного минимума.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту именно прав и свобод.

На практике возникло множество споров в связи с необоснованным отказом в приеме на работу.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

Применение конституции в трудовых спорах

2. Понятие индивидуальных трудовых споров

Конкретизируя положения Конституции РФ и Трудового кодекса РФ о праве на разрешение трудовых споров, федеральный закон не только устанавливает порядок их разрешения, но и непосредственно определяет само понятие трудовых споров.

Так, согласно ч. 1 ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спорнеурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором при наличии указанных признаков закон признает также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ч. 2 ст. 381 ТК).

По смыслу ст. 381 ТК (во взаимосвязи со ст. 382 и ч. 2 ст. 385 ТК) не всякий конфликт между соответствующими субъектами правоотношений в сфере труда является индивидуальным трудовым спором; он становится таковым лишь при наличии ряда характерных черт (признаков), отграничивающих его от иных спорных ситуаций во взаимоотношениях между сторонами трудового договора. Эта совокупность признаков, характеризующих с позиции законодателя индивидуальный трудовой спор, заключается в том, что:

а) разногласия между работодателем и конкретным работником (включая бывших работников и лиц, претендующих на заключение трудового договора) возникают по поводу трудовых отношений между ними;

б) разногласия между этими сторонами связаны с применением норм трудового права, регулирующих трудовые отношения с участием данного конкретного работника;

в) соответствующие разногласия не удалось урегулировать при непосредственных переговорах;

г) эти разногласия переданы в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Анализируя всю совокупность приведенных в законе признаков, нетрудно заметить, что два последних из них объективно взаимообусловлены, ибо неурегулирование разногласий при переговорах приводит к обращению заинтересованного лица с соответствующим требованием в орган по рассмотрению индивидуального трудового спора, а сам факт обращения в него свидетельствует о неудаче переговоров, даже если они и состоялись. Если же при понимании индивидуального трудового спора исходить из содержания соответствующего конституционного права, то указание в законе на оба эти признака как атрибут данного правового явления вообще сомнительно, поскольку они явно второстепенны по отношению к его социальной сущности, да и особого практического смысла в системе действующего правового регулирования не имеют, в том числе и потому, что разногласия, не ставшие предметом рассмотрения в соответствующем органе, вообще оказываются вне сферы применения норм как материального, так и процессуального права.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 37) устанавливает:

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом (ТК РФ) способов их разрешения, включая право на забастовку.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.)

12. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством.

Федеральным законом, который указан в КРФ является Трудовой кодекс и согласно ч. 2 ст. 385 ТК можно предположить, что на работника возлагается обязанность до обращения в комиссию по трудовым спорам (далее — КТС) самостоятельно или с участием своего представителя провести непосредственные переговоры с работодателем и ее выполнение служит необходимым условием для принятия данного спора этим органом к рассмотрению. Однако вряд ли отказ от переговоров (как и отказ от соглашения по спорному вопросу при их проведении) следует рассматривать в качестве непреодолимого препятствия для обращения работника в КТС, тем более что такого основания для отказа в принятии заявления трудовое законодательство прямо не предусматривает. Кроме того, следует учитывать, что процедура рассмотрения заявления работника в КТС, в составе которой есть представители работодателя, вовсе не препятствует реализации возможности урегулировать индивидуальный трудовой спор на взаимоприемлемых условиях самими сторонами и после возбуждения соответствующего производства.

комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали не действующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Приведем следующий пример: Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П *(20) признал ст. 279 ТК (в редакции до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ)*(21), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Как указал Конституционный Суд РФ, выплата компенсации, — необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, может признать недействительными и другие нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ2000-1293 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 «О работе по совместительству»*(23), который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

11. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд обязан руководствоваться правилами международного договора.

9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, часть вторая статьи 10 ТК РФ, часть 4 статьи 11 ГПК РФ).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Статья 5 ТК. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пример: установление работникам заработной платы в размере не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области в соответствии с п.3.47 Кузбасского Соглашения между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 г

Коммент:

9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя.

10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договоры и соглашения, т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см. комментарий к разделу II ТК).

11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч. 1 ст. 5 ТК, построен на строгом иерархическом соответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.

12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практику источником трудового права. Однако Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст. 5 ТК в числе источников трудового права.

13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.

14. Содержащийся в ст. 5 ТК перечень источников трудового права не является исчерпывающим: согласно ст. 423 ТК на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см. комментарий к ст. 423 ТК).

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 358

1. Осуществляя надзорно-контрольные полномочия федеральной инспекции труда, государственные инспекторы действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 (см. коммент. к ней).

В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственные инспекторы труда при проведении проверки обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого работодателя;

проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя соответствующего органа федеральной инспекции труда;

СТАТЬЯ 5 «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА» ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ Подборка судебных решений за 2011 год

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу N А75-10386/2010

Суд согласился с судом нижестоящей инстанции, который разъяснил, что регулирование трудовых отношений с помощью прямого или по аналогии права применения норм гражданского законодательства противоречит ст. 5 ТК РФ и не предусмотрено ст. 2 ГК РФ.

Определение Московского городского суда от 02.03.2011 по делу N 33-5504/2011

Суд согласился с мнением суда нижестоящей инстанции о том, что трудовое законодательство не предполагает возможность признания трудового договора недействительным как в целом, так и в его части, а нормы ГК РФ не могут быть применимы к трудовым правоотношениям. При этом суд, ссылаясь на ст. 2 ГК РФ, а также ст. ст. 5 и 9 ТК РФ, пришел к выводу о том, что трудовое законодательство не содержит механизма признания трудового договора недействительным.

speed-surf.ru