Приказ фтс 2092

Приказ фтс 2092

№ 1 январь 2015

С о д е р ж а н и е

О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Приказ ФТС России от 28 октября 2014 г. № 2092

62

63

О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров. Распоряжение ФТС России от 15 августа 2014 г. № 233-р

Приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2262

СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ
В РЕЕСТРЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

Приказы ФТС России от 29.10.2014 № 2103–2106

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
  • браузеры: Mozilla , Chrome
  • www.customs.ru

    Ассоциация международных
    автомобильных перевозчиков

    Создана в 1974 году

    О подтверждении ставки 0 процентов по НДС при осуществлении перевозок экспортируемых товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в электронной форме

    В связи с поступающими обращениями членов АСМАП о порядке подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС при оказании услуг по международной перевозке экспортируемых товаров с учетом положений, предусмотренных приказом ФТС России от 28 октября 2014 г. № 2092 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами» АСМАП доводит до сведения следующую информацию.

    В соответствии с налоговым законодательством для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при вывозе товаров автомобильным транспортом предусмотрено представление копии транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации (п. 3.1. статьи 165 НК РФ).

    Вместе с тем согласно нормам приказа ФТС России от 28 октября 2014 г. № 2092 при таможенном декларировании в электронной форме товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не требуется представление таможенным органам при таможенном декларировании транспортных (перевозочных) документов.

    Таким образом, отметки (номер декларации на товары и штамп «Выпуск разрешен», заверенные оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа) на транспортном документе (CMR) могут быть проставлены российским таможенным органом, в регионе деятельности которого товары помещаются под таможенную процедуру экспорта (внутренний таможенный орган), только в случае, если CMR в добровольном порядке представлена этому таможенному органу лицом, помещающим товары под таможенную процедуру экспорта.

    Для получения разъяснений по вопросу порядка подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС при осуществлении перевозок экспортируемых товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в электронной форме в соответствии с приказом ФТС России от 28 октября 2014 г. № 2092, направлено соответствующее обращение в Минфин России, ответ на которое пока не получен.

    Ранее Минфин России в своих разъяснениях информировал, что для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при оказании российскими организациями услуг по международной перевозке товаров автомобильным транспортом, в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с теми отметками российских таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

    До получения разъяснений Минфина России предлагаем исходить из следующего.

    1. При вывозе товаров через пункты пропуска Российской Федерации

    Порядок действий должностных лиц таможенных органов в автомобильных пунктах пропуска при убытии (вывозе) с территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 26 мая 2011 г. № 1067 (далее – Инструкция).

    Исходя из совокупности положений пунктов 58 и 59.1 Инструкции при электронном декларировании товаров, разрешение на убытие оформляется без представления декларации на товары в бумажном виде. При этом в экземплярах CMR должностным лицом таможенного органа в месте убытия должен быть указан номер декларации на товары, заверенный его подписью и оттиском личной номерной печати (ЛНП).

    Кроме этого, в соответствии с положениями пункта 3 приказа ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327 в месте убытия (пункте пропуска) с таможенной территории России должностным лицом таможенного органа на двух экземплярах CMR должна быть проставлена отметка «Вывоз разрешен» с указанием даты ее проставления, заверенная оттиском ЛНП.

    Соответствующие разъяснения направлены ФТС России в Федеральную налоговую службу письмом от 18 июня 2007 г. № 01-18/22719 «Об отметках таможенных органов, проставляемых на транспортных документах, которые свидетельствуют о вывозе товаров».

    Также обращаем внимание на то, что если в момент вывоза товаров с территории России в CMR не были внесены указанные отметки, то подтверждение фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации может быть получено путем направления в пограничный таможенный орган письменного запроса в соответствии с разделом I Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327.

    2. При вывозе товаров через пункты пропуска других государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

    Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза регламентирован решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 330 (далее – Порядок).

    В соответствии с положениями пункта 9 Порядка разрешение на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется путем проставления должностным лицом таможенного органа в месте убытия:

    на лицевой стороне копии (распечатки) декларации на товары, оформленной в электронной форме, а также в двух экземплярах CMR соответствующих отметок, предусмотренных законодательством государств-членов ЕАЭС. При этом один экземпляр CMR остается в таможенном органе, выдавшем разрешение на убытие товаров, другой экземпляр возвращается перевозчику;

    на оборотной стороне копии (распечатки) декларации на товары отметки «Товар вывезен полностью» с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.

    Кроме этого, в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов перевозчик согласно пунктам 16 и 17 Порядка может обратиться во внутренний (российский) таможенный орган, в котором производилось оформление экспорта, с заявлением о подтверждении фактического вывоза товаров, содержащим номер декларации на товары (копия декларации на товары может не представляться).

    При установлении факта вывоза товаров перевозчику должна быть выдана копия декларации на товары с отметками, предусмотренными пунктом 9 Порядка, и записью «подтверждено повторно», заверенными подписью и оттиском ЛНП должностного лица таможенного органа.

    При этом в подпункте 3 пункта 3.1. статьи 165 Налогового кодекса РФ предусмотрен открытый перечень документов, которые могут быть представлены автотранспортными компаниями в налоговый орган в качестве подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации. Таким образом, в качестве такого документа, на наш взгляд, может быть представлена копия таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, проставленными в вышеуказанном порядке.

    www.asmap.ru

    Введение в экспорт

    Пока народ празднует всемирный день океанов (Кстати, не гугля, можете навскидку сразу сказать, сколько у нас всего океанов?). Так вот, пока народ поздравляет океаны с праздником, мы поговорим об экспорте.

    Надеюсь, значение слова «экспорт» не надо объяснять? Мне кажется, что уж что-что, а слова импорт-экспорт худо-бедно слышал каждый из вас, и поэтому имеет хотя бы минимальное представление что ЭТО такое. Если вдруг вы решили что-то втюхать продать за рубеж – то вы звучите гордо «экспортер» и занимаетесь экспортом. Ну, а бедолаги-иностранцы, стало быть, «импортеры». И наоборот, ежели вы чего-то решили купить за бугром, совершенно наглым образом забивая на импортозамещение, то вы – импортер, а иностранный продавец , который что-то втюхал уже вам – экспортер.

    Ну, в общем, сидели вы, сидели, и вдруг решили: а не заняться ли вам бизнесом, а не продавать ли или перепродавать ли свой товар этим буржуям заморским? И вот сидите вы, значится, с выпученными глазами и не знаете, куды бечь и с чего начать. Ну , то есть с чего-то вы уже начали и, как минимум, товар на продажу у вас точно имеется.

    Тогда начать очень просто – надо бечь к хорошему грамотному таможенному брокеру и не пугаться свалившейся на вас информации.

    Ладно. Не бойтесь. Сейчас с экспортом все очень просто, так как электронное декларирование стало действительно электронным. Оригиналы товаросопроводительных документов на таможенном посту больше не нужны. Более того, вам и таможенный пост-то, по сути, не нужен (если только у вас товар не подлежащий вето- и фитоконтролю, и не облагается вывозными таможенными пошлинами).

    Машина грузится у вас на складе, мы у себя из офиса удаленно подаем декларацию на товары (далее – ДТ) на таможенный пост и выпускаем ее по соответствующей процедуре. После выпуска ДТ, который происходит в среднем за 2-5 часов, мы вам присылаем выпущенную ДТ в формате ПДФ – это и будет оригинал ДТ. Вы ее распечатываете и отдаете водителю вместе с оригиналами счета-фактуры (инвойса), ТТН и упаковочного листа. Этих оригиналов сделайте экземпляров по 5. CMR – тоже экземпляров 5 с вашими оригинальными печатями и подписями в 22 графе. И все, водитель едет.

    На всякий случай распечатаете ему памятку. (см ниже)

    Подтверждением вывоза товара является оригинальный штамп «ВЫВОЗ РАЗРЕШЕН», который проставляется в товаро-сопроводительных документах при пересечении границы. На внутренних таможенных постах, которые находятся не на границе, при выпуске декларации ранее проставлялся штамп «выпуск разрешен». Разница очевидна? Выпуск, а не вывоз.

    Поэтому спрашивать у нас декларацию и CMR с оригинальным штампом «вывоз разрешен» бессмысленно. В распечатке будут эти отметки и базе, в электронном виде.

    Имейте в виду, что ОРИГИНАЛ CMR с этим оригинальным штампом о вывозе после доставки груза покупателю и с соответствующей печатью покупателя должен попасть к вам в бухгалтерию. Поэтому советуем заранее проговорить это с водителем или его руководством. Или с покупателем.

    Возмещение НДС при экспорте.

    Комплект документов нужно будет передать в налоговые органы в срок не позднее 180 календарных дней. Срок отсчитывается со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Перечень документов для подтверждения экспорта (копии документов, заверенные печатью экспортера):

  • контракт на поставку (копия);
  • проформа-инвойс/инвойс/счет-фактура;
  • ТТН;
  • декларация на товары с печатью приграничного таможенного органа « товар вывезен
  • банковская выписка, подтверждающая поступление оплаты на счет (копия);
  • CMR, международная железнодорожная и авианакладная, коносамент и т.д. с соответствующими отметками приграничных таможенных органов, которые являются подтверждением факта ВЫВОЗА товара с территории РФ.
  • Приведенный перечень документов представляется налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с подачей налоговой декларации. По законодательству о налогообложении экспорт должен быть подтвержден не позднее 180-ти календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

    Возврат НДС при экспорте требует ответственного подхода. При экспорте товаров датой определения налоговой базы является последний день месяца, и если в данный срок указанные документы не будут представлены в налоговый орган, то условия меняются, и операции по реализации товаров в таможенном режиме экспорта уже будут подлежать налогообложению по соответствующей ставке 10% или 18%.

    Давайте кратко и быстро пробежимся по основным документам, которые нужны для экспорта:

  • регистрационные документы для таможенного поста, в случае, если вы там еще не зарегистрированы;
  • контракт-договор;
  • инвойс-счет-проформа;
  • ТТН, или CMR, или авианакладная;
  • упаковочный лист;
  • сертификаты, лицензии, разрешительные документы, типа ветосертификат, фитосертификат – в зависимости от вида товара;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товара;
  • платежное поручение за таможенный сбор в размере 750 рублей. При наличии экспортных пошлин (это сырьевые товары, типа нефть и нефтепродукты) – платежное поручение по оплате таможенной пошлины;

ОБЕЩАННАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ.

Распечатайте ее, и пусть водила на границе смело, яро и справедливо тычет этими листками в лицо таможенникам, которые посмеют требовать ДТ с отметками о выпуске или CMR с печатями «выпуск разрешен» от внутренней таможни

Приказ ФТС России № 1761 от 17 сентября 2013 года

Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля

(Вступает в силу 12.11.2014 г., см. письмо ФТС РФ № 15-13/45331 от 23.09.2014))

41. В случае применения электронной формы при декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры, предусматривающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, декларант обеспечивает наличие в пакете документов, представляемых перевозчиком таможенному органу, расположенному в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза, сведений о номере ЭДТ и сведений о товарной партии.

Письмо ФТС России № 01-11/42354 от 5 сентября 2014 года

Об информировании таможенных органов

Повторно направляем копию Решения Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза от 12 февраля 2014 г. № 10/19 «Об отмене требования о наличии отметок таможенного органа выпуска на бумажном носителе копии декларации на товары, представленной в виде электронного документа, при убытии и подтверждении фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта с использованием информационных систем таможенных органов».

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы

Приказ ФТС России № 2092 от 28 октября 2014 года

О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами

1. Таможенным органам при таможенном декларировании в электронной форме товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не требовать представления транспортных (перевозочных) документов.

действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации

www.kvtservice.su

Секретный приказ ФТС, или Платон номер два

О Приказе ФТС №2053 от 14.10.15 года многие участники ВЭД узнали случайно — по «сарафанному радио». Если вы вобьете в поисковик название документа, никакой информации не найдете. К чему такая секретность? В самом документе, который оказался в распоряжении ПРОВЭД, ничего криминального нет — просто таможня хочет провести эксперимент с аудиторскими компаниями — но за таможенными кулисами развернулась бурная деятельность, которая вызывает вопросы и опасения у многих участников ВЭД.

Эксперимент с аудитом

Называется документ так: «О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля».

Суть эксперимента в следующем. Участникам ВЭД предлагается пройти аудит и предоставить в ФТС аудиторские заключения. Специально созданная рабочая группа эти документы изучает. При этом участники эксперимента должны соответствовать определенным требованиям: в приказе говорится, что участники ВЭД должны вести свою деятельность не менее 3 лет, а аудиторские организации оказывать услуги в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности». Больше критериев отбора нет, по крайней мере, в этом приказе о них ни слова.

Когда аудиторские заключения будут рассмотрены, таможенники сделают вывод о том, смогут ли они использовать такие документы для целей таможенного контроля. Согласно приказу все итоги должны быть подведены к 14 октября 2016 года.

О приказе ФТС участники ВЭД узнали случайно. В начале февраля в рамках деловой встречи заместитель генерального директора компании «Лакор», бывший начальник службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления Алексей Швец выступил с презентацией, в которой рассказал о позиции рабочей группы, созданной в рамках приказа ФТС №2053.

Из его слов стало известно, что уже выбраны участники эксперимента – семь участников ВЭД (конкретных названий Алексей Швец не назвал, но отметил, что они топовые) и четыре аудиторские компании — две московские (ООО «Аудит-Ренессанс», ЗАО «Эссистент») и две петербургские (ООО «Аудит-Финанс.Петербург» и ООО «АФК-Аудит»). При этом официальной информации ни об этой встрече, ни об её итогах нет.

До этой бизнес-встречи о существовании данного приказа участникам ВЭД известно не было. Да и сейчас его трудно найти в поисковых ресурсах.

– Новый приказ ФТС – это инструмент для «дойки» денег из бизнеса (аналог «Арсенала») и легализации контрабанды путем получения преференций от аккредитованных ФТС аудиторов, — говорит генеральный директор ООО «Кастомс Рус» Андрей Кириенков, который присутствовал на презентации Алексея Швеца.

В документе ничего нет сверх чиновничьего языка. Выводы бизнесмен сделал, исходя из презентации, которую видел, и из того посыла, который закладывает рабочая группа.

– На презентации, к примеру, говорилось о том, что если компания имеет договоры с одной из четырех (пока четырех) структур на аудит, то сможет попасть в «зеленый сектор» и получить преференции при таможенном оформлении. Вопрос — когда речь идет о категорировании, причем здесь коммерческие структуры? Разве это задача не ФТС, которая во главу угла ставит СУР? Это первое. Второе: на презентации говорилось о возможности легализации пересортицы, недостачи, излишков без штрафных санкций. Это значит, что мы отказываемся от кодекса об административных правонарушениях. Почему у коммерческих компаний, заключивших договоры с аудиторскими компаниями (коммерческими компаниями), должны быть такие преференции? Получается, если я им заплачу деньги, они мне предоставят право нарушать законодательство? – спрашивает Андрей Кириенков.

Посредник с полномочиями

Больше всего участников ВЭД и экспертов возмущает то, что коммерческие структуры могут получить право выдавать или не выдавать преференции участникам ВЭД (формально это может быть реализовано в виде рекомендаций, но сути не меняет), и будут они это делать за деньги, тогда как сейчас получить льготы можно напрямую, никому не платя за это право.

— Зачем создавать условия, при которых участники ВЭД должны будут платить коммерческим аффилированным или не аффилированным структурам деньги за то, чтобы получить преференции, тогда как эти льготы участники ВЭД и так могут получать на законодательном уровне? Почему мы не можем, не платя никому и просто работая, получать преференции? — добавляет Андрей Кириенков.

По его словам, «перекладывать на аудиторские компании функции таможенных органов, которые не должны быть подчинены коммерческим структурам, неправомочно».

— Аудиторские компании нужны для проведения проверок (я не против того, чтобы таможня проводила проверки), но они не должны наделяться такими полномочиями, как у таможни. Определять уровень благонадежности — это обязанность государственного органа, а не коммерческой структуры. Наличие такого аудиторского заключения не может быть основанием для отказа или получения преференций. А все к этому и идет — вы должны заплатить, и тогда получите преференции, — говорит наш собеседник.

Это же отмечает и член рабочей группы АСИ «Совершенствование таможенного администрирования», член Координационного совета Госдумы по оптимизации движения внешнеторговых грузов Марина Лякишева.

— Есть установленный механизм включения компаний в перечень добросовестных, к которым не применяются профили рисков при таможенном оформлении. Никакие аудиторские заключения не должны и не могут подменять государственный, таможенный контроль. Если таможенникам в данный момент не хватает знаний или практики для самостоятельного таможенного аудита, надо просто организовать обучение своих сотрудников. Для обучения таможенников как раз и можно привлекать сотрудников аудиторских компаний. Но использовать аудиторские заключения для целей частичной отмены или подмены таможенного контроля — это совершенно недопустимо, — поясняет эксперт.

В этой истории вызывает вопросы абсолютно всё. Четыре аудиторских компании, семь проверяемых компаний — кем и почему они были выбраны?

— Непонятно, почему приказ не находится в открытом доступе, почему он не освещался ФТС на различных площадках взаимодействия с бизнесом. Известные добросовестные участники ВЭД не были приглашены к участию в эксперименте, ведь никто не знает, как к нему можно присоединиться, есть ли понятные и прозрачные критерии для отбора компаний к участию в эксперименте, — говорит Марина Лякишева.

Четыре аудиторские компании, попавшие в эксперимент, отказали ПРОВЭДу в комментарии. Только в ЗАО «Эссистент» в нервно-агрессивной форме подтвердили свое участие в эксперименте и даже сообщили, что попали в эксперимент на конкурсной основе, но больше никакой информации не дали.

Еще больше сомнений вызывает то, что ни одна из крупнейших аудиторских компаний в России не участвует в этом эксперименте.

— В России налоговые практики, включающие в том числе и анализ таможенных вопросов, есть у крупнейших аудиторских компаний, которые входят в так называемую «Большую четверку» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG – прим. ред.). Также есть таможенные практики у некоторых юридических компаний — у «Пепеляев Групп» и у DLA Piper. Тем не менее, все они не были вовлечены в проведение данного эксперимента, хотя несомненно имеют большой опыт аудиторских проверок, в том числе и международный, который, уверена, можно и нужно использовать для развития системы таможенного аудита, — отмечает эксперт.

Если же ФТС не дорабатывает, не справляется с нагрузкой, то нужно менять весь механизм, а не привлекать посредников, считает Андрей Кириенков. Впрочем, ясно, что дело не в этом.

— Я понимаю, что все это проект. Но мы уже очень много видели таких проектов, и после них, как правило, следовал передел рынка, — говорит бизнесмен. Ситуация подогревается еще и тем, что в момент сокращения импорта все пытаются перетащить на себя потоки грузов. А закрытость обсуждения данного приказа говорит как раз о таком перераспределении потоков. И это не только инициатива аудиторов. Преференции (места доставки товаров) получают дружественные СВХ. Гарантии по транзиту («Арсенал») бизнес уже «переварил».

Активность в принятии и выполнении данного приказа вызывает опасения.

— Его в октябре «по-тихому» приняли и создали рабочую группу. В декабре так же составили список участников. А апреле-мае должны отчитаться об эксперименте, а к августу принять решение об исполнении данного приказа и отчитаться о проделанной работе. И к концу года мы получим приказ к исполнению. Вот так выглядит сокращение государственного контроля. Ничего государственного, только деньги! Не успеем затормозить данную инициативу, получим еще один «Платон» и «Арсенал», — предупреждает Андрей Кириенков.

По словам бизнесмена, механизм работы российской таможни не менялся уже более 20 лет. Несмотря на заявления, ситуация в околотаможенной сфере только усложняется. Россия теряет позиции в рейтингах международной торговли, и одна из причин — подход ФТС к взаимоотношению с бизнесом. У большинства компаний, за исключением топовых, этого общения просто нет.

Марина Лякишева отмечает, что два года назад в таможенную практику был внедрен институт оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов ФТС. В рамках ОРВ проводятся общественные слушания, принимаются замечания и позиция бизнеса, обсуждаются механизмы решения существующих проблем. Благодаря этим процедурам нормативно-правовых актов становится существенно меньше, и они стали более адекватными и менее обременительными для участников ВЭД. Однако приказы о проведении экспериментов не проходят процедуру ОРВ, и они, по большому счету, вообще могут не обсуждаться с бизнесом.

— Очень хотелось бы максимально исключить использование ФТС экспериментов для ухода от публичной и открытой процедуры регулирования ВЭД, — отмечает эксперт.

Сейчас не самое лучшее время для экспериментов, требующих дополнительных затрат от бизнеса, а к этому все и идет.

— Мы понимаем, что аудит, проводимый аудиторскими (коммерческими) компаниями, это платная услуга, которая увеличивает затраты российского бизнеса непонятно для каких целей. Если с помощью коммерческого аудита планируется формировать безрисковый сектор — это подмена таможенного контроля с оплатой бизнесом таких услуг, чего максимально хотелось бы избежать в это сложное кризисное время, — говорит Марина Лякишева.

Почему не в России?

Стоит отметить, таможенный аудит уже давно используется в мировой практике, но там есть принципиальное отличие. В международной практике таможенный аудит — это форма таможенного контроля, который проводится самостоятельно таможенными органами, а не коммерческими структурами.

Ещё в далеком 2005 году Всемирная таможенная организация разработала и приняла «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли». Согласно новым стандартам, таможенные органы всех стран мира должны были договориться друг с другом и с бизнес-сообществом и начать контролировать всю цепочку поставок товаров — от момента производства до доставки конечному потребителю.

Стал применяться абсолютно новый подход — таможенные органы начали контролировать не миллионы отдельных товарных партий, а самих участников ВЭД. И тут как раз пригодился таможенный аудит. Таможенные органы, получая дополнительную информацию об экспортерах и импортерах (о финансовом положении фирмы, полноте уплаты налогов, соблюдении законодательства и прочее), смогли выявлять потенциальных нарушителей определять, какие компании добросовестные.

Россия тоже присоединилась к документу, но пошла по особому пути — внедряя стандарт по частям и для ограниченного круга лиц.

К примеру, ещё в 2010 году был введен статус уполномоченных экономических операторов. Компании, получившие этот статус, имеют упрощения. Все хорошо, но спустя пять лет в этом реестре всего лишь 156 компаний, тогда как в Европе — более 17 тысяч. Получить статус УЭО очень сложно: производственным компаниям и экспортерам нужно внести финансовое обеспечение в размере 150 тысяч евро, всем остальным — 1 миллион евро. Под такие условия попадают только самые крупные участники ВЭД.

В 2014 году таможня решила создать еще один список «хороших» компаний – так называемый «зеленый сектор». Участников ВЭД стали делить на группы в зависимости уровни риска – от «стабильно низкого» до «очень высокого». Чем ниже у компании уровень риска, тем меньше досмотров и короче сроки выпуска товара. Чем выше уровень риска, тем больше проблем на границе. Попасть в «зеленый сектор» смогли не многие — около 2 тысяч компаний. Остальные сотни тысяч организаций, не попавшие ни в какие перечни, преимуществ не имеют.

Не доведя до ума предыдущие инновации, российская таможня хочет ввести новый инструмент — таможенный аудит, причем за счет самих же участников ВЭД. Учитывая то, в какой секретности проводится эксперимент, это вряд ли приблизит нас к международным стандартам.

www.np-srv.ru