Приказ 262 требования энергетической эффективности зданий строений сооружений

Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Настоящий приказ носит нормативный характер и подлежит регистрации в Минюсте РФ

В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262)

1. Настоящие требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, учебных, зрелищных, лечебных учреждений и поликлиник, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных сооружений), а также других зданий общественного назначения, складских зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха в них выше 12°С и технопарков полезной площадью более 50 кв.м независимо от высоты с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха (далее — зданий или здания).

2. Настоящие требования также относятся к малоэтажным домам не выше трех этажей: блокированной застройки, к многоквартирным домам и к домам индустриального изготовления.

3. Обеспечивают выполнение настоящих требований юридические лица независимо от формы собственности, граждане (физические лица), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющие индивидуальное строительство, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области проектирования и строительства на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, (застройщик, собственник здания, строения, сооружения) в срок не менее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

4. Настоящие требования не распространяются на:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

5. Возможность применения настоящих норм при реконструкции, капитальном ремонте и модернизации зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры в каждом конкретном случае.

6. При проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий, а также при реконструкции (модернизации) существующих зданий в качестве базового уровня 2007 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 23, ст. 2672) следует принять нормативы по таблицам 1 и 2 удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов. Нормы базового уровня устанавливают требования к энергетической эффективности и теплозащите зданий по классу энергетической эффективности С («нормальный») и соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий.

Таблица № 1 — Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

Таблица № 2 — Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий *, * или
[* ]

Примечание к таблице № 2

Для регионов, имеющих значение * и более, нормируемые * следует снизить на 5%.

7. Для новых жилых и общественных зданий высотой до 75 м включительно (25 этажей) предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности В («высокий») по отношению к базовому уровню (таблицы № 1 и № 2):

Для вновь возводимых зданий:

на 15% с 2011 г. согласно таблице № 3 и № 4;

дополнительно на 15% с 2016 г. согласно таблице № 5 и № 6;

и еще на 10% с 2020 г. согласно таблице № 7 и № 8.

Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:

на 15% с 2016 г. согласно таблице № 3 и № 4;

дополнительно на 15% с 2020 г. согласно таблице № 5 и № 6.

8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности В («высокий») и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 г. по классу В («высокий») достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замене окон на энергоэффективные (с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56-0,8 *. Далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче
1,0-1,05*), дополнительным повышением сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применением устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

10. Устанавливается снижение удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 01.01.2008 — 320 * поэтапно до 45% к 2020 г., то-есть до 175 *, в том числе горячей воды со 150 до 80-85 * Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

Таблица № 3 — Нормируемый с 2011 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

www.garant.ru

О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России

В. И. Ливчак, начальник отдела энергоэффективности строительства Мосгосэкспертизы

28 мая 2010 года Министерство регионального развития Российской Федерации издало приказ № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Это первый из четырех намеченных распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 1830-р документов, выпускаемых министерством во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», по которому ставится задача повышения энергоэффективности валового внутреннего продукта страны к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с достигнутым на 1 января 2008 года.

Применительно к строительству это означает повышение энергоэффективности зданий на 40 % по отношению к существующему положению не только нового строительства, но и всего имеющегося фонда. А поскольку Минрегионразвития России выполняет функции прежнего Госстроя, то приказы его в строительной отрасли также обязательны к исполнению, как и прежние постановления Госстроя, по которым с целью энергосбережения теплозащита зданий в 1995 и 2000 годах была повышена по отношению к первым советским нормам 1929 года в 2–2,5 раза, достигнув значений, близких к общепризнанному законодателю в этой области Германии. Но с тех пор Германия дважды – в 2002 и 2009 годах – пересматривала свои нормы в сторону их ужесточения, и вот, наконец, пришел и наш черед.

Согласно приказу Минрегионразвития России, нормы энергетической эффективности (показатель удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, обеспечивающий нормируемые параметры внутреннего воздуха и воздухообмен в помещениях) и теплозащиты здания (приведенные сопротивления теплопередаче отдельных элементов и конструкций наружных ограждений), указанные в СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий», составляют базовый уровень и соответствуют «нормальному» классу энергетической эффективности, обозначаемому символом «С».

Проанализируем некоторые требования приказа № 262 1 .

«7. Для новых жилых и общественных зданий… предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности «В» (высокий) по отношению к базовому уровню:

  • на 15 % с 2011 года;
  • дополнительно на 15 % (к базовому уровню) с 2016 года;
  • и еще на 10 % с 2020 года».

На каждый период приводятся таблицы со значениями нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период в зависимости от назначения здания на квадратный метр площади квартир или полезной площади общественных зданий либо на метр кубический отапливаемого объема для зданий с высотой этажа выше 4 м и отнесенными к градусо-суткам отопительного периода для возможности применения этих норм в различных регионах страны.

Для «малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления» – отдельные таблицы нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, отнесенные к отапливаемой площади дома, под которой понимают сумму площадей отапливаемых помещений квартиры с расчетной температурой внутреннего воздуха выше 12 °С.

Для блокированных домов – это площадь квартиры, а для многоквартирных домов с общей лестничной клеткой – сумма площадей квартир без летних помещений.

«8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности «В» (высокий) и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции за отопительный период по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований (а в ст. 1 приказа было сказано, что «требования должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения») усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции».

Указано, что все участники строительства обеспечивают выполнение требований, сформулированных в приказе, в срок не менее 5 лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения. Далее в приказе приводится перечень основных мероприятий, за счет реализации которых можно достичь указанный уровень энергоэффективности.

«9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 года по классу «В» (высокий) достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замены окон на энергоэффективные с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56–0,8 м 2 •°С/Вт (вероятно, в зависимости от региона). Далее с 2016 года переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче 1,0–1,05 м 2 •°С/Вт), дополнительное повышение сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применение устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения» (вероятно, следует добавить с использованием возобновляемых источников энергии).

По мнению автора, п. 9 приказа не означает, что обязательно надо переходить на повышенные параметры теплозащиты здания. Считается, что повышение сопротивления теплопередаче окон до 0,8 – это реально достижимо, эффективно (повышается энергоэффективность здания в целом на 10–12 %) и способствует увеличению комфортности, сокращая зону воздействия отрицательной радиации. Но если можно достичь требуемого показателя энергоэффективности за счет других мероприятий – пожалуйста. Однако из этого следует, что нельзя опускаться в показателе приведенного сопротивления теплопередаче ниже требований табл. 4 СНиП 23-02–2003 без допущений п. 5.13 того же СНиП.

В настоящее время в странах Европейского союза действует декларация, по которой нормируются годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей, определяемых суммированием расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение, охлаждение, технологические и бытовые нужды, энергии сетевого газа (при наличии).

В России пока нет достаточных данных для установления такого обобщающего показателя, и поэтому нормирование энергоэффективности ведется по отработанному за период более 10 лет удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Но и здесь обнаружено, что из-за выявленного влияния на показатель энергоэффективности общественных зданий длительности режима рабочего времени целесообразно разделить нормируемое значение в зависимости от сменности работы предприятия, что следует учесть при разработке территориального нормативного документа.

Однако в результате чрезвычайно избыточного фактического теплопотребления на горячее водоснабжение и информированности о причинах такого явления в приказе Минрегионразвития России устанавливаются требования по «…снижению удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 1 января 2008 года – 320 л/чел.•сут. поэтапно до 45 % к 2020 году, т. е. до 175 л/чел.•сут., в том числе горячей воды со 150 до 80–85 л/чел.•сут. Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах».

Пока для сведения рекомендуется годовое электропотребление определять «…по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 кВт/м 2 общей площади в квартирах с электроплитами и 0,01 кВт/м 2 в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3 500 и 3 000 ч соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4 ».

В п. 14 приказа приводится перечень, чем должно быть оборудовано здание, исходя из требований энергоэффективности, вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.

Указывается также, на какие здания и сооружения требования настоящего приказа не распространяются – это временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года; строения, сооружения вспомогательного использования; здания с расчетной температурой внутреннего воздуха в них 12 °С и менее; отдельно стоящие здания, общая площадь которых составляет менее 50 м 2 ; объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три) дачные и садовые дома.

Также требования приказа № 262 не распространяются на культовые здания и здания, которые в соответствии с законодательством РФ (и, вероятно, местных территориальных органов) отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Однако это не означает, что на них не распространяются требования Федерального закона № 261-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2010 года N 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87.

Кроме того, в приказе вводятся ограничения «для реконструируемых зданий и жилья экономического класса о снижении нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции на первые 15 % не с 2011 года, а с 2016 года, и еще дополнительно на 15 % с 2020 года».

Таким образом, общее снижение предполагается с 2020 года только на 30 %, а не на 40 %, как в указе президента РФ. Каковы причины такого нарушения? И потом почему в приказе № 262 из зданий, на которые распространяются эти ограничения, выделены реконструируемые здания, а к капитально ремонтируемым это не относится? И что означает «жилье экономического класса»?

В Интернете на сайте Минрегионразвития России размещен проект «Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса», пока не утвержденный. В нем указывается, что к жилью экономического класса относятся многоквартирные дома с квартирами, ограниченными по нижнему и верхнему пределу площади (приводится таблица с числом жилых комнат от 1 до 6) и с ограничением нижнего предела общей комнаты – 16 м 2 , спальни – 8 м 2 (для двух человек – 10 м 2 ), кухни 6 м 2 и рекомендованной высотой жилых помещений от пола до потолка не менее 2,7 м (рекомендуется устанавливать с 2012 года). Увеличение высоты этажа в панельных домах типового строительства (сейчас от пола до потолка 2,55 м) весьма сомнительно, т. к. это приведет к переделке форм на всех домостроительных комбинатах.

Есть еще неточности в тексте. Так, в п. 1 приказа сказано, что «настоящие требования являются минимально допустимыми», в то время как основные требования энергоэффективности к нормируемому удельному теплопотреблению на цели отопления и вентиляции (следует добавить за

Кстати, в п. 7 говорится о снижении по годам нормируемого «…удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции согласно приводимым таблицам», а в таблицах в названии приводится понятие «удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», что более правильно, т. к. энергопотребление включает также расход электроэнергии на привод насосов или вентиляторов, если они предусмотрены проектом, а в таблицах величины указаны без учета расхода электроэнергии.

Возможно, это мелочь, но это может стать поводом к иному толкованию смысла. Так, в п. 6 сказано, что «…в качестве базового уровня 2007 года следует принять нормативы удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (следует добавить за отопительный период) по табл. 1 и 2 с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов». На самом деле данные табл. 1 и 2 определены также с учетом тепловыделений от людей и их жизнедеятельности, а в общественных зданиях, да и в жилых домах тоже, еще и от технологических теплопоступлений, к которым относятся компьютеры и другое офисное оборудование, которое под понятие бытовых приборов не подходит. В этом же п. 6 пропущено, что его содержание относится и к зданиям капитально ремонтируемым.

Указав срок, в течение которого обеспечивается выполнение требований энергоэффективности, к сожалению, не приводится, какими средствами осуществляется контроль за их соблюдением как при сдаче-приемке здания в эксплуатацию, так и в течение 5-летнего срока ответственности.

Вероятно, в регионах в развитие этого приказа должны быть разработаны и утверждены местной администрацией собственные территориальные требования энергетической эффективности зданий. В данных требованиях, во-первых, показатели таблиц следует пересчитать на региональные градусо-сутки отопительного периода, чтобы они стали привычными по написанию, и внести соответствующие уточнения в текст, во-вторых, в некоторых регионах они могут быть ужесточены. Например, для Москвы оставлены требования перехода на сниженный нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период для реконструируемых зданий и жилья экономического класса, как и для всех остальных зданий с 2011 года, а не с 2016 года, согласно приказу № 262. Это сделано, поскольку в Программе «Энергосберегающее домостроение в г. Москве на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 года № 536-ПП, уже предус-мотрено применение окон с сопротивлением теплопередаче 0,8 м 2 •°С/Вт и других энергосберегающих мероприятий с 2011 года.

1 Здесь и далее в кавычках приводится текст, цитируемый из приказа № 262.

www.abok.ru

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ ОТ 17 мая 2011 г. № 224

Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206), пунктом 2′ постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 5, ст. 742) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243, № 37, ст. 4675; № 40, ст. 5133), приказываю:

  1. Утвердить требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, согласно приложению к настоящему приказу
  2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А.Булгакова) не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

Приложение к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от «17» мая 2011 г № 224

ТРЕБОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ

I. Сфера применения требований энергетической эффективности

1. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (далее — требования энергетической эффективности) подлежат применению в отношении зданий, строений, сооружений, за исключением категорий зданий, строений, сооружений, определенных частью 5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206).

2. Выполнение требований энергетической эффективности является обязательным для лиц, осуществляющих проектирование, экспертизу, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений.

3. Требования энергетической эффективности действуют для зданий, строений, сооружений, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу, либо в случаях подачи заявления о выдаче разрешения на строительство, не подлежащих государственной экспертизе зданий, строений, сооружений, после вступления в силу требований энергетической эффективности.

4. Требования энергетической эффективности определяются нормируемым показателем суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, уменьшенным по отношению к показателю годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение соответствующего базового уровня требований энергетической эффективности:
— на 15 % по отношению к базовому уровню со дня вступления в силу требований энергетической эффективности;

— на 30 % по отношению к базовому уровню с 1 января 2016 года;
— на 40 % по отношению к базовому уровню с 1 января 2020 года.

5. Выполнение застройщиком требований энергетической эффективности в течение срока, установленного пунктом 13 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 5, ст. 742), или иными нормативными правовыми актами, должно обеспечиваться в отношении нормируемых суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение в многоквартирных жилых домах, установленных строкой 1 таблицы № 3 настоящих требований энергетической эффективности, без учета особенностей потребления отдельных видов энергии в жилых и нежилых помещениях.

6. При проведении капитального ремонта в отношении отдельных систем и конструкций зданий, строений, сооружений, не приводящего к достижению установленного требованиями энергетической эффективности нормируемого суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, необходимо соблюдать требования к минимальному значению приведенного сопротивления теплопередаче проходящих капитальный ремонт отдельных элементов и конструкций наружных ограждений здания, представленных в таблице № 4, а также требования к отдельным видам инженерно-технического оборудования, установленные в пункте 14 настоящих требований энергетической эффективности.

II. Показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности

7. Базовый уровень требований энергетической эффективности
определяется нормируемым показателем суммарного удельного годового
расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение
в соответствии с таблицами № 1 и № 2 настоящих требований энергетической
эффективности.

  • При промежуточных значениях отапливаемой площади дома в интервале 60 — 1000 м 2 значения qh red должны определяться по линейной интерполяции.
  • Под отапливаемой площадью малоэтажного многоквартирного дома понимают сумму площадей отапливаемых помещений квартиры с расчетной температурой внутреннего воздуха выше 12 °С, для блокированных домов — это площадь квартиры, а для многоквартирных домов с общей лестничной клеткой — сумма площадей квартир без летних помещений.
  • * Верхняя строка с односменным режимом работы;
    ** Нижняя строка с 1,5-сменным режимом работы.
    Примечания.
    1. Нормируемый показатель в позиции 1 таблицы приведен в [Вт ч/(м 2 °С сут.)];
    2. Нормируемый показатель в позициях 2,3,4,5 приведен в [Вт ч/(м 2 °С сут.)]
    при высоте этажа от пола до потолка 3,6 м;
    3. Нормируемый показатель в позиции 6 таблицы приведен в [Вт ч/(мм 3 °С сут.)];
    4. Для регионов, имеющих значение Dd= 8000 °С сут и более, нормируемые qh red снижаются на 5 %.
    5. Градусо-сутки отопительного периода Dd — (°C сут), определяют по формуле Dd=(tint-tht)zht, где tint — расчетная средняя температура внутреннего воздуха здания, °С, принимаемая для расчета ограждающих конструкций следующей группы зданий: жилых, лечебно-профилактических и детских учреждений, школ, интернатов, гостиниц и общежитий — по минимальным значениям оптимальной температуры соответствующих зданий по ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», введенному в действие с 1 марта 1999 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 6 января 1999 г. № 1 (далее — ГОСТ 30494-96), (в интервале 20-22 °С), для группы зданий: общественные, кроме указанных выше, административных и бытовых, производственных и других зданий и помещений с влажным или мокрым режимом — согласно классификации помещений и минимальных значений оптимальной температуры по ГОСТ 30494-96 (в интервале 16-21 °С), производственных зданий с сухим и нормальным режимами — по нормам проектирования соответствующих зданий;

    tht, znt — средняя температура наружного воздуха, °С, и продолжительность, сут, отопительного периода, принимаемые для периода со средней суточной температурой наружного воздуха не более 10 °С — при проектировании лечебно-профилактических, детских учреждений и домов-интернатов для престарелых, и не более 8 °С — в остальных случаях.

    8. Вновь строящиеся, проектируемые, реконструируемые или проходящие капитальный ремонт здания должны соответствовать нормируемым уровням суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение в многоквартирных домах в соответствующих периодах на период до 2020 года согласно таблице № 3 настоящих требований энергетической эффективности.

    Градусо-
    сутки
    ото-
    пительно
    го
    периода, °С-сут.

    Нормируемое
    значение,
    устанавливаемое
    со дня вступления
    в силу требований
    энергетической
    эффективности

    Нормируемое
    значение,
    устанавливаемое
    с 01.01.2016

    Нормируемое
    значение,
    устанавливаемое
    с 01.01.2020

    Примечание. Для зданий высотой с 6 по 11 этаж значение определяется по линейной интерполяции.

    9. Удельный годовой расход электрической энергии определяется произведением удельной расчетной мощности установленного электрооборудования на годовое число часов ее использования. Для жилых зданий удельный расход электрической энергии определяется по средней удельной расчетной мощности установленного электрооборудования для квартир с электроплитами равной 0,015 кВт на 1 м 2 площади квартир и для квартир с газовыми плитами 0,01 кВт на 1 м 2 при годовом числе использования расчетной мощности 3500 и 3000 часов соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовое число использования расчетной мощности установленного электрооборудования увеличивается до 4800 часов).

    10. Общие годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей определяются суммированием годовых удельных расходов: тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, тепловой энергии на тепловые завесы (при наличии), тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение и бытовые нужды.

    11. Базовые нормативы устанавливают требования к энергетической эффективности зданий по классу энергетической эффективности «С» при соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий и нормируемых требований к минимальному значению приведенного сопротивления теплопередаче отдельных элементов и конструкций наружных ограждений здания, представленных в таблице № 4 настоящих требований энергетической эффективности.

    Примечание.
    Промежуточные значения R0 np следует определять интерполяцией. R0 np , (м 2 °С/Вт) — приведенное сопротивление теплопередаче фрагмента теплозащитной оболочки здания (Физическая величина, характеризующая усредненную по площади плотность потока теплоты через фрагмент теплозащитной оболочки здания в стационарных условиях теплопередачи, численно равная отношению разности температур по разныестороны фрагмента к усредненной по площади плотности потока теплоты через фрагмент).

    III. Обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности

    12. При проектировании, строительстве, реконструкции должны использоваться архитектурные, функционально-технологические,
    конструктивные и инженерно-технические решения, обеспечивающие максимальную энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений. При всех наружных входах в жилые здания следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,5 м.

    13. При проектировании, строительстве, реконструкции элементы и конструкции зданий, строений, сооружений и их эксплуатационные свойства должны обеспечивать максимальную энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

    14. Требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы, которым должно отвечать вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте здание:

  • оборудование приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования и сдаваемых в пользование третьим лицам;
  • оборудование энергосберегающими осветительными приборами в местах общего пользования;
  • установка оборудования, обеспечивающего выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчики движения, выключатели);
  • оборудование дверными доводчиками (в многоквартирных домах -для всех дверей в местах общего пользования);
  • оборудование второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;
  • оборудование ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов — в помещениях общего пользования; квартирах).
  • оборудование отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
  • оборудование лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
  • оборудование электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
  • оборудование теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание или части здания;
  • оборудование устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности, утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного или горячей воды на бытовые нужды, использование рециркуляции);
  • оборудование регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов — на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);
  • оборудование устройствами регулирования температуры в системах отопления, в том числе автоматического регулирования;
  • оборудование устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещениях общественных зданий в нерабочее время в зимний период;
  • оборудование устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;
  • оборудование устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей.
  • 15. Требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы, которым должно отвечать вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте здание начинают действовать в следующие сроки: -по пунктам 14.1 — 14.6 — со дня вступления в силу требований энергетической эффективности;
    — по пунктам 14.1 — 14.10 — с 1 января 2016 года;
    — по пунктам 14.1 — 14.16 — с 1 января 2020 года.

    IV. Дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности

    16. С 1 января 2013 года:
    -для новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых, модернизируемых жилых и общественных зданий суммарные удельные годовые расходы первичной энергии (энергоносителей) на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, на тепловые завесы (при наличии), на горячее водоснабжение, на искусственное освещение, бытовые нужды и кондиционирование не могут превышать общие годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей, определяемых на основании пункта 11 настоящего приказа, более чем в 1,5 раза;
    — для новых, проектируемых, реконструируемых, капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий предусмотреть техническую возможность интеграции в инженерные системы дома нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов.