Причины преступления п

Виды преступлений

Рассматривая понятие и виды преступлений, следует учесть, что все другие категории уголовного права связаны с ними напрямую. Ведь данное понятие является важнейшей составляющей и ключевой категорией Уголовного кодекса.

Преступление – это совершенное общественно опасное действие, поведение, которое запрещено действующим законодательством и находится под угрозой наказания. Преступное поведение – это поведение, которое наносит существенный вред, нарушает отношения в обществе. Все правонарушения группируются в зависимости от посягательства преступного деяния согласно объекту преступления. В результате этого выделяются отдельные виды преступлений и строится их общая классификация.

Согласно статье 15 Уголовного кодекса РФ выделяют четыре категории преступлений, которые зависят от характера и степени совершенного деяния – небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Исходя из этого, и выделяют основные виды преступлений.

Преступление характеризуется рядом общих признаков: опасность, грозящая общественности, уголовная противоправность, виновность и наказуемость совершенного деяния. Наличие всех их характеризует противоправное действие как преступление.

Виды преступлений:

  • против жизни человека и представляющие угрозу его здоровью – убийство, умышленное причинение вреда другому человеку;
  • против чести, достоинства и свободы личности – клевета, оскорбление;
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности – изнасилование, насилие;
  • против свобод человека и его конституционных прав – нарушение равноправия, тайны переписки, охраны труда, патентных прав;
  • против несовершеннолетних лиц – привлечение к правонарушению, подмена, продажа, покупка ребенка, уклонение от уплаты алиментов;
  • против собственного имущества – кража, мошенничество, разбой, вымогательство, грабеж;
  • экономические преступления – незаконное предпринимательство, получение кредита обманным путем, ложная реклама, контрабанда, неуплата налогов;
  • против безопасности общества – терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, хищение;
  • против нравственности и здоровья населения – все, что каким-либо образом касается наркотических средств (продажа, употребление, приобретение), содержание притонов;
  • экологические преступления – загрязнение атмосферы, вод, моря и земли, противозаконная охота, вырубка деревьев, уничтожение и повреждение лесов и др.;
  • против эксплуатации транспорта и безопасности движения – нарушение ПДД, привлекшее за собой гибель людей или причинение телесных повреждений, выпуск неисправных средств;
  • против безопасности государства и конституционного строя – государственная измена, террористический акт, шпионаж, диверсия и т. д.;
  • против государственной власти и службы – злоупотребление полномочиями, присвоение полномочий, взяточничество;
  • против правосудия – неуважение к суду, ложные показания, нежелание давать показания, побег из тюрьмы, укрывательство преступника;
  • воинские преступления – неисполнение приказа, нарушение устава, дезертирство, уклонение от несения службы;
  • против мира во всем мире и безопасности человечества – планирование войн, призывы к войне, производство и распространение оружия, геноцид, экоцид, наемничество.
  • Виды объектов преступления классифицируются по горизонтали и вертикали.

    Преступление по вертикали выделяет общий рядовой и непосредственный объекты правонарушения. Они соотносятся с категориями общего, особенного и единичного.

    Классификация по горизонтали относится, прежде всего, к сложным преступлениям, которые включают два и более объекта. В таком случае различаются главный и дополнительный объекты противоправного действия. Это разграничение проводится по его взаимосвязи с родовым объектом преступного деяния, а не по уровню значимости объекта. Дополнительный объект может быть обязательным либо факультативным.

    fb.ru

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

      • Главная
      • Что это такое, как и зачем.
      • Электронный журнал Экстернат.РФ
      • Разное
      • Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы
      • Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

        Преступность несовершеннолетних:
        причины и проблемы

        Алексеева Елена Александровна,
        учитель МОУ Приморская СОШ

        Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

        Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

        Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

        Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

        Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
        в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

        Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

        Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

        Так, Я.И. Гилинский указывает: «Генезис подростково-молодежной преступности подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то особых, специфических причин преступности подростков и молодежи. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи» [8, c. 84].

        Подростковые группы различаются по содержанию «асоциальной» деятельности: нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и криминальные или преступные. Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т.п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).

        Проблема подростковой преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях бытия, что она не может «решаться»
        не только уголовно-правовыми мерами, но и запретительно-репрессивными методами родительского или школьного «воспитания» [8, c. 84].

        Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

        В.В. Кухарук придерживается иного мнения: «Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий» [12, c. 89].

        Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

        В работе Х.М. Шахбановой указано: «Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие» [14, c. 18].

        Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
        в таблице 1.

        Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

        1.Отсутсвие нормальных условий существования
        у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

        2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

        1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

        2. Семьи с гиперопекой. Несовершеннолетние постоянно находится под необоснованной опекой, нет возможности самостоятельно принимать решения и т.п. В итоге несовершеннолетние совершают преступления «назло».

        3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

        4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

        1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

        2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

        3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

        4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

        5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

        Отсутствие организованного
        досуга

        1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

        2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

        Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

        Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

        Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

        Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

        В.В. Кухарук пишет: «Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость» [12, c. 92].

        Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

        Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

        На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

        После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

        Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

        На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

        В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
        к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

        Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

        Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

        Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

        А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

        Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

        Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

        Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

        Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

        За привлечение к уголовной ответственности с 12 лет выступает Следственный комитет Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Помимо них, данную позицию поддерживает множество других правоведов. Так, преподаватель МГЮА имени О.Е. Кутафина Д. Дорогин, подчеркнул, что «настоящая система с общим и пониженным возрастом уголовной ответственности функционирует уже достаточно давно и оправдала себя». Д. Дорогин вспомнил позицию профессора Б. Разгильдиева, который некоторое время назад предложил ввести для несовершеннолетних новую иную меру уголовно-правового характера. «Действительно, почему наш Уголовный закон предусматривает принудительные меры медицинского характера для психических больных, а не предусматривает мер воспитательного воздействия для лиц, совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности», – заключил Дорогин [10].

        В свою очередь, научный сотрудник этой же Академии А. Игошин, отметил: «Я поддерживаю данную инициативу. В условиях современного развития информационных технологий, подростки взрослеют гораздо быстрее и уже в более юном возрасте могут в полном объеме осознавать значение своих действий» [9].

        С позицией «против» данного законопроекта выступает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов.
        Он считает такую меру чрезмерной. Так как снижение возраста уголовной ответственности недопустимо без создания системы ювенальной юстиции. Нужно создавать ювенальные суды и организовать обсуждение с участием представителей общественности по поводу мер, которые должны применяться к лицам, совершившим преступление в таком возрасте [7, c. 56].

        Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

        В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

        А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

        Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

        Таким образом, проведя анализ причин и условий преступности несовершеннолетних, важно отметить, что на преступность влияет обстановка в стране, условия существования несовершеннолетних, его семья. Важно бороться с причинами и условиями преступность несовершеннолетних не жестокими мерами, а с пониманием и осознанием, что за любое преступление должно быть наказание. Подростки и родители должны осознавать, что несовершеннолетний имеет свои обязанности и он отвечает за свои проступки и поступки. Задача закона направить на путь исправления, а для этого он должен быть совершенным и единым для всех.

        ext.spb.ru

        Причины преступления п

        18. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

        Причины преступности – такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.

        Причинность – объективная, всеобщая генетическая (производящая, порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием.

        Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливает неоходимость классификации ее причин.

        Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение.

        Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:

        1) индивидуальном – рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

        2) социологическом – здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

        3) философском – самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).

        Основания классификации причин преступности:

        1) по механизму действия: вредные традиции, нравы, взгляды, привычки, функционирующие на уровне общества, группы или отдельных лиц (социально-психологический детерминант);

        2) по уровню функционирования: общие причины преступности в целом и причины отдельных видов преступлений (или групп) и отдельных преступлений;

        3) по содержанию: экономические, идеологические, политические, социальные, культурные, организационные причины;

        4) по природе: объективные, объективно-субъективные и субъективные причины.

        5) по близости к событию преступления или к их определенной совокупности: ближайшие, отдаленные, непосредственные, опосредованные;

        6) по источникам: внутренние и внешние.

        В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

        Причины, влияющие на преступность, могут также быть:

        1) общие – система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

        2) специфические – часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий)приводит к преступлению.

        Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны – они будут там, где есть общество.

        www.tinlib.ru

        Причины и условия преступности

        Детермина́нтами престу́пности (от лат. determinare — «определять») называются комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность. Изучение детерминант преступности является одной из составляющих предмета криминологии.

        Выделяют причины преступности и её условия. Причины и условия преступности действуют совместно: причина порождает следствие лишь при наличии определённых условий [1] .

        Большинство криминологов указывает на исключительно негативное социальное содержание причин и условий преступности [2] , однако в других работах отмечается, что в процессе детерминации могут участвовать во взаимодействии с отрицательными также и положительные общественные явления (например, либерализация экономики в совокупности с просчётами в планировании мероприятий по борьбе с экономической преступностью) [3] .

        Содержание

        Подходы к анализу детерминант преступности

        Выделяют четыре основных подхода к пониманию причинности в криминологии и, соответственно, к анализу детерминант преступности [4] :

      • Кондиционалистский (лат.conditio — «условие, требование») или условный. Сторонники данного подхода под причиной понимают всю совокупность обстоятельств, при которых имело место следствие, включающую необходимые и достаточные условия данного следствия. В рамках данной концепции не выделяются причины и условия, говорится только о факторах или обстоятельствах, влияющих на преступность. В рамках кондиционализма возможен однофакторный или многофакторный подход к пониманию причин преступности. Однофакторный подход придаёт определяющее значение какому-то одному обстоятельству (например, Эмиль Дюркгейм называл преступность реакцией на социальные изменения и платой за них), многофакторный же исследует некую совокупность таких обстоятельств.
      • Традиционный подход объясняет совершение преступлений внешним силовым воздействием. Согласно ему, человека должно что-то толкнуть на совершение преступления (например, подстрекательство со стороны третьих лиц, провоцирующее поведение жертвы преступления и т. д.). В криминологии данный подход практически никогда не рассматривался в качестве единственного и обычно сочетался с многофакторным подходом.
      • Традиционно-диалектический подход. В нём выделяются условия внешней материальной среды, воздействующее как на общественное сознание в целом, так и на конкретного человека, и непосредственные или ближайшие причины преступления, которые связываются с характеристиками конкретной личности. В рамках данного подхода воздействие условий на причины и причин на поведение является однонаправленным: условия, преломляясь в сознании человека формируют причины, которые определяют совершение конкретного поступка.
      • Интеракционистский подход называет в качестве причины преступности взаимодействие личности и общества, опосредованное условиями преступности. Данное взаимодействие является двунаправленным, а его результатом является переход всей системы (личности, общества и условий среды) в новое состояние: общество криминализуется, а человек приобретает преступный опыт, его личность приобретает качества, характерные для личности преступника.
      • Причины преступности

        Причины преступности — это те социально-психологические факторы, от которых непосредственно зависит совершение преступлений, которые воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие. В числе наиболее распространённых называют такие причины преступности, как корыстолюбие, стяжательство, агрессивность, национализм, неуважительное отношение к общественным правилам и нормам, гедонизм, правовой нигилизм [5] .

        Указывается, что нельзя назвать какую-либо одну, «главную» причину, которая бы целиком и полностью была ответственна за всё наблюдаемое разнообразие форм и видов преступности. Нельзя свести задачу анализа детерминант преступности и к составлению «каталога причин»: в разных сочетаниях, в неодинаковых исходных условиях (к которым относятся конкретные условия жизнедеятельности людей, изменения этих условий и предшествующее состояние преступности) даже наиболее распространённые факторы, оказывающие прямое влияние на преступность, по разному влияют на количественные и качественные показатели преступности [6] .

        Причины преступности оказывают определяющее воздействие на принятие решения о совершение деяния, формирование мотива и цели, выбор именно преступных средств её достижения [7] .

        Условия преступности

        Условия — это такие общественные явления, которые непосредственно не вызывают совершение преступления, но являются своеобразной «смазкой» для механизмов формирования и действия причины, облегчая и усиливая их функционирование [8] . Условие — это то, что само по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности [9] .

        От условий, сопутствующих совершению конкретного деяния зависит выбор способа реализации преступного намерения, объекта преступного посягательства. Условиями определяются размеры и характер причинённого вреда, место и время совершения преступления [7] .

        Условиями преступности могут быть как обстоятельства, относящиеся к состоянию внешней среды (активность правоохранительных органов, латентность конкретных видов деяний, различное отношение общества к разным видам преступных деяний), так и характеризующие самого преступника (криминальный профессионализм, алкогольная или наркотическая зависимость и т. д.) [7] .

        В зависимости от конкретной ситуации одно и то же обстоятельство может выступать как в качестве причины преступности, так и в качестве её условия. Например, плохая организация охраны на объекте, где хранятся материальные ценности может являться как условием, определяющим выбор данного хранилища как объекта посягательства для устойчивой преступной группы, занимающейся хищениями, так и причиной, обусловившей формирование соответствующей мотивации у работников данного объекта [10] .

        Классификация причин и условий

        Классификация детерминант преступности осуществляется по двум основаниям [11] :

      • По уровню действия (субординации) выделяют причины и условия преступности в целом, отдельных видов преступности (например, насильственной) и причины и условия конкретного преступления. Чем выше уровень действия детерминанты, тем более общее содержание она имеет.
      • По содержанию выделяют социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и иные причины. Наибольшее значение имеют социально-психологические детерминанты, поскольку именно они выступают в качестве непосредственных причин преступлений.
      • Условия преступности также классифицируются по их природе на те, которые оказывают формирующее воздействие на причины преступности (например, сюда относятся экономические, идеологические, правовые и иные проблемы и противоречия общества), и те, которые облегчают реализацию конкретной преступной мотивации (как правило, это неэффективность системы социального контроля в соответствующей сфере) [11] .

        Иные виды связей между преступностью и другими общественными явлениями

        Общественные явления и преступность могут находиться и в иной зависимости, не являющейся причинной (то есть могут быть связаны между собой, но при этом одно явление не является порождающим другое). К числу таких связей относятся [12]

      • Функциональная зависимость. Она имеет место, когда связь двух явлений между собой определяется воздействием какого-либо третьего фактора: например, возрастание уровня безработицы одновременно влечёт за собой увеличение числа корыстных преступлений против собственности и снижение покупательского спроса.
      • Статистическая связь. Она имеется в случаях, когда изменения одного из факторов находятся в зависимости от изменений другого. Частным случаем статистической связи является корреляционная зависимость. Наличие статистической зависимости не является достаточным условием для констатации существования причинно-следственной зависимости между явлениями, поскольку влияние одного фактора на другой может быть опосредовано каким-либо третьим фактором.
      • Связь состояний. Такой вид зависимости означает, что состояние явления в настоящий момент и в определённых условиях внешней среды детерминирует состояние этого же явления в другой момент времени. Например, высокие показатели преступности среди возрастной группы несовершеннолетних в условиях, когда профилактическое воздействие органами, исполняющими наказание осуществляется неэффективно, могут по прошествии нескольких лет определить всплеск рецидивной преступности с высокой долей ранее судимых молодых граждан.

      Причины и условия преступлений в России конца XX — начала XXI в

      В числе основных детерминант преступности в указанный исторический период называются следующие [13] :

    • Духовный кризис общества, проявлением которого является рост алкоголизации и наркотизации населения, падение традиционных нравственных ценностей.
    • Резкое обострение социальных противоречий в период политической, идеологической, экономической и правовой реформы.
    • Всеобъемлющий системный кризис общества, включающий в себя кризис власти, экономики, социальной сферы, идеологии, права, наиболее криминологически значимым проявлением которого является значительно возросшее неравенство между богатыми и бедными.
    • Кризис системы борьбы с преступностью, вызванный как недостатками её правовой базы, так и прекращением или резким ухудшением функционирования отдельных её элементов (в частности, таких важных элементов системы профилактики преступлений, как добровольные народные дружины, товарищеские суды, наблюдательные и административные комиссии), недостаточным материальным обеспечением деятельности правоохранительных органов.
    • Экономические противоречия, связанные с прекращением работы многих промышленных предприятий и сельскохозяйственных объединений, безработицей и бедностью.
    • Правовой нигилизм, распространившийся на все слои российского общества, и выражающийся в пренебрежении как правилами поведения в обществе и безопасности на производстве и на транспорте, так и уголовно-правовыми нормами, утрате доверия к коррумпированным правоохранительным органам и властным структурам.
    • dic.academic.ru