Правило поведения на уроках химии

Программа по технике безопасности на уроках химии

Разделы: Химия

В начале изучения химии, в 8 классе, учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности, который включает правила поведения в химической лаборатории, пожарную безопасность и правила оказания первой медицинской помощи. На протяжении учебного года, в зависимости от изучаемой темы, учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного обращения с химическими веществами. При проведении практической или исследовательской работы учащиеся изучают соответствующую инструкцию, а затем проходят тематический тест (Приложение 1). В соответствии с полученной оценкой ученик допускается или не допускается к работе. В кабинете химии имеется свод инструкций по безопасному обращению с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, по пожарной безопасности и правилам оказания первой доврачебной помощи. В данной работе представлены инструкции по охране труда и технике безопасности в химическом кабинете, а также тест по ТБ.

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

№ п/п

Вид инструктажа

Время или причины
проведения

Ответственный за проведение

Документ для регистрации

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
  4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
  8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
  9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.
  10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  11. II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    1. Перед проведением экспериментальной работы каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
    2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
    3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.
    4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
    5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собственноручно учащимися в тетрадях для практических работ. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.
    6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.
    7. III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

      1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
      2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
      3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
      4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
      5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
      6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
      7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
      8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
      9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
      10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
      11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
      12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
      13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
      14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
      15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
      16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

      IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

      1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
      2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учителю или лаборанту.
      3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
      4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
      5. V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

        При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

        Перечень использованных источников информации: Г.Л. Маршанова, Техника безопасности в школьной химической лаборатории, М., АРКТИ, 2002.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Правила техники безопасности в кабинете химии

        Что такое школьные уроки химии? Ответ на этот вопрос приходит мгновенно: таблица Д.И. Менделеева и опыты, опыты, опыты. Только здесь можно вырастить роскошный кристалл, а из двух бесцветных веществ получить третье, окрашенное в яркий цвет. Можно соединить два прозрачных раствора, и затем с интересом наблюдать за выпадением в осадок непонятно откуда взявшихся белых хлопьев, похожих на снег.

        Химия – это царство увлекательной науки и загадочных превращений. Казалось бы, нет абсолютно никаких угроз. Но это не так: в кабинете химии немало опасных объектов, способных причинить существенный вред здоровью:

      6. стеклянная посуда (пробирки, колбы, реторты) – её осколки остры и травматичны;
      7. открытый огонь – пламя горелки или спиртовки может вызвать термический ожог;
      8. различные реактивы – неосторожное обращение приводит к отравлению или химическому ожогу.
      9. Поэтому, во избежание неприятностей, нужно соблюдать правила техники безопасности в кабинете химии. С ними ученики должны познакомиться на самом первом занятии. Недостаточно один раз рассказать или зачитать перечень требований к поведению на уроках. О них следует напоминать каждый раз, когда ребёнок входит в кабинет химии. Если оформить свод правил в виде классного стенда, то они всегда будут перед глазами учащихся, а эффект от полученной информации будет многократно приумножен.

        Техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете

        Все правила техники безопасности в кабинете химии можно условно разделить на две группы:

        1. Правила пребывания в кабинете до начала и после окончания урока.
        2. Требования к поведению ученика во время практического занятия.
        3. Что можно и чего нельзя делать в кабинете химии

        4. Нужно запомнить, что находиться в кабинете химии ученики могут только тогда, когда там есть учитель или лаборант.
        5. Сумки и рюкзаки убираются в ящики стола; их нахождение в проходах между столами недопустимо.
        6. В кабинет нельзя приносить посторонние предметы, а также нельзя ничего выносить, кроме собственных вещей.
        7. Правилами техники безопасности в кабинете химии категорически запрещается приём пищи и напитков.
        8. Во время перемены или проветривания все выходят из кабинета.
        9. Ученикам не разрешено заходить в лаборантское помещение.
        10. Все должны знать, где в кабинете хранятся противопожарные накидки, огнетушители и ящик с песком и медицинская аптечка.
        11. До команды учителя нельзя ничего трогать на столе.
        12. Нельзя обмениваться приборами и химреактивами с другими учениками.
        13. Что можно и чего нельзя делать во время лабораторной работы

        14. По правилам техники безопасности в кабинете химии каждый ученик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты: фартуком, очками, резиновыми перчатками.
        15. Перед началом опыта длинные и распущенные волосы убираются в аккуратную причёску.
        16. Все внимательно изучают методику безопасного проведения химического эксперимента.
        17. Подготовленный к работе прибор или аппарат сначала обязательно показывают учителю, и только после его разрешения приступают к практической работе.
        18. Используя спиртовку, тщательно соблюдают правила техники противопожарной безопасности в кабинете химии: зажигают спиртовку только спичкой, тушат исключительно специальным колпачком и не передают огонь от одной спиртовки к другой.
        19. При нагревании жидкости, ею заполняют пробирку на одну треть высоты сосуда.
        20. При нагревании твёрдого или сыпучего вещества, его засыпают в небольшом количестве и только в сухую пробирку.
        21. Никогда не подносят посуду с реактивом к лицу: если нужно почувствовать запах содержимого пробирки, движением руки направляют воздух над ней по направлению к носу (так же, как нюхают духи в парфюмерном магазине).
        22. Все манипуляции с реактивами проводят с крайней осторожностью: ни в коем случае не пробуют на вкус; излишки, образовавшиеся во время проведения опыта, в общую ёмкость не возвращают; а всё, что разлилось или рассыпалось, самостоятельно не убирают.
        23. Закончив эксперимент, убирают своё рабочее место и тщательно моют руки с мылом.
        24. Стенд «Правила техники безопасности в кабинете химии»

          Все перечисленные ограничения могут быть красочно оформлены в виде специальных предупреждающих, запрещающих и рекомендательных значков для размещения на стационарных школьных стендах. Эту работу могут сделать сами школьники: так они лучше усвоят полезную информацию.

          Можно приобрести и готовые плакаты, выполненные типографским способом. Все они соответствуют требованиям ФОГС и рекомендованы к использованию в школьных кабинетах. Несмотря на проводимые устные инструктажи, правила техники безопасности в кабинете химии запоминаются гораздо лучше, если они подкреплены красочно оформленной наглядностью.

          Для обозначения едких, ядовитых, легковоспламеняющихся и токсичных веществ учёные разработали специальные выразительные символы. Учащиеся должны научиться распознавать их на упаковках с тем, чтобы при обращении с такими веществами проявлять повышенную осторожность.

          Кроме стендов с общими инструкциями, в магазинах наглядных пособий можно найти и тематические плакаты по технике безопасной работы с щелочами, кислотами, различными соединениями и т. д. Отдельно выпускаются школьные стенды с рекомендациями по оказанию первой медицинской помощи в случае отравления или ожога.

          В кабинете химии таким материалам должно быть отведено центральное место, чтобы в случае экстренной ситуации ученики смогли следовать чёткому порядку действий. К счастью, чрезвычайные ситуации на уроках химии – явление крайне редкое. В подавляющем большинстве школ лабораторные опыты по химии проходят в творческой и познавательной атмосфере, безопасной во всех отношениях.

          xn—-itbkcijdbf2ab0f9b.xn--p1ai

          Техника безопасности на уроках химии — инструкция

          Техника безопасности на уроках химии регламентирует основные модели правил поведения, которые позволят снизить риск несчастного случая в школе до минимума. А также определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации. Придерживаясь инструкции по технике безопасности, школьники и преподаватели помогают нормальному прохождению процесса обучения в учебном учреждении.

          Общие положения техники безопасности на уроках химии

          Преподаватель перед первым занятием должен провести вводный инструктаж для учащихся. В процессе обучения учитель вносит коррективы в работу школьников и контролирует безопасность учебного процесса. Перед каждым новым занятием проводится текущий инструктаж, который разъясняет суть конкретного задания. Преподаватель и лаборант отвечают за состояние оборудования, посуды и инструментов, за ознакомление с техникой безопасности, а также за наличие средств защиты, пожаротушения и медицинской помощи.

          • Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, которые работают или обучаются в кабинете химии. Также они должны соблюдать расписание учебных мероприятий, правила внутреннего распорядка и установленный режим труда.
          • Лица моложе 18 лет или не прошедшие успешно медицинский осмотр не допускаются к работе в кабинете химии.
          • Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии преподавателя или лаборанта.
          • Учащимся запрещено находится в лаборантской и выполнять обязанности лаборанта.
          • Кабинет химии не может быть использован для групп продленного дня или занятий по другим предметам. Из факультативных занятий или мероприятий разрешено проводить лишь обучение связанное непосредственно с химией.
          • Кабинет химии в обязательном порядке должен быть оснащен системой принудительной вентиляции, которую необходимо включать при проведении практического урока.
          • Использование индивидуальных средств защиты и применение правил личной гигиены являются обязательными на уроках химии. В кабинете используются такие средства защиты: фартук из материала стойкого к химическим веществам, хлопчатобумажный халат ниже колен, защитные очки и резиновые перчатки. Средства защиты должны быть предоставлены администрацией учебного заведения.
          • В кабинете химии запрещено принимать пищу и употреблять напитки.
          • Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения и аптечкой первой медицинской помощи, содержащей перечень медикаментов, оговоренный в нормативных документах.
          • Техника безопасности на уроке химии для учащихся

            Требования техники безопасности перед уроком химии

            • К проведению лабораторных и практических работ не допускаются ученики не прошедшие инструктаж по технике безопасности либо имеющие противопоказания по здоровью.
            • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
            • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат, манжеты которого на пуговицах, длина ниже колен и который застегивается в передней части.
            • При опасных экспериментах: при работе с высокими температурами, разъедающими растворами или другими вредными химическими веществами, учащиеся должны использовать фартуки, защитные очки и перчатки.
            • Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем.
            • К проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения преподавателя.
            • Требования техники безопасности во время урока химии

            • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
            • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
            • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
            • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
            • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
            • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
            • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
            • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
            • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.
            • Техника безопасности после урока химии

            • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или учителю.
            • Необходимо тщательно вымыть рукис мылом.
            • Стирать халат, который был испачкан химическими реактивами необходимо отдельно от другой одежды.
            • Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

              Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

              bezopasnost-detej.ru

              Правило поведения на уроках химии

              по охране труда при работе в кабинете химии

              1. Общие требования безопасности

              1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

              1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

              1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся опасных и вредных производственных факторов:

              — химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

              1.4. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки прорезиненные.

              1.5. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

              1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

              1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

              1.9. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

              1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости. Подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

              2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

              2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.

              2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления.

              3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

              3.2. Пребывание учащихся в лаборантской, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя химии.

              3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

              3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.

              3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.

              3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.

              3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.

              3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентраций не выше 5%.

              3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3л.

              3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

              3.11. Приготавливать растворы из твердых, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

              3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

              4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

              4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

              4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

              5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

              5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

              по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии

              1.1. К проведении демонстрационных опытов по химии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются.

              1.2. Лица, допущенные к проведении демонстрационных опытов по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

              1.3. При проведении демонстрационных опытов по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся опасных и вредных производственных факторов:

              — химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;

              — термические ожоги при неаккуратном использовании спиртовки и нагревании жидкостей;

              — порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

              — отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу.

              — возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

              1.4. При проведении демонстрационных опытов химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

              1.6. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.

              2.1. Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием, кислотами и щелочами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

              2.2. Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды.

              2.3. Перед проведением демонстрационных опытов, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.

              2.4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

              3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.

              3.2. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.

              3.3. приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду, заполнив ее наполовину холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.

              3.4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

              3.5. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.

              3.6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

              3.7. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся.

              3.8. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

              3.9. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 л.

              3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимать краем той посуды, куда наливается жидкость.

              4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

              4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

              5.1. Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, поставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учитель лично производит демонтаж установки, прибора.

              5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения.

              5.3. Привести в прядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.

              5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

              5.5. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

              по охране труда при проведении лабораторных опытов

              и практических занятий по химии

              1. Общие требования

              1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии

              допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

              1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

              1.3. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

              возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

              — термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

              1.4. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

              1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

              1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

              1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

              1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

              2. Требования безопасности перед началом работы

              2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

              2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

              2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

              2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

              3. Требования безопасности во время работы

              3.1. Соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

              3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю или лаборанту.

              3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

              3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

              3.5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.

              3.6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.

              3.7. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

              3.8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей. Не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

              3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

              4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

              4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

              4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю или лаборанту.

              4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

              4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку или совок.

              4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

              5. Требования безопасности по окончании работы

              5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовку ртом, а также не гасить его пальцами.

              5.2. Привести в прядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

              5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

              marisoft.ru