Правило написания чик и щик

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

I. Интеллектуальная разминка .

— Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

Как называют человека, который умеет:

1) барабанить – барабан щик

2) составлять компьютерные программы – программ ист

3) обучать чему-либо – учи тель

4) играть в баскетбол – баскетбол ист

5) ловить рыбу – рыб ак

6) переводить с иностранного языка – перевод чик

7) спасать людей – спаса тель ?

II. Организация наблюдения.

Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , ( -чиц(а), -щиц(а) ).

Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
Любит трудиться, но очень раним,
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

4. Как применять правило

Потренируемся в правописании суффикса.

В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

III. Обращение к правилу на с. 83.

IV. Закрепление. Упр. 121—124 (задание 1).

V. Работа с текстом.

Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

— С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

— Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

— Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

— Выделите приставки, объясните их правописание.

VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

infourok.ru

Буквы «Ч» и «Щ» в суффиксах имен существительных -чик- и -щик-

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

Итак, первое исследование.

На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

А теперь второе исследование.

На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

— По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

Теперь мы можем сформулировать цель урока.

Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

Учитель делает вывод.

Цель нашего урока:

Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Изучение нового материала:

На доске написаны слова в 2 столбика:

Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

— После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

— После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

— А можно ли их как-нибудь объединить?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

-Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

Так какое открытие мы с вами сделали?

Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

Смазчик образовано от глагола (смазать), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

Каменщик образовано от существительного (камень), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж, значит пишется суффикс -щик.

1. Выполнение упражнений:

а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

2. Работа у доски:

(учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.


Подведение итогов урока.

Ребята, давайте подведем итоги урока.

— Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

— Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

Учащиеся проговаривают правило______________________________________

Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1) Изучить правило написания суффиксов чик-щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике;
2) научить определять значение суффиксов чик-щик.

1) Привить уважение к различным профессиям;
2) вызвать интерес к сказкам как литературному произведению.

1) Развивать творческое мышление учащихся;
2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.

1. Организационный момент.

(На этом этапе урока играет музыка из телепередачи “В гостях у сказки”). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-сказка. Наш урок будет построен по законам этого жанра. Мы отправимся в страну, где живут суффиксы чик-щик. Я уверена, что вы будете активно работать и обязательно справитесь с испытаниями. Каждому из вас я желаю, как в сказке, ни пуха, ни пера. Ребята, отправляясь в страну, где живут суффиксы чик-щик, давайте поставим цели урока. Что вы должны узнать на уроке? Как вы считаете, чему вы научитесь на этом уроке? (Учащиеся ставят цели урока, учитель обобщает все цели, предложенные учащимися).

Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди!

2. Знакомство с новым материалом.

Ребята, любите ли вы читать сказки? Назовите свои любимые сказки? На какие группы можно разделить сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных). А как вы думаете, какой будет наша сказка и почему? Какие композиционные части можно выделить в волшебной народной сказке? (Зачин / запрет / нарушение запрета / испытания, через которые проходит герой / счастливый финал сказки / концовка).

Ребята, как начинаются русские народные сказки? (“В некотором царстве, в некотором государстве жили – были. ”, “В старые годы у одного царя было три сына…”, “Жил да был царь с царицею…” и т. д).

Итак, жили – были… Индивидуальное задание. (Заранее подготовленный ученик читает зачин сказки). Жили-были два брата-суффикса. Жили они – не тужили, слова серебрили, друг друга веселили, но одного не понимали: кому, где и когда писаться. Проходит год, другой, третий, но никто не объясняет им этого. Затужили братцы, но слух прошёл, что царь совет собирает, Чика и Щика к себе призывает. Прибыли Чик и Щик к царю, и он им свой царский указ объявляет: “Профессии, черты характера – это ваши слова. Писаться после З – С, Д – Т и Ж будет Чик всегда. Остальные буквы принадлежат Щику на века, но не путайте уменьшительно – ласкательные слова и слова со значением предмета , где пишется Чик обязательно!” Так эта проблема и была решена.

Ребята, вы прослушали зачин сказки. Сформулируйте правило, в каких случаях пишется каждый из этих суффиксов. После каких букв мы пишем суффикс чик? Какое общее значение характерно суффиксам чик и щик? Какие ещё значения имеет суффикс чик? (Учащиеся формулируют правило).

Какие сказочные фразы, слова встречаются в сказках? (“по щучьему велению, по моему хотению”, “утро вечера мудренее” и т.д.). У нас тоже сказочные слова. Давайте прочитаем их.

Как вы думаете, почему эти слова являются волшебными? Чем нам могут помочь согласные буквы в этих словах? Как они связаны с темой нашего урока? (После согласных букв Д – Т, З – С и Ж пишем суффикс чик).

Вспомните, пожалуйста, какие волшебные предметы помогают героям в народных сказках. (Живая вода, скатерть – самобранка, клубочек и т.д.). Вам на уроке тоже будет помогать волшебный предмет. Возьмите волшебную звёздочку и в середине напишите суффикс чик, а на концах звёздочки – буквы Д – Т, З – С и Ж, которые для нас сегодня будут волшебными. Если в начале урока вы будете затрудняться, то сможете обращаться за помощью к волшебному предмету – подсказке.

Задание “Орфоэпическая страничка”. Теперь вы знаете, когда мы пишем суффиксы чик и щик. Но надо не только правильно писать, но и грамотно произносить слова. Произнесём слова сварщик, грузчик. Какие суффиксы мы напишем в этих словах? От чего зависит разное написание суффиксов в этих словах? А как произносим суффиксы в этих слова? (Произношение: груЩИК, сварЩИК). Какой процесс произошёл в слове грузчик?

3. Закрепление изученного материала.

Запрет. Ребята, а как бы вы определили запрет на уроках по изучению орфограммам? (Запрет: постарайся не допускать орфографические ошибки).

Но всё может быть, ведь человеку свойственно ошибаться. Вдруг кто – то ошибся. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (1. Вспомнить правило. 2. Применить правило на письме. 3. Исправить ошибку).

Нарушение запрета. Молодцы, вы все активно работаете! Ребята, а какой сюжет волшебных сказок? (вымышленный, необычный).

Задание “Лови ошибку”. Давайте и мы немного пофантазируем на современный лад. Представьте сказочную ситуацию. Совсем недавно я проверяла диктант одного сказочного героя. Проверьте и вы несколько предложений из диктанта. Всё ли здесь правильно? Исправьте ошибки и объясните правописание слов с ошибками.

Вертолётщик прилетел на вертолёте. Стекольчик вставил стекло.

(Учащиеся исправляют ошибки, объясняют правописание слов). Конечно, вы легко исправили ошибки в этих словах, применив правило.

Испытания. К сожалению, был нарушен запрет. И теперь вам предстоит пройти 3 испытания, которые приготовили орфографические ошибки. Вы выполните и задания, которые я вам предложу, чтобы вы закрепили изученную орфограмму.

Фотодиктант “Калейдоскоп”. Конечно, в сказках события необычные, яркие, запоминающиеся. Сейчас мы проведём фотодиктант. Как в калейдоскопе будут меняться слайды с изображением людей определённой профессии. Каждый из вас по “цепочке” выйдет к доске, запишет слово и объяснит правописание слова с суффиксами чик и щик. Не забывайте графически выделять в слове изученную орфограмму. Слова для фотодиктанта: разведчик, гардеробщик, переводчик, каменщик, грузчик, пильщик, лётчик, бетонщик.

Первое испытание от орфографических ошибок. Орфографические ошибки очень хитрые, коварные. Они взяли и перепутали слова с суффиксами чик и щик. Распределите слова по колонкам в зависимости от значения суффикса. 1 колонка: суффикс чик со значением профессии, черты характера. 2 колонка: суффикс щик со значением профессии, черты характера. 3 колонка: суффикс чик с уменьшительно – ласкательным значением.4 колонка; суффикс чик со значение предмета (механизм, аппарат или инструмент). Слова для распределения по колонкам: спорщик, лимончик, докладчик, наборщик, карманчик, зернопогрузчик, регулировщик, электросчётчик, костюмчик, прокатчик, кладовщик, супчик, рассказчик, газосварщик. (Суффикс в словах пропущен, учащиеся самостоятельно определяют суффикс и распределяют по колонкам слова). Вы выполнили задание, поменяйтесь тетрадями, проверьте эту работу и оцените её. (Взаимопроверка, учащиеся оценивают работу).

Физкультминутка. Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. (Учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель, и называют профессию).

Прекрасных профессий не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книги (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).

Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
В машине возит груз (шофёр).
Хлеб убирает (комбайнёр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
А кто знает – молодец!

Как вы думаете, почему мы провели именно эту физкультминутку? Как она связана со значением суффиксов чик-щик? (значение профессии).

Благодаря шуточной физкультминутке мы с вами вспомнили людей разных профессий. Профессий очень много. Мы назвали 15 профессий. Хочется сказать, что все работы “хороши”. Любая работа – это труд. Труд серьёзный, требующий отдачи всех сил.

Орфографическая минутка “В царстве профессий”: переплётчик, лётчик, строитель, шахтёр, ткач, врач, шофёр, комбайнёр, профессия, самолёт, убирает, не сосчитать, торговля, трудится, строит. (Слова из физкультминутки).

Задание “Загадки из волшебного ларца”. Какие жанры устного народного творчества могут встретиться в волшебных сказках? (загадки, пословицы, поговорки). По лексическому значению слова определите, что это за слово. Выделить и объяснить правописание суффикса в слове. Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик) _____ солдата, служащего в ракетных войсках? (ракетчик) _____ ученика, прогуливающего урок? (прогульщик)_____ человека, который занимается переводами? (переводчик)_____ специалиста по бетонным работам? (бетонщик) _____ военнослужащего, в обязанности которого входит разведка данных о противнике? (разведчик)

Второе испытание от орфографических ошибок “Бой с орфографическими ошибками”. С какими отрицательными героями сражаются положительные герои в сказках? И сейчас вам предстоит сразиться с орфографическими ошибками. Вашими мечами будут сигнальные карт. Одна с суффиксом чик, другая с щик. Я называю слов. Вы поднимаете ту или иную сигнальную карту в зависимости от суффикса, который мы пишем в слове. Будьте внимательны, чтобы орфографические ошибки не смогли вас ранить. Слова для второго испытания: газетчик, полировщик, пильщик, компьютерщик, автоматчик, буфетчик, стаканчик, обманщик, колокольчик, автопогрузчик, экскаваторщик, погончик, переписчик. Молодцы! Вы мужественно сражались с орфографическими ошибками и победили их.

Задание “Я волшебник”. В сказках много волшебства. А кто из вас хочет быть волшебником? Сейчас у вас появилась возможность стать волшебником. Я называю слово, а вы от этого слова образуйте однокоренное слово, присоединив суффикс чик или щик. 1 ВАРИАНТ: стекло – стекольщик, заказ – заказчик, ответ – ответчик, табун – табунщик, груз – грузчик, камень – каменщик. 2 ВАРИАНТ: доклад – докладчик, набор – наборщик, учёт – учётчик, обувь – обувщик, кран – крановщик, извоз – извозчик.

Третье задание от орфографических ошибок. Вы очень активно работали в течение урока, и осталось пройти через последнее испытание. Вам предстоит выполнить тест по теме “Правописание суффиксов чик-щик”.

1 задание. После каких букв пишется суффикс ЧИК? А) д, т, ш, ж, с Б) з, ж, д, с, т В) ж, з, к, с, д.

2 задание. В каких словах пишется суффикс чик? А) сплав…Б) перебеж… В) смаз… Г) газет… Д) буриль… Е ) разнос…

3 задание. В каких словах пишется суффикс ЩИК? А) Водопровод…Б) зачин… В) сбор… Г) развед… Д) забастов… Е) бетон…

Самостоятельно проверьте свой тест и оцените его.

Вы прошли через 3 испытания и выполнили все задания. Активно работали и хорошо усвоили тему. Наш урок заканчивается. Расскажите с помощью глаголов, чем мы сегодня занимались на уроке? Опишите именами прилагательными, какими вы были сегодня на уроке? Что помогло вам справиться с заданиями? Какое задание вы затруднялись выполнить? Вот и подошли мы к последней части сказке – к счастливому финалу.

Недаром дети любят сказку. А сказка тем и хороша,
Что в ней счастливая развязка благополучного конца
И на героические испытания готовы детские сердца.
Я благодарю вас за урок. (Учитель оценивает работу учащихся).

Домашнее задание. 1) Сочинить свою сказку – правило о правописании суффиксов чик – щик; 2)По словарю определить лексическое значение устаревших слов и составить предложения с этими словами: мальчик, точильщик, старьёвщик, фонарщик, приказчик, извозчик. 3)Написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив как можно больше слов с суффиксами чик, щик.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
Правописание суффиксов -чик и -щик (5-6 класс)

Конспект урока русского языка для 5 класса

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

(урок закрепления темы)

Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных -ЧИК и -ЩИК

учителя русского языка

Мордань Натальи Юрьевны

ТЕМА УРОКА: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик и -щик . (Урок закрепления темы)

ЗАДАЧИ УРОКА: — закрепить способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик и -щик ;

— развивать устную речь учащихся и речевой слух;

— совершенствовать навыки определения лексического значения слова;

— прививать интерес к различным профессиям

I. Вступительное слово учителя и беседа по теории (на доске таблицы).

Наше путешествие по городу «Имя существительное» продолжается. На многих улицах и проспектах мы уже побывали и познакомились с их жителями.

А где мы останавливались вчера? (В переулке Мастеров).

Что нам дали мастера, чтобы мы никогда не ошибались при написании их профессии? (Путеводные звезды).

Какую фразу всегда произносит суффикс -чик ? (Я т о ж е зд е с ь).

Как вы можете ее расшифровать?

А что вы написали бы в слове «брильятн..ик»? Ведь по правилу здесь следует написать ч , а по интуиции хочется написать щ . Как быть в этой ситуации?

Ребята, будьте внимательны: в русском языке есть совсем немного слов, в которых после т пишется суффикс -щик . Это слова, пришедшие к нам из других языков. Кстати, а как называются такие слова? Заимствованные слова привыкли жить по своим законам и не всегда поддаются русским правилам. Не забывайте об этом!

А сейчас мы с вами продолжим знакомство с жителями переулка Мастеров и посмотрим, хорошо ли мы усвоили их советы.

II. Проверка домашнего задания. (На доске прикреплены рисунки ребят).

За прошлый урок мы не смогли узнать всех жителей переулка Мастеров, ведь их очень много. Давайте вспомним тех, с кем мы уже встречались. (Учащиеся выходят к доске и, показывая на свой рисунок, рассказывают, чем занимается этот человек).

III. Устная разминка. (карточки -чик и -щик ).

Кроме этих людей в переулке Мастеров зажигает фонари фонарщик, продает мороженое мороженщик , точит ножи точильщик , на кране работает крановщик , в типографии текст набирает наборщик , читает доклады докладчик , выгружает машины грузчик , охраняет переулок ракетчик .

IV. Творческий диктант.

А теперь проверим, сможете ли вы без путеводных звезд правильно выбирать суффиксы. (Убрать таблицы). Образуйте от слов, написанных на доске, имена существительные со значением лица по роду его деятельности, используя суффиксы -чик или -щик , обозначьте данную орфограмму.

Значения каких слов вам непонятны? (У нескольких учеников есть толковые словари, по которым они находят толкование непонятных слов и зачитывают всему классу словарную статью).

Придумайте и запишите одно предложение, в котором вы обратитесь с какой-либо просьбой к буфетчику. Какая пунктограмма будет при этом использована?

А теперь проверим ваш речевой слух. Прослушайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова и назовите имена существительные с суффиксами -чик или -щик .

Домой поспешая Нос выпачкан охрой

С тяжелых работ, И суриком глаз.

С утра мне встречался Вот пильщики : сайку

Рабочий народ. Угрюмо жуют

Смотрите – красильщик ! И, словно солдаты,

Узнаешь сейчас: Все в ногу идут.

Значения всех ли слов в тексте были вам понятны? (По толковому словарю ученики объясняют значения непонятных слов).

Как называются слова, употребляемые людьми той или иной профессии?

Составьте и запишите с одним из существительных с суффиксом

-щик предложение, в котором поясните значение этого слова, например: «Красильщик – это …».

Подчеркните грамматическую основу в вашем предложении.

Объясните постановку знаков препинания в нем.

VI. Тренировочное упражнение №247.

Все вы любите разгадывать кроссворды. Сейчас мы проверим, сможете ли вы быстро и правильно по толкованию лексического значения слова отгадать его. Запишите отгаданные вами слова, обозначьте в них изучаемую орфограмму.

VII. Сопоставление слов со сходными внешне суффиксами.

Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик ( -щик ), определите, соответствует ли указанному правилу написание следующих слов (они написаны на доске).

1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.

2. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.

3. Фонарщик, барабанщик, самоварщик.

Какое значение придают словам суффиксы существительных в каждой группе? Не путать суффиксы со значением лица по роду деятельность и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

VIII. Творческая работа.

Представьте, что вы секретарь директора огромного предприятия. Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на ваше производство.

Домашнее задание: упражнение №248 по заданию или мини-сочинение «Удивительная профессия».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сост Урок по русскому языку в 6 классе сотавлен по учебнику Ладыженской. Урок сопровождается презентацией.

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю — дифференцированно оценить результаты работ.

5 класс «Правописание суффиксов -чик и -щик».

Проект по русскому языку.

Урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик-«, проведенный в 6 классе.

Технологическая карта урока в 6 классе.

С помощью интерактивного тренажера можно в соответствии с требованиями ФГОС систематизировать, проверять и применять на практике знание по теме.

nsportal.ru

Правописание суффиксов -Чик -, -Щик- в существительных. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемarmshk.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Правописание суффиксов -Чик -, -Щик- в существительных.» — Транскрипт:

1 Правописание суффиксов -Чик -, -Щик- в существительных

2 Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

3 улитка фотоаппарат фортепьяно индеец книга свеча Собака

4 Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

5 Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

6 доклаДчик пулемеТчик груЗчик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс –ЧИК-?

8 Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч.В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

9 Упражнение 244 Извозчик Обходчик (путей) Резчик (по кости) Аппаратчица Грузчик Разведчик Смазчик Перебежчик Укладчица Прессовщик Обрубщик Подборщица (мехов) Съемщик (дачи) Формовщица

10 Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

11 Заполни таблицу -ЧИК- Значение лицаУменьшительное значение грузчикфонтанчик

12 вопросы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору- … 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь- … 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

13 ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

14 Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка 1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка 2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

15 Проверим себя Проверим себя 1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

16 Проверим себя Проверим себя 2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

17 Подведем итоги Подведем итоги Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

18 Домашнее задание Выучить правило на странице 102 Выполнить упражнение 249 Индивидуальное задание

www.myshared.ru