Правило для слова горечью

Склонение слова «Горечь»

Cклонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 34571 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.

Единственное число

Множественное число

Важно знать о склонении слов

Склонение существительных

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Склонение имен числительных

Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

  1. Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).
  2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
  3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
  4. Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
  5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
  6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
  7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части.

Склонение прилагательных

Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса.

sklonenie-slova.ru

Правило для слова горечью

§ 64. Безударные беглые гласные передаются буквами е, о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).

1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о , напр.: лапоть (лаптя), котён о к (котенка); бан о к (банка), пушин о к (пушинка), дочур о к (дочурка), кух о нь (кухня), ок о н (окно), сут о к (сутки), носил о к (носилки); гром о к (громкий), близ о к (близкий); то же в производных от таких слов, напр.: гал о чий (галка, гал о к), ут о чка (утка, ут о к), постанов о чный (постановка, постанов о к), сут о чный (сутки, сут о к).

2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й , беглый гласный передается буквой е , напр.: мизин е ц (мизинца), дят е л (дятла), вет е р (ветра), пар е нь (парня), Пав е л (Павла), комоч е к (комочка); свад е б (свадьба), бан е к (банька), пес е н (песня), баш е н (башня), ле е к (лейка), крыш е к (крышка), лампоч е к (лампочка), клёц е к
(клёцка), пят е н (пятно), полотен е ц (полотенце), перыш е к (перышко), ден е г (деньги); гор е к (горький), вкус е н (вкусный), важ е н (важный), споко е н (спокойный), зно е н (знойный), прямолине е н (прямолинейный); то же в производных от таких слов, напр.: гор е чь (горький, гор е к), строч е чный (строчка, строч е к), пеш е чный (пешка, пеш е к), неж е нка (нежный, неж е н), ма е чка (майка, ма е к), рав е нство (равный, рав е н), уз е лок (уз е л, узла).

3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и , напр.: кел и й (келья), олад и й (оладья), гост и й (гостья), певун и й (певунья), ущел и й (ущелье), коп и й (копьё), взгор и й (взгорье), поднож и й (подножье), варен и й (варенье); волч и й (волчья), верблюж и й (верблюжья), трет и й (третья); то же в производных от таких слов, напр.: олад и йка (оладья, олад и й), ке́л и йка (келья, кел и й) , но ср. вариант кел е́ йка.

Исключения: буква л (вместо ожидаемой е ) пишется в слове за я ц (зайца) и в производном за я чий; буква и (вместо ожидаемой е ) — в форме досто и н (достойный) и в производном досто и нство; буква е (вместо ожидаемой и ) — в словах у́л е й (улья), чи́р е й (чирья) , в формах род. п. мн. ч. ру́ж е й (ружьё) и су́д е й (судья) , наряду с вариантом суд е́ й.

По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:

а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестол о чь (бестолковый), вет о шь (ветхий), коп о ть (коптить), роп о т (роптать), шёп о т (шептать); бук о вка (буква), иск о рка (искра), тык о вка (тыква); лёг о чный (лёгкие), насмор о чный (насморк), пас о чный и пас о чница (пасха, кушанье ), блан о чный (бланк), широкоспект о рный и узкоспект о рный (спектр), фейервер о чный (фейерверк), шерен о жный (шеренга); директ о р (директриса), императ о р (императрица);

б) с буквой е (после мягких парных согласных): гор е нка (горница), гус е льки и гус е льцы (гусли), куд е рьки (кудри), лес е нка (лестница), циф е рка и циф е рблат (цифра); дирижаб е льный (дирижабль), жаб е рный (жабры),
крупнокалиб е рный и мелкокалиб е рный (калибр), кег е льный и кег е льбан (кегли), солн е чный (солнце), яс е льный и яс е льки (ясли); бургомист е рский (бургомистр), маги́ст е рский (магистр), наряду с вариантом магист е́ рский; меб е ль (меблировать, меблированный), шаб е р ( слесарный инструмент) (шабрить, шабровать);

в) с буквой и (перед j ): Васил и й (Васильевич и Васильевна), Григор и й (Григорьевич), Витал и й (Витальевна) и т. п.; жреб и й (жеребьевка), ман и я (маньяк), Итал и я (итальянский ). Исключение ( и не перед j ): крол и к (крольчиха, крольчонок).

orthographia.ru

Сладость и горечь слова Божьего

В Священном Писании дважды описывается довольно странная и таинственная картина: Господь вручает Своему проповеднику книжку и повелевает ее съесть. В первый раз такой эпизод встречается в книге Иезекииля. Пророк видит перед собой книжный свиток, исписанный внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Далее он слышит повеление: съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву… напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе (Иез. 3, 1-3). А затем прибавляет: и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3, 3).

Второй раз мы встречаем подобный образ в Откровении Иоанна Богослова. Ангел подает тайнозрителю некую раскрытую книжку и говорит: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9). Пророк съедает книжку и действительно чувствует сладость на устах, но горечь во чреве.

Что все это означает? Конечно же, вкушение книжки в общем символизирует призвание к пророческому служению. Отныне пророк будет говорить не свои слова, но Божии. Причем для Иоанна с этого момента начинается новый этап служения. Раньше он только записывал видения (см. Отк. 1, 11), а теперь соединяется со словом Божиим всем своим существом. Толкователи дают и другое осмысление вкушения книги: принять разумение увиденного (свт. Андрей Кесарийский), запомнить то, что было показано (свщмч. Викторин Петавийский), переработать в себе содержание книжки и усвоить его (Толковая Библия Лопухина).

Но съедение книжного свитка — это не только определяющий момент в жизни указанных пророков. Данная картина свидетельствует нам о многих смыслах, связанных со взаимоотношениями верующего человека и слова Божьего. Случившееся с Иезекиилем и Иоанном показывает, как действует семя Божественного слова в нас, какие этапы проходит человек, регулярно изучающий Писание и что он ощущает, когда желает передать эти слова другим.

Лишать душу слов Господних — значит морить ее голодом

Прежде всего, мы видим в представленных отрывках олицетворение замечательной библейской идеи о слове Божием как о духовной пище верующего человека. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Есть пища для тела, есть пища для души. Так же, как тело ежедневно требует еды, так и душа постоянно нуждается в пище. Лишать душу слов Господних — значит морить ее голодом.

Итак, слово Божие необходимо именно вкушать, глотая маленькими и большими кусками. Вначале пища слова Божьего сладка в устах. Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим (Пс.118, 103), — восклицал Давид. Когда мыслящий человек впервые соприкасается с библейским текстом, он не может не почувствовать некоторого наслаждения — хотя бы даже чисто эстетического или интеллектуального. Даже неверующий способен ощутить неповторимую красоту библейской речи — образной, яркой, симметричной, неисчерпаемо глубокой. При первом вкушении библейскую мудрость, как правило, трудно разжевать — но на вкус она обязательно будет сладка.

Сладко питаться от Духа Святого, но непросто потом жить с этим знанием

Сладкое в устах становится горьким, проникая во чрево. Именно так действует Священное Писание в нашей жизни. Сладко питаться от Духа Святого, действующего через библейские строки, но непросто потом жить с этим знанием, ибо оно требует коренного изменения человека и входит в противоречие с мирскими понятиями. Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1, 18) — изрек об этом премудрый Соломон.

Например, ты прочитал о том, что бьющему тебя по одной щеке стоит подставить другую — и твое сердце возрадовалось об истине. Но применить эту заповедь в жизни будет стоить немалых скорбей. Будет больно, страшно, стыдно. Да, придет сладость исполнения заповеди, но обязательно вместе с горечью несправедливой обиды и унижения. Или ты прочитал: любите врагов ваших (Мф. 5, 44). При первой же встрече с реальным врагом приходит понимание, насколько данная заповедь требует ломки самого себя, какой жестокой борьбой со своим ветхим человеком достигается исполнение слов Божиих. Принял сладость христианского откровения — узнай и тяжесть Креста Христова. Такова логика Священного Писания.

Принял сладость христианского откровения — узнай и тяжесть Креста Христова

Для усердного читателя Библии горечь неминуема также потому, что Писание вкладывает в человека мучительное знание. Евангелие не только обличает самоубийственный путь безбожного человечества и свидетельствует о плачевной загробной участи богопротивников. Оно дарит христианину духовное видение мира, понимание внутреннего смысла истории, делает его немножко тайнозрителем. И чем больше человек понимает и видит, тем труднее ему жить.

Поэтому и Христос-Всеведец плакал об Иерусалиме — Он видел развалины великого города еще задолго до разрушения его Титом Веспасианом. Так плачут обо всем мире и святые, которые видят далеко вперед. Про одного старца рассказывали, что он всегда был в слезах и говорил только одну фразу: «Что будет, братья, что будет…». Дарит Бог подобную незавидную прозорливость многим гениям пера, и они также мучаются таким знанием. Можно попытаться представить, как тяжело было жить, например, Достоевскому, написавшему «Бесов» еще за несколько десятилетий до революции. Он видел прекрасно, что ожидает Россию, и, хоть написал роман-предупреждение, понимал необратимость катастрофы. Жить, зная о грядущем разрушении того, что тебя окружает, — это ад. И в этот ад придется заглянуть всякому, полюбившему Писание.

Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями

У блаженного Августина и свт. Цезария Арльского можно обнаружить еще одно толкование. Есть уста Церкви и чрево ее. Уста — это духовные люди, чрево — плотские. Поэтому и говорится, что Божьи заповеди для уст сладки, а для чрева горьки. Для кого-то повеления Божии тяжелы и неприятны, а кто-то не может насытиться ими. Люди-уста чувствуют сладость слова Божьего, а люди-чрево тяготятся заповедями. Пока еще все эти люди находятся в Церкви, но Господь знает Своих, и последующее разделение неминуемо.

Сладость и горечь Писания также хорошо известны любому проповеднику, который свидетельствует об истине, но встречает непонимание и противление. Сладко говорить о Христе, но горько видеть непринятие Христа, отречение от истины. Проповедь вообще горькая задача. Она похожа на то, как если бы мы начали будить в три часа ночи крепко спящего человека. Вполне вероятно встретить отторжение и даже агрессию. Проповедник и есть такой будильщик. Он всегда рискует быть обруганным и изгнанным, и на такую возможную «награду» за благовестие и указывают слова о горечи Писания.

Пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова, тайнозритель Иоанн Богослов — в 1 веке по Рождеству. С тех пор изменилось многое, но действие слова Божьего в человеке остается тем же. Все так же людям необходима пища для души. Можно всю жизнь кормить душу каким-то суррогатом, каким-нибудь духовным ГМО — но без слышания слов Господних душа будет болеть и страдать. Все так же божественные изречения кажутся сладкими на вкус, но сообщают горечь, если проникают в сердце и заквашивают всю жизнь. По-прежнему горька для людей правда Божия, и объявлять о ней есть тяжелый подвиг. Неизменно существуют люди-чрево и люди-уста. Писание, вобрав в себя слова Христа, стало еще слаще, а разрыв между Богом и миром, не принимающим Его, усугубляется все больше и делает все более горькой жизнь христианина в мире. Закончится все окончательным разделением, и об этом также свидетельствует слово Божие — но тогда уже горечь нашего поражения сменится на нескончаемую радость Христовой победы.

www.pravoslavie.ru

Правило 96. Горечь никому не приносит пользы

Правило 96. Горечь никому не приносит пользы

Итак, ваш друг отдалился от вас. Или сознательно решил с вами не общаться. Мне известно, что друзья могут поступать так по разным причинам: от зависти к тому, как вы живете, до нежелания мириться с вашим поведением, которое вам кажется совершенно нормальным (а может быть, в глубине души и не кажется). А может быть, вы здесь вообще ни при чем: может быть, друг просто решил полностью разделаться с каким-то неприятным периодом своей жизни и хочет освободиться от всего, что с ним связано.

Что же вам в таком случае делать? Вы можете негодовать, что вашей дружбой пренебрегают, пусть даже в самой вежливой форме. Вы так старались быть хорошим другом, а к вам повернулись спиной. Даже если кто-то просто перестает поддерживать с вами отношения, это же обидно, правда? И у вас есть все основания обижаться и, может быть, даже злиться на него.

Но давайте несколько притормозим. Кому какая польза от вашей обиды и злости? Вашему другу точно нет до этого дела, потому что ему неизвестно, что вы чувствуете и о чем думаете. А вам что за удовольствие от этой горечи? Разве она вас воодушевляет и поднимает вам настроение? Нет, конечно, вы чувствуете себя плохо. Так зачем же самому себе портить жизнь?

Да, над этим стоит подумать. Может быть, лучше просто принять все как есть? И даже вспомнить то хорошее, что эта дружба дала вам в прошлом, и сохранить благодарность другу за то, что он был с вами, даже если теперь вы расстались? Допустим, между вами произошло какое-то недоразумение или просто дороги ваши разошлись. Но ведь вы переживаете из-за потери этой дружбы именно потому, что когда-то она поддерживала вас, давала положительные эмоции и была для вас важна.

Так что ваша обида портит жизнь исключительно вам одному. Это совершенно бессмысленное чувство, которое только мешает вам общаться с теми, кто остался рядом, и получать удовольствие от жизни. Те, кто играет по правилам, не испытывают тщетные, саморазрушительные эмоции. Вы должны стараться увидеть положительную сторону в любой ситуации. Особенно если у вас, пусть и в прошлом, был друг, который приносил вам счастье и радость и помогал вам чувствовать себя на высоте.

Лучше всего идти по жизни, понимая, что некоторым отношениям суждено быть долгими, а другим – скоротечными. Точно так же, как бывают дома, в которых вы живете лишь несколько месяцев, и другие, в которых вы можете жить десятилетиями. И это не означает, что вы должны испытывать к дому, где прожили недолго, какие-то горькие чувства – ведь в то время он был вам необходим, и вам было в нем хорошо. Так и люди – некоторые оказываются рядом с вами на короткий период и уходят после того, как дали вам все, что могли. И это просто чудесно, что они были в вашей жизни и подарили вам свою дружбу.

НЕКОТОРЫМ ОТНОШЕНИЯМ СУЖДЕНО БЫТЬ ДОЛГИМИ, А ДРУГИМ – СКОРОТЕЧНЫМИ.

psy.wikireading.ru

Зрительные диктанты

10 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 — 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач.
Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь.
Для 5 — 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч.

25 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 — 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж.
Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь.
Для 5 — 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.

Списки на отдельные пункты правила

Женский род, 3 склонение

Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.

Женский род, мн. ч.

Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.

Мужской род, 2 склонение

Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.

Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.

Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Ишь, бишь, вишь, лишь.

Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.

Глаголы 2-го лица

Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.

Глаголы повелительного наклонения

Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.

Ь сохраняется перед -те и -тесь: намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.

mogu-pisat.ru