Правила пропуска пешеходов

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

ПДД 2018 с комментариями онлайн

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 Правил.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся ТС, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен (п.4.5 ПДД).

Водителям, подъезжающим к такому пешеходному переходу, необходимо двигаться со скоростью, которая позволит им остановиться и уступить дорогу пешеходу, находящемуся на проезжей части. См. термин «Уступить дорогу (не создавать помех)».

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Одной из основных причин наездов на пешеходов является ограниченный или закрытый обзор: водитель в состоянии обнаружить пешехода в последний момент, т.е. на расстоянии, которое не позволяет применить даже экстренное торможение либо суметь как-то объехать пешехода. Поэтому приближаясь к нерегулируемым перекресткам, а также к нерегулируемым пешеходным переходам вне перекрестков, водителям нужно быть готовым к внезапному появлению людей на проезжей части.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Это требование касается как тех водителей, чьи ТС стоят перед переходом на перекрестке, так и тех, кто к нему только что подъезжает. Подъезжающие, несмотря на свой зеленый сигнал светофора, обязаны остановиться, чтобы пропустить пешеходов заканчивающих переход.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

В такой ситуации следует остановиться непосредственно перед переходом. Такое прекращение движения не будет считаться остановкой, так как это будет непреднамеренное прекращение движения.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Слепым пешеходам следует уступать дорогу в любых местах.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Если пешеходов нет, водитель может безостановочно проехать мимо открытых дверей маршрутного ТС и продолжить движение. Но делать это нужно с минимальной скоростью, так как пешеходы в подобных ситуациях могут появиться в любой момент.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Следует быть внимательным по отношению к ТС, выполняющим организованную перевозку детей. Если такое ТС остановилось, водитель обязан снизить скорость в любом случае, независимо от присутствия детей на тротуаре или обочине.

Содержание: Правила дорожного движения РФ

Возможно, здесь есть то, что вы ищете

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

avtonauka.ru

Как пропускать пешехода, чтобы не нарваться на штраф

Водители считают, что оказались в «зоне риска»

Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.

Пропустил или создал помеху?

Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.

И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.

Что говорят правила

В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).

Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.

Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.

Как реагируют суды

Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.

Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.

Позиция ГИБДД

В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.

Разделительная полоса

Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.

До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.

Невыполнимое требование?

На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.

Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.

А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».

Кандидат в мэры от оппозиции готов к тому, что против него будут применять грязные приемы

Современные моторы не прощают экономии на топливе

svpressa.ru

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не «попасть» на штраф

«Принцип двух свободных полос» — не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе», — считают в ГАИ. Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов — камень преткновения между автомобилистами и ДПС?

ПДД требуют, но не поясняют. «Комментарии к ПДД» поясняют, но «носят рекомендательный характер»

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, «снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам«. Из этого, казалось бы, следует, что пешеход как минимум должен находиться на переходе, но некоторые сотрудники ГАИ трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого. нет.

ПДД разъясняют, что же подразумевается под «уступить дорогу«: не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как «создание аварийной обстановки» — это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе — но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад — и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не, например, внезапно зазвонивший телефон! — выходит, водитель не только «не уступил дорогу», но и «создал аварийную ситуацию». И административную ответственность уже должен нести не за «непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам» (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым «аварийной ситуации» (ч. 10 той же статьи). Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за «непропуск» против 500 тыс — 1 млн рублей с лишением «прав» на срок до 2 лет или без лишения за «аварийную ситуацию». Дорогая, однако, несостыковка.

Единственное понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в «Комментариях к ПДД», — это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля. «Работает» принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если люди начали переход с обеих сторон навстречу друг другу — однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде «проскочить».

Но есть нюанс: комментарии к ПДД с юридической точки зрения — не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан. Соответственно, и «принцип двух свободных полос», как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный — инспекторов лишь «ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль — пешеход на переходе«, что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт «водитель — пешеход — ГАИ» едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав.

Когда уступать?

AUTO.TUT.BY попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также — как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с «непропуском пешеходов».

Как только пешеход ступил на проезжую часть — водитель обязан уступить ему дорогу. То есть — предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, — он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен, — считает Сергей Багаев.

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара, демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару — водитель не должен снижать скорость или останавливаться?

Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, — должен. Установленные на дороге знаки «Пешеходный переход» и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, троллейбус не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека — который, вроде бы, только «намеревается», и участником дорожного движения вы его не считаете — просто убьет огромным боковым зеркалом этого транспортного средства.

Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, «снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода — он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями«.

Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.


Одна полоса движения в каждом направлении

Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы (или три — две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу — справа по ходу движения его машины или слева, — поясняет Сергей Багаев. — Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля — водитель может продолжать движение.

А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено — равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад. Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения. И вы, продолжив движение, совершите наезд. Возможно, по ПДД водитель будет прав, а пешеход — нет, но кого это знание уже спасет? На мой взгляд, лучше убедиться, что пешеход отошел от автомобиля так далеко, чтобы ваши траектории не пересеклись даже в случае форс-мажора.

Две и более полосы движения в каждом направлении

Здесь можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в «Комментариях к ПДД», но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются, — рассказал Сергей Багаев. И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет. Однако, по мнению представителя ГАИ, «гораздо проще снизить скорость или даже остановиться перед переходом: а вдруг в движении водитель полосы, «оставшиеся» до человека, неправильно посчитает или пешеход перейдет на быстрый бег?«

auto.tut.by

Не пропустил пешехода — как доказать свою невиновность и какой штраф в 2018 году? Что значит «не уступил дорогу пешеходу»?

Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

По пешеходным переходам, а если они отсутствуют, то при наличии дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.27. или если пешеходного перехода нет в зоне видимости, то проезжую часть необходимо переходить в таком месте, где имеется хорошая видимость, нет разделительной полосы и ограждений или опираясь на сигналы светофора (регулировщика).

— следует оценить скорость и расстояние до приближающегося ТС;

— убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям. Не выходите из-за стоящего транспортного средства;

— при переходе не останавливайтесь;

— если вы слышите звук сирены от приближающего авто, незамедлительно покиньте проезжую часть.

Водитель обязан его пропустить. Обгоны, выезды на встречку перед пешеходным переходом недопустимы. Если светофор уже дал разрешающий сигнал, но при этом пешеходы еще не перешли дорогу, то необходимо дождаться конца движения.

— если слепой пешеход подал сигнал белой тростью;

— если пешеходы идут к стоящему в месте остановки маршрутному ТС, у которого посадка и высадка осуществляется на проезжей части;

— если стоит ТС с включенной аварийной сигнализацией и имеет при этом опознавательный знак «Перевозка детей». При необходимости водитель должен остановиться и пропустить детей.

Нет, если пешеход еще не вступил на пешеходный переход, то вы не обязаны останавливаться и пропускать его.

Требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Штраф в размере 1500 руб.

— дождитесь, чтобы инспектор представился, предъявил удостоверение и сообщил причины остановки;

— если ваше нарушение было зафиксировано при помощи технических средств, то следует согласиться с обвинением и выплатить штраф;

— попросите сотрудника ДПС составить протокол и пригласить пешехода, для приобщения его сведений к протоколу;

— далее, вы можете самостоятельно объяснить пешеходу, что если переход был не безопасен, то штраф следует выписывать и ему. Инспектор, не может вам в этом препятствовать;

— после этого, пешеход автоматически становится свидетелем. Следовательно будет стараться доказать, что вы никаких помех ему не создавали, иначе ему тоже будет выписан штраф;

— если инспектор отказывается звать пешехода, в этом случае состав нарушения будет считаться отсутствующем, так как без пешехода, доказать что вы не уступили дорогу, будет очень сложно, если конечно не велась фото или видеофиксация.

Нарушение пешеходом ПДД:

— влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 руб;

— повлекшее создание помех в движении ТС, влечет наложение штрафа в размере 1000 руб;

— повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение штрафа в размере 1000-1500 руб.

Нет, не всегда. Пешеходы часто думают, что водитель может сразу затормозить, что пешеход всегда прав и что перебегая на красный цвет, водитель подождет, однако это может привести к ДТП.

Нарушение правил ПДД:

— повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение штрафа в размере 2500 — 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок 1 — 1,5 года;

— повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение штрафа в размере от 10 000 — 25 000 руб. или лишение права управления ТС на срок 1,5 — 2 года.

Наказание назначается на основании УК РФ Ст. 264. Подробнее можно ознакомиться по ссылке.

— наезд произошел на нерегулируемом пешеходном переходе из-за того, что водитель не увидел пешехода или переход;

— наезд на пешехода в темное время суток;

— наезд вовремя поворота или съезда с дороги;

— наезд вследствие превышения скоростного режима.

— остановитесь и выйдете из машины, ставьте знак аварийной остановки и предложите пешеходу вызвать скорую помощь.

— если он отказывается и собирается уйти, попросите его написать расписку, в которой будет сказано, что попав в ДТП с таким-то автомобилем, претензий к водителю не имею, в медицинской помощи не нуждаюсь. Также необходимо указать ФИО, адрес и номер телефона пострадавшего.

— далее звоним в ГИБДД и вызываем инспектора.

— сообщите о данном инциденте в страховую компанию.

— осмотритесь. Возможно были свидетели и их показания Вам понадобятся.

— когда приедет инспектор, сообщите ему о случившемся, приобщите к протоколу расписку, составьте протокол и схему ДТП. Если у вас имеется запись с видеорегистратора, также укажите об этом в протоколе

Нет, это грозит лишением прав. Кроме того, не стоит везти пострадавшего в больницу самостоятельно, следует вызвать скорую.

Да, водитель обязан попустить пешехода, даже если последний нарушает ПДД.

Водитель может ехать. Если горит зеленый cвет, который предназначен для пешеходов, то не стоит стоять посреди дороги и дожидаться когда загорится красный для них, если дорога свободна.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Въезжая во двор, преимущество автоматически передается пешеходу.

Как часто вы сталкивались с невнимательностью и наглостью пешеходов? Но, к сожалению, не только они бывают инициаторами ДТП. Кроме того, если не пропустить пешехода на «зебре», то это может обернуться штрафом автолюбителю. В данной статье вы узнаете, какой штраф в 2018 году за то, что не пропустил пешехода. Также вы узнаете, обязательно-ли пропускать людей на переходе и какое будет наказание, если водитель собьет пешехода.

Для начала следует разобраться в том, кто именно является пешеходом.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

Из данного определения становится понятно, что лица, которые передвигаются в инвалидных колясках, оснащенные двигателем, являются водителями. Все те, кто передвигаются на своих ногах, но при этом катят в руках свой транспорт (мопед, мотоцикл) – пешеходы.

Пешеходы обязаны переходить дорогу исключительно по пешеходным переходам, в том числе надземным или подземным. Если они отсутствуют, но при этом имеются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, то необходимо переходить дорогу по линии тротуаров или обочин.

Знаки 5.19.1 и 5.19.2 ПДД:

5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход».
При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 — слева от дороги на дальней границе перехода.

Также с 1 июля 2015 года были внесены поправки, которые разрешают переходить дорогу по диагонали, но только при наличии специальной разметки. В том случае, если пешеходного перехода нет в зоне видимости (в 50 метрах от вас – не считается), то проезжую часть необходимо переходить в таком месте, где имеется хорошая видимость в обе стороны, нет разделительной полосы и каких-либо ограждений, придерживаясь траектории под прямым углом.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

На перекрестках, где движение регулируется светофором или регулировщиком, следует опираться на сигналы регулировщика или светофора.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Теперь о том, как пешеходы обязаны переходить проезжую часть:

Для начала необходимо оценить скорость и расстояние до приближающегося транспорта.

Убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям. Не выходите из-за стоящего транспортного средства.

При переходе не останавливайтесь, если вы вышли, продолжайте движение, не задерживаясь при этом.

Если вы слышите звук сирены от приближающего авто (полиция, скорая помощь, пожарная и т.д.), незамедлительно покиньте проезжую часть.

Пункт 4.5, 4.6 и 4.7 ПДД:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути). (п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

Читая данные правила сразу понимаешь, что пешеходы зачастую сами инициаторы аварий, в которые они попадают. Но давайте перейдем к обязанностям водителей.

Вы подъезжаете к пешеходному переходу и видите, что человек уже вступил на пешеходный переход для осуществления движения через проезжую часть, в таком случае вам необходимо его пропустить.

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. (п. 14.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
———————————
Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

Если вы видите, что едущий впереди вас автомобиль сбросил скорость перед пешеходным переходом, то вы также обязаны снизить скорость. Обгоны, выезды на встречку и другие маневры грозят не только лишением прав, но и возможным ДТП.

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил. (п. 14.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

В том случае, если вы стоите на регулируемом перекрестке, а светофор уже дал разрешающий сигнал, но при этом пешеходы еще не дошли до конца перехода, то вам необходимо дождаться, когда они дойдут.

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

Теперь рассмотрим ситуации, когда нужно пропускать пешехода:

Если слепой пешеход подал сигнал белой тростью;

Если пешеходы идут к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству, у которого посадка и высадка осуществляется на проезжей части;

Если стоит транспортное средство с включенной аварийной сигнализацией и имеет при этом опознавательный знак «Перевозка детей». Воитель обязан снизить скорость, и при необходимости остановиться и пропустить детей.

Пункт 14.5, 14.6 и 14.7 ПДД:

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей. (п. 14.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

Если пешеход при переходе дороги еще не вступил на пешеходный переход, то вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Что означает «уступить дорогу»? В ПДД имеется четкое определение фразы «уступить дорогу пешеходу», комментарии ГИБДД 2018 года нам в этом помогают.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Следовательно, на основании данного определения и пункта 14.1 ПДД, мы можем сказать, что уступить дорогу пешеходу, это не что иное, как остановиться. При этом уступать дорогу вы обязаны только в том случае, если пешеход уже вступил на «зебру» и начал свое движение. Если же он стоит на тротуаре и только планирует совершить переход, то преимущество остается за вами, соответственно, уступать дорогу вы не обязаны.

Для начала следует разобраться в том, какой штраф грозит за то, что не пропустил пешехода. Согласно статье 12.18 КоАП РФ, если вы не предоставите преимущества пешеходу в тот момент, когда он уже начал движение по переходу, то вам грозит штраф в размере 1 500 рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Теперь, когда мы знаем о наказании, то давайте разбираться в том, как доказать невиновность, если не уступил дорогу пешеходу.

Изначально, следует дождаться того, чтобы инспектор представился, предъявил удостоверение и сообщил причины остановки.

Если ваше нарушение было зафиксировано при помощи технических средств, то лучше, конечно, будет просто согласиться с обвинением и выплатить штраф. Но если фиксации не было, то побороться стоит.

Попросите сотрудника ДПС составить протокол и пригласить пешехода, для приобщения его сведений к протоколу.

Далее, вы можете самостоятельно объяснить пешеходу, что если переход был не безопасен (пешеход выскочил на зебру перед машиной), то штраф следует выписывать и на него тоже. Инспектор, в свою очередь, не может вам в этом препятствовать, так как на основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ и части 1 статьи 51 Конституции РФ, он обязан сам это сделать.

Часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ:

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 1 статьи 51 Конституции РФ:

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

После этого, пешеход автоматически становится свидетелем. Следовательно будет стараться доказать, что вы никаких помех ему не создавали, иначе ему тоже будет выписан штраф.

Если инспектор отказывается звать пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, или слишком далеко, в этом случае состав нарушения будет считаться отсутствующем, так как без пешехода, доказать что вы не уступили дорогу, будет очень сложно, если конечно не велась фото или видеофиксация нарушения.

Что касается трамваев и людей, которые выходят из него, то водитель не обязан тормозить, как только трамвай остановится. Пассажир не будет считаться пешеходом до тех пор, пока не вступит на проезжую часть, соответственно, останавливаться для того, чтобы люди могли выйти вы совершенно не обязаны.

Пешеходы такие же участники дорожного движения, как и водители. Следовательно, они несут такую же ответственность перед водителями во время перехода проезжей части.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Пункт 1.3, 1.5 и 1.6 ПДД:

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

При несоблюдении данных пунктов Правил Дорожного Движения, пешеходу будет грозить штраф, на основании части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 12.29 КоАП РФ:

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

В том случае, если пешеходом была создана помеха в движении транспортных средств, то штраф уже будет иным.

Часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ:

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

А если из-за ошибок пешехода был причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, то штраф опять же будет увеличен.

Часть 2 статьи 12.30 КоАП РФ:

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Поэтому прежде чем переходить дорогу следует убедиться в том, что вы не препятствуете движению автомобилей.

К сожалению ДТП с участием водителя и пешехода довольно частая ситуация на наших дорогах. Однако виновником аварии не всегда является водитель или пешеход. Именно в этом мы и хотим разобраться в данной части нашей статьи.

Вечный вопрос – кто виноват и кто прав, всегда будет преследовать участников дорожного движения.

Для начала хочется назвать несколько мифов, которые преобладают среди пешеходов:

Водитель может сразу затормозить. Не может. У любой, даже самой навороченной и дорогой машины, при низкой скорости движения будет тормозной путь, следовательно стать как вскопанный он не может.

Пешеход всегда прав. Если вы решили, что водитель обязан вас пропустить независимо от того, где вы переходите дорогу, то вы ошибаетесь. Увидев перед собой человека, водитель остановится только потому, что не хочет попадать в тюрьму и жить с таким «клеймом» всю жизнь. Вы сами будете виноваты в том, если вас собьют.

Перебегая на красный цвет, вы думаете, что водитель подождет.

Но бывают и такие ситуации, когда виноват водитель или пешеход, но никто из них не планировал нарушать ПДД.

Рассмотрим теперь наказание за наезд на пешехода по вине водителя. При любой аварии, даже самой незначительной, пешеходу будет нанесен вред здоровью, следовательно, наказание будет назначаться на основании степени нанесенного вреда пешеходу.

Статья 12.24 КоАП РФ:

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случае нанесения тяжкого вреда здоровью пешехода или его смерти, наказание будет назначаться на основании Уголовного Кодекса РФ.

Статья 264 УК РФ:

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Примечания.
1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (примечания введены Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Данное наказание будет также распространяться на водителей даже в том случае, если сбили пешехода не на пешеходном переходе. Хотелось бы рассмотреть основные причины наезда водителя на пешехода, возможно в дальнейшем это поможет обезопасить участников дорожного движения от ДТП.

Наезд произошел на нерегулируемом пешеходном переходе из-за того, что водитель не увидел пешехода или переход.

Наезд на пешехода в темное время суток.

Наезд вовремя поворота или съезда с дороги.

Наезд вследствие превышения скоростного режима.

Итак, чтобы этого избежать, следует соблюдать следующие правила:

Быть внимательными вблизи остановок для общественного транспорта. Обращайте внимание на знаки, которые указывают о наличие автобусной остановки.

Чтобы не попасть в ДТП из-за пешехода с другим автомобилем, внимательно смотрите на впереди едущий транспорт.

Осторожно проезжайте мимо припаркованных на дороге автомобилей. Люди думают, что вы их видите, и выскакивают из-за них.

Люди, которые ходят вдоль дороги или переходят ее в темное время суток, зачастую не носят одежду со специальными отражателями. Поэтому, водители должны быть внимательны ночью на неосвещенной трассе.

Как себя вести водителю? Периодически происходят ситуации, когда сбитый пешеход уходит сам, а через какое-то время останавливают водителя и вменяют ему нарушение на основании части 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ.

Поэтому, независимо от состояния потерпевшего и водителя, необходимо соблюдать следующим правилам:

Остановитесь. Выйдете из машины, ставьте знак аварийной остановки и предложите пешеходу вызвать скорую помощь.

Если он отказывается и собирается уйти, попросите его написать расписку, в которой будет сказано, что попав в ДТП с таким-то автомобилем, претензий к водителю не имею, в медицинской помощи не нуждаюсь. Также необходимо указать ФИО, адрес и номер телефона пострадавшего.

Далее звоним в ГИБДД и вызываем инспектора.

Сообщите о данном инциденте в страховую компанию.

Осмотритесь. Возможно были свидетели. Заручитесь их показаниями.

Когда приедет инспектор, сообщите ему о случившемся, приобщите к протоколу расписку, составьте протокол и схему ДТП. Если у вас имеется запись с видеорегистратора, также укажите об этом в протоколе.

Не пренебрегайте вызовом сотрудника ГИБДД. Если вы скроетесь с места ДТП, вам это будет грозить лишением прав. Также, не везите пострадавшего самостоятельно, вызовите скорую помощь, иначе это будет расценено как оставление места ДТП.

Часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Не договаривайтесь с пострадавшим на возмещение ущерба. Это может превратиться в долгосрочные выплаты, а так же вы не застрахованы от того, что они не сообщат об этом в полицию.

Согласно правилам ПДД, человек, управляющий авто, просто обязан пропускать пешеходов.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. (п. 13.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

Но тут также существую свои нюансы, которые приводят водителей в замешательство.

Пешехода необходимо пропускать в любом случае, даже в том случае, если переход проезжей части осуществляется на красный свет или в нарушении других правил Дорожного Движения. В случае ДТП, водитель останется крайнем и всю ответственность за случившееся возложат на него.

Уступать дорогу следует исключительно пешеходам. То есть, если горит зеленый cвет светофора, который предназначен для пешеходов, то не стоит стоять посреди дороги и дожидаться когда загорится красный цвет для них.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

Но данное правило действует исключительно для перекрестков. Применив его на обычной дороге, вы рискуете получить штраф в размере 1 000 рублей.

Запомните одно единственное правило: въезжая во двор, преимущество автоматически передается пешеходу.

В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

Следовательно, если вы въезжаете в жилую зону или во двор, то обязаны уступать дорогу другим участникам дорожного движения.

Пункт 17.3 и 17.4 ПДД:

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Для того чтобы не было разногласий на дороге, необходимо учить ПДД не только водителям, но и пешеходам. Потому что последний зачастую думает, что он всегда прав, но, как правило, такая правота обходится ценой жизни. Будьте внимательны и осторожны на дорогах.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

zakon-auto.ru