Правила пожарной безопасности в населенных пунктах

Правила пожарной безопасности в населенных пунктах

2. Населенные пункты

2.1. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

2.2. В сельской местности на стенах индивидуальных жилых домов (калитках или воротах домовладений) должны вывешиваться таблички с изображением инвентаря, с которым жильцы этих домов обязаны являться на тушение пожара.

У каждого жилого строения должна быть установлена емкость (бочка) с водой или огнетушитель. Указанные строения должны иметь приставную лестницу, достигающую крыши, а на кровле — лестницу, доходящую до конька крыши.

2.3. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

2.4. Строительство сараев, гаражей и других построек (пристроек) должно осуществляться только после получения в установленном порядке разрешения.

2.5. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться.

В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных дружин патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

2.6. В весенне-летний пожароопасный период рекомендуется при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

2.7. Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи 01 в таксофонах на платное обслуживание.

www.0-1.ru

Первичные меры пожарной безопасности

Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 51 Закона), в комментируемой статье, определяющей перечень первичных мер пожарной безопасности, по сути, говорится о комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, т.е. третьей из трех названных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона составляющих (наряду с системой предотвращения пожаров и системой противопожарной защиты) системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. К комментируемой статье отсылает норма ч. 4 ст. 6 данного Закона, устанавливая, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (см. также комментарий к указанной статье).

Ранее в отношении организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в разд. 4 ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» предусматривалось, что такие мероприятия должны включать:

организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб пожарной безопасности в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных республик и решением местных Советов депутатов трудящихся;

паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;

привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности;

организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения — в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей;

разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;

изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;

порядок хранения веществ и материалов, тушение которых недопустимо одними и теми же средствами, в зависимости от их физико-химических и пожароопасных свойств;

нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре;

разработку мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей;

основные виды, количество, размещение и обслуживание пожарной техники по ГОСТ 12.4.009-83 «ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание». Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей.

Как видно, данные положения устарели в части реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В настоящее время полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности регламентированы положениями ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». Указанной статьей (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) предусмотрено, в частности, следующее.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в т.ч. посредством организации и проведения собраний населения;

В ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» также предусмотрено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления; в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности», в соответствии с законами указанных субъектов РФ осуществляются органами государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Особый противопожарный режим, о котором говорится в п. 5 комментируемой статьи, регламентирован положениями ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим;

на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Указанные в п. 8 комментируемой статьи противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности регулируются соответствующими положениями ст. 25 названного Закона:

противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации;

обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказом МЧС России от 25 октября 2005 г. N 764 утверждена Инструкция о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций*(64), а приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» утверждены*(65));

обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В отношении упоминаемой в п. 9 комментируемой статьи добровольной пожарной охраны в ст. 13 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено следующее:

добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров;

участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

base.garant.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 марта 2017 года № 294-р

Об обеспечении пожарной безопасности объектов и
населенных пунктов в весенне-летний период 2017 года

В целях предупреждения пожаров и обеспечения безопасности людей в весенне-летний период 2017 года, а также в рамках проведения сезонной пожарно-профилактической операции «Лето» на территории Нижегородской области:

1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, руководителям организаций в рамках своих полномочий:

1.2. Организовать выполнение первичных мер пожарной безопасности, указанных в статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в том числе в части разработки и включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований в планы и программы развития территории, разработки (корректировки) и организации выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, создания и обеспечения деятельности муниципальной пожарной охраны, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, связи и оповещения населения, обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды в области пожарной безопасности.

1.3. В срок до 30 марта 2017 года организовать и провести комплексные проверки соответствия требованиям пожарной безопасности территорий населенных пунктов, обратив особое внимание на очистку территорий от сухой растительности и мусора, наличие и приспособленность подъездов, проездов, водоисточников для целей пожаротушения, возможность использования имеющейся водовозной и землеройной техники.

1.4. В срок до 30 марта 2017 года в населенных пунктах, для которых характерно возникновение угрозы лесных пожаров, пожаров в массивах сухой растительности, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность распространения огня на населенные пункты и в обратном направлении (устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, ликвидация ветхих строений).

1.5. В срок до 30 марта 2017 года организовать и провести проверку технического состояния противопожарного водоснабжения на территориях населенных пунктов и организаций. Результаты проверок рассмотреть на заседаниях районных (городских) комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Принять меры по организации своевременного ремонта и обслуживания оборудования водозаборов, насосных станций, артезианских скважин, неисправных пожарных гидрантов, водонапорных башен, очистке водоемов, приспособленных для целей пожаротушения, обеспечению подъездов к ним и оборудованию площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарной техники.

1.6. В срок до 25 апреля 2017 года подготовить и представить на утверждение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района (городского округа) паспорта готовности населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных районов (городских округов), к пожароопасному периоду.

1.7. Принять меры по выполнению противопожарных мероприятий, указанных в предписаниях государственного пожарного надзора, в том числе на объектах социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, жизнеобеспечения, обратив особое внимание на содержание территории, состояние путей эвакуации, электрооборудования, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, систем автоматической противопожарной защиты.

1.8. Организовать на территориях муниципальных образований Нижегородской области противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности с проведением сходов (встреч) с населением по разъяснению мер пожарной безопасности, с использованием возможностей средств массовой информации (телевидения, радио, печатных и Интернет-изданий) и официальных сайтов муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», организовать изготовление и распространение памяток (листовок) среди населения на противопожарную тематику. Рассмотреть возможность задействовать при этом все возможные объекты с массовым пребыванием людей, оборудованные техническими средствами информирования населения (громкоговорящая связь, бегущие строки, видеоэкраны).

1.9. Организовать работу с органами внутренних дел и гражданами в части пресечения правонарушений и преступлений, связанных с нарушением пожарной безопасности.

1.10. В рамках реализации Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» во взаимодействии с руководителями общественных объединений добровольной пожарной охраны организовать работу по активному привлечению добровольных пожарных к участию в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, приняв меры по обеспечению деятельности общественных объединений добровольной пожарной охраны, в том числе зданиями (помещениями), пожарной техникой, боевой одеждой и снаряжением, горюче-смазочными материалами в населенных пунктах и на объектах (в первую очередь отдаленных, с наличием социальных объектов с круглосуточным пребыванием людей и подверженных лесным пожарам), страхованию и медицинскому освидетельствованию добровольцев, предоставлению им льгот и социальных гарантий, материального стимулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.11. До 20 апреля 2017 года провести смотры всей пожарной, водоподающей и инженерной техники, проанализировать состояние готовности муниципальной и добровольной пожарной охраны. Принять меры по приведению пожарных химических станций, пожарной техники, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения, в исправное состояние, обеспечению ее горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами, организации при ней круглосуточного дежурства водителей и пожарных. Закрепить за каждой пожарной мотопомпой мотористов из числа добровольных пожарных и определить порядок доставки мотопомп к месту пожара.

1.12. В случае ухудшения обстановки с пожарами в поселениях, городских округах Нижегородской области, с учетом постановления Правительства Нижегородской области от 2 июля 2014 года № 439 «Об утверждении Положения об особом противопожарном режиме на территории Нижегородской области» ввести особый противопожарный режим с проведением комплекса дополнительных противопожарных мероприятий, в том числе ограничение пребывания граждан в лесах, торфяниках (въезд транспортных средств), разведения костров и проведения пожароопасных работ, с необходимостью организации патрулирования населенных пунктов силами местного населения и добровольных пожарных с первичными средствами пожаротушения, привлечением населения в помощь муниципальной и добровольной пожарной охране. Организовать публикацию информации о введении особого противопожарного режима.

1.13. Обеспечить готовность муниципальных и объектовых звеньев территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к работе в пожароопасный сезон. Вопросы подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2017 года рассмотреть на заседаниях районных (городских) комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности в срок до 25 апреля 2017 года и проинформировать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области и Главное управление МЧС России по Нижегородской области о проведенной работе и принятых мерах.

1.14. При получении прогнозной информации о высокой пожарной опасности (IV и V класс), а также при установлении высокой пожарной опасности переводить в режим повышенной готовности органы управления и силы муниципальных звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области. О принятии соответствующих постановлений (распоряжений) информировать Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

1.15. В срок до 30 марта 2017 года провести комплексные тренировки для совершенствования взаимодействия с органами повседневного управления функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), силами постоянной готовности подсистем РСЧС Нижегородской области при выполнении ими задач по предназначению в чрезвычайных ситуациях, а также решении вопросов по управлению силами городских и районных звеньев РСЧС при чрезвычайных ситуациях (происшествиях) различного уровня.

1.16. В пределах средств, выделяемых на обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, многодетных семей, оказать материальную помощь в ремонте печей и электропроводки, эксплуатирующихся в пожароопасном состоянии, а также по оборудованию мест их проживания автономными пожарными извещателями.

1.17. Организовать экстренное оповещение населения при угрозе распространения природных пожаров на территории населенных пунктов, а также при возникновении пожаров в населенном пункте.

1.18. Организовать с 1 мая 2017 года круглосуточное дежурство водителей на приспособленной для целей пожаротушения технике предприятий и организаций, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

1.19. Организовать в срок до 20 апреля 2017 года проведение комплекса эвакуационных мероприятий, в том числе заседаний эвакуационных (эвакоприемных) комиссий органов местного самоуправления муниципальных образований, уточнить планы эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверить и обеспечить готовность пунктов временного размещения пострадавшего при чрезвычайных ситуациях населения и транспортных средств, к приему и размещению пострадавшего населения, обратив особое внимание на первоочередное жизнеобеспечение населения.

1.20. Создать, провести проверку и при необходимости восполнить резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Предложить Главному управлению МЧС России по Нижегородской области:

2.1. Организовать подготовку сил и средств территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области к оперативному реагированию в случае угрозы лесоторфяных пожаров населенным пунктам.

2.2. Совместно с министерствами и иными органами исполнительной власти Нижегородской области подготовить и направить в органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организации информационные письма с рекомендациями по подготовке объектов и жилищного фонда к весенне-летнему пожароопасному периоду 2017 года.

3. Департаменту региональной безопасности Нижегородской области оказать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области необходимую методическую помощь в разработке и утверждении паспортов готовности населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных районов (городских округов), к пожароопасному периоду 2017 года.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Р.В.Антонова.

5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения.

Документ получен из эталонного банка
данных правовой информации Губернатора
и Правительства Нижегородской области

docs.cntd.ru

Требования пожарной безопасности к населенным пунктам rss

Территория населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участками, прилегающими к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т. п.

К естественных или искусственных водоисточникам (рекам, озерам, бассейнам, градирнями и т. п.) должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метра для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переноса огня при лесных и торфяных пожарах на жилые здания и сооружения, для чего устраиваются защитные противопожарные полосы, в летний период удаляется сухая растительности.

Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) не менее 200 литров с водой или иметь огнетушитель.

На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этот период целесообразно организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

В пожароопасный период необходимо при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01” в таксофонах на платное обслуживание.

83.mchs.gov.ru

Управление Государственного Пожарного Надзора главного управления МЧС России по Ульяновской области

Принят на заседании
Совета глав поселений при
Губернаторе-Председателе Правительства
Ульяновской области
18 июня 2007 года, Протокол № 3

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «_____________________ поселение «

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «______________ поселение» (далее – поселение) и устанавливает организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.

1.2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения относится к вопросам местного значения.

1.3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения;

противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальных памяток, рекламной продукции, рекомендаций населению, организации тематических выставок, смотров, конкурсов, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

первичные средства пожаротушения — переносимые или перевозимые людьми средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;

муниципальная пожарная охрана – вид пожарной охраны, создаваемой на территории поселения с целью обеспечения предотвращения пожаров (профилактики пожаров), спасения людей и имущества от пожаров.

добровольная пожарная охрана (ДПО) – одно или несколько подразделений добровольных пожарных дружин, не имеющих на вооружении пожарные машины, или добровольных пожарных команд, имеющие на вооружении пожарное оборудование, пожарные мотопомпы или пожарные машины;

добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 К первичным мерам пожарной безопасности на территории поселения относятся:

2.1.1. обеспечение необходимых условий для привлечения населения поселения к работам по предупреждению пожаров (профилактике пожаров), спасению людей и имущества от пожаров в составе подразделений добровольной пожарной охраны;

2.1.2. проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;

2.1.3. оснащение муниципальных учреждений первичными средствами тушения пожаров;

2.1.4. соблюдение требований пожарной безопасности при разработке градостроительной и проектно-сметной документации на строительство и планировке застройки территории поселения;

2.1.5. разработку и выполнение для поселения мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных и торфяных пожарах на здания, строения и сооружения поселения;

2.1.6. организацию патрулирования территории поселения в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды;

2.1.7. обеспечение поселения исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в государственную пожарную охрану;

2.1.8. своевременную очистку территории поселения от горючих отходов, мусора, сухой растительности;

2.1.9. содержание в исправном состоянии в любое время года дорог, за исключением автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения, в границах поселения, проездов к зданиям, строениям и сооружениям;

2.1.10. содержание в исправном состоянии систем противопожарного водоснабжения;

2.1.11. содержание в исправном состоянии имущества и объектов, а также первичных средств пожаротушения на объектах муниципальной собственности.

2.1.12. утверждение перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;

2.1.13. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

2.1.14. установление особого противопожарного режима;

2.1.15. профилактика пожаров в населенных пунктах поселения.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Основными задачами обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются:

4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. К полномочиям Совета депутатов поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:

  • утверждение Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в поселении и внесение дополнений и изменений в него;
  • утверждение муниципальных целевых программ в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в поселении;
  • установление нормы бюджетного финансирования на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории поселения;
  • принятие решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальной пожарной охраны.
  • 4.2. К полномочиям администрации поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:

  • информирование населения о принятых решениях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории поселения;
  • организация проведения противопожарной пропаганды и обучения населения, должностных лиц органов местного самоуправления, первичным мерам пожарной безопасности самостоятельно либо путем привлечения на договорной основе организаций иных форм собственности;
  • организация деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны;
  • разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечение пожарной безопасности муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений, создание условий для обеспечения населенных пунктов поселения телефонной связью);
  • оснащение муниципальных учреждений первичными средствами пожарной безопасности;
  • организация осуществления мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных и торфяных пожарах на здания, строения и сооружения поселения;
  • осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при разработке градостроительной и проектно-сметной документации на строительство и планировке застройки территории поселения;
  • организация патрулирования территории поселения в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды силами добровольных пожарных;
  • очистка территории поселения от горючих отходов, мусора, сухой растительности;
  • содержание в исправном состоянии в любое время года дорог, за исключением автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения, в границах поселения, проездов к зданиям, строениям и сооружениям;
  • содержание в исправном состоянии систем противопожарного водоснабжения;
  • взаимодействие с Ульяновским отделением общероссийской общественной организации Всероссийского добровольного пожарного общества по вопросам организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территориях населенных пунктов поселения;
  • содержание в исправном состоянии имущества и объектов, а также первичных средств пожаротушения на объектах муниципальной собственности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
  • регулирует взаимодействия и взаимоотношения между другими видами пожарной охраны (муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны);
  • ведение реестра добровольной пожарной охраны (приложение № 1);
  • организация исполнения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, в части компетенции органов местного самоуправления (поселения, округа) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
  • 4.3. К полномочиям главы поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:

    1. образование, реорганизации, упразднение комиссии по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, определение ее компетенции;
    2. исполнение функций руководителя комиссии либо назначение ее руководителя, утверждение персонального состава;
    3. установление особого противопожарного режима на территории поселения;
    4. назначение и увольнение руководителя муниципальной пожарной охраны;
    5. иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Ульяновской области, Уставом поселения, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
    6. 5. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО ВОПРОСАМ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      5.1. В целях координации и совершенствования деятельности органов местного самоуправления поселения и организаций, расположенных на территории поселения, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности создается коллегиальный орган по вопросам осуществления первичных мер пожарной безопасности — комиссия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

      5.2. Комиссия возглавляется главой поселения, либо лицом, назначаемым главой поселения. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением и планом работы, утвержденным главой поселения.

      6. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      6.1. Для противопожарной пропаганды используются информационные стенды, доски и другие доступные для населения поселения места размещения соответствующих материалов. Противопожарную пропаганду проводит __________ (указать структурное подразделение администрации или должностное лицо) (далее – ответственное лицо) совместно с муниципальной пожарной охраной в лице инструкторов пожарной профилактики.

      6.2. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию администрации поселения экстренную информацию, направленную на обеспечение пожарной безопасности населения.

      6.3. Обучение работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности проводится указанными организациями по специальным программам, в том числе утвержденным в соответствии с федеральным законодательством, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

      6.4. Порядок организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, противопожарной пропаганды устанавливается главой поселения.

      6.5. Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности осуществляет муниципальная пожарная охрана в лице руководителя и (или) инструкторов пожарной профилактики.

      7. СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ

      7.1. Соблюдение требований пожарной безопасности по планировке и застройке территории поселения осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и иным действующим законодательством.

      8. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

      8.1. Муниципальная пожарная охрана создается в виде дружин (или команд, в случае если это предусмотрено соответствующим решением Совета депутатов поселения о создании муниципальной пожарной охраны), которые входят в систему обеспечения пожарной безопасности поселения. Количество дружин (или команд), входящих в состав муниципальной пожарной охраны, определяется администрацией поселения по согласованию с должностными лицами Государственной противопожарной службы. Муниципальную пожарную охрану возглавляет руководитель, назначаемый Главой поселения.

      8.2. Дружина комплектуется добровольными пожарными и осуществляет свою деятельность без использования пожарных машин.
      Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных мотопомп или пожарных машин (а также приспособленной для тушения техники).
      Команды могут подразделяться на разряды:

      • первый — с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
      • второй — с круглосуточным дежурством только мотористов пожарных мотопомп или водителей пожарных машин, и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
      • третий — с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

      8.3. Муниципальная пожарная охрана комплектуется также инструкторами пожарной профилактики, которые могут работать на постоянной основе.

      8.4. Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета депутатов поселения.

      8.5. Администрация поселения в течение 10 дней информирует подразделение Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), в районе выезда которого находится поселение, о создании, реорганизации и ликвидации муниципальной пожарной охраны.

      8.6. Финансовое и материально-техническое обеспечение муниципальной пожарной охраны осуществляется за счет средств бюджета поселения, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования в соответствии с законодательством РФ. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений ведомственной пожарной охраны осуществляется за счет средств организаций, в которых созданы эти подразделения.

      8.7. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются Решением Совета депутатов.

      9. ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

      9.1. Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территориях населенных пунктов поселения.

      9.2. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения в соответствии с его Уставом.

      10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ПОСЕЛЕНИЯ

      10.1. Администрация поселения организует:

      10.1.1. профилактику пожаров в населенных пунктах поселения.

      10.1.2. осуществление мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания, строения и сооружения, расположенные на территории поселения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности)

      10.2. На территории населенных пунктов поселения, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

      10.3. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в населенных пунктах, дачных поселках, садовых участках по решению администрации поселения разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этих случаях силами местного населения и добровольных пожарных организуется патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также осуществляется подготовка для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, проводится соответствующая разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

      10.4. По решению администрации поселения в весенне-летний пожароопасный период также может быть организовано дежурство граждан.

      10.5. Органы местного самоуправления поселения создают условия для обеспечения населенных пунктов исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в государственную пожарную охрану.

      10.6. Территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, строениями и сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Организация выполнения указанных в данном пункте мероприятий по отношению к объектам муниципальной собственности осуществляется администрацией поселения, по отношению к объектам иной формы собственности – собственниками объектов самостоятельно.

      10.7. Территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания, строения и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Мероприятия, указанные в данном пункте и осуществляемые на объектах, находящихся в муниципальной собственности, производятся за счет средств бюджета поселения, на остальных объектах – за счет средств их собственников.

      10.8. Расходы, направленные на обеспечение исполнения противопожарных требований, установленных действующим законодательством, на объектах муниципальной собственности, переданных в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение юридическим или физическим лицам, осуществляются за счет указанных лиц.

      11. ОСНАЩЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

      11.1. Муниципальные учреждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления поселения, должны быть в полной мере обеспечены первичными средствами пожаротушения.

      11.2. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов:

      класс А — пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага);
      класс В — пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;
      класс С — пожары газов;
      класс D — пожары металлов и их сплавов;
      класс (Е) — пожары, связанные с горением электроустановок.

      11.3. Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

      11.4. Осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, находящихся в собственности поселения, осуществляется за счет средств бюджета поселения, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях иной формы собственности – за счет средств собственника данных объектов.

      Приложение № 1
      к Положению об обеспечении
      первичных мер пожарной
      безопасности в границах
      муниципального образования
      «________ поселение»,
      утвержденному решением
      Совета депутатов «_____ поселения»
      № ___ от «___» ______ 2007г.

      РЕЕСТР
      добровольной пожарной охраны Муниципального образования

      www.ugpn.ru