Правила по акустике

Выбираем акустику в автомобиль правильно! Чтобы звук был хорошим и не жаль было потраченных денег

Купили новый автомобиль и решили заняться поиском акустики? Или же просто хотите сменить свой отслуживший магнитофон на более современный, стильный и удобный? В этой статье я расскажу, как выбрать акустику в машину.

На сегодняшний день существует большое количество фирм-производителей, выпускающих как дешевую, так и дорогую акустику для автомобилей. Простому обывателю будет сложно разобраться во всех хитросплетениях, связанных с автозвуком, проектированием, настройкой всей этой техники в своей машине и решить, какая акустика лучше в машину.

Очень многие автовладельцы считают, что высокая цена и звучное имя производителя будут гарантом качества выбранной акустической системы. Как бы ни так! Хороший звук достигается совсем не этим: на него влияет правильная установка акустики в недра машины. Может быть и так, что, купив «навороченную» и «крутую» по всем меркам систему, с разочарованием обнаруживаешь, что звук идет, как из бочки. Становится жаль и себя, и потраченных денег.

Супер-звук: правила по выбору хорошей акустики в машину

1. Прежде всего, нужно обратить внимание на фирму, которая выпускает акустические системы. Вот некоторые самые надежные: MTX, Focal, DLS, Infinity, hertz, Alpine, Morel, Magnat и другие.

Конечно, сейчас вы спросите, а как же знаменитый Panasonic, Kenwood, Pioneer и так далее? Да. Среди них также встречается хорошая акустика в машину, но, как правило, случается это очень и очень не часто. Хотя, например, акустика Пионер в машину приобретается очень часто и очень многими.

2. Выбирая динамики, учитывайте, что их подвес должен быть не матерчатым, а резиновым.

3. Спереди в салоне авто должна стоять разнесенная акустика с отдельными твитерами (в простонародье – пищалками). Кстати, эти самые пищалки лучше выбирать шелковые, и тогда вы получите мягкий и ровный звук.

4. Сзади устанавливайте акустику размером 6 на 9 дюймов или, по-другому, 17-20 см.

5. Если место позволяет, то лучше приобрести комплект акустики в машину большого диаметра.

6. Некоторые магнитолы «привередливые»: с одними колонками играют великолепно, но совершенно не воспринимают другие.

7. Также одним из важных фактором при выборе акустики в авто, является то, какую по сложности систему вы хотите приобрести в машину, т. е. для чего она вообще нужна. Исходя из этого пункта, рассмотрим все эти системы поподробнее.

Уровни акустических систем: от простого к сложному

1. Самая простая аудио-акустика в машину

Стоит недорого и подходит для людей, которые не собираются поражать пассажиров и проходящих мимо людей уровнем и качеством звука. В этом случае можно купить недорогие колонки от не самых именитых брендов. Спереди может быть установлена и разнесенная, и коаксиальная акустика. Сзади – обычные акустические динамики («блины»). Все вместе может обойтись от 1500 до 3000 родных рублей.

2. Средняя система

Предпочитаете что-то помощнее? Тогда, вперед нужно ставить разнесенную систему с шелковыми твитерами-пищалками, а также поместить все это «богатство» в специальные подиумы. Сзади опять же можно установить «блины», поскольку главный звук идет от передних колонок, поэтому на задних можно и немного сэкономить. На такую акустику придется раскошелиться примерно на 4500 наших российских. Да, передние колонки обойдутся дороже.

3. Акустика высокого уровня

Выбор такой системы требует ответственного и серьезного подхода.

Впереди должна стоять разведенная система, причем, довольно дорогая (насколько позволяют имеющиеся средства). У таких колонок должен быть и звук отменного качества, и достаточная мощность, чтобы выдержать «напор» усилителя. Для колонок обязательно нужен подиум, а для дверей – шумоизоляция.

Выбор задних колонок зависит от одного фактора: если они играют прямо от магнитолы, то не следует отдавать за них все имеющиеся средства, достаточно обычных «скромных» динамиков. А вот если они от усилителя, тогда, да, брать нужно получше и подороже.

Кроме всего прочего, заднюю акустику лучше брать с шелковыми твитерами, это обеспечит качественный и чистый звук как для пассажиров спереди, так и устроившихся сзади. Ведь, наверно, даже дилетант знает, что задние динамики добавляют низов, а передние направлены на воспроизведение высоких и средних частот.

4. Самая высокая и качественная система – «соревновательная»

Эта система поражает и качеством, и ценой. Она будет состоять уже из нескольких составляющих. Выбор такой системы нужно доверить профессионалам или, хотя бы, людям, знающим и разбирающимся в этом «музыкальном» вопросе.

Вообще, выбирая акустику в машину нужно, прежде всего, опираться на свои собственные предпочтения. Кто-то любит естественную силу звучания, чтобы и верх и басы были на примерно одинаковом уровне. Для таких ценителей прекрасно подойдет акустика DLC, Morel, Hertz, Focal с шелковыми твитерами-пищалками.

Некоторые любят повышать низы, чтобы бухало в голове сидящих в машине и пугало окрестных кошек. Для таких целей стоит приобретать JBL, Lightning Audio, Boston Acoustic производства несравнимых США.

В основном, второй вариант предпочитает молодежь, которая любит показать себя и свой автомобиль, а первую систему выбирают продвинутые автолюбители, разбирающиеся и в технике, и в музыке для нее. И еще. Акустика в машину: цены могут кусаться, а могут и нет – это правило тоже стоит помнить.

В этом видео говорится о том, как сделать самому систему аудио звучания в авто:

И последнее . Выбрав и купив хорошую акустику, не забудьте, что ее еще надо правильно установить. Не уверены в себе и своих силах? Попросите профессионалов, которые сделают вашу машину настоящим музыкальным раем.

avto-i-avto.ru

Правила по акустике

Акустическая гитара, записанная некачественно, в два счета снизит качество вашего микса.

Давайте уточним, чего точно лучше избежать.

№1. Определить роль акустической гитары в миксе

Прежде чем установить микрофон и начать запись необходимо четко представить себе чем именно будет звук вашей акустической гитары в миксе.
В 95% случаев акустика занимает одну из двух позиций: основной инструмент и скорее всего довольно свободный микс или же слой в плотном рок миксе, где множество всего происходит одновременно.

Предположим что речь идет о балладе, где в основе аккомпанемента акустическая гитара, бас и легкие ударные. В этом случае скорее всего необходимо захватить максимальное количество звука от деки, включая весь лоу энд.

В другом случае, если речь о поп \ рок треке заполненном ударными, басом, электрогитарой, синтезаторами и слоями вокала, акустическая гитара выступает как текстурный элемент, от которого скорее всего требуется именно энергия верхней середины и верхнего диапазона. Подобное задача не требует большого звука акустической гитары, наоборот, он должен быть тоньше и хорошо прорезать сквозь стену других инструментов.

Это кажется очевидным, и тем не менее понимания роли акустики в конкретном треке дает возможность решить задачу качественнее и быстрее.

№2. Не используйте только DI трек

Не все будут с этим согласны, но я уверяю вас, что качество звучания ваших акустических треков вырастет если бы не будете использовать только DI со встроенного датчика.

Почему? Потому что DI звучит уместно только в связке с живым звуком захваченным микрофоном.
Когда вы слышите звук живой акустической гитары вы не засовываете голову в деку, а стоите рядом. Нужно иметь это в виду и по возможности использовать.

Используйте DI трек только вместе с микрофоном и вы точно будете звучать живее.

№3. Не вжимайте микрофон в деку

Надеюсь вы следуете правилу номер №2 и пользуетесь микрофоном. Тогда отодвиньте его еще чуть дальше, чем вы делали это раньше.

Очень часто микрофон стоит ближе чем необходимо и это чревато сразу несколькими качественными потерями.
Опять же, как я говорил в прошлом абзаце, вы не слушаете звучание акустической гитары с прижатой головой к деке.

Если вы отойдете хотя бы на 30 см, то шансов захватить весь комплекс звучащих элементов гитары, а это и струны и резонаторное отверстие и гриф становится гораздо больше.

Таким образом вы получаете в распоряжение более органичный баланс, в том числе избежите проблем с избыточным количеством низких частот, которые как известно увеличиваются с приближением к микрофону с кардиоидной диаграммой направленности (которую скорее всего вы и будете использовать при записи акустической гитары).

Больше фокуса на богатом верхнем диапазоне и никакого мутного низа.

№4. Акустика в стерео

Перед тем как я скажу почему на мой взгляд лучше не писать акустическую гитару в стерео, хочу оговориться что множество превосходных записей акустики было сделано именно так.

И все же я задаю вопрос, зачем?

Идея стоящая за записью в стерео — получение настолько широкого микса, насколько это вообще возможно. Это хорошо, но какие тут трудности?

Запись несколькими микрофонами открывает дверь фазовым проблемам, вам нужно быть исключительно внимательными, чтобы не допустить паразитных частотных наложений, тщательно отмеряя пропорции между микрофонами и их удаленностью от источника звука.
Также я считаю запись акустики в моно классикой, с которой очень удобно работать в дальнейшем.

Для того чтобы создать ощущение пространства вы можете использовать реверберацию, а также различный алгоритмы удваивания сигнала.
Правильное панаромированные моно треки открывают очень широкие возможности.

Следуйте этим правилам всякий раз, когда решаете вновь записать акустическую гитару и ваши миксы обязательно станут ощутимо лучше.

Подпишитесь на наш Telegram канал — новые обзоры каждую неделю.

getsound.su

Машинный звук: Car Audio

Часть первая.

Автомобиль как средство передвижения

Первое, что бросается в глаза в салоне автомобиля и с чего начинают строить собственное car audio, — головное устройство, обычно CD-ресивер. Правильная по логике попытка подобрать головное устройство по звучанию, как правило, обречена на провал. При хорошей акустике и внешних усилителях (что, как правило, стоит во всех приличных салонах) разобраться в нюансах звучания могут единицы. После первой (и неудачной) попытки покупатель начинает думать, что главное в автомобильном звуке — акустика, а цена головных устройств определяется красотой дисплеев и наличием сервисных функций. И в чем-то он прав.

Действительно, изготовители автомобильной электроники строят всю свою линейку продуктов на основе одной, в крайнем случае двух моделей. Поэтому класс звучания всей серии определяется качеством топовой модели. Просто из более дешевых моделей изготовители убирают дистанционное управление, упрощают пользовательский интерфейс, ограничивают количество линейных выходов и т. д. Поэтому, как правило, класс головного устройства определяют не по звуку, а по наличию как раз сервисных функций. Например, характерной особенностью моделей верхнего уровня является наличие диммера (устройства, изменяющего яркость подсветки дисплея в зависимости от того, включены габариты или нет). Стоимость реализации подобной функции не превышает полдоллара, однако ставят ее только в дорогие устройства — иначе в классах совсем запутаешься.

Особо улучшить звук головное устройство не может, хотя если оно что-то и отрежет в частотной характеристике, никакие устройства вернуть отрезанное не помогут. Да и не в каждой машине можно заменить «голову»: многие производители так интегрируют их в панель управления (например, на Peugeot 206), что их смена превращается в дорогостоящую косметическую операцию. А вот что менять нужно в любом случае — это акустику (если, конечно, у вас не Rolls-Royce). Как правило, изготовители автомобилей ограничиваются самыми дешевыми бюджетными моделями. Требования к автомобильной и домашней акустике различаются: первая работает в агрессивной среде (особенно если устанавливается в дверях) и в условиях повышенной вибрации. Поэтому традиционные бумажные диффузоры исключены. Диффузоры дешевых моделей изготавливаются из полипропилена низкого давления, более дорогих — высокого. Для увеличения жесткости (а следовательно, и качества звучания) полипропилен часто армируют углепластиковыми нитями или, что более модно, покрывают тонким слоем металлической фольги. Самая дорогая акустика использует практически идентичные дорогим домашним системам технологии — кевларовые, углепластиковые и даже картонные диффузоры (правда, пропитанные специальными водостойкими смолами). Высокочастотные автомобильные головки, как правило, ничего интересного из себя не представляют: используется купольная мембрана из пластика, металла или шелка.

Две или четыре?

Сколько колонок ставить? В этом вопросе профессионалы так и не пришли к одному мнению. Есть установщики, напрочь отрицающие заднюю акустику и считающие ее атавизмом, пришедшим из тех времен, когда система состояла из магнитолы и двух динамиков — пластмассовых коробочек, которые бросались на заднюю полку. Довод у них простой — ведь в домашней стереосистеме никто не ставит колонки сзади. Но в любом приличном авторесивере как минимум четыре канала усиления — куда тогда девать лишние два канала?

Заводить на сабвуфер, ибо это почти самое главное устройство в автомобиле. Другие профессионалы прочно стоят на позиции четырехточечного расположения акустики в салоне, упирая на специфику звучания автомобильного салона, и не считают низкочастотный динамик так уж и необходимым. Единственное, в чем сходятся и первые, и вторые, — двери не лучшее место для размещения акустики. При такой установке получается эффект стереонаушников, когда источники звука локализуются в самой голове, а не перед слушателем, как задумывал звукорежиссер. Идеальное место для размещения — торпедо. Желательно, чтобы торпедо было большое, а лобовое стекло сильно наклонено назад. Однако при таком расположении высокие частоты при отражении от стекла будут быстро затухать. Поэтому высокочастотные «пищалки» при такой схеме выносятся на боковые стойки. Если вы решились на это, то совершили первый шаг на пути в бездну — бесконечного улучшения звучания вашего автомобиля. Потребуются многочисленные эксперименты с углами наклона, местами расположения, борьбой с отражением сигнала и т. д. Помимо времени все это стоит безумных денег.

Звуковые процессоры

Выход из положения довольно простой — возвращаем акустику в штатные места и устанавливаем специализированный звуковой процессор.

В электронный мозг этого маленького компьютера вбивается масса данных: расстояние от слушателя до всех акустических головок, размеры салона, материал обивки и т. д. , — а процессор, посредством подстройки временных задержек сигналов и частотной коррекции сигнала, адаптирует звучание к салону любого автомобиля. Единственная проблема — процессор рассчитан только на одного человека. Когда в салоне вы не один, его можно отключить, тогда все слушатели будут слышать нечто среднее.

Сегодня процессоры стремительно дешевеют, и с их распространением чисто акустические решения будут отодвигаться на второй план. Пока среднестатистический автоаудиолюбитель обходится без процессора, даже не подозревая об их существовании, — по статистике, на десять проданных усилителей приходится один процессор.

Если цена выбранной акустики перевалила за двести долларов за пару, вам не обойтись без внешнего усилителя. Хотя профессионалы советуют ставить усилитель при любой возможности — нельзя впихнуть в миниатюрную микросхему ничего прилично звучащего, утверждают они. Однако установка усилителя несет за собой массу неудобств. Во‑первых, для лучшего охлаждения он должен быть открытым. Можно, конечно, запихнуть его под сиденья, но обычно его размещают в багажнике. Часто это ведет к жесткому закреплению спинки задних сидений — прощай, трансформация салона, а вместе с ней и перевозка любимых лыж и сноубордов. Вдвое увеличивается длина проводов: теперь их надо тянуть сначала от головного устройства в багажник и только потом — к акустике. Установив усилитель, вы вплотную приблизились к тому порогу, когда автомобиль все же больше средство передвижения, чем передвижная аудиосистема.

Часть вторая.

Аудиомобиль

Движение к совершенству начинается с осознания того, что одного усилителя вам мало, нужно как минимум три: один на правый борт, один на левый, один к сабвуферу. Басовые динамики давно уже живут в своем особом мире, и питают их специальные усилители, работающие в отдельном классе D (низкочастотные технологии давно разошлись с обычными). Можно сразу забыть, что в багажнике можно что-то возить. Там теперь навечно поселятся усилители, процессор и сабвуфер (лучше два). По иронии, именно усилители установщики считают самой красивой частью автомобиля. Поэтому в любой приличной мастерской вам порекомендуют отделку багажника кожей, нубуком или деревом, предложат астрономическое количество всевозможных накладок, декоративных рамок, изготовленные на заказ болтики, светодиоды и неоновые лампы. Самый хит сезона — специальные лазеры. Экономить на всем этом не стоит: когда в полночь вы откроете багажник и оттуда полыхнет всеми цветами радуги, знатоки это оценят.

Главный калибр

Большое количество усилителей начинает приводить к токовому голоданию, хорошего звука ждать нельзя. Пора менять силовые провода. Как в оружии, их диаметр измеряется в калибрах. Чем меньше калибр, тем толще провод. Нулевой соответствует копеечной монете. Цена — от четырех до сорока долларов за метр. Поменяли? Слушаем любимую скрипку. И вдруг на одном из дисков вам показалось, что кульминация прозвучала как-то смазанно и неинтересно. Показалось или не показалось, прозвучала или не прозвучала? Существует ничтожная вероятность, что вам помешала инерционность автомобильного аккумулятора, который выдал нужный ток для вашего усилителя на долю секунды позже. Что, тянули-тянули подкалиберный кабель — и все зря? Нет, просто вы наконец доросли до конденсатора.

Установка аудиоконденсатора — это уже рубеж. После этого вы можете на равных обсуждать со специалистами небольшой круг тем. Музыкальный конденсатор выполняет роль накопителя энергии. В момент наступления кульминации произведения конденсатор, не дожидаясь реакции со стороны нерасторопного аккумулятора, без промедления отдаст нужную порцию энергии усилителям мощности, и музыкальный фрагмент прозвучит достойно. Замечательно, кроме одного «но»… Если вдруг незаряженный конденсатор включить в сеть, он неминуемо взорвется. Причем сильно. Поэтому следующим после конденсатора приобретением будет специальное устройство с дисплейчиком, надевающееся на клеммы и следящее за зарядкой.

Про питание

Окончательно насладиться звучанием всей этой роскоши мешает звук работающего двигателя. Выключаем его. Вот он, момент истины. Именно момент — гирлянда усилителей выпивает аккумулятор до дна минут за двадцать. Меньше звучания половины компакт-диска. Самое время ставить специальный гелевый аудиоаккумулятор. По своей структуре он более напоминает конденсатор (очень тонкие пластины, помещенные в гель), в несколько раз превосходит традиционные аккумуляторы по скорости отдачи тока. Связанный гелеобразный электролит не требует ухода, что позволяет размещать аудиоаккумулятор поближе к электронике. Правда, и стоит это чудо в несколько раз дороже обычного аккумулятора.

Вооружившись конденсаторами, проводами и аккумуляторами, вы наслаждаетесь музыкой, не подозревая, что теперь неприятности могут поджидать в дороге. Имя этой неприятности — генератор, который подзаряжает аккумулятор, который заряжает конденсатор, который питает усилитель. Дело в том, что надежное питание автомобиля стандартный генератор обеспечивает начиная с 3−3,5 тыс. об./мин. А в пробках, в которых музыку в основном и слушают, генератор крутится на 1000−1500 оборотах. Если же включить стеклоочистители, омыватели, обычные и противотуманные фары, кондиционер, прикуриватель, антирадар, handsfree, «крякалку» и стробоскоп, аккумуляторы не только перестанут подзаряжаться, но начнут стремительно терять заряд. Мы опять имеем размытую — как ее? — кульминацию. День испорчен. Выход один — специализированные, как вы догадались, аудиогенераторы, способные выдавать двести и более ампер уже на тысяче оборотов. На этом этапе общаться даже с аудиофилами бесполезно. Вам прямая дорога на соревнования по автозвуковому спорту. Что это такое? Читайте в следующем номере.

Автор благодарит компании A&t trade и Триа Интернешнл за консультации

www.popmech.ru

9 ошибок при выборе акустики для дома

Выбираете домашний кинотеатр или стереосистему для дома? Тогда эта статья для вас.

Ниже мы приводим несколько правил, которые на первый взгляд кажутся либо разумными, либо даже общепризнанными, но…

Несмотря на то, что профессионализм большинства аудиоэкспертов сомнений не вызывает, всецело доверять их мнениям не стоит. Во-первых, уши у всех разные, и потому для вас будет гораздо полезнее составить свое собственное мнение (пусть и не такое глубокое) о звучании приглянувшегося вам компонента. Во-вторых, издания, в которых такие тесты публикуются, вынуждены накладывать на текст определенные ограничения. В частности, никто не позволит опубликовать простую фразу: «мне звучание не понравилось». Конечно, если вы сами эксперт, то вы, скорее всего, поймете, что хотел сказать автор. Но если вы эксперт, то вы уж, наверняка, прослушаете заинтересовавший вас компонент самостоятельно.

Вот уж где трудно получить объективную информацию, так это в отзывах и обсуждениях на форумах. Во-первых, человек, который в действительности приобрел тот или иной компонент, зачастую просто психологически не готов к тому, чтобы признать публично (или даже самому себе), что вот я купил то, что мне реально не подходит (а может и просто отстой). Если же вам на глаза попадет именно такая или похожая фраза, то не исключено, что она вышла из-под пера сотрудника конкурирующего магазина.

Во-вторых, даже если человек осознанно подошел к выбору и прослушал большое количество систем перед покупкой, он может только описать характер звучания этих систем (причем на своем чувственном языке, который вы можете банально истолковать по-своему) и не факт, что его выбор будет близок вам.

А вот такие реальные отзывы реальных потребителей бывает понять еще труднее, чем оценки экспертов: «Купил сабвуфер Supershit Pro 12 — колбасит так, что крышу сносит». Может, у него сносит крышу от того, что стекла дребезжат? Может быть, ему только этого и хотелось, а структура акустического баса ему по барабану (басовому)?

Так что вывод тут тот же: слушать заинтересовавшую вас вещь нужно самостоятельно, исходя из ваших приоритетов. Может статься, что вам понравится более дорогая модель, или же более доступная, но при этом она будет радовать Вас своим звуком, а не раздражать!

Если вы действительно любите Музыку (вот так, с большой буквы), то вы очень быстро научитесь различать тембровые и «смысловые» оттенки. В среднем через 15 минут прослушивания по нашей методике человек начинает определяться в своих предпочтениях. По моему опыту, трое из четырех посетителей, которые произносят фразу «я в этом не очень разбираюсь», уже спустя немного времени начинают свободно ориентироваться в собственных ощущениях. Хотя на первом этапе им требуется подсказка со стороны специалистов магазина.

Это правило, в отличие от всех предыдущих, отчасти верно, но и его нельзя считать незыблемым. Известно, что вложения в разработку акустических систем не всегда дают эквивалентный результат, но, как правило, сказываются на цене продукта. А потому не так уж редко встречается сравнительно недорогая акустика, обладающая не менее привлекательным звучанием, чем более дорогие модели. И в этом случае очень полезна будет помощь сотрудников магазина-салона.

Здесь можно повторить комментарий из предыдущего пункта, расширив его для других компонентов системы. Но если вам требуется подобрать один из компонентов для уже существующей системы, то очень желательно, чтобы в салоне уже имелся ваш «соседний» компонент — скажем, усилитель, если вам требуется подобрать источник. Не исключено, что вам придется доставить ваш собственный компонент.

В какой-то мере это касается лишь сабвуфера, при работе с электронной музыкой требования к нему предъявляются несколько иные. Но в ом большого оркестра, то и любой другой репертуар ей окажется под силу. Но, разумеется, при подборе компонентов вы должны прослушивать материал именно того жанра, который вы слушаете. Потому что звучание вашей системы должно нравиться именно вам, а не кому-то еще.

Единственный плюс, который вы получаете при таком подходе — это совместимость пультов ДУ. А большой и серьезный минус состоит в том, что вы сильно ограничиваете для себя выбор. К тому же, если честно, у кого-то из производителей лучше получаются источники, коньком других, наоборот, являются усилители. Не бойтесь экспериментировать. Но и тут помощь сотрудника салона будет вам очень кстати.

Верно, но лишь отчасти. Действительно, стереоусилитель, купленный за те деньги, что и многоканальный ресивер, почти наверняка даст более богатое звучание. Но это — отдельная статья расходов. На самом деле опытный сотрудник магазина-салона сможет порекомендовать вам многоканальный AV-ресивер, обладающий достаточной музыкальностью. С акустикой еще проще. Хотя к фронтальной акустике в домашнем кинотеатре предъявляются более жесткие требования по части характеристик направленности, практически вся современная акустика (у которой динамики выстроены в одну линию) этим требованиям удовлетворяет. И если ее звучание при прослушивании музыки вас удовлетворяет, то и с обязанностями фронтальной акустики в домашнем театре она справится наилучшим образом.

Аргументация сторонников этого правила такова: акустика фронта и тыла должна обладать одинаковым звуковым почерком. На самом деле история знает немало примеров, когда разные модели акустики, даже из одной серии существенно различаются по звучанию. Поэтому требования тут простые: все компоненты акустики должны обладать достаточно ровным характером на середине и не очень узкой характеристикой направленности. И тут открывается широчайшее поле для эксперимента.

www.sound-systems.ru

Сегодня все большую популярность приобретают минимализм и аскетичные тенденции в дизайне интерьера. Многие не считают обилие предметов украшением жилого помещения. Некоторые даже полагают, что дизайн любой акустической системы, а также демонстрация аппаратуры, является дурным тоном и уродует обстановку помещения. Некоторые люди стараются имитировать исторический интерьер той или ной эпохи, в котором намеренно уменьшают количество современных предметов. Случается также, что классическая акустика занимает слишком много места и «съедает» объём небольших помещений. Что ж, о вкусах не спорят, а вопрос недостатка жилой площади актуален, посему сегодня материал о встраиваемых АС.

Несколько слов о стереотипах

Распространены стереотипные мнения о низком качестве звучания встраиваемых акустических систем, их стоимости, других недостатках.

Стереотип 1. Встраиваемые АС – это дешевые динамики для воспроизведения фоновой музыки в торговых объектах.
Такое мнение сформировалось, когда на рынке не существовало большого количества встраиваемых АС, соответствующих высоким стандартам (например, HI-FI). Высококачественная акустика этого типа была редкостью, и наиболее распространённой встраиваемой акустикой были трансляционные системы и динамики для торговых центров. Сегодня ситуация иная, но осадок, как говорится, остался.

Стереотип 2. Качество звука в подобных АС априори ниже, чем у других типов.
Суждения такого рода появляются после того, как встраиваемые АС монтируются без учета акустических особенностей помещения, с нарушением инструкций производителей, и, что закономерно, плохо звучат.

Стереотип 3. Встраиваемые АС с приличным (качественным, хорошим, «божественным») звуком запредельно дороги
Можно согласиться лишь отчасти (если речь идет о Hi End акустике), так как существует не мало моделей таких акустических систем с достойными характеристиками, которые стоят сравнимо, а порой и дешевле, чем классические аналоги.

Классификация и особенности применения

Достаточно условно можно разделить встраиваемую акустику на стеновую — In Wall (как правило, прямоугольной формы) и круглую — потолочную – InCell.

Главной особенностью InCell АС является небольшая масса. Как правило, производители рассчитывают её таким образом, что бы можно было беспрепятственно монтировать их на гипсокартон или подвесные потолки.

Встраиваемая акустика может быть бескорпусной (динамики/динамики + кроссовер), открытого типа (динамики, размещённые на передней панели) и модульной – плоский закрытый ящик для установки в ниши и рекреации.

Бескорпусные встраиваемые АС обладают следующими преимуществами:

  • стоимость ниже, чем у модульных ящиков;
  • самостоятельный выбор объёма полости для размещения;
  • высокая вариативность при размещении.
  • Как любые другие АС, они не лишены недостатков:

  • требуют достаточно большой площади плоскости размещения;
  • необходим минимальный объём воздуха в тыльной части;
  • требуют строгого соблюдения правил монтажа.
  • Открытый тип хорош тем, что размер фронтальной плоскости уже определён производителем, но сравнительно редок.

    Корпусные модульные встраиваемые АС выгодно отличаются:

  • простотой монтажа;
  • акустически рассчитанными габаритами;
  • глубиной корпуса, полностью соответствующей толщине обшивки (60- 80 мм).
  • К недостаткам этого типа относят:

    • высокую стоимость;
    • небольшой ход диффузора динамиков в связи с не большой габаритной толщиной, невозможность использования излучателей с мощной магнитной системой;
    • вариативность размещения определена габаритами корпуса, а акустические свойства системы нельзя улучшить варьированием объёмов акустических полостей.
    • Следует учитывать, что в зависимости от акустического оформления меняется АЧХ встраиваемой АС. В плоском закрытом ящике характерно снижается выраженность низких, и, вероятно, будет горб в области средних и ВЧ, что следует учитывать при выборе типа.

      О типе и габаритах подобных АС необходимо заранее сообщить дизайнеру, которому поручено создание проекта, а также уведомить о них подрядчика, который будет заниматься отделочными работами. В зависимости от выбранного варианта и конкретной модели, монтажная глубина установки такой акустики находится в диапазоне от 55 до 110 мм.

      Хочу отметить, что большинство встраиваемых АС вне зависимости от типа снабжены подробными инструкциями по монтажу и специальными шаблонами для разметки. В зависимости от дизайнерского решения, фронтальные детали АС (решетки диффузоров, панели, крепления, дуги) могут быть покрашены в тот или иной цвет.

      Конструкция

      По конструкции большинство моделей встраиваемых АС можно разделить на:

    • широкополосные;
    • многополосные с отдельным размещением излучателей;
    • двухполосные – коаксиальные (СЧ/НЧ излучатель и твиттер расположены тандемом в едином каркасе).

    Выбор конструкции акустических систем определяется их назначением. Для создания боковых и центральных фронтальных каналов в системах домашнего кинотеатра рекомендуют применять многополосные АС. При потолочном размещении целесообразно использовать коаксиальный тип, как наиболее компактный и распространённый в InCell оформлении. В случаях, когда АС планируется использовать преимущественно для высокоточного воспроизведения музыки, многие эксперты рекомендуют высококачественные широкополосные и двухполосные системы.

    Монтаж и размещение – 50 % результата

    Особенно важен монтаж для бескорпусного типа, так как от его особенностей будет зависеть всё, кроме характеристик самих излучателей. В случае с модульными АС, достаточно простейших рекомендаций производителя.

    Основные принципы монтажа бескорпусных встраиваемых АС:

  • целостность панели (панель не должна иметь разрывов, отверстий, трещин, стыков вокруг установленного излучателя на расстоянии 2-х его диаметров;
  • материал панели должен соответствовать рекомендациям производителей АС (как правило, это древесина, (ДВП) МДФ, фанера, ДСП, реже гипсокартон, толщиной не менее 10 мм);
  • полость за тыльной частью излучателей должна быть не менее рекомендованной в инструкции по монтажу.
  • Следует также понимать, что у каждого производителя есть собственные спецификации по размещению и монтажу встраиваемой акустики, которые подробно отражены в документации продукта. Инструкцию к приобретенной модели необходимо обязательно предоставить проектирующему дизайнеру и мастерам, которые будут осуществлять монтаж.

    Размещение

    При использовании многополосных (5.1, 7.1,) систем объемного звука для домашних кинотеатров, большое значение имеет размещение динамиков. Специалисты рекомендуют строго придерживаться тех схем размещения, которые указаны производителем.

    Для 5.1 и 7.1 систем стандартными являются приведённые ниже схемы.

    Так или иначе, при размещении встраиваемой акустики всегда следует помнить о том, где находится слушатель и как им будет восприниматься стереопанорама. Кроме того, замечено, что при потолочном размещении зона корректного восприятия стереоэффекта существенно увеличивается.

    рис. 1 — стереоэффект при стандартном расположении, рис. 2 и 3 при потолочном угловом расположении

    (Психоакустическими исследованиями установлено, что человек плохо определяет локализацию источников по высоте, при этом подъём источников вверх существенно расширяет зону стереоэффекта). Если положение слушателя будет регулярно меняться, имеет смысл использовать потолочное или угловое размещение.

    АС амфибии и кухонные системы

    Для многих оборудование встраиваемых АС актуально в местах с сравнительно агрессивным климатом (высокой влажность, температурой) и сравнительно стеснёнными условиями. Словом, там, где сложно и небезопасно размещать систему стандартного типа, например, в ванной комнате или на кухне. Для таких целей многие производители выпускают специальные продукты. Устойчивая к влажности акустика может размещаться в стенах и на потолке в ванной комнате, кухне, а при необходимости, в сыром подвале. Зачастую стоимость таких АС является достаточно высокой, что в свою очередь отпугивает многих покупателей.

    Необходимо отметить, что для ванных комнат с классической плиточной облицовкой сложно рассчитать наиболее оптимальное акустическое размещение в связи с крайне низкой поглощающей способностью керамической плитки и большим количеством отражений. Кроме того, для людей, предпочитающих слушать Вагнера в дУше, эксперты рекомендуют акустику с высоким давлением, так как душ создает уровень шума до 85 -90 Дб.

    Для кухонных АС требования ниже, чем для ванных комнат и для таких систем не редко используются стандартные варианты. Обилие кухонной мебели позволяет удобно разместить акустику непосредственно в ней, при соблюдении условий монтажа. В случае, если по каким-то причинам кухонная АС должна находиться в непосредственной близости от источников влаги, следует применять влагостойкие динамики.

    m.habr.com