Правила лёгкой атлетики в школе кратко

реферат по физкультуре «Легкая атлетика — королева спорта»

с рефератом «Легкая атлетика — королева спорта» Кирилл выступал на школьной научной конференции. Далее, эта работа была использована на открытом уроке по физкультуре.

Предварительный просмотр:

Управление Образования Сивинского района Пермского края

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Малосивинская средняя общеобразовательная школа»

IV школьная научно – практическая конференция

Реферат по физической культуре

«Легкая атлетика – королева спорта»

Выполнил: Панов Кирилл,

Ученик 5 класса

МБОУ «Малосивинская СОШ»

Руководитель: О. А. Чадова

Учитель физической культуры

С. Шулынды, 2012 г.

1. История развития легкой атлетики ……………………………………………………….4

2. Дисциплины легкой атлетики ……………………………………………………………..4

3. Основные принципы организации самостоятельных занятий ………………………….5

За давностью лет уже невозможно установить, кто и когда назвал лёгкую атлетику королевой спорта. Но любопытно, что за многие десятилетия никто не усомнился в законности этого громкого титула. Лёгкая атлетика действительно правит спортивным миром, её любят и почитают в самых отдалённых уголках планеты. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др. Начиная с раннего возраста, легкоатлетические упражнения широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих.

  • История развития легкой атлетики
  • Историю развития легкой атлетики необходимо знать прежде всего потому, что любое явление необходимо рассматривать в историческом аспекте. Легкая атлетика – один из древнейших видов спорта. Так, еще за много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования. Но подлинный расцвет этого вида спорта наступил в Древней Греции. Первые Олимпийские игры древности, о которых сохранилась достоверная запись, состоялись в 776 г. до н.э. Тогда в программу состязаний входил лишь бег на 1 стадий (192 м 27 см). В 724 г. до н.э. проводился бег уже на 2 стадия, а еще через четыре года состоялся первый олимпийский забег на длинную дистанцию — 24 стадия. Победа на играх ценилась очень высоко. Чемпионам оказывали большие почести, избирали на почетные должности, в их честь возводили монументы.

    Второе рождение легкая атлетика получила в 1859 г., когда греки попытались возродить Олимпийские игры. В программе первых общенациональных соревнований основное место заняла лёгкая атлетика. В 1866 г. прошёл первый легкоатлетический чемпионат Великобритании, а через 10 лет подобное соревнование прошло в США. В России легкая атлетика появилась в 1888 г., когда в дачном местечке Терлево под Санкт-Петербургом по инициативе молодого банковского служащего Петра Москвина был создан кружок любителей спорта. Его участники занимались лёгкой атлетикой, проводили разнообразные состязания, преимущественно в беге.

  • Дисциплины легкой атлетики.
  • Лёгкую атлетику по традиции называют видом спорта. На самом деле это целый комплекс иногда близких, а чаще весьма далёких друг от друга дисциплин. Если все виды ходьбы, бега, прыжков, метаний и многоборий разделить по «родственным» связям, таких групп наберётся около 20.

    Сколько же дисциплин объединяет лёгкая атлетика? Основных, классических, которые входят в программу крупнейших соревнований к концу ХХ века набралось 46 (24 мужские и 22 женские). При этом число женских дисциплин постоянно растёт. Если программа для мужчин практически не менялась с Олимпиады 1948 г., то для женщин она увеличилась с 9 видов в 1948 г. до 22 в 2000 г. На играх – 2000 г. в Сиднее женщины впервые соревновались в прыжках с шестом и метании молота.

    Рассмотрим некоторые из дисциплин легкой атлетики подробнее.

    Спортивная ходьба

    Данная дисциплина отличается от бега тем, что в ней, чтобы добиться победы надо не просто показать самый быстрый результат на дистанции, но очень важно соблюдать технику ходьбы. Скороходу запрещено переходить на бег, запрещена фаза полета, характерная для бега. На очередном шаге нога спортсмена должна быть выпрямлена в колене. За нарушения правил спортсмена могут дисквалифицировать. Соревнования в спортивной ходьбе бывают драматичными, так как на высокой скорости или из-за усталости бывает сложно не переходить на медленный бег. Случалось, что спортсменов лидирующих по ходу гонки дисквалифицировали из-за этого. Бывало, что это происходило уже на финишной прямой, или после соревнования.
    Скороходы соревнуются на дистанциях от 5 до 50 км. В программу крупнейших соревнований (Олимпиада, чемпионаты и Кубки мира и Европы) включены следующие дистанции: 20 км. (у женщин и мужчин), 50 км. (у мужчин).

    Гладкий спринт

    К этому виду спринта относятся дистанции 50, 60, 100, 200 и 400 м, включаемые в программу крупных соревнований. Крупные турниры проходят на аренах, имеющих восемь беговых дорожек. Столько же и спортсменов принимает участие в забеге. Перед началом забега судья произносит команды спортсменам: «На старт», «внимание» и выстрел вверх из сигнального револьвера, после которого спортсмены и начинают гонку. В случае преждевременного старта, гонку останавливают, а спортсмену, допустившему эту провинность, засчитывают фальстарт и выносят предупреждение. За два предупреждения бегуна дисквалифицируют.

    Барьерный спринт

    От гладкого отличается тем, что бегуны на дистанции преодолевают препятствия – барьеры. Барьеристы соревнуются на дистанциях 110 и 400 м (у мужчин), 100 и 200 м. (у женщин). Спортсмены бегут по отдельным дорожкам, на каждой из которых стоит по 10 барьеров. Участникам этих забегов неумышленно сбивать барьеры можно, но если барьер сбит специально, спортсмена сделавшего это ждала дисквалификация.
    В программу международных соревнований включены спринтерские эстафеты 4 х 100м и 4 х 400 м., как у мужчин, так и у женщин.

    Бег на средние дистанции

    Является одним из самых увлекательных и динамичных соревнований легкой атлетики, полным неожиданностей, которые связаны не только со скоростью спортсменов, но ещё более важным фактором этого состязания является тактика, избранная бегунами. В эту группу бега включены дистанции 800, 1000, 1500, 1609 и 2000 м. Все они включены в программу международных соревнований.
    Длинными являются дистанции 3000, 5000, 10000 и 20000 м.

    1. Основные принципы организаций самостоятельных занятий.
    2. Самостоятельные занятия легкой атлетикой могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя – тренера или проводиться по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.
      Правила организации и гигиены самостоятельных занятий легкой атлетикой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания. Также необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.
      Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, на таких занятиях являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.
      Рекомендуется занятия легкоатлетическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух.

      В целях безопасности самостоятельные занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

    3. бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
    4. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
    5. при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
    6. во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;
    7. не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;
    8. перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;
    9. не оставлять без присмотра снаряды для метания;
    10. не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);
    11. не находиться в зоне броска;
    12. не подавать друг другу снаряд для метания броском;
    13. запрещается проводить одновременно занятия с несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
    14. Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).

      Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

    15. тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;
    16. правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;
    17. проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;
    18. в жаркое время резино – битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить; в случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;
    19. перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);
    20. надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
    21. провести разминку.

    Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно – сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

    Соблюдая несложные и необходимы правила при организации самостоятельных занятий, удастся избежать негативных последствий и травм, а значит повысить эффективность оздоровительного эффекта от легкоатлетических упражнений, то есть, приблизить к основной цели – совершенствование физической формы человека.

    nsportal.ru

    Правила лёгкой атлетики в школе кратко

    Виды лёгкой атлетики, которые культивируются

    Легкая атлетика включает в себя беговые, технические виды, а также ходьбу и многоборья.

    Беговые виды лёгкой атлетики объединяют следующие дисциплины:

    спринт (60 м, 100 м, 200 м и 400 м),

    бег на средние дистанции (от 800 до 3000 м, в том числе бег на 3000 м с препятствиями),

    бег на длинные дистанции (классические дистанции 5000 м и 10 000 м),

    барьерный бег (60 м, 100 и 110 м, 400 м) и эстафета (4×100 м, 4×200 м, 4×400 м, 4×800 м, 4×1500 м).

    Технические дисциплины лёгкой атлетики объединяют следующие виды :

    вертикальные прыжки — прыжок в высоту, прыжок с шестом;

    горизонтальные прыжки — прыжок в длину, тройной прыжок;

    метания — толкание ядра, метание диска, метание копья, метание молота.

    Спортивная ходьба:

    В этой дисциплине, в отличие от беговых видов, должен быть постоянный контакт ноги с землёй.

    В олимпийской программе соревнования у мужчин проводятся вне стадиона, на дистанции 20 км и 50 км, у женщин на 20 км.

    Также проводятся соревнования на 400 м дорожке открытых стадионов (10 000 и 20 000 м) и 200 м дорожке в помещении (5 000 м).

    Многоборья:

    Легкоатлетические многоборья — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в различных видах, которые позволяют выявить самого разностороннего атлета. Многоборцев мужчин иногда называют рыцарями многих качеств.

    В следующих видах многоборий IAAF фиксирует мировые рекорды:

    -Десятиборье мужчины (летний сезон): 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, 400 м, 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, 1500 м

    -Семиборье женщины (летний сезон): 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, 200 м, прыжок в длину, метание копья, 800 м.

    -Семиборье мужчины (зимний сезон): 60 м, прыжок в длину, 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, 1000 м

    -Пятиборье женщины (зимний сезон): 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, 800 м

    sportschool-24.ru

    Легкая атлетика

    Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх.

    Международная ассоциация легкоатлетических федераций (англ. International Association of Athletics Federations; IAAF) основана в 1912 году и объединяет в себе национальные федерации. Штаб квартира ассоциации находится в Монако.

    История возникновения и развития легкой атлетики (кратко)

    Лёгкая атлетика считается очень древним видом спорта, об этом говорят повсеместные археологические находки (монеты, вазы, скульптуры и т.д.). Самым древним из легкоатлетических видов является бег. Кстати, бег осуществлялся на дистанцию, равную одному стадию — ста девяносто двум метрам. Именно от этого названия произошло слово стадион.

    Древние греки называли все физические упражнения атлетикой, которую в свою очередь было принято делить на «легкую» и «тяжелую». К легкой атлетике они относили упражнения, развивающие ловкость и выносливость (бег, прыжки, стрельба из лука, плавание и т.д.). Соответственно, все упражнения, которые развивали силу, относились к «тяжелой» атлетике.

    Первым олимпийским чемпионом по легкой атлетике принято считать Короибоса (776 г. до н.э.), именно эту дату принято считать началом истории легкой атлетики. Современная же история легкой атлетики берет начало с соревнований в беге на дистанцию около 2 км учащимися колледжа в г. Регби (Великобритания) в 1837 г. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, прыжки в длину и высоту с разбега.

    В 1865 году основан Лондонский атлетический клуб, который занимался популяризацией легкой атлетики.

    В 1880 году была организована любительская атлетическая ассоциация, объединившая в себе все легкоатлетические организации Британской империи.

    Бурное развитие лёгкой атлетики связано с олимпийскими играми (1896 г.), в которых ей отвели наибольшее место.

    Как появилась легкая атлетика?

    Соревнования по легкой атлетике проводились на протяжении всего существования человечества. Изначально люди были заинтересованы исключительно в воспитании воинов, способных приносить победы в боях. Военный интерес к воспитанию физически развитых мужчин постепенно стал перерождаться в спортивные игры, основными состязаниями в которых были на выносливость и силу. С этого момента и началось зарождение легкой атлетики.

    Правила легкой атлетики

    Победителем в легкоатлетических соревнованиях считается спортсмен или команда, показавшие наилучший результат в финальных забегах или финальных попытках технических дисциплин.

    Беговые виды лёгкой атлетики, как правило, разбиваются на несколько этапов:

    Количество участников соревнований определяется регламентом соревнований, при этом мужчины и женщины не участвуют в общих стартах.

    Стадион для легкой атлетики

    Легкоатлетические стадионы бывают открытыми или закрытыми. Обычно стадион совмещен с футбольным стадионом и полем. Открытый стадион состоит из овальной 400 метровой дорожки, которая в свою очередь поделена на 8 или 9 дорожек, а также секторов для технических дисциплин. Зачастую соревнования по метанию копья или молота выносят за пределы стадиона, делается это по соображениям безопасности.

    Закрытые стадионы (манежи) отличаются от открытых, более короткой дорожкой (200 м.) и числом дорожек на которые она поделена (4-6 шт.).

    Виды легкой атлетики и их краткая характеристика

    Давайте рассмотрим, какие виды спорта входят в легкую атлетику. Спортивная ходьба – легкоатлетическая дисциплина, которая отличается от беговых видов тем, что у спортсмена должен быть постоянный контакт ноги с землей. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке (10 000 м., 20 000 м., 30 000 м., 50 000 м.) или шоссе (20 000 м. и 50 000 м.).

    Бег — один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года. Бег в легкой атлетике представлен следующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета.

    Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

    Метания — это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий. Целью в данном виде является перемещение снаряда на максимальное расстояние от спортсмена. Виды метания в легкой атлетике: бросок (гранаты, мяча), толчок ядра, метание (молота, диска, копья).

    Многоборья — спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

    Что включает в себя легкая атлетика?

    Беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды.

    На сегодняшний день в программу Олимпийских игр входит 24 вида у мужчин, и 23 вида у женщин. К циклическим видам легкой атлетики относятся: спортивная ходьба, спринт, бег на средние и длинные дистанции. К техническим видам легкой атлетики относятся: метания, вертикальные и горизонтальные прыжки.

    Соревнования по легкой атлетике

    • Летние Олимпийские игры.
    • Чемпионат мира по лёгкой атлетике — проводится с 1983 года, раз в два года по нечётным годам.
    • Чемпионат мира в помещении — проводится с 1985 года, раз в два года по чётным годам.
    • Чемпионат Европы по лёгкой атлетике — проводится с 1934 года, раз в два года.
    • Чемпионат мира среди юниоров — проводится раз в два года, начиная с 1986 года. К участию допускаются спортсмены не старше 19 лет.
    • Чемпионат мира среди юношей и девушек — проводятся раз в два года, начиная с 1999 года. К участию допускаются спортсмены, которым в год соревнования исполнится 16 и 17 лет.
    • Чемпионат Европы в помещении — проводится с 1966 года, раз в два года по нечётным годам. Очередной чемпионат прошёл в 2015 году в Праге.
    • Континентальный кубок ИААФ — проводится раз в четыре года. Очередной Кубок прошёл в 2014 году в Маракеше (Марокко).
    • Чемпионат мира по бегу по пересечённой местности — проводится раз в два года.
    • Кубок мира по спортивной ходьбе — проводится каждые два года.
    • Что развивает легкая атлетика?

      Основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений.

      ru.sport-wiki.org

      Легкая атлетика в школе

      Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.

      Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

      Основы воспитательного процесса

      1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
      2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
      3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.
      4. Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

        Физкультура в школе

        Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

        Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

        Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

        По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

        Легкая атлетика — основа физического воспитания.

        В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

        Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

        урок легкой атлетики в школе

        Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

        Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
        Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.


        виды легкой атлетики в школе

        Формы занятий физической культурой в школе

        Структура занятий может быть разной:

        • Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
        • Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
        • Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
        • Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.
        • Программные требования по легкой атлетике в школе

          За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

          Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

          легкая атлетика 1 класс

          Школьники в первом классе должны уметь:

        • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
        • Бегать равномерно без остановки 10 минут
        • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
        • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
        • Метать предметы в цель правой рукой

        Легкая атлетика 2 класс – 16 часов

        легкая атлетика 2 класс

        Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

        Легкая атлетика 3 класс – 12 часов

        легкая атлетика 3 класс

        В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

        Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

        Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.

        урок з легкой атлетике

        4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.

        легкая атлетика 4 класс

        Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

        Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

        Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.

        4 класс урок легкая атлетика

        Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

        Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

        В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.

        5-9 класс – 11 часов

        В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

        Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

        В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.

        Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

        Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.

        легкая атлетика в начальных классах

        1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
        2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
        3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.
        4. Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.

          Легкая атлетика в средних и старших классах

          Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.

          легкая атлетика в 5 классе

          В классах среднего звена школьники учатся:

        5. Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
        6. Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
        7. Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
        8. Метать мяч на дальность и с попаданием в цель
        9. Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.

          Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.

          легкая атлетика 6 класс

          На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.

          Легкая атлетика 7 класс

          7 класс физкультура легкая атлетика

          В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.

          легкая атлетика 7 класс

          Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.

          легкая атлетика 8 класс

          Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.

          легкая атлетика 9 класс

          Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.

          легкая атлетика 10 класс

          В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.

          Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.

          легкая атлетика 11 класс

          Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.

          rusatletik.ru