Правила формы и методы общения что это

Формы и методы коммуникации;

Типы коммуникаций

В настоящее время выделяют следующие типы коммуникаций: внутриличностная, межличностная, коммуникация в малой группе, общественная, внутренне оперативная, внешне оперативная, личностная и др.

Внутриличностная коммуникация — это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь — это то, что дополняет информацию или отвергает ее.

Межличностная коммуникация — это коммуникация с другим человеком. В этои типе коммуникации индивидуумы действуют и как принимающая, и как посылающая сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является взгляд или звук, а обратной связью — ответ каждого участника этой коммуникации.

Коммуникация в малой группе возникает, когда небольшое количество людей собирается вместе с какой-то целью. В малой группе каждый индивидуум имеет равный щанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов. Посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же.

Общественная коммуникация — это, когда выступающий передает послание аудитории. Общественная коммуникация возникает тогда, когда группа становится слишком большой. Каналы те же, что и при межличностном общении, или общении в малой группе. Однако возможны более громкий голос, более экспансивные жесты и др.

Внутренне оперативная коммуникация состоит из структурированной коммуникации в пределах организации. Непосредственно направленной на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация — часть деятельности организации.

Внешне оперативная коммуникация связана с достижением организаций своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и теми образованиями, которые существуют вне ее.

Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией и чувствами, происходящий между людьми всякий раз, когда они встречаются. Люди ощущают постоянную потребность в общении.

Выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную.

При вербальной коммуникации в качестве символа используют слова человеческого языка.

Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела.

Вербальная коммуникация подразделяется на устную и письменную(табл. 11.1).

Таблица 11.1 — Формы и методы коммуникации

Для взаимодействия со своими сотрудниками руководители выбирают различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга.

Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течении неопределенного времени.

Современные организации используют практически все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед ними целей. Наибольшее распространение получили следующие коммуникационные средства: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

Внутриорганизационные правила и процедуры представляют собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.

Меморандум представляет собой формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому (нескольким). Меморандум содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания, тему послания. В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80 % письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

Справочник сотрудника представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Сегодня они являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства организаций развитых стран. Справочники сотрудника преследуют три основные цели:

изложить базисные ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;

объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;

предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, связанные, а иногда и не связанные с организацией иее деятельностью.

Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся средством организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов, высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров. Электронная коммуникация в определенной степени позволяет преодолеть проблему взаимодействия в географически разбросанной организации, позволяет объединять усилия сотрудников, которые находятся за тысячи километров друг от друга.

Однако использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы:

во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоциального аспекта в деловых отношениях;

во-вторых, объем информации создает угрозу перегруженности сотрудников и, в первую очередь, руководителей;

в-третьих, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфиденциальности информации при использовании электронных сетей.

studopedia.su

ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловое общение является необходимым атрибутом любой орга­низации и ее организационной культуры. Сущность данного понятия раскрывают следующие определения.

Отличия делового общения от других видов коммуникаций:

• основная цель делового общения — решение задач, стоящих пе­ред организацией;

• в деловом общении партнер всегда выступает как личность, зна­чимая для другой стороны;

• общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопро­сах дела;

Юз

• ограниченность во времени и подчиненность установленным пра­вилам, т.е. регламентированность;

• взаимодействие сторон и выработка соглашений осуществляется в правовых рамках.

Деловое общение должно протекать в соответствии с профессио­нально-этическими нормами и стандартами. При этом необходимо учитывать, что при прочих равных условиях на этику делового общения того или иного индивида оказывают влияние следующие факторы:

• собственный этический кодекс, с которым человек живет, рабо­тает, какую бы должность он ни занимал (комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от ро­ждения или которые он усвоил в процессе обучения и воспита­ния);

• нормы и стандарты, привносимые извне (правила внутреннего трудового распорядка, этический кодекс организации, устные указания руководителя и т.п.).

При деловом общении необходимо придерживаться следующих принципов (табл. 5.4).

Деловой разговор (деловая беседа) являются самым распростра­ненным ситуативным контактным методом коммуникаций в орга­низации. Цель такой коммуникации — обмен информацией по кон­кретному вопросу.

В зависимости от предметного содержания можно выделить сле­дующие деловые разговоры (беседы):

• найм и увольнение персонала;

• поручение производственного задания;

• анализ производственной и трудовой дисциплины;

• взаимоотношения в коллективе и т.п.

Важной формой делового общения являются также деловые пе­реговоры. Деловые переговоры — это специфический вид деловой коммуникации. Этот инструмент в основном используется при внешних коммуникациях. Целью переговоров может быть: заключе­ние договоров, координация совместных действий, согласование мероприятий, налаживание связей и т.п.

В деловых переговорах большое значение имеет коммуникацион­ный стиль собеседников. Существует много различных стилей, ис­пользуемых людьми в деловых коммуникациях. Классификация стилей на основе двух переменных — открытости в коммуникациях и адекватности обратной связи — показана на рис. 5.2.

Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью откры­тости себя другим при низком уровне обратной связи.

Стиль «реализация себя» отличается максимальной открытостью, сопровождающейся максимальной обратной связью.

Стиль «защита себя» отличает низкий уровень открытости, но высокий уровень обратной связи.

Для стиля «уйти в себя» или «замыкание в себе» свойственен од­новременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи.

Стиль «торговаться за себя» характеризуется умеренной откры­тостью и умеренной обратной связью, обмениваемых друг на друга в процессе межличностной коммуникации.

Выделяют два подхода к ведению переговоров: конфронтацион-ный и партнерский. Конфронтационный подход к переговорам — это противостояние сторон, желание каждой их них добиться победы

на переговорах. Сущность партнерского подхода заключается в том, что обе стороны переговоров ищут взаимоприемлемое решение во­проса, при котором в выигрыше окажутся обе стороны. Именно этот подход в большей мере соответствует корпоративной культуре преу­спевающих компаний.

Выводы

1. Коммуникация — это обмен информацией между людьми с помощью символов; это общение людей, которое включает обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией. Они являются одним из важнейших элементов организационной культуры. Коммуника­ции, которые определяются уставом организации или официальны­ми правилами, называются формальной организационной комму­никацией. Они подразделяются на внешние (с внешней средой) и внутренние (между элементами самой организации), которые, в свою очередь, подразделяются на горизонтальные, вертикальные и диагональные.

2. Внутренняя коммуникационная система — это совокупность информационных каналов и средств, предназначенных для управле­ния процессами передачи информации внутри организации. К ним относятся как современные информационные средства (внутренний веб-сайт, сотовая связь, внутренняя электронная почта и т.п.), так и традиционные средства коммуникаций (беседы, собрания, объявле­ния, совместные праздники и т.п.).

3. Создание эффективной системы внутренних коммуникаций можно представить в виде шести этапов: 1) диагностика существую­щей системы внутренних коммуникаций; 2) создание единого инфор­мационного пространства; 3) разработка политики и стандартов, 4) внедрение стандартов и плана мероприятий; 5) мониторинг и оцен­ка эффективности системы; 6) разработка и реализация мер по совер­шенствованию коммуникационной системы.

4. Деловое общение — это вид общения двух или более людей, которое подчинено решению определенной задачи (производствен­ной, научной, коммерческой и т.п.). В деловом общении партнер всегда выступает как личность, значимая для другой стороны. Раз­личают следующие формы делового общения: деловой разговор (де­ловая беседа), деловые переговоры, служебное совещание, деловая дискуссия, пресс-конференция, публичное выступление и т.п. Дело­вое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами.

5. Существуют различные коммуникационные стили, использо­вание которых в межличностной коммуникации зависит от сложив­шейся ситуации. Наиболее простой и доступной для понимания является классификация стилей на основе двух переменных: 1) от­крытости в коммуникациях; 2) адекватности обратной связи. К ним относятся следующие стили: уйти в себя, открытие себя, реализация себя, защита себя, торговаться за себя. Различают также два подхода к ведению переговоров: конфронтационный и партнерский. Послед­ний в большей мере соответствует корпоративной культуре преуспе­вающих компаний.

Вопросы для дискуссии

1. Как вы понимаете сущность коммуникации и ее место среди других эле­ментов организационной культуры?

2. В чем сущность внутренней коммуникационной системы и из каких каналов и средств она состоит?

3. Почему возникают неформальные коммуникации в организации и надо ли с ними бороться?

4. Как вы понимаете невербальные коммуникации и какие виды невербальной коммуникации вы знаете?

5. Как повысить уровень развития организационной культуры за счет совер­шенствования коммуникаций?

6. В чем сущность наиболее часто встречающихся недостатков коммуника­ционных сетей?

7. Какие коммуникационные стили может использовать менеджер на перего­ворах с партнером по бизнесу?

8. Какие формы и принципы делового общения вы знаете?

1*. Коммуникацииэто:

а) один из важнейших элементов организационной культуры;

б) деловые и межличностные связи в организации;

в) технические установки (средства) с сетью линий передачи
управленческой информации;

г) способ передачи распоряжений руководителя.

2. Невербальной называют следующую коммуникацию:

3. Соответствие видов коммуникации и их сущностью:

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 1023 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Этика и правила делового общения

У каждого сотрудника есть представление о том, как он должен вести себя в команде. Это касается общения с начальником и с коллегами.

Без выполнения правил здоровый климат в коллективе невозможен. Поэтому руководителям и подчинённым важно найти общий язык, и поможет в этом этика делового общения.

Задачи этикета

Поведение на работе подразумевает моменты, касающиеся сотрудников в команде, и внешние контакты (между коллективами и общение с клиентами).

Речевой этикет в деловом общении выполняет следующие задачи:

  • создаёт здоровую атмосферу;
  • повышает производительность;
  • побуждает к выполнению обязанностей.
  • Когда соблюдаются нормы делового общения, в коллективе постоянно ощущается приятная, располагающая атмосфера. Важно, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от проделанной работы, стремился выполнить её как можно лучше.

    Этика делового общения разработана для применения на практике и для урегулирования рабочих ситуаций. Команду, в которой этикет делового общения стоит на первом месте, отличает уважение руководства к работникам, умение найти выход из конфликтной ситуации, принятие правильных решений в рабочих моментах.

    Речевой этикет в деловом общении включает в себя несколько составляющих:

  • беседы;
  • переговоры с представителями других компаний;
  • презентации;
  • переписку;
  • собрания;
  • конференции;
  • разговоры по телефону;
  • консультации;
  • интервью;
  • собеседования.
  • В этих вариантах устанавливаются рабочие контакты, принимаются решения, происходит обмен информацией. Этика делового общения помогает установить чёткие границы, в пределах которых решаются деловые проблемы. При соблюдении правил поведения в мире бизнеса отдаются и принимаются распоряжения, сохраняется дружеская, профессиональная атмосфера.

    Мудрый руководитель, применяя на практике этикет делового общения, добивается высокой производительности в компании. У сотрудников появляется мотивация, они готовы выполнять поставленные цели. Культура делового общения и грамотное применение её принципов создаёт позитивное настроение в команде.

    Виды поведений в команде

    Известно три варианта рабочего общения в коллективе:

  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • по горизонтали.
  • Варианты рабочих контактов содержат общие правила. Каждый работник должен чувствовать уважение, независимо от занимаемой должности. Мудрый начальник стремится создать в команде дружелюбную атмосферу, придерживается корректного обращения с сотрудниками. Но в то же время не исключается субординация.

    Культура делового общения включает в себя разговоры по телефону:

  • Находясь на рабочем месте, недопустимо приветствовать человека обыкновенным «алло» или «да». Подняв трубку, нужно представиться, назвав компанию и занимаемую должность. В некоторых организациях к приветствию сотрудник добавляет своё имя.
  • В процессе разговора следует быть как можно внимательнее. Клиенту приятно, когда к нему обращаются по имени.
  • Ответы должны быть чёткими и по существу.
  • В случае невозможности вести разговор, нужно обязательно извиниться, предложив перенести его на другое время.
  • Контакты руководителя с подчинённым

    Если начальник хочет, чтобы в коллективе соблюдались нормы делового общения, то он должен на личном примере показать, как это работает. Отдать распоряжение можно несколькими способами. Сделать это можно в строгой форме или в виде просьбы. Как прозвучит распоряжение, зависит от того, насколько грамотно руководитель владеет этикетом при деловом общении.

    Мудрый руководитель знает и ценит своих работников, прислушивается к их мнению и советам, готов пойти на компромиссы (не в ущерб работе).

    Хороший начальник справедлив — этого требует этика делового общения. Если подчинённый допустил промах или неточность при исполнении обязанностей, то штрафы должны соответствовать размеру упущения. Так же и с поощрениями — выполненная работа требует вознаграждения.

    Речевой этикет в деловом общении подразумевает сам разговор, и то, каким тоном произносятся фразы. Одно и то же распоряжение можно отдать разным тембром голоса, и в результате меняется его восприятие. Поэтому важны первые фразы, произнесённые для привлечения внимания собеседника. Культура делового общения предписывает приветствия, которые выбираются в зависимости от статуса, возраста и пола сотрудника.

    Контакт подчинённого с руководителем

    Одно из главных правил, которые предписывает этикет делового общения — уважение подчинёнными руководителя. Это не означает, что ему нужно льстить или во всём соглашаться.

    Сотрудник со своим взглядом и мнением на вопросы, касающиеся рабочих моментов, и умеющий преподнести это в корректной форме — хороший сотрудник. Такие подчинённые преданы своей компании и не пренебрегают речевым этикетом в деловом общении.

    При разговоре с начальником не рекомендуется указывать в резкой форме на обнаруженные недочёты. Культура делового общения при таком контакте сводится к умению подчинённого без лести, лжи и хитрости донести до руководителя нужную информацию. При спокойной и доброжелательной обстановке в коллективе сделать это несложно. Отношения подчинённых и руководителя, построенные на доверии , это применение правил этики в деловом общении.

    Если подчинённый хочет внести предложения для улучшения работы компании, то не следует сразу идти к высшему руководителю компании. Сначала нужно обратиться к ближайшему начальнику, иначе нарушится субординация. В дальнейшем такое поведение подчинённого внесёт разлад в коллективе.

    Правила делового общения

    У каждого сотрудника есть права и обязанности. Хороший начальник равномерно распределяет нагрузку между подчинёнными. Хотя каждый сотрудник выполняет свою работу, он обязательно сталкивается и контактирует с другими коллегами.

    Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, мешающих рабочему процессу, важна культура делового общения:

    1. На презентациях или митингах в компании иногда возникают непредвиденные ситуации. Чтобы избежать конфликта и перехода на личности, соблюдают этикет делового общения. Руководствуясь правилами, недопустимо перебивать коллег, а если возникнут вопросы или замечания, то задавать их можно только в корректной форме.
    2. В погоне за похвалой начальника, некоторые подчинённые допускают ошибки. Это проявляется в виде пустых обещаний, либо работник берёт на себя больше обязанностей, с которыми впоследствии не справляется.
    3. Многие не умеют выслушать собеседника. Но в рабочие моменты без этого навыка не обойтись. Речевой этикет в деловом общении помогает правильно распорядиться рабочим временем, слушать и правильно понимать собеседника.
    4. Некоторые компании принимают у себя иностранных представителей стран, устраивают в их честь фуршеты. На таких переговорах важно соблюдать этикет делового общения. Зная правила и грамотно их применяя, можно добиться желаемого результата на переговорах. Располагающая атмосфера, умение заинтересовать собеседника приводит к достижению желаемой цели.
    5. Правила рабочих контактов во время переговоров или другого делового процесса запрещают прикосновения к собеседнику. Но для каждого правила есть исключения, и здесь это — рукопожатие. Такой жест должен быть кратким и деловым, а рука — сухой и не холодной. На переговорах избегают лишних жестов и мимики. Если человек неуверенный, суетится, прячет взгляд, то вряд ли он добьётся доверия у собеседника.

    Важно как сотрудники приветствуют друг друга. Этика делового общения позволяет использовать следующие приёмы:

    • приветливый взгляд;
    • улыбка;
    • уместные комплименты;
    • проявление заинтересованности;
    • уважение;
    • подчёркивание значимости работника;
    • тёплые слова.
    • Такие варианты помогают создать спокойную, рабочую обстановку в коллективе.

      Командные правила

      В компании каждый сотрудник наделён обязанностями, которые он исполняет и несёт за них ответственность. Знающий руководитель знает, когда назначить поощрение работнику, и в то же время замечает упущения. За некачественное исполнение рабочих моментов назначается соответствующее взыскание.

      В команде рабочий процесс состоит из положительных и отрицательных моментов. Культура делового общения регулирует возникающие вопросы. Если грамотно применять правила коммуникации, то критика воспринимается без обид и отрицательных эмоций.

      Чтобы в коллективе сохранялась спокойная, рабочая обстановка, руководитель исключает любое психологическое давление. Этика делового общения исключает угрозы, давление со стороны руководителя или других сотрудников, унижение. Сотрудники понимают, что работают в одной команде, а компания — вторая семья. Только так добиваются впечатляющих результатов.

      Некоторым сотрудникам трудно влиться в коллектив. Неуверенные действия, заниженная самооценка, опасения приводят к тревожному состоянию и неспособности справляться с рабочими обязанностями. Но если в коллективе здоровая атмосфера и сотрудники настроены доброжелательно, то проблема разрешится. Правила общения в рабочей обстановке, соблюдаемые коллективом, избавят от ненужных опасений.

      Команда, в которой применяются правила коммуникации, отличается здоровой атмосферой. Уважение присутствует по отношению к руководителю, между работниками, и при контактах с клиентами. В таком коллективе нет места сплетням, соблюдается коммерческая тайна, и на работу люди приходят с удовольствием.

      Несоблюдение правил поведения в рабочей обстановке приводит к негативному эффекту. Грамотный руководитель, желающий успеха компании, поддерживает в коллективе здоровую обстановку и общение , соответствующее общепринятым нормам.

      headlife.ru

      Формы, методы и приемы воздействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой».

      Формы, методы и приемы воздействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой».

      Понятие «педагогическое общение», функции педагогического общения.

      Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание

      благоприятного психологического климата и решение педагогических задач. Педагогическое общение это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности

      Неправильное педагогическое общение порождает у воспитанников и коллег по работе тревожность, неуверенность, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.

      Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

      Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

      Средства педагогического общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,

      передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

      Общение педагога имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

      Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи.

      Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности детей и взрослых, создании условий для развития познавательной мотивации.

      Нормативная функция общения состоит в освоении детьми и взрослыми норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

      Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

      Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

      Знание этих функций помогает педагогу организовать общение со всеми участниками целостный процесс.

      Взаимодействие становится педагогическим, когда оно выступает в роли наставника. Такое взаимодействие предполагает равенство отношений, сотрудничество как начало профессиональной жизни работника, взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, что имеет социально значимый характер в коллективной деятельности.

      Коммуникативные умения и способности педагога

      Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

      К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

      ü умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

      ü умения управлять своими эмоциями;

      ü наблюдательность и переключаемость внимания;

      ü социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

      ü умение «подавать себя» в общении с учащимися;

      ü речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации

      В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

      Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

      1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

      2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

      3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

      4. умения обеспечивать обратную связь.

      Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

      — экспрессивных умений и способностей:

      — выразительность внешнего облика;

      — перцептивных умений и способностей:

      — умение понять состояние другого человека,

      — умение установить с учеником,

      — умение и способность составить адекватный образ другого человека и т.д.

      Стили педагогического общения.

      Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

      — коммуникативные возможности педагога;

      — сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

      — творческая индивидуальность педагога;

      Традиционно классифицируют стили педагогического общения на:

      ü попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.).

      kursak.net