Правила благоустройства территории городского округа тольятти

Правила благоустройства территории городского округа тольятти

МЭРИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 марта 2015 года N 905-п/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2015 — 2024 ГОДЫ»

(в редакции Постановлений Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 16.06.2015 N 1910-п/1, от 25.08.2015 N 2750-п/1, от 22.10.2015 N 3395-п/1, от 30.11.2015 N 3873-п/1, от 18.12.2015 N 4110-п/1, от 31.12.2015 N 4298-п/1, от 17.03.2016 N 766-п/1, от 15.04.2016 N 1213-п/1, от 04.05.2016 N 1391-п/1, от 18.05.2016 N 1566-п/1, от 26.05.2016 N 1648-п/1, от 20.06.2016 N 1946-п/1, от 12.07.2016 N 2255-п/1, от 18.08.2016 N 2629-п/1, от 05.10.2016 N 3130-п/1, от 28.10.2016 N 3345-п/1, от 28.11.2016 N 3736-п/1, от 28.12.2016 N 4490-п/1, от 27.02.2017 N 714-п/1, Постановлений Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 22.05.2017 N 1672-п/1, от 14.06.2017 N 1965-п/1, от 03.07.2017 N 2315-п/1, от 21.08.2017 N 2825-п/1)

В целях организации благоустройства территории городского округа Тольятти, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 N 2546-п/1 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти», руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, мэрия городского округа Тольятти постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы».

2. Управлению по оргработе и связям с общественностью мэрии городского округа Тольятти (Алексеев А.А.) опубликовать настоящее Постановление в газете «Городские ведомости» и разместить на официальном портале мэрии городского округа Тольятти.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя мэра по городскому хозяйству.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2015 — 2024 ГОДЫ»

Утверждена
Постановлением
мэрии городского округа Тольятти
от 24 марта 2015 года N 905-п/1

(в редакции Постановлений Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 16.06.2015 N 1910-п/1, от 25.08.2015 N 2750-п/1, от 22.10.2015 N 3395-п/1, от 30.11.2015 N 3873-п/1, от 18.12.2015 N 4110-п/1, от 31.12.2015 N 4298-п/1, от 17.03.2016 N 766-п/1, от 15.04.2016 N 1213-п/1, от 04.05.2016 N 1391-п/1, от 18.05.2016 N 1566-п/1, от 26.05.2016 N 1648-п/1, от 20.06.2016 N 1946-п/1, от 12.07.2016 N 2255-п/1, от 18.08.2016 N 2629-п/1, от 05.10.2016 N 3130-п/1, от 28.10.2016 N 3345-п/1, от 28.11.2016 N 3736-п/1, от 28.12.2016 N 4490-п/1, от 27.02.2017 N 714-п/1, Постановлений Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 22.05.2017 N 1672-п/1, от 14.06.2017 N 1965-п/1, от 03.07.2017 N 2315-п/1, от 21.08.2017 N 2825-п/1)

Паспорт муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы»

Наименование муниципальной программы

Муниципальная программа «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы» (далее — Программа)

Реквизиты распоряжения мэрии городского округа Тольятти о разработке муниципальной программы

Распоряжение мэрии городского округа Тольятти от 20.02.2014 N 1011

Координатор муниципальной программы

Департамент городского хозяйства администрации городского округа Тольятти

Заказчики муниципальной программы

Департамент городского хозяйства администрации (далее — ДГХ); Департамент образования администрации (далее — ДО); Департамент градостроительной деятельности администрации (далее — ДГД); Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации (далее — ДДХиТ); Департамент культуры администрации (далее — ДК); Управление физической культуры и спорта администрации (далее — УФКиС)

Цели и задачи муниципальной программы

Цель Программы: организация благоустройства территории городского округа Тольятти для повышения комфортности условий проживания граждан в условиях сложившейся застройки, обустройство мест массового отдыха населения. Задачи Программы: 1. Обеспечение комплексного благоустройства внутриквартальных территорий. 2. Организация новых и восстановление существующих мест отдыха на внутриквартальных территориях. 3. Обустройство мест массового отдыха в буферной зоне лесного массива. 4. Обустройство мест массового отдыха на береговых зонах водных объектов. 5. Обеспечение комплексного благоустройства территорий образовательных учреждений. 6. Организация парковочного пространства. 7. Приведение в нормативное состояние наружного освещения внутриквартальных территорий. 8. Обеспечение комплексного благоустройства знаковых и социально значимых мест. 9. Благоустройство обзорного (кольцевого) туристического маршрута по городскому округу Тольятти. 10. Проведение отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов и благоустройству их дворовых территорий, предусмотренных государственной программой Самарской области «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014 — 2020 годы». 11. Повышение уровня благоустройства территорий городского округа Тольятти

Подпрограммы, входящие в состав муниципальной программы

— подпрограмма «Формирование современной городской среды на 2017 год»

Сроки реализации муниципальной программы

2015 — 2024 годы

Объемы и источники финансового обеспечения реализации муниципальной программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств из бюджета Самарской области. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программы составит 3 855 028 тыс. руб., из них: — местный бюджет — 3 527 299 тыс. руб.; — областной бюджет — 243 879 тыс. руб.; — федеральный бюджет — 83 850 тыс. руб. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программы за счет всех источников по годам составит: 2015 год — 214 150 тыс. руб.; 2016 год — 203 182 тыс. руб.; * 2016 год — 87 336 тыс. руб. — оплата принятых в 2015 году обязательств; 2017 год — 390 507 тыс. руб.; 2018 год — 107 064 тыс. руб.; 2019 год — 191 100 тыс. руб.; 2020 год — 1 374 389 тыс. руб.; 2021 год — 415 384 тыс. руб.; 2022 год — 393 024 тыс. руб.; 2023 год — 322 613 тыс. руб.; 2024 год — 243 615 тыс. руб. Программа не является основанием для возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства Самарской области, связанные с финансовым обеспечением реализации мероприятий Программы, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации

Планируемые результаты реализации муниципальной программы

— повышение комфортности условий проживания граждан на территории городского округа Тольятти; — улучшение условий массового отдыха жителей и гостей городского округа Тольятти; — обеспечение комплексного благоустройства территорий образовательных учреждений (20,92% от общего количества образовательных учреждений); — приведение 134 объектов парковочного пространства в нормативное состояние; — обеспечение комплексного благоустройства 15 объектов знаковых и социально значимых мест; — приведение в нормативное состояние наружного освещения внутриквартальных территорий; — улучшение эстетического состояния территории городского округа Тольятти; — повышение уровня безопасности дорожного движения; — повышение туристической привлекательности; — повышение уровня благоустройства территорий городского округа Тольятти

Паспорт подпрограммы «Формирование современной городской среды на 2017 год»

«Формирование современной городской среды на 2017 год» (далее — Подпрограмма)

Реквизиты правовых актов, утвердивших аналогичные государственные программы Российской Федерации, государственные программы Самарской области, региональные программы

Департамент городского хозяйства администрации

Цели и задачи Подпрограммы

Цель: повышение уровня благоустройства территорий городского округа Тольятти. Задачи: — комплексное благоустройство территорий городского округа Тольятти; — повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий

Сроки реализации Подпрограммы

Объемы и источники финансового обеспечения реализации Подпрограммы

Реализация Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов. Объем финансирования Подпрограммы за весь период реализации составит 219 573 тыс. рублей, в том числе: — 24 573 тыс. рублей за счет средств бюджета городского округа Тольятти, — 195 000 тыс. руб. за счет планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств вышестоящих бюджетов

Планируемые результаты реализации Подпрограммы

— увеличение доли благоустроенных территорий городского округа Тольятти на 20%; — доля участия населения в мероприятиях, проводимых в рамках Программы составит 100% от количества запланированных объектов

I. Анализ проблемы и обоснование ее решения в соответствии с программно-целевым принципом

Город Тольятти сформировался из трех обособленных планировочных районов, застройка которых происходила в разное время. Как и повсеместно, в нашем городе происходило постоянное отставание развития подотраслей благоустройства от жилищного строительства. В результате этого благоустройство территорий большого количества жилых кварталов не соответствует современному уровню жизни. Кроме того, результаты обследований внутриквартальных территорий показали, что вследствие целого ряда причин, таких как естественное старение твердых покрытий, малых архитектурных форм (далее — МАФ) и зеленых насаждений, некачественное восстановление элементов благоустройства после проведения ремонтных работ на инженерных сетях и порой неудовлетворительное содержание привели к тому, что существующее состояние благоустройства территории не соответствует Правилам благоустройства, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1: твердые покрытия нуждаются в восстановлении, число существующих МАФ не отвечает потребностям населения, необходимо удалить большое количество сухостойных и аварийно опасных деревьев.

При строительстве Автозаводского района генеральным планом не были предусмотрены пешеходные тротуары вдоль целого ряда домов 1, 2, 3, 6 и 20 кварталов, сквозные проезды вдоль домов 4, 5, 7, 11 и 20 кварталов заужены до 3 метров. При строительстве новых кварталов Комсомольского района были допущены те же просчеты, что и в Автозаводском районе. Наиболее неблагоприятное положение с благоустройством сложилось в Центральном районе. В течение десяти последних лет в рамках выделяемого бюджетного финансирования ведется реконструкция кварталов.

Состояние городских зеленых насаждений неудовлетворительно. Это вызвано целым рядом причин: быстрым темпом застройки и относительной молодостью селитебной территории, особенностью градостроительства, недостаточной культурой населения, загрязнением воздушной среды, недостаточным количеством финансирования, выделяемого на озеленение города (финансирование работ по содержанию зеленых насаждений в городе снизилось с 21% от норматива в 1995 году до 3% в 2014 году). Значительная часть технологических операций по уходу за зелеными насаждениями не проводится на протяжении десятка лет, например, систематическое формирование крон деревьев, различные виды обрезки деревьев и кустарников. В результате этого в настоящее время большинство старовозрастных (25 — 40 лет) и значительная часть средневозрастных (15 — 25 лет) деревьев имеют аварийно опасное состояние крон. Затраты на приведение этих деревьев в соответствие со стандартами отрасли возросли в несколько раз, что является примером крайне нерационального ведения зеленого хозяйства.

Кроме того, в Центральном районе и в старых кварталах Автозаводского и Комсомольского районов при благоустройстве и озеленении внутриквартальных территорий допущены нарушения строительных норм и правил при посадке деревьев: расстояние от стен домов до стволов деревьев менее 5 м и часто составляет 1 — 3 м; расстояния между деревьями также менее 5 м, в результате чего деревья растут с деформированными (отклоненными) стволами и ветвями и в настоящее время представляют собой фактор не комфортности среды, а фактор аварийной опасности для ЛЭП, газопроводов, трубопроводов, подземных коммуникаций, а также вызывают разрушения отмосток зданий, твердых покрытий, затеняют окна, засоряют ливневые канализации, сточные трубы, угрожают целостности кровель домов. Необходимо привести зеленые насаждения придомовых территорий в соответствие с нормами эксплуатации жилого фонда. Следует также учесть, что видовой ассортимент деревьев, посаженных в основной массе в 60 — 70-х годах, также не соответствует стандартам отрасли: в Центральном и Комсомольском районах основную массу средне- и старовозрастных деревьев составляют такие породы, как вяз мелколистный (карагач), клен американский, тополь бальзамический (пылящий). Карагач и клен американский в условиях городского округа Тольятти являются сорными породами; деревья карагача в основной массе поражены гнилью ствола, что делает их еще более аварийно опасными. Очевидно, что возникла необходимость замены существующих устаревших насаждений на более молодые, декоративные, устойчивые к вредителям и болезням, с необходимым условием соблюдения строительных норм и правил при посадке.

Зеленые насаждения вдоль автомагистралей имеют проблему усыхания и повреждения в результате засыпания засоленным песком, попадания прибордюрной грязи, смета и смыва с автодорог. В настоящее время потери зеленых насаждений вдоль автомагистралей составляют в среднем по городу 45% от ранее существовавших.

Травяной покров (газоны партерные и обыкновенные, пустыри и территории, неохваченные плановым санитарным содержанием), его качество, количество и состояние составляют сегодня одну из важнейших проблем в озеленении городского округа Тольятти.

Согласно СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» норматив обеспеченности зелеными насаждениями на одного городского жителя равен 24,6 кв. м. В городском округе Тольятти этот показатель равен 12,45 кв. м, т.е. 50,6% от норматива.

Необходимость поддержания устойчивого функционирования зеленых насаждений обусловлена рядом факторов, а именно:

— участием зеленых насаждений в формировании городской среды, городского ландшафта;

— санитарно-гигиенической и микроклиматической ролью зеленых насаждений, которые защищают от транспортного и других шумов, выхлопных газов и пыли, регулируют температурно-влажностный, радиационный и ветровой режимы в пределах объекта и прилегающих территорий, обогащают воздух кислородом и поглощают вредные примеси;

— архитектурно-художественной и эстетической ролью — придают городу своеобразие и индивидуальность, являясь центром или осью пространственного решения городского ансамбля: оттеняют, подчеркивают, выявляют наиболее ценные здания, сооружения, памятники, оформляют городские площади и другие композиционные центры;

— рекреационной ролью — зеленые насаждения (сады, парки, бульвары, скверы и т.д.) являются одними из наиболее привлекательных мест отдыха горожан в условиях интенсификации производственной деятельности человека, ускорения темпа городской жизни и возникновения психологического перенапряжения с одновременным снижением физических нагрузок, иммунитета и ухудшения состояния здоровья населения.

Принятие предлагаемой Программы и обеспечение с 2015 года минимально необходимого финансирования на сохранение городских зеленых насаждений позволит остановить дальнейшее ухудшение положения дел с сохранностью зеленых насаждений, позволит существенно улучшить экологическую обстановку в городе.

Мероприятия по посадке деревьев, кустарников группами и «живой изгороди», устройство газонов и цветников, валка и обрезка аварийно опасных и сухостойных деревьев запланированы в задачах Программы: «Обеспечение комплексного благоустройства внутриквартальных территорий», «Устройство новых и восстановление существующих мест отдыха на внутриквартальных территориях», «Устройство мест массового отдыха в буферной зоне лесного массива», «Обеспечение комплексного благоустройства территорий образовательных учреждений», «Обеспечение комплексного благоустройства знаковых и социально значимых мест».

В настоящее время парковка автомобилей во дворах остается одной из наиболее острых проблем. В городе требуется дополнительное устройство площадок для временной парковки автотранспорта.

Обеспечение нормального уровня благоустройства дворов возможно только через реализацию ряда мер, позволяющих освободить внутридворовую территорию от неорганизованного размещения автовладельцами транспортных средств. Осуществление этих мер будет затрагивать все стороны городской жизни и городского хозяйства.

В связи с малым дворовым пространством под парковки используются газоны, детские и спортивные площадки. Применение штрафных санкций не может привести к нужному результату, пока не будет создана альтернатива автомобильной стоянке в неустановленных местах.

В основе организации и реконструкции парковочных мест во внутридворовой территории должен быть использован набор типовых и технических решений. Одним из вариантов решения данного вопроса может послужить экопарковка.

Экопарковка — территория для парковки транспортных средств, засеянная газонной травой и укрепленная газонной решеткой, которая предотвращает повреждение корневой системы растений автомобильными шинами, сохраняя эстетичный вид участка. Это современный подход к увеличению парковочных мест для автотранспорта на внутридворовой территории, рациональному использованию территории дворов, сохранение ландшафта и экологии города.

В городском округе Тольятти отсутствует системный подход к организации профессионально оборудованных комплексов для физического развития детей, взрослых и маломобильных групп населения в рекреационных зонах, на территориях образовательных учреждений, а также в буферной зоне лесного массива и береговых зонах водных объектов.

Проблемы благоустройства в городском округе Тольятти систематизированы в данной Программе, которые можно разделить по следующим направлениям:

1. Обеспечение комплексного благоустройства внутриквартальных территорий.

Комфортность проживания в многоквартирных домах определяется в том числе уровнем благоустройства дворовых территорий. Для создания благоприятных и безопасных условий для жителей дворовая территория должна иметь детскую спортивно-игровую площадку, элементы озеленения, дорогу с твердым покрытием, тропиночную сеть, искусственное освещение в вечернее и ночное время, парковку индивидуального транспорта, обустроенное место для сбора и временного хранения мусора.

До настоящего времени благоустройство дворовых территорий городского округа Тольятти осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Набор работ формировался по наказам избирателей каждого отдельно взятого депутатского округа. В результате такого подхода в одном дворе можно встретить целый набор однотипных МАФ, а в другом — отсутствие таковых. В связи с этим возникла необходимость комплексного подхода к благоустройству дворовых территорий на основании подготовленных проектов. Комплексный подход позволит охватить все проблемы, а не разрозненные мероприятия, решение которых обеспечит комфортные условия проживания населения.

2. Организация новых и восстановление существующих мест отдыха на внутриквартальных территориях.

В связи с ускоряющимся ритмом жизни и глобальной урбанизацией городов естественный потенциал человека стремится к преодолению замыкания в жилой и производственной среде обитания. Население всеми силами стремится к комфортному отдыху в искусственно созданных или в естественных островках природы.

Целью этого направления является создание комфортных условий для отдыха жителей и гостей городского округа Тольятти путем организации и обустройства объектов уличной игровой, спортивно-развивающей, досуговой и естественной природной рекреационной инфраструктуры в шаговой доступности в условиях сложившегося мегаполиса с учетом исторически сложившихся и планируемых к созданию объектов жилой застройки.

Для организации новых мест отдыха горожан в рамках реализации Программы устраиваются зоны отдыха — рекреационные центры, которые включают в себя зоны активного и пассивного отдыха:

— зона паркового назначения для пассивного отдыха, с размещением МАФ;

— зоны с размещением МАФ и детского игрового оборудования для детей 3 — 6 лет и 7 — 12 лет;

— зоны с размещением МАФ и спортивного оборудования, в том числе тренажерных площадок для детей, подростков и взрослых;

— зоны с размещением спортивно-игрового оборудования для маломобильных групп населения.

Выбор участков на территории жилой застройки проводится с учетом следующих критериев:

— по степени открытости рекреации для населения;

— по шаговой доступности;

— по соответствию территории участка целевому назначению и возрастным характеристикам;

— по площади занимаемой территории;

— по типу индивидуального или типового планировочного решения зоны;

— по номенклатуре размещаемых элементов благоустройства;

— по безопасности рекреации и передвижения к ней.

Выбор оборудования различного назначения и устройства зон активного и пассивного отдыха обусловлен территориальными различиями районных образований городского округа Тольятти и безопасностью населения.

Ввиду преимущества планировочного решения в Автозаводском районе размещается больше рекреационных центров на прилегающих участках бульваров, местных и сквозных проездах.

Половина территории Центрального района из-за плотности застройки частного жилого сектора не позволяет размещать там муниципальные зоны отдыха. В связи с плотностью малоэтажной застройки середины 20 века и многоэтажной застройки последних лет, а также существующими границами территорий, находящихся в собственности, размещение рекреаций спортивно-игрового назначения ограничивается территориями бульваров, скверов и парков.

Проблема недостатка наличия территорий для возможного развития инфраструктуры паркового и спортивно-игрового назначения в Комсомольском районе решена размещением рекреационных центров на территориях скверов, парков, набережной.

В перечень мероприятий по благоустройству рекреационных центров входит установка скамеек, урн, освещения и ограждений, а также благоустройство прилегающей территории. При проведении работ по благоустройству бульваров предполагается произвести санитарно-оздоровительные мероприятия по уходу за существующими насаждениями. Они являются первоочередными в комплексе всех работ и направлены на сохранение и восстановление частично утраченных экологических функций и ландшафтной привлекательности зеленых насаждений, обеспечение безопасности пребывания на территории. Красивый и ухоженный газон — один из важнейших компонентов ландшафта, а дополняют его газонные ограждения, выделяя газон визуально и защищая его от вытаптывания, транспорта, выгула животных в неположенных местах. Разбивка цветников внесет ландшафтное разнообразие, придаст территории бульвара живой, красочный вид, а также обогатит и выделит существующий рельеф. Объекты озеленения будут обеспечены поливочной системой. На тротуарной части предполагается произвести установку скамеек. Возле каждой скамейки устанавливаются урны для мусора, что позволит предотвратить захламление газонов. Уличная урна для сбора мусора считается одним из самых важных элементов для благоустройства территории и борьбы с мусором. Установка фонарей обезопасит передвижение пешеходов в темное время суток и придаст бульвару дополнительный эстетический вид. Фонари планируется выполнить в антивандальном исполнении с использованием энергосберегающих ламп для снижения потребления электроэнергии и увеличения срока их службы.

3. Обустройство мест массового отдыха в буферной зоне лесного массива.

Лес в центре города Тольятти — важный и уникальный элемент городской структуры, создающий широкие возможности для развития лесных (природных) рекреационных зон для отдыха горожан непосредственно в черте города. Создание по периметру леса 100 — 200-метровой буферной зоны с обустройством мест для организованного отдыха горожан на природе позволит защитить основной лесной массив от антропогенной перегрузки путем сдерживания и упорядочения рекреационных потоков.

При создании буферной зоны необходимо предусмотреть:

— создание входных групп с экологическими парковками и обустройством барьеров для исключения несанкционированного въезда в лес;

— обустройство дорожно-тропиночной сети в увязке с планировкой местности и направлением основных потоков отдыхающих;

— создание троп здоровья (спортивных);

— создание пикниковых точек с зонами активного отдыха (спортивные площадки для игры в волейбол, футбол, пинг-понг, бадминтон и др.);

— детские игровые и спортивно-развивающие площадки;

— места тихого отдыха, обустроенные беседками;

— создание экопросветительских троп для проведения уроков на открытом воздухе для младших школьников;

— МАФ в природоприближенном стиле.

Необходимо предусмотреть мероприятия по адаптации объектов для возможности их посещения и эксплуатации маломобильными группами граждан, в том числе тренажерные реабилитационные комплексы.

4. Обустройство мест массового отдыха на береговых зонах водных объектов.

Водные объекты, находящиеся в черте городов, особенно крупных и индустриально развитых, всегда являются наиболее притягательными и значимыми в городской жизни. Озера, пруды, водохранилища — подобные объекты зачастую являются визитной карточкой города, а для самих горожан служат общегородскими центрами для отдыха и занятий спортом, местами отдыха.

Расположение городского округа Тольятти на берегу крупнейшего речного водохранилища — Куйбышевского, а также наличие ряда локальных водных объектов внутри городского округа создает огромный потенциал для дальнейшего развития массового и доступного отдыха горожан, туризма, спорта. В настоящее время большинство водных объектов используются недостаточно эффективно ввиду их неблагоустроенности. В рамках данной Программы планируются мероприятия по комплексному развитию и благоустройству береговой линии Куйбышевского водохранилища.

На берег водохранилища выходят все три района городского округа — Автозаводский, Центральный и Комсомольский. Протяженность береговой линии более 20 км.

Водохранилище как природно-техногенная система имеет как свои недостатки, так и преимущества. Основным недостатком является то, что создание водохранилища активизировало отрицательные экзогенные процессы на береговой полосе — размывы, в том числе из-за ветровых волн, которые могут достигать трех метров, абразию, оползни. По данным Приволжского регионального центра государственного мониторинга состояния недр, в Самарской области степень активности абразионных процессов на неукрепленных частях берега высокая. Проведенное обследование от села Хрящевка до городского округа Тольятти показало, что береговые уступы вертикальные, обнажены, активно обрушаются. Активность процессов связана с геологическим строением берегов (легкоразмываемые аллювиальные отложения), уровенным и ветровым режимом на водохранилищах.

Однако береговая линия водохранилища одновременно является и достоинством, создавая предпосылки для создания и развития условий комфортного отдыха горожан на воде, туризма, спорта. Реализацию таких возможностей можно наблюдать во многих городах, где набережные являются общегородским центром культурной жизни и досуга. Подпорные стены, мероприятия берегоукрепления, портовые сооружения, лестничные сходы, террасы, пляжи, элементы благоустройства создают уникальный и неповторимый облик города.

В городском округе Тольятти наиболее обустроенной является береговая линия Комсомольского района, где реализованы мероприятия по берегоукреплению. Однако на прилегающей территории требуется дальнейшее благоустройство.

Остальная часть берега (Центральный и Автозаводский районы) представляет собой недостроенную набережную, которая не выполняет своих функций в полном объеме. Берегоукрепление в этой части берега частично отсутствует, гидротехнические сооружения и их элементы местами подвержены деформациям и разрушению. Частично сохранились элементы благоустройства (лестничные спуски, ограждения, освещение), однако на большей своей части территория не предназначена для комфортного и безопасного отдыха горожан. Необходимо отметить, что отсутствие мероприятий по реконструкции данных сооружений неизбежно приведет к возникновению аварийных ситуаций, а приостановление работ по берегоукреплению приведет к размыву и обрушению берегового склона.

Совершенно очевидно, что такому крупному городскому округу, как Тольятти, жизненно необходима развитая инфраструктура набережной, которая при проведении соответствующих мероприятий станет для жителей и гостей общегородским центром культурного отдыха и досуга. Кроме того, строительство гидротехнических сооружений набережной позволит одновременно решить и вопрос берегоукрепления. Строительство набережной необходимо проводить комплексно, то есть рассматривать не только комплекс гидротехнических сооружений, но и в обязательном порядке благоустройство прилегающей территории в увязке с существующей планировкой городского округа, и поэтапно — предпроектные обследования и изыскания, проектные работы, строительно-монтажные работы.

На предварительном этапе необходимо провести:

— обследование существующих сооружений недостроенной набережной с оценкой их технического состояния;

— геологическое, гидрогеологическое и геотехническое обследование грунтового массива береговой линии с получением экспертного заключения и разработкой рекомендаций по берегоукреплению данной части Куйбышевского водохранилища;

— изучение архивных материалов;

— изучение гидрологического режима Куйбышевского водохранилища, режим работы ГЭС, колебания уровней воды в годовом разрезе.

На основе полученных данных необходима разработка концепции реконструкции и развития набережной с ее благоустройством, которая будет содержать вариантность устройства набережной, с предварительной оценкой необходимого объема капитальных вложений в данный объект. После окончательного утверждения варианта устройства и благоустройства набережной можно будет приступать к проведению необходимых изыскательских и проектных работ.

5. Обеспечение комплексного благоустройства территорий образовательных учреждений.

Цель направления: создание условий для организации современного и комфортного отдыха, досуга и занятий спортом детей и молодежи по месту жительства и учебы путем комплексного благоустройства и создания спортивно-досуговых комплексов на территориях образовательных учреждений.

Территории школ и детских садов являются наиболее востребованными для детей и молодежи, так как находятся в шаговой доступности и снабжены малыми архитектурными формами и плоскостными сооружениями в виде спортивных площадок.

Для обеспечения безопасных и комфортных условий пребывания на территориях, прилегающих к зданиям общеобразовательных учреждений и организаций, необходимо привести их в соответствие с современными нормами и требованиями. Темпы старения опережают темпы проведения работ по восстановлению эксплуатационных показателей конструкционных элементов благоустройства территорий.

В настоящее время на территории городского округа Тольятти функционирует 166 образовательных учреждений, из них 76 общеобразовательных учреждений, 68 учреждений дошкольного и начального школьного образования, 22 учреждения дополнительного образования детей (общее количество зданий образовательных учреждений — 210), 16 учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, 14 учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта.

Одним из приоритетных направлений отрасли «Образование» по благоустройству является выполнение мероприятий по строительству современных спортивных площадок. За последнее время в городском округе Тольятти за счет средств областного, городского бюджетов и внебюджетных источников на территориях 59 образовательных учреждений построено 66 спортивных плоскостных сооружений (28 универсальных спортивных площадок, 28 футбольных полей, 10 универсальных кортов). Остаются необорудованными территории 31 здания общеобразовательных учреждений.

На протяжении многих лет остается проблема внешнего благоустройства территорий в сроки, установленные требованиями ведомственных строительных норм. По состоянию на 15 января 2014 года требуется:

— замена ограждения территорий (147 муниципальных образовательных учреждений и иных образовательных организаций в городском округе Тольятти нуждаются в замене ограждений на ориентировочную сумму 295 млн. руб.);

— ремонт и восстановление асфальтового покрытия территорий (147 муниципальных образовательных учреждений и иных образовательных организаций в городском округе Тольятти нуждаются в ремонте асфальтового покрытия на ориентировочную сумму 438 млн. руб.);

— установка МАФ спортивного назначения, игрового назначения, для маломобильных групп населения (148 муниципальных образовательных учреждений и иных образовательных организаций в городском округе Тольятти нуждаются в установке МАФ на ориентировочную сумму 323 млн. руб.);

— восстановление веранд для прогулок детей в детских садах, структурных подразделениях школ и прогимназиях (57 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и иных образовательных организаций в городском округе Тольятти нуждаются в восстановлении веранд на ориентировочную сумму 91 млн. руб.);

— валка сухих и аварийно опасных деревьев (110 муниципальных образовательных учреждений и иных образовательных организаций в городском округе Тольятти нуждаются в валке деревьев на ориентировочную сумму 43 млн. руб.);

— устройство спортивных площадок (в 31 муниципальном образовательном учреждении и иных образовательных организациях в городском округе Тольятти необходимо устройство спортивных площадок на ориентировочную сумму 155 млн. руб.).

Таким образом, общая потребность в выполнении работ по комплексному благоустройству территорий образовательных учреждений составляет 1345 млн. руб.

В рамках Программы планируется решить проблему благоустройства территорий 41 образовательного учреждения (36 учреждений образования (18 школ, 16 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования), 3 учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, 2 учреждения дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта), что составляет 20,92% от общего количества образовательных учреждений. При комплексном благоустройстве будут установлены спортивные площадки, тренажерные площадки, детские игровые площадки, площадки для изучения правил дорожного движения, площадки для отдыха родителей, заменено ограждение территорий, восстановлено асфальтовое покрытие проездов, тротуаров, площадок, установлены скамейки, урны, выполнено озеленение территорий, а также обеспечена доступность для маломобильных групп населения. На выполнение данных программных мероприятий необходимы финансовые ресурсы в размере 300 млн. руб. (по 30 млн. руб. ежегодно).

6. Организация парковочного пространства.

В адрес администрации городского округа Тольятти поступают многочисленные жалобы и обращения жителей по вопросу стоянок транспортных средств в непосредственной близости от жилых домов, на газонах, тротуарах, детских площадках и спортивных площадках. Основной причиной, вынуждающей водителей нарушать правила парковки, является существующая инфраструктура, не отвечающая современным требованиям (возросшему уровню автомобилизации), а именно недостаточное количество удобных и вместительных мест для парковки транспортных средств, отсутствие границ между проезжей частью, газоном и тротуаром (бордюрный камень отсутствует либо разрушен), недостаточная ширина внутриквартальных проездов.

Основой дорожной сети Тольятти является сеть автомобильных дорог общей протяженностью 1498 км и площадью 14345 тыс. кв. м.

На протяжении последних 10 — 15 лет в связи с ростом социально-экономического благосостояния и развития Тольятти выросла доступность частного легкового автотранспорта, что привело к увеличению автомобильного парка города и росту интенсивности движения транспортных средств на автомобильных дорогах. Как следствие роста количества частного автотранспорта обострился ряд городских проблем, таких как снижение пропускной способности автомобильных дорог, возникновение трудностей, связанных с содержанием автомобильных дорог и осуществлением их ремонта, возникновение препятствий, связанных с осуществлением полномочий пожарной и скорой медицинской помощи, и т.д. Одним из основных факторов возникновения данных проблем является отсутствие единой системы создания и эксплуатации объектов парковочного пространства в городском округе Тольятти.

В городском округе Тольятти обеспеченность местами для хранения автомобилей по месту проживания населения составляет в среднем 35 — 40%, а обеспеченность местами для парковки у объектов социальной инфраструктуры в среднем не превышает 25% от требуемого количества. Ситуация осложняется бесконтрольной парковкой транспортных средств, в связи с чем проезжая часть на некоторых улицах используется для движения только на 50%, а это в свою очередь приводит к соответствующему снижению пропускной способности улично-дорожной сети.

В целях защиты законных прав и интересов общества и государства для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения, устранения факторов, способствующих совершению административных правонарушений, требуется:

— строительство парковок (особый вид автостоянок, созданных на, над и под объектами улично-дорожной сети);

— строительство автостоянок, в том числе на внутридворовых и междомовых территориях;

— организация на транспортно-пересадочных узлах перехватывающих, специализированных парковок (для туристических автобусов и автобусов междугородных перевозок, технологического и специального транспорта, такси и пр.);

— строительство гаражей и гаражных комплексов.

Автодороги местного значения общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны быть оборудованы элементами обустройства автомобильных дорог, в том числе площадками для стоянки транспортных средств.

Требования, предъявляемые к организации работ по строительству и расширению имеющихся парковочных мест, изложены в следующих документах: СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей»; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Департаментом дорожного хозяйства и транспорта администрации проводится обследование мест размещения парковок на возможность строительства и/или расширения имеющихся парковок, так как застройка старых жилых районов на территории городского округа Тольятти не отвечает современному уровню автомобилизации. Строительство объектов парковочного пространства на некоторых земельных участках не представляется возможным из-за наличия в непосредственной близости детских площадок, спортивных кортов и т.д.

(в ред. Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 22.05.2017 N 1672-п/1)

Для комплексного благоустройства территории необходима концепция парковочного пространства городского округа Тольятти.

От ЗАО «НИПИ ТРТИ» (г. Санкт-Петербург) получено коммерческое предложение «Проведение научно-исследовательской работы в интересах мэрии городского округа Тольятти в 2015 — 2016 гг.» по теме «Разработка научно обоснованной концепции по созданию, развитию и функционированию системы единого парковочного пространства в городском округе Тольятти» с ориентировочным сроком выполнения работ 6 месяцев и ориентировочной стоимостью 7 500 тыс. руб.

Дополнительно направлен запрос о предоставлении ценового предложения для осуществления закупки «Проведение научно-исследовательской работы в интересах мэрии городского округа Тольятти в 2015 — 2016 гг.» по теме «Разработка научно обоснованной концепции по созданию, развитию и функционированию системы единого парковочного пространства в городском округе Тольятти» в следующие организации:

— ООО «Корпорация «Строй Инвест Проект М» (г. Москва);

— ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (г. Москва);

— ООО «ЦИТИ» (г. Москва);

— ЗАО УК «Интеллектуальный город» (г. Москва).

Кроме того, направлено обращение в министерство транспорта Российской Федерации о включении городского округа Тольятти в перечень городов на участие в пилотных проектах по апробации разработанных ОАО «НИИАТ» систем единого парковочного пространства в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года N 864.

7. Приведение в нормативное состояние наружного освещения внутриквартальных территорий.

Для достижения стратегической цели развития городского округа Тольятти, повышения качества жизни населения пространственная среда должна отвечать потребностям жителей, быть экологически безопасной, эстетически привлекательной, комфортной.

Светотехника в наши дни — это важный компонент функциональной организации среды обитания человека. Освещение внутриквартальных территорий — это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и инструмент, позволяющий модернизировать эстетическое восприятие городской среды.

В темное время суток повышается вероятность противоправных действий, что необходимо учитывать при организации освещения жилых районов.

Необходимость реализации мероприятий раздела «Приведение в нормативное состояние наружного освещения» внутриквартальных территорий городского округа Тольятти назрела давно и диктуется, прежде всего, следующими причинами:

— сегодняшний облик ночного города не удовлетворяет общепризнанным стандартам развитых городов, что особенно отмечается гостями Тольятти;

— необходимость снижения уровня криминогенной активности, проявления которой связаны в том числе и с недостаточным освещением дворовых и внутриквартальных территорий;

— при существующем уровне финансирования текущих темпов работ по устройству сетей наружного освещения внутриквартальных территорий не хватает;

— необходимость ухода от освещения придомовых территорий светильниками, расположенными на фасадах жилых домов, затраты по которым ложатся на собственников жилых помещений.

Реализация всех мероприятий данного раздела обеспечит достижение положительной динамики изменения степени благоустройства города, обеспечит надежную работу наружного освещения внутриквартальных территорий городского округа Тольятти.

8. Обеспечение комплексного благоустройства знаковых и социально значимых мест.

Знаковыми и социально значимыми местами городского округа Тольятти являются расположенные на территории городского округа Тольятти территории общего пользования городского округа, объекты физической культуры и спорта, мемориальные комплексы, памятные знаки, обладающие исторической и культурной значимостью, иными памятными и отличительными признаками, имеющие особое значение для муниципального образования, а именно:

— территории общего пользования — территории (земельные участки), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, парки, лесопарки, набережные, пляжи, скверы, сады, бульвары, территории мемориальных комплексов);

— объекты физической культуры и спорта — объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения;

— мемориальные комплексы — архитектурные сооружения, воздвигнутые для увековечения памяти о каком-либо лице или событии;

— памятные знаки — стелы, скульптурные композиции и другие художественно-архитектурные формы, установленные на площадях, улицах, в парках, скверах, других открытых территориях городского округа, имеющие историческую и культурную значимость для муниципального образования.

Перечень знаковых и социально значимых мест формируется в соответствии с Положением о знаковых и социально значимых местах городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы от 09.04.2014 N 388. Основными критериями отбора знаковых и социально значимых мест для формирования Перечня знаковых и социально значимых мест городского округа Тольятти (далее — Перечень) являются: наличие исторической и культурной значимости, иных памятных и отличительных признаков знакового и социально значимого места городского округа в деятельности городского округа, в истории, науке, технике, искусстве, культуре, здравоохранении и спорте, имеющих долговременную пользу для муниципального образования.

Знаковые места находятся в разных районах и существенно влияют на создание имиджа городского округа в целом.

В настоящее время знаковые места находятся в неудовлетворительном состоянии: частично разрушены сами памятники, а также покрытие прилегающей территории; неухоженный вид зеленых насаждений. Обустройство знаковых мест планируется выполнять с учетом символики и традиций города в едином стиле. Мероприятия раздела включают в себя:

— ремонт твердых покрытий (замена асфальтобетона на покрытие из брусчатки);

— установка садовых диванов, урн;

— устройство цветников, вертикальное озеленение прилегающей территории.

9. Благоустройство обзорного (кольцевого) туристического маршрута по городскому округу Тольятти.

Критерием привлекательности любого города как для туристов, так и для внешних инвестиций всегда будет индивидуальность его облика и благоустройство территорий для отдыха граждан.

В соответствии с планом стратегического развития городского округа Тольятти на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к социально ориентированному типу экономического развития является создание условий для улучшения качества жизни горожан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристических услуг.

Для решения вопросов по развитию внутреннего и въездного туризма при мэрии городского округа Тольятти постановлением от 24.06.2013 N 2053-п/1 была создана рабочая группа, в которую вошли представители подразделений Мэрии и Думы городского округа Тольятти, сотрудники турбизнеса, музеев, ВУЗов, сотрудники прочих организаций, заинтересованных в развитии внутреннего туризма. Первой задачей, поставленной перед рабочей группой, была разработка туристических маршрутов по городскому округу Тольятти, используя российский и зарубежный опыт.

Цель создания маршрутов: популяризация среди жителей и гостей исторического, культурного и архитектурного наследия городского округа Тольятти.

Разработанный рабочей группой «Обзорный (кольцевой) туристический маршрут по городскому округу Тольятти» является одним из приоритетных маршрутов для городского округа Тольятти, который требует благоустройства территории по пути его следования.

Данный экскурсионный маршрут представляет оптимальный путь передвижения экскурсантов по всем трем районам (Комсомольский, Центральный и Автозаводский) городского округа Тольятти, который подчиняется требованиям логической последовательности посещения объектов экскурсионного показа и привлекательности общего восприятия.

При формировании мероприятий данного раздела Программы учтено, что по траектории следования маршрута «Обзорный (кольцевой) туристический маршрут по городскому округу Тольятти» расположены объекты (Центральная площадь, Площадь Свободы, скверы по ул. Жилина и К. Маркса, памятник В.Н. Татищеву), мероприятия по благоустройству которых включены в другие разделы данной Программы. В настоящее время управлением международных и межрегиональных связей разработан предэскизный проект по благоустройству траектории следования туристического маршрута, который охватывает вышеперечисленные объекты. Поэтому при составлении перечня мероприятий по благоустройству других разделов данной Программы учтены предложенные в предэскизном проекте разработки.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Для обеспечения выполнения мероприятий по благоустройству территории городского округа Тольятти, учитывая значительный объем финансирования, необходим комплексный программный подход. Решение обозначенных проблем можно достигнуть путем реализации муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы».

Программные мероприятия разработаны в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденными постановлением мэрии городского округа Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1, а также Генеральным планом городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года, утвержденным постановлением Тольяттинской городской Думы от 09.07.2004 N 1190 (в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 01.02.2012 N 762).

Для реализации ряда мероприятий Программы, в том числе по устройству объектов ландшафтной архитектуры на кольцевых развязках, арт-объектов на торцах зданий и других объектов, могут быть привлечены инвестиционные средства. В рамках муниципально-частного партнерства могут быть заключены соглашения на содержание территорий и объектов в рамках инициативы организаций и предприятий.

Наличие муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы», финансируемой за счет средств местного бюджета, даст возможность получить субсидии из областного бюджета, предоставляемые в целях осуществления мероприятий, направленных на комплексное благоустройство территорий муниципального образования и предусмотренных государственной программой Самарской области «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014 — 2018 годы».

(абзац введен Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 14.06.2017 N 1965-п/1)

С целью формирования современной городской среды, а также для решения проблем благоустройства территории городского округа Тольятти разработана Подпрограмма «Формирование современной городской среды на 2017 год» (далее — Подпрограмма).

Благоустройство дворовых и общественных территорий невозможно выполнить без комплексного подхода, который позволит наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых может обеспечить комфортные условия проживания всего населения. К этим условиям относятся чистые улицы, благоустроенные районы, дворы и дома, зеленые насаждения, необходимый уровень освещенности дворов в темное время суток.

(абзац введен Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 03.07.2017 N 2315-п/1)

С целью повышения роли общественности в создании и управлении городской средой необходимо вовлечение собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах придомовой территории многоквартирного дома, подлежащей благоустройству.

Предложения заинтересованных лиц о включении в настоящую Подпрограмму дворовых и общественных территорий подготавливаются в соответствии с Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений о включении дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий, подлежащих благоустройству, в муниципальную программу «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы» на 2017 год, утвержденным постановлением администрации городского округа Тольятти от 31.05.2017 N 1778-п/1.

Рассмотрение и оценка предложений о включении дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству, в муниципальную программу «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы» на 2017 год и организации общественного обсуждения проекта Подпрограммы осуществляются Комиссией в соответствии с постановлением администрации городского округа Тольятти от 31.05.2017 N 1777-п/1.

(абзац введен Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 03.07.2017 N 2315-п/1)

II. Цели и задачи муниципальной программы

(в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 17.03.2016 N 766-п/1) (в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 16.06.2015 N 1910-п/1)

1. Цель Программы: Организация благоустройства территории городского округа Тольятти для повышения комфортности условий проживания граждан в условиях сложившейся застройки, обустройство мест массового отдыха населения.

2. Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решение следующих задач:

2.1. Обеспечение комплексного благоустройства внутриквартальных территорий.

2.2. Организация новых и восстановление существующих мест отдыха на внутриквартальных территориях.

2.3. Обустройство мест массового отдыха в буферной зоне лесного массива.

2.4. Обустройство мест массового отдыха на береговых зонах водных объектов.

2.5. Обеспечение комплексного благоустройства территорий образовательных учреждений.

2.6. Организация парковочного пространства.

2.7. Приведение в нормативное состояние наружного освещения внутриквартальных территорий.

2.8. Обеспечение комплексного благоустройства знаковых и социально значимых мест.

2.9. Благоустройство обзорного (кольцевого) туристического маршрута по городскому округу Тольятти.

2.10. Проведение отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов и благоустройству их дворовых территорий, предусмотренных государственной программой Самарской области «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014 — 2020 годы».

(в ред. Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 14.06.2017 N 1965-п/1)

2.11. Повышение уровня благоустройства территорий городского округа Тольятти.

Достигается на основе цели и задач в составе Подпрограммы.

Цель Подпрограммы: Повышение уровня благоустройства территорий городского округа Тольятти.

— повышение уровня благоустройства дворовых территорий городского округа Тольятти;

— повышение уровня благоустройства общественных территорий городского округа Тольятти;

— повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий.

(пп. 2.11 введен Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 03.07.2017 N 2315-п/1)

3. Срок реализации настоящей Программы — 2015 — 2024 годы.

Период реализации Программы определен в соответствии со сроком реализации мероприятий, включенных в ее состав, а также для наиболее эффективного достижения цели Программы и решения поставленных задач.

III. Перечень мероприятий муниципальной программы

(в редакции Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 21.08.2017 N 2825-п/1)

В рамках Программы, исходя из цели и поставленных задач, предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий.

Программные мероприятия указаны в приложении N 1 «Перечень мероприятий муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы» и финансовые ресурсы на ее реализацию» к настоящей Программе.

Адресные перечни территорий, на которых запланированы работы по благоустройству, представлены в приложениях N 3 — 13 к настоящей Программе.

В рамках реализации Подпрограммы благоустройство дворовых территорий предусматривает:

1. Минимальный перечень видов работ:

— ремонт дворовых проездов;

— обеспечение освещения дворовых территорий (обеспечение освещением);

— установка урн для мусора (установка урн).

При этом указанный перечень является исчерпывающим.

2. Дополнительный перечень видов работ:

— оборудование детских и (или) спортивных площадок (оборудование детскими и (или) спортивными площадками);

— оборудование автомобильных парковок (оборудование автомобильными парковками);

— ремонт и (или) обустройство контейнерных площадок;

— ремонт и (или) обустройство отмосток;

— ремонт фасадов (ремонт элементов фасадов многоквартирных домов);

— ремонт и (или) обустройство тротуаров и пешеходных дорожек;

— ремонт или устройство ограждения;

— устройство площадок для выгула домашних животных;

— прочие аналогичные виды работ, направленные на благоустройство дворовых территорий.

Дополнительный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий реализуется только при условии реализации работ, предусмотренных минимальным перечнем по благоустройству дворовых территорий.

Визуализированный перечень образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории многоквартирного дома, включенного в Подпрограмму, приводится в Приложении N 14.

IV. Показатели (индикаторы) муниципальной программы

Ежегодные и итоговые результаты реализации Программы оцениваются через систему показателей (индикаторов).

Показатели (индикаторы) реализации Программы указаны в приложении N 2 «Показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015 — 2024 годы» к настоящей Программе.

V. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы

(в редакции Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 03.07.2017 N 2315-п/1)

Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе с учетом планируемых к поступлению в соответствии с действующим законодательством в бюджет городского округа Тольятти средств из бюджета Самарской области.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программы составит 3 855 028 тыс. руб., из них:

— местный бюджет — 3 527 299 тыс. руб.;

— областной бюджет — 243 879 тыс. руб.;

— федеральный бюджет — 83 850 тыс. руб.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программы за счет всех источников по годам составит:

2015 год — 214 150 тыс. руб.;

2016 год — 203 182 тыс. руб.;

* 2016 год — 87 336 тыс. руб. — оплата принятых в 2015 году обязательств;

2017 год — 390 507 тыс. руб.;

2018 год — 107 064 тыс. руб.;

(в ред. Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 21.08.2017 N 2825-п/1)

2019 год — 191 100 тыс. руб.;

2020 год — 1 374 389 тыс. руб.;

2021 год — 415 384 тыс. руб.;

2022 год — 393 024 тыс. руб.;

2023 год — 322 613 тыс. руб.;

2024 год — 243 615 тыс. руб.

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению. В ходе реализации Программы стоимость работ по выполнению мероприятий Программы ежегодно будет уточняться в связи с инфляцией и по результатам проведенных конкурсных торгов (аукционов), следовательно, в Программу будут вноситься соответствующие изменения.

Финансирование Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти главным распорядителям бюджетных средств, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Объемы финансирования Программы могут быть изменены в результате полученных субсидий из областного бюджета, предоставляемых в целях осуществления мероприятий, направленных на комплексное благоустройство территорий муниципального образования и предусмотренных государственной программой Самарской области «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014 — 2018 годы».

Сроки, объемы и источники финансового обеспечения мероприятий Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.

VI. Механизм реализации муниципальной программы

Организация управления и контроль за ходом реализации Программы осуществляются координатором Программы — департаментом городского хозяйства администрации городского округа Тольятти в соответствии с «Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти», утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 N 2546-п/1 (далее — Порядок).

Важными элементами механизма реализации Программы являются планирование, мониторинг, уточнение и корректировка показателей (индикаторов) Программы. В связи с этим ход реализации Программы, достижение цели и решение задач ежегодно оцениваются через систему показателей на основе результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.

Реализация Программы осуществляется на основании разработанных администрацией городского округа Тольятти нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы.

Исполнителями мероприятий Программы могут являться юридические или физические лица, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, а также в соответствии с Порядком предоставления субсидий на выполнение муниципального задания.

Исполнители мероприятий Программы предоставляют заказчикам Программы — органам администрации акты приемки выполненных работ (оказанных услуг), отчеты о выполнении муниципального задания (целевом использовании субсидий).

Заказчики Программы представляют Координатору годовые (итоговые) отчеты о реализации мероприятий Программы до 20 января года, следующего за отчетным периодом.

Координатор Программы представляет отчеты о ходе реализации Программы на Коллегию администрации в сроки и по форме согласно Порядку.

По результатам проведения ежегодного мониторинга хода реализации Программы при необходимости Координатор подготавливает проект постановления администрации городского округа Тольятти о внесении изменений в Программу, организует согласование и утверждение в установленном порядке.

Участие собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории многоквартирного дома, подлежащей благоустройству (далее — заинтересованные лица), в реализации мероприятий по благоустройству территорий, включенных в подпрограмму, выражается в форме трудового участия заинтересованных лиц, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.

При выполнении работ из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству территории не требуется.

При выполнении работ из дополнительного перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству территории обязательно. Участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству территорий, включенных в подпрограмму, выражается в форме трудового участия.

Трудовое участие заинтересованных лиц реализуется в следующих формах:

1) выполнение неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например: подготовка объекта (дворовой территории) к началу работ (земляные работы, снятие старого оборудования, уборка мусора) и другие работы (покраска оборудования, озеленение территории, посадка деревьев, охрана объекта);

2) предоставление строительных материалов, техники;

3) обеспечение благоприятных условий для работы подрядных организаций, выполняющих работы.

Администрация городского округа Тольятти устанавливает долю трудового участия при выполнении видов работ, включенных в дополнительный перечень работ по благоустройству дворовой территории, в размере не менее 1% от общего числа собственников помещений в многоквартирном(ых) доме(ах) и не менее одного человека от каждого собственника иного здания(й) и сооружения(й) в случае наличия таких объектов в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.

Трудовое участие заинтересованных лиц в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий должно подтверждаться документально в зависимости от избранной формы такого участия.

В качестве документов (материалов), подтверждающих трудовое участие, могут быть представлены отчет подрядной организации о выполнении работ, включающей информацию о проведении мероприятия с трудовым участием граждан, отчет (информация) совета многоквартирного дома, лица, управляющего многоквартирным домом, о проведении мероприятия с трудовым участием граждан. Отчет должен содержать информацию о количестве человек, принявших трудовое участие, и времени, затраченном на реализацию трудового участия. При этом рекомендуется в качестве приложения к такому отчету представлять фото-, видеоматериалы, подтверждающие проведение мероприятия с трудовым участием граждан, и размещать указанные материалы в средствах массовой информации, социальных сетях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Документы, подтверждающие трудовое участие, представляются в департамент городского хозяйства администрации городского округа Тольятти не позднее 10 календарных дней со дня окончания работ, выполняемых заинтересованными лицами.

VII. Планируемые результаты реализации муниципальной программы

(в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 17.03.2016 N 766-п/1)

Программа носит ярко выраженный социально-экономический характер.

Осуществление своевременного финансирования и успешное выполнение мероприятий настоящей Программы позволит:

— повысить комфортность условий проживания граждан на территории городского округа Тольятти;

— улучшить условия массового отдыха жителей и гостей городского округа Тольятти;

— обеспечить комплексное благоустройство территорий образовательных учреждений;

— привести объекты парковочного пространства в нормативное состояние;

— обеспечить комплексное благоустройство знаковых и социально значимых мест;

— привести в нормативное состояние наружное освещение внутриквартальных территорий;

— улучшить эстетическое состояние территории городского округа Тольятти;

— повысить уровень безопасности дорожного движения;

— повысить туристическую привлекательность;

— повысить уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);

— запустить реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;

— запустить механизм трудового и (или) финансового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;

— запустить механизм трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству.

(в ред. Постановления Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 21.08.2017 N 2825-п/1)

Показатели конечного результата

(в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 25.08.2015 N 2750-п/1)

docs.cntd.ru